БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Основные направления решения финансовых проблем малого бизнеса в России

Основные направления решения финансовых проблем малого бизнеса в России

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Роль и значение малого бизнеса в экономике России
    • 1.1 Основные этапы развития малого бизнеса в России
    • 1.2 Правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства
    • 1.3 Формы поддержки малого бизнеса в России
  • ГЛАВА 2. Источники финансирования малого бизнеса
    • 2.1 Государственная финансовая поддержка малого бизнеса: опыт зарубежных стран
    • 2.2 Основные источники финансирования малого бизнеса в России
    • 2.3 Финансирование малого бизнеса в Новосибирской области
  • ГЛАВА 3. Основные направления решения финансовых проблем малого бизнеса в России
  • 3.1 Внутренние источники финансирования малого бизнеса
  • 3.2 Кредитование как один из институтов финансирования малого бизнеса
  • 3.3 Меры по созданию благоприятных условий финансирования малого бизнеса
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ А
  • ПРИЛОЖЕНИЕ Б
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Актуальность темы дипломной работы определена несомненной значимостью малого бизнеса для российской экономики, повышение темпов развития и эффективности функционирования которого во многом зависит от решения финансовых проблем. Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
  • В современной России малый бизнес имеет недолгую историю. Его формирование как сектора экономики началось в конце 80-х гг. ХХ в. Причем бурный рост числа малых предприятий пришелся на тот период (до 1995 г.), когда практически отсутствовало законодательное регулирование в данной области.
  • После принятия закона, регулирующего деятельность малых предприятий, темпы роста их числа резко сократились. В научной литературе того времени данному феномену нашли следующее объяснение: малый бизнес уже заполнил все полагающиеся ему ниши российской экономики.
  • Начиная с 1999 г. количество малых предприятий стало сокращаться и при этом увеличивалось число индивидуальных предпринимателей, что изменило взгляд на проблему малого бизнеса.
  • В настоящее время совершенно очевидно, что снижение темпов развития малого бизнеса, а тем более уменьшение числа малых предприятий, происходит не в результате насыщения ими экономики страны. Количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в нашей стране значительно отстает от соответствующих показателей в зарубежных странах.
  • Несмотря на несомненную значимость малого бизнеса для российской экономики, его исследуют в основном экономисты, и большинство исследований касается вопросов налогообложения. Данный вопрос является немаловажным, однако повысить темпы развития и эффективность функционирования малого бизнеса только с помощью налогообложения невозможно. Необходим целый комплекс мер, в числе которых финансово-кредитные механизмы играют не последнюю роль.
  • По данным опроса, проведенного организацией «ОПОРА России», наиболее серьезными проблемами для предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) в 2008 г. стали спад спроса на продукцию, дефицит финансовых ресурсов, ужесточение условий и неплатежи со стороны покупателей, а также ослабление рубля и ужесточение конкуренции.
  • В этих условиях государство разработало приоритетные финансовые направления поддержки малого и среднего бизнеса:
  • - субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставляемым предприятиям малого и среднего бизнеса;
  • - создание системы региональных гарантийных фондов;
  • - увеличение доли размещения госзаказа среди субъектов малого и среднего бизнеса;
  • - развитие микрофинансирования;
  • - гранты начинающим предпринимателям;
  • - установление льготных арендных ставок по аренде федерального имущества;
  • - установление налоговых льгот для субъектов малого и среднего бизнеса;
  • - система приоритетного права выкупа арендных помещений.
  • Государство определило отраслевые приоритеты господдержки: производственный, инновационный, импортозамещающий малый бизнес. Для поддержки малого бизнеса в бюджете 2009 г. было заложено 10,5 млрд. руб. Заявок было получено на 21 млрд. руб. Были озвучены и конкретные объемы финансирования государством программ поддержки МСБ: предварительно одобрено Правительством РФ выделение 3 млрд. руб. по линии Внешэкономбанка (кредиты МФИ) и 2 млрд. руб. по линии Минэкономразвития. Эти денежные средства были включены в антикризисные программы поддержки микрофинансирования и малого бизнеса.
  • Объект исследования дипломной работы: финансирование малого бизнеса.
  • Предмет исследования: финансовые проблемы малого бизнеса.
  • Цель исследования: определить основные направления решения финансовых проблем малого бизнеса в России.
  • В соответствии с заявленной целью поставлены следующие задачи:
  • - исследовать основные этапы развития малого бизнеса в России;
  • - провести анализ правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • - определить формы поддержки малого бизнеса в России;
  • - исследовать источники финансирования малого бизнеса на опыте зарубежных стран, России и Новосибирской области;
  • - определить возможности привлечения финансовых средств для поддержки малого бизнеса.
  • Методы исследования: монографический, аналитический, сравнительный.
  • Исследованы публикации В.А. Деминой, В.И. Еременко, М.С. Есиповой, Л.Т. Ибадовой, И.Е. Ильина, И. А Исаева, Е.В. Кизиль, Э. Кикабидзе, В.О. Ключевского, В.В. Ковалева, А. Лебедева, Е. Литвак, Н.И. Малис, А.В. Орлова, В.А. Рогова, М.Ю. Сорокина, Д.Г. Фильченко и М.В. Яшинского, Д.А. Шевчук и др.
  • Информационная база исследования: законодательные акты Российской Федерации, монографии авторов в области экономики, учебная литература.
ГЛАВА 1. Роль и значение малого бизнеса в экономике России

