Мировое хозяйство
Мировое хозяйство
Реферат по курсу "Экономическая теория" по теме: "Мировое хозяйство" 1. Закономерности возникновения и сущность мирового хозяйства Современный этап экономического развития существенно усилил всеобщую тенденцию в формировании мирового хозяйства. Расширение интернационализации хозяйственной деятельности и укрепление взаимной зависимости национальных экономик являются одной из важнейших особенностей современной эпохи. Мировое хозяйство -- это экономическая система, охватывающая все национальные хозяйства, связанные друг с другом международным разделением труда, различными формами экономических и политических отношений. Мировое хозяйство не может быть сведено к международным экономическим связям. Оно включает не только экономические отношения между странами, но и сами национальные хозяйства. Это объясняется тем, что в национальных хозяйствах осуществляется общественное воспроизводство и создаются материальные и духовные блага. Тем самым, национальные хозяйства являются первичным звеном не только в развитии производительных сил страны, но и в формировании международных экономических связей. В экономической литературе существуют различные точки зрения на этапизацию развития мирового хозяйства: при этом число этапов варьирует от трех крупных этапов до девяти более мелких с детализацией особенностей. Мы приведем одну из распространенных позиций этапизации, имеющей критерием различные уровни развития мирового хозяйства как целостного образования. Мировое хозяйство существовало не всегда. Национальные экономики исторически и логически предшествуют всемирному хозяйству. Целостная система мирового хозяйства сложилась в конце XIX века, когда практически завершилось формирование колониальных и полуколониальных империй в результате территориального и экономического передела мира между капиталистическими государствами и существенно активизировалась деятельность созданных там международных корпораций. Однако его материальные предпосылки начали складываться значительно раньше -- на стадии формирования индустриального способа производства. Следовательно, исторически формирование мирового хозяйства происходило на базе капиталистического способа производства как посредством создания соответствующей ему системы разделения труда между странами, так и посредством втягивания в мировые хозяйственные отношения народов колониальных и зависимых стран. Выделяют четыре основных этапа развития мирового хозяйства. Первый этап начался много тысяч лет назад, когда появился обмен продуктами между племенами, специализирующимися на изготовлении продуктов земледелия и продуктов животноводства. В последующем, с развитием общественного разделения труда, товарного производства и появлением государства, возникает и развивается торговля, принимая форму международных торговых связей. Второй этап развития мирового хозяйства относится к появлению капитализма, общественного разделения труда, индустриализации экономики. При этом торговля между государствами ведет к образованию мирового рынка. Третий этап представлен усиленным развитием международного разделения труда, концентрализацией и централизацией капитала и производства в форме монополистического разделения мира экономически. В конце XIX -- начале XX вв. происходило формирование мирового хозяйства. Четвертый этап характеризуется территориальным разделом мира, когда метрополии, по существу, стали колонизировать свободные страны, помимо существующих колоний. В результате произошло создание мировой системы хозяйства. Естественно, на этом не заканчивается международное разделение труда, а это значит, что не заканчивается развитие мирового хозяйства. Ныне непосредственной производительной силой все больше становится научно-техническая революция, принимая всемирный характер. Такой международный характер НТР требует и международных усилий ее развития. Чтобы пользоваться результатами НТР, необходимо объединение научных исследований и затрат национальных государств. В этом проявляются особенности современной стадии развития мирового хозяйства, позволяющие совместно использовать современные машины оборудования, технологии. Это и есть интеграционный процесс, способствующий развитию мирового хозяйства. Исходным пунктом образования всемирного хозяйства является мировой рынок, начало которому было положено великими географическими открытиями, территориальным и экономическим разделением мира, втягиванием метрополиями колониальных и зависимых стран в мировые хозяйственные связи. Формирование всемирного рынка было ускорено становлением машинного производства в ведущих промышленных странах. Малая емкость национальных регионов стала сдерживать рост производства. Машинному производству объективно потребовался мировой рынок. В свою очередь расширяющийся за национальные границы рынок стимулировал развитие массового производства и его дифференциацию. Крупная промышленность разрушила обособленность отдельных стран. Замкнутая экономическая система сделалась неэффективной. Поэтому в начале XX века и начался процесс образования мирового хозяйства. Мировое хозяйство как целостность формируется тогда, когда экономическое взаимодействие между национальными экономиками достигает высокой устойчивости. Критерием этой устойчивости служит то обстоятельство, что эффективность взаимодействия в рамках всемирного хозяйства выше, чем сумма результатов национальных экономик. При современном уровне производительных сил эффективное экономическое развитие любой страны возможно только в условиях ее вовлеченности в мировое хозяйство. Современное мировое хозяйство развивается весьма динамично. На его развитие существенное влияние оказывают НТР, растущая взаимозависимость национальных хозяйств, радикальная перестройка социально-экономических отношений во многих странах. 2. Классификация стран мирового хозяйства Современный мир разнообразен. Он состоит примерно из 220 независимых экономически самостоятельных стран. В настоящее время существует множество критериев классификации стран мирового хозяйства. В рамках мировой экономики страной считаются не только территориальные единицы, являющиеся государством, но и некоторые территориальные единицы, которые не являются государством, однако проводят самостоятельную и независимую экономическую политику и ведут отдельный экономический учет своего экономического развития. Это касается некоторых островных зависимых территорий Великобритании, Нидерландов и Франции, которые, не являясь самостоятельными государствами, рассматриваются как отдельные страны. Полное представление о группах стран в мировой экономике дают данные универсальных международных организаций, членами которых являются большинство стран мира -- Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда и Мирового банка. Оценка этими организациями групп стран в мировой экономике несколько различается, поскольку различно количество стран-членов