БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Оценка тенденций спроса и анализа потребительского поведения на рынке хлебобулочных изделий

Оценка тенденций спроса и анализа потребительского поведения на рынке хлебобулочных изделий

Оценка тенденций спроса и анализа потребительского поведения на рынке хлебобулочных изделий

Содержание

1. Разработка утверждение и трудоемкость экспериментальных исследований

2. Случаи проведения эксперимента

3. Последовательность проведения экспериментальных работ

4. Практическая часть

4.1 Особенности потребления изделий, его производства и потребления на примере мини-пекарни "Весна"

4.2 Характеристика объекта исследования: мини-пекарня "Весна"

4.3 Основная часть исследования

4.4 Анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования

Выводы и рекомендации по полученным результатам

Словарь терминов

Список использованной литературы

1. Разработка утверждение и трудоемкость экспериментальных исследований

Важнейшей составной частью научных исследований является эксперимент, основой которого является научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями. Само слово эксперимент происходит от лат. experimentutn -- проба, опыт. В научном языке и исследовательской работе термин "эксперимент" обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания. В это понятие вкладывается научная постановка опытов и наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Само по себе понятие "эксперимент" означает действие, направленное на создание условий в целях осуществления того или иного явления и по возможности наиболее частого, т. е. не осложняемого другими явлениями. Основной целью эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования.

Постановка и организация эксперимента определяются его назначением. Эксперименты, которые проводятся в различных отраслях науки, являются химическими, биологическими, физическими, психологическими, социальными и т. п.

Они различаются:

1. по способу формирования условий (естественных и искусственных);

2. по целям исследования (преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие);

3. по организации проведения

4. (лабораторные, натурные, полевые, производственные и т.п.); по структуре изучаемых объектов и явлений (простые, сложные);

5. по характеру внешних воздействий на объект исследования (вещественные, энергетические, информационные);

6. по характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования (обычный и модельный);

7. по типу моделей, исследуемых в эксперименте (материальный и мысленный);

8. по контролируемым величинам (пассивный и активный);

9. по числу варьируемых факторов (однофакторный и многофакторный);

10. по характеру изучаемых объектов или явлений (технологические, социометрические) и т. п.

Из числа названных признаков естественный эксперимент предполагает проведение опытов в естественных условиях существования объекта исследования (чаще всего используется в биологических, социальных, педагогических и психологических науках). Искусственный эксперимент предполагает формирование искусственных условий (широко применяется в естественных и технических науках). Преобразующий (созидательный) эксперимент включает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта или между, исследуемым объектом и другими объектами. Исследователь в соответствии со вскрытыми тенденциями развития объекта исследования преднамеренно создает условия, которые должны способствовать формированию новых свойств и качеств объекта. Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений. В процессе этого эксперимента констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследования и результатом, выявляется наличие определенных фактов. Контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта. Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По результатам поискового эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых. Решающий эксперимент ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуются со многими явлениями. Это согласие приводит к затруднению, какую именно из гипотез считать правильной.

Правильно разработанная методика экспериментального исследования предопределяет его ценность. Поэтому разработка, выбор, определение методики должно проводиться особенно тщательно. При определении методики необходимо использовать не только личный опыт, но и опыт товарищей и других коллективов. Необходимо убедиться в том, что она соответствует современному уровню науки, условиям, в которых выполняется исследование. Целесообразно проверить возможность использования - методик, применяемых в смежных проблемах и науках.

Выбрав методику эксперимента, исследователь должен удостовериться в ее практической применимости. Это необходимо сделать даже в том случае, если методика давно апробирована практикой других лабораторий, так как она может оказаться неприемлемой или сложной в силу специфических особенностей климата, помещения, лабораторного оборудования, персонала, объекта исследований и т. п.

Перед каждым экспериментом составляется его план (программа), который включает: цель и задачи эксперимента; выбор варьирующих факторов; обоснование объема эксперимента, числа опытов; порядок реализации опытов, определение последовательности изменения факторов; выбор шага изменения факторов, задание интервалов между будущими экспериментальными точками; обоснование средств измерений; описание проведения эксперимента; обоснование способов обработки и анализа результатов эксперимента.

Применение математической теории эксперимента - позволяет уже при планировании определенным образом оптимизировать объем экспериментальных исследований и повысить их точность.

