БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Модель экономического развития Азербайджана

Модель экономического развития Азербайджана

19

Министерство Образования Азербайджанской Республики

Азербайджанский Государственный Экономический Университет

Факультет: ______________________________________

Специальность: ______________________________________

Доклад

на тему:

Модель Экономического развития Азербайджана

Студента: ________________________

Группа: ________________________

Руководитель: _____________________

Баку-2007

Модель Экономического развития Азербайджана

Паспортные Данные Государства:

Азербайджан расположен на Южном Кавказе с выходом на Каспийское море. Протяженность береговой линии - около 780 км. Государства-соседи - Россия, Иран, Грузия, Армения, Турция.

Территория - 86 600 кв.км.

Население - 8,500 млн. чел.,

Столица - г. Баку (более 2 млн. жит.),

Государственный язык - азербайджанский.

Денежная единица - манат (равен 100 гяпик).

Азербайджан - Президентская республика

Глава государства - Президент, избираемый на пять лет на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. С октября 2003 года - Ильхам Алиев. Исполнительная власть - Правительство: Премьер-министр (А.Т. Раси-заде) и члены Кабинета министров, назначается президентом и утверждается парламентом. Законодательная власть - однопалатный Милли Меджлис (парламент) в составе 125 депутатов, избираемых на 5-летний срок на основе мажоритарной системы относительного большинства. Последние парламентские выборы состоялись 6 ноября 2005 г.

Судебная власть - Верховный суд, входящие в состав Суда палаты по уголовным и гражданским делам, местные суды.

Структура Экономики и ВВП.

Природные ресурсы - Азербайджан - наиболее богатая природными ресурсами страна Закавказья. В ее недрах залегают большие запасы нефти, природного газа, железной руды, цветных металлов, алюминия.

Промышленность - нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее, химическое производство, машиностроение, черная и цветная металлургия.

Сельское хозяйство - предприятия первичной переработки сельскохозяйственного сырья (хлопчатника, овощей, фруктов, табака, продукции овцеводства).

Транспорт - система железных и автомобильных дорог развита удовлетворительно. Имеются магистральные трубопроводы: Баку-Новороссийск, Баку - Супса, Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзерум.

В 2006 году ВВП Азербайджана составил 17,7 млрд. манат ($19,85 млрд.), что зафиксировало рост на 34,5% по сравнению с 2005 годом. Объем ВВП на душу населения в 2006 году достиг $2373, против $1514 в 2005 году. Валовая продукция промышленности в 2006 году составила $14,5 млрд. манат ($16.2 млрд.), что зафиксировало рост на 36.6% по сравнению с 2005 годом.

В формирование ВВП роль государственного сектора 23,8%, а негосударственного сектора составляет 76,2 %.

После восстановления государственной независимости в 1991 году Азербайджан начал реализовывать суверенные права и вести самостоятельную политику в сфере экономики. Главным направлением этой деятельности стали создание системы экономики, основанной на различных формах собственности, переход к рыночным отношениям и интеграция в мировую экономику.

Экономическое развитие со времени приобретения независимости по сей день можно разделить на два основных этапа. Первый, охватывающий 1991-1995 годы, явился периодом хаоса или упадка, второй, период макроэкономической стабильности и динамического развития экономики, начавшийся с 1996 года и продолжающийся по сей день.

В результате дальновидной политики и напряженного труда общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, несмотря на тяжелый исходный рубеж за короткий исторический период после восстановления государственной независимости удалось добиться очень больших успехов в социально-экономическом развитии страны и интеграции в мировую хозяйственную систему. Самое большое достижение заключается в том, что в результате осуществленного в этот период в стране процесса независимого государственного строительства возникала новая по сути развития и экономических реформ модель - Азербайджанская модель.

