БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Нормативная база стандартизации

Нормативная база стандартизации

10

Введение

В современном мире стандарты существуют в динамичной и изменяющейся среде. Глобализация рынков, появление новых секторов бизнеса, более быстрая разработка и сокращение жизненных циклов продукции, а также усиливающееся взаимопроникновение технологий, приводят к тому, что национальная и международная стандартизация сталкиваются со множеством новых и все более остро стоящих проблем.

Перед лицом этих вызовов определение стратегии национальной стандартизации является необходимым ответом на изменяющуюся ситуацию и новые запросы отечественной экономики и глобализованного мира. Стратегические цели стандартизации для многих стран имеют единую основу, однако этапы их реализации определяются развитием национальной экономики. Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования может обеспечить достойный вклад в экономическое развитие страны, но при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике - это очень актуально в наше время.

Цель данного реферата - подробно изучить нормативную базу стандартизации.

Задачи:

1) подобрать, изучить, систематизировать и подготовить к изложению литературу по проблеме.

2) выявить важность знания нормативной базы стандартизации.

Глава 1. Стандартизация

1.1 Сущность стандартизации

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения.

Объект стандартизации - продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие ли подвергающиеся стандартизации.

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач. Цель стандартизации - выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Для того, чтобы наилучшее решение позволило достичь упорядочения в определенной области необходимо, чтобы это наилучшее решение стало достоянием большого числа предприятий и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании наилучшего решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

Можно выделить 4 стадии работ по стандартизации: Закон РФ от 10.06.1993 № 5154-1 (ред. от 10.01.2003) «О стандартизации». Доступно из URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=12584

– отбор объектов стандартизации;

– моделирование объекта стандартизации;

– оптимизация модели;

– стандартизация модели.

Если основная цель ТР заключается в защите жизни и здоровья граждан, охране окружающей среды, то применение стандартов в первую очередь направлено на повышение конкурентоспособности продукции.

Основным результатом работ по стандартизации является принятие такого нормативного документа, как стандарт.

1.2 Стратегические цели стандартизации

Стратегические цели стандартизации для многих стран имеют единую основу, однако этапы их реализации определяются развитием национальной экономики. В Российской Федерации можно выделить следующие основные цели стандартизации:

– содействие достижению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран;

– обеспечение национальной, экологической, технической и технологической безопасности в Российской Федерации;

– повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, в том числе на международном рынке;

– снижение нагрузки на законодательство Российской Федерации путем максимального использования государством компетентности частного сектора и бизнес-сообщества, реализованной в национальных стандартах;

– содействие глобализации торговых отношений и устранению технических барьеров в торговле;

– содействие сохранению приоритетных рынков для промышленных предприятий России, торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства со странами СНГ;

– содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики через стандарты.

1.3 Функции стандартизации

Стандартизация имеет 4 основные функции.

1. Экономическая функция выражает себя через вклад стандартизации в научно-технический прогресс, поскольку она оказывает активное влияние на все составляющие производственного процесса, способствует совершенствованию предметов и средств труда, технологии и самого труда. С помощью нормативных документов предупреждается неоправданное разнообразие деталей, изделий, материалов, технологических процессов, устанавливается рациональная их номенклатура, определяются оптимальные параметрические и размерные ряды, обеспечивается высокий уровень взаимозаменяемости, устанавливаются оптимальные качественные характеристики.

2. Информационная функция стандартизации проявляет себя через создание нормативных документов, классификаторов и каталогов продукции, эталонных мер и т.п.

3. Социальная функция стандартизации проявляется через включение в нормативные документы и достижение в производстве таких показателей качества продукции и услуг, которые содействовали бы здравоохранению, отвечали бы санитарно0-гигиеническим нормам и возможности экологической утилизации отходов.

4. Коммуникативная функция выражает себя через достижение взаимопонимания в обществе путем обмена информацией. Этому служат стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила оформления деловой, конструкторской и технологической документации. ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. Доступно из URL: http://www.termika.ru/dou/?id=5762/

1.4 Современные проблемы стандартизации

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. По данным экспертов в Германии, например, треть ежегодного экономического прироста, относилась к эффекту от применения стандартов.

О масштабах и эффективности работ по стандартизации свидетельствует такой факт. Общая сумма вложений промышленности и правительственных организаций в различные виды деятельности, связанные с разработкой и применением стандартов в США достигла 70 млрд. долл. в год, а прибыль достигает 1000%. Однако проблемы стандартизации в России не позволяют получить такие потрясающие результаты.

Современные проблемы стандартизации:

1. Низкий динамизм стандартизации. При парке в 24600 стандартов его ежегодное обновление должно составлять минимум 3,5 -4 тыс. стандартов. В последнее время максимальное число пересмотренных и вновь утвержденных стандартов составило 900 единиц в год. Фонд стандартов стремительно стареет, и при этом нет ясной перспективы ускорения темпов этой работы. Планирование стандартизации осуществляется в годовом разрезе, тогда как, например, в Японии действует система 5-10 летнего и годового планирования. При разработке стандартов не учитываются прогнозы развития науки и техники, хотя Академия стандартизации, метрологии и сертификации имеет материалы прогнозирования с глубиной 30 лет. Другая сторона низкого динамизма - недостаточные темпы освоения международных, региональных и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многие международные стандарты даже не переведены.

2. Слабая работа в области технологической стандартизации. Работы по стандартизации и внедрению передовой технологии взаимно не увязаны. Особо эффективно такая увязка действовала бы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Яркий пример такой работы показывает Национальный институт стандартов и технологии США, осуществляющий национальную технологическую программу преимущественно среди предприятий малого бизнеса.

3. Низкое качество работы технических комитетов. Имея глубокие познания в конкретных отраслях деятельности, члены комитетов слабо знакомы с теорией и практикой международной и отечественной стандартизации.

4. Необходимо восстанавливать утерянные в последние десятилетия службы по стандартизации на предприятиях.

1.5 Стандарты организаций

В Федеральном законе «О техническом регулировании» появилась, на первый взгляд, новая категория документов в области стандартизации - «стандарты организаций». В законе определено как следует понимать термин «организации», в том числе коммерческие, общественные, научные организации.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» указано, что если организации могут самостоятельно устанавливать порядок разработки своих стандартов, то, следовательно, они могут принять документально оформленное решение о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятия или стандартов общественного объединения в качестве стандартов данной организации с использованием индекса «СТП» могут в дальнейшем не применяться.

В законе «О техническом регулировании» установлен порядок применения стандартов организаций «равным образом и в равно мере независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП». Следовательно, данный закон не предполагает наличия каких-либо ограничений для применения стандартов организаций в договорных отношениях, в том числе в договорах на поставку продукции, применение процессов, выполнения работ и оказания услуг.

В законе определено, что это общие цели стандартизации, а также:

1. совершенствование производства;

2. обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;

3. распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований, измерений и разработок.

К общим целям стандартизации согласно ФЗ относятся:

– повышение уровня безопасности, жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений.

– содействие соблюдению требований технических регламентов;

– повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– обеспечение научно-технического прогресса;

– повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

– рационального использования ресурсов;

– техническая и информационная совместимость;

– сопоставимость результатов исследований и измерений, технических и экономико-статистических данных;

– взаимозаменяемость продукции.

Таким, образом, в любой организации можно выявить значительное число задач, которые целесообразно решать с помощью стандартизации, производимой на уровне данной организации, исходя из определения термина «стандартизация».

Преимуществом стандартизации на уровне организации (перед национальной стандартизацией является возможность установить свои четкие правила разработки и применения своих собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и области ее деятельности.

Глава 2. Нормативная база стандартизации

2.1 Нормативные документы по стандартизации

Реальные условия функционирования российской экономики и интегрирование в мировую экономику потребовали принятия ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающего государственное регулирование в области определения, подтверждения соответствия и государственного надзора обязательных требований, а также иных требований, на добровольной основе, позволяющих повысить уровень безопасности и качество продукции, обеспечивающих ее экологическую безопасность и конкурентоспособность.

Таким образом, просматривается двухуровневая модель технического регулирования, которая предполагает наличие двух основных видов документов:

1. технических регламентов, имеющих статус законодательного документа, содержащего требования, обязательные к исполнению;

2. национальных стандартов - добровольно применяемых документов, содействующих соблюдению требований технических регламентов, являющихся доказательной базой при их реализации.

