Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия
Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия
36 Реферат Монопольная власть источники, показатели и экономические последствия: курсовая работа, 25 стр., 12 источн., 2 рис., 2 формулы. Ключевые слова: МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКА, МОНОПОЛИЯ. Цель работы - раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики. Объектом исследования является экономика страны. Методы исследования - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического. Исследования и разработки: результатом написания данной курсовой работы стало раскрытие понятия монополии, влияние монополий на стабильность экономики, место государства в регулировании монополий, современные тенденции монополизации, антимонопольное законодательство в Республике Беларусь. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. Содержание Введение 3 1 Монополия: понятие и необходимость 5 1.1 Сущность монополии 5 1.2 Влияние монополий на экономику страны 13 1.3 Современные тенденции монополизации 19 2 Антимонопольная политика в Республике Беларусь 23 Заключение 33 Список использованных источников 35 Введение В современном мире на фоне развитости различных рынков принято говорить о совершенной конкуренции как единственном инструменте для достижении роста и благополучия. Однако совершенная конкуренция практически не существует ни на одном из рынков. Поэтому следует выделить понятие монополии. На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы. Многие другие рынки достаточно конкуренты, чтобы рассматривать их как рынки совершенной конкуренции. Мировой рынок меди, например, имеет несколько десятков поставщиков. Этого достаточно, чтобы в случае, если один из поставщиков выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно. Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершенной конкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии. На понятии «монополия» мы и попробуем заострить внимание в нашей работе. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Основная цель данной курсовой работы - раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики. Объект исследования - экономика страны. Основные задачи: Дать определение монополии и выявить ее преимущества и недостатки. Показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий. Отразить современные тенденции развития монополий. Показать степень развития антимонопольного законодательства в Республике Беларусь. 1 Монополия: понятие и необходимость 1.1 Сущность монополии Монополия - это рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги, Существует три варианта, отражающих условия, при которых одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке. Вариант открытой монополии представляет собой ситуацию, при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного поставщика продукта. Монопольной власти фирма достигает, не имея специальных прав, полученных от государства в сфере защиты от конкурентов. Закрытая монополия возникает в том случае, когда фирма имеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическими ограничениями и запретами, выдвинутыми государством по отношению к конкурентам. Ситуация возникает, например, в тех случаях, когда вступление новой фирмы в данную отрасль (или род деятельности) лимитируется: *условием получения лицензии, *наличием авторского права, патентной защиты, *наличием разрешения заниматься данным видом деятельности Естественная монополия - экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрасли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом невозможна или нежелательна. В основе естественной монополии - особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Согласно постулатам неоклассической теории, естественные монополии формируются в тех отраслях, где долгосрочные издержки минимизируются при обслуживании всего рынка одной фирмой. Раздел рынка между двумя или тремя фирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмы будет неэффективным. Примером естественных монополий являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (передача электроэнергии, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникационная связь, железнодорожное сообщение. Модель монополии предполагает наличие у фирмы ряда специфических черт: *Уникальность продукции *Единственная фирма-гигант в определенной отрасли *Наличие непреодолимых барьеров для входа на рынок *Обладание полной информацией[12, с. 141] Каковы закономерности поведения монополистической фирмы? Образ действия субъекта в данном случае существенно отличается от поведения совершенно конкурентной фирмы. Это связано с тем, что в условиях совершенной конкуренции величина спроса на рынке не зависит от цены (кривая спроса на графике - горизонтальна). В этих условиях фирма может продавать любое количество своей продукции, при этом ее влияние на цену - нулевое. Именно поэтому совершенно конкурентную фирму называют «ценополучателем». На монопольном же рынке кривая спроса наклонена вниз, показывая тем самым следующую закономерность: чем больше монополист предлагает товаров, тем ниже становится цена. Монополист зависит от объема сбыта, однако у него существует возможность искать (и находить) варианты цены на свою продукцию. Это дает повод называть монополиста «ценоискателем». Как известно, любая фирма стремится к максимизации получаемой прибыли. Какие же возможности проявляются в условиях