БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Научно-технический прогресс и инновационная политика

Научно-технический прогресс и инновационная политика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории и истории экономических учений

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Научно-технический прогресс и инновационная политика

Студентка

ФЭУТ, 2-й курс, РГС-4

Лукьянюк А.Н.

МИНСК 2009г.

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 32 с., 2 рис., 2 табл., 17 источников, 2 прил.

АНАЛИЗ, НАУКА, ПРОГРЕСС, ИССЛЕДОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ, ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ, АВТОМАТИЗАЦИЯ, СТРАТЕГИЯ, ПЛАН, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Объектом исследования является научно-технический прогресс и инновационная политика.

Предметом курсовой работы является инновационная политика в системе экономических отношений.

Цель работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.

Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок, экономико-математические.

Исследования и разработки: изучены приоритетные направления развития НТП, проведен анализ инновационной деятельности в РБ, рассмотрены основные задачи совершенствования инновационной политики.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные теоретические, методологические и методические положения сопровождаются ссылками на литературные источники.

ВВЕДЕНИЕ

Для социально-экономического прогресса любой страны, независимо от величины ее территории и природных условий, необходимо иметь соответствующий уровень развития науки в качестве собственного источника технологических инноваций. Этот уровень определяется структурой и состоянием науки и экономики в целом, а также политическими и социально-экономическими целями развития общества.

В современных условиях развитие экономики Беларуси во многом зависит от такого научного потенциала, который бы отличался высокой степенью концентрации научных заведений и научных кадров, соответствующим уровнем развития науки, необходимыми возможностями и ресурсами, которые направляются на решение научно-технических проблем. Только такой научный потенциал в состоянии обеспечить разработку и внедрение проектов высокотехнологичных производств. Сегодня в условиях научно-технического прогресса наука превратилась в производительную силу и активно воздействует на эффективность всего народнохозяйственного комплекса. Она стала важнейшим фактором отраслевой и территориальной организации хозяйства, содействует формированию научно-производственного комплекса. Поэтому наличие научно-технической базы, ее соответствие производственному потенциалу, системе расселения - главное условие социально-экономического развития любого государства.

С целью активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортного плеча», обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня в условиях второго этапа научно-технического развития решающее значение в обеспечении конкурентоспособности играют инновации, развитие инновационной политики в системе экономической политики является одним из направлений развития государства.

Цель курсовой работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.

В современных условиях, когда развитие науки и техники достигло исключительно больших масштабов, ни одна из стран, даже таких, как США, Япония, Германия, Россия, с их огромным научным потенциалом, не в состоянии в равной степени обеспечить развитие всех направлений научно-технического прогресса. Требуются наличие широких связей с внешним миром, научно-техническая специализация, участие в мировом разделении труда, эффективное использование зарубежного научно-технического опыта.

Зарубежный опыт свидетельствует, что в периоды замедления экономического роста в странах не снижают, а, наоборот, увеличивают затраты на науку и технологическое переоснащение производства.

Основные задачи курсовой работы:

- рассмотреть сущность научно-технического прогресса (НТП) и его виды;

- изучить приоритетные направления НТП;

- ознакомиться с принципами инновационной политики;

- рассмотреть особенности инновационной политики Республики Беларусь;

- рассмотреть задачи совершенствования инновационной политики Беларуси.

Разрозненные в прошлом проблемы, связанные с освоением новых видов продукции, машин и технологии, трансформировались во второй половине ХХ века в проблему ускорения научно-технического прогресса, необходимость комплексного подхода к созданию и внедрению новой техники и технологии.

Для эффективного управления инновационными процессами необходимы мониторинг, оценка инновационной деятельности, прогнозирование НТП, разработка государственных, отраслевых, региональных научно-технических программ и механизмов их реализации.

1 СУЩНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ЕГО ВИДЫ

Основным средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста и решения социальных задач является научно-технический прогресс (НТП).

Научно-технический прогресс -- это непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и совершенствование на их основе действующих, создание и внедрение прогрессивных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства.

НТП рассматривается как цикл «наука--производство», включающий ряд стадий.

Фундаментальные исследования. Цель этой стадии -- получить новые знания о закономерностях развития природы и общества и на их основе выявить новые пути прогресса техники, экономики, организации производства. В результате фундаментальных исследований появляются гипотезы, теории. Продукты труда исследователей, результаты деятельности коллективов и исполнителей фундаментальных исследований отражаются в авторских свидетельствах на открытие, изобретение, в монографиях, статьях, учебниках, учебных пособиях, отчетах, предложениях, используются для дальнейшего развития самой науки, подготовки специалистов с высшим образованием, специалистов высокой квалификации (кандидатов и докторов наук), в прикладном плане -- для дальнейшего развития идей и предложений на стадии прикладных исследований с целью определения возможности овеществления получаемых результатов. Фундаментальные исследования проводятся силами и средствами институтов Академии наук и государственными университетами, отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами страны.

Поисковые исследования. Это исследования по выбору идей, представляющих интерес для общества на современном этапе его развития, т.е. по выявлению технико-экономических возможностей и конкретных путей практического применения в соответствующих областях экономики принципиально новых для них способов и средств производства продукции. Конечные результаты этих работ имеют вполне конкретный характер и выдаются в виде отчетов, технической документации, макетов экспериментальных и опытных образцов.

Прикладные исследования. На этой стадии проводятся теоретические и экспериментальные исследования, появляется информация о возможностях создания новой техники, технологии или продукта, создается схема конкретного образца изделия.

Опытно-конструкторские работы. Изготавливается опытный образец или установка для производства новой продукции, подготавливается соответствующая документация.

Освоение и внедрение в производство. Технология производства нового изделия приспосабливается к условиям предприятия. Проводятся проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

Работы фундаментального и поискового характера ведутся, как правило, в научных учреждениях Академии наук, а также в научно-исследовательских лабораториях при кафедрах высших учебных заведений. Работы поискового и особенно прикладного характера выполняются в отраслевых научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро и подразделениях предприятий, роль которых существенно расширена в последние годы.