1.1 Основные этапы развития малого бизнеса в России

Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси и существовало в виде промыслов и в торговой форме [40, c. 218]. Нормы Русской Правды являвшейся источником права того времени защищают частную собственность, регламентируют порядок ее передачи по обязательствам и договорам. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях или на торгу.

В Русской Правде упоминались следующие договоры: купли-продажи, займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия). В нормах Русской Правды, определяющих правовое положение отдельных групп населения можно найти упоминание о купцах, мелких торговцах и ремесленниках, которых можно считать первыми предпринимателями.

Значительное развитие предпринимательство получило в годы правления Петра I, когда в России стали создаваться мануфактуры, бурно развиваться суконная, полотняная, горная, оружейная промышленность [54, c. 189].

В гражданском праве первой четверти ХVIII века начинают более определенно прослеживаться индивидуализация частных имущественных и обязательственных прав. Закон как источник прав и обязанностей становится доминирующим, а традиционные и обычные нормы отходят на второй план.

Развитие договорных отношений стимулировало процесс перераспределения имущественных ценностей в обществе, формирования новых социальных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство и капитал [45, c. 148].

Однако сдерживающим фактором дальнейшего развития являлось существование крепостного права. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г., после чего началось строительство железных дорог, оживилась акционерная деятельность, была реорганизована промышленность [42, c. 212].

В 90-е годы XIX окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале ХХ века предпринимательство становится массовым явлением, которое успешно развивалось до Октябрьской революции 1917 г., после чего обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспортированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей [62, c. 168].

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика - НЭП (1921 - 1926 гг.). Переход после Гражданской войны к мирному хозяйственному строительству активизировал необходимость дальнейшей разработки гражданско-правового законодательства, нормирующего основные направления хозяйственной работы [54, c. 148].

Гражданский кодекс 1922 г. состоял из общей части вещного права, обязательственного права, наследственного права. Он закрепил рыночные начала в правовом регулировании экономики [39, c. 166].

Законодатель в значительной мере ориентировался на относительный и временный характер права переходного периода. Правовая форма казалась преходящей, ожидали ее скорого исчезновения и замены правовых норм техническими и организационными. Принципу законности был противопоставлен принцип целесообразности, что не могло не повести к правовому нигилизму со всеми проистекающими отсюда последствиями. Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права частных лиц (как физических, так и юридических) являются уступкой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинены общей идее о «господствующей роли социалистической собственности». В общей системе народного хозяйства относительно автономные частные хозяйства рассматривались не как замкнутые и обособленные единицы, но как части единого комплекса [41, c. 144].