Знаменателен тот факт, что официальной основой реализации вышеупомянутой модели на втором этапе экономического развития стали принятые в Азербайджанской Республике политические документы (концепции, стратегии и программы) - ("Программа Государственной помощи малому и среднему предпринимательству в Азербайджане (1997-2000 гг.)", "Государственная Программа развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике (2002-2005 гг.)", "Государственная Программа развития машиностроительной промышленности в Азербайджанской Республике (2002-2005 гг.)", "Государственная Программа развития аграрного сектора в Азербайджанской Республике (2002-2006 гг.)", "Концепция демографического развития Азербайджанской Республики", "Государственная Программа по развитию в 2002-2005 годах туризма в Азербайджанской Республике", "Государственная Программа по сокращению бедности и экономическому развитию (2003-2005 гг.)", "Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 гг.)" и др.), а также ряд находящихся на стадии разработок ("Стратегия занятости Азербайджанской Республики", "Интегрированная стратегия торговли и инвестирования по не-нефтяному сектору" и др.).

Одним из важнейших направлений экономической политики Азербайджанской Республики явилась подготовка нефтяной стратегии независимого государства, автором которого стал общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев. Реализация стратегии началась с заключения на 30 лет соглашения о совместной эксплуатации месторождений "Азери", "Чыраг" и глубоководной части "Гюнешли" в азербайджанском секторе Каспийского моря и долевом распределении добытой нефти, заключенного между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики и 12 известными нефтяными компаниями (Амоко, БП, МакДермотт, Юникал, ЛУКойл, Статойл, Эксон, Турция петроллары, Пензойл, Иточу, Ремко, Делта) из ряда стран (США, Великобритания, Россия, Турция, Норвегия, Япония, Саудовская Аравия). День 20-го сентября 1994 года золотыми буквами вписался в новейшую историю независимой Азербайджанской Республики и навсегда останется в памяти нынешнего и будущих поколений. Подписание и реализация соглашения, в настоящее время известного во всем мире как "Контракт века", являются наглядным свидетельством претворения в жизнь новой нефтяной стратегии, разработанной Гейдар Алиевым и составляющей концепцию экономического развития независимого Азербайджана.

В 2006 году валовый внутренний продукт (ВВП) Азербайджана составил 17735.8 млн. манат ($19,85 млрд.), а индекс реального объема по сравнению с 2005 годом - 134,5%. Объем ВВП на душу населения в 2006 году достиг $2373, против $1514 в 2005 году. (См. Таблица 1.)

Таблица 1.

Структура ВВП по основным базовым отраслям экономики

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Всего

100

100

100

100

100

100

100

Сельское хозяйство, охотничество и связанные с ней услуги

15.9

14.7

13.8

12.2

10.8

9

6.9

Рыболовство

0.2

0.2

0.2

0.2

0.2

0.2

0.2

Промышленность, всего

36

37.6

37.4

37.2

38.3

47.5

57.5

Добывающая промышленность

27.6

29.6

28.9

27.5

29

39.4

51.6

Перерабатывающая промышленность

5.3

6.2

7.4

8.6

8.3

7.2

5.3

Производство и поставка электроэнергии, газа и воды

3.1

1.8

1.1

1.1

1

0.9

0.6

Строительство

6.5

5.8

8.7

11.2

12.5

10

7.5

Торговля, общественное питание, гостиницы

6.7

7.8

7.9

7.6

7.7

6.9

5.8

Транспорт и коммуникации

12

10.1

9.8

10

9.5

8.1

7.4

Социальное и неформальное обслуживание

16.5

15.9

14.2

13.8

13.8

10.6

8.2

Косвенные налоги

6.2

7.9

8

7.8

7.2

7.7

6.5

В результате широкомасштабных, фундаментальных реформ, проводимых в экономике страны, в 1995-2006 годах удалось добиться ощутимых результатов в области промышленности. Контракты о совместной деятельности по нефте и газодобыче, заключенные с крупными компаниями развитых стран 20 сентября 1994 года дали мощный импульс ускоренному развитию нефтяной и газовой промышленности. Наблюдается рост промышленного производства. Можно сказать, в результате ощутимого прогресса во всех сферах производства, в т.ч. нефтяной и газовой, химической и нефтехимической, машиностроительной и металлообрабатывающей, производстве строительных материалов существенно выросло производство продукции. Отметим, что наряду с добывающей, развитие получило также и перерабатывающая промышленность. За последние десять лет в перерабатывающих отраслях производство продукции выросло более в 2 раза.

