БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Общая характеристика современной экономики и ее предмет

Общая характеристика современной экономики и ее предмет

1. Общая характеристика современной экономики и ее предмет

Экономические знания и опыт людей, предшествовавшие появлению экономики, дали объективную экономическую основу для возникновения экономической науки. У истоков этого процесса была политическая экономия, которая положила начало определению предмета экономической теории как самостоятельной области знаний. Затем представления о предмете экономической теории постоянно менялись и были далеко не однозначными. Например, одни считали, что это наука о создании и использовании материальных благ, другие - что это наука, изучающая деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Современное определение предмета экономической науки исходит из ограниченности ресурсов и удовлетворения на этой основе человеческих потребностей. Сущность этого определения в том, что предметом экономической теории считается изучение поведения людей в условиях ограниченности средств для достижения поставленных целей в сфере экономической деятельности. Это наука о том, как люди выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и разумно их распределить.

Оригинальным является определение предмета экономической теории, согласно которому он представляет собой совокупность знаний, дающих ответ на вопросы: “Что? Как? Для кого производить?”. Это определение объединяет понятие редкости ресурсов с проблемой выбора, который должны сделать люди в поисках наиболее эффективного варианта производства. Рациональное экономическое поведение людей связано с минимизацией затрат и максимизацией выгоды.

Свои предметы исследования имеют микроэкономика и макроэкономика. Этими понятиями с точки зрения объекта исследования условно обозначаются разделы экономической теории. Предмет микроэкономики - исследование поведения фирмы, домохозяйства в рыночной экономике с их правом осуществления выбора хозяйственных решений, исследование воздействия государства на фирмы, а также анализ интересов индивидов и конъюнктуры частных рынков. Макроэкономика исследует национальное хозяйство как единое целое, включая хозяйственные связи между отраслями и сферами экономики. Она анализирует национальный доход, динамику расходов и цен, безработицу и занятость и т.д.

Некоторые экономисты особо выделяют прикладную экономику, содержанием которой является разработка принципов экономической политики, выяснение действия экономических законов, исследование функционирования экономических систем.

В зависимости от выполнения функций экономическая теория может быть позитивной и нормативной. Позитивная изучает фактическое состояние экономики (что было, есть и будет), а нормативная оценивает экономические прогнозы на будущее (какой должна быть экономика).

Современная экономическая теория “экономикс” исследует формы организации эффективного производства, постоянно раздвигая рамки исследований, изучая экономические процессы и явления, происходящие в разных пластах общественного организма. При этом используются разнообразные методы и инструменты научного познания. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет.

Экономическая теория при исследовании предмета науки использует экономические категории и законы.

Изучение любой экономической системы начинается с наиболее распространенных и часто повторяющихся экономических явлений, которые логически обобщаются в виде экономических категорий. Экономические категории - это теоретическое выражение в форме абстрактных понятий экономических отношений людей. Они определяют сущность экономических явлений и объясняют их связь. Экономические категории не произвольны, так как являются абстракциями существующих в действительности экономических форм. Они имеют свое содержание, носят объективный характер и меняются вместе с изменением экономических отношений.

Экономические категории раскрывают важные стороны и черты, внутреннюю природу экономики. Одинаковые экономические категории связывают разные стадии экономического развития общества, разделяемые разными экономическими формами. Товар, деньги, цена, собственность и пр. выражают характерные черты любого экономического строя и присущи многим стадиям развития человечества. Экономические категории взаимосвязаны, как и процессы, ими отражаемые.

Экономическое значение категорий состоит в том, что они выявляют хозяйственные связи, сохраняющиеся в любых условиях развития общества, за внешней видимостью явлений позволяют вскрывать действительное содержание экономических процессов, познавать и использовать экономические законы.

Экономический закон - это прочная, устойчивая, существенная, необходимая, постоянно повторяющаяся связь, взаимозависимость явлений и процессов экономической жизни. Экономические законы возникают и действуют только в человеческом обществе. Они проявляются через деятельность людей на разных этапах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Экономические законы выражают количественные и качественные стороны экономических явлений и используются для их измерения. Они различаются по внутреннему содержанию, по срокам и сферам действия.

Экономические законы объективны, взаимосвязаны и комплексно выражают сущность явления в развитии. Одни экономические законы действуют во всех экономических системах, другие - только в некоторых. Так, закон повышения производительности труда действует во всех способах производства, а закон стоимости начинает действовать при зарождении рабовладельческого способа производства. Неуправляемое действие экономических законов может отрицательно сказаться на развитии общественного строя в целом.

Слово “метод” (от греческого “methodos”) означает “путь к чему-либо”. На разных этапах развития экономической теории использовались разные методы экономических исследований. Многие используются в современной экономической науке.

Одним из методов экономической теории является логический метод изучения экономических процессов, т.е. исследование мысли со стороны ее структуры и формы. С помощью этого метода выявляются общие для экономических систем признаки и различия, осуществляется логический переход от простого к сложному.

Так, чтобы уменьшить действие стихийных сил в экономике или уменьшить их разрушительные последствия, люди стремятся познать логику хозяйственного развития как в масштабах микро-, так и в масштабах макроэкономики.

Метод научной абстракции состоит в освобождении исследуемого объекта от случайного, временного и поиске постоянных, характерных признаков, в отвлечении в процессе познания от несущественных сторон экономического явления. Результатом научной абстракции являются понятия и категории науки. Познание начинается с исследования конкретного эмпирического материала и на основе общих понятий объясняется его многообразие. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному. Этот метод применяется тогда, когда нет возможности для экономического экспериментирования.

Исторический метод в экономической теории предполагает исследование экономических процессов и явлений во времени, то есть в процессе их возникновения, развития и гибели. Такой подход позволяет представить все особенности любой экономической системы, способа производства, но затрудняет анализ обилием описательного материала.

Диалектический метод исследования дает возможность выявлять внутренние противоречия в экономике как движущую силу ее развития. Экономических систем и методов ведения хозяйства, свободных от противоречий, человеческое общество еще не знало. С помощью диалектического метода определяются пути разрешения противоречий, способы их преодоления. Степень остроты этих противоречий дает возможность выяснить, когда экономическая система прогрессирует в своем развитии, а когда тормозит общественный прогресс.

Экономическая теория использует различные инструменты научного познания, к которым относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство.

Экономические системы представляют собой сложную совокупность различных составляющих, для всестороннего исследования которых необходимо сначала изучить эти составляющие, то есть разделить явление на части - осуществить анализ. Затем необходимо создать целостную картину экономического строя, для чего проводится его синтез - соединение частей исследуемого. Анализ и синтез делаются мысленно и имеют прямое отношение к логическому методу экономических исследований.

Сравнение позволяет определять сходство или различие экономических процессов и явлений. Здесь используется экономико-математическое моделирование, которое в формализованном виде дает возможность прогнозировать экономические явления, определять их причины, закономерности и последствия. Наибольшее значение в экономической науке имеет микро- и макромоделирование.

В экономических исследованиях нередко используется аналогия, то есть перенос одного или ряда свойств с уже известного экономического явления на неизвестное.

Практикуется также использование гипотезы, которая представляет собой научно-обоснованное предположение о причинах или связях явлений и процессов в экономике.

Обосновывает истинность одной мысли с помощью другой и такой инструмент научного познания в экономике как доказательство.

Процесс обновления методов и инструментов научного познания экономики не знает предела.

Определение функций экономической науки связано с ее предметом и предполагает использование ее для решения не только теоретических, но и практических проблем.

Экономическая теория, прежде всего, служит познанию и изучению экономических основ человеческого общества, исследованию критериев функционирования его хозяйственной, производственной базы. В связи с этим большое значение имеет познавательная функция экономической теории. Знание экономики - составной элемент высокого уровня образования, условие эффективной экономической политики. Сущность познавательной функции состоит в изучении закономерностей развития экономической системы, в анализе ее внутренней структуры, связей и взаимодействий, в выявлении тенденций экономического развития. Безграмотное обращение с экономикой чревато нежелательными для общества последствиями, так как цивилизованные экономические формы рассчитаны на подготовленных в экономическом плане людей. Познавательная функция предполагает глубокое изучение экономических явлений, причем особое внимание уделяется внутренним, недоступным для поверхностного наблюдения процессам.

Практическая (прагматическая) функция экономической науки заключается в реализации рекомендаций экономистов в сфере практики, в приложении их к производству. В свою очередь, экономическая практика - источник научных выводов и заключений. На практике непосредственно реализуется экономическая политика, осуществляется управление производством, разрабатываются и проверяются способы и методы рационального ведения хозяйства. С момента своего возникновения экономическая наука выражает потребности развития экономики и разрабатывает рекомендации для предпринимателей и государства. Проведение экономической реформы в России обусловливается отчасти умением использовать результаты мировой хозяйственной практики.

Методологическая функция представляет собой определение с помощью общей экономической науки фундаментальных, теоретических основ комплекса всех других экономических наук. Среди них выделяются отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства, образования и др.), функциональные (экономика труда, финансов и др.), а также экономические дисциплины на стыке разных отраслей знаний (экономическая география, демография и др.). Экономическая наука - это методологическая основа для возникновения, например, экономики экологии, для менеджмента и маркетинга. Она предлагает средства, научный инструментарий для осуществления научных исследований.

В современных условиях возрастает роль прогностической функции экономической науки. Экономическая теория дает научные основы для составления прогнозов, определения перспектив экономического развития. Эта функция предполагает разработку общих критериев и показателей развития экономической системы в целом. В мировом сообществе прогностическую функцию экономическая наука выполняет примерно с середины ХХ века.

Некоторые экономисты выделяют критическую функцию экономической науки. Сущность ее заключается в том, что выявляются не только достижения и недостатки различных экономических систем, но и определяются устаревающие факторы и элементы, тормозящие их развитие, (например, экономические связи в системах рабства и феодализма). Эта функция предполагает нахождение различий между прогрессивными и регрессивными экономическими структурами.

Регулирование - это действие, деятельность, направленная на получение заранее заданного результата, запрограммированных показателей. К определению проблемы регулирования как фундаментальной проблеме экономической теории имеются разные подходы, которые сходны концептуально, но различаются некоторыми нюансами.

Процесс регулирования характеризуется сложностью, о чем свидетельствует множественность экономической терминологии, обозначающей эту проблему: регулирование экономики, регулирование рынка, государственное регулирование, социальное регулирование, регулирование экономических связей и так далее. Исходя из этого, можно выделять отдельные объекты экономического регулирования: экономика, рынок, хозяйственные связи, оплата труда, налоги, денежное обращение и прочее. Целенаправленное воздействие на объект - это основная задача экономического регулирования.

Субъектами экономического регулирования выступают те, кто представляет, выражает и реализует экономические интересы. Государственное регулирование имеет целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения.

Целью экономического регулирования является приспособление функционирующей экономической системы к постоянно изменяющимся условиям существования. Экономическое регулирование может целым рядом признаков выявить слабость хозяйственного механизма перед лицом долговременной перспективы и тем самым обнаружить свою стратегическую несостоятельность. Разработка путей и методов регулирования - фундаментальная проблема, так как хозяйственный механизм в рыночной экономике подчиняется определенному порядку, правилам, устанавливается необходимое для экономики взаимодействие различных частей этого механизма.

Характер регулирования может отличаться прямым воздействием на процесс или использованием для этой цели косвенных рычагов. Целенаправленные действия обеспечивают поддержание или изменение экономических процессов и явлений. Регулирование экономики, например, может выступать в трех основных формах: директивного планирования, индикативного (ориентирующего) регулирования и рыночного саморегулирования. В реальной экономике возможно сочетание всех трех форм регулирования в определенных соотношениях.

Экономическое регулирование включает в себя систему способов и методов повышения эффективности экономических связей. Различают административные и экономические методы регулирования хозяйственной жизни в стране. Оптимальное сочетание их или предпочтение какого-либо зависит от конкретных экономических условий.

При смешанном типе управления макроэкономикой предполагается использование таких регуляторов установления необходимых пропорций экономического развития как государство и рынок. Имеются различные подходы к определению меры участия этих регуляторов в хозяйственном механизме.

Этапы экономического регулирования характеризуются продвижением от использования более простых форм к более сложным.

Экономическому регулированию присущ вероятностный характер реализации, который определяется восприимчивостью экономики к воздействию внешних и внутренних факторов. Этим обусловливается и степень ее регулируемости.

Мировая экономика представляет собой многообразие направлений и форм экономического развития. Ее хозяйственная жизнь характеризуется успехами и достижениями, трудностями и проблемами, различием и противоречивостью экономических интересов и концепций.

Содержание экономического процесса мирового развития рассматривается с двух сторон. С одной стороны, ему присущи общие черты и тенденции, с другой, - специфические особенности, проявляющиеся в различных регионах, сферах мировой экономики, в моделях национальной экономики. Современный мир, состоящий из более чем 180 независимых государств, разделен между неодинаковыми социально-экономическими системами, отличающимися целями и механизмами функционирования. К началу ХХI века еще более углубилась социально-экономическая дифференциация его составных частей, представляющих собой страны с развитой, развивающейся рыночной и нерыночной экономикой. Экономические связи, складывающиеся в современном мире сформировались в сложную совокупность экономических отношений, затрагивающих жизненные интересы людей во всем мире.

Важную роль играет тенденция к усилению взаимосвязи национальных хозяйств, глобализации финансовых отношений и рынков. Противоречия, возникающие в сфере экономических интересов, не могут служить препятствием на пути развития интеграционных экономических связей между странами.

Усложнение хозяйственных связей современного мира, специфика формирования национальных экономик, проблемы будущего развития человечества обусловили пристальное внимание людей к экономической науке. Роль экономических знаний, экономической науки в управлении экономикой трудно переоценить. Она постоянно возрастает, так как метод проб и ошибок в сфере экономики может дать нежелательные результаты и отрицательно сказаться на развитии общества в целом.

Экономическая теория - строгая и точная наука, оперирующая сложным понятийным аппаратом, способная моделировать и определять экономическую ситуацию. Она не может предугадывать экономические явления и процессы, но поясняет логику развития и характер функционирования экономических систем. Изучение исторических форм экономического развития человеческого общества позволяет узнать устройство экономики, использовать наиболее эффективные средства и способы повышения уровня жизни людей. Экономическая теория учит понимать сложный экономический мир, формирует гражданское сознание, вырабатывает экономический тип мышления. Экономические знания сами по себе не являются залогом успеха в жизни, в предпринимательской деятельности, но они необходимы не только профессионалам. Они помогают преодолеть социальное суеверие, разорительное невежество, приобщают к высокой этике экономических отношений, ибо только разумная и эффективная экономика может быть нравственной.

Все страны, например, существенно различаются по многим параметрам рыночной системы. Нигде в мире нет единой модели рыночных отношений. Опыт западных стран в сфере рынка необходимо приспосабливать к условиям нашей экономики.

Мир состоит из разных моделей экономики. Модель охватывает совокупность близких свойств национально-экономических систем ряда стран со своими целями и задачами, отражает доминирующий в этих странах тип экономической системы. Для формирования устойчивой модели надо не менее 10 лет, далее проявляется ее адаптация к качественно новым условиям и возможная смена модели. Для России актуальным остается вопрос о выборе эффективной модели национальной экономики на перспективу.

2. Объясните, чем обусловлен отрицательный наклон кривой спроса. Может ли быть положительный наклон спроса

Спрос - это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.

На величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.

Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса. Цена играет ведущую роль в модели «спрос-предложение». Как правило, при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличивается, когда цена товара падает, и уменьшается, когда цена растет. Это объясняется двумя основными причинами. Первая: чем ниже цена, тем больше число людей, склонных купить этот товар. Вторая: чем ниже цена, тем выше у потребителя склонность купить его в пределах любого заданного периода времени.

Связь между ценой и объемом спроса на любой товар может быть представлена в сжатом виде шкалой спроса на этот товар.

Шкала спроса отражает связь между объемом спроса на товар и ценой этого товара. Прочие факторы, такие, как цены других товаров, которые могут оказывать влияние на объем спроса, остаются неизменными при построении шкалы спроса.

Шкала спроса показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен.

Таблица 1 - Шкала спроса

Цена за единицу товара Р (руб.)

Величина спроса на товар QD (шт.)

5

4

3

2

1

0

0

5

10

15

20

25

Предположим, что при цене 4 долл. за единицу товара всеми потребителями будет куплено на рынке 5 единиц товара, при цене 3 долл. - 10 единиц, при цене 2 долл. - 15 единиц, при цене 2 долл. - 15 единиц и при цене 1 долл. - 20 единиц. И, наконец, при наивысшей цене - 5 долларов, объем спроса падает до нуля. Люди перестают покупать этот товар.

Ту же зависимость можно представить в виде графика.

Рис. 1 - Кривая спроса

Если цены за единицу товара (Р)- price отложить на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос (Q), - по оси абсцисс, то получится следующий график (рис. 1).

Такое изображение соотношения между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса D - от слова «demand» - спрос). На графике кривая D опускается. Эта кривая иллюстрирует закон падающего спроса.

Кривая спроса показывает в графическом виде объем на товар при каждом значении цены и при неизменных прочих факторах, влияющих на объем спроса. Кривая спроса обычно является убывающей, с отрицательным наклоном. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены.

Такая зависимость величины спроса от цены представлена графически в виде линии D (рис. 2).

Рис. 2 - Кривая спроса

Цене Р1 соответствует величина спроса Q1.

Цене Р2 соответствует величина спроса Q2.

При этом Р2 Р1, а Q2 Q1, то есть, чем больше цена, тем меньше величина спроса, и, наоборот, чем меньше цена товара, тем больше величина спроса. Такая зависимость называется отрицательной, и наклон кривой спроса называется отрицательным.

В основе закона спроса, определяющие отрицательный наклон кривой спроса, находятся: эффект дохода и эффект замещения.

Рассмотрим более подробно реакцию потребителя на снижение цены товара при неизменности цен прочих товаров и дохода потребителя.

В качестве примера возьмем фрукты.

Пусть фруктовый набор включает в себя определенное количество хурмы и апельсинов, и пусть цена на хурму снизилась. Это приведет:

1) к росту покупательной способности потребителя или, другими словами, к росту его реального дохода. Он сможет приобрести прежний набор фруктов, который ранее был для него оптимален, за меньшую сумму денег, а на сэкономленные средства увеличить закупки обоих видов благ.

2) к увеличению потребления хурмы и уменьшению потребления апельсинов, так как потребитель будет замещать относительно подорожавшие апельсины относительно подешевевшей хурмой.

Эти два процесса происходят одновременно и их трудно отделить один от другого. Первый процесс получил название эффекта дохода, а второй - эффекта замены. Под эффектом дохода понимается изменение спроса исключительно вследствие изменения реального дохода, а эффект замены означает изменение спроса на товар исключительно вследствие изменения его относительной цены.

Эффект дохода - указывает на то, что при более низкой цене потребитель может позволить купить себе больше данного товара или услуги, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров или услуг. Другими словами, снижение цены товара или услуги увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного товара или услуги, чем прежде. Более высокая цена приводит к обратному действию.

Эффект замещения - выражается в том, что при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести дешевый товар или услугу вместо аналогичных товаров или услуг, которые теперь относительно дороже.

Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода принадлежит российскому экономисту и математику Е.Е. Слуцкому, опубликовавшему в 1915 г. в итальянском журнале статью по этому поводу. Hо эта статья осталась для мировой науки незамеченной. Только благодаря работам Хикса и Аллена, опубликованным значительно позднее, мир ознакомился с решением этой проблемы.

Эти эффекты постоянно взаимодействуют. При покупке нормальных товаров обычного спроса эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, увеличение объема спроса при снижении цен на товары и услуги. Однако наряду с такими товарами на рынке являются также товары, спрос на которые растет, несмотря на то, что доходы потребителей падают. Речь идет о низкокачественные товары - маргарин, овощи низкого качества, поездки в городском транспорте и т.д. При изменении цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.

Во-первых, снижение цен на маргарин сопровождает рост спроса на него: покупатель предпочитает маргарин, а не масло, цена на которое значительно выше. Это - эффект замещения. Во-вторых, вследствие действия эффекта дохода потребитель становится немного богаче, а зажиточный человек потребляет значительно меньше товаров низкого качества или вовсе не потребляет их.

Итак, кривая спроса иллюстрирует закон постепенного убывания спроса: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос падает, продается меньшее количество этого товара.

Мы знаем, что многие правила имеют исключения, сколько их в орфографии, например. Но исключения из правила экономики - это редкость. По имени английского экономиста Р. Гиффена (1837-1910) исключение из закона убывания спроса названо эффектом Гиффена. Речь идет о ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - к повышению спроса на товар. Считается, что Гиффен описал этот эффект, подметив, что бедные рабочие семьи покупают все больше картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводилось к тому, что картофель занимал большую долю в расходах на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могли позволить себе нечасто. И если происходил рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена была отказаться от покупки мяса и других продуктов, тратя весь свой небольшой доход на покупку картофеля. Кривая спроса в этом случае имела бы положительный наклон.

Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857- 1929) называется престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в "Теории праздного класса" (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Для такой ситуации характерно увеличение спроса на эксклюзивные, престижные, дорогие товары даже при условии роста цен на них. Ведь среди потребителей на рынке есть такие богатые потребители, которые, приобретая товары, руководствуются не ценами, а престижными соображениями - принадлежности к определенному общественного класса, определенным социальным статусом и т.д. Для таких товаров кривая спроса будет с положительным наклоном. Большему значению цены соответствует больший объем потребления.

Итак, таким образом, мы можем сделать вывод, что по закону спросу, при повышении цены на товар, объем спроса на него уменьшается, при прочих равных условиях. Поэтому, график, иллюстрирующий зависимость величины объема покупаемого товара от значения цены имеет отрицательный наклон. Кривая спроса показывает в графическом виде объем спроса на товар при каждом значении цены и при неизменных прочих факторах, влияющих на объем спроса. Положительный наклон кривой спроса может проявиться на товарах эксклюзивных по эффекту Веблена, и на товарах дешевых, согласно эффекту Гиффена.

3. Индивидуальное и рыночное предложение на рынке труда

Индивидуальное предложение на рынке труда

Предложение труда может анализироваться на уровне рынка труда в целом и на уровне отдельного человека (потенциального работника), принимающего решение по поводу своего участия в трудовых отношениях. Рассмотрим индивидуальное предложение труда. Для его анализа в современной экономике труда используется ряд моделей.

Одна из них описывает выбор работника, обладающего определенным уровнем образования, квалификации и опыта, между трудом как источником заработка и свободным временем (досугом). Каждый человек располагает 24 часами в сутки. Под трудом в данной модели понимается время, посвященное именно оплачиваемой работе, под досугом - все виды деятельности, за которые человек не получает денежного вознаграждения (работа в домашнем хозяйстве, потребление благ, учеба, удовольствия и т.д.).

Для оптимального распределения индивидуального времени необходима субъективная информация относительно личных предпочтений между трудом и досугом, представленная с помощью кривых безразличия, и объективная рыночная информация, которая отражена в бюджетном ограничении.

Применительно к решению «труд-досуг» кривая безразличия (рис. 3) показывает различные комбинации между дневным доходом и временем досуга, которые принесут человеку некоторый заданный уровень полезности.

По вертикальной оси измеряется дневной доход, а по горизонтальной - часы досуга. Эта ось ограничена 24 часами (иногда отмечают 16, не учитывая время, потраченное на сон, поскольку оно не участвует в выборе). Точки, расположенные на одной кривой безразличия, иллюстрируют равный уровень полезности. Работник при этом рассматривается в качестве потребителя, осуществляющего выбор между двумя благами - доходом и досугом (оба являются нормальными, т.е. каждого из них - чем больше, тем лучше).

Рис. 3 - Кривая безразличия в координатах «доход-досуг»

Поскольку здесь используется модель поведения потребителя (ординалистский подход), изучаемая в курсе микроэкономики, уместно вспомнить общие свойства кривых безразличия:

* через любую точку в графическом пространстве двух благ может быть проведена соответствующая кривая безразличия, т.е. для любой комбинации двух благ могут быть найдены другие комбинации, имеющие для потребителя такую же общую полезность;

* две кривые безразличия не могут пересекаться;

* на основании первого и второго свойств кривых безразличия может быть построена карта безразличия;

* любая точка на кривой безразличия, более удаленной от начала координат, лучше, чем любая точка на кривой безразличия, менее удаленной от начала координат;

* кривые безразличия имеют отрицательный наклон: уменьшение количества одного блага должно быть заменено (компенсировано) увеличением количества другого для сохранения общей полезности комбинации благ;

* кривые безразличия выпуклы к началу координат.

То благо, которого у человека больше, субъективно оценивается им ниже, и наоборот. На рис. 5 видно, что человек, у которого всего 3 часа досуга, готов лишиться четырех единиц дохода ради увеличения досуга на 1 час при сохранении неизменной общей полезности (перемещение из точки а в точку b). Если у него 11 часов свободного времени, то он готов пожертвовать всего одной единицей дохода для увеличения досуга также на 1 час (с -> d). Предельная норма замещения показывает, каким количеством одного блага потребитель готов пожертвовать ради увеличения количества другого блага на единицу (при сохранении неизменного уровня удовлетворения).

Оценивая выбор потенциального работника между доходом и свободным временем, мы видим, что крутизна склона кривой безразличия здесь характеризуется предельной нормой замещения досуга доходом MRSYL- это количество дохода, от которого субъект должен отказаться, чтобы компенсировать для себя приобретение добавочной единицы досуга.

MRSYL = Y/ L

где Y - дневной доход; L - часы досуга,

L = 24 - Н,

где Н - часы работы.

На одних участках кривой безразличия работником относительно выше ценится доход, на других - досуг. Для каждого человека может быть создана карта безразличия: семейство (поле) кривых безразличия.

Особенности расположения кривых и карт безразличия «доход-досуг» могут объясняться разными обстоятельствами. Они зависят от уровня потребностей человека, от характера его занятия, поскольку работа может быть не только творческой и интересной, но и неприятной, тяжелой и однообразной (труд в шахте, на конвейере и т.п.). Данная модель предполагает, что досуг для человека все равно привлекательнее, чем время, отданное работе, т.е. он работает не для удовольствия, а ради заработка. Имеют значение и личные обстоятельства.

Рис. 4 - Карта безразличия для человека, остро нуждающегося в деньгах

Например, желание жертвовать свободным временем ради хотя бы небольшого увеличения дохода (рис. 4) может проявлять человек, который оказался в тяжелом материальном положении.

Рис. 5 - Карта безразличия для лентяя или человека, нуждающегося в свободном времени

Рисунок 5 иллюстрирует поведение не только лентяя, но и человека, у которого скромные материальные потребности, или человека, вынужденного ценить свободное время из-за необходимости учиться, ухаживать за детьми, тяжело больным родственником и т.п. Для одного и того же человека карта безразличия в течение его жизни может меняться.

Линия бюджетных ограничений (бюджетная линия) в данном случае рассматривается для человека, не имеющего иных «нетрудовых», т.е. не оплачиваемых рынком труда, доходов и не пользующегося кредитом или собственными прошлыми сбережениями. Как заданную величину будем учитывать w - почасовую ставку оплаты труда.

Бюджетная линия по определению показывает все возможные комбинации между доходом и досугом, которые работник может себе позволить при данной ставке оклада.

Формула бюджетной линии: Y= w(24 - L), где w - ставка оплаты труда (почасовая).

Величина w соответствует наклону бюджетной линии. Если почасовая ставка оплаты труда растет, то бюджетная линия становится круче (рис. 9). Человек, осуществляющий выбор между доходом и досугом, максимизирует полезность путем приведения в соответствие предпочтений, иллюстрируемых кривыми безразличия, с теми объективными рыночными возможностями, которые отражены бюджетной линией. На рис 6 представлены четыре бюджетных линии со ставками оплаты соответственно от 1 до 4 долл. в час.

Рис. 6 - Бюджетные ограничения

На рис. 7 в точке u1 потенциальный работник при данном положении бюджетной линии достигает наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия I2. Ей соответствуют 16 долл. дневного дохода и 8 часов труда. Точка b также показывает доступную комбинацию труда и дохода, но иллюстрирует менее привлекательный выбор, так как несмотря на то, что дневной доход здесь будет больше (около 30 долл.), она расположена на худшей для данного человека кривой безразличия I1. В точке u1 предпочтения человека таковы, что он субъективно готов заместить досуг доходом именно по той ставке обмена, которую объективно требует рынок труда. В этой точке MRSYL= w.

Рис. 7 - Оптимальное решение работника о распределении времени между трудом и досугом

Если ставка оплаты изменится (например, увеличится), то изменится и выбор работника между доходом и досугом, т.е. им будет выбираться иное количество часов труда.

Примечание. Более точная алгебраическая формула бюджетной линии выглядит так:

рС = (24 - L)w + Y0,

где С - объем потребления товаров и услуг в сутки в физическом выражении; р - индекс потребительских цен; w - номинальная ставка оплаты труда (почасовая); L - часы досуга (в сутки); Yo - нетрудовой доход.

В точке оптимума

MUL w

MUc = p

Это значит, что отношение предельной полезности досуга к предельной полезности материальных благ (или предельная норма замещения) равно соотношению номинальной заработной платы w и индекса цен р, т.е. реальной заработной плате w/p. Номинальную заработную плату можно рассматривать как альтернативную ценность свободного времени, упущенный заработок за один час досуга. Предельная норма замещения потребления досугом, таким образом, равна соотношению их цен:

MRScl = w/p

Если предположить, что в течение определенного времени индекс цен не меняется = const) и равен единице, то бюджетная линия примет упрощенный вид:

Y = (24 - L)w + Yo,

где Y - денежный доход человека. Рассматриваемые графики соответствуют именно такому упрощенному подходу.

Рис. 8 - Изменение часов работы при повышении ставки заработной платы

На рис. 8 показана точка максимальной полезности U1 при бюджетной линии HW1, соответствующей заработной плате w, затем добавляется еще 4 бюджетных линии (каждая соответствует растущей ставке заработной платы). Соответственно смещается и положение оптимума: U\ -> U2 -> U3 ->U4 ->U5. Отметим, что при движении U\ -> U2~> U3 человек выбирает меньше часов досуга и больше часов труда. Но дальнейший рост ставки оплаты, отраженный в смещении бюджетной линии от w3 до w4, приводит к оптимуму U4, а затем и U5 - соответствующим меньшему количеству труда, и большему - досуга.

Рис. 9 - Вывод индивидуальной кривой предложения труда

На рис. 9 видно, что индивидуальная кривая предложения труда вначале направлена вперед и вверх, а затем загибается назад. У каждого работника точка подобного перегиба индивидуальна, так как у каждого своя карта безразличия между доходом и досугом.

Это соображение позволяет сделать довольно важное замечание: точка перегиба на кривой индивидуального предложения труда работника во многом определяется уровнем его материальных потребностей. Чем они выше, тем дольше будет продолжаться «растущий» участок кривой индивидуального предложения труда, тем более правильно с точки зрения работодателя отреагирует работник на рост своей заработной платы. целенаправленное стимулирование материальных потребностей способно изменить трудовое поведение людей, побуждая их работать больше в ответ на повышение заработной платы.

Воздействие на рост потребностей человека способно оказывать общество (формированием общественного мнения, тиражированием потребительских стандартов, рекламой), семья, социальное окружение. Казалось бы, работодатель принимает работника уже со сформировавшимися предпочтениями, однако уровень потребностей человека нередко увеличивается вместе с ростом возможностей их удовлетворения. И если работодатель поможет работнику поставить перед собой реальную, достижимую цель (например, покупку машины или квартиры), это существенно сдвинет точку перегиба кривой индивидуального предложения труда. Не случайно Генри Форд призывал своих работников зарабатывать деньги на покупку автомобиля, в производстве которого они принимали участие, поскольку после повышения ставки их заработной платы в два раза эта задача, на его взгляд, стала вполне достижимой.

На индивидуальное предложение труда влияют два эффекта: замещения и дохода.

Эффект замещения показывает изменение в желаемых часах работы, происходящее из-за изменения ставки оплаты при сохранении постоянного уровня полезности. С повышением ставки оплаты повышается и цена (альтернативные издержки) досуга, ради которого человек должен отказываться от большего объема благ. Рост цены досуга побуждает потреблять это подорожавшее благо в меньшем количестве, иными словами, больше работать.

Эффект дохода действует при постоянной ставке оплаты. Он показывает, как влияет на выбор желаемого количества часов труда только изменение в доходе. Рост дохода приводит к росту потребления обычных благ, к которым относится и досуг, поэтому его захочется потреблять в большем количестве. Но «покупка досуга» осуществляется уникальным способом: человек меньше работает. Поэтому если у человека растет лишь нетрудовой доход, а ставка оплаты неизменна, то под действием эффекта дохода он предпочтет увеличить свое свободное время.

Чистый (полный) эффект от повышения ставки оплаты зависит от того, как взаимодействуют два вышеописанных эффекта. Результат может оказаться разным. На рис. 10: I1 и I2 - кривые безразличия работника; в результате роста ставки его заработной платы с w1 до w2 он перемещается из точки u1 в точку u2, что соответствует уменьшению времени досуга с h1 до h2, где h - часы досуга. На рис. 13 показан эффект дохода (h1 -> h'2) и замещения (h2 -> h2), а также чистый эффект (h1 -> h2). Доминирование эффекта замещения отражено смещением u1 -> и2 -> u3 на рис. 11 и на восходящем участке кривой предложения труда (рис. 12). Доминирование эффекта дохода над эффектом замещения видно при перемещении uз -> u4 -> u5 на рис. 10 и на обратно изогнутом участке кривой предложения труда на рис. 10.

Рис. 10 - Эффект замещения и эффект дохода

Рыночное предложение труда

Если кривая индивидуального предложения труда имеет загибающуюся назад форму, то кривая рыночного предложения труда представляет собой традиционную кривую с положительным наклоном. Дело в том, что у каждого работника на рынке труда свой уровень резервной заработной платы (низшей ставки оплаты, при которой он решает трудиться), поэтому его кривая индивидуального предложения труда начинается на разном уровне ставки оплаты.

На графике рис. 11, иллюстрирующем индивидуальное предложение труда четырех работников (А, В, С, D), видно, что их резервная заработная плата равна соответственно 5, 10, 15 и 20 долл.

Рис. 11 - Индивидуальное предложение труда

На другом графике рис. 12 представлено суммарное, рыночное предложение труда всех четырех работников; линия SL образована горизонтальным суммированием линий индивидуального предложения. Видно, что с ростом ставки оплаты труда одни работники захотят трудиться меньше, но другие лишь начнут выходить на рынок труда. Это и предопределяет положительный наклон линии рыночного предложение труда SL.

Рис. 12 - Рыночное предложение труда

Предложение труда на отраслевом рынке труда зависит от характера конкуренции на нем. При совершенной конкуренции предложение труда будет для фирмы абсолютно эластично. Если наниматель обладает монопсонической властью, то предложение будет выражаться восходящей линией.

В долговременном периоде эластичность предложения труда выше, чем в краткосрочном, поскольку, чем больше времени у работника (уже работающего или собирающегося приступить к работе) на приспособление к изменившимся условиям на рынке труда, тем больше вероятность приобретения им необходимых рынку знаний и навыков.

При анализе индивидуального предложения на рынке труда величина и состав населения предполагались постоянными, заданными. Формирование рыночного предложения труда в стране - процесс сложный, на него влияют такие факторы, как:

* общая численность и состав населения (они зависят от рождаемости, смертности, эмиграции и иммиграции и т.п.);

* уровень экономической активности населения, который определяется желанием людей приступать к работе и не покидать ее - ради досуга, ухода на пенсию, по семейным и иным обстоятельствам; на уровень экономической активности влияют наличие в стране обязательной воинской службы, распространенность правонарушений и уровень их раскрываемости, характер наказаний и устройство пенитенциарной системы;

* количество часов работы в неделю или в год, зависящее от того, сколь активны на рынке труда те, кто на него уже вышел (этот параметр определяется многими обстоятельствами, среди которых не последнее место занимает здоровье населения);

* качество рабочей силы, определяемое образованием и квалификацией людей, их трудовым опытом, физическим и душевным здоровьем, трудовым воспитанием и трудовой моралью и т.п.

На масштаб предложения труда в экономике страны влияют не только существующий уровень реальной заработной платы, но и, к примеру, уровень потребностей людей, их представления о том, к чему в жизни стоит стремиться, какая деятельность почетна и достойна восхищения, а какая нет. Огромное влияние на подобные взгляды (а, значит, и на выбор профессии и способа зарабатывания денег) оказывают родители, ближайшие родственники, друзья и знакомые. На предложение труда влияют половозрастные, брачно-семейные, национальные, религиозные особенности.

Люди по-разному приспосабливаются к научно-техническому прогрессу и нововведениям в зависимости от возраста, уровня профессиональной подготовки и т.п. Масштабы и структура предложения на рынке труда зависят от состояния и деятельности многих общественных институтов, причем не только государственных. Это семья, системы просвещения, образования, профессиональной подготовки и профориентации, религиозные институты, система здравоохранения и т.д. Масштабы, территориальная и профессиональная структура предложения труда зависят от транспортной инфраструктуры, рынка жилья, уровня бытовых услуг населению, системы воинской службы, работы средств массовой информации, политических процессов, социальных катаклизмов, войн, вызывающих массовые миграции, и др.

4. Весной из Москвы в Сургут можно добраться только на самолете или на поезде. Альтернативная стоимость железнодорожного билета скорее всего возрастет, если:

а) Спрос на железнодорожные билеты понизится, а на авиабилеты повысится.

Б) Отношение цены железнодорожного билета к цене авиабилета уменьшится

В) Цена авиабилета увеличится

Г) Отношение цены железнодорожного билета к цене авиабилета увеличится.

Правильный вариант ответа Г.

Для того, чтобы добраться из Москвы в Сургут путнику придется выбрать, способ перемещения.

Выбор предстоит сделать только из 2 вариантов: самолет и поезд.

Выбирая один из вариантов, путник жертвует другим. Т.е. покупая железнодорожный билет, он жертвует авиабилетом. И наоборот. Т.е. альтернативная стоимость проезда на поезде равна стоимости полета на самолете. И наоборот.

Цена авиабилета равна 1 у.е.,

и цена ж/д билета равна 1 у.е.

Т.е альтернативная стоимость 1 ж/д билета равна 1 авиабилету

Поездка на поезде Полет на самолете

Ж\Д билет = Авиабилет

За один железнодорожный билет можно купить один авиабилет.

Изобразим отношение цены ж/д билета к цене авиабилету 1 ж/д билет 1 авиабилет = 1

Рассмотрим вариант событий б. Где отношение цены ж/д билета к цене авиабилета уменьшится.

Цена авиабилета осталась =1у.е.,

а цена ж/д билета уменьшилась, и стала =0,5 у.е. Соотношение цены железнодорожного билета к цене авиабилета изменилась, она уменьшилась.

0,5 у.е (цена ж/д билета)

1 у.е. (цена авиабилета) = 0,5

Так, как стоимость авиабилета =1.у.е , а ж\д билета = 0,5 у.е.

Вычислим, сколько теперь будет стоить авиабилет,

для этого цену ж/д билета разделим на цену авиабилета.

0,5 у.е. :1у.е. =0,5 у.е

Таким образом получается, что за 1 ж/д билет можно приобрести 0,5 авиабилета.

1 ж/д билет = 0,5 авиабилета

Т.е альтернативная стоимость 1 ж/д билета равна 0,5 авиабилета,

Из этого вытекает, что альтернативная стоимость ж/д билета уменьшилась:

Сначала она равнялась 1 авиабилету, а после изменений стала 0,5 авиабилета 0,5<1

Вывод: При условии, что отношение цены железнодорожного билета к цене авиабилета уменьшится альтернативная стоимость ж/д билета уменьшиться, а не увеличится. Ответ б) не верный.

Рассмотрим вариант в, где по условиям задачи цена авиабилета увеличивается.

Цена авиабилета увеличилась и составила =2 у.е.,

а цена ж/д билета осталась неизменной =1 у.е.

Вычислим, альтернативную стоимость ж/д билета, для этого разделим цену ж/д билета на цену авиабилета

1 у.е (цена ж/д билета)

2 у.е. (цена авиабилета) = 0,5;

Таким образом получается, что за 1 ж/д билет можно приобрести 0,5 авиабилета.

Т.е альтернативная стоимость 1 ж/д билета равна 0,5 авиабилета,

Из этого вытекает, что альтернативная стоимость ж/д билета уменьшилась:

Сначала она равнялась 1 авиабилету , а после изменений стала 0,5 авиабилета 0,5<1

Вывод: при условии, что цена авиабилета увеличивается, альтернативная стоимость ж/д билета уменьшится, а не возрастет, из этого следует, что ответ в) не верный.

Рассмотрим вариант г), где отношение цены железнодорожного билета к цене авиабилета увеличится.

Цена авиабилета осталась неизменной =1 у.е.,

а цена ж/д билета увеличилась и составила =2 у.е.

Вычислим, альтернативную стоимость ж/д билета, для этого разделим цену ж/д билета на цену авиабилета

2 у.е (цена ж/д билета)

1 у.е. (цена авиабилета) = 2;

Таким образом получается, что за 1 ж/д билет можно приобрести 2 авиабилета.

Из этого вытекает, что альтернативная стоимость ж/д билета увеличилась:

Сначала она равнялась 1 авиабилету, а после изменений стала равна 2 авиабилетам 2>1 .

Вывод: при условии, что отношение цены железнодорожного билета к цене авиабилета увеличится, альтернативная стоимость ж\д билета возрастет.

Вариант ответа г правильный.

5. Узнав о повышении цен на кожу, руководство компании, владеющей сетью обувных магазинов, распорядилось уволить часть продавцов. Почему? Поясните ответ графически

Для решения этой задачи нарисуем на графике ситуацию, которая происходила на рынке обуви изначально, до происхождения перемен, указанных в задании (рис. 13).

Рис. 13 - Спрос и предложение на рынке обуви до подорожания кожи

На графике отметим кривую спроса на обувь и обозначим её общепринятой буквой D латинской (Demand). А также отметим кривую предложения буквой S. На графике мы отмечаем точку пересечения кривых спроса и предложения. Это точка Е и её принято называть точкой рыночного равновесия. Цена, при которой устанавливается рыночное равновесие называется равновесной ценой. В нашем случае Это Р1 устоявшаяся цена на обувь. А Q1 это равновесный объем, то есть количество обуви, которое покупалось при этой цене.

По условиям задачи, цена на кожу возрастает. Все мы знаем, что большую часть обуви изготавливают из кожи. То есть кожа в данном случае является ресурсом при производстве обуви. Так как кожа используется в производстве обуви, рост цены на неё ведет к уменьшению прибыли производителей, а значит и уменьшению предложения товара, в нашем случае обуви. Таким образом, кривая предложения сдвигается влево (вверх).

Рис. 14 - Спрос и предложение на рынке обуви после подорожания кожи

Изменила свое положение на графике (рис. 14), относительно кривой спроса, у нас появилась новая точка пересечения кривых, т.е. новая точка равновесия. Обозначим её буквой А. Следовательно появилась новая равновесная цена- Р2 и новый равновесный объем Q2.

Из графика видно, что цена повысилась, а объем продаж понизился.

Высчитаем прибыль, которую владельцы обувного магазина получали до, и после повышения цен на кожу.

Мы знаем, что TR=PхQ

Допустим, что первоначальная цена на обувь составляла Р1=1, а первоначальный объем составлял Q1=1

Таким образом, TR1=P1xQ1=1x1=1

TR1=1

Для того, чтобы высчитать выручку продавцов обуви после поднятия цен на кожу, высчитаем Р2-цену на обувь после подорожания цен на кожу, и объем продаж, который должен получиться после поднятия цен на обувь.

Допустим, что цены поднялись на 10 %, это составляет 0,1 от Р1.

Таким образом, Р2=Р1+0,1=1+0,1=1,1

Из графика мы можем наблюдать, что при повышении цены, объем продаваемой обуви снизился., допустим, на 10%, это составляет 0,1 от Q1 Таким образом

Q2=Q1-0,1=1-0,1=0,9

Выручка, которую получат продавцы обуви составит TR2=P2xQ2=1,1x0,9=0,99.

Сравним выручку владельцев магазина до и после подорожания кожи.

TR1=P1xQ1=1x1=1

TR2=P2xQ2=1,1x0,9=0,99

1>0.99

TR1> TR2

Из этого делаем вывод, что после повышения цен на кожу, доход у владельцев обувных магазинов уменьшится. Кроме этого, из построенного нами графика 2 и проделанных нами вычислений видно, что объем продаваемой обуви должен понизиться. Если объем продаж понизится, то необходимость в услугах продавцов тоже понизится.

Следовательно, в условиях с понижением доходов и уменьшении надобности в услугах продавцов, владельцы обувной компании и решили уволить часть продавцов.

Теперь попробуем решить эту задачку другим способом!

Мы знаем, что TR=РхQ . Каждый владелец магазина желает, чтобы его доходы были высокими.

Выручка до подорожания кожи составляет:

TR1=P1xQ1

А после подорожания

TR2=P2xQ2

Найдем разницу, т.е. величину изменения выручки.

Для этого нам нужно разницу цены умножить на разницу объема:

TR(разница) =(P1-P2)x(Q1-Q2)

Из полученного на графике рисунка мы можем наблюдать то, что P1<P2 , а Q1>Q2

Следовательно (P1-P2) <0, т.е. со знаком “минус”

(P1-P2)=-P(разница),

а

(Q1-Q2)>0,т.е. со знаком “плюс”.

(Q1-Q2)=Q(разница)

TR(разница) = -P(разница) x Q(разница)

Из арифметики нам хорошо известно, при умножении “плюса” на “минус” получается минус! Таким же образом мы можем сказать, что произведение равно:

(P1-P2) х (Q1-Q2) = -P(разница) x Q(разница) = -TR

Это означает, что разница полученных выручек будет минусовая!

Т.е. прибавляя к исходной выручке, выручку дополнительную, получается, что мы отнимаем от неё!

Т.е. TR2= TR1+(-TR (разница) ), т.е

TR2< TR1

Таким образом, доход уменьшается. При уменьшении дохода и уменьшении объема продаваемого товара для владельца магазина целесообразно уменьшить количество продавцов. Что он и сделал.

Список используемой литературы

1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблема и политика: - М.: ИНФРА - М., 2003.

2. Фишер С., Дорнбуш. Р., Шмалензи Р. Экономика: - М.: 2002.

3. Т.А.Фролова. Микроэкономика: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

4. Мазин А.Л. Экономика труда6 учеб. Пособие. - М.: 2008.

5. 50 лекций по микроэкономике. http://50.economicus.ru/index.php

6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика - Санкт-Петербург, 2004. http://microeconomica.economicus.ru/





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011