Конкуренция и монополия
Конкуренция и монополия
Тема: Конкуренция и монополия Компьютерный набор студента группы 24-БО-09 Сафроняка Тимура Николаевича Рынок действует по объективным экономическим законам, среди которых есть и закон конкуренции. Конкуренция - это совокупность связей и отношений между субъектами по поводу присвоения прибавочной стоимости, присвоения прибыли, полученной в результате позитивных и некоторых негативных сторон конкурентной борьбы между производителями товаров и услуг. Положительными (позитивными) сторонами конкуренции являются: 1. Развитие экономической системы через борьбу всех со всеми: предпринимателями между собой, наемными работниками за рабочие места, торговцами за привлечением покупателей, борьба между покупателями за лучшие виды товаров, борьба внутри государства, и за пределами - за своё влияние, за рынок товаров и услуг. 2. Конкуренция заставляет снижать затраты производства путём экономии ресурсов, роста производительности труда, улучшения трудовой дисциплины. 3. Конкуренция заставляет улучшать качество продукции, её ассортимент, обслуживание продаваемого товара. 4. Конкуренция побуждает снижать и выравнивать цены, повышать прибыльность предпринимательской деятельности. 5. Конкуренция обеспечивает перелив капитала в погоне за прибылью из одной отросли в другую, позволять выравнивать среднюю норму прибыли и активизируя структурную перестройку. Негативными последствиями конкуренции являются: 1. Концентрация производства, приводящая к монополиям. 2. Кризисы перепроизводства товаров в потоке за выпуском все большей массы товаров, дающий прибыль. 3. Конкуренция усиливает борьбу капиталов за уменьшение затрат на производстве, в том числе путем снижения зарплат. А это снижает платежеспособный спрос населения. 4. Конкуренция среди работников ведет к росту интенсивности труда, увеличивая армию безработных. 5. Использование не честных методов конкуренции большими предприятиями, производящими мелкие и средние предпринимательства к разорению. 6. Международная конкуренция ТНК ведется не честными методами, путем подкупа и разорения национальных производителей. 7. Не пользование рекламы или других видов маркетинговой деятельности в борьбе за покупателя увеличивает расходы на производство товаров, что ведет к увеличению цен на эти товары. Соотношение между позитивными и негативными сторонами конкуренции зависит от форм и методов конкурентной борьбы. На первой стадии, времени зарождения капитализма существовала свободная и честная конкуренция. Совершенная, свободная или честная конкуренция означала свободный доступ на рынок продавцов и покупателей. Ни один продавец или покупатель были в состоянии значительно повлиять на рыночную цену товара. И такой вид конкуренции является наиболее благоприятным для оптимального функционирования рыночного механизма. Но с конца 19 - начала 20 веков время чистой (совершенной), свободной конкуренции закончилось. Пришла, в результате появления монополий, несовершенная конкуренция. Причиной появлений монополий является промышленная революция 18-19 столетий, которая привела с одной стороны к появлению новых отраслей, а с другой - способствовала быстрому росту производства. Новые машины и механизмы, внедрявшиеся в производство, требуют значительных капиталовложений. Происходит концентрация капитала и производства. В одних руках сосредоточились большие деньги, дающие возможность иметь большое производство. И наоборот, большое производство даёт большие деньги. Возникли предприятия, сосредоточившие высокий уровень техники и технологии, имеющие научные лаборатории, получающие патенты. В СНГ такие патенты даются на 17 лет. А это означает: компания защищена от внутренней конкуренции на этот срок. Одновременно с концентрацией происходила централизация капитала - объединение ранее самостоятельных капиталов. Капиталы объединились для централизации производства за счет объединения нескольких ранее самостоятельных предприятий. Формы объединения: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат. Картель - объединение предприятий одной отрасли. Участники сохраняют производственную и коммерческою самостоятельность. Договариваются об объеме производства, цене, рынке сбыта. Синдикат - объединение предприятий одной отрасли. Участники теряют собственность на созданный продукт. Сбыт проводит общая контора. Сегодня алмазный синдикат контролирует мировой рынок необработанных алмазов Трест - объединение предприятий одной или нескольких отраслей. Теряют самостоятельность, а прибыль получают от суммы вложенного капитала. Концерн - объединение десятков и сотен предприятий промышленности, транспорта, торговли, в котором (этом объединении) главная фирма осуществляет финансовой контроль над участниками картеля. В США 500 мощнейших монополей, из которых 90% - многоотраслевые концерны и только 50% этих штатских корпораций выпускают однопрофильную продукцию. С 1960 годов появились конгломераты - объединения, поглотившие прибыльность предприятия разных отраслей. Американская телефонная монополия "АТТ" стала скупать гостиницы, автопрокатные станции и другие прибыльные объекты. В период кризисов конгломерат стремится избежать резких колебаний рынка. Появилось явление олигополия. От греческого олигос - мало, немного. Это сговор (тайный) или открытый договор больших фирм, позволяющий добиться на рынке господствующего положения и получать прибыли. В период появления монополий производство сосредотачивалось в руках тогда крупного капитала. В США 1% сосредоточил половину выпуска продукции. Клиенты того периода производили 1 млн долларов продукции и больше. Сегодня такие предприятия с продукцией 1 млн долларов относятся к категории мелких предприятий. Монополии применяют методы несовершенной конкуренции, ценовой конкуренции, неценовой конкуренции, нечестной конкуренции. Метод несовершенной конкуренции состоит в установлении монопольно высоких цен и присвоении на этой основе монопольно высоких прибылей. Ценовая конкуренция - борьба между конкурентами путем снижения цен. Применения демпинга. Неценовая конкуренция - борьба, основанная на одной и той же цене, но лучшего качества, ассортимента, послепродажного обслуживания. Нечестная конкуренция - промышленный шпионский подкуп чиновников, тайные договоры, диверсии против конкурентов, дезинформация покупателей, использование торговой марки. Вывод: Рынок с момента возникновения до сегодняшнего дня основан на конкуренции. Латинское слово concurrentia - борьба производителей за производство и сбыт товаров. Имеет положительные и отрицательные последствия. Честная, свободная конкуренция существовала до появления монополий. В современном мире капитала монополии применяют методы несовершенной конкуренции, ценовой конкуренции, неценовой и нечестной конкуренции.
|