В 1993-2006 годах открыто много новых предприятий. В результате выработанной общенациональным лидером политики "открытых дверей", которая продолжает осуществляться по сей день, численность действующих в стране иностранных и совместных предприятий выросла в несколько раз. В настоящее время в Азербайджане действует около 200 предприятия с иностранными инвестициями, представляющими 63 государств мира. В них открыты тысячи рабочих мест. Как свидетельство роста негосударственного сектора экономики следует рассматривать ощутимое увеличение хозяйственных субъектов новой формации, расширение и динамичное развитие малого предпринимательства, приток физических лиц в сферу бизнеса.

Немало работ проделано в направлении удовлетворения потребностей экономики и населения в энергоносителях. Ярким проявлением особого внимания Президента Азербайджана Ильхама Алиева к этой сфере является подготовленное Министерством Промышленности и Энергетики и утвержденная Указом Президента Азербайджанской Республики № 635 от 14 февраля 2004 года "Государственная Программа по развитию топливно-энергетического комплекса Азербайджанской Республики (2005-2015 гг.)", которая обеспечит энергетическую безопасность страны и более эффективно удовлетворит растущие потребности в энергоносителях.

Валовая продукция промышленности в 2006 году составила $14454.7 млн. манат ($16.2 млрд.). В 2006 году индекс реального обьема промышленного производства по сравнению с 2005 годом вырос на 36.6%. Этот высокий рост был обеспечен в основном за счет роста в добывающей промышленности (добыча нефти и газа). Рост в этом секторе составил 144.7%, в перерабатывающей промышленности - 106.9%, в энергетике - 108.8% (см. таблица 2).

Таблица 2.

Производство промышленной продукци по видам экономическойдеятельности за январь-декабрь 2006 года.

 

Объем производства продукции в текущих ценах, млн. манат

Индекс физического объема промышленной продукции, %

Вся промышленность

14454.7

136.6

из которого:

 

 

Добывающая промышленность

10132.1

144.7

Перерабатывающая промышленность

3729.2

106.9

из которого:

 

Производство пищевых продуктов, табака и напитков

1301.8

103.7

производство нефтепродуктов

1226.1

102.5

производство химических продуктов

231.1

114.3

металлургия и производство металлических изделий

394.2

111.2

производство машин и оборудования

51.8

148.4

производство оптических и электрических средств

33.9

123.7

Производство и поставка электроэнергии, газа и воды

593.4

108.8

Структура промышленной продукции по секторам производства в 2006 году выглядела следующим образом: обрабатывающая промышленность - 26,8% против 32,8% в 2005 году, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 9.8% против 12% в 2005 году, горнодобывающая промышленность - 63.4% против 55.2% в 2005 году (см. таблица 3).

Таблица 3.

Структура промышленности (по сопоставимым ценам 2000 года, %)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Вся промышленность

100

100

100

100

100

100

100

из которого:

 

 

 

 

 

 

 

Добывающая промышленность

53.5

56.4

55.6

52.5

50.7

55.2

63.4

Перерабатывающая промышленность

31.3

18.3

29.9

31.5

34.2

32.8

26.8

из которого:

производство пищевых продуктов, табака и напитков

3.2

3.7

3.5

3.5

3.3

2.7

2.2

производство нефтепродуктов

18.4

13.8

13.4

13.2

13.7

12

9.8

производство химических продуктов

3.4

2.9

3.9

3.9

4.7

3.7

3.4

производство других неметаллических минеральных материалов

0.8

1.4

1.9

2.1

3

3

2.4

металлургия и производство металлических изделий

0.4

0.5

0.7

1.8

3.1

3.2

2.8

производство транспортных средств и оборудования

1.9

1.9

3.3

3.7

3.5

5.6

4

Производство и поставка электроэнергии, газа и воды

15.2

15.1

14.5

16

15.1

12

9.8

В структуре обрабатывающей промышленности, как и в предыдущие годы, основная доля пришлась на производство нефтепродуктов (9.8%). Затем следовали: производство транспортных средств и оборудования - 4%, химическая промышленность - 3.4%, металлургия - 2.8%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 2.4%, производство пищевых продуктов, включая напитки и табак - 2.2%, производство текстильных и швейных продуктов - 0.8%, производство машин и оборудования - 0.5%, производство оптических и электрических средств - 0.3%, целлюлозно-бумажная промышленность, издательская и полиграфическая деятельность - 0.1%, другие виды деятельности - 0.5%.

В структуре добывающей промышленности, как и в предыдущие годы, практически вся доля пришлась на добычу нефти и газа.

В результате этих изменений, в течение 2006 года в структуре ВВП продолжала расширяться доля нефтяной отрасли. В частности, в структуре ВВП по сравнению с 2005 годом возросла только доля добывающей промышленности (с 39.4% до 51.6%), за счет чего и увеличилась доля всей промышленности - от 47.5% до 57.5%. Доля сельского хозяйства снизилась от 9% до 6.9%, доля перерабатывающей промышленности - от 7.2% до 5.3%, доля энергетики - от 0.9% до 0.6%, доля строительства - от 10% до 7.5%, доля торговли - от 6.9% до 5.8%, доля транспорта и коммуникаций - от 8.1% до 7.4%, доля прочих услуг - от 10.6% до 8.2%, доля косвенных налогов - от 7.7% до 6.5%. В целом, по данным национального Банка Азербайджана, производство ненефтяного ВВП составило 8101.8 млн манат ($9.1 млрд.), а его рост - 112.1%. Однако, следует отметить, что существование части ненефтяного сектора обусловлено развитием того же нефтегазового сектора.

Сельское хозяйство, будучи во все времена основной отраслью экономики Азербайджана, играло важную роль в развитии страны и обеспечении населения необходимыми потребительскими товарами. Принятие в 1995-1996 годах Законов "Об основах аграрных реформ", "О реформировании совхозов и колхозов", "О земельной реформе" и других важнейших правовых актов позволили осуществить кардинальные изменения в агропромышленном комплексе. Так, впервые в пространстве Содружества Независимых Государств, в Законе "О земельной реформе" нашли отражение передача земли в частную собственность, ее купля-продажа.

В результате серьезных структурных преобразований в сельском хозяйстве были ликвидированы все, включая совхозы и колхозы, сельскохозяйственные предприятия, а их собственность была разделена между членами хозяйств. В государственной собственности было оставлено небольшое количество племенных, растениеводческих и такого рода иных хозяйств. Ускорение формирования в селе нового вида собственности - крестьянско-фермерской - создали благоприятные условия для лучшей организации сельскохозяйственных работ и развития аграрного сектора.

Осуществленные в аграрном секторе Азербайджана реформы по своему радикализму и темпу коренным образом отличались не только от реформ, в иных областях экономики страны, но существенно разнились и от реформ, которые были проведены в странах Содружества Независимых Государств. Кроме того, они сыграли особую роль в формировании в стране частной собственности и развитии предпринимательства.

Валовая продукция сельского хозяйства республики в 2006 году составила в текущих ценах 1893.8 млн. манат ($2.1 млрд.), что превысило уровень 2005 года на 0.9%. Валовая продукция сельского хозяйства по отраслям имела следующий вид, в животноводстве она составила 831 млн. манат (43.9% от общего объема продукции), а в растениеводстве - 1062.8 млн. манат (56.1% от общего обьема продукции). В 2006 году в республике обьем рыболовста и рыбоводства составил 21001.4 тыс. манат ($23.5 млн.).

