Количественная теория полезности
Количественная теория полезности
Вариант №24 1. Задача. Фирма проводит рекламную кампанию на рынке монополистической конкуренции, в результате которой ее издержки на рекламу увеличились с 220 до 440 ден. ед. в месяц. При этом до проведения кампании функция спроса на продукт была Q = 81 - P, а в связи с проведением рекламной кампании Q = 69,5 - 0,5P. Предельные издержки фирмы постоянны и равны 15 ден. ед. Определите, как изменилась прибыль фирмы в результате рекламной кампании. Решение Монополистическая конкуренция - это структура рынка, на котором множество продавцов предлагают дифференцированные продукты. На рынке действует относительно большое число фирм, которые имеют небольшие доли рынка до 10%. Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товаров, реализуемых другими фирмами При выборе объемов продаж и цен на товары фирма не считается с реакцией своих конкурентов. Поскольку на рынке действует большое число продавцов, изменение объемов продаж одного из них незначительно сказывается на продажах других фирм. Монополист получает максимальную прибыль при условии MR = MC (предельный доход равен предельным издержкам) До проведения рекламной кампании: Объем продаж Q = 81 - P = 81 - 15 = 66 Выручка V = Q*P = 66*15 = 990 ден. ед. Издержки = Постоянные + Переменные TC = FC + VC = 220 + VC Прибыль = Выручка - Издержки = 990 - 220 - VC = 770 - VC ден. ед. После проведения рекламной кампании: Объем продаж Q = 69,5 - 0,5P = 69,5 - 0,5*15 = 62 Выручка V = Q*P = 62*15 = 930 ден. ед. Издержки = Постоянные + Переменные TC = FC + VC = 440 + VC Прибыль = Выручка - Издержки = 930 - 440 - VC = 490 - VC ден. ед. Изменение прибыли П = 770 - VC - (490 - VC) = 280 ден. ед. Ответ: в результате проведения рекламной кампании прибыль уменьшится на 280 ден. ед. Доводы в ПОЛЬЗУ рекламы - Реклама предоставляет покупателю информацию, необходимую для разумного потребительского выбора - Реклама поддерживает (финансирует) национальные СМИ. - Реклама стимулирует нововведения, требует наличия в товарах уникальных, полезных качеств - Реклама стимулирует конкуренцию - Реклама, стимулируя спрос, способствует повышению занятости Доводы против рекламы: - Давление на покупателя, поскольку часто реклама не информирует, а убеждает - Расходы на рекламу являются непроизводительными, отвлекают значительные ресурсы общества - Большая часть рекламы имеет тенденцию к самонейтрализации 4. Задача. При C = 0,6Yd, I = 120; G = 100; t = 0,25. На рынке благ установилось равновесие, но существующие производственные мощности позволяют увеличить национальный доход в 1.25 раза. Как государство должно изменить расходы на покупку благ и (или) ставку подоходного налога, чтобы обеспечить полное использование производственных мощностей при сбалансированности государственного бюджета? Решение Национальный доход Yd = MPC(Yd - t•Yd) + I + G Yd = 0,6(Yd - 0,25•Yd) + 120 + 100 Упростим выражение Yd = 0,6*0,75*Yd + 120 + 100 Равновесный объем Yd = 400 С учетом производственных мощностей Yd' = 1,25Yd = 1,25*400 = 500 Yd = 0,6(Yd - 0,25•Yd) + 120 + 100 500 = 0,6(500 - t•500) + 120 + 100 t = 0,067 Для сбалансирования можно уменьшить ставку подоходного налога до 0,067. 2. Объясните следующее сообщение из английского города Х: «Цены на рыбном рынке сегодня упали до такого низкого уровня, которые местные комментаторы назвали «катастрофическими», и все это из-за дефицита картофеля. Картофель служит одним из главных ингредиентов блюда, которое входит в меню почти любого кафе, а именно рыбы с жарено картошкой». Речь идет о взаимодополняемых товарах. Если нет картофеля, то не покупают и рыбу. Если нет спроса - цена снижается. 3. Чем отличается порядковый подход к анализу потребностей и спроса от количественного подхода? Каковы их общие черты? Количественная оценка полезности какого-либо товара или товарного набора имеет исключительно индивидуальный, субъективный характер. В основе количественного подхода лежит не объективное измерение полезности, а субъективные оценки потребителей. Относительно способности индивида количественно оценивать, хотя бы только для себя, полезность приобретаемых им благ высказывались сомнения с момента появления этой теории. Количественная теория полезности основана на предположении о возможности сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в специальных единицах. В качестве такой единицы предлагалось использовать единицу, названную «ютил» (от англ. utiliti - полезность). Ютилы - это гипотетические единицы полезности, предложенные для измерения удовлетворения, которое может получить человек от потребления какого-либо блага. Анализ поведения потребителя на основе количественной теории полезности предполагает использование следующих гипотез. 1. Рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы получить максимальное удовлетворение (максимум полезности) от всей совокупности потребляемых благ. 2. Каждый потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага. Предполагается, что шкала измерения полезности определена с точностью до линейного преобразования, поэтому она образует кардинальную, или строгую, меру. 3. Предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Принцип убывающей предельной полезности часто называют «первым законом Госсена». Таким образом, в количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора. Порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их "предпочтительности". В порядковой теории полезности понятие "полезность" означает не более чем порядок предпочтения. Утверждение "Набор А предпочтительнее набора B" эквивалентно утверждению "Набор А имеет большую для данного потребителя полезность, чем набор В". Вопрос о том, на сколько каких-либо единиц полезности или во сколько раз набор А предпочтительнее (или имеет большую полезность), чем набор В, не ставится. Таким образом, задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.
|