Нормативный документ - это документ, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Принцип добровольного использования стандарта, прежде всего, означает добровольность его выбора субъектом хозяйственной деятельности. Но выбранный стандарт может предусматривать его обязательное выполнение (в целом или отдельных разделов) в случае, если этот документ:

– конкретизирует общие требования технического регламента (закона, директивы);

– включен в контракт, между субъектами хозяйственной деятельности, который имеет ссылку на стандарт.

В зависимости от сферы действия в нашей стране и за рубежом различают стандарты разного статуса: международные, региональные, национальные. ГОСТ Р 1.9-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения. Доступно из URL: http://www.termika.ru/dou/?id=5769/

К международным стандартам относятся стандарты Международной организации по стандартизации - ИСО, Международной электротехнической промышленности - МЭК, Международный союз электросвязи - МСЭ, Европейская экономическая комиссия - ЕЭК ООН, Международный союз по атомной энергии - МАГАТЕ. В практике международной стандартизации основное значение при разработке стандартов на продукцию придается установлению единых методов ее испытаний, требований к маркировке, терминологии. Международными стандартами также устанавливаются требования к продукции с точки зрения безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.

Международные стандарты не являются обязательными, однако, в условиях острой конкуренции изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены обеспечивать соответствие своей продукции требованиям международных стандартов.

Нормативные документы регионального уровня представлены документами ЕС, СНГ и др.

В рамках ЕС действует техническое законодательство, представленное постановлениями и директивами Совета ЕС, а также евростандартами. Если евростандарт направлен на обеспечение конкретной директивы, то он имеет обязательный характер и называется гармонизированным стандартом. Продукция, отвечающая требованиям гармонизированного евростандарта и соответствующей директивы, маркируется знаком СЄ. ГОСТ Р 1.9-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения. Доступно из URL: http://www.termika.ru/dou/?id=5769/

Маркировка товара этим знаком дает ему дополнительные преимущества. Особенность большинства евростандартов заключается в том, что в их основу закладываются, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран. Федеральный закон определяет четыре основных вида нормативных документов: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятия (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО).

К федеральным нормативным документам по СНДС относятся: строительные нормы и правила (СНиП), государственные стандарты, своды правил по проектированию и строительству (СП) и руководящие документы системы (РДС). Для субъектов Российской Федерации СНДС вводит новый нормативный документ - территориальные строительные нормы (ТСН), а СТП и СТО относит к производственно-отраслевым нормативным документам. Получилась система нормативных документов, практически полностью отличающаяся от принятой на федеральном уровне.

Стандарты СНГ - это региональные стандарты - ГОСТы, существующие как категория нормативных документов с 1992 г. В рамках крупных государств функционируют национальные стандарты: BSI Британского института стандартов, NF Французской ассоциации по стандартам, DIN Немецкого института стандартизации и т.д.

К нормативным документам по стандартизации в России согласно закону «О техническом регулировании» относятся:

– национальные стандарты;

– общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

– нормы, правила и рекомендации по стандартизации;

– стандарты организаций.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы представляют собой национальную систему стандартизации.

Заключение

К международным стандартам относятся стандарты Международной организации по стандартизации - ИСО, Международной электротехнической промышленности - МЭК, Международный союз электросвязи - МСЭ, Европейская экономическая комиссия - ЕЭК ООН, Международный союз по атомной энергии - МАГАТЕ. В практике международной стандартизации основное значение при разработке стандартов на продукцию придается установлению единых методов ее испытаний, требований к маркировке, терминологии. Международными стандартами также устанавливаются требования к продукции с точки зрения безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий.

Таким образом, использование технологий, которые входят в понятие нормативная база стандартизации - залог успешной деятельности предприятий. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Список источников и литературы

1. ГОСТ P 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения. Доступно из URL: http://www.termika.ru/dou/?id=5761/

2. ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. Доступно из URL: http://www.termika.ru/dou/?id=5762/

3. ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. Доступно из URL: http://www.termika.ru/dou/?id=5765/

4. ГОСТ Р 1.9-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения. Доступно из URL: http://www.termika.ru/dou/?id=5769/

5. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. - М.: Логос, 2000 г-325 с.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011