|
Оценка конкурентоспособности предприятия
Оценка конкурентоспособности предприятия
МАКЕЕВСКИЙ ЭКОНОМИКО - ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра «Экономика предприятия» ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ По дисциплине: «Конкурентоспособность фирм» Задание № 4 Выполнил: Голубов Д.Н. Студент группы: О/З ЭП - 4М Проверила: доц. Загорная Т.О. (должн, Ф.И.О. препод.) Макеевка, 2010 Задание № 4 Оценить конкурентоспособность предприятия с помощью построения конкурентной карты рынка: *определить особенности развития конкурентной ситуации; *установить степень доминирования предприятия на рынке; *выделить ближайших конкурентов и установить относительную позицию предприятия среди участников рынка. Обосновать разработки стратегии конкуренции, которые учитывают конкурентный статус предприятия и особенности его рыночного окружения. Решение Исходные и расчетные данные необходимые для построения конкурентной карты рынка представлены в таблице 1. Таблица 1 - Исходные и расчетные данные |
Фирмы | Объем выпуска продукции (Qбаз) тыс. т | Объем выпуска продукции (Qотч), тыс. т | Доля рынка, Дбаз | Доля рынка, Дотч | Темп прироста доли рынка (Т), % | | Исходные данные | Расчетные данные | | 1 | 225,3 | 174 | 0,0736 | 0,0447 | -39,30 | | 2 | 425 | 688 | 0,1388 | 0,1766 | 27,23 | | 3 | 125 | 248 | 0,0408 | 0,0637 | 55,94 | | 4 | 95 | 174 | 0,0310 | 0,0447 | 43,96 | | 5 | 255 | 274 | 0,0833 | 0,0703 | -15,55 | | 6 | 21 | 42 | 0,0069 | 0,0108 | 57,19 | | 7 | 55 | 73 | 0,0180 | 0,0187 | 4,32 | | 8 | 65 | 90 | 0,0212 | 0,0231 | 8,83 | | 9 | 344,8 | 410,2 | 0,1126 | 0,1053 | -6,50 | | 10 | 244,2 | 203,8 | 0,0798 | 0,0523 | -34,41 | | 11 | 174,3 | 255,2 | 0,0569 | 0,0655 | 15,08 | | 12 | 102,5 | 92,3 | 0,0335 | 0,0237 | -29,22 | | 13 | 347,3 | 325,2 | 0,1134 | 0,0835 | -26,40 | | 14 | 81,2 | 164,3 | 0,0265 | 0,0422 | 59,03 | | 15 | 462 | 623 | 0,1509 | 0,1599 | 5,99 | | 16 | 39,1 | 58,45 | 0,0128 | 0,0150 | 17,49 | | Итого | 3061,7 | 3895,45 | 1 | 1 | | | Расчетные данные | | min | | | 0,0069 | 0,0108 | -39,30 | | max | | | 0,1509 | 0,1766 | 59,03 | | Дср | | | 0,0625 | 0,0625 | | | Дср1 | | | 0,028 | 0,031 | | | Дср2 | | | 0,107 | 0,104 | | | р1 | | | 0,014 | 0,014 | | | р2 | | | 0,028 | 0,043 | | | Тср | | | | | 27,23 | | р | | | | | 18,998 | | |
Распределение долей рынка (Дi) дает возможность определить положение предприятий на рынке (лидеры рынка, аутсайдеры, предприятия со слабой и сильной конкурентной позицией). Схема определения пределов представленных групп: · рассчитывается среднее арифметическое значение долей рынка; · вся совокупность предприятий анализируемого рынка делится на два сектора, для которых значение доли рынка больше или меньше среднего значения; · в каждом из секторов рассчитывается среднеквадратическое отклонение, которое вместе с минимальным и максимальным значениями определяют пределы представленных групп. Схема распределения предприятий по группам имеет такой вид: Если Дср+3р2, Дmax Д €Дср , Дср+3р2 Дср - 3р1, Дср Дmin, Дср - 3р1 То и соответственно принадлежат: · 1 группа - лидеры рынка; · 2 группа - предприятия с сильной конкурентной позицией; · 3 группа - предприятия со слабой конкурентной позицией; · 4 группа - аутсайдеры рынка. Среднее арифметическое значение долей рынка совокупности предприятий (Дср) определяется по формуле 1: (1) где n - количество рассматриваемых фирм, n=16. Среднеквадратическое отклонение доли рынка предприятий р1 (р2), для которых Дi больше (меньше) Дср рассчитывается по соответствующим секторам по формуле 2 и 3: (2) (3) где , - количество предприятий, для которых < Дср, ( > Дср); - доли рынка предприятий, для которых < Дср, ( > Дср); - среднее арифметическое значение доли рынка предприятий, для которых < Дср, ( > Дср). 