К концу 20-х годов прошлого века права частных предпринимателей стали сужаться. Одно из первых ограничений такого рода состояло в запрете гражданам выступать в роли частных посредников в отношениях между государственными организациями. Постепенно число таких ограничений росло. Параллельно происходило расширение оснований для властного вторжения государства в сферу гражданских отношений. В результате уже в начале 30-х годов в роли предпринимателей фактически выступали лишь государственные и кооперативные организации [61, c. 128].

Возвращение частного предпринимательства в России началось к концу 80-х годов прошлого века. Это было связано с принятием ряда Законов СССР: «Об индивидуальной трудовой деятельности» (19.10.1986 г.), «О кооперации в СССР» (1988 г.), «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (1991 г.) и др.

Для возрождения предпринимательства в Российской Федерации необходимо было создать соответствующие экономико-правовые предпосылки (условия). Они создавались поэтапно, на законодательном уровне реформируя экономическую систему. Главной была трансформация отношений собственности. В условиях господства социалистической собственности в развитом социалистическом обществе, где государственная и колхозно-кооперативная формы собственности на средства производства составляли основу экономической системы СССР, а государственная собственность являлась основной формой социалистической собственности (ст. 10, 11 Конституции СССР 1977 г.), о возрождении и развитии предпринимательства не могло быть и речи, поскольку предпринимательство невозможно без многообразия форм собственности и прежде всего частной, без рынка, конкуренции, без создания многочисленных субъектов предпринимательской деятельности.

Многообразие форм собственности, легализация частной собственности относятся к числу главных, непременных условий развития предпринимательства. Частная собственность в наибольшей степени адекватна предпринимательству и рынку.

Это нашло отражение в нормотворчестве периода реставрации капитализма. В 1986 г. принимается закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». В соответствии с этим законом названный вид деятельности допускался в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также других видах деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей.

Другие изменения в законодательстве этого периода коснулись правового положения государственных предприятий. С 1 января 1988 г. вступил в силу закон СССР «О государственном предприятии (объединении)».

Он несколько приблизил членов трудового коллектива к общенародной собственности, поскольку установил, что предприятие должно было осуществлять свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Это означало, что хозрасчетный доход предприятия (доход после исполнения обязательных платежей в бюджет) поступал в полное распоряжение предприятия, не подлежал изъятию и использовался самостоятельно, причем многие вопросы производственного и социального развития решал трудовой коллектив.

Принятые в апреле 1989 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об аренде и арендных отношениях в СССР» и в ноябре 1989 г. Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде наделяли трудовой коллектив возможностью образовать организацию арендаторов как юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия, которое становилось правопреемником прав и обязанностей государственного предприятия.

Коренные изменения в развитии частнопредпринимательской деятельности связаны с принятием 24 декабря 1990 г. закона «О собственности в РСФСР». Он восстанавливал частную собственность в Российской Федерации. Но этот термин в данном случае «является общим собирательным понятием для права собственности частных (негосударственных, непубличных) владельцев имущества, преследующих при его использовании свой частный, а не государственный или муниципальный (публичный) интерес. В этом смысле оно противостоит праву государственной (публичной) собственности и не несет никакой политэкономической нагрузки». В соответствии с таким пониманием различались частная, государственная и муниципальная формы собственности.

Следствием принятия закона «О собственности в РСФСР» стало то, что государство утратило свой статус основного собственника средств производства. Теперь в его собственности находились лишь объекты общегосударственного значения (то есть имущество, необходимое для осуществления задач государства). Таким образом, этот нормативно-правовой акт внес принципиальные изменения в регулирование отношений собственности, и способствовал тому, что страна ступила на путь перехода к рыночной экономике и развитию предпринимательства [66; 67; 68; 69].

Наиболее развернутую правовую регламентацию предпринимательство получило в законодательстве Российской Федерации - в Законах РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.) и «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» (1992 г.), которые прямо и непосредственно были посвящены вопросам предпринимательства.

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-I «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определил общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности, установил организационно-правовые формы предприятий, действующих на территории РСФСР, и особенности их деятельности, регламентировал права и ответственность субъектов предпринимательства, определил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в РСФСР.

Рассматривая законодательные акты, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.