Важным этапом подготовки к эксперименту является определение его целей и задач. Количество задач для конкретного эксперимента не должно быть слишком большим (лучше 3...4, максимально 8...10).

Перед экспериментом надо выбрать варьируемые факторы, т.е. установить основные и второстепенные характеристики, влияющие на исследуемый процесс, проанализировать расчетные (теоретические) схемы процесса. На основе этого анализа все факторы классифицируются, и составляется из них убывающий по важности для данного эксперимента ряд. Правильный выбор основных и второстепенных факторов играет важную роль в эффективности эксперимента, поскольку эксперимент и сводится к нахождению зависимостей между этими факторами. Иногда бывает трудно сразу выявить роль основных и второстепенных факторов. В таких случаях необходимо выполнять небольшой по объему предварительный поисковый опыт.

В методике подробно разрабатывается процесс проведения эксперимента, составляется последовательность (очередность) проведения операций измерений и наблюдений, детально описывается каждая операция в отдельности с учетом выбранных средств для проведения эксперимента, обосновываются методы контроля качества операций, обеспечивающие при минимальном (ранее установленном) количестве измерений высокую надежность и заданную точность. Разрабатываются формы журналов для записи результатов наблюдений и измерений.

Важным разделом методики является выбор методов обработки и анализа экспериментальных данных. Обработка данных сводится к систематизации всех цифр, классификации, анализу. Результаты экспериментов должны быть сведены в удобочитаемые формы записи -- таблицы, графики, формулы, номограммы, позволяющие быстро и доброкачественно сопоставлять полученное и проанализировать результаты. Все переменные должны быть оценены в единой системе единиц физических величин.

Особое внимание в методике должно быть уделено математическим методам обработки и анализу опытных данных, например, установлению эмпирических зависимостей, аппроксимации связей между варьирующими характеристиками, установлению критериев и доверительных интервалов и др. Диапазон чувствительности (нечувствительности) критериев должен быть стабилизирован (эксплицирован).

Результаты экспериментов должны отвечать трем статистическим требованиям: требование эффективности оценок, т. е. минимальность дисперсии отклонения относительно неизвестного параметра; требование состоятельности оценок, т. е. при увеличении числа наблюдений оценка параметра должна стремиться к его истинному значению; требование несмещенности оценок - отсутствие систематических ошибок в процессе вычисления параметров. Важнейшей проблемой при проведении и обработке эксперимента является совместимость этих трех требований.

2. Случаи проведения эксперимента

После разработки и утверждения методики устанавливается объем и трудоемкость экспериментальных исследований, которые зависят от глубины теоретических разработок, степени точности принятых средств измерений (чем четче сформулирована теоретическая часть исследования, тем меньше объем эксперимента). В зависимости от предварительной теоретической подготовки возможны три случая проведения эксперимента:

1. если теоретически получена аналитическая зависимость, которая однозначно определяет исследуемый процесс, то объем эксперимента для подтверждения данной зависимости оказывается минимальным, поскольку функция однозначно определяется экспериментальными данными;

2. если теоретическим путем установлен лишь характер зависимости, т.е. задано семейство кривых, то экспериментальным путем необходимо определить как а, так и k и, следовательно, объем эксперимента возрастает;

3. если теоретически не удалось получить каких-либо зависимостей, и разработаны лишь предположения о качественных закономерностях процесса, то целесообразен поисковый эксперимент, при котором объем экспериментальных работ резко возрастает. В таких случаях уместно применять метод математического планирования эксперимента.

На объем, и трудоемкость проведения экспериментальных работ существенно влияет вид эксперимента. Например, полевые эксперименты, как правило, всегда имеют большую трудоемкость, что следует учитывать при планировании.

После установления объема экспериментальных работ составляется перечень необходимых средств измерений, объем материалов, список исполнителей, календарный план и смета расходов.

План-программу рассматривает научный руководитель, обсуждают в научном коллективе и утверждают в установленном порядке.

Проведение эксперимента является важнейшим и наиболее трудоемким этапом. Экспериментальные исследования необходимо проводить в соответствии с утвержденным планом-программой и особенно методикой эксперимента. Приступая к эксперименту, окончательно уточняют методику его проведения, последовательность испытаний.

При сложном эксперименте часто возникают случаи, когда ожидаемый результат получают позже, чем предусматривается планом. Поэтому научный работник должен проявить терпение, выдержку, настойчивость и довести эксперимент до получения результатов.