этих организаций (ООН -- 185, МВФ-- 181, МБ-- 180). Однако любая классификация составляется исходя из задач каждой организации. Например, Мировой банк обращает больше внимания на оценку уровня экономического развития каждой страны, ООН -- на социальные и демографические аспекты и т. д. В экономической литературе при самом общем подходе к классификации стран мирового хозяйства выделяются три критерия: страновый (значение отдельной страны и тенденции ее развития); воспроизводственный (значение отдельных сфер и тенденции изменения); организационный (соотношение организационных форм мирового хозяйства: международные и транснациональные комплексы). На современном этапе в соответствии со спецификой хозяйственных систем выделяют: индустриальные страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой; по степени развитости: низкоразвитые, среднеразвитые, высокоразвитые. Различают новые индустриальные страны (НИС) Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, высокодоходные нефтеэкспортирующие (Саудовская Аравия, Кувейт и др.), наименее развитые страны (НРС), в том числе наиболее бедные страны мира (Чад, Бангладеш, Эфиопия), различные региональные союзы и интеграционные группировки. Согласно классификации ООН по уровню экономического развития и социально-экономической природе все страны делятся на: индустриальные (промышленно-развитые) страны с рыночной экономикой; развивающиеся страны и территории с рыночной экономикой; страны с переходной (от централизованно-планируемой к рыночной) экономикой. Из общего числа стран мирового хозяйства выделяются "индустриальные страны -- ТА развитых страны с моделью социально-рыночного хозяйства, которые характеризуются высоким уровнем развития производительных сил, интенсивным типом экономики, информационным типом воспроизводства, единым воспроизводственным процессом в рамках национальной экономики. В этих странах сосредоточена подавляющая часть экономического и научно-технического потенции ни мирового хозяйства. В этой группе стран особо выделяются шесть наиболее развитых государств: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия. Для более чем 140 развивающихся государств, в которых проживает большая часть населения мира, характерны многообразие социальных укладов, неустоявшиеся общественные формы, растущая роль государства, незавершенность формирования национальных хозяйств. Из всего многообразия отмеченных стран новые индустриальные страны в экономическом развитии сближаются с уровнем промышленно развитых стран, и происходит углубление различий между высокоразвитыми и наименее развитыми странами мирового хозяйства. В развивающихся странах экономический рост идет быстрее, но не столь динамично, как в наиболее развитых странах. Страны с переходной экономикой -- это 28 стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно планируемой к рыночной экономике. 3. Теории мирохозяйственных связей В экономической науке существует множество концепций мирохозяйственных связей. Теории Смита, Рикардо, Хекшера-Олииа представляют сильные аргументы в пользу свободной внешней торговли. Напротив, теория меркантилистов и теория протекционизма поддерживают правительственное вмешательство в целях развития экспорта через субсидии и ограничение импорта через тарифы и квоты. С Точки зрения меркантилистов, в интересах страны добиваться положительного сальдо торгового баланса. Они рассматривали мировую торговлю как "игру в ноль": если одна страна выигрывает, то другая проигрывает. Теория абсолютного преимущества (А. Смит) предполагает, что страны различаются по их способности эффективно производить товары. Экспортировать нужно товары, по которым страна имеет абсолютное преимущество, и импортировать те товары, по которым абсолютное преимущество имеют другие страны. Согласно теории сравнительного преимущества (Д. Рикардо), страна должна специализироваться на производстве товара, который она производит наиболее эффективно, и покупать товары, которые она производит менее эффективно, в других странах. Причем даже те товары, которые в данной стране производятся эффективнее, чем в других странах. Теория сравнительного преимущества предполагает, что свободная торговля увеличивает мировое производство, то есть является "игрой с положительной суммой". Данная теория также обосновывает открытием страны для внешней торговли экономический рост, что в спою очередь создает динамический выигрыш и для торговли. Неоклассическая теория Хекшера-Олина отстаивает тезис о том, что структура внешней торговли определяется различиями в распределении Производственных факторов. Она предполагает, что страна экспортирует товары, при создании которых интенсивно используются распространенные местные факторы, а импортирует товары, созданные при интенсивном использовании ресурсов, редких для страны. Авторы теории учли влияние на международную специализацию различий в обеспеченности факторами производства (в основном землей, капиталом и трудом). В отличие от классической модели затрат, Которая объясняет торговлю фиксированной, неоклассическая теория Обеспеченности факторами производства абстрагируется от естественных различий в производительности труда, предполагая, что все страны имеют одинаковый доступ к технологиям производства всех товаров. В рамках теорий международной торговли возникла модель на основе взаимного спроса. Ее последовательно развивали Дж. Милль, А. Маршалл, Ф. Эджуорт, Д. Мид. Взаимный спрос синтезирующий показатель спроса и предложения, с помощью которого определяется количество импортного товара, необходимого стране чтобы побудить ее продавать различные количества другого товара ни экспорт. Экспорт и импорт - это часть совокупных расходов, поэтому, как и другие составляющие совокупных расходов, они действуют с мультипликационным эффектом. Вклад в создание и разработку внешнеторгового мультипликатора внесли Д. Кейнс, Р. Кан, Ф. Махлуп и П. Самушсон. Внешнеторговый мультипликатор показывает влияние внешней торговли на рост национального дохода в ВНП. Новый протекционизм выступает за сокращение мировой торговли путем зашиты местных рынков и введения мер по поощрению торговли товарами, производимыми на локальном, национальном, затем региональном и только в крайнем случае на мировом уровне. Теории международной торговли подсказывают компаниям и правительствам приоритетные сферы деятельности, направления лоббирования интересов по либерализации торговли или введению ограничений. 