|
Научно-технический прогресс и его влияние на экономический рост
Научно-технический прогресс и его влияние на экономический рост
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Курсовая работа по макроэкономике на тему Научно-технический прогресс и его влияние на экономический рост Факультет бизнеса Группа ФБЭ-73 Выполнила: Данилова И.К. Проверила: Малышева Новосибирск 2008 Оглавление Введение 1. Научно-технический прогресс, его сущность и виды 1.1 Сущность научно-технического прогресса и его виды 1.2 Инновационный процесс в системе экономической политики 1.3 Эффективность научно-технического прогресса Выводы к главе 1 2. НТП в России и его влияние на экономику 2.1 Развитие научно-технического потенциала России и его влияние на экономический рост 2.2 Приоритетные направления развития российской науки и НТП и их финансирование 2.3 Стимулирование и прогнозирование НТП в России Выводы к главе 2 Заключение Библиографический список Приложение ВведениеНаучно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления [1, с. 40].Научно-технический прогресс является одним из факторов, определяющих экономический рост в государстве. НТП -- это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. Экономический рост же достигается путем введения в производство нового оборудования и техники, а также применением улучшенных технологий использования ресурсов, что собственно и является основой НТП.Россия находится сейчас на таком этапе, когда экстенсивный путь развития не увеличивает реальные экономические показатели, и все более значительным становится интенсивный, в основе которого лежит качественное улучшение производства. Именно поэтому вопрос о сущности и влиянии НТП на экономику актуален в настоящее время. В своей работе я попытаюсь дать ответ на этот вопрос.Целью исследования является анализ понятия научно-технического прогресса, выявления его сущности, основных характеристик, влияния на экономический рост страны, а также место и роли НТП в России.В ходе работы поставлены следующие задачи: 1. Дать определение НТП и рассмотреть критерии оценки его эффективности.2. Определить взаимосвязь НТП и инновационного процесса. 3. Определить место НТП в экономической системе РФ.4. Рассмотреть влияние НТП на экономический рост в России. Теоретической основой моей работы являются исследования следующих авторов: Кудрова В.М., Житейко Е.Д.(кондитата экономических наук), Петрова А. (заместитель начальника планового отдела ОАО "Череповецкий "Азот"), Булатов А.С. и др.Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются основные характеристики НТП и его сущность, во второй - место НТП в экономической системе России в период 1991 - 2006 гг.1. Научно-технический прогресс, его сущность и виды1.1 Сущность научно-технического прогресса и его видыРешающим средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста и решения социальных задач является научно-технический прогресс (НТП).Научно-технический прогресс - это непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение прогрессивных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства [3, с. 10].Научно-технический прогресс включает научно-техническую революцию как свое особое состояние, как фазу развития, как одну из своих форм. Если научные революции подготавливают технические перевороты, то последние создают материальные условия и обусловливают потребность дальнейшего развития науки, техники и технологии. Сущностью научно-технического прогресса (его современной стадии научно-технической революции) является изменение места и роли человека в трудовом процессе, передача функций человека машине [2, с. 52]. НТП рассматривается как цикл "наука - производство", включающий в себя ряд стадий: - Фундаментальные исследования. Цель этой стадии - получить новые знания о закономерностях развития природы и общества, на основе которых выявляются новые пути прогресса техники, экономики, организации производства. В результате фундаментальных исследований появляются гипотезы, теории. - Поисковые исследования. Это исследования по выбору идей, представляющих интерес общества на современном этапе его развития, т.е. выявляются технико-экономические возможности и конкретные пути практического применения в соответствующих областях экономики принципиально новых для них способов и средств производства продукции. - Прикладные исследования. На этой стадии проводятся теоретические и экспериментальные исследования, появляется информация о возможностях создания новой техники, технологии и продукта, создается схема конкретного образца изделия. - Опытно - конструкторские работы. Изготавливается опытный образец или установка для производства новой продукции, подготавливается соответствующая документация. - Освоение и внедрение в производство. Технология производства нового изделия приспосабливается к условиям предприятия. Проводятся проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы [4, с. 71] . В учебной и специальной литературе нет однозначного толкования сущности НТП. Но в обобщенном плане можно дать следующее определение этому понятию: НТП -- это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. Выделяют девять важнейших видов НТП: открытие, изобретение, рационализаторское предложение, промышленный образец, полезная модель, товарный знак, ноу-хау, инжиниринг и проектное решение [5, с. 43]. Открытие - обнаружение того, что объективно существует, но ранее не было известно. То есть это установление неизвестных раньше, но существующих закономерностей, свойств, явлений материального мира, которые вносят изменения в наши знания о мире. Открытие должно быть доказано, теоретически обосновано и экспериментально подтверждено автором. Изобретение - вновь созданный, прежде не известный предмет. Оно не должно повторять по своей сущности тех изобретений, на которые ранее выданы авторские свидетельства. Изобретением могут быть признаны новые конструкции: машины, механизмы, аппараты. Так же изобретением может быть признанно существенно новое решение задачи в любой области. Так же изобретением может считаться всякий достигнутый человеком творческий результат. Рационализаторское предложение - это предложение по организации какой-либо деятельности наиболее целесообразным способом, по усовершенствованию применяемой техники, выпускаемой продукции и технологии производства. Использование оборудования и материалов более эффективным способом так же является рационализаторским предложением. Промышленный образец - это новое, пригодное к осуществлению промышленным способом художественное решение изделия, в которых достигается единство его технических и эстетических качеств. Задача, решаемая с помощью промышленного образца, состоит в определении внешнего вида изделия. Промышленными образцами могут быть целое единичное изделие, его часть, комплект изделий, варианты изделий. Полезная модель - это техническое решение, не отвечающее по своему уровню требованиям, предъявляемым к изобретениям. Полезная модель может вносить изменения и усовершенствования в конструкцию машин. К полезным моделям относятся конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Обязательным признаком является то, что решение задачи заключается в пространственном расположении материальных объектов. Полезными моделями не признаются проекты и схемы планировки сооружений и зданий; предложения, касающиеся внешнего вида изделий [12, с. 115]. Товарный знак является обозначением, предназначенным отличать товары и (или) услуги одних производителей товаров и услуг от однородных товаров и услуг других производителей. Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, символ, который помещается на выпускаемой продукции. Товарный знак - символ для обозначения не одного а всех товаров данной фирмы-производителя. Функции товарного знака: · Облегчать восприятие различия или создавать различия, · Давать товарам имена (80% товарных знаков словесные), · Облегчить опознание товара, · Облегчить запоминание товара, · Указывать на происхождение товара, · Сообщать информацию о товаре, · Сигнализировать гарантию качества. НОУ-ХАУ - вид инновации и объект беспатентной лицензии. Дословно НОУ-ХАУ (know how) в переводе с английского: знание дела. Под НОУ-ХАУ понимается различного рода технические знания и опыт, способы и навыки административного, экономического, финансового и нового порядка, не являющиеся общеизвестными и практически применяемые в производственной и хозяйственной деятельности. Оно необходимо для проведения проектирования строительства для проведения НИОКР [21, с. 38]. Инжиниринг - это технические услуги, необходимые для развития инновационной деятельности и для развития производства. Это консультации, экспертиза проектов, техническое обучение и др. научно - технические услуги, т.е. инжиринг представляет собой большое разнообразие научно-технических работ, необходимых для разработки и поставки новой модернизированной продукции на производство, а также для обеспечения наиболее выгодного выполнения других этапов инновационного процесса, не только связанных с реализацией и эксплуатацией нового товара, но и с реинжинирингом инновационного процесса [17, с. 33]. Проектное решение - это результат любого проектирования, выразившийся в комплексе технической документации, необходимой для подготовки производства любого объекта (конструкторская, технологическая подготовка, разработка с проектно-сметной документации). Проектное решение позволяет получить следующий эффект: · Облегчение конструкции. · Упрощение технологии изготовления. · Снижение расхода сырья. · Снижение себестоимости. 1.2 Инновационный процесс в системе экономической политики Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления [14, с. 8]. Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, выясним сущность инновации. Инновация может быть определена в терминах спроса и предложения ,- как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании). Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе. Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений [1, с. 41]. Выделяют следующие изменения, или источники инноваций: · Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача. · Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей. · Изменение потребностей производственного процесса. · Изменения в структуре отрасли или рынка. · Демографические изменения. · Изменения в восприятии и в ценностных установках. · Новые знания, научные и ненаучные. Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно - технического потенциала [19, с. 25]. Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции [18, с. 14]. Выясним, какие побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск. Эти силы для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; "объединения" промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке [23, с. 25]. Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам: государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов [7, с. 10]. В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания); третья придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса [9, с. 90]. Таковы основные черты инновационного процесса и государственной политики, его регулирующего. 1.3 Эффективность научно-технического прогресса Научно-технический прогресс оказывает весьма существенное влияние на повышение темпов экономического роста, обеспечивая сбережение энергоносителей и сырья, высвобождение рабочей силы, решение социальных задач путем улучшения условий труда и быта, повышения качества потребительских товаров. Эффективность научно-технического прогресса - степень достижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта к обусловившим его затратам. В соответствии с целью НТП эта эффективность по своему содержанию является социально-экономической. Показатели эффективности - количественный измеритель, значение которого обеспечивает эффективность нововведений. Эффект НТП - его результат, специфический продукт нововведения, являющегося органической составляющей частью и основой эффекта производства [10, с. 52]. Эффекты НТП различаются по содержанию, уровню и этапам процесса. По содержанию выделяются информационный (научно-технический), экономический, ресурсно-экологический и социальный эффекты НТП. Информационный эффект НТП - непосредственный результат исследований, разработок и освоения нововведений, связанных с накоплением новых знаний, передового технического и организационного опыта и трудовых навыков. Он развивает научный, научно-технический и интеллектуальный потенциал общества, отдельных трудовых коллективов и регионов. Экономический эффект НТП - результат использования и распространения нововведений, выражающихся в приросте конечного общественного продукта и национального дохода Ресурсный эффект НТП связан с его способностью возмещать дефицитные ресурсы народного хозяйства, высвобождать их для расширенного производства, а также вовлекать в оборот ранее неиспользованные ресурсы. Социальный эффект НТП заключается в создании более благоприятных условий для применения творческих сил работников, для всестороннего развития личности. Соизмерение указанных видов эффектов в стоимостной форме невозможно. В то же время частично экономия общественного труда, сопутствующая структурному, ресурсному, экологическому и социальному эффекту, может быть подсчитана [21, с. 37]. Специфика планирования издержек в сфере НТП обусловлена их особенностями. По своей экономической природе все эти издержки, как единовременные, так и текущие, являются авансированными, т.