0,1624; 0,1782 Д €0,0844; 0,1624 0,0324; 0,0844 0,0067; 0,0324 Необходимо найти тенденцию изменения данного показателя и связанное с ней изменение конкурентной позиции предприятия. Данную тенденцию можно оценить с помощью темпа прироста рыночной доли, который рассчитывается по формуле 4: (4) Где - темп прироста рыночной доли i-го предприятия, %; - рыночная доля i-го предприятия в период времени t (t0); - количество лет в анализируемом периоде, = 1. Для оценки степени изменения конкурентной позиции, которая характеризуется рыночной долей, необходимо определить типовые положения предприятий по размеру увеличения его рыночной доли. С учетом того, что плотность рынка можно выделить четыре группы предприятий. Если Тср+р, Тmax Тi €Тср , Тср+р Тср - р, Тср Тmin, Тср - р То и соответственно принадлежат: · 1 группа - предприятия с конкурентной позицией, которая быстро улучшается; · 2 группа - предприятия с конкурентной позицией, которая улучшается; · 3 группа - предприятия с конкурентной позицией, которая ухудшается; · 4 группа - предприятия с конкурентной позицией, которая быстро ухудшается. Среднее значение темпа прироста рыночной доли предприятий определим по формуле 5: . (5) Среднеквадратическое отклонение от рассчитывается по формуле 6: (6) Как видно из таблицы 1 отрицательные значения свидетельствуют о наличие тенденции уменьшения рыночной доли, положительные - ее росту, т.е. констатируют ухудшение или улучшение конкурентной позиции предприятия. 52,63; 84,91 Тi €29,44; 52,63 -0,26; 29,44 -40,03; -0,26 С учетом рассчитанных данных в таблице 2 представлена матрица формирования конкурентной карты предприятий, основанная на перекрестной классификации размера и динамики их рыночных долей. Она позволяет выделить 16 групп предприятий, которые различаются степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Таблица 2 - Конкурентная карта рынка |
Дi Ti | Классификационные группы | | | 1 | 2 | 3 | 4 | | | Лидеры рынка | Предприятия с сильной конкурентной позицией | Предприятия со слабой конкурентной позицией | Аутсайдеры рынка | | | Дср+3р2, Дmax | Дср , Дср+3р2 | Дср - 3р1, Дср | Дmin, Дср - 3р1 | | Классификационные группы | 1 | Предприятия с конкурентной позицией, которая быстро улучшается; | Тср+р, Тmax | | | 2,5,13 | 5 | | | 2 | Предприятия с конкурентной позицией, которая улучшается | Тср , Тср+р | | 1 | | | | | 3 | Предприятия с конкурентной позицией, которая ухудшается | Тср - р Тср | 11 | | 8,12 | 8,13 | | | 4 | Предприятия с конкурентной позицией, которая быстро ухудшается. | Тmin, Тср - р | | 2,4,6,7,16 | 14 | | | |
Вывод В рассмотренной совокупности предприятий отсутствуют следующие группы: · 1-ой - лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией; · 2-ой - лидеры рынка с улучшающейся конкурентной позицией; · 4-ой - лидеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией; · 5-ой - предприятия с сильной конкурентной позицией, которая быстро улучшается; · 7-ой - предприятия с сильной конкурентной позицией, которая ухудшается; · 10-ой - предприятия со слабой конкурентной позицией, которая улучшается; · 14-ой - аутсайдеры рынка с улучшающейся конкурентной позицией; · 16-ой - аутсайдеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией. Большинство предприятий входит в восьмую группу - предприятия с сильной конкурентной позицией, которая быстро ухудшается. Три предприятия находятся в девятой группе - предприятия со слабой конкурентной позицией, которая быстро улучшается. По два предприятия входят в группы 11 и 15, соответственно предприятия со слабой конкурентной позицией, которая ухудшается, и аутсайдеры рынка с ухудшающейся конкурентной позицией. По одному предприятию находятся в следующих группах: · 3-ей - лидер рынка с ухудшающейся конкурентной позицией; · 6-ой - предприятие с сильной конкурентной позицией, которая улучшается; · 12-ой - предприятие со слабой конкурентной позицией, которая быстро ухудшается; · 13-ой - аутсайдер рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией. Таким образом, в рассмотренной совокупности предприятий один лидер рынка, но его конкурентная позиция ухудшается и три аутсайдера рынка, и только у одного конкурентная позиция улучшается. У большинства предприятий конкурентная позиция ухудшается. Лидеру рынка и предприятиям с сильной конкурентной позицией необходимо разрабатывать стратегии по укреплению своего статуса на данном рынке.
|
|