4. Структура мирового хозяйства и формы экономических отношений Интернационализация производства проявляется в международных экономических отношениях. Основными элементами структуры мирового хозяйства являются: мировой рынок товаров и услуг; мировой рынок капиталов; мировой рынок трудовых ресурсов, международная валютная система; международная финансово-кредитная система; мировой рынок технологий. Становление национальных государств привело к превращению традиций обмена между поселенческими общностями в международную торговлю, которая стала исходной формой международного сотрудничества и повлекла за собой развитие перемещение рабочей силы, золота и серебра. Большую роль на первых этапах развития международной торговли играли связи с колониями и наиболее отдаленными странами. Например, торговля с Индией, Востоком, заморскими территориями была активней торговли европейских стран друг с другом товарами местного производства. После распада колониальной системы основные товаропотоки установились между экономически развитыми странами. Важнейшей чертой современной мировой экономики является растущая взаимозависимость стран. В 60-е--70-е гг. международная торговля становится основной движущей силой мирового развития. Это стало возможным в результате расширения торговли в системе ТНК и ослабления финансового регулирования. В настоящее время происходит глобализация рынков и производства. Экономическая система, при которой национальные рынки были обособлены друг от друга торговыми, временными, культурными барьерами, сменяется системой, при которой национальные рынки сливаются в единый глобальный. Уже сейчас сложились глобальные рынки вооружений, нефти, напитков, одежды, продуктов питания. Компании-производители, предлагая стандартизированный продукт, тем самым создают элементы глобального рынка. Вместе с тем существенные различия в предпочтениях потребителей на национальных рынках в определенных отраслях останутся надолго. В основе глобализации рынка лежит две группы причин: первая связана со снижением тарифных барьеров и либерализацией внешней торговли, вторая -- с изменениями в системе коммуникаций, информации и транспортных технологий. После Второй мировой войны индустриально развитые страны продекларировали в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ) цель сокращения барьеров на пути потоков товаров, услуг, капитала между странами. Средняя тарифная ставка в США, Германии и других странах на промышленные товары менялась от 14--26% в 1950 г. до 4,8--5,9% в 1990 г. и согласно решениям Уругвайской встречи в 2000 г. должна составить 3,9%. Полная взаимозависимость мировой экономики, где рынки товаров и услуг объединены, и нет дискриминации иностранных партнёров, до сих пор не достигнута. Например, в большинстве стран прямые иностранные инвестиции подвергаются частичной дискриминации, контролируется миграция рабочей силы, сохраняется квотирование ввоза и вывоза отдельных товаров. Как следствие глобализации рынка и производства в последнее десятилетие объемы международной торговли растут быстрее, чем объемы мирового производства, индустриально развитые страны все сильнее зависят от импорта. С 60-х гг. почти в два раза упала доля США в мировом объеме производства и торговли, что обусловлено ростом доли Западной Европы, Японии, новых индустриальных стран. Другим важным сдвигом с конца 80-х гг. стало открытие для международных связей экономик бывших социалистических стран: республик СССР, Восточной Европы, Китая, а также стран Латинской Америки, что тоже увеличило потенциальные возможности международной торговли почти вдвое. Внешнеторговая сфера четко регулируется государством. Основными инструментами государственной политики являются тарифы, субсидии, импортные квоты, добровольные ограничения экспорта, требования к качеству, административные процедуры. Под последними понимаются специфические требования государственных органов; так, например, Голландия вывозит луковицы тюльпанов практически во все страны, кроме Японии, где таможенники должны разрезать каждую пополам. Политические и экономические причины государственного вмешательства в международные торговые связи заключаются в необходимости зашиты интересов определенных групп в стране и достижения экономического подъема: защита "молодой отрасли" и рабочих мест в уже развитых; обеспечение национальной безопасности; развитие экспорториентированных и импортзамещающих производств. Международное движение капитала происходит в форме прямых и портфельных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции -- это инвестиции в средства производства или продвижения товара в зарубежных странах. Портфельные инвестиции -- это инвестиции в иностранные ценные бумаги. Принятие решения об осуществлении инвестиций зависит от множества факторов, которые побуждают компанию предпочесть их экспорту и импорту или стратегическим альянсам в виде лицензионных соглашений, контрактов на управление, франчайзинга. Стратегические альянсы не требуют инвестиций и предоставляют возможности контроля зарубежного рынка без существенных вложений собственных капиталов. Некоторые причины очевидны: торговые барьеры, доступ к внутреннему рынку, снижение затрат. Высокие транспортные издержки и импортный тариф объясняют, почему многие фирмы предпочитают горизонтальные прямые инвестиции лицензионным соглашениям или экспорту. Горизонтальные прямые иностранные инвестиции осуществляются в ту же отрасль, что и в стране-доноре, и соответствуют реализации стратегии глобальной организации производства. Например, стратегии компаний "Сони", "Форд", "Электролюкс". Вертикальные прямые иностранные инвестиции направляются в отрасли вверх или вниз по технологической цепочке, связанной с отраслью в стране-доноре. В последние двадцать лет проявились следующие тенденции в потоке и объеме международного движения капитала: во-первых, быстро увеличился ежегодный поток прямых инвестиций из развитых стран с $47 млрд в начале 80-х гг. XX в. до S 200 млрд в начале XXI в. Во-вторых, изменилась роль отдельных стран как источников капитала. Например, доля США снизилась, а Японии -- повысилась. В конце 70-х гг. на США приходилось 47% ежегодного инвестиционного потока из развитых стран. К 1990 г. эта доля снизилась до 10,3 %, хотя к середине 90-х годов увеличилась до 27%. Доля Японии в потоке капиталов за то же время увеличилась с 6 до 21 %. Другие крупнейшие страны-доноры -- Великобритания, Германия, Франция. В-третьих, произошли заметные сдвиги в направлении движения капитала. Все возрастающая доля инвестиций направляется в развивающиеся страны Азии и Восточной Европы. США остаются основным получателем инвестиций, однако с середины 90-х гг. на второе место вышел Китай. В США в начале 70-х п: иностранных инвестиций было в шесть раз меньше, чем американских за рубежом. К середине 90-х гг. соотношение стало 5:6. Кроме того, вес большая часть международного движения капитала осуществляется малыми и средними предприятиями, получающими прибыль от иностранных инвестиций. Международный перелив капитала растет темпами, превышающими рост объемов мировой торговли и мирового производства. Прежде всего, это объясняется тем, что, несмотря на снижение тарифных барьеров за последние 30 лет, компании-экспортеры опасаются введения протекционистских мер, и поэтому осуществляют инвестиции в производство для создания предприятий