Одним из факторов, обеспечивающих экономическое развитие, является динамика капиталовложений. Так, направленные на капиталовложение инвестиции, наряду с ростом производства, служат строительству и сдаче в эксплуатацию новых предприятий, объектов образования, здравоохранения, жилья и иных объектов социального назначения, созданию новых рабочих мест. По этой причине, в экономической политике Азербайджанской Республики увеличение с каждым годом объема привлекаемых инвестиций, в т.ч. иностранных, занимает один из первостепенных мест.

Реформы в банковской системе сыграли важную роль в искоренении недоверия к банкам, возникшее в первые годы независимости. В стране началась работа по современному банковскому строительству, осуществлены мероприятия по формированию двухступенчатой банковской системы, укреплению банков, увеличению их уставного капитала. Не сумев наладить работу и не выдержав конкуренции в условиях свободной рыночной экономики, самоликвидировались слабые банки. Хотя численность банковских учреждений в стране уменьшилась.

В 2006 году объем находившихся в распоряжении Национального Банка Азербайджана официальных валютных ресурсов увеличился по сравнению с началом года более, чем в два раза ( на 105%). Сумма валютных резервов банка достигла $1,967 млн. В 2006 году обменный курс маната укрепился более чем на 5,1% к доллару США. Укрепление курса и рост резервов НБА были связаны с превышением предложения валюты на рынке над спросом на нее.

В банковской системе страны по-прежнему господствуют два государственных банка - Международный Банк Азербайджана (МБА) и "Капитал-банк". Несмотря на предпринятые попытки оживить процесс приватизации, по состоянию на сентябрь 2006 года, значительных результатов так и не было достигнуто. Государственные банки пользуются открытыми для них кредитными линиями по каналам Национального фонда поддержки предпринимательства для целей льготного кредитования предприятий. В результате этого объемы кредитования ряда частных коммерческих банков стали падать.

29-го декабря 1999 года общенациональный лидер Гейдар Алиев подписал Указ "О создании Государственного Нефтяного Фонда Азербайджанской Республики".

Основный смысл философии создания Нефтяного Фонда заключается в обеспечении справедливого распределения между поколениями нефтяных богатств, дарованных азербайджанскому народу Всевышним. Если одной из целей, поставленных перед Фондом, является сосредоточение и преумножение получаемых от продажи нефти доходов для будущих поколений, то другой - использование этих доходов на благо нынешних поколений с учетом удовлетворения текущих социальных нужд страны, прогресса и потребностей развития экономики.

На основе мудрого решения великого лидера Гейдара Алиева первые средства Нефтяного Фонда были использованы для финансирования мероприятий, направленных на улучшение социально-бытовых условий самой обездоленной и социально уязвимой категории граждан- беженцев и вынужденных переселенцев.

Средняя численность экономически активного населения Азербайджана в 2006 году составила 4026.9 тыс. человек, из них 98.7% были заняты в экономике. Официально зарегистрированный уровень безработицы составил 1.3% (53862 человек). То есть, по официальным данным, в стране практически нет безработицы. По данным государственного статистического комитета Азербайджанской Республики в 2006 году в сельском хозяйстве была занято 1548 тыс. человек, в промышленности - 185.6 тыс. человек, в строительстве - 222.8 тыс. человек, в торговле - 650.4 тыс. человек, в сфере транспорта и связи - 201.8 тыс. человек, в сфере образования - 339.4 тыс. человек, в сфере здравоохранения - 180.5 тыс. человек, в сфере государственной службы, обороны и социального обеспечения - 271.2 тыс. человек, в других отраслях - 373.3 тыс. человек. Примечательно, что в добывающем секторе промышленности, где работает всего 40.4 тыс. человек или 1.7% от общего числа экономически активного населения, было произведено 51.6% ВВП Азербайджана.

По сравнению с 2005 годом доходы государственного бюджета Азербайджана в 2006 году увеличились на 88,8%, а расходы на 76,6%. Удельный вес доходов госбюджета в ВВП Азербайджана, увеличившись на 4%, составил 21,9% от общего объема ВВП, бюджетные расходы, увеличившись на 3,5%, составили 21,3% от ВВП. Бюджетные расходы на одного человека увеличились с 250 манатов до 450 манатов. Государственный бюджет Азербайджана в 2006 году был исполнен с профицитом. Профицит бюджета составил 91,5 млн. манатов $79,6 млн. или 0,5% валового внутреннего продукта. Доходы бюджета достигли 3881.2 млн. манатов $3376,6 млн. при росте за год на 88,8%, расходы - 3789,7 млн. манатов $3297 млн. с ростом на 77%. Доходная часть госбюджета серьезно зависит от потоков нефтедолларов, благодаря которым формируется и часть налоговых поступлений. В 2006 году военный бюджет Азербайджана составил $700 млн.

По итогам 2006 года денежные доходы населения составили 9949.8 млн. манат ($11137 млн.), а денежные расходы - 8006.7 млн манат ($8962 млн.). Темпы их роста составили соответственно 123.4 и 123.0%. Аналогические показатели 2005 года составили соответственно 122.3% и 117.3%. Одновременно следует отметить, что по итогам 2006 года индекс потребительских цен составил 11.4% против 5.4% 2005 года.

В 2006 году среднемесячная номинальная зарплата занятых в экономике составила 141.3 манат ($158), что по сравнению с прошлогодним показателем выросла на 19.8%. Между тем, среднемесячная номинальная зарплата по секторам сильно отличалась. Так, если в сельском хозяйстве она составила 52.4 манат ($58.6), в сфере образования - 78.1 манат ($87.4), в сфере здравоохранения - 67.1 манат ($75.1), в перерабатывающей промышленности - 143 манат ($160.1), в энергетике - 145.1 манат ($162.4), то в добывающей промышленности - 649.3 манат ($726.8). В начале 2006 года число пенсионеров в Азербайджане составило 1399 тыс., среднемесячная пенсия которых составила 28.5 манат ($9.5). В начале 2007 года число пенсионеров составило 1227 тыс., среднемесячная пенсия которых составила 41.1 манат ($46).

После восстановления Азербайджаном независимости важное значение во внешней экономической политике уделялось связям с международными финансово-кредитными и экономическими учреждениями. За истекший период проделана существенная работа в этом направлении. Азербайджан является членом, можно сказать, всех авторитетных международных структур, в т.ч. с 1992-го года - Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, с 1999-го года - Азиатского Банка Развития, и постоянно проводит консультации с этими структурами по экономическим проблемам, вопросам перехода на рыночную экономику, пользуется их финансовыми ресурсами.

Внешнеэкономические связи страны:

Обьем внешнеторгового оборота Азербайджана по итогам 2006 года составил $11639.8 млн., в том числе экспорт товаров $6372.1 млн., а импорт - $5267.6 млн. Торговый баланс был положительным - $1104.5 млн. По итогам 2006 года во внешнеторговом обороте Азербайджана удельный вес стран СНГ составил 26% (в импорте - 39.8%, в экспорте - 14.6%), стран ЕС - 45.3% (в импорте - 30.8%, в экспорте - 57.2%). (См.Таблица 4.)

Таблица 4.

Внешнеторговый оборот Азербайджана в 2006 году (тыс. долларов США)

Страны

Внешнеторговый оборот

Импорт

Экспорт

Баланс

Всего

11639796.5

5267639.5

6372157.0

1104517.5

Страны с переходной экономикой

3034727,1

2100813,6

933913,5

1166900,1

Страны СНГ

3027885,7

2098168,2

929717,5

1168450,7

Страны Центральной и Восточной Европы

6841,4

2645,4

4196,0

1550,6

Страны с развитой рыночной экономикой

6601248,8

2147166,7

4454082,1

2306915,4

Страны Западной Европы

5368860,7

1692285,4

3676575,3

1984289,9

Из которых

 

 

 

 

Страны ЕС

5267610,3

1624323,1

3643287,2

2018964,1

Другие страны Западной Европы

101250,4

67962,3

33288,1

-34674,2

Другие страны с развитой рыночной экономикой

1232388,1

454881,3

777506,8

322625,5

Развивающиеся страны

2003820,6

1019659,2

984161,4

-35497,8

Страны с переходной и центрально-плановой экономикой

229921,7

222805,7

7116,0

-215689,7

Другие развивающиеся страны

1773898,9

796853,5

977045,4

180191,9

Главным торговым партнером Азербайджана является Италия, доля которой во внешнеторговом обороте Азербайджана в 2006 году составила 25.5% (около $2970 млн.). Лидирующее положение Италии во внешней торговле Азербайджана объясняется тем, что эта страна является самым крупным импортером азербайджанской нефти. По итогам 2006 года доля Италии в азербайджанском экспорте составила 44.7% ($2.7 млрд.), а в импорте - всего - 2.4% ($125 млн.). (См.Таблица 5.)

Таблица 5.

Главные торговые партнеры Азербайджана в 2006 году (тыс. долларов США)

Страны

Оборот

%

Импорт

%

Экспорт

%

Торговый баланс

Всего

11639796,5

1000

5267639,5

100,0

6372157,0

100,0

1104517,5

Италия

2970011,1

25,5

124602,9

2,4

2845408,2

44,7

2720805,3

Россия

1525843,5

13,1

1181584,1

22,4

344259,4

5,4

-837324,7

Турция

773185,0

6,6

385040,2

7,3

388144,8

6,1

3104,6

Израиль

711008,6

6,1

26179,7

0,5

684828,9

10,7

658649,2

Великобритания

459361,0

3,9

453764,6

8,6

5596,4

0,1

-448168,2

Германия

412843,2

3,5

403838,5

7,7

9004,7

0,1

-394833,8

Франция

403340,8

3,5

55837,4

1,1

347503,4

5,5

291666,0

Иран

381819,0

3,3

85917,4

1,6

295901,6

4,6

209984,2

Туркмения

378532,1

3,3

369007,2

7,0

9524,9

0,1

-359482,3

Украина

355915,9

3,1

317512,3

6,0

38403,6

0,6

-279108,7

Грузия

334477,3

2,9

49201,8

0,9

285275,5

4,5

236073,7

США

289842,4

2,5

1979490

3,8

91893,4

1,4

-106055,6

Казахстан

232908,0

2,0

127252,0

2,4

105656,0

1,7

-21596,0

Китай

228875,6

2,0

222493,1

4,2

6382,5

0,1

-216110,6

Япония

188338,4

1,6

188293,7

3,6

44,7

0,0

-188249,0

Греция

187351,9

1,6

5368,9

0,1

181983,0

2,9

176614,1

Финляндия

167732,0

1,4

167732,0

3,2

0,0

-167732,0

Таджикистан

131186,7

1,1

289,4

0,0

130897,3

2,1

130607,9

Румыния

119380,3

1,0

39258,1

0,7

80122,2

1,3

40864,1

Республика Корея

115286,2

1,0

46932,6

0,9

68353,6

1,1

21421,0

Нидерланды

105579,6

0,9

90938,1

1,7

14641,5

0,2

-76296,6

Бразилия

85317,4

0,7

85288,0

1,6

29,4

0,0

-85258,6

Шведия

84445,3

0,7

84367,2

1,6

78,1

0,0

-84289,1

Испания

69019,9

0,6

16182,1

0,3

52837,8

0,8

36655,7

Индия

58455,4

0,5

57447,6

1,1

1007,8

0,0

-56439,8

Другие страны

869739,9

7,5

485361,6

9,2

384378,3

6,0

-100983,3

После Италии вторым торговым партнером Азербайджана является Россия, доля которой во внешнеторговом обороте Азербайджана в 2006 году составила 13.1% (около $1.5 млрд.). При этом в импорте Азербайджана Россия занимает первое место. На долю России в 2006 году пришлось 22.4% (около $1182 млн.) от общего объема импорта Азербайджана и всего 5.4% ($344 млн.) от общего объема экспорта Азербайджана (хотя следует отметить, что Россия является самым крупным рынком ненефтяного экспорта Азербайджана). Доля Грузии во внешнеторговом обороте Азербайджана в 2006 году составила 2.9% ($334.5 млн), в том числе в импорте - 0.9% ($49 млн.), в экспорте - 4.5% ($285 млн.). Основная статья азербайджанского экспорта в Грузию - это нефтепродукты.

