БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Общая характеристика предприятия РУПП "БеЛАЗ" и анализ существующей системы управления материальными потоками

Общая характеристика предприятия РУПП "БеЛАЗ" и анализ существующей системы управления материальными потоками

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра экономики

РЕФЕРАТ

На тему:

«Общая характеристика предприятия РУПП «БеЛАЗ» и анализ существующей системы управления материальными потоками»

МИНСК, 2008

1. Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура

Государственное предприятие «БелАЗ» является одним из ведущих производителей большегрузных автосамосвалов и различной техники для крупных строек, металлургических предприятий, аэропортов, карьеров по добыче полезных ископаемых.

Начало истории существования этого крупнейшего завода можно отнести к августу 1947 года, когда было начато строительство завода торфяного машиностроения недалеко от железнодорожной станции Жодино. В марте 1951 года завод «Торфмаш» был преобразован в завод дорожных и мелиоративных машин - «Дормаш», а 17 апреля 1958 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "О создании Жодинского машиностроительного завода по производству самосвалов грузоподъемностью 25 тонн и седельных тягачей на их базе", на основе завода «Дормаш».

В 1961 году началось проектирование принципиально новой конструкции автомобилей-самосвалов для разработки полезных ископаемых открытым способом. С сентября 1965 года предприятие полностью перешло на серийный выпуск самосвалов БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн. В последующие годы предприятие постоянно стремилось к совершенствованию выпускаемой продукции, вело разработку и выпуск новых видов техники. В декабре 1990 года был собран первый опытный образец сверхтяжелого карьерного автомобиля-самосвала для горнорудной промышленности грузоподъемностью 220 тонн.

В структуре Белорусского автомобильного завода находится комплекс основных и вспомогательных цехов, необходимых для выполнения производственного процесса изготовления карьерной техники, товаров народного потребления и других видов продукции и оказания услуг. Также в состав завода входят управления и отделы, обеспечивающие создание и освоение новой техники, технико-экономическое планирование, учет, материально-техническое обеспечение, маркетинговые исследования, реализацию продукции.

Организационно-управленческая структура РУПП «БелАЗ» представлена в приложении 1.

Функции и задачи по организации и управлению производством на РУПП «БелАЗ» закреплены соответствующими положениями за конкретными подразделениями и должностными инструкциями их руководителей.

На предприятии разрабатываются более гибкие структуры управления, позволяющие улучшить управляемость структурными подразделениями, повысить оперативность в управлении и исполнительскую дисциплину.

За последнее время введены в действие новые структурные схемы управления и новые штатные расписания более 20 структурных подразделений. При этом из старых структур исключались неэффективно работающие звенья (цехи, участки, службы, бюро, группы) и отдельные должности.

2 Характеристика выпускаемой продукции и её рынков сбыта

РУПП `БелАЗ' осуществляет разработку, производство и сбыт продукции следующих видов:

1) карьерные самосвалы большой и особо большой грузоподъемности (от 30 до 220 тонн), предназначенных для перевозки горной породы, сыпучих грузов на открытых разработках месторождений полезных ископаемых, строительстве крупных промышленных гидготехнических сооружений;

2) специальные и специализированные транспортные средства;

3) автомобильные прицепы и полуприцепы;

4) аэродромные тягачи, погрузчики, бульдозеры, передвижные емкости для жидких и газообразных продуктов;

5) товары народного потребления (ТНП).

Кроме этого, завод осуществляет фирменное обслуживание производимой автомобильной техники.

Основными потребителями продукции ПО «БелАЗ» являются предприятия СНГ и прежде всего России, с которыми налажены и поддерживаются прямые хозяйственные связи по вопросам приобретения автотехники. Осуществляется поставка автосамосвалов и на рынок стран дальнего зарубежья.

В Республике Беларусь рынок карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-55 тонн ограничен использованием их только несколькими добывающими предприятиями, в карьерах которых РУПП «БелАЗ» проводит и испытание этой техники. Доля поставок в Беларусь составляет около 5% по всей продукции.

Структура экспорта РУПП «БелАЗ» по регионам мира представлена в приложении 2.