Особое значение имеет добросовестность при проведении экспериментальных работ; недопустима небрежность, что приводит к большим искажениям, ошибкам. Нарушения этих требований -- к повторным экспериментам, что продлевает исследования.

Обязательным требованием проведения эксперимента является ведение журнала. Форма журнала может быть произвольной, но должна наилучшим образом соответствовать исследуемому процессу с максимальной фиксацией всех факторов. В журнале отмечают тему НИР и тему эксперимента, фамилию исполнителя, время и место проведения эксперимента, характеристику окружающей среды, данные об объекте эксперимента и средствах измерения, результаты наблюдений, а также другие данные для оценки получаемых результатов.

Журнал нужно заполнять аккуратно, без каких-либо исправлений. При получении в одном статистическом ряду результатов, резко отличающихся от соседних измерений, исполнитель должен записать все данные без искажений и указать обстоятельства, сопутствующие указанному измерению. Это позволит установить причины искажений и квалифицировать измерения как соответствующие реальному ходу процесса или как грубый промах.

Одновременно с измерениями исполнитель должен проводить предварительную обработку результатов и их анализ. Здесь особо должны проявляться его творческие способности. Такой анализ позволяет контролировать исследуемый процесс, корректировать эксперимент, улучшать методику и повышать эффективность эксперимента.

Важны при этом консультации с коллегами по работе и особенно с научным руководителем. В процессе эксперимента необходимо соблюдать требования инструкций по промсанитарии, технике безопасности, пожарной профилактике. Исполнитель должен уметь организовать рабочее место, руководствуясь принципами НОТ.

Вначале результаты измерений сводят в таблицы по варьирующим характеристикам для различных изучаемых вопросов. Очень тщательно уточняют сомнительные цифры. Устанавливают точность обработки опытных данных.

Особое место отведено анализу эксперимента -- завершающей части, на основе которой делают вывод о подтверждении гипотезы научного исследования. Анализ эксперимента -- это творческая часть исследования. Иногда за цифрами трудно четко представить физическую сущность процесса. Поэтому требуется особо тщательное сопоставление фактов, причин, обусловливающих ход того или иного процесса и установление адекватности гипотезы и эксперимента.

3. Последовательность проведения экспериментальных работ

I. Предшествующий эксперименту этап:

· теоретический анализ ранее публикованных по теме работ;

· выявление нерешенных проблем;

· выбор темы исследования;

· постановка целей и задач исследования;

· изучение реальной практики по решению данной проблемы;

· изучение существующих в теории и на практике мер, содействующих решению проблемы;

· формулирование гипотезы исследования.

II. Подготовка к проведению эксперимента:

· выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа школьников, классов и др.);

· определение необходимой длительности проведения эксперимента;

· выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта, анкетного опроса, интервью, создания соответствующих ситуаций, экспертной оценки и др.);

· проверка на небольшом числе испытуемых доступности и эффективности методик;

· определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.

III. Проведение эксперимента по проверке эффективности определенной системы мер:

· изучение начального состояния системы, в которой проводится эксперимент (уровень знаний и умений, воспитанности определенных качеств личности или коллектива и др.);

· изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;

· оценка состояния самих участников педагогических воздействий;

· формулирование критериев эффективности предложенной системы мер;

· инструктирование участников эксперимента о порядке и условиях эффективного его проведения (если эксперимент проводит не один педагог);

· осуществление предлагаемой автором системы мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование знаний, умений или воспитание определенных качеств личности, коллектива и др.);

· фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер;

· указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;

· оценка текущих затрат времени, средств и усилий.

IV. Подведение итогов эксперимента:

· описание результатов осуществленной экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.);

· характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и др.);

· описание особенности субъектов экспериментального воздействия (учителей, воспитателей и др.);

· фиксирование данных о затратах времени, усилий средств;

· указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

4. Практическая часть

4.1 Особенности потребления изделий, его производства и потребления на примере мини-пекарни "Весна"

Актуальность темы исследования. Совершенствование снабжения населения хлебом и хлебобулочными изделиями требует всестороннего анализа и учёта особенностей формирования потребительского спроса, обоснования объемов производства и способности хлебопекарных предприятий поставлять на рынок конкурентоспособную продукцию соответствующего ассортиментного состава. Одновременно улучшение качества хлебопродуктов способствует наполнению рынка товарами с более высокой степенью полезности, а значит - более полному удовлетворению потребностей населения.