е. отвлекают на длительный период ресурсы от непосредственного производства. Лаг времени - период от вложения средств до получения конечного эффекта - составляет примерно 10 лет. Здесь велика доля сопряженных затрат - на производственные капиталовложения, подготовку и переподготовку кадров, охрану природы. Издержки включают расходы в сфере производства новой техники и ее использования за расчетный период. Социально-экономическая эффективность на уровне предприятия определяется не НТП в целом, а отдельных нововведений и их комплексов. При этом эффективными считаются новшества, абсолютная эффективность которых (Эабс) не ниже нормативной (Ен) и базовой [15, с. 26]: Эабс = Дчп / Кнт, где Дчп - прирост чистой продукции (хозрасчетного дохода в результате нововведений; Кнт - прирост затрат на НТП. Прирост прибыли (ДП) в результате внедрения новой техники рассчитываются по формуле: ДП = (Ц2 - С2) * А2 - (Ц1 - С1) * А1, где Ц1, Ц2 - оптовая цена единицы продукции до и после нововведений; С1, С2 - себестоимость единицы продукции до и после нововведений; А1, А2 - производство продукции, штук. При этом устанавливается влияние различных факторов на прибыль. НТП обеспечивает прирост прибыли за счет двух факторов - снижения себестоимости (снижение удельных расходов заработной платы, материальных затрат, страховых платежей за единицу продукции, изменение амортизационных отчислений, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования) и повышения качества продукции (надбавки к оптовой цене и увеличение объема производства в связи с удешевлением и повышением качества продукции). Расчеты эффекта НТП на этапе формирования планов НИОКР выполняют разработчики на основе технико-экономических показателей нововведения, согласованных с основным потребителем. На последующих этапах при формировании плана экономического и социального развития расчет ведет разработчик совместно с изготовителем при согласовании с основным потребителем (заказчиком) [24, с. 87]. При сравнении вариантов и оценке их экономической эффективности необходимо учитывать влияние на затраты и результаты фактора времени. Это вызвано различием сроков проектирования, строительства, освоением производства продукции по вариантам, а также различием в структуре затрат по годам проектирования и создания необходимых основных фондов и оборотных средств. Капитальные вложения, осуществляемые в период проектирования, строительства и освоения производства, на ряд лет "замораживаются", что приводит к утрате возможностей производить нужную продукцию и получать при этом экономию на затратах в других сферах народного хозяйства. Чем больше период замораживания капитальных вложений, тем менее целесообразна их структура по годам строительства, тем больше такие потери [10, с. 72]. Кроме того, рост производительности общественного труда приводит к уменьшению стоимости тех средств производства, в которых заключены капиталовложения. Выводы к главе 1 1. Итак, НТП -- это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. НТП включает в себя ряд стадий, на каждой из которой происходит его проявление и создание новых или усовершенствованных изобретений и технологий. Нельзя однозначно выявить его сущность, обобщенно говоря сущностью научно-технического прогресса является изменение места и роли человека в трудовом процессе, передача функций человека машине. Существует четыре эффекта НТП: информационный, экономический, ресурсный и социальный. При сравнении вариантов и оценке экономической эффективности нововведений учитываются влияние на затраты и результаты фактора времени. 2. Инновационный процесс все чаще связывают с НТП, так как он объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Инновация в общем есть изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов. Существует множество форм управления инновациями. Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики зависит от особенностей инновационного процесса как объекта управления. По степени активности вмешательства государства в экономику, в том числе и инновационную политику, выделяют три группы стран (с активным вмешательством, "промежуточным", с преобладанием рыночных отношений). 2. НТП в россии и его влияние на экономику 2.1 Развитие научно-технического потенциала России и его влияние на экономический рост В настоящее время экономический рост в большей мере, чем ранее, связан с эффективностью производства. Для этого необходимо качественно преобразовать производительные силы путем внедрения в них новейших достижений науки и техники. Основные направления экономического роста и средства достижения этих целей следующие: - Эффективное использование накопленного производственного потенциала, всесторонняя рационализация и сбалансированность процессов воспроизводства во всех отраслях промышленности. - Внедрение во все отрасли экономики новейших научных достижений, роли коренное преобразование управленческого аппарата. - Активизация социальной политики, повышение человеческого фактора в направлении влияния на эффективность производства, путем внедрения более рациональной структуры занятости, эффективное использование образовательно-квалификационного потенциала при подготовке и повышении квалификации [6, с. 92]. В современном мире экономическая мощь страны определяется не столько объемом произведенного ВНП и наличием у нее ресурсов капитала и рабочей силы, сколько размерами ее научно-технического потенциала, эффективностью его использования, выражающейся в количестве изобретений и открытий, новых видов продукции, прежде всего техники и технологий. Научно-технический потенциал стал сегодня ресурсом особого рода, без него современное конкурентоспособное производство становится невозможным. Научно-технический потенциал страны -- это совокупный ресурс ее научно-технической сферы, создающий новые продукты и технологии. Он неразрывно связан с экономическим ресурсом, хотя относительно может быть больше или меньше последнего. Можно говорить о национальном научно-техническом потенциале, о научно-техническом потенциале отрасли, фирмы, университета, исследовательского института, лаборатории и, наконец, отдельного ученого, конструктора или творческого инженера. Научно-технический потенциал, однако, определяется не только количеством имеющихся научно-технических ресурсов, но и их качеством, умением управлять этими ресурсами, правильно оценивать перспективы, внутренней заинтересованностью ученых в открытиях и изобретениях. Например, две лаборатории, имеющие равные финансовые и кадровые ресурсы, работающие на одинаковом оборудовании, могут обладать существенно разными потенциалами, если в одной собрались кадры, состоящие из "средних ученых" со слабой трудовой мотивацией и низкими творческими способностями, а в другой -- блестящий творческий персонал, нацеленный на реальное изобретение и возглавляемый талантливым руководителем. И наоборот, сколько ни наделяй ресурсами "среднего ученого", он вряд ли вообще совершит когда-нибудь открытие, которое сделает талантливый исследователь, не имеющий, казалось бы, самого необходимого оборудования и поддержки [13, с. 400]. Тем не менее при характеристике состояния научно-технического прогресса в современной России необходимо начать с затрат на НИОКР и других ресурсных показателей. После краха СССР затраты на НИОКР в Российской Федерации, подобно затратам на военные цели, стали обвально сокращаться. С 1989 по 1998 г. трудовые ресурсы в сфере российских НИОКР сократились более чем в два раза, финансирование -- еще больше. Более чем вдвое сократились основной капитал в сфере НИОКР и число патентных заявок, поданных в России . Но начиная с 1999 г. ресурсное обеспечение сферы НИОКР стало расти вслед за начавшимся ростом российской экономики. В целом динамику основных показателей научно-технического развития России характеризуют данные таблицы 2.1. Новая Россия унаследовала 70% научно-технического потенциала бывшего СССР. По данным Госкомстата России, в 2001 г. в стране насчитывалось свыше 4 тыс. научных организаций, включая 2677 исследовательских институтов, 289 конструкторских бюро. Более половины (2213) исследовательских институтов работало в предпринимательском секторе. Сегодня в России действует около 30 тыс. малых инновационных предприятий, которые дают сотни тысяч рабочих мест, хотя и не включаются в сферу НИОКР. В 2001 г. численность занятых в сфере НИОКР составила 885,6 тыс. человек, или почти вдвое меньше, чем в 1990 г. Удельный вес этого персонала в общей численности занятых в народном хозяйстве России уменьшился с 2,5% в 1990 г. до 1,4% в 2001 г. При этом численность исследователей составила 422,2 тыс. человек, что также почти вдвое меньше, чем было в 1991 г. Доля докторов и кандидатов наук составила менее 12% общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Общая численность занятых в российской науке сокращалась до 1998 г., когда она составила 855,2 тыс. человек в целом и 417 тыс. исследователей, но затем стала расти. Однако этот рост ниже роста общей занятости и ВВП [13, с. 405]. Одновременно происходит интенсивный процесс феминизации российской науки. Так, доля женщин среди ученых и специалистов, выполнявших НИОКР, в 2002 г. приблизилась к 60%, тогда как в 1991 г. была равна 46%. В настоящее время 12% ученых и специалистов, выполняющих НИОКР, работают в системе Академии наук, 82% -- в отраслевых научных организациях и 6% -- в научных подразделениях вузов. По видам научной деятельности кадровый потенциал российской науки распределяется следующим образом: 9,5% ученых и специалистов, работающих в сфере НИОКР, занимаются физическими науками; 10% -- математическими, 3,5% -- науками об окружающей среде, 9,8% -- науками о жизни, 54,9% -- техническими и 8,5% -- общественными науками. Но идет процесс старения российской науки. Сегодня более половины докторов и 40% кандидатов наук уже имеют пенсионный возраст, а преобладающий возраст сотрудников НИИ и КБ находится в пределах 50--55 лет. Такая структура научно-технического потенциала имеет свое влияние на экономический рост государства (Табл. 2.4 и 2.5) [13, с. 407]. Резкое сокращение научно-технического потенциала России и падение престижа ее науки -- реальная драма страны. Но этот процесс во многом объективно обусловлен. Ведь если ВВП страны в 9 раз меньше ВВП США, то и поддержание ее научно-технического потенциала на американском уровне вряд ли является реальной и нужной задачей. Тем не менее в расчете на единицу ВВП в России даже сегодня больше, чем в США, занятых в научной сфере, в том числе исследователей. Поэтому российская наука должна активнее перестраиваться с учетом реальной ситуации, целенаправленно вписываться в реалии рынка, в те трансформационные процессы, которые охватили основную часть российской экономики. Но пока этого не происходит. Директора институтов сплошь и рядом не проводят отбора квалифицированных кадров под новую тематику, не меняют тематики исследований в соответствии с требованиями развивающейся экономики страны. Сегодня особенно актуальна задача ориентации прикладных научных исследований на их коммерциализацию в промышленности, на укрепление связи фундаментальных исследований с прикладными и прикладных -- с инновациями. Важную роль должна играть и международная кооперация в области серьезных открытий и изобретений на международном уровне, в которой российские исследования могут занять достойное место [25, с. 110]. Однако негативные процессы, имевшие место в первой половине 90-х годов (до 1997 г.), привели к снижению эффективности затрат на НИОКР в России. Продолжая советскую традицию последнего периода существования СССР, в России сокращалось производство новых типов машин, оборудования и аппаратов -- с 1,2 тыс. в 1990 г., до 1 тыс. в 1993 г. и до менее 1 тыс. в 1996 г. За этот период удельный вес новой продукции в общем объеме продукции машиностроения снизился с 6,5 до 3,4%. Лишь в последние годы эти показатели стали улучшаться. Когда-то СССР производил большое количество металлорежущих станков (свыше 200 тыс. в год), что было больше, чем в США. К 1998 г. это производство сократилось до 7,6 тыс., затем стало расти и в 2001 г. составило 8,3 тыс. штук. Станков с числовым программным управлением в России было произведено в 1990 г. 16,7 тыс., в 1998 г.-- 0,1 тыс., в 2001г.- 0,3 тыс. штук. В 1999--2001 гг. производство станков стало расти, увеличивалось число новых видов машин и оборудования, использованных передовых производственных технологий, а также инновационно-активных организаций в промышленности (Табл. 2.2). Влияние на экономический рост также оказывает такой показатель НТП как количество новых запатентованных изобретений. Здесь следует отметить следующее: начало 2000 г. ознаменовалось критически низким количеством поданных россиянами заявок на изобретения. В 2005 - заявок поступило лишь 32,2 тыс., что практически в два раза меньше, чем в РСФСР в 1985 году. По-своему уникальным и в какой-то мере обескураживающим по показателям патентования стал 2006 г. С одной стороны, по данным Роспатента, за последние три года более чем на треть выросло число заявок на получение российского патента (более 100 тыс. в год). С другой стороны, за 2006 г. Россияне подали рекордно низкое количество заявок на патентование за рубежом: лишь 483 штуки [25, с. 79]. Исходя из этого можно сделать вывод о низкой конкурентоспособности нашей продукции на перспективу. А если учесть, что все большая доля российских патентов получается зарубежными заявителями, то впору говорить о новой волне кризиса в инновационном развитии России, об утрате технологического потенциала, а отнюдь не о наметившемся подъеме. 2.2 Приоритетные направления развития российской науки и НТП и их финансирование Государство на каждом этапе своего развития должно определять приоритетные направления НТП и обеспечивать их развитие. Необходимо отметить, что в период конца существования СЭВ была разработана комплексная программа НТП на длительную перспективу и в этой программе были определены следующие приоритетные направления: комплексная автоматизация производства; электронизация народного хозяйства; развитие атомной электроэнергетики; создание новых материалов и технологии их производства; развитие биотехнологии; создание и развитие других прогрессивных технологий. На наш взгляд, это были удачно выбранные приоритетные направления развития НТП, которые можно назвать приемлемыми для нашей страны на ближайшую перспективу [11, с. 89]. Страны ЕС осуществляют комплексную программу НТП под названием "Эврика", и в ней, по сути, заложены эти же приоритетные направления НТП. В России список приоритетных направлений насчитывает более 16 (хотя в Японии он составляет около 33), но на первом месте стоит развитие биотехнологии. Рассмотрим сущность некоторых прогрессивных технологий [17, с. 35]. Биотехнология -- одно из важнейших направлений НТП, новая быстроразвивающаяся отрасль науки и производства, основанная на промышленном применении естественных и целенаправленно созданных живых систем (прежде всего микроорганизмов). Производства, основанные на биологических процессах, возникли в глубокой древности (хлебопечение, виноделие, сыроварение). Благодаря успехам иммунологии и микробиологии стало развиваться производство антибиотиков и вакцин. Продукты биотехнологии нашли широкое применение в медицине и сельском хозяйстве. После второй мировой войны методами биотехнологии стали получать кормовой белок (в качестве сырья используются нефть, отходы целлюлозно-бумажной промышленности). В 50-е годы была открыта модель двойной спирали ДНК. В 70-е годы создана техника выделения гена из ДНК, а также методика размножения нужного гена. В результате этих открытий возникла генетическая инженерия. Внедрение в живой организм чужеродной генетической информации и приемы, заставляющие организм эту информацию реализовывать, составляют одно из самых перспективных направлений в развитии биотехнологии. Используя методы генетической инженерии, удалось получить интерферон и инсулин [16, с. 4]. Гибкое автоматизированное производство (ГАП) -- автоматизированная производственная система, в которой на основе соответствующих технических средств и определенных решений обеспечивается возможность оперативной переналадки на выпуск новой продукции в достаточно широких пределах ее номенклатуры и параметров. Начало ГАП было положено в 50-х годах в связи с созданием станков с ЧПУ. Крупные достижения в робототехнике, разработка различных АСУ, САПР, появление микропроцессоров резко расширили возможности создания и внедрения ГАП. Современные ГАП включают в себя: · Системы автоматизированного проектирования. · Автоматизированное управление технологической подготовкой производства, числовыми программными устройствами. · Роботы (манипуляторы). · Автоматизированные транспортные средства. · Автоматизированные склады. · Автоматизированные системы контроля технологических процессов, качества продукции. · Автоматизированные системы контроля и управления предприятием. ГАП позволяют существенно сократить время на проектирование и переналадку производства для выпуска новой продукции. Роботы, робототехника -- область науки и техники, связанная с изучением, созданием и использованием принципиально нового технического средства комплексной автоматизации производственных процессов -- робототехнических систем. Что же касается финансирования НТП, то в России существует Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций, предполагающая конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. [8, с. 20] К настоящему времени в целом завершилось формирование современной системы государственной поддержки фундаментальной науки в России, основными компонентами которой являются: - Базовое финансирование, обеспечивающее выполнение плановых научных исследований, содержание и развитие инфраструктуры науки: научных установок, аппаратуры, зданий, сооружений и т.п. Эта часть государственной поддержки науки как единого целого реализуется, главным образом, через Российскую академию наук; - Целевые программы, ориентированные на выполнение научных исследований по приоритетным направлениям. Финансирование этих программ осуществляет Министерство науки и технологий РФ; - Поддержка проектов, предложенных самими учеными в инициативном порядке. На сегодняшний день российская наука предельно сильно зависит именно от базового бюджетного финансирования. Стратегическим интересам государства отвечало бы финансирование на уровне 2-3% ВВП, который характерен для большинства стабильно развивающихся стран. Слабый научно- технический сектор, поглощающий менее 2% ВВП, характерен для стран с сырьевой ориентацией экспорта. Однако, несмотря на то, что доля затрат на фундаментальные исследования и содействие НТП в общих расхода бюджета увеличивалась, начиная с 1998 г. (Табл. 2.3), доля расходов на науку в ВВП постоянно снижается и не достигает не только величины 2% ВВП, но и указанной в Доктрине развития российской науки 3-процентной доли в общих расходах бюджета (и 4-процентной доли, установленной в законе "О науке и государственной научно-технической политике") [22, с. 19]. В 2000 г. затраты на науку и получатели бюджета Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 г.", принятому Государственной Думой в декабре 1999 г., всего по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" предусмотрено расходов на 14 426,6686 млн. рублей, что больше суммы 1999 г. на 2792,2 млн. рублей и составляет 124% по отношению к 1999 г. или 129% по отношению к 1998 г. Впоследствии сумма была увеличена до 15926,6686 млн. рублей [28]. В целом сегодня наблюдается парадоксальная ситуация: бюджетное финансирование науки в последние годы продолжало постоянно уменьшаться, а внутренние затраты на науку, которые включают как бюджетное финансирование, так и внебюджетные источники, сохранялись неизменными. Все это свидетельствует об освоении механизмов многоканального финансирования научно-технической деятельности на уровне непосредственных исполнителей. Так, базовое бюджетное финансирование направлено на поддержку, главным образом, академической и вузовской науки. Основными же инструментами поддержки отраслевой науки является система Государственных научно-технических программ и Государственных научных центов [20, с. 59]. Говоря об основных институтах финансирования НТП в России, можно отметить следующее: 1993 г. был отмечен появлением Государственных научных центров (ГНЦ), провозглашенных одним из приоритетных направлений государственной поддержки. В соответствии с Указом Президента РФ "О государственных научных центрах Российской Федерации" от 22 июня 1993 г. № 939 статус такого центра может присваиваться предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также вузам, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание. Идея состояла в том, что наиболее приоритетные направления исследований и наиболее сильные научные коллективы - так называемое ядро науки - в лице отдельных институтов - должны получить дополнительное финансирование. Помимо ГНЦ развивается и сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), положительно зарекомендовавшей себя в мировой практике формы организации малого наукоемкого бизнеса. Они создаются при объединении вкладов федерального бюджета, средств регионов и частных инвестиций. Сегодня в России 37 ИТЦ, при чем 18 из них сформированы преимущественно за счет средств регионов. Наряду с ГНЦ и ИТЦ наиболее и известными институтами поддержки науки и инновационной деятельности являются Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский фонд технологического развития (РФТР), предоставляющий не гранты, а беспроцентные займы, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), а также Венчурный инновационный фонд (ВИФ). Бюджеты этих организаций невелики: так, например, бюджет Фонда содействия равен 1,5% общих расходов бюджета страны на исследования гражданского назначения [25, с. 82]. 2.3 Стимулирование и прогнозирование НТП в России Стимулирование - наиболее динамический элемент управления, связанный с воздействием на интересы участников процесса "исследование-производство", их осознанные социальные потребности, в результате чего они ускоряют НТП из внутренних побуждений, а не только по указанию свыше. Стимулирование научно-технического прогресса - создание преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Его органическая составная часть - экономическое стимулирование - представляет собой установление соответствия между хозрасчетным доходом предприятий и НТО (научно-техническим объектом) и их реальным вкладом в достижение эффекта НТП, решение научно-технических проблем. Механизм экономического стимулирования НТП включает его основные принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и формы (налогообложение, фондобразование и финансирование, кредитование, установление цен и других экономических нормативов, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска) [20, с. 50]. Комплексность стимулирования НТП предполагает органическое единство систем премирования по итогам научно-технической и производственной деятельности. Эти системы имеют общий источник (хозрасчетный доход), сопоставимые оценочные показатели (прирост прибыли, снижение себестоимости и т.д. Однако это не должно означать растворение фондов поощрения за создание и освоение нововведений в едином фонде оплаты по труду, используемом на премирование по итогам текущей хозяйственной деятельности, вознаграждения по итогами года и т.д. Результаты НТП оцениваются с учетом срока окупаемости нововведений (в среднем - 2 года), премируются лишь непосредственные участники их разработки и освоения, при этом учитывается не только экономический, но и другие виды эффекта НТП. Стимулирование НТП предполагает как материальное и моральное поощрение, так и соответствующее наказание уменьшение фондов оплаты и социального развития коллективов, выпускающих устаревшую и малоэффективную продукция, их роспуск [20, с. 52]. При организации стимулирования следует учесть, что ускорение НТП предполагает развитие не только науки и техники, но и социально-экономических отношений, в том числе внутри коллективных. Наука как объект стимулирования отличается универсальностью своего языка и методов, а использование техники и технологии во многом связано со спецификой интересов и традиций данной страны, региона, трудового коллектива. Если на микро уровне стимулируется отдельное нововведение как клеточка НТП, процесс последовательной смены этапов цикла, то на уровне предприятия, не говоря уже о народном хозяйстве в целом, стимулировать следует не только отдельные мероприятия НТП, но прежде всего структурные сдвиги в экономике, процесс обновления производства в целом включая преобразование техники и технологии, организации производства и управления, культуры и квалификации работников. Перспективность в стимулировании НТП требует учета не только годового хозрасчетного, но и народнохозяйственного экономического эффекта за весь срок использования нововведения. При этом особо поощряется создание и освоение новых поколений техники и технологии, а также конкурентоспособных нововведений, не уступающих высшему мировому уровню в данной области. До сих пор в России премии за новую технику в промышленности составляли всего 2-3% общей суммы поощрений, что делало ускорение НТП второстепенной задачей по сравнению с перевыполнением планов по объему реализации и прибыли. Доля вознаграждений изобретателей в полученном эффекте сократилась за последние 15 лет в три раза (до 1%). Нормативный характер стимулирования предполагает установление прямой связи между фактическим экономическим эффектом НТП (при соблюдении социальных и экологических требований) и величиной премий. Это означает также стимулирование в реальном, а не календарном масштабе времени (за конкретный результат, а не за квартал), отмену регрессивной шкалы, при которой наибольшая премия (в процентах к сумме экономии) причитается за мелкие нововведения [21, с. 39]. В России система налоговых льгот на НИОКР существует с 1982 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. Сейчас При рассмотрении вопроса о праве использования льготы по налогу на прибыль согласно п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п.4.1.7 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", изданной на основе данного Закона, следует учитывать, что средства, направленные предприятием на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, для целей использования указанной льготы не могут превышать 10% в общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли. При этом необходимо принимать во внимание, что данная льгота может быть предоставлена только при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, текущего года, остающейся в распоряжении предприятия. Как можно заметить, льгота не велика, тем более что 10% не взимается крайне редко. Естественно, это не лучшим образом влияет на проведение НИОКР [29]. Говоря о стимулировании НТП, нельзя не затронуть вопрос о научно-техническом прогнозе. Зарубежная и отечественная практика уже давно доказала, что предприятия, особенно крупные и средние, не могут рассчитывать на успех без систематического прогнозирования и планирования НТП. В целом прогнозирование представляет собой научно обоснованное предвидение развития социально-экономических и научно-технических тенденций. Научно-технический прогноз -- обоснованная вероятностная оценка перспектив развития определенных областей науки, техники и технологии, а также требуемых для этого ресурсов и организационных мер. Прогнозирование НТП на предприятии дает возможность как бы заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемых техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности предприятия. Прогнозирование НТП на предприятии -- это, по сути, нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития предприятия в технической области. Объектом прогнозирования могут быть техника, технология и их параметры, организация производства и труда, управление предприятием, новая продукция, требуемые финансы, НИР, подготовка научных кадров и др. По содержанию различают прогнозы: · Появления принципиально новых открытий и изобретений. · Областей использования уже сделанных открытий. · Объявления новых конструкций, машин, оборудования, технологий и их распространения в производстве. По времени прогнозы могут быть: краткосрочные (до 2--3 лет), среднесрочные (до 5--7 лет), долгосрочные (до 15--20 лет). Очень важно, чтобы на предприятии достигалась непрерывность прогнозирования, т.е. наличие всех временных прогнозов, которые периодически должны пересматриваться, уточняться и продлеваться. Отечественная и зарубежная практика насчитывает около 150 различных методов разработки прогноза, но на практике наибольшее распространение получили следующие методы: · Методы экстраполяции. · Методы экспертных оценок. · Методы моделирования. Суть метода экстраполяции состоит в распространении закономерностей, сложившихся в науке и технике в предпрогнозный период, на будущее. Недостаток данного метода заключается в том, что он не учитывает многих факторов, которые могут появиться в прогнозируемом периоде и в значительной мере изменить сложившуюся предпрогнозную закономерность (тенденцию), что может существенно повлиять на точность прогноза. Методы экспертных оценок основаны на статистической обработке прогнозных оценок, полученных путем опроса высококвалифицированных специалистов в соответствующих областях. Разнообразны и методы прогнозов на основе моделирования: логические, информационные и математико-статистические. Данные методы прогнозирования на предприятиях не получили широкого распространения, в основном из-за их сложности и отсутствия необходимой информации. В целом прогнозирование НТП включает в себя: · Установление объекта прогноза. · Выбор метода прогнозирования. · Разработку самого прогноза и его верификацию (вероятностную оценку). Примерно по таким же вышеописанным критериям осуществляется стимулирование НТП в России и его прогнозирование на предприятиях различных экономических отраслей, т.е. составляется на основе выработанной стратегии развития предприятия на дальнюю перспективу с учетом реальных финансовых возможностей [11, с. 118]. Выводы к главе 2 1. Итак, мы выяснили, что приоритетными направлениями НТП в РФ являются биотехнология, гибкое автоматизированное производство и создание роботехники, развитие которых финансируется к настоящему времени современной системой государственной поддержки фундаментальной науки в России. В нее входят следующие фонды: ГНЦ, ИТЦ, РФФИ, РФТР, ВИФ и др. Однако бюджеты этих организаций малы, вследствие чего затраты на НИОКР снизились в среднем до 2%. В России существует система стимулирования и прогнозирования НТП, составленная на основе выработанной стратегии развития предприятия на дальнюю перспективу с учетом реальных финансовых возможностей с законными льготами при разработке фирмами НИОКР. 2. Научно-технический потенциал страны уменьшился со времен распада СССР, и не только количественно: сократилось число кандидатов и докторов наук, произошло старение кадров и так называемая феминизация. Негативные процессы, имевшие место в первой половине 90-х г. (до 1997 г., вследствие сокращения числа занятых в научной сфере), привели к снижению эффективности затрат на НИОКР в России, что в свою очередь негативно отразилось на ВВП страны (в 1996 и 1998 гг. был отрицательный прирост ВВП). Произошло также снижение поданных заявок на патентование, что говорит о неконкурентоспособности инновационной деятельности. Только после 1998 г. (на основе таблиц) начинается увеличение основных макроэкономических показателей, а также происходит увеличение результативности НИОКР. Страна выходит на стабильный уровень развития с положительными ежегодными приростами. Заключение На экономические и социальные процессы в обществе влияют многие факторы, но ускорение НТП является главным из них. НТП -- это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации знаний. Понятие НТП шире, чем понятие НТР. Научно-техническая революция -- это составная часть НТП. Любое государство, чтобы не отстать в своем научно-техническом развитии, должно разрабатывать и осуществлять единую государственную техническую политику. Под единой государственной научно-технической политикой понимаются выбор важнейших направлений НТП и их реализация с мощной поддержкой государства. Любое предприятие не может иметь хорошей перспективы, если не будет постоянно внедрять результаты НТП, так как от этого зависят качество выпускаемой продукции, издержки на ее производство и реализацию, объем реализации и величина получаемой прибыли. Стимулирование и прогнозирование НТП на предприятии также являются очень важными составляющими развития и внедрения НИОКР в экономику государства. Крайне важно, чтобы в обществе сформировалась инновационная культура. Создание специализированных инновационных Институтов, готовящих специалистов для инновационного производства является важным шагом на пути создания такой культуры. Необходимо привлекать молодежь в науку, чтобы ей было интересно как в творческом, так ив материальном плане. Даже страны Западной Европы, имеющие развитые рыночные структуры и финансовые средства, сталкиваясь с инновационным застоем, ищут пути его преодоления. Только воздействие на культурную среду через образование, науку, правовую базу, общественное мнение, организацию профессионального обучения позволит российской экономике реально перейти на инновационный путь развития. Говоря о России можно добавить и то, что в стране существует необходимость увеличения бюджетов организаций, финансирующих НТП, а также создания новых институтов и исследовательских центров с высококвалифицированным персоналом, увеличения эффективности затрат на НИОКР. Именно эти показатели являются основными, так как они в большей степени влияют на экономический рост. Это находит свое подтверждение и на практике: в России в 1998 году произошел кризис НТП, что проявилось в существовании отрицательного прироста ВВП и основных макроэкономических показателей. В последние годы ситуация изменилась, однако финансирование НТП все еще находится на достаточно низком уровне. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время НТП является одним из главных факторов экономического роста страны, и в экономике каждого государства должна быть разработана специальная система его развития и финансирования, отвечающая не только экономическим потребностям, но и социальным. Библиографический список 1. Анчишкин А.И. Наука - техника - экономика. 2-е издание/А.И. Анчишкин. - М.: Экономика, 1989 г. - 274 с. 2. Безруков В., Останкович Г. Оценка инновационной деятельности промышленных предприятий// Экономист - 2001, - №5 - с.37-41. 3. Бжилянская Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования/ Л. Бжилянская//Экономист. - 1996. - №3. - С. 6-15. 4. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития./С.Ю. Глазьев. - М.: Владар, 1993. - 193 с. 5. Губенко А.И. Критерии оценки и в выборе инновационных проектов/ А.И. Губенко//Деньги и кредит - 2003. - №5 - С.39-42. 6. Житенко Е.Д. Как стимулировать инновационную деятельность/Е.Д. Житенко//ЭКО - 2002, №3 - с. 47-61. 7. Информационно-правовая справочная система "Косультант-плюс". 8. Кокурин Д.И. Финансовые источники инновационной деятельности/Д.И. Кокурин// Финансы - 2001, -№1 - с.19-21. 9. Крылов Э.И. Анализ эффективности производства, научно-технического прогресса и хозяйственного механизма/Э.И. Крылов. - М.:Финансы и статистика, 1992 г. - 327 с. 10. Кудров В.М. Мировая экономика./ В.М. Кудров - М.: Экономика. - 2005. 497 с. 11. Кузнецов Е. Механизмы запуска инновационного роста в России/Е. Кузнецов// Вопросы экономики - 2003. - №3 - с. 4-5. 12. Кулешов В.В. Новые технологии: взгляд экономиста/В.В. Кулешов// ЭКО - 2002, -№1 - с.102-112. 13. Логинов В. Инновационная политика: меры по активизации/В. Логинов // Экономист - 1994. - №9. - С. 24-30. 14. Логинов В. Условия инновационного развития экономики/В. Логинов//Экономист - 2001, - №3 - с.21-27. 15. Лорант П. Инновационные управленческие процессы/П. Лорант//Маркетинг - 1999, - №2 - с.85-91. 16. Мау В.Экономический рост и постиндустриальные вызовы/В. Мау// Проблемы теории и практики управления - 2003, -№1 -с.31-35. 17. Нехамкин А. Н. Основные направления государственного регулирования научно-технического развития в условиях переходной экономики/А.Н. Нехамкин// Вестник Московского университета, сер. 6 - 1997 - №1 - с. 3-16. 18. Нехамкин А.Н. Финансирование НТП: формирование системы инвестиционных фондов/А.Н. Нехамкин//Финансы - 1997 - №6 - с. 19-22. 19. Резников Р.Л. К вопросу об анализе окупаемости нововведений/Р.Л. Резников// Методы менеджмента качества - 2003, - №2 - с.13-15. 20. Российский статистический ежегодник, 2005. Статистический сборник. М.: Федеральная служба гос. статистики России, 2005 г. 21. Россия в цифрах, 2006. Краткий статистический сборник. М.: Федеральная служба гос. статистики России, 2005 г. 22. Сахал Д. Технический прогресс: концепции, модели, оценки/Д.Сахал. - М.: Финансы и статистика, 1985. - 145 с. 23. Семенов Т. Правовое регулирование инновационного процесса/Т.Семенов//Проблемы теории и практики управления - 2007, - №7 -с.78-84. 24. Сергеев И.В. Экономика предприятия/ И.В.Сергеев.-М.:Феникс, 2003. - 342 с. 25. Соколова Л. В. Противоречия и условия технологического развития экономики России/Л.В. Соколова// Проблемы прогнозирования - 1998 - №4 - с. 86-96. 26. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями/Б. Твисс. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 1989. - 410 с. 27. Щербаков В. Управленческие решения и экономический рост/В. Щербаков// Проблемы теории и практики управления - 2002, - №5 - с.22-26. 28. Экономика предприятия/ Под ред. Юдаевой Н.Л. - М.:Финансы и статистика, 1999 г. - 329 с. 29. Экономика. Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.:Юристъ,2001. - 215 с. 30. www.edu-zone.ru 31. www.gks.ru Приложение Таблица 2.1. Основные показатели научно-технического развития России в 1991-2001 гг. |
Показатели | 1991 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | | Число научно-исследовательских организаций: | | | | | | | | | всего | 4564 | 4122 | 4137 | 4019 | 4089 | 4099 | 4037 | | в % к 1991 г. | 100,0 | 90,3 | 90,6 | 88,1 | 89,6 | 89,8 | 88,5 | | Внутренние затраты на НИОКР: | | | | | | | | | в % к 1991 г. | 100,0 | 39,0 | 42,0 | 39,0 | 45,0 | 49,8 | 57,9 | | в % к ВВП | 1,4 | 0,9 | 0,99 | 0,92 | 1,01 | 1,05 | 1,16 | | Численность занятых в сфере НИОКР: | | | | | | | | | тыс. человек | 1677,8 | 990,7 | 934,6 | 855,2 | 872,4 | 887,7 | 885,7 | | в % к 1991 г. | 100,0 | 59,1 | 55,7 | 51,0 | 52,0 | 52,9 | 52,7 | | Численность исследователей: | | | | | | | | | тыс. человек | 878,5 | 484,5 | 455,1 | 417,0 | 420,0 | 426,0 | 422,2 | | в % к 1991 г. | 100,0 | 55,2 | 51,8 | 47,5 | 47,8 | 48,5 | 48,1 | | Основной капитал сферы НИОКР: | | | | | | | | | в % к 1991 г. | 100,0 | 115,6 | 101,2 | 89,2 | 63,5 | 48,5 | 40,0 | | Число патентных заявок, поданных в России: | | | | | | | | | всего | 45694 | 23211 | 19992 | 21362 | 24659 | 28688 | 29989 | | в % к 1991 г. | 100,0 | 50,8 | 43,7 | 46,8 | 54,0 | 62,8 | 65,6 | | |
Таблица 2.2 Доля затрат на фундаментальные исследования и содействие НТП |
Год | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | | Доля в расходах бюджета, % | 2,3 | 1,4 | 1,8 | 2,1 | | Доля в ВВП, % | 1,2 | 0,7 | 0,2 | <0,1 | | |
Таблица 2.3 Результативность НИОКР в России в1997-2001 гг. |
Показатель | 1997 | 2000 | 2001 | | Число использованных передовых технологий (тыс.) | 55,5 | 70,1 | 80,0 | | Число инновационно-активных организаций в промышленности | 1225 | 2282 | 2164 | | |
Таблица 2.4 Ежегодные приросты основных макроэкономических показателей РФ в 1999-2003 гг. (%) |
Показатели | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | | ВВП | 6,4 | 10,0 | 5,0 | 4,3 | 7,3 | | Промышленность | 11,0 | 11,9 | 5,0 | 3,7 | 6,7 | | Сельское хозяйство | 4,1 | 7,7 | 7,5 | 1,7 | 0,0 | | Капвложения | 5,3 | 17,4 | 9,0 | 2,6 | 12,5 | | Розничная торговля | -6,1 | 8,8 | 10,7 | 9,2 | 7,8 | | Потребительские цены | 36,5 | 20,2 | 18,6 | 15,1 | 11,8 | | Реальные денежные доходы | -12,5 | 11,9 | 8,5 | 8,8 | 13,5 | | |
Таблица 2.5 Динамика реального объема произведенного ВВП в % к предыдущему году |
Показатели | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | | Валовой внутренний продукт в рыночных ценах | 96,4 | 101,4 | 94,7 | 106,4 | 110,0 | 105,1 | 104,7 | 107,3 | 107,1 | | в том числе: | | | | | | | | | | | Производство товаров | 94,1 | 100,7 | 92,6 | 110,4 | 112,4 | 106,5 | 103,6 | 108,2 | 106,3 | | из них: | | | | | | | | | | | Промышленность | 97,4 | 102,3 | 95,2 | 110,2 | 111,1 | 104,9 | 104,0 | 107,5 | 106,1 | | Сельское хозяйство | 94,7 | 102,5 | 81,2 | 117,1 | 112,7 | 111,4 | 102,9 | 105,7 | 102,9 | | Строительство | 83,2 | 94,6 | 93,7 | 106,0 | 117,4 | 109,9 | 102,8 | 114,3 | 110,2 | | |
|
|