Основная статья азербайджанского экспорта - это нефть, доля которого в общем объеме экспорта Азербайджана в 2006 году составила 84.6%.(См. Таблица 6.)

Таблица 6.

Внешнеторговый оборот Азербайджана в 2006 году, по товарным группам

Название товаров

Импорт, тыс. долларов США

%

Экспорт, тыс. долларов США

%

Всего

5267639,5

100,0

6372157,0

100,0

живые животные

41207,0

0,8

647,9

0,0

овощи

201665,8

3,8

156295,1

2,5

животные и растительные жиры, масло

40655,7

0,8

63369,7

1,0

продовольственные продукты, напитки, алкоголь и уксус, табак

273233,4

5,2

101742,0

1,6

минеральные продукты

779758,1

14,8

5392663,0

84,6

продукты химической промышленности

249167,9

4,7

193023,3

3,0

пластмасса, каучук и изделия из них

134487,5

2,6

100563,8

1,6

кожа и изделия из кожи

1889,7

0,0

3386,7

0,1

древесина и деревянные изделия

53188,5

1,0

1265,6

0,0

бумага и картон,статьи целлюлозно-бумажного производства

80510,4

1,5

2597,0

0,0

текстильные материалы

64191,6

1,2

60951,3

1,0

обувь, головные уборы

16078,1

0,3

160,4

0,0

товары из камня, цемента и керамики

80619,3

1,5

1141,7

0,0

жемчуг, драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них

4478,6

0,1

6,0

0,0

сплавы

615572,2

11,7

149642,3

2,3

машины, электрическое оборудование

1547302,7

29,4

37136,2

0,6

транспортные средства

877820,4

16,7

84780,3

1,3

музыкальные инструменты, медицинское и другое оборудование

115602,3

2,2

4649,3

0,1

разные промышленные товары

86661,3

1,6

5759,1

0,1

произведения искусства

18,8

0,0

96,5

0,0

Проблемы развития страны:

В экономике Азербайджана действуют противоречивые тенденции. Экономический кризис, связанный с разрывом хозяйственных связей в результате распада СССР, карабахским конфликтом и внутренними неурядицами, преодолён лишь частично. Хотя поступления от развития нефтяного сектора и роста экспорта нефти смягчили неблагоприятные последствия кризиса, это не нашло отражения в улучшении социально-экономического положения населения, ликвидации безработицы и диверсификации экономической структуры страны. Экономика Азербайджана по-прежнему во многом зависит от добычи энергоносителей. В условиях стремительно растущих объемов поступлений от экспорта нефти и недостаточности монетарных инструментов, имеющихся у правительства, контроль над инфляцией и недопущение чрезмерного укрепления маната в реальном выражении становятся важнейшими задачами страны. Параллельно с этим азербайджанскому правительству приходится заниматься вопросами модернизации инфраструктуры и снижения высокого уровня бедности.

Можно заключить, что итоги социально-экономического развития Азербайджана за январь-декабрь 2006 года подтвердили, что основные макроэкономические показатели демонстрируют положительную динамику. Таким образом, результаты успешно осуществленных за короткий промежуток времени во всех отраслях экономики страны реформ еще раз наглядно свидетельствуют о верной экономической политике, настойчиво претворяемой в жизнь руководством Азербайджанской Республики.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011