Основными потребителями продукции завода в России являются предприятия Кузбасского угольного бассейна, металлургические и добывающие предприятия Уральского региона, Курской магнитной аномалии, горнодобывающие предприятия Дальнего Востока и Кольского полуострова, эксплуатирующих основной парк карьерных самосвалов марки «БелАЗ» грузоподъемностью 30-220 тонн.

Сохраняя приоритетность в поставках своей продукции на рынок СНГ, предполагается также усилить работу по продвижению продукции на рынки всех регионов мира и, в первую очередь, страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

3 Характеристика основных конкурентов

Основным потребителем карьерных самосвалов во всем мире остается горнодобывающая промышленность, благосостояние которой в значительной степени определяется уровнем мировых цен на готовую продукцию, т.е. промышленные металлы, драгоценные металлы, энергетическое сырье. Снижение мировых цен на эти товары снижает объемы продаж карьерной техники. Уменьшение рынков сбыта обострило конкуренцию на рынке производителей карьерных самосвалов.

Среди основных конкурентов РУПП «БелАЗ» согласно сведениям, приведенным в [7] можно выделить следующих производителей горнодобывающей и карьерной техники:

- CATERPILLAR (США) - владеет до 60% мирового (без СНГ) рынка карьерных самосвалов. За счет присоединения различных компаний стремиться расширять предложение всей гаммы оборудования для горных разработок. Несмотря на самые высокие цены, сохраняет приоритетные позиции практически по всем направлениям дорожно-строительной и карьерной техники. Имеет самую мощную среди производителей горного оборудования дилерскую сеть по всему миру.

- KOMATSU (Япония) - второй производитель карьерных самосвалов, а в отдельных регионах Азии - первый. После приобретения Dresser (имеет самосвал г/п 320 т) предлагает самый полный ряд карьерных самосвалов. Также производит и предлагает различное горнотехническое оборудование. Приобрела производителя электронного оборудования и программного обеспечения по оптимизации работы карьерной техники.

- EUCLID (США) - объединяя усилия с японской Hitachi и шведской Volvo, также предлагает полный пакет горного оборудования, их продукция имеет стабильный спрос и весьма конкурентная по ценам.

- TEREX (США) - после приобретения известных фирм Unit Rig, О&К, Р&Н, Maraton также предлагает практически полный пакет горного оборудования и является стабильной компанией с самыми низкими ценами на оборудование.

- LIEBHERR (Германия) - самая молодая и быстро развивающаяся компания, имеющая самые конкурентные цены для автосамосвалов 180 тонн и выше.

Конкуренты, предлагая льготные условия поставки техники: лизинг, долгосрочные кредиты до 3-5 лет, активизировали услуги предприятиям по сбыту сырья, металлопроката и т.д.

В общем объеме поставок карьерных самосвалов на рынок СНГ доля зарубежных конкурентов незначительна - 2,5-3%, однако, если рассмотреть их долю на рынке самосвалов грузоподъемности свыше 100 тонн, то на сегодня в России уже закуплены и находятся в эксплуатации 19,5% импортной техники производства США и Японии от всего парка машин такого класса, а в остальных государствах СНГ - 15,5%.

Надо отметить, что импортные самосвалы не имеют существенного преимущества в техническом уровне над продукцией "БелАЗ", а по стоимости они в 1,5-3 раза дороже. Поэтому при снижении зависимости от иностранных инвесторов потребители вновь обращаются к продукции РУПП "БелАЗ".

И все же конкуренция на этом рынке карьерной техники будет усиливаться. Одержать победу в этой борьбе можно только предлагая новую качественную технику и наиболее приемлемые потребителю цены и формы оплаты труда.

4 Анализ существующей системы управления материальными потоками

В составе основного производства РУПП «БелАЗ» имеются следующие цехи и склады: 060 - Цех главного конвейера; 110 - Цех гидротрансмиссий; 090 - Цех гидроагрегатов; 130 - Цех сборки и испытаний автомобильной техники; 070 - Термический цех; 100 - Механосборочный цех 1; 010 - Сварочно-заготовительный цех 1; 050 - Сварочный цех; 040 - Автоматный цех; 170 - Рамно-кузовной цех; 150 - Цех программных станков; 120 - Механосборочный цех 2; 135 - Цех электромеханической трансмиссий; 030 - Прессовый цех; 260 - Экспериментальный цех; 140 - Цех монтажа и технического обслуживания; 065 - Участок сборки колес для автомобилей грузоподъемностью 30,40 тонн, а также спецтехники модификаций 74211, 7822, 7823, 7921, 7924.

В составе вспомогательного производства имеются следующие цехи: 210 - Ремонтно-механический цех; 220 - Ремонтно-энергетический цех; 180 - Цех товаров народного потребления; 200 - Инструментальный цех; 080 - Цех механизации производства станкостроения.

В таблице 4 приводится описание материальных потоков между производственными подразделениями завода.

Таблица 4

Движение материальных потоков между подразделениями

Цех

Характеристика

010

Осуществляет раскрой труб, круг, шестигранников, проволоки. Производит трубопроводы, трубы, наконечники, патрубки, маслопроводы, пружины, штуцера, угольники, фланцы, штоки, топливопроводы и другую продукцию. Произведенная продукция (заготовки) направляется в термический цех 070 и в другие цеха основного производства.

030

Осуществляет раскрой листа до 6 мл. и изготавливает следующие детали и узлы: капоты, кабину, кронштейны, подножки, баки и другую продукцию. Для определенных изделий комплектование других цехов производится через термический цех 070 и напрямую. Детали в меньших объемах могут возвращаться из 070 цеха обратно для дальнейшей обработки. В цехе имеется окрасочный комплекс для окраски изделий собственного производства и изделий других цехов, проходящих по габаритам линии окраски для изготовления автомобилей грузоподъемностью 30т, 40т, ТНП и мелких узлов тяжелых автомобилей.

040

Изготавливает шланги, метизы, наконечники, втулки, тройники, различные приспособления и другую продукцию. Продукция цеха может по технологии обрабатываться в термическом цехе 070 и возвращаться обратно для дальнейшей обработки. Металл получают со склада металла, другие детали из цехов 010, 030,050.

050

Изготавливает рамы, платформы для автомобилей грузоподъемностью 30т, 40т, спецтехники на базе шасси 30,40 тонных автомобилей, прицеп для автомобиля МАЗ. Производит раскрой толстолистового металла. Металл получают со склада металла, кронштейны с 100 и 120 цехов. Технология предполагает передачу изделий в 100,120 цеха и получение обратно для дальнейшей обработки. Поставляет заготовки на детали из листа для других цехов.

060

Сборочный цех по производству автомобилей грузоподъемностью 30,40т и спецтехники на базе их шасси, а также бульдозеры и погрузчики. В состав технологического оборудования входит окрасочный пост, на котором производится окраска крупногабаритных узлов (рама, мост, коробки и т.д.), которые поступают на сборку. Производят небольшое количество деталей в запчасти. Получают окрашенные детали для сборочного конвейера из 030 цеха. Имеется участок полной сборки кабин, радиаторов, шорный участок, участок отделки и сдачи машин.

065

Назначение данного участка состоит в следующем. ОВК получает от поставщиков так называемые комплекты. Производит разукомплектование, полученные комплектующие передает в разные цеха. Детали, входящие в ЗИП остаются на складе ОВК, откуда поступают на автомобиль при его отгрузке. Имеется участок сборки колес для автомобилей грузоподъемностью 30, 40 тонн, 74211, 7822, 7823, 7921, 7924.

070

Цех термической и гальванической обработки. Технологическое оборудование находится в разных корпусах. Цех производит обработку шестерен, валов, корпусных деталей и прочих деталей.

080

Изготавливает следующую продукцию: съемники, технологические приспособления, гаражное оборудование, изделия для сельского хозяйства. Цех технологически ориентирован. В цеху обрабатывают детали основного производства, где по технологии изготовления требуются операции расточки.

090

Изготавливает гидроузлы, подвески, краны, рулевые механизмы, насосы и другую продукцию. В состав цеха входит гальванический участок для хромирования деталей, используемых для сборки гидроузлов. Наличие участка объясняется уменьшением транспортных расходов на перевозки. Получают детали из 010, 030, 040, 150, 170 цехов и склада литья, складов комплектующих изделий. Готовые детали передаются в 060, 130 цеха через окрасочные комплексы 030,170 цехов. Одни и те же детали могут изготавливаться на автомобили разной грузоподъемности. Производимые запчасти передают в 270 цех на участок консервации.

100

Изготавливает мосты задние и передние, шестерни для цехов завода, которые обрабатываются на зубодолбежном и зубофрезерном оборудовании. Детали передают на термическую и гальваническую обработку в 070 цех, тормозные цилиндры в 130 цех. Детали получают из 010 цеха (круг, труба), 030,170 цеха (лист), отливки, поковки со склада литья 040 (пальцы, штифты и т.п.) через технологические операции фосфотирования, закалки в 070 цехе. Получают штамповки, подшипники, резинотехнические изделия.

110

Изготавливает гидромеханические передачи разных модификаций для автомобилей грузоподъемностью 30,40 тонн, а также спецтехники 74211,7921,7822, 7823 и их модификаций, собираемых в 060 цехе и по кооперации. Изготавливают все корпусные детали , валы и шестерни, используемые для сборки гидромеханических передач. Изготовление этих деталей производится через операции термической и гальванической обработки. Окраска изготовленных деталей производится в окрасочных линиях 060, 170 цехов. Изготавливаемые детали для запчастей проходят технологические операции окраски.

120

Изготавливает детали: редукторы мотор колеса (РМК), вентиляторы, коробки отбора мощности, цилиндры поворота, ступицы передних колес, передние балки для производства большегрузных изделий в130 цехе и другую продукцию. Изготавливают узлы для спецтехники (погрузчики, бульдозеры, тяжеловозы, аэродромные тягачи, шлаковозы и другая продукция). Изготавливаемые детали могут проходить технологическую обработку в 170 цехе. В составе технологического оборудования цеха имеется окрасочный пост для окраски мелких узлов и деталей, а также деталей 010 цеха. Крупногабаритные детали окрашиваются в 170 цехе. Изготавливаемые запасные части сдаются цехом на склад цеха реализации запчастей, а требующие окраски после технологических операций окраски. В составе технологического оборудования цеха имеется участок ТВЧ.

Анализ существующего порядка управления материальными потоками позволил сделать следующие выводы:

а) План производства товарной продукции формируется на год с равномерной разбивкой по кварталам. Потребность в производстве серийных автомобилей, спецтехники на шасси серийных автомобилей, тяжелых машин и спецтехники на их шасси определяется производственно-диспетчерским управлением (ПДУ), планово-экономическим управлением при участии управления маркетинга и сбыта на основании прогноза продаж, плановых заданий увеличения объемов производства Министерства автомобильной промышленности РБ и необходимости загрузки производственных мощностей (персонала предприятия). Приоритет в принятии решений при формировании производственной программы принадлежит ПДУ. Формирование плана производства завершается в ноябре/декабре месяце предшествующего периода. Сформированный план производства утверждается генеральным директором и передается в управление материально-технического обеспечения для оценки годовой потребности в материалах и комплектующих изделиях.

б) Квартальное планирование производства товарной продукции производится по схеме формирования годового плана, с учетом факта выполнения плана предыдущего квартала. В случае невыполнения плана предыдущего квартала первоначальный квартальный план корректируется в сторону увеличения. Сформированный специалистами производственно-диспетчерского управления план производства 15-20-го числа месяца, предшествующего плановому периоду, передается служебной запиской в управление информационных систем (УИС).

в) На основании квартального плана производства управление информационных систем производит автоматизированный расчет лимитов на материалы и покупные изделия. В результате расчетов формируются машинограммы “Потребность в материалах (комплектующих) для обеспечения производственной программы на __ квартал __ цех”, которые через ПДУ передаются для анализа в производственные цеха и управление материально-технического обеспечения.

г) Подетальное планирование движения деталей, сборочных единиц собственного производства в разрезе отправитель/получатель производится специалистами УИС на основании квартального плана производства до 8-го числа планового периода. В результате расчетов формируются машинограммы, которые передаются в цехи основного производства и в ПДУ. Подетальное планирование делается с учетом остатков и заделов в цехах основного производства. Для выверки остатков в течение месяца производится сверка движения деталей и узлов собственного производства и корректировка неверных остатков, которые возникают по причинам: сборки некомплектных автомобилей, наличия обходной технологии, использования заделов деталей, по которым прошла подготовка производства и т.п.

д) Необходимость в реализации диспетчерских функций возникает по причине несоответствия планируемого и фактического выпусков готовой продукции. В связи с этим требуется корректировка квартального плана и оперативное управление производством в течение очередного месяца. При изменении квартального плана производства ПДУ автоматически рассчитывает отклонения и производит корректировку ранее сформированных планов и ежемесячно вручную разрабатывает производственные графики сборки и сдачи продукции на каждый рабочий день для 060 и 130 цехов, а по номенклатуре, которая определяет модификации, ежедневные графики изготовления деталей, сборочных единиц в разрезе цехов основного производства. Разработанные графики доводятся до цехов, и ПДУ осуществляет контроль за их выполнением. Ежедневно начальники цехов по телефону отчитываются за выполнение производственных графиков.

Таким образом, на основе анализа существующих проблем, можно сформулировать следующие общие цели совершенствования системы управления материальными потоками в производстве:

- организовать ритмичное, скоординированное производство и снабжение в условиях многономенклатурной, динамично изменяющейся продукции при часто изменяющихся планах выпуска готовой продукции;

- снизить издержки производства путем снижения объемов незавершенного производства, снижения запасов материалов, запасов готовой продукции, а также создать механизм оперативного контроля за издержками;

- повысить оборачиваемость средств и ответственность перед потребителем за счет сокращения цикла изготовления изделий и сокращения числа случаев срыва сроков поставок продукции;

- снизить потери от хищений за счет совершенствования организации хранения продукции в производстве и прослеживаемости материальной ответственности на всех этапах материального потока;

- создать конкурентоспособную систему управления производством с учетом прогрессивной мировой практики и в соответствии с международными стандартами, методиками.

Достичь таких целей можно только путем перехода на новую методику планирования и управления производством, в частности на стандарт MRP-II. Данный стандарт активно применяется на предприятиях Западной Европы и Америки в условиях мелкосерийного и единичного производства сложной продукции с длительным циклом изготовления. На основании тщательно подготовленного графика выпуска готовой продукции для конвейеров, цехов, складов формируются синхронизированные план-графики на оперативный производственный период (неделя/декада/месяц), в течение которого эти графики неизменны. В течение данного периода план-графики жестко диктуют три основных вида заказов:

- кто, что, в каком количестве и когда должен начать изготавливать/закупать, и когда закончить изготовление/закупку - “заказы на производство” и “заказы на закупку”,

- кто, кому, что, в каком количестве и когда должен поставить (сдать) - “заказы на пополнение запасов”.

На основании план-графиков (дат запуска/выпуска) система формирует сменно-суточные задания для производственных участков и складов. Выполнение заказов, списание затрат и перемещение товарно-материальных ценностей оперативно регистрируется в системе. Оперативная учетная информация используется при формировании очередных сменно-суточных заданий и расчете план-графиков на следующий период.

Планирование и диспетчирование по MRP-II основывается на полной и достоверной информации о циклах производства - времени технологических операций и времени на закупку материалов, а также на оперативной учетной информации о состоянии запасов и списании материальных затрат. При этом производство ориентируется на уменьшение объемов незавершенного производства, уменьшение партий запуска/выпуска деталей, на более частые переналадки оборудования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Монографии, учебники, учебные пособия, написанные одним-тремя авторами: Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.

2. Монографии, учебники, учебные пособия, написанные одним-тремя авторами: Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

3. Монографии, учебники, учебные пособия, написанные одним-тремя авторами: Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP-II. Спб: Питер, 2002.

4. Монографии, учебники, учебные пособия, написанные одним-тремя авторами: Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001

5. Монографии, учебники, учебные пособия, написанные одним-тремя авторами: Производственный менеджмент. Управление предприятием. Учебное пособие / Под ред. С.А. Пелиха. - Мн.: БГЭУ, 2003.

6. Монографии, учебники, учебные пособия, написанные одним-тремя авторами: Козловский В.А., Козловская Э.А., Савруков Н.Т. Логистический менеджмент. - СПб.: Политехника, 1999.

8. Статья из журнала: Сафронов А.Г. MRP-системы на российском рынке // Логинфо. - 2004. - №7. - С. 8-12.

9. Статья из журнала: Мухтарова Г.В. Внедрение систем класса MRP // Директор-Инфо. - 2003. - № 36. - С. 15-24.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011