с местным имиджем. Рассмотренная выше глобализация торговли также создает стимулы глобальной организации производства для приближения к рынкам сбыта. Существенные сдвиги происходят и в международном движении рабочей силы, трудовой миграции. За последние тридцать лет общее количество мигрантов увеличилось более чем в 10 раз, особенно быстро рос поток мигрантов из развивающихся в высоко развитые страны, из стран Восточной Европы, Китая, СНГ. Движение рабочей силы в этом направлении имеет преимущественно экономические причины, хотя после обострения политической ситуации в этих регионах и военных конфликтов на Юге Европы значительную роль стали играть факторы неэкономические. Страны-импортеры рабочей силы получают возможность сэкономить на подготовке и обучении специалистов (особенно в случае утечки умов), сократить объемы социальных выплат, удовлетворять сезонный спрос на рабочую силу. Для стран-экспортеров иммигрировавшие граждане -- источник поступлений валюты в страну. Например, переводы граждан -- основной источник притока валюты в Пакистан. Примером международной миграции рабочей силы между развитыми странами является миграция в рамках ЕС, имеющая достаточно детально проработанную нормативную базу в виде "Хартии основных социальных прав рабочих ЕС" (1989). Внутриевропейская миграция позволяет оптимизировать отраслевую и профессиональную структуру занятости, сгладить проблему безработицы. Перелив рабочей силы из развитых стран в страны развивающиеся в настоящее время во все большей степени определяется политикой транснациональных корпораций по управлению персоналом. Этноцентрический подход к политике управления персоналом проявляется в замещении всех ключевых позиций в зарубежных подразделениях и международных отделах представителями страны материнской компании. Этот подход может обострить проблемы культурного взаимодействия. Полицентрическая политика состоит в назначении руководителями за рубежом местных представителей стран реципиентов, а в стране-доноре -- ее представителей, что характерно для японской корпорации "Ниссан". Данная политика может углубить разрыв в согласовании операций в различных странах. Геоцентрическая политика управления персоналом заключается в поиске лучших кандидатов на должности, независимо от их национальной принадлежности. В компании "Шелл" по всему миру работают более 5 тысяч специалистов-экспатриантов. Однако иммиграционная политика государства может ограничить усилия компании по созданию единой культуры и неформальной сети управления. Валютно-финансовые отношения -- это система взаимосвязей государств и хозяйствующих субъектов из разных стран по перемещению финансовых потоков и определению валютных курсов. К валютным ценностям относятся иностранная валюта, ценные бумаги иностранных эмитентов, драгоценные металлы (кроме лома и ювелирных изделий), драгоценные камни. Обращение валютных ценностей подлежит государственному регулированию. Спрос и предложение на валютном рынке определяется потребностью в валютном обеспечении товарных и нетоварных сделок на внешнем рынке, движения капитала. Валютный курс -- это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой. Данная котировка называется обратной. Прямая котировка -- это единица зарубежной валюты, выраженная в некотором количестве национальной валюты, например $ 1 USA = 28 руб. Котировка одной валюты в другую через валюту третьей страны (чаще всего через американский доллар) называется кросс-курс. Валюты могут быть свободно конвертируемыми, частично конвертируемыми и неконвертируемыми (замкнутыми). В последние годы достигнута внутренняя конвертируемость рубля: рубль можно обменять на иностранную валюту в России, но не за рубежом. Внешнюю конвертируемость имеют валюты развитых стран Запада, которые свободно продаются и покупаются почти во всех странах. Управление курсами национальных валют осуществляется правительственными органами и центральными банками стран. Восстановление нарушенного равновесия происходит путем реализаций девизной политики, банковских интервенций на валютных рынках, применения кредитных рычагов, а иногда и административного изменения условий обращения валютных ценностей. Выбор мер воздействия зависит от условий конвертируемости и способа фиксации курса национальной валюты. На основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-финансовых отношений созданы международные институты. Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Всемирный банк, региональные банки развития, финансовые организации ЕС. Банк международных расчетов координирует деятельность центральных банков стран, преимущественно европейских. Международный валютный фонд -- специализированное учреждение ООН -- содействует развитию международной торговли и валютного сотрудничества. Для выравнивания платежных балансов стран-членов МВФ предоставляет кредиты. Повышается роль МВФ как координатора международных кредитов и гаранта платежеспособности стран-должников. Всемирный банк включает четыре международных финансовых института: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций. МБРР является специализированным учреждением ООН, предоставляет странам-членам долгосрочные займы и кредиты, выдаст гарантии частным инвесторам. С 1996 г. Всемирный банк предоставил России кредиты на сумму более $ 10 млрд. Кроме евро, к международным валютам относятся специальные права заимствования как резервная валюта МВФ (СДР), рассчитываемая по корзине четырех валют: евро, японской иены, фунта стерлингов, доллара США. Платежный баланс страны составляется методом двойной записи международных сделок, совершенных в течение года между резидентами и нерезидентами. Унифицированная схема платежного баланса разрабатывается МВФ, что позволяет затем сравнивать платежные балансы различных стран. Классификация статей платежного баланса основана на различении счета текущих операций и счета движения капиталов и финансов. Торговый баланс предполагает учет экспорта и импорта товаров. Счет текущих операций включает товары, услуги, поступления и текущие переводы. Сальдо платежного баланса по текущим операциям равняется сумме сальдо торгового баланса (экспорт-импорт) и сальдо "невидимых операций" (услуги коммерческие и некоммерческие, поступления и переводы). Счета прямых инвестиций за рубежом и во внутренней экономике включают акционерный капитал, реинвестированный доход и прочие виды капиталу. Счет портфельных инвестиций включает пенные бумаги, долговые ценные бумаги, облигации и краткосрочные ценные бумаги, инструменты денежного рынка и финансовые производные инструменты. Прочие инвестиции включают торговые кредиты, займы, валюту и депозиты, прочие обязательства. Сальдо платежного баланса показывает финансирование потока реальных ресурсов и потому противоположно сальдо текущих операций. Расчеты по официальным резервным счетам показывают уровень ликвидных требований к стране со стороны нерезидентов и величину официальных резервов страны в иностранных ликвидных активах. Российский торговый и платежный баланс активен, и в последние годы наблюдается тенденция к увеличению положительного сальдо из-за благоприятного повышения мировых цен на сырьевые материалы. 5. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве В экономической теории определены несколько уровней экономической интеграции по мере ее возрастания: область (зона) свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полный политический союз. В области свободной торговли торговые барьеры между странами-членами убираются, но каждая страна проводит собственную внешнеторговую политику. В таможенном союзе внутренние торговые барьеры убираются и проводится единая внешнеторговая политика. Общий рынок подобен таможенному союзу, где дополнительно допускается и свободное движение факторов производства между странами. Экономический союз предполагает более тесную интеграцию, включая единую валюту и гармонизацию налоговых ставок. Политический союз -- это логическая кульминация попыток усилить экономическую интеграцию. Региональная экономическая интеграция -- это решение экономических проблем через свободные торговлю и инвестиционные потоки между соседними странами. Интеграция легко не развивается. Принося выгоды большинству, она требует значительных издержек. Соображения национального суверенитета часто замедляют или приостанавливают интеграционные процессы. Одной из черт современной мировой экономики является развитие региональных торговых блоков. Европейский союз (ЕС) через ряд этапов с 1951 г. развился в полноценный экономический союз, в ближайшей перспективе ведущий к единому внутреннему рынку, созданию единого Европейского банка с правом эмиссии единой валюты ЕВРО. Развитие ЕС показывает, что попытки перехода к единой валюте несоизмеримо сложнее создания таможенного союза и обеспечения свободы передвижения факторов производства. В настоящее время в составе ЕС 15 стран (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция), к 2005 г. в ЕС войдут еще 10 стран (Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония). Создание ЕС и увеличение торговых связей его членов побудили к возникновению других региональных торговых блоков. В Европе действует с начала 60-х гг. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в настоящее время включающая четыре страны: Великобритания, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. В ЕАСТ торговля промышленными товарами (но не сельскохозяйственными) между странами-членами ведется беспошлинно. По отношению к импорту из других стран государства - члены ЕАСТ устанавливают пошлины самостоятельно. С 1993 г. действует Центрально-европейское соглашение по свободной торговле, созданное странами "Вышеградской четверки": Польша, Венгрия, Чехия, Словакия. Эти блоки рассматриваются некоторыми экономистами как шаг на пути к полностью взаимозависимой глобальной экономике. Другие полагают, что свободная торговля будет развиваться внутри блоков, проводящих политику протекционизма по отношению друг к другу. Действительно, три четверти внешней торговли стран-членов ЕС приходится на их взаимные торговые связи. Однако страны Америки и Азии более половины экспорта направляют за пределы соответствующих регионов. Почти 40 % мировой торговли является межрегиональной. Новые свободные торговые зоны возникают в Северной и Южной Америке. В августе 1992 г. Канада, Мексика и США подписали Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Это соглашение создало свободный рынок на территории с населением 350 млн человек и валовым национальным продуктом более $ 6 млн. Это делает НАФТА похожей на ЕС по численности населения и размеру экономики. Соглашение содержит договоренности о тарифах, правилах страхования и определения места происхождения, телекоммуникациях, а также о таможенном регулировании, промышленных стандартах, правах на интеллектуальную собственность и безопасности пищевых продуктов. Есть также отдельные торговые соглашения по сахару, автомобилям и текстилю. Например, если 50--70 % стоимости автомобилей составляют местные затраты, то импортный тариф не применяется; Мексика отменила большую часть импортного тарифа в торговле с США. В Южной Америке с 1995 г. действует торговый пакт "МЕР-КО-СУР", заключенный между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем, который по сути союза является таможенным. Вместе с тем многие полагают, что глобальная либерализация торговли лучше региональных торговых союзов. Например, при участии в широких международных форумах, как ВТО, Мексика, объединившись с другими развивающимися странами, может максимизировать свои аргументы на переговорах с такими индустриальными державами, как США, Япония, страны ЕС, тогда как в одиночку и в сильной зависимости от США се позиции ослабевают. Для США участие в НАФТА является дополнением к многонациональным торговым связям, а не альтернативой, так как 55 % экспорта США направляется в Азию и Европу и менее 8 % -- в Мексику. Создание экономических союзов индустриально развитых стран, таких, как ЕС, нацелено прежде всего на либерализацию торговли. Интеграция развивающихся стран предполагает, главным образом, цели развития и регулирования инвестиций в новые отрасли в регионе. Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины и Индонезия создали Ассоциацию народов Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в целях индустриального развития. Например, финансовая корпорация АСЕАН содействует новым промышленным инвестициям, предоставляя стартовый капитал и способствуя созданию совместных предприятий с участием инвесторов из других стран, прежде всего Японии. Страны--члены АСЕАН решили создать свободную торговую зону АСЕАН в первом десятилетии нового века. Во многом такое решение обусловлено опасениями, что страны АСЕАН останутся в стороне от выгод мировой свободной торговли и прямых иностранных инвестиций, так как развитые страны более пекутся об обеспечении своих региональных торговых интересов, а не о многонациональной системе торговли. Национальное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется государством посредством внешнеэкономической политики, под которой понимается воздействие на развитие экономических отношений с другими странами. Внешнеэкономическая политика предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях в целом и с отдельными странами. Для обеспечения достижения поставленных целей вырабатываются соответствующие методы и средства. Внешнеэкономическая политика государства регулирует внешнеэкономическую деятельность во всех ее формах проявления. Большинство современных государств имеет обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики, позволяющий им оказывать активное влияние на структуру, географическое направление собственных международных экономических связей и на внешнеэкономическую политику других государств. Внешнеэкономическая