Первым нормативным документом по малому предпринимательству было Постановление Совета Министров СССР от 08.08. 1990 № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

Постановление определяло критерии отнесения предприятий к категории малых, порядок создания и основные документы для государственной регистрации, льготы для малого бизнеса по налогообложению, амортизации и др. Результатом данного Постановления явилось развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности и их сочетании.

Дальнейшее развитие нормативная база малого предпринимательства получила с принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

В целях обеспечения необходимых организационных экономических и правовых условий развития предпринимательства на территории РСФСР Совет Министров РСФСР постановил:

- считать развитие сети малых предприятий в РСФСР одной из важнейших мер по формированию республиканского и местных товарных рынков и поддержке предпринимательской деятельности.

- установить, что в соответствии с Законом РСФСР «О собственности в РСФСР» на территории РСФСР могут создаваться и действовать малые предприятия, основывающиеся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений (организаций), а также смешанной форме собственности, которые вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РСФСР и отвечающие целям, предусмотренным уставами таких предприятий.

Важной мерой поддержки развития малого предпринимательства стала возможность производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов. Органам государственной власти было предписано оказывать малым предприятиям и их союзам, ассоциациям и другим объединениям содействие в материально-техническом и информационном обеспечении, передаче, продаже и сдаче в аренду свободных производственных площадей, оборудования, нежилых помещений, законсервированных недостроенных зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства.

С выходом этого постановления развитие малого предпринимательства в стране обрело новый импульс. В дальнейшем был принят еще ряд законодательных актов, направленных на поддержку малого бизнеса. Так, в законе РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» определены дополнительные льготы для малого предпринимательства.

В мае 1993 г. вышло постановление Совета Министров Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором было указано, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы и определены приоритеты развития малого бизне- са [57, c. 22; 58, c. 51; 59, c. 24; 60, c. 28].

Анализ существовавшей нормативной базы, регулирующей деятельность малого бизнеса, позволяет сделать вывод, что они противоречивы и, к тому же, регулировали отдельные вопросы в сфере малого бизнеса.

Первым Законом в сфере малого предпринимательства является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

1.2 Правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства

Критерии, позволяющие отнести хозяйствующие субъекты к субъектам малого предпринимательства, имеют большое значение, потому что малые предприятия могут осуществлять различные виды деятельности - от розничной торговли до научных разработок в сфере высоких технологий.

В мировой практике на субъекты малого предпринимательства после присвоения им соответствующего статуса распространяются меры государственной поддержки в виде создания для них более выгодных по сравнению с другими организациями условий налогообложения [36, c. 14].

Аналогичные критерии используются для осуществления различных стимулирующих мероприятий: принятия на государственном уровне льготных программ кредитования, формирования специальных фондов поддержки и т.д.

Однако для российской правовой системы критерии, определяющие предприятие как малое, меняются в зависимости от того, в каком качестве выступает организация (индивидуальный предприниматель): как объект, на который распространяются меры государственной поддержки, или как субъект налоговых правоотношений.

При этом только налоговая сфера и осуществляемые государством меры по поддержке малых предприятий имеют особое значение для определения критериев, позволяющих предприятию считаться малым и воспользоваться предусмотренными российским законодательством преимуществами, присущими соответствующим отраслям законодательства.

Нормативные правовые акты различных уровней (горизонтальной или вертикальной иерархии) оперируют понятием «субъект малого предпринимательства», хотя единственным легитимным источником этого определения должен признаваться только Закон № 209-ФЗ, сущность которого заключается в следующем.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

В части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ приведен перечень хозяйствующих субъектов, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий). Действие закона также распространяется на индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Необходимое условие, которому должны соответствовать юридические лица, - ограничение участия в их уставном (складочном) капитале (паевом фонде). То есть суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%.

Исключение - активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не может превышать 25%.