Цель исследования: Оценка тенденций спроса и анализа потребительского поведения на рынке хлебобулочных изделий

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические знания, работы исследования

2. Выявить характерные черты, принадлежность к социальной группе, пол и возраст потребителей товаров, производимых мини-пекарней.

3. замерить удовлетворенность потребителей товаром;

4. выявить приоритеты, влияющие на улучшения качества хлебобулочных изделий;

5. обобщить ценности потребителей, сделать выводы, выработать рекомендации по оптимизации ассортимента продукции.

Объект исследования: мини-пекарня "Весна"

Предмет исследования: факторы формирования потребительского предпочтения той или иной продукции мини-пекарни "Весна"

Основными методами исследования явились:

методы социологического исследования (методы сбора данных: формализованное интервью, анкетный опрос, наблюдение, опрос покупателей, группировка).

Информационную базу исследования составили: труды отечественных и зарубежных ученых, внесших вклад в анализ проблем координации спроса, предложения и товародвижения продовольственных товаров, и в частности, хлебобулочных изделий, материалы периодической печати, ресурсы сети Internet, результаты обследования малых предприятий хлебопекарной промышленности г. Уфа.

Хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. По оценкам экспертов, в России 16-20 тысяч предприятий занимаются производством хлебобулочных и кондитерских изделий. Хлебная отрасль в России представлена, в основном, предприятиями малого и среднего бизнеса. Хлебопекарный бизнес располагает большим потенциалом для увеличения количества предприятий, создания развитой конкурентной среды, новых рабочих мест. Известно, что уровень потребления хлеба в Уфе составляет примерно 50 кг на душу населения в год, Потребление хлеба и хлебобулочных изделий многие специалисты связывают с благосостоянием граждан, с ростом которого российский потребитель переходит от дешевой и калорийной пищи к дорогим продуктам с большим содержанием белка.

Хлебопечение является чрезвычайно важной, социально значимой для города отраслью экономики, но сегодняшнее положение с производством хлеба требует срочного принятия мер, решения вопросов со сбытом продукции московских производителей, сохранения имеющихся предприятий и развития сети небольших булочных "шаговой доступности", где бы горожане могли купить свежий хлеб. Сейчас в среднем каждый человек употребляет 200 граммов (было 300-350). Летом горожанин съедает в два раза меньше хлебобулочных изделий, чем во все остальные сезоны. 70% хлебобулочных изделий, употребляемых горожанами, производят заводы Уфы, 15% - частные пекарни, 12% - пекут в супермаркетах, 2% - завозят из других регионов, 1% - из ближайших регионов. Наиболее подробно остановимся на исследовании потребительских предпочтений в отношении хлебобулочных изделий на примере предприятия мини-пекарня "Весна".

4.2 Характеристика объекта исследования: мини-пекарня "Весна"

Мини-пекарня "Весна" является Обществом с Ограниченной Ответственностью (ООО).

Юридический адрес: г. Уфа, ул. Жуковского, 28.

Основным направлением деятельности является выработка хлебобулочной и кондитерской продукции, а также оптовая и розничная торговля своей продукцией.

К преимуществам мини-пекарни можно отнести следующее: во-первых, продукция мини-пекарни пользуется большим спросом. В условиях, когда крупные хлебокомбинаты с трудом справляются с потребностями населения, мини-пекарни все с большим успехом завоевывают долю рынка в этой области. Дело в том, что крупные хлебокомбинаты трудно поддаются реконструкции, с большим трудом могут реагировать на изменения в спросе на хлебобулочные изделия. Еще одна особенность мини-пекарни в том, что поскольку все магазины находятся близко от нее, хлеб, как правило, поступает в них почти сразу после выпечки, что способствует его хорошей реализации. Кроме того, в силу небольших объемов производства. У мини-пекарни не очень много магазинов, в которые она поставляет продукцию. Это позволяет постоянно изучать спрос на свою продукцию, производя спрос работников магазинов. В результате таких спросов делается предпочтение тем или иным видам хлебобулочных изделий, что опять же увеличивает привлекательность мини-пекарни с точки зрения магазинов. К тому же основными составляющими для выпечки являются мука, дрожжи, соль, сахар, которые не составляет труда купить на оптовых базах г.Уфы.