политика любого государства неразрывно связана с его внутренней политикой. Поэтому ее содержание определяется конкретными общественными отношениями в данной стране, уровнем развития производительных сил, задачами расширения воспроизводства, решаемыми в рамках национального хозяйства. Участие страны в мирохозяйственных связях неизбежно приводит к изменению уровня благосостояния отдельных слоев населения в любой из стран: одни выигрывают в результате сделок (торговых, валютных, финансово-кредитных), миграции капитала и рабочей силы, другие несут известные потери. К тому же общий выигрыш от международных экономических отношений обычно неравномерно распределяется между партнерами: одни страны получают большую часть выигрыша, другие -- меньшую часть. Следовательно, международные экономические отношения затрагивают экономические интересы отдельных слоев населения и отдельных стран, интересы, которые переплетаются самым сложным образом и вступают в противоречие друг с другом. Общей причиной контроля за внешнеэкономической деятельностью со стороны государства является то, что правительство каждой страны на первое место, как правило, ставит национальные интересы. Так, к примеру, ограничения внешней торговли приводят к потерям для всего мирового хозяйства, хотя граждане отдельно взятой страны могут и выиграть от введения ограничительных мер. Несмотря на то, что защита внешней торговли в целом иногда оправданна, ограничительные меры обычно направлены на защиту частных экономических интересов и желание получить некоторые преимущества в настоящем. Это и обусловливает необходимость целенаправленного воздействия государства на экономические отношения с другими странами. При этом государство, регулируя внешнеэкономические операции, преследует цель создания наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики. Итак, под внешнеэкономической политикой государства обычно понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны. Общность объективных процессов, происходящих в мировой экономике и международных экономических отношениях, таких, как: обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, дестабилизация валютных курсов, неравновесие платежных балансов, экономическая и политическая нестабильность в странах восточной Европы порождает практически у всех стран во внешнеэкономической политике взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма. Протекционизм -- политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков. Либерализация -- политика государства, направленная на открытие внутреннего рынка для иностранных капиталов, товаров или рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. В связи с тем, что международная торговля исторически являлась первой формой международных экономических отношений, то и в экономической науке традиционно используется термин "фритредерство" (free trade) -- политика свободной торговли. Протекционизм и либерализация отражают, прежде всего, реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, На события, происходящие в международных экономических отношениях. В своей внешнеэкономической политике государства используют оба инструмента регулирования, в зависимости от определенного рынка, вида товаров или услуг. Зачастую характер взаимодействия этих мер диктуется спецификой той или иной отрасли. Начиная со времен А. Смита, экономическая наука выступает за либерализацию внешнеэкономических отношений, однако на практике абсолютно свободной торговли никогда не было и, видимо, быть не может. Правительства всех стран вводят те или иные ограничения на пути движения международных потоков товаров и услуг. Позиции протекционизма серьезно подорваны как практически, так и теоретически. Экономическая наука в целом отрицательно относится к протекционизму, однако его сторонники еще встречаются в деловых и политических кругах ряда стран. Правительства многих стран, определяя внешнеторговую политику, с одной стороны стремятся всемерно увеличить объемы экспорта, повышая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, а с другой стороны пытаются ограничить импорт, чтобы снизить конкурентоспособность зарубежных товаров на внутреннем рынке. Фактически и сегодня многовековая дилемма: что наиболее эффективно обеспечивает реализацию национальных экономических интересов во внешнеэкономической деятельности -- либерализация или протекционизм? -- окончательно не решена. В истории мировой экономики были периоды, когда чаша весов склонялась то в одну сторону, то в другую, но внешнеэкономическая практика, как правило, не принимала крайних экстремальных форм. Теоретические положения в поддержку протекционизма или либерализации если и являются противоположностями, то обязательно имеющими единство и обусловливающими друг друга. Ни одно из них не может существовать без другого. Доминирование той или иной теории в конкретный период времени объясняется тем, что она лучше подходит для описания процессов, характерных для этого периода. Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер. По мере расширения внешнеэкономических связей той или иной страны требуются все новые инструменты, отвечающие в наибольшей мере уровню развития производительных сил, конкретной социально-экономической ситуации. Они охватывают все формы внешнеэкономических связей. Наиболее разработанными и детализированными являются методы государственного регулирования такой формы внешнеэкономических связей, как внешняя торговля. Классическими инструментами регулирования внешней торговли являются тарифные меры, которые по характеру действия относятся к экономическим регуляторам, и нетарифные меры. Таможенный тариф -- это системы таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях - при экспорте изданной страны. Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Существующая классификация таможенных тарифов содержит в зависимости от различных критериев такие их виды, как: а) импортные и экспортные; б) адвалорные, специфические и смешанные; в) преференциальные и дискриминационные, компенсационные и антидемпинговые; г) фискальные и протекционистские. На национальном уровне регулирование государством международной торговли осуществляется посредством регулирования экспорта и импорта, однако не всякий ввоз товара в страну означает импорт, а не всякий вывоз -- экспорт. Так, товар может ввозиться или вывозиться из страны для переработки, или перевозиться через территорию страны транзитом. Чтобы обеспечить дифференцированный подход к таким ситуациям, мировой практикой выработаны различные таможенные режимы, оговоренные в таможенных кодексах страны. Это режим экспорта, выпуска для свободного обращения, транзита, реэкспорта и реимпорта, свободной таможенной зоны и др. Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных средств. Основным тарифным средством являются таможенные пошлины. Таможенная, пошлина поднимает отечественную цену импортного товара выше мировой, а отечественные производители расширяют выпуск. Поэтому тариф является средством защиты рынка, позволяя отечественным фирмам производить с предельными издержками, превышающими мировые. Сточки зрения предложения, введение тарифа действует подобно субсидии отечественному производству. С точки зрения спроса, более высокая цена побуждает потребителей сократить потребление. При этом потребители будут больше покупать у отечественных и меньше -- у иностранных производителей. Экономические последствия введения таможенного тарифа многообразны: он воздействует на производство, потребление, товарооборот и благосостояние страны, которая ввела импортный тариф, и ее партнеров по торговле. К общим принципам формирования таможенных тарифов различных стран относится увеличение тарифных ставок в зависимости от степени обработки товара, а к особенным -- повышение пошлин в ряде стран на продукцию отдельных видов производств (например, на сельскохозяйственную для защиты от конкурирующих товаров). Как правило, уровни таможенного обложения всех стран не остаются неизменными: они меняются под воздействием различных мировых экономических и политических процессов. В целом, для развитых стран характерна тенденция к постепенному снижению таможенных пошлин. В середине 50-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40%; в 70-х годах -- 7--10%; в конце 90-х годов в промышленно развитых странах она находилась в пределах 3--5%, а в России -- в пределах 13--16%. Действие Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного сразу же по окончании Второй мировой войны, в корне изменило ситуацию с таможенными тарифами. За прошедшие годы понизился средний уровень таможенного тарифа. Страны, заключившие ГАТТ, отказались от экспортного тарифа. Он используется сейчас только в торговой практике некоторых развивающихся стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, и распространяется обычно на товары традиционного экспорта. В России суммы экспортного тарифа в отдельные годы в несколько раз превышали суммы импортного тарифа, что является одним из препятствий для вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). В целом значение таможенного тарифа в настоящее время снижается, так как правительства большинства стран предпочитают прибегать к нетарифным методам ограничения международной торговли. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономических связей, согласно принятой в ООН классификации, делятся на три категории: а) внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, "добровольные ограничения экспорта", компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т. п.; б) меры административного характера, такие, как: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные формы, требования к упаковке, маркировке и т. д.; в) меры косвенного воздействия на внешнюю торговлю, такие, как лицензия и контингента (квоты). Эти меры используются практически всеми странами и направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта. К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования экспортно-импортных потоков относятся лицензии и Контингенты (квоты). Практически все страны мира используют эти нетарифные меры. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешения на внешнюю торговлю определенными, включенными в списки лицензируемых по экспорту и импорту товарами. Квоты или контингенты означают ограничения по стоимости или количеству, вводимые на экспорт и импорт определенных товаров на определенное время. При наличии таможенного тарифа можно закупать любое количество иностранных товаров, квота же ограничивает количество, а иногда и стоимость разрешаемого импорта. Квоты предпочтительнее таможенных тарифов, поскольку предоставляют правительству большую гибкость и власть при осуществлении экономической политики. Они придают импорту количественную определенность, изолируя отечественных производителей от угрозы иностранной конкуренции. Иногда импортная квота обходится стране дороже, чем эквивалентный тариф. Это происходит в том случае, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка или монопольного положения иностранных экспортеров. Использование квоты позволяет точно ограничить объем импорта в отличие от импортного тарифа. В то время как повышение таможенных пошлин может увеличить общую сумму импортных платежей, введение квоты гарантирует их сокращение. Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. В результате при неограниченных масштабах экспорта может возникнуть его дефицит на внутреннем рынке. Как правило, по мере приближения внутренних цен к мировым число квотируемых товаров сокращается. Широкое распространение нетарифных мер регулирования международной торговли объясняется рядом причин. Во-первых, большинство нетарифных мер не регулируются международными соглашениями, и их введение является прерогативой правительств отдельных стран. Правительства могут свободно манипулировать различными видами нетарифных ограничений торговли, что практически невозможно в отношении таможенных тарифов, которые регулируются ВТО. Во-вторых, нетарифные меры чаще всего не приводят к немедленному повышению цены товара, а следовательно, не ложатся дополнительным налоговым бременем на потребителя. Введение же таможенного тарифа предполагает увеличение цены товара на сумму таможенной пошлины. Поэтому широкие слои населения спокойно воспринимают известие о введение нетарифных мер, и у правительства в этом плане имеется ресурс "доверия". Процесс формирования российской системы внешнеэкономического регулирования, создания ее нормативно-правовой базы далеко не завершен. Россия, ликвидировав государственную монополию внешней торговли, за годы реформ использовала меры государственного регулирования, диктовавшиеся сиюминутными потребностями, что явилось отражением общего состояния экономики России, колебаний ее экономического и политического курса. Интернационализация производства в условиях углубляющегося международного разделения труда приводит к осознанию "границ" национального государства, его неспособности оказать содействие национальным производителям -- экспортерам за рубежом и защитить импортозамещающие производства внутри страны. Государства с целью снятия "непонимания" других субъектов, на мировых рынках идут на определенные издержки, чтобы установить "правила игры", и заключают соответствующие соглашения как в дву--стороннем, так и в многостороннем порядке. Международные соглашения представляют собой совокупность неформальных норм, составляющих "правила" игры, по которым осуществляется взаимодействие между экономическими субъектами разной страновой принадлежности в той или иной сфере их деятельности. В следовании нормам заключена предпосылка рационального поведения субъектов, несмотря на то, что нормы при этом считаются заданными извне, экзогенны. Межгосударственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется международными институтами в виде международных экономических организации, которых насчитывается несколько десятков. Их можно условно разделить на три группы по критерию значимости решаемых задач: а) общемирового уровня; б) регионального уровня; в) регулирования торговли по отдельным товарным позициям. Первая группа международных экономических организаций общемирового уровня включает ряд самостоятельных автономных международных организаций, созданных на основе межправительственных соглашений и обладающих широкой международной компетенцией в области экономики и в других смежных областях. Часть организаций входит в систему ООН и именуется как "специализированные учреждения" (термин, используемый в Уставе ООН), которые связаны с ООН специальными соглашениями о сотрудничестве и координации через посредство Экономического и Социального советов. Это следующие учреждения: Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Международная ассоциация развития (MAP). Международная организация труда (МОТ). Международная финансовая корпорация (МФК). Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Международный валютный фонд (МВФ). Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР). Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Продовольственная и сельскохозяйственная Организации Объединенных Наций (ФАО). Секретариат Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНК-ТАД). Часть международных экономических организаций функционирует за пределами ООН. К ним относятся: Всемирная таможенная организация (ВТО). Всемирная торговая организация (ВТО). Международная торговая палата (МТП). Ко второй группе международных экономических организаций регионального уровня относятся: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Европейский союз (ЕС). Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ). Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК). Центрально-европейская зона свободной торговли или центрально-европейская инициатива (ЦЕИ). Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС). Третья группа международных организаций специализируется на регулировании международной торговли в разрезе отдельных товарных позиций. Среди них наиболее известными считаются: ОПЕК -- организация стран--экспортеров нефти; АПЕК -- ассоциация стран--экспортеров железной руды; СИПЕК -- организация стран--экспортеров меди; ЕОУС -- европейская организация угля и стали; МПТФ -- международная пушно-торговая федерация; АПК -- альянс производителей какао и др. 6. Интеграция России в мировое хозяйство Внешнеэкономические связи в России и СССР до 80-х гг. осуществлялись в условиях государственной монополии. Экономика страны была практически оторвана от мировой. Товары поступали на ограниченный круг рынков по ценам значительно ниже мировых. Внешнеэкономические связи были излишне политизированы. Хотя СССР являлся одной из крупнейших индустриальных держав мира, его доля в мировой торговле не превышала 4 %. Основным направлением реформ в сфере внешнеэкономической деятельности стала ее децентрализация. В процессе либерализации право самостоятельного выхода на мировые рынки получили все российские предприятия. В международной торговле произошел переход к расчетам в свободно конвертируемой валюте и мировым ценам. Эти процессы имели свои "плюсы" и "минусы", но главное -- возникновение открытой экономики, преодоление ее автаркии (замкнутости). В последние годы достигнута внутренняя конвертируемость рубля: рубль можно обменять на иностранную валюту в России, но не за рубежом. Внешнюю конвертируемость имеют валюты развитых стран Запада, свободно продающие и покупающие почти во всех странах. Внешний долг России в 2006 г. составил $ 80 млрд, тогда как в 2000 г. был на уровне $ 158,4 млрд. Эффективность экспортных операций с нефтью, нефтепродуктами и поставок газа, проводимых российскими предприятиями, достаточно высока. Во многом это объясняется сохраняющейся разницей между мировыми и внутренними ценами. Однако сырьевая ориентация экспорта повышает чувствительность российской экономики к колебаниям на мировом рынке, и поэтому требуется оптимизация структуры внешнеэкономических связей, увеличение экспорта продукции высокой степени технологической обработки. Внешнеторговый оборот России недостаточно сбалансирован по странам-партнерам и по группам товаров. Около половины российского экспорта идет в страны ЕС, что для них означает 3 % импорта. Чрезмерно велик импорт продуктов питания (более 30 % от общего объема импорта), недостаточно осваиваются новые зарубежные технологии. Взаимодействие России с международными экономическими организациями в последние годы значительно усилилось. Большую роль в российских экономических реформах играли Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, предоставившие стабилизационные кредиты. Россия стала членом ГАТТ (Генеральное соглашение по торговле и тарифам), однако ее прием в ВТО может быть осуществлен только при соблюдении ряда условий. Существует несколько основных форм выхода предприятий на внешний рынок, прежде всего -- непосредственное осуществление внешнеэкономической деятельности, самостоятельное установление связей с зарубежными партнерами, заключение контрактов. Создание внешнеэкономических ассоциаций, акционерных обществ, специализированных внешнеторговых фирм, консорциумов является другой формой выхода предприятий на мировой рынок. Участники этих организаций передают им ряд своих функций по экспорту-импорту товаров и услуг. Хозяйственное сотрудничество с иностранными фирмами за рубежом заключается в создании предприятий с российским участием в других странах. Часто российские предприниматели создают оффшорные компании, которые расположены в так называемых налоговых гаванях (Сингапур, Канарские острова, Кипр). Создание предприятия с иностранными инвестициями в России требует тщательной подготовки технико-экономического обоснования деятельности предприятия, договора учредителей и устава. Вклады в уставный капитал оцениваются по согласованию между участниками на основе цен мирового рынка. Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 %, экспортируют продукцию собственного производства без лицензий. Лидирующее место по числу созданных в России предприятий с иностранными инвестициями занимают Китай, США и Германия. Планирование, управление и контроль внешнеэкономической деятельности осуществляются на каждом предприятии, которое занимается экспортно-импортным и операциями. Для этого создаются специализированные отделы или фирмы. Список использованной литературы 1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. - Ростов-на-Дону, 2008. 2. Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2007. 3. Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2007. 4. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. - М.: Финансовая академия, 2005. 5. Пузакова Е.П. Экономика. - Ростов - на- Дону: Феникс, 2006.
|