данной модели? Неоклассическая теория отмечает два способа (рис 1.1). Рисунок 1.1 Поведение монополиста на рынке. Методы максимизации прибыли. Примечание - источник: [12, с. 151] График первого метода показывает, что кривая совокупного дохода имеет «холмообразный» вид. Такую форму на приобретает в условиях несовершенной конкуренции (для сравнения: при наличии совершенной конкуренции данная кривая имеет форму прямой линии с положительным наклоном). Кривую TR пересекает кривая совокупных издержек (ТС). Наибольший размер прибыли достигается при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна. График второго метода показывает, что максимум прибыли можно определить, сопоставляя предельный доход (MR) и предельные издержки (МС). Максимальная величина будет наблюдаться при равенстве данных показателей. Положение равновесия фирмы определяется точкой Е (пересечение MR и МС). Если из этой точки провести вертикаль до кривой спроса D, то будет ясна та цена, которая обеспечивает наиболее высокую прибыль. Эта цена устанавливается на уровне Е2 Выделенный рядом прямоугольник означает величину монопольной прибыли. Каковы социально-экономические последствия данной формы конкуренции? В обобщенном виде их можно отразить следующим образом. Обратимся к общей социально-экономической оценке монополии как экономического явления Позитивные моменты монополии: *Монополии принадлежит ведущая роль в совершенствовании технологии. Получаемая сверхприбыль позволяет финансировать дорогостоящие НИОКР *Монополия может расчленять рынок на разные сектора, предлагая разным группам покупателей дифференцированные цены * Наличие монопольных структур - показатель состояния зрелости национальной экономики (монополия возникает лишь на достаточно высоком этапе экономического развития страны) *Монополист создает себе возможность контролировать значение двух параметров - объема выпуска и цены своей продукции. В итоге он производит продукцию в меньших объемах и продает ее по более высокой цене, чем это могли бы делать конкуренты *Присвоение высоких прибылей за счет искусственного повышения цен представляет, по сути, возможность облагать потребителей «частным налогом». В социально-экономическом аспекте это означает усиление неравенства в распределении доходов в обществе. *Экономическая теория отмечает еще один негативный параметр деятельности монопольной фирмы. Речь идет о так называемой X-неэффективности (данное понятие ввел в научный оборот американский экономист X. Лайбенстайн). Смысл данного понятия заключается в следующем. Достигая чрезмерной власти на рынке, монополия ликвидирует конкурентов, что приводит к устранению атмосферы постоянной борьбы за потребителя. Господство на рынке устраняет потребность в снижении издержек. Сокращается основа для экономии ресурсов. Значительные средства фирмы начинают тратить на люксовые внешние формы своей деятельности. Наглядным примером проявления неэффективности является деятельность многих крупнейших компаний России: *Отсутствует минимизация средних издержек производства. Негативные аспекты, отражаемые в различных формах проявления монополии: *Закрытые монополии представляют угрозу эффективно функционирующему рынку, поскольку их защищают правовые барьеры, не преодолимые для конкурентов. *Естественные монополии также могут стать причиной неэффективности рынка. Экономия на масштабах производства защищает их от появления новых конкурентов до тех пор, пока новая технология не даст возможности вести эффективное производство на фирмах меньших размеров *Меньшие негативные экономические последствия проявляет открытая монополия. Возможный приход новых конкурентов ограничивает возможность получения сверхприбыли в рамках долгосрочного периода. [12, с. 153] Почему существуют монополии? Преуспевающая монополия получает прибыли, которые привлекают и другие фирмы. Каким же образом монополисты сдерживают натиск других фирм? Каковы причины существования монополий? Существуют три главные причины, которые мы и обсуждаем кратко в этом параграфе. Один из примеров монополии, приведенный в начале этой главы, -- услуги местной телефонной связи -- указывает на основную причину существования монополий. Это экономия от масштаба. Именно благодаря экономии от масштаба многие отрасли являются естественными монополиями. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. [6, с. 203] Чтобы исследовать этот случай, покажем на рис. 1.2 кривые спроса и издержек для монополии, действующей в отрасли, в которой имеет место экономия от масштаба при всех объемах выпуска Чем выше объем выпуска, тем ниже средние издержки и, следовательно, предельные издержки ниже средних издержек при всех объемах выпуска. Рисунок 1.2 Измерение общей величины социальных издержек, связанных с монополией. Примечание - источник: [6, с. 203] Монопольной цене и объему выпуска соответствует точка А, при этом объеме выпуска: MR = МС(1.1) где MR - предельная прибыль; MC - предельные издержки. В точке А монополия получает прибыль в размере затененной площади: (Рm -- ACm)*Qm(1.2) где Pm - цена монополиста; ACm - средние издержки монополиста; Qm - объем выпуска монополиста. В какой точке достигалось бы равновесие, если бы данная отрасль была конкурентной? Поддавшись первому побуждению, мы могли бы взять кривую МС в качестве кривой предложения конкурентной отрасли и отыскать на ней точку, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Такой точкой является точка С на рис.1.1. Но данная точка не может быть точкой долгосрочного конкурентного равновесия. В силу существования в отрасли экономии от масштаба предельные издержки всегда ниже средних издержек. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, как в точке С, то средние издержки были бы выше цены и имел бы место убыток, равный расстоянию CG, от каждой проданной единицы блага. В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль не могла бы находиться в состоянии конкурентного равновесия. Монополия в данном случае является «естественной» в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки. Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрасли было две фирмы, каждая из которых производила половину общего выпуска отрасли. Как соотносились бы величины средних издержек, если бы существовало две фирмы и если бы тот же объем выпуска производился единственной фирмой? Так как средние издержки растут по мере падения объема выпуска, у нас все время было бы две фирмы, производящие в точке, в которой средние издержки выше, чем они были бы, если бы весь выпуск производился только одной фирмой. Поскольку единственный продавец благодаря экономии от масштаба может производить с меньшими затратами, то данной отрасли было бы трудно избежать превращения в монополию. Если бы в отрасли было более одной фирмы, то одна из них могла бы снизить цену и резко расширить выпуск и, следовательно, создать трудности с получением прибыли для своих более мелких соперников. Таким образом, «естественность» монополии заключается также в том, что скорее всего она является следствием свободного действия рыночных сил. Вторая причина существования монополии состоит в том, что одна-единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете Упоминавшаяся выше алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем. В течение многих лет фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенными патентами. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности. Третья причина существования монополии состоит в государственном ограничении притока новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону только местная электрическая компания может поставлять вам электроэнергию, и только фирма «Поляроид» благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной-единственной компании. Зачем правительству создавать монополию в области импорта товаров? Оно могло пойти на это по политическим соображениям, или за юз-награждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причине. [7, с. 204] Эти три причины могут быть связаны между собой. Правительство может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, если имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительной с точки зрения общества Но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем чтобы ослабить основные проявления неэффективности монополизации. Таким образом, монополия - это ситуация, когда на рынке действует один или очень мало продавцов, а покупателей при этом большое количество. Данное явление имеет как положительные, так и отрицательные моменты в противовес общему мнению о их неэффективности. В целом государство не может обойтись без монополий, так как в силу своей специфики иногда они просто необходимы. 1.2 Влияние монополий на экономику страны Государство в силу специфики развития в той или иной степени допускает возможность существования монополий. Причины могут различны. Как правило речь идет о социально-значимых отраслях: энергетика, военное производство и т.д. Также монополии могут более эффективны в отраслях, которые требуют большого объема инвестиций и имеют общегосударственное значение. Примером может служить российская компания «Газпром», где для разведки и разработки месторождений требуются очень большие средства. Естественно, что малые компании не смогли бы справиться с данной задачей. В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. Но, как правило, это отрасли, связанные с добычей или переработкой энергетического сырья, предоставлением транспортных или иных коммунальных услуг. Формы государственного участия в управлении деятельностью этих отраслей варьируют от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных отраслей или предприятий государственной собственности) до регламентации лишь отдельных аспектов деятельности частных компаний, сохраняющихся в этих отраслях (определение важнейших ориентиров их развития). [3, с. 53] Проще всего проанализировать эффект действия монополий в таких странах, как США. В США национализация в силу исторических причин не приобрел существенных масштабов. Здесь активное вмешательство государств проявилось в более мягких формах. Наиболее последовательно и широко государственное регулирование применялось в отраслях общественного пользования. Это прежде всего газо-, электро- и водоснабжение, также различные отрасли связи. Все это капиталоемкие отрасли с медленным оборотом производственных фондов. Так как дублирование однотипных компаний в одном регионе было бы не эффективным, то с точки зрения инвестирования это было бы абсолютно неэффективно. Поэтому государство допускает действие монополий в данном сегменте. В частности оно освободило эти отрасли от действия антитрестовских законов. Более того, в определенной мере оно стимулировало в них укрепление масштабов производств, что способствовало росту объемов операций внутри одного и того же района, снижению единичных задержек, улучшению