Прикладные научно-технические разработки (НИР) стали комплексными, их выполняют научно-исследовательские, конструкторские и производственные подразделения, а часто и специализированные проектные службы. В проведении научных исследований особое место занимают конструкторские бюро и научные лаборатории предприятий. Как правило, они осуществляют конструкторскую подготовку серийного производства и иногда самостоятельно разрабатывают проекты.

Комплексное проведение НИР по определенной целевой программе позволяет не только решить научно-техническую проблему, но и создать достаточный задел для более оперативного и качественного проведения опытно-конструкторских работ (ОКР), конструкторской и технологической подготовки производства, а также значительно сократить объем доработок и сроки создания и освоения новой техники.

Время, в течение которого происходит разработка новой продукции, ее освоение и изготовление на предприятии, называется жизненным циклом (ЖЦ) (рис. 1.1). ОКР является второй стадией ЖЦ нового изделия.

Рисунок 1.1 - Структура жизненного цикла

1.1 Приоритетные направления научно-технического прогресса

Научно-технический прогресс представляет собой процесс взаимосвязанного поступательного развития науки, техники и производства, образующий единый комплекс.

Научно-технический прогресс - процесс эволюционной, в отличие от научно-технической революции. Она заключается в перестройке всего технического базиса, форм и методов организации и управления производством.

В конце XX в. начался переходный период от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, которое характеризуется приоритетом развития микроэлектроники, информатики, биотехнологии, распространением ресурсосберегающих технологий.

Комплекс технических знаний в форме документации, производственного опыта, навыков, технологической и коммерческой информации получил название ноу-хау.

Основные направления научно-технического прогресса:

1. Комплексная механизация и автоматизация производства - это широкое внедрение взаимосвязанных систем машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции.

2. Химизация производства предусматривает совершенствование производства за счет внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества.

3. Электрификация промышленности представляет собой процесс широкого внедрения электроэнергии как источника питания производственного силового оборудования в технологических процессах, а также средств управления и контроля хода производства. На основе электрификации производства осуществляется его комплексная механизация и автоматизация.

4. Информатизация хозяйственной жизни включает компьютеризацию производственных процессов, организацию и управление производством, внедрение информационных технологий.

Таким образом, внедрение достижений научно-технического прогресса приводит к повышению эффективности производства, снижению себестоимости продукции, экономии материальных ресурсов, капитальных вложений и оборотных средств.

1.3 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса

Вклад значительных средств в развитие науки требует оценки результативности деятельности научных организаций и эффективности их научно-технологического потенциала. При этом следует учитывать: новизну и перспективность разработок; количество выдвинутых и реализованных научных и технических предложений; экономический эффект, полученный в народном хозяйстве в результате использования законченных разработок и реализованных работ; практический вклад в повышение технического уровня и технико-экономических показателей предприятий отрасли в сопоставлении с затратами научных организаций; технико-экономические показатели предложенных и освоенных в производстве разработок по сравнению с лучшими зарубежными образцами; количество, значимость открытий и изобретений и проданных лицензий; экономический эффект, полученный от реализации открытий и изобретений; сроки проведения работ при высоком их качестве; экономию денежных и материальных ресурсов и подготовку научных кадров.

Научно-технологический потенциал характеризуют следующие группы показателей.

Кадровые, к которым относят количество и квалификацию научно-технических специалистов (с распределением по типам организаций, отраслям науки и техники, ученым степеням и званиям и т. п.); количество и качество подготовки лиц с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве и ежегодно оканчивающих соответствующие учебные заведения (с распределением по отраслям и видам подготовки).

Материально-технические: ежегодные расходы государства на научно-технические и опытно-конструкторские работы и подготовку научно-технических специалистов; уровень оснащенности науки и инженерной деятельности опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, ЭВМ и т. п.

Показатели уровня развития и возможностей системы научно-технической информации. Они отражают количество и качество накопленных информационных фондов (библиотек, пакетов прикладных программ, алгоритмов и математических моделей, информационно-поисковых и экспертных систем, банков данных и баз знаний и т. п.); возможности и качество работы органов распространения научно-технической информации; степень обеспечения научно-технических специалистов необходимой для работы информацией и т.п.

Организационно-управленческие, отражающие состояние планирования и управления в науке и технике; степень оптимальности взаимодействия НИИ, ОКБ, вузов и производства в интересах ускорения научно-технического прогресса; степень соответствия организационной и штатной структуры научно-технической сферы решаемым ею задачам, объективным потребностям научно-технического прогресса; учитываемые в государстве экономические и социальные факторы стимулирования научно-технического прогресса.

Обобщающие, характеризующие функционирование и развитие научно-технологического потенциала. Это повышение производительности труда, рост эффективности общественного производства, национального дохода в результате внедрения достижений науки и техники; количество новых машин, приборов, оборудования, освоенных за год; экономия от снижения себестоимости продукции вследствие проведения научно-технических мероприятий; параметры потока открытий, изобретений, рационализаторских предложений, лицензий, патентов, ноу-хау и т. п.

Количественные - могут иметь как абсолютное, так и удельное (на душу населения страны, тысячу научно-технических работников и т. п.) выражение.

Основным фактором повышения эффективности является интенсификация производства, на которую в решающей степени влияет наука. Поэтому важно оценивать экономический эффект, получаемый обществом вследствие реализации научных достижений. Для его определения необходимо прежде всего оценить общий экономический эффект развития общественного производства.

Прирост физического объема национального дохода благодаря интенсивному росту производства представляет собой часть совокупного народнохозяйственного эффекта научно-технического развития; кроме того, общество получает эффект, связанный с качественными изменениями производства. Эту часть совокупного экономического эффекта научно-технического развития производства можно оценить лишь путем сравнения уровней общей эффективности производства, поскольку она выступает как качественная мера его состояния.