В зависимости от численности работников выделяются три категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек и для микропредприятия - до 15 человек включительно (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

В Законе № 209-ФЗ предусмотрен дополнительный критерий, которого не было в Законе № 88-ФЗ. Это предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Категория определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности организация соответствует микропредприятию, а по размеру выручки - среднему, категория будет установлена по величине выручки. Величина критериев рассчитывается за предшествующий календарный год. Исключение составляют вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели. Они могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в году деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня госрегистрации. Изменить категорию субъектов малого и среднего бизнеса можно, только если предельные значения будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

С 1 января 2010 г. вступила в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ. В соответствии с этой нормой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений. Помимо сплошных статистических наблюдений предусмотрены выборочные статистические наблюдения. Они проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых и средних предприятий. Выборочные статистические наблюдения по микропредприятиям проводятся раз в год. Порядок проведения таких мероприятий определяет Правительство РФ.

Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству исходя из реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений организации. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется в соответствии со статьей 249 НК РФ. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) рассчитывается по данным бухгалтерского учёта [34, c. 18].

Определение «субъект малого предпринимательства» применяется и в иных отраслях законодательства. Этот термин закрепился в научной, юридической, экономической литературе, хотя он не имеет в настоящее время четких правовых границ, что становится причиной возникновения серьезных юридических коллизий.

1.3 Формы поддержки малого бизнеса в России

Статьей 16 Федерального закона № 209-ФЗ определены конкретные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) финансовая поддержка - может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) имущественная поддержка - осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. При этом имущество должно использоваться по целевому назначению;

3) информационная поддержка - осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) консультационная поддержка - может осуществляться в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций. Также может производиться компенсация затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг;

5) поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников может осуществляться в виде разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов, учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства;

6) поддержка в области инноваций и промышленного производства предусматривает создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечение деятельности таких организаций. Также возможно содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства, создание условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;

7) поддержка в области ремесленничества может осуществляться в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности; финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области ремесленной деятельности;

8) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность может осуществляться в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства; содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров, результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности.

Предусматривается создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций.

Поддержка, в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся: кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами, участниками соглашений о разделе продукции, предпринимателями в сфере игорного бизнеса, а также нерезидентами Российской Федерации (пункт 3 статьи 14 закона).

Законом № 209-ФЗ определены особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в РФ, в частности установлено, что нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора).

Формы поддержки субъектов малого бизнеса в России представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Формы поддержки субъектов малого бизнеса в России

В 90-х годах существенные льготы малым предприятиям были предоставлены Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

В первые два года работы могли не уплачивать налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышала 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В третий и четвертый год работы такие малые предприятия уплачивали налог в размере соответственно 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляла свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции.

Действие льгот по налогу на прибыль для малых предприятий было прекращено с вступлением в действие главы 25 НК РФ. Однако для малых предприятий, применявших льготы ранее, была сохранена возможность их использования до истечения периода, на который они были предоставлены.

В настоящее время применение налоговых льгот в соответствии с НК РФ для небольших предприятий не связано напрямую с наличием или отсутствием у них статуса малого предприятия. Одной из форм поддержки является возможность применения специальных налоговых режимов, например, упрощенной системы налогообложения, предусматривающей освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество, единого социального налога. Если же налогоплательщик применяет традиционную систему налогообложения, то и в этом случае НК РФ для небольших предприятий предусмотрен ряд льгот, возможность применения которых определяется только размером выручки:

1) если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение предшествующих 3 последовательных календарных месяцев без учета НДС, не превышает в совокупности 2 млн. руб., то организация может получить освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость (статья 145 НК РФ);

2) если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышает 1 млн. руб. за каждый квартал (статья 273 НК РФ), возможно применение кассового метода для исчисления налога на прибыль. Выбор кассового метода для расчета налога на прибыль необходимо закрепить в учетной политике предприятия.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых не превышает указанный предел, не обязаны представлять налоговые декларации в налоговый орган в электронном виде (пункт 3 статьи 80 НК РФ).

Существует и еще ряд льгот для малых предприятий, предусмотренных непосредственно российскими стандартами по бухгалтерскому учету. Начиная с 1 января 2008 г., это означает соответствие критериям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Льготы для малых предприятий предусмотрены и трудовым законодательством, в частности статьей 59 ТК РФ определено, что срочный трудовой договор по соглашению сторон может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек).

ГЛАВА 2. Источники финