Общие основы антикризисного управления предприятиями
Общие основы антикризисного управления предприятиями
Лекция. Тема: Общие основы антикризисного управления предприятиями 1. Понятие и предпосылки возникновения антикризисного управления 2. Общие причины неплатежеспособности и банкротства российских предприятий 3. Механизм государственного регулирования кризисного состояния предприятия 1. Понятие и предпосылки возникновения антикризисного управления Особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе их финансово-экономического состояния. Это характерно для антикризисного управления. Антикризисное управление - совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. Антикризисное управление начинается лишь на этапе резкого спада производства, то есть, критического банкротства. В жизни предприятия кризисы или угроза кризисов - постоянное явление. Первопричиной возникновения экономических кризисов, является разрыв между производством и потреблением товаров. В соответствии с Законом о банкротстве, несостоятельность (банкротство) -- это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Из законодательства о банкротстве вытекают следующие положения: 1. Должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случае добровольной ликвидации). 2. Критерием несостоятельности должника является его неплатежеспособность, когда должник не может полностью расплатиться по своим долгам. Причем закон не делает различия между задолженностью перед кредиторами по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и кредиторами по другим обязательствам. Для предприятия различают внешние и внутренние причины кризиса. Внешними причинами называются те, на которые предприятие не может влиять или это влияние может быть незначительным, а именно: · международные факторы (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, стабильность международной торговли, зависящей в свою очередь от заключенных межправительственных договоров и соглашений приграничная торговля, таможенные тарифы и пошлины, международная конкуренция); · национальные (факторы политического, экономико-географического, культурного и научно-технического характера). Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринимательской деятельности и принципах государственного регулирования экономики, к формам собственности, мерам по защите прав потребителей и предпринимателей. Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий. Экономико-географические факторы характеризуются размером и структурой потребностей, а при известных экономических предпосылках -- платежеспособным спросом населения. К ним можно также отнести уровень доходов и накоплений населения, т. е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, существенно влияющих на предпринимательскую активность, фазу экономического цикла, в которой находится национальная экономика. Падение спроса, например, характерное для соответствующей фазы экономического развития, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкротившегося предприятия. Факторы культурного характера проявляются в привычках, нормах потребления и предпочтениях одних товаров перед другими. Уровень развития науки и техники определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием для обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение продолжительного времени отрицательно сказываться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новых технологий. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные затраты. Внутренние причины являются результатом деятельности самого предприятия. Таким образом, предприятие попадает в кризисное состояние вследствие совокупности внутренних причин конструкторско-технологического, экономического, финансового характера, а также недостатков внутрифирменного экономического управления. Конструкторско-технологические причины объясняются технической отсталостью отечественных производителей, которая в полной мере проявилась после открытия российских рынков для зарубежных фирм-конкурентов. Но сегодня, когда российские цены поднялись и сравнялись с мировыми, эти технические решения стали разорять предприятия из-за высокой себестоимости и убытков, так как цены производителя стали выше рыночных. Это породило вначале экономические, а затем и финансовые причины кризиса производителя. Экономические причины: высокая себестоимость постепенно оставила предприятия без прибыли, а затем и вовсе остановила производство из-за отсутствия выручки и оборотных средств. Сокращение производства привело к появлению избыточных незагруженных мощностей, которые необходимо содержать и отвлекать на это и без того ограниченные ресурсы. Кроме того, низкая конкурентоспособности и неумение продвинуть свою продукцию на рынки привели к тому, что основной формой продаж стала передача продукции на реализацию с отложенной на длительный срок оплатой. К финансовым причинам можно также добавить большие оттоки денежных средств на коммунальные расходы по содержанию производственных мощностей (тепло, вода, газ, электроэнергия) в связи с отсутствием сберегающих технологий и состоянии, когда долгов больше, чем имущества. Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов, либо помочь выйти должнику из кризиса. Признаками банкротства являются: -- неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение одного месяца для кредитных организаций; в течение 6 месяцев для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций; -- сумма задолженности (за исключением начисленных штрафов и пеней) на день обращения в суд должна быть не менее: -- 100 тысяч рублей (по Закону о банкротстве 1998 г. -- 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для юридического лица); -- 10 тысяч рублей (по Закону о банкротстве 1998 г. -- 100 МРОТ) для гражданина; а также сумма обязательств должника-гражданина должна быть больше стоимости принадлежащего ему имущества; -- 50 000 МРОТ для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования (с 1 января 2005 г. -- 500 тысяч рублей); -- независимо от размера кредиторской задолженности при банкротстве отсутствующего должника; -- не менее 1000 МРОТ для кредитной организации. 2. Общие причины неплатежеспособности и банкротства российских предприятий Для российских предприятий сложно выделить приоритетность каких-либо из отмеченных факторов. И все же среди особенностей переходного периода российской экономики можно выделить следующие наиболее значимые негативные условия, приводящие к кризису российских предприятий: 1. Политическая, экономическая и финансовая нестабильность в России. Она вызывает неуверенность у предпринимателей в успешности, и даже возможности деятельности, отражается на всех составляющих организации производства, материально-технического обеспечения, сбыта продукции. 2. Высокие темпы инфляции в России. Несмотря на ее замедление в последнее время, постоянные инфляционные ожидания не способствуют, реализации предприятием стратегических целей и сопряжены с недостаточно гибкой, а часто разорительной налоговой системой государства, кредитной политикой. Высокие для конечного потребителя цены стимулируют не расширение производства, а его сокращение. Эти цены, назначаемые предприятием на свою продукцию, часто имеют своей причиной не столько необоснованную ценовую политику, сколько внешние ценообразуюшие факторы. А это ведет, в свою очередь, к падению конкурентоспособности товаров и снижению потребительского спроса. 3. Высокая степень монополизации экономики, которая наряду со сложившимися устойчивыми хозяйственными связями и региональным разделением труда затрудняет формирование действительно конкурентной среды. Отсюда сильное влияние естественных монополий, рост тарифов и цен на продукцию, которая недостаточно контролируется государством 4. Кризис платежей, коснувшийся как самого бюджета при оплате госзаказа, так и абсолютного большинства предприятий, при котором все большее число предприятий попадает в зону признаков банкротства, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. 5. На многих предприятиях структура акционерного капитала размыта и не сформировался консолидированный, мотивированный на финансовый результат эффективный собственник. Члены трудовых коллективов -- владельцы акций далеки от управления предприятием. Деятельность менеджеров предприятия в таких условиях проходит без должного контроля. Отсутствие эффективного собственника, являющегося стратегическим инвестором, в интересах которого не сиюминутная выгода, например, от сдачи мощностей и площадей в аренду, а долговременное стабильное развитие предприятия, тормозит рыночное реформирование, внутрифирменный менеджмент на уровне предприятия. 6. Недостаточный уровень подготовки и отсутствие опыта работы в рыночных условиях у высших менеджеров предприятий, отсутствие эффективной организационной системы управления, ориентированной на самостоятельное функционирование подразделений предприятия в конкурентных условиях. Сложившаяся в 80-е гг. на предприятиях командная, централизованная линейно-функциональная структура управления часто не позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия на рынках продаж, правильно оценивать ситуацию и быстро принимать адекватные управленческие решения по изменению качества, дизайна и поиску каналов продвижения товаров на рынки. 7. Большое число предприятий, у которых основные средства имеют очень высокую степень физического и морального износа. Такое состояние активов наряду с большими затратами на их содержание приводит к высокому уровню издержек производства, снижению рентабельности и росту числа неплатежеспособных предприятий. 3. Механизм государственного регулирования кризисного состояния предприятия Фискальная политика государства. Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной или бюджетно-налоговой политикой государства. Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости. Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается. Что касается налогов, то направленность их воздействия на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса. При этом надо иметь ввиду, что абсолютное изменение потребления зависит от предельной склонности к потреблению (МРС). Мультипликатор правительственных расходов (МRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной к предельной склонности к сбережению: МRg = 1/МРS МРS = 1 - МРС Налоговый мультипликатор (МRт) слабее мультипликатора правительственных расходов, так как он зависит от соотношения, в котором предельный доход распадается на потребности к потреблению предельной склонности к сбережению: МRт = МРС/МРS Итак, фискальная политика предусматривает равное увеличение расходов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению ВНП на туже величину. ВНП (?Т) = - ? Т х МRт, где ? Т - изъятие налогов; МRт - налоговый мультипликатор. ВНП (?G) = + ? G х МRg, где ? G - изменение правительственных расходов; МRт - налоговый мультипликатор. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства. Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость. Монетарная политика -- это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т. е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики -- деятельность Центрального банка -- организатора и контролера денежного обращения. Основой монетарной политики являются следующие положения: -- в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реального ВНП; -- в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП. Таким образом, государство формирует основу для развития взаимодействия между правительством и рынком, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые регулирующие системы, содействуя предпринимательской деятельности граждан. Таким образом, государственное регулирование кризисных ситуаций осу-ществляется в виде : -- нормативно-законодательной деятельности. Основополагающим документом является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют "прямое действие на всей территории Российской Федерации". Основным документом в этой связи является также Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее Закон о банкротстве). -- финансового регулирования: это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями. Бюджетная политика определяется радом специфических факторов, и прежде всего экономическим и финансовым кризисом: -- производства: государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы: а) обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления; б) социально-экономическая направленность; в) сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов; г) адресный характер мероприятий; д) система договорных отношений и конкурсная основа для ее участников; е) широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности; ж) развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и других. -- перераспределения дохода: в целях осуществления стратегии социальной политики государство должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и организовать процесс перераспределения доходов. Как следует из изложенного, государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально-экономические процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.
|