Еще одной причиной является тот факт, что хлеб - это товар с очень высоким коэффициентом оборачиваемости средств. В силу своих физических характеристик, хлебобулочные изделия должны быть реализованы в течение 24 часов с момента выпечки. По этой причине срок реализации, то есть промежуток времени с момента отгрузки товара до момента поступления денег на расчетный счет пекарни, ограничивается одной неделей.

Товарный ассортимент. В таблице 1.1 представлена характеристика товарного ассортимента ООО "Весна".

Таблица 1.1 - Характеристика товарного ассортимента ООО "Весна"

№ п/п

Наименование товара

Цена, руб.

Объем производства, шт/мес

Удельный вес в общей структуре, %

1

Черный хлеб

17

26400

22

2

Кондитерские изделия, сдоба

15

18000

15

3

Батон

16

24000

20

4

Белый хлеб

14

51600

43

Итого:

-

120 000

100

Таким образом, наибольший удельный вес в общей структуре товарного ассортимента мини-пекарни составляет белый хлеб (43%), а наименьший - кондитерские изделия - сдоба (15%).

Производственная структура и инфраструктура.

Помещение пекарни вместе с оборудованием арендуется. Помещение пекарни состоит из следующих помещений:

Склад муки (20 м2).

Склад готовой продукции (8 м2).

Склад сырья (6 м2).

Пекарня (63 м2).

Офис (10 м2).

Склад муки. Для устойчивого производства хлебобулочных изделий необходимо обеспечить запас сырья из расчета недельной производственной программы, для хранения такого запаса требуется помещение площадью 20 м2 и высотой 3,2 м.

Склад готовой продукции. Требуемая площадь для хранения готовой продукции рассчитывается из дневной выработки и составляет 8 м2.

Склад сырья (то есть для прочих составляющих продукции дрожжи, соль, сахар и др.). Площадь этого склада рассчитана исходя из необходимости хранения недельного запаса сырья. Требуемая площадь 6 м2.

С учетом планировки оборудования и обеспечения удобства для его обслуживания линейные размеры производственного цеха (пекарни) составят: длина 9.0 м; ширина 7 м; высота 3.2 м. Общая площадь цеха составит 63 м2.

Таким образом общая площадь помещений составит 107 м2.

Оборудование.

В перечень необходимого оборудования входят:

Электропечь.

Машина для просеивания муки.

Тестомесильные машины.

Емкость для выдержки теста.

Тестоделительная машина.

Тестоформовочная машина.

Тестозакатывающая машина.

Стол для выдержки изделий.

Машина для нарезки изделий.

Транспортер.

Набор запасных частей.

Набор инструмента.

Режим работы мини-пекарни. Для наиболее быстрой окупаемости затрат и получения максимальной прибыли необходимо более интенсивное использование оборудования. На предприятии предусмотрен двухсменный график работы без выходных и праздников. Продолжительность одной смены 8 часов. Для такой работы требуются три смены работников, которые выходят на работу по скользящему графику.

Таблица 1.2 - Режим работы ООО "Весна".

Количество рабочих смен

3 смены

Продолжительность рабочего дня

16 часов

Количество смен за рабочий день

2 смены

Количество рабочих дней в месяц

30 дней

Количество рабочих дней в году

360 дней

Производительность оборудования

120 000 штук/мес

Мощность оборудования

120 000 шт/мес

Организационная структура управления предприятием (схема 1.1). Штат пекарни состоит из следующих должностей:

Коммерческий директор.

Заведующий производством.

Бухгалтер.

Пекарь.

Разнорабочие.

водители.

Коммерческий директор занимается вопросами реализации продукции. В его обязанности входит заключение договоров с розничной торговой сетью, контроль за расчетами с магазинами.

В обязанности заведующего производством входит обеспечение бесперебойной работы пекарни. Для этого необходима своевременная доставка комплектующих для приготовления теста. Кроме того, заведующий производством следит за техническим состоянием оборудования и должен своевременно приглашать специалистов для его технического обслуживания.

Пекари занимаются непосредственной выпечкой хлебобулочных изделий.

Разнорабочие выполняют вспомогательную работу, такую как разгрузка муки, сахара и других составляющих теста, погрузка хлеба в машину для отправки в магазины, мелкие наладочные работы, уборка помещений и другую необходимую работу.

В обязанности водителя входит доставка готовой продукции в магазины, с которыми заключены договора на поставку. Также он имеет право получать наличные деньги за реализованную продукцию в магазинах.

Схема 1.1 - Организационная структура управления мини-пекарни "Весна"

Таблица 1.3 - Структура персонала мини-пекарни "Весна"

№ п/п

Должность

Количество работников, чел

Должностной оклад, грн/мес

Итого сумма з/п, /мес

1

Коммерческий директор

1

15300

15300

2

Заведующий производством

1

13200

13200

3

Бухгалтер

1

12000

12000

4

Пекарь

12

9400

112800

5

Водители

3

7800

23400

6

Грузчики

5

7000

35000

7

Уборщики

2

5400

10800

8

Сторож

2

5500

11000

9

Наладчик

1

3500

3500

Итого

28

237000

Отчисления на соц. мероприятия

85557

Итого ФОТ с начислениями

322557

Информационную базу исследования составили: труды отечественных и зарубежных ученых, внесших вклад в анализ проблем координации спроса, предложения и товародвижения продовольственных товаров, и в частности, хлебобулочных изделий, материалы периодической печати, ресурсы сети Internet, результаты обследования малых предприятий хлебопекарной промышленности г. Уфа.

Актуальность темы исследования. Совершенствование снабжения населения хлебом и хлебобулочными изделиями требует всестороннего анализа и учёта особенностей формирования потребительского спроса, обоснования объемов производства и способности хлебопекарных предприятий поставлять на рынок конкурентоспособную продукцию соответствующего ассортиментного состава. Одновременно улучшение качества хлебопродуктов способствует наполнению рынка товарами с более высокой степенью полезности, а значит - более полному удовлетворению потребностей населения.

Степень изученности проблемы. Исследованию различных аспектов рыночных отношений и улучшения продовольственного обеспечения населения посвящены работы многих учёных, как зарубежных (П. Шаркань, А. Маршалл и др.), так и отечественных (Г.П. Абрамовой, А.И. Алтухова, СП. Ауксеонекса, В.Р. Боева, Е.Н. Борисенко, СА. Горланова, М. Гренара, В.И. Добросоцкого и др.)

4.3 Основная часть исследования

Исследование проводилось методом очного опроса потребителей хлеба и хлебобулочных изделий (ХБИ) старше 16 лет по формализованной анкете в местах продаж хлебобулочных изделий в Уфе, объем выборки составил 100 человек. Предпочтения и привычки потребителей в секторе хлебных изделий, при стабильном социально-экономическом положении на протяжении нескольких лет, сохраняют свою актуальность и сегодня.

Опрос представляет собой непосредственную беседу исследователя с людьми, с целью получения интересующих его данных, которые оформляются в виде заранее подготовленной анкеты. Выборка опрашиваемых осуществлялась методом случайного отбора, с обеспечением представительства в ней различных социальных и возрастных групп.

Выборка составила 133 человек.

Так как целью данного маркетингового исследования является изучение потребительских предпочтений на рынке хлебобулочных изделий города Уфа, следовательно, в генеральную совокупность будут входить жители города Уфа в возрасте от 15 и старше, с различным уровнем дохода, как работающие, так и нет.

В опросе приняли участие 133 человека, из них 63% женщин - 84, 37% мужчин - 49.

Рис. 2.1. Соотношение респондентов по признаку пола

Возраст до 20 - 7 человек - 5%,

20-30 - 17 человек - 20% ,

30-40 - 61 человек, - 46%

40-50 - 21человек - 16%,

от 50 - 27 человек - 13%,

Рис. 2.2. Соотношение респондентов по возрасту

Также было проведено исследование уровня доходов потребителей.

Доход до 6000 - 31%;

6000-8000 - 40%;

8000-1200 - 23%;

свыше 12000 - 6%

Рис. 2.3. Соотношение уровня доходов респондентов

(руб. на одного члена семьи).

Опрос показал вкусовые предпочтения потребителей.

Рис. 2.4. Потенциал роста продаж хлебобулочных изделий в Уфа.

4.4 Анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования

В ходе исследования было опрошено 133 человека в возрасте старше 15 лет, отобранных случайным образом. В результате исследования был детально разработан портрет потребителя, которые часто и не часто покупают хлеб.

Респонденты, которые ежедневно покупают хлеб, преимущественно, с доходом от 6000 рублей до 8000 рублей в возрасте от 30 до 40 лет, из которых подавляющее большинство женщины, а именно 63%. Число опрошенных, кто покупает хлеб 2-3 раза в неделю также с уровнем дохода от 6000 рублей, и этот сегмент относится к возрастной категории от 20 до 30 лет. После этого, были выявлены люди, которые покупают хлеб 2-3 раза в месяц и реже 1 раза в месяц. После, попытались определить соотношение между частотой покупок и объемом покупки.

Были получены следующие результаты: респонденты, приобретающие хлеб ежедневно за 1 раз приобретают 1 булку хлеба (так ответили 91 человек), число тех, кто покупает хлеб 2-3 раза в неделю достаточно большое количество, так ответили 229 респондента, 42 респондента ответили, что, покупая хлеб 1 раз в неделю покупает 2 булки, а 40 опрошенных ответили, что за 1 раз покупают уже 2 булки хлеба.

Таким образом, были выяснены и причины, почему респонденты покупают хлеб в большом, а также в малом количестве. Итак, среди причин, по которым потребители достаточно редко покупают хлеб, а именно 2-3 раза в неделю, были причины того, что люди покупают хлеб тогда, когда они этого желают, так ответили 20 респондентов, на втором месте была причина того, что человек предпочитает покупать хлеб и других торговых марок. Респонденты, которые покупают хлеб 1 раз в месяц, указали те же причины, что и в предыдущем случае, а также был подробно рассмотрены эти люди, их возраст, уровень дохода, род занятий.

Далее проводилось исследование на удовлетворенность потребителей атрибутами, влияющими на решение о покупке.

Параметры, влияющие на решение о покупке.

Показатели, %

1.

Удовлетворение от потребления хлеба

54

2.

Уверенность в качестве (свежести)

30,8

3.

Положительное влияние на здоровье

11,4

4.

Простота совершения покупки

3,8

Таблица показывает, что наиболее потребители больше всего удовлетворены таким параметрами, как "Наслаждение вкусом, удовлетворение от потребления" (54 %) и "Уверенность в качестве (свежести) хлеба" (30,8%). Таким образом, респонденты оценили выше всего как раз два параметра, которые являются для них самыми важными.

Позицию ниже занимает атрибут "Положительное влияние на здоровье", при значимости в 11,4%, (что выше, чем у параметра "Простота совершения покупки") он имеет самую низкую среднюю оценку за удовлетворенность - 3,8 %.

Такое положение, говорит о том, что потребители гораздо серьезнее подходят к выбору хлеба с точки зрения его полезных свойств, но, к сожалению, на сегодняшний день не многие производители хлеба могут предложить покупателям подобную продукцию. Так же полученный результат может отражать такой фактор, как индивидуальную непереносимость мучных изделий, поэтому стоит в дальнейшем более подробно выявлять причины подобного результата.

Под наиболее привлекательными источниками информации можно рассматривать "Советы знакомых" - 63% и "Наружная реклама" - 60,1%.

Выводы и рекомендации по полученным результатам

Таким образом, по результатам проведенного научного исследования на рынке хлебобулочных изделий города Уфа, можно сделать следующие выводы.

Портрет потребителя мини-пекарни "Весна" выглядит следующим образом: в основном это женщины (59%) в возрасте от 36 до 42 лет и мужчины (41%) в возрасте от 29 до 35 лет со среднемесячным доходом на одного члена семьи от 6000 до 8000 рублей. Род деятельности - рабочие и служащие государственного предприятия (21% и 18% от общего числа респондентов).

Выбирая магазин для покупки хлеба, они скорее выбирают небольшой киоск, рядом с домом, где небольшой ассортимент хлебобулочных изделий часто пополняется свежей продукцией.

Большее количество людей отдает предпочтение белому хлебу 43%, черному хлебу 22%, примерно такое же количество покупателей выбирает батон - 20%, ну и 15% респондентов предпочитают сдобу.

По половозрастным группам выявились следующие особенности:

1. наименьшее количество белого хлеба потребляют молодые женщины (до 29 лет)- 1,98 кг в месяц;

2. наибольшее потребление белого хлеба наблюдается у мужчин в возрасте до 29 лет-3б,75 кг в месяц;

3. лидерами в потреблении черного хлеба являются мужчины в возрастной группе от 40 до 55 лет - 5, 90 кг в месяц;

4. наименьшее потребление черного хлеба наблюдается в возрастной группе женщин от 30 до 39 лет;

5. в возрастной группе старше 55 лет основным критерием выбора хлеба является цена. Если анализировать параметры, влияющие на решение о покупке, то здесь решающим моментом является "Удовлетворение от потребления хлеба" -54% и "Уверенность в качестве (свежести)"- 30,8%. Наименее значимым для респондентов является "Положительное влияние на здоровье" 11,4% опрошенных. Гипотеза о том, что наиболее важным атрибутом является положительное влияния на здоровье, не подтвердилась.

Словарь терминов

1. Анкетный опрос -- один из двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения.

2. Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

3. Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

4. Анализ - метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части.

5. Вывод - кратко и четко сформулированное заключение по конкретному направлению, вытекающее из материалов проведенных научных исследований.

6. Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.

7. Индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

8. Метод исследования (греч. methodos - путь к чему-либо) - это "способ достижения цели, определенным образом упорядоченная действительность", способ применения старого знания о способах рационального решения подобных задач для получения сведений о новом объекте или предмете исследований. Множество определений метода исследования сводится к тому, что это - путь познания, путь, ведущий к объективно истинному знанию.

9. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

10. Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания.

11. Научное исследование - "один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний". Это целенаправленное познание, комплекс логических построений и экспериментальных операций, выполненных в отношении объекта исследования для определения свойств объекта и закономерностей его поведения.

12. Объект исследования - это та часть реального мира, которая познается, исследуется и (или) преобразуется исследователем. Это "то в объективной реальности, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непонятное, в форме, непригодной для непосредственного использования". По одной и той же теме научного исследования может быть несколько объектов. Следовательно, тема исследований шире предмета.

13. Предмет исследования (познания) - "зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах".

14. Принцип (лат. principium - основа, первоначало) - "основное, исходное положение какой-н. теории, учения, науки". Под ним понимаются "то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний, … обобщение и распространение какого-либо положения данной системы на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован". Так, в методологии научного исследования лежат такие принципы, как принцип диалектической противоречивости познания, принцип соответствия, принцип восхождения от конкретного к абстрактному, принцип диалектического отражения движения и т.д.

15. Прикладные исследования - оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения конкретных практических задач.

16. Респондент (respondent) - представитель выборки, отвечающий на вопросы анкеты интервьюеру, или принимающий участие в фокус-груп.

17. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

18. Тема научного исследования - раздел научной проблемы, который может разрабатываться самостоятельно на каком-то этапе ее разработки. Расчленение проблемы на ее составные независимые части позволяет работать значительному числу соискателей и даже творческих коллективов, причем по главным из этих частей может быть допущено дублирование.

19. Фундаментальные исследования - экспериментальные и теоретические исследования, направленные на получение новых знаний, без конкретной цели их использования.

20. Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) - это "метод исследования, в основе которого лежит целенаправленное воздействие на объект в заданных контролируемых условиях, опосредованное рациональным (в идеале теоретическим) знанием". Эксперимент предусматривает учет всех параметров при постановке научного опыта (условий его проведения), он должен быть достоверным, и призван подтвердить (либо опровергнуть) выдвинутые гипотезы, установить ранее неизвестные свойства (характеристик) изучаемых объектов, выявить закономерности протекания явлений и процессов.

Список использованной литературы

1. Безуглов И. Г., Лебединский В. В., Безуглов А. И. Основы научного исследования Издательство: Академический проект, 2008 г. 208с.

2. Главные правила подготовки, написания и оформления дипломных и курсовых работ. Издательство: Харвест, 2007 г. 304с.

3. Добреньков В. И., Осипова Н. Г., Методология и методы научной работы, МГУ. Издательство: КДУ, 2009 г. 276с.

4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. -2010. 280 с. Огурцов, А. Н. Основы научных исследований: Учеб. -метод. пособие / - А. Н. Огурцов. - Харьков: НТУ "ХПИ", 2008. - 178 с.

5. Пивоев В. М. Методология и методика научного исследования: Учебное посо-бие. Изд. 2-е, перераб. и доп. -- Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. -- 100 с.

6. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований. Издательство: Дашков и Ко, 2009 г. 244с.

7. http://www.businessrating.ru

8. http://www.socioline.ru





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011