обслуживания потребителей. В обмен на ряд привилегий, в том числе финансовых, которые предоставлялись государством отраслям общественного пользования, последние были обязаны выполнять определенные требования, например, обслуживать качественно и в любое время всех без исключения потребителей, обращающихся к ним за услугами. Естественно, что государство в данных монополиях контролирует некоторые аспекты их деятельности Это относится к их финансовой деятельности, области ценообразования, начисления заработной платы и др.. Кроме того, количество кампаний и строительство новых предприятий (например, газопроводов, ГЭС и прочих подобных объектов) контролировалось органами местной или федеральной власти путем выдачи на них специальных разрешений - сертификатов. Цель такого регулирования - обеспечить общество (особенно промышленность) теми преимуществами, которые дает приобретение продукции и услуг общественного пользования по разумным с точки зрения правительства ценам. Данная политика является весьма дальновидной, так как основными потребителями продукции данных монополий являются компании с частным капиталом. Основные функции контроля над ценами продукции и услугами отраслей общественного пользования, в частности электроэнергии и природного газа, возложены на специальные комиссии штатов и Федеральную энергетическую комиссию. Регулирующая деятельность специальных комиссий ограничена операциями в пределах отдельных штатов. Сфера регулирования Федеральной энергетической комиссии - это межштатная торговля электроэнергией и газом, включая и ценообразование на эту продукцию. По мере роста межштатных операций функции контроля над тарифами все больше переходили от комиссий штатов к Федеральной энергетической комиссии. Правительственное регулирование цен в отраслях общественного пользования преследовало двойную цель. Во-первых, оно должно было стимулировать расширение производств и сбыт продукции, необходимой во всех сферах экономики, по ценам, приемлемым для компаний потребителей; и во-вторых, обеспечить определенную прибыль компаниям отраслей общественного пользования, способствуя привлечению в эти отрасли новых капиталов. В области ценообразования государство, как отмечалось выше, также имеет контроль. Оно устанавливает верхний предел цены, который предполагает покрытие издержек монополий плюс разумную прибыль. Под "разумной" прибылью понимается такая норма прибыли, которая выше процента, получаемого по правительственным облигациям, но ниже средней нормы прибыли во всей обрабатывающей промышленности. Допустимые нормы прибыли время от времени пересматриваются. В зависимости от экономической конъюнктуры они варьируют по различным штатам. В межштатной торговле прибыль обычно устанавливается в размере 5-7% на основной капитал, иногда чуть выше, но не больше 12% (средний уровень прибыли в обрабатывающей промышленности). Норм прибыли в отраслях общественного пользования чаще всего рассчитывается по отношению к остаточной стоимости основного капитала (за вычетом амортизационных отчислений). Вместе с тем, разрешенная норма прибыли не гарантируется. Ее фактическая величин зависит от конкретных условий работы фирмы, от конъюнктуры рынка, от успешного сбыта продукции. Недостаток прибыли в какой-либо период времени обычно не позволяет компенсировать ее избытком сверх установленного норматива в более поздний период. Очень часто регулирующие комиссии устанавливают лишь общую норму прибыли для компаний, предоставляя последним широкую свободу разработки конкретных тарифов на свою продукцию при условии не превышения установленных общих лимитов. Ограничение размеров прибыли определенным нормативом нередко вызывает стремление компаний увеличивать не норму прибыли, ее массу, что достигается, главным образом, путем расширения сбыт своей продукции, иногда даже за счет снижения цен на нее. При определении тарифов компании отрасли общественного пользования учитывают в основном 2 фактора: издержки производства, характеризующие экономические условия производства в фирме, и ценность услуги, отражающей величину и динамику спроса. Использование принципа "ценности услуги" позволяет установить разные уровни цен на одну и ту же продукцию в зависимости не от издержек, лишь от целей потребления. Возможность такой дифференциации цен в большинстве случаев объясняется монопольным положением компании - производителя на каком-либо рынке. [3, с. 61] Государственное регулирование оказывает существенное влияние на уровень и соотношение цен в отраслях общественного пользования. Однако масштабы точного влияния постоянно меняются. Показателен в этом от ношении пример газовой промышленности. До 1935-1938г. регулирование цен на природный газ и электроэнергию осуществлялось только в пределах отдельных штатов местными властями или специальными комиссиями. Все поставки за пределы штата, имевшие в то время небольшой объем оставались вне контроля. К середине 40-х годов благодаря достижениям в области передачи электроэнергии и транспортировки газа на большие расстояния размеры межштатных операций значительно возросли. Их роль стала столь существенной, что в 1935г. на Федеральную электрическую компанию впервые были возложены обязанность регулировать цены межштатных поставок электроэнергии, в 1938г.- и межштатных поставок природного газа. При этом государственное регулирование цен в промышленности природного газа первоначально распространялось только на компании занятые местным распределением газа и осуществляющие поставки газа из одного штата в другой. Цены производителей (добытчиков) газа находились вне контроля со стороны Федеральной энергетической компании, что закрепляло их монопольное положение при снабжении газопроводных компаний и установлении цен. Такое положение сохранялось в течении почти двух десятилетий, и только в 1954г. под давлением газопроводных и распределительных компаний, также крупных промышленных потребителей, Верховный суд США принял решение, изменившее эту ситуацию. Федеральная электрическая компания получила право регулирования наряду с ценами оптовой торговли на цены производителей. Теперь любые продажи (даже в залежах), предназначенные для торговли за пределами штатов, становились объектом регулирования со стороны Федеральной энергетической компании. В результате, любая фирма-производитель, желающая изменить цену, по которой газ продавался газопроводным компаниям, должен был предварительно получить разрешение компании. Основным направлением государственного регулирования в промышленности природного газа долгое время являлось сдерживание роста цен, что имело и положительные (значительный рост потребления природного газа ), и отрицательные последствия. В частности, расценки внутри штата не регулировались, шло расширение поставок газа внутри штата в ущерб межштатной торговле. Кроме того, заниженные цены ослабляли у компаний - производителей стимулы к расширению поисковых и разведочных работ, что вело к сокращению обеспеченности добычи разведываемых запасов. В попытке преодолеть нежелательные последствия регулирования была введена система двойных цен на старые и новые месторождения. От практики установления Федеральной энергетической комиссией дифференцированных цен для крупнейших газодобывающих районов начали переходить к системе единых цен для торговли между штатами. Уровни цен были повышены. Но все эти меры оказались недостаточными, что породило настойчивые требования ослабить или снять ценовой контроль. В 80-е годы в США наметилась тенденция к дерегуляции; сокращению вмешательства государства в экономическую деятельность. В этот период правительством были предприняты шаги, обусловившие усиление конкурентных начал в отраслях общественного пользования, в частности было значительно ослаблено регулирование газовой промышленности. Аналогичные процессы имели место и в других отраслях общественного пользования (телефонной связи, энергетике и т.п.). Таким образом, монополия имеет двоякое влияние на экономику. С одной стороны это мешает развитию конкуренции и свободному ценообразованию. С другой - отрасли в области государственной безопасности невозможно отдать в частные руки. Несмотря на тенденцию снижения государственного вмешательства, общество считает нежелательным полное де регулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остается сферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут меняться. 1.3 Современные тенденции монополизации Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Все это начало приводить к централизации, т.е. процессу поглощения крупными игроками на рынке более мелких фирм, которые до этого были их конкурентами. С другой стороны НТР усиливает конкуренцию, когда на рынке появляется совершенно новый продукт, изобретенный не монополистом, что разрушает гегемонию монополиста. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений. Современная монополизация имеет ряд особенностей. Процесс глобализации и вытекающий из него процесс транснационализации обусловил сегодняшние тенденции монополизма. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный «управленческий холдинг», который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность. [3, с. 82] Одна из интересных особенностей сегодняшних монополий - это скрытность. С одной стороны они действуют в рамках жесткой конкуренции с малыми предприятиями, с другой - эти малые предприятия являются для крупных компаний всего лишь подрядчиками и т.д. Тем самым эти малые предприятия и зависимые, и независимые. В начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами - в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д. Одна из интересных особенностей сегодня - это тенденции к централизации капитала. При этом только собственник будущей материнской компании будет иметь выигрыш от этого. Компании, которые поглощаются, просто не имеют другого выхода, так как они находятся под рыночным прессом ТНК. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне. Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%. Таким образом, монополии на современном этапе - это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения. Однако есть и намного более существенные отрицательные моменты монополии. Первое и самое важное - это установление монопольных цен. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов. Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития. Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии - оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически «хилых» предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям. Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству. 2 Антимонопольная политика в Республике Беларусь Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности. [2] Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы: определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь; порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий правила проведения государственного антимонопольного контроля за за сделками с акциями,имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов; порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках; порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь; порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах; порядок выявления монопольных цен; порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству; порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции; порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства. Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности. В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей. В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления. Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений. Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке. [2] Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг. Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля. Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность. В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в части недобросовестной конкуренции, в 2008 г.: Министерством экономики на республиканском уровне рассмотрено более 20 обращений хозяйствующих субъектов и физических лиц; комитетами экономики облисполкомов (Минского горисполкома) и Управлением ценовой политики Брестского облисполкома на местном уровне - свыше 110 писем и заявлений и проведено 44 проверки. Установлены нарушения Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»: на республиканском уровне - 10 нарушений хозяйствующими субъектами; на местном уровне - 27 нарушений хозяйствующими субъектами и органами местного управления. По всем выявленным нарушениям приняты меры в соответствии с действующим законодательством. В качестве превентивных мер, направленных на недопущение создания монопольных структур, осуществлен государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией, а именно согласовано: сделок с акциями: на республиканском уровне - 20; на местном уровне- 58; реорганизаций хозяйствующих субъектов: на республиканском уровне 21 хозяйствующего субъекта, выдано 19 положительных заключений; на местном уровне - 69; условий преобразования субъекта хозяйствования в открытое акционерное общество: на республиканском уровне - 5; на местном уровне - 19; создание ассоциаций: на республиканском уровне -6; на местном уровне -1; создание Государственных производственных объединений: на республиканском уровне - 3; на местном уровне - 2. По формированию и ведению Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, осуществлен анализ товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения: на республиканском уровне - 43; на местном уровне - 70. По результатам проведенного анализа установлен факт доминирующего положения и включены в Реестр хозяйствующие субъекты: на республиканском уровне - 8; на местном - 10. Утратили доминирующее положение на товарных рынках и исключены из Реестра хозяйствующие субъекты: на республиканском уровне - 9; на местном уровне - 108. В нарушение принципов добросовестности и разумности участились случаи регистрации товарных знаков с использованием чужого интеллектуального труда, направленные на вытеснение конкурентов с рынка. В этой связи решения, принимаемые антимонопольным органом по пресечению действий владельцев товарных знаков, связанных с их регистрацией и ограничивающих конкуренцию, послужили основой прецедентной судебной практики. В 2009 году Судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь были рассмотрены две жалобы физического и юридического лица на действия Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь по принятию решений коллегией Департамента о признании действий, связанных с регистрацией товарных знаков, недобросовестной конкуренцией. Судебная коллегия полностью подтвердила обоснованность решений Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь о том, что действия владельцев по регистрации и использованию товарных знаков противоречат требованиям добросовестности и разумности, Закону Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” и являются фактами недобросовестной конкуренции. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, в том числе в части недопущения недобросовестной конкуренции, осуществляется Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, в соответствии с Положением о Департаменте ценовой политики, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967. [2] Департамент ценовой политики при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов по вопросам недобросовестной конкуренции руководствуется Законом Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” (далее - Закон), и порядком, установленным Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 № 61 (далее - Инструкция). В отношении интеллектуальной собственности, сфера применения Закона распространяется на отношения, вытекающие из охраны товарных знаков, только в случаях, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции (п. 2 статьи 3 Закона). В соответствии со статьей 14-1 Закона любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей, - недобросовестная конкуренция - не допускаются. Согласно статье 1 Закона под “недобросовестной конкуренцией” понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Таким образом, только совокупность трех признаков недобросовестной конкуренции: направленность действий хозяйствующего субъекта на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности; противоречие действий хозяйствующего субъекта требованиям Закона или требованиям добросовестности и разумности; способность действий хозяйствующего субъекта причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации, является достаточной для принятия Департаментом ценовой политики, в установленном порядке, факта недобросовестной конкуренции. При этом необходимым условием является наличие между хозяйствующими субъектами конкурентных отношений на одном и том же товарном рынке в рамках одних и тех же географических границ. Вместе с тем, как показывает практика, при подаче заявлений отсутствуют не только доказательства осуществления противоправных действий, а также совокупности признаков недобросовестной конкуренции, но и доказательства наличия конкурентных отношений между заявителем и хозяйствующим субъектом, в отношении которого подано заявление. Кроме того, прилагаемые к заявлению документы зачастую представляются не в подлиннике или надлежаще заверенных копиях, без указания сведений, составляющих коммерческую тайну хозяйствующего субъекта, как требует установленный Инструкцией порядок. В связи с чем, рассмотрение указанных заявлений в некоторых случаях не представляется возможным, а сбор доказательств, подтверждающих нарушения антимонопольного законодательства, отодвигает сроки вынесения решений. О международном сотрудничестве в области конкурентной и антимонопольной политики В ходе работы XXIX заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) 17 июня - 18 июня 2009 года (Кыргызстан, г. Бишкек) в соответствии с п. 9 повестки заседания рассмотрен вопрос создания в рамках СНГ объединения юристов и экономистов, занимающихся вопросами конкурентной политики. 17 июня 2009 года проведено учредительное собрание Ассоциации юристов и экономистов по развитию конкуренции на территории СНГ. Указанная Ассоциация создается с целью решения следующих вопросов: формирование эффективной практики применения антимонопольного законодательства в сотрудничестве с антимонопольными органами стран СНГ и МСАП; участие в формировании эффективной государственной политики в области защиты и развития конкуренции; содействие проведению конструктивного диалога между бизнесом и антимонопольными органами стран СНГ по вопросам конкуренции; участие в нормотворческой деятельности по вопросам конкуренции; взаимодействие по вопросам конкуренции с Европейской комиссией, Международной конкурентной сетью (МКС), национальными организациями в области конкурентного права США, стран Европы, других стран мира; анализ и использование мирового опыта в вопросах конкуренции. [2] Тем самым, Беларусь располагает вполне совершенным антимонопольным законодательством. Законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется по двум причинам. Во-первых, Республике пришлось его создавать с нуля. Во-вторых, в условиях трансформации экономики и постоянно меняющейся конъюнктуры (вступление в ВТО, требования МВФ) государство вынуждено постоянно ужесточать требования к монополиям. К тому же в последнее время есть тенденция к демонополизации рынка (пример «Белтелеком»). Заключение Рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них. Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки. Иногда эффект масштаба делает желательным чистую монополию. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать и регулировать цены. Необходимо отметить, что понятие «монополия» используется не только в строгом значении - как чистая монополия, но нередко применяется ив широком толковании. В последнем случае монополия трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию. Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом. Список использованных источников 1. Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика - Москва: Издательство Инфра-М,2004г. - 416с. 2. Антимонопольное законодательство и либерализация цен[Электронный ресурс] - 2009. - Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ru/advantages/investclimate/antimonopoly. Дата доступа: 09.10.2009 3. Бардовский В.П. Экономическая теория: учебник для учреждений среднего профессионального образования по группе специальностей 0600 "Экономика и управление" / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. - Москва: Форум: Инфра-М, 2006. - 398 с. 4. Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [А. В. Бондарь и др.]. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с. 5. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика - С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс” 1994г. - 412с. 6. Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 1997. - 783 с. 7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М: Инфра-М, 1999г. - 974с. 8. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов, обучающихся по экон. специальностям / А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, А.Ю.Юданов и др.. - М.: КноРус, 2004. - 604 с 9. Макроэкономика. Учеб. пособие. / Под ред. Т.В. Юрьевой. - М.: МЭСИ, 2003. - 267 с. 10. Национальная экономика Беларуси / Под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005 11. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-20100 годы. Мн.: Беларусь, 2006. 12. Симкина Л.Г. Экономическая теория: учебник по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / Л. Г. Симкина. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер Пресс, 2007. - 381 с.
|