Показателем качественного развития производства является величина экономии или перерасхода затрат труда, полученная при интенсивном росте производства. Значит, наряду с величиной прироста физического объема внутреннего валового продукта эта величина будет выступать как часть совокупного экономического эффекта научно-технического развития производства.

Таким образом, экономический эффект науки состоит из величины прироста физического объема внутреннего валового продукта, полученного в результате интенсивного роста производства, и величины экономии или перерасхода затрат труда. При этом первая величина будет складываться из той части общего прироста ВВП, которая была получена в результате повышения производительности труда, и части дополнительного прироста, связанного с изменением отраслевой структуры затрат живого труда:

?НДп=?(у+т)п±?тп, (1.1)

где ?НДn - общая величина прироста физического объема ВВП, полученная благодаря научно-техническому развитию производства в n-м году; ?(y + т)n - прирост физического объема ВВП при интенсивном развитии производства в n-м году; ?тn -- величина дополнительного прироста, получаемого вследствие изменения отраслевой структуры затрат живого труда в п-м году.

Величину экономии или перерасхода затрат труда 30б.тр можно рассчитать по формуле:

Зоб.тр=(Эn-Эn-1)(?n+МЗn + ОПФn), (1.2)

где Эn - общий эффект научно-технического развития производства в п-м году; М3n - материальные затраты в n-м году; ОПФn - основные производственные фонды в n-м году.

Совокупный экономический эффект научно-технического развития производства равен:

3n=[?(?+m)n±?mn]±3o6.Tp , (1.3)

Знак «+» перед ?тn указывает на то, что изменение отраслевой структуры затрат живого труда не всегда может быть прогрессивным, а знак «+» перед 30б.тр означает, что величина экономии общественных затрат может быть положительной или отрицательной, то есть прирост ВВП [?(? + т)п] в n-м году может сопровождаться как относительной экономией, так и перерасходом затрат на его производство.

После определенного совокупного экономического эффекта научно-технического развития следует установить, в чем выражается экономический эффект науки, который представляет собой часть совокупного эффекта. Поскольку последний состоит из двух частей, можно предположить, что экономический эффект науки выступает либо в виде части прироста физического объема ВВП, либо в виде экономии затрат труда.

На современном этапе развития экономики все большее значение приобретает объективная оценка состояния научно-технического прогресса. Это связано с проблемой повышения эффективности производства, ускорения экономического и социального развития страны. При выборе показателей оценки уровня научно-технического прогресса следует исходить из того, что они должны отражать технико-организационный уровень производства и выпускаемой продукции, эффективность НТП.

Эффективность НТП -- соотношение эффекта и вызвавших его затрат. Это относительная величина, измеряемая в долях единицы или процентах и характеризующая результативность затрат. Критерий эффективности - максимизация эффекта при заданных затратах или минимизация затрат на достижение заданного эффекта.

Эффект НТП - это результат научно-технической деятельности, который в теории эффективности отождествляется с физическим объемом чистого продукта. На уровне отраслей и предприятий эффектом считают либо чистую продукцию, либо часть чистой продукции - прибыль. Эффектом является и снижение затрат живого труда, себестоимости, материальных ресурсов, капитальных вложений и оборотных средств, приводящее к росту чистого продукта (накоплений, национального дохода, прибыли).

В последнее время своеобразным элементом эффекта считают и снижение экономического ущерба, например, от загрязнения окружающей среды, если это приводит к росту национального дохода.

Рост физического объема производства не может рассматриваться в качестве эффекта, поскольку этот рост может и не привести к росту ВВП.

Под затратами на НТП понимается вся совокупность израсходованных для достижения эффекта ресурсов (или отдельных видов ресурсов). В масштабе национальной экономики затратами является совокупность капитальных вложений, оборотных фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия затраты выступают в виде себестоимости или производственных фондов.

В зависимости от уровня оценки, объема учитываемых эффекта и затрат, а также назначения оценки различают несколько видов эффективности.

Народнохозяйственная эффективность НТП характеризует отношение эффекта к затратам в масштабах народного хозяйства и показателях, принятых для характеристики его функционирования. Этот вид эффективности определяет результативность не конкретного объекта в его хозяйственных границах, а всей народнохозяйственной системы, испытывающей воздействие данного объекта: эффект отражает рост внутреннего валового продукта во всех отраслях и производствах, связанных с оцениваемым объектом, а затраты - полный объем ресурсов (живого труда и материальных затрат других отраслей и производств), необходимых для функционирования оцениваемого объекта.

Хозрасчетная эффективность НТП характеризует результативность затрат в масштабах отрасли, объединения, предприятия и рассчитывается на базе показателей, принятых для оценки деятельности этих звеньев народнохозяйственной системы; под эффектом понимают прибыль или чистую продукцию, а под затратами - стоимость производственных фондов или себестоимость. Наиболее распространенным показателем хозрасчетной эффективности является рентабельность производства.

Полная эффективность НТП (как народнохозяйственная, так и хозрасчетная) отражает отношение полного эффекта хозяйственной и социальной деятельности, например, полный объем ВВП ко всем затратам, вызвавшим этот эффект (как в прошлом, так и расчетном периоде).

Приростная эффективность НТП характеризует соотношение прироста эффекта за расчетный период к приросту вызвавших его затрат.

Сравнительная эффективность НТП представляет частный случай приростной эффективности, когда базой для расчета эффекта и затрат являются не показатели прошлой деятельности, а один из сравниваемых вариантов. В качестве эффекта здесь чаще всего выступает рост прибыли за счет снижения себестоимости при реализации одного варианта по сравнению с другим (или просто разность себестоимости), а в качестве затрат - дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости по лучшему варианту.

Сравнительная эффективность отражает лишь эффективность совершенствования (реконструкции, развития, улучшения и т.п.) варианта, но не эффективности функционирования усовершенствованного варианта. Кроме того, сравнительная эффективность всегда определяется в условиях полной сопоставимости вариантов, то есть представляет собой чисто расчетную, условную величину. Сравнительная эффективность позволяет судить о преимуществах отдельных вариантов совершенствования производства и отобрать наилучшие из них, не предопределяя конечного решения от целесообразности его реализации. Это решение может быть принято только на основе расчета абсолютной эффективности и сопоставления ее с нормативной.

Абсолютная эффективность НТП характеризует отношение конечного народнохозяйственного или хозрасчетного эффекта к затратам на реализацию варианта, отобранного по критериям максимальной сравнительной эффективности или минимума приведенных затрат. Расчет абсолютной эффективности завершает весь цикл выбора наиболее эффективного варианта хозяйственного развития.

Абсолютная эффективность, в отличие от сравнительной, всегда рассчитывается по фактическим или ожидаемым показателям реализации варианта без приведения их в условный сопоставимый вид.

Таким образом, рассмотрены сущность НТП, основные направления научно-технического прогресса, показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса.

НТП представляет собой процесс взаимосвязанного поступательного развития науки, техники и производства, образующий единый комплекс, состоящий из следующих этапов: фундаментальные разработки; прикладные научные исследования; техническое развитие производства на базе достижений науки и техники.

2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 Классификация инноваций

Сегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладываются два понятия. Инновация - это, во-первых, новшество, т. е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативност.

Можно дать следующую классификацию инноваций.

1. По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.

2. По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.

3. По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.

4. По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.

5. По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.

6. По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).

7. По целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.

Развитие науки тесно взаимосвязано с техникой и производством. Результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ широко используется в производстве, а современные научные исследования все больше нуждаются в точной, сложной и дорогостоящей технике, поставляемой производством.

По своему содержанию и характеру получаемых результатов научные исследования могут быть фундаментальными, поисковыми и прикладными.

Фундаментальные исследования делятся на теоретические и экспериментальные. Основой фундаментальных исследований является открытие новых явлений, закономерностей и принципов, которые могут быть использованы при создании новой техники, технологии производства, организации производства и потребления и др. Результаты фундаментальных исследований, как правило, служат основой для проведения поисковых и прикладных исследований, прямо касающихся вопросов создания новых видов материалов, средств и способов производства.

Поисковые научные исследования направлены на изучение более конкретных проблем, например, возможностей создания новых материалов, техники, технологии, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции и т. п. Результатами поисковых исследований является научно-техническая информация, которая во многих случаях имеет материально-техническое воплощение.

При положительных результатах выводы поисковых работ имеют вполне конкретный характер и выдаются в виде отчетов, технической документации, макетов, экспериментальных образцов.

Прикладные научные исследования непосредственно направлены на создание новых конкретных изделий либо на совершенствование существующих, а также на разработку способов их производства; на разработку средств механизации и автоматизации производства, систем и методов контроля за качеством продукции и т. д. Результаты прикладных исследований в форме отчетов, технической документации, макетов, опытных образцов и т. п. являются основой дальнейших разработок с целью внедрения в практику научных идей. Прикладные исследования, относящиеся к материальному производству, в результате которых осуществляется техническое и рабочее проектирование, изготавливаются и испытываются опытные образцы, называются опытно-конструкторскими работами. В процессе этих работ решаются технические задачи на основе возможностей, изысканных в результате прикладных исследований.

2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики

С понятием НТП тесно связано понятие научно-технического потенциала.

Научно-технический потенциал представляет собой совокупность научно-технических кадров, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов, необходимых для создания и реализации достижений НТП в народное хозяйство. Он является одним из объектов государственного регулирования, а следовательно, прогнозирования и планирования, Государство выступает как институт, финансирующий, организующий и управляющий его развитием.

Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях. Конечным результатом является рост конкурентоспособности продукции, предприятия, экономики в целом.

В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.

По существу смысл всей экономической реформы состоит в создании условий для повышения восприимчивости экономики к инновациям, развития инновационного предпринимательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники.

Это обусловливает необходимость активизации инновационной деятельности.

Инновационная деятельность -- это деятельность по разработке и освоению результатов исследований, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства новой продукции и технологий.

Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты -- предпринимателей, а также систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).

С целью активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

Инновационная политика базируется на таких важнейших принципах, как:

- признание модели инновационного развития экономики страны в качестве приоритетной;

- создание государством экономико-правовых условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста;

- максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;

- эффективное развитие и использование собственного научно-технического потенциала, и его реформирование в соответствии с целями экономической политики;

- оптимальное сочетание интересов разработчиков, производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника доходов.

Реализация этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

Эффективное инновационное развитие предполагает широкий выбор инновационных идей и проектов.

Источниками идей могут быть исследования и разработки, проводимые в стране, достижения мировых науки и технологий, привлекаемых путем закупки лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений или выдача оборудования напрокат), ноу-хау (технические знания, опыт, документация), передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.

Преимущества в реализации идей должны получать те из них, которые в конкретных условиях обеспечивают наилучший результат с наименьшими затратами. Важным является формирование инфраструктуры нововведений, способствующей продвижению инноваций на рынок.

Первостепенное значение имеет развитие малого научно-инновационного предпринимательства по следующим направлениям:

- создание структур, объединяющих малые и научно-инновационные предприятия, -- бизнес инновационных центров, технопарков;

- формирование сети институтов финансирования, кредитования, страхования (инвестиционные, инновационные и венчурные коммерческие фонды, страховые компании);

- развитие организаций материально-технического обеспечения (лизинговые, снабженческие фирмы, центры коллективного пользования приборами и оборудованием для проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР));

- создание центров передачи технологий, информационных систем обмена проектами и поиска партнеров для реализации совместных проектов на основе доступа к банкам данных по проектам, инвесторам, рынкам сбыта;

- открытие торговых домов, ярмарок, бирж и иных структур, обеспечивающих взаимодействие разработчиков, производителей и потребителей новой продукции и технологий;

- образование структур, оказывающих различные услуги (маркетинговые, рекламные, аудиторские, сертификационные, консалтинговые, юридические) [1, с. 280].

Должен быть обеспечен соответствующий уровень стандартизации, метрологии и сертификации, эффективной патентной системы, обеспечивающей защиту прав на результаты интеллектуального труда.

Механизм реализации инновационных направлений предполагает также использование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков и потребителей научно-технической продукции, увеличения затрат на НИОКР, стимулирования труда научных работников, осуществления подготовки кадров.

Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):

- уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);

- состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;

- наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;

- уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;

- наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;

- степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

- системой подготовки кадров-инноваторов;

- финансовым обеспечением (объемами, источниками). Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяются в процессе инновационной деятельности, которые в свою очередь оцениваются в мировой практике:

- долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции;

- развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий);

- внешнеторговым обменом продукцией высокой и средне-высокой наукоемкости (долей в экспорте);

- участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции;

- участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).

Влияние интеллектуального капитала на производительность труда представлено на рис. 2.1.

Рисунок 2.1 - Влияние интеллектуального капитала на производительность труда

В инновационной деятельности слабо используются современные управленческие технологии. Причина заключается в высокой сложности современных технологий управления.

Таким образом, инновации - это не только использование высоких технологий, но и новшества в сфере управленческих решений.

3 ОСОБЕННОСТИ ИНОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь

Инновационная сфера в Беларуси существовала и при плановой экономике, где отсутствовали рыночные институты, механизм внедрения новшеств носил административный, приказной характер и реализовывался в планах новой техники. Существовал достаточно мощный отраслевой сектор науки: отраслевые НИИ и система опытно-конструкторских и технологических бюро (ОКТБ) на предприятиях.

Резкое ослабление отраслевых НИИ и сокращение числа ОКТБ в период распада СССР, демонтажа плановой экономики и возникшего глубокого системного кризиса усложнили многократно проблему инноваций. В государствах--участниках СНГ, включая Беларусь, после 1991 г. удельный вес организаций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, упал в среднем до 5--6 % (ранее он составлял 60--70 %) общего количества организаций. Произошли падение спроса на национальную наукоемкую продукцию, вытеснение ее с внутреннего рынка.

Оставшийся от советского периода научно-технический потенциал с архаичной структурой плохо вписывался в новый рыночный контекст, поскольку унаследовал и старые проблемы (самодостаточность науки, ее отрыв от нужд производства, слабую восприимчивость экономики к НТП, технологическое отставание многих отраслей и предприятий) и приобрел новые, не менее сложные для решения (отсутствие органичной для рынка связи научной, промышленной и финансовой сфер, трудности с созданием недостающих звеньев инновационного процесса, прежде всего инфраструктуры освоения и коммерциализации новшеств).

Начало решению указанных проблем положили Законы Республики Беларусь о научной деятельности (1996 г.), государственной научно-технической политике (1993 г.), государственной поддержке малого предпринимательства (1996 г.), Указ Президента Республики Беларусь о стимулировании создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях (1996 г.) и др.

Принятая в 1996 г. Программа развития научно-инновационной деятельности, постановления правительства страны о приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки (1997 г.), о научно-технологическом парке (1997 г.), о создании Белорусского инновационного фонда (1998 г.) позволили не только заложить основы законодательного регулирования в этой сфере, но и принять ряд практических мер по сохранению и эффективному использованию научного и научно-технического потенциалов и созданию новых, рыночно ориентированных звеньев инновационной сферы, и прежде всего инновационной инфраструктуры.

По данным Министерства статистики и анализа, в 2003 г. было создано 389 передовых производственных технологий (в 2002 г. -- 407), из них новых -- 344 (в 200 г. -- 371) и принципиально новых -- 7 (в 2002 г. -- 8). В числе этих технологий: компьютерное проектирование -- 25 (принципиально новые -- 1), оборудование с цифровым управлением -- 35, лазеры по обработке материалов -- 14 (принципиально новые -- 2). Патентной чистотой по отношению к аналогам в зарубежных странах обладали 117 технологий (в 2002 г. -- 124).

В 2004 г. создано более 690 (156 % к 2003 г.) новых технологий, единиц высокотехнологического оборудования, наукоемких производственных процессов. Из всех используемых на сегодняшний день передовых технологий 32 % (4456) было внедрено за последние 4 года (в том числе 312 в 2004 г.). Это больше, чем за предыдущие 6 лет (4390 за 1995--2000 гг.).

В 2004 г. число патентов на изобретения в использовавшихся передовых производственных технологиях составило 536 (в 2003 г. -- 404), т.е. патентоспособными можно считать лишь 3,6 % общего числа технологий.

В государственном реестре за 10-летний период функционирования национальной патентной системы зарегистрировано 5500 изобретений, 960 патентов на полезные модели, 615 -- на промышленные образцы, 75 -- на сорта растений. Анализ изобретательной активности отечественных заявителей показывает, что наибольшее количество заявок поступает от государственных предприятий и организаций (36%), физических лиц (30%), вузов (20%), предпринимательских структур (10%). Изобретатели республики создают решения мировой новизны более чем по 30 направлениям науки и техники. Их внедрение -- важный фактор роста конкурентоспособности.

По данным Министерства статистики и анализа, в 2004 г. Инновационно активными, т.е. осуществляющими технологические инновации в течение трех последних лет, определены 292 организации (в 2003 г. -- 314), или около 13 % общего числа обследованных в промышленности Беларуси.

Общие затраты на технологические инновации в 2004 г. составили 1,8 трлн р. (в 2003 г. -- 1,06 трлн р.), из них 56 % -- текущие и 44 % -- капитальные. Основная часть всех затрат направлена на приобретение оборудования (38 %), на исследования и разработки (9 %), на производственное проектирование (6 %). Незначительные суммы были использованы на приобретение новых технологий, включая права на патенты, программных средств, подготовку персонала, маркетинговые исследования.

Главным источником финансирования инноваций были собственные средства предприятий (75 %), средства внебюджетных фондов (7,8 %), республиканского и местного бюджетов (4,9 %) [15, с. 95].

В 2004 г. были приобретены 864 новые технологии: оборудование (75 %), ноу-хау, соглашения на передачу технологий (1,3 %), результаты ИР (около 8 %); из них 378 -- из-за пределов Беларуси.

Данные по инновационной деятельности в Брестской области приведены в Приложениях 1 и 2.

В результате технологических инноваций изменения произошли в таких областях, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, сокращение энергетических и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.

В 90-е гг. XX в. в Беларуси возник и развился новый вид организационно-экономических форм научно-технической деятельности -- инновационное предпринимательство, преимущественно в виде малых инновационных предприятий.

В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 бизнес-центров, 4 научно-технологических парка, свыше 10 центров трансфера технологий и инновационных центров.

Из функционирующих технопарков («Технопарк «Могилев», «Технопарк БГУ», ассоциация «Академтехнопарк», «Технопарк БНТУ») только «Технопарк «Могилев» комплексно решает вопросы трансфера технологий и коммерциализации научных разработок. Ассоциация «Академтехнопарк» была создана по инициативе НАН Беларуси.

В системе Министерства образования Республики Беларусь функционируют 8 центров трансфера технологий и 5 региональных инновационных и бизнес-центров. Первые созданы в основном при технических вузах, вторые -- при университетах.

Технологический и технический уровень экономики Беларуси по своим качественным характеристикам существенно отстает от уровня высокоразвитых стран. Из общего числа применяемых в стране технологий 12,5 % были разработаны за рубежом, 38 % - в самой Беларуси, 49,5 % - в бывшем СССР.

Из анализа структуры технологической оснащенности отраслей экономики (табл. 3.1) следует, что преобладает использование традиционных технологий - 79 %, к новым относятся 15,8 % и к высоким - 5,2 %.

Таблица 3.1 - Структура технологической оснащенности отраслей экономики

Отрасль

Традиционные технологии

Новые технологии

Высокие технологии

1

2

3

4

Промышленность

87,3

10,4

2,3

Сельское и лесное хозяйство

41,4

37,8

20,8

Строительство

26,5

58,9

14,6

Транспорт

59,0

34,0

7,0

Связь

53,0

22,0

25,0

Сфера торговли и услуг

75,8

24,2

-

Социальная сфера

34,2

49,0

16,8

В среднем по экономике

79,0

15,8

5,2

Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирования, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Беларуси она практически не применяется. Финансированием инновационного предпринимательства в стране занимаются только Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (кредитует отдельные инновационные проекты) и Белорусский инновационный фонд (кредитует инновационные проекты в области научных исследований и разработок).

Расходы республиканского бюджета на науку в целом и по направлениям имеют тенденцию к росту (табл. 3.2).

Таблица 3.2 - Фактическое выделение средств из республиканского бюджета на науку, млн. руб.[16, с. 59]

Показатель

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Расходы республиканского бюджета на науку

185339

245263

300611

337480

в % к ВВП, в т. ч.

0,37

0,38

0,38

0,35

Фундаментальные и прикладные научные исследования

173907

229048

284382

319128

Международное сотрудничество

5011

7187

9083

10536

в % от общих расходов

2,7

2,9

3,0

3,1

Подготовка, повышение квалификации научных кадров

3917

5642

7146

7816

Объем расходов увеличился в 2007 г. по сравнению с 2004 г. на 152149 млн. руб. или на 82,1 % и растет в среднем на 22,4 % в год.

3.2 Задачи совершенствования инновационной политики

Международная кооперация в науке и технологиях является средством, с помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в интересах собственного развития, так как ни одна страна не в состоянии самостоятельно генерировать их в полном объеме.

Средства, выделяемые на международное научно-техническое развитие, составляют 3--4 % общего объема финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологий действуют более 30 международных договоров с правительствами государств ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия. С целью развития международного сотрудничества разрабатывается план мероприятий по интеграции Беларуси в Европейское исследовательское пространство и в «Болонский процесс» интеграции высшего и последипломного образования. Подводя итог анализу научно-инновационного потенциала и его составляющих, следует отметить, что позитивные процессы в инновационной сфере идут пока медленно, кризисные явления, возникшие в начале 90-х гг. XX в., не преодолены. В результате затраты на науку в расчете на одного исследователя в Беларуси в настоящее время в десятки раз меньше, чем во многих странах мира. Наукоемкость ВВП стабилизировалась на уровне ниже 1 % (критического для нормального развития значения). Доля работников, выполняющих исследовательские работы, в численности населения республики, занятого в экономике в 2004 г., составляла всего около 0,54 %, тогда как в начале 90-х гг. XX в. она превышала 1 %. Быстро морально устаревает материальная база науки, темпы ее обновления не компенсируют этот процесс. Уровень макропараметров инновационной сферы (доля высокотехнологической, наукоемкой продукции в экспорте, удельный вес новой продукции, доля прогрессивных технологий и др.) низок по сравнению с высокоразвитыми странами. Из используемых в экономике республики технологий 80 % составляют преимущественно традиционные.

Продолжает сохраняться разрыв между наукой и производством, научными исследованиями и практической реализацией результатов исследовательских работ. Перспективные технологии не включаются в хозяйственный оборот, применение информационных технологий в процессах производства, управления и проектирования на порядок ниже, чем в промышленно развитых странах. Актуальными остаются проблемы использования объектов интеллектуальной собственности, организации их правовой охраны, а также коммерциализации нововведений.

Наиболее существенными барьерами для инноваций на технологически развитых предприятиях являются (по убыванию значимости): отсутствие финансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-инноваторов, налоговая система, отсутствие доступа к новым технологиям и информации о них, узость рынка сбыта, высокие издержки внедрения новшеств. В результате менее 13 % промышленных предприятий осуществляют разработку и освоение инноваций (в 1990 г. -- до 70 % ).

Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в полной мере соответствует современным требованиям организации разработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных технологий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ.

Сложившаяся ситуация стала предметом озабоченности руководства страны, научного и бизнес-сообществ. В течение 2001--2004 гг. были приняты новые законодательные и другие нормативные акты, учитывающие актуальные проблемы Беларуси, ее специфику, с ориентацией на мировые тенденции, технические, организационные, институционально-правовые и иные решения в инновационной сфере высокоразвитых стран. В числе этих документов Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (16.11.2002 г.), Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах государственной поддержки науки» (05.07.2002 г. № 362), постановления Совета Министров Республики Беларусь «О правах на результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности» (22.05.2003 г.), «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003--2007 годы» (31.07.2003 г.), № 1103 от 31.08.2006 г. «Об использовании результатов научно-исследовательских и ОКР» и др.

С учетом задач совершенствования управления научной сферой, поставленных Декретом Президента Республики Беларусь от 05.03.2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», а также исходя из решений, выработанных на Витебском семинаре по инновационной деятельности в 2004 г., специалисты Национальной академии наук Беларуси, ГКНТ, других министерств, ведущих НИИ и вузов страны разработали «Концепцию развития науки в Республике Беларусь на период до 2015 г.» и «Перечень приоритетов научной деятельности и приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006--2010 гг.». Разработан Закон «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь».

В целом современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, цели, направления и механизмы инновационной политики государства. Ключевые положения этих документов предусматривают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной инновационной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки:

- организационную структуру -- совокупность организаций государственного и частного секторов экономики, субъектов инновационной деятельности, осуществляющих исследования и разработки, производство и реализацию инновационной продукции (университетов и академий, НИИ, крупных и мелких компаний, региональных научных и технологических центров), а также занятых управлением и формированием инновационной сферы;

- инфраструктуру (систему комплексного обслуживания первичного процесса производства новых знаний и инноваций) -- центры поддержки инновационного предпринимательства, технико-внедренческие зоны и др.;

- институциональную и правовую среду (рыночные институты, банки, фонды, кредитные организации, совокупность законодательных и нормативных актов, определяющих формы и методы взаимодействия субъектов инновационной деятельности и других сегментов национальной экономики, т.е. механизмы их интеграции в целостное образование);

- систему подготовки и переподготовки кадров;

- систему управления (менеджмента) и регулирования процессов формирования сетевых национальных систем, финансирования и рыночной коммерциализации нововведений.

Важнейшим элементом национальной инновационной системы, безусловно, является финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рынком. В совокупности с охраной и развитой правовой системой использования и передачи интеллектуальной собственности финансовая система создает действенные стимулы для производства и использования знаний, коммерциализации нововведений.

Итак, стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого она должна отвечать следующим требованиям:

- быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;

- опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы;

- иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

Соответственно, стратегическими приоритетами НИС должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные сети, электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономик.

На период до 2020 г. к национальным приоритетам научно-технической и инновационной деятельности отнесены [15, с. 98]:

- ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

- новые материалы и новые источники энергии;

- информационные и телекоммуникационные технологии;

-технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

- промышленные биотехнологии;

- экология и рациональное природопользование;

- медицина и фармация.

Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.

В рамках данных документов основными задачами являются следующие:

- создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

- формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств;

- постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального сектора экономики и социальной сферы; дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

- адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

- рациональное сочетание государственного регулирования рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;

- совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров;

- поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий;

- укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

- расширение инновационной инфраструктуры в регионах страны (центров трансфера технологий, центров по поддержке предпринимательства), развитие частного сектора в науке, венчурных фондов и предпринимательства, создание территориальных инновационных центров с целью не только технологического, но и социально-экономического развития территорий, включающих сеть научно-исследовательских центров, конструкторских бюро и других организаций, занимающихся инновационными проектами, направленными на создание высокотехнологических отраслей и производств как точек быстрого роста экономики.

Важнейшим шагом в этом направлении явился Декрет Президента Республики Беларусь «О Парке высоких технологий» (22.09.2005 г. № 12), призванный не только развивать белорусскую науку, но и разрабатывать «программное обеспечение, информационно-коммуникационные, иные новые и высокие технологии, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики».

Задачи по повышению уровня научных исследований и разработок и в целом по усилению роли науки в инновационном развитии экономики потребуют существенных финансовых вложений в сферу науки. Внутренние затраты на исследования и разработки к 2010 г. должны быть не ниже 2 % к ВВП. При этом доля внебюджетного финансирования в общих затратах на исследования, разработки и работы по подготовке и освоению новых видов наукоемкой продукции должны составить не менее 50 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):

- уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);

- состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;

- наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;

- уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;

- наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;

- степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

- системой подготовки кадров-инноваторов;

- финансовым обеспечением (объемами, источниками). Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяются в процессе инновационной деятельности, которые в свою очередь оцениваются в мировой практике:

- долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции;

- развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий);

- внешнеторговым обменом продукцией высокой и средне-высокой наукоемкости (долей в экспорте);

- участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции;

- участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).

В настоящей работе рассмотрены вопросы научно-технического прогресса как основы развития современного общества, приоритетные направления развития и основные показатели его оценки.

Принципиальная особенность стратегии научно-технического развития выделение приоритетных направлений НТП: электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, применение систем автоматизированного проектирования (САПР), развитие энергетики, применение принципиально новых материалов, создание промышленных технологий их производства и обработки.

Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортного плеча», обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции.

По сей день не решены многие вопросы, которые связаны с обеспечением инвестиционной привлекательности хозяйственного механизма для иностранных партнеров. Вместе с тем создание для зарубежных инвесторов привычных организационных форм бизнеса позволило бы Беларуси на цивилизованных условиях принять те виды производства, которые под влиянием высокой стоимости рабочей силы сегодня активно выводятся из Западной Европы. Для Беларуси такой прием создал бы передышку, которая позволила бы при высокой и эффективной занятости населения сформировать современную наукоемкую структуру национальной экономики.

Рассмотрены задачи по повышению уровня научных исследований и разработок и в целом по усилению роли науки в инновационном развитии экономики, которые требуют существенных финансовых вложений в сферу науки.

Наиболее существенные из них:

- рациональное сочетание государственного регулирования рыночных механизмов при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;

- совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

- поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере.

Стремление Беларуси сохранить свою нишу на внешних рынках должно подкрепляться соответствующими институциональными преобразованиями, например, созданием национальных кластеров - конгломератов конкурентоспособных отраслей национальной экономики. Особые экономические возможности для обеспечения устойчивого экономического роста открываются вслед за созданием международных ФПГ.

Правовое регулирование процесса передачи технологий позволяет обеспечить конкурентные преимущества, улучшить инновационный климат, совершенствовать инфраструктуру, создать благоприятные условия для широкого и повсеместного применения инноваций, достичь высокой и сверхвысокой прибыли от осуществления процесса коммерциализации технологий, установить и сохранить стабильность протекания всех операций, связанных с куплей-продажей, торговлей, обменом, географическим распространением, диффузией, перетеканием и трансфером инновационной, научно-технической и технологической продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акулич И.Л. Международный маркетинг: учебное пособие. - Мн.: Высшая школа, 2006. - 544 с.

2. Базылев Н.И., Базылева М .И. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей ВУЗ. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 608 с.

3. Вабищевич С.С. Внешне-экономическая деятельность в РБ: правовые перспективы. - Мн.: Молодежное научное общество, 2005. - 232 с.

4. Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. - М.: Финпресс, 2000. - 384 с.

5. Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства: Практ. пособие. - Мн.: ФУ Аинформ, 2001. - 528с.

6. Зубко H.М., Зубко А.Н. Практическое пособие по экономической теории. - Мн.: АПИ, 1999. - 192с.

7. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - М.: Дело, 2002. - 472 с.

8. Киреенко Е.Г. Социально-экономическая география Республики Беларусь: Учеб. пособие - Мн.: Аверсэв, 2003. - 400 с.

9. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие Мн.: Новое знание. 2002. - 250 с.

10. Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория. Часть 3) Учебное пособие для студентов экономических специальностей ВУЗ. - Мн.: ФУ Аинформ, 2004. -576 с.

11. Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2003. - 743 с.

12. Прогнозирование и планирование экономики: учебник/Под ред. Г.А. Кандауровой, В.И.Борисевича.- Мн.: Современная школа, 2005.- 476 с.

13. Смычник А. Звенья успеха/А. Смычник//Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы.- 2009. - № 3 (20).- С. 68 - 71.

14. Статистический ежегодник. Брестская область - Брест: Облстатуправление, 2007. -352 с.

15. Экономика Беларуси: учебник/Под ред. В.Н. Шимова.-Минск, БГЭУ, 2009.- 751 с.

16. Экономика и управление./Минский институт управления. 2009.- № 3.- 133

17. Экономика предприятия /Под общ. ред. А.И. Ильина. - М.: Новое знание, 2004. -672 с.

Приложение А

Таблица П 1.1 Число организаций Брестской области, выполнявших исследования и разработки по секторам деятельности

Годы

Всего

В том числе по секторам деятельности

государственный

предпринимательский

высшего образования

2000

17

3

12

2

2004

15

3

10

2

2005

18

4

12

2

2006

16

3

11

2

2007

16

3

11

2

Таблица П 1.2 Численность персонала Брестской области, занятого исследованиями и разработками (чел.)

2000

2004

2005

2006

2007

Численность персонала-всего, в т.ч.

501

429

416

390

382

Исследователи

268

215

204

212

227

Техники

67

54

50

79

59

вспомогательный персонал

109

105

90

42

56

прочий персонал

57

55

72

57

40

Таблица П 1.3 Внутренние затраты на исследования и разработки по Брестской области, млн. руб.

Годы

Всего

В том числе по секторам деятельности

государственный

предпринимательский

высшего образования

2000

597,5

44,3

441,1

112,1

2004

1073,0

105,2

664,4

303,4

2005

1726,5

106,5

1313,7

306,3

2006

2720,0

324,7

1769,8

625,5

2007

3506,4

166,0

2096,4

1244,0

Приложение Б

Таблица П 2.1 Число созданных передовых производственных технологий по Брестской области

2006 г.

2007 г.

Передовые производственные технологии, всего

55

31

в том числе:

новые в стране

49

28

новые за рубежом

2

1

принципиально новые

4

2

Технологии, обладающие патентной чистотой

4

2

Таблица П 2.2 Число использованных передовых технологий по Брестской области в 2007 г.

Все технологии

В т.ч. использовавшиеся в течение

Число патентов, изобрет.

3 лет

4-6

7-9

10 и >

Передовые произв. технологии, всего

1625

509

252

201

663

6

Проектирование и инжиниринг

136

68

29

18

21

-

Производство

995

185

128

115

567

3

Автоматизация транспорта и погрузочно-разгрузочных работ

2

2

1

1

-

-

Аппаратура контроля

93

25

19

16

33

-

Связь и управление

244

145

48

30

21

-

Производственные информационные системы (ИС)

3

1

-

2

-

-

Интегрированное управление и контроль

21

12

3

3

3

-

Другие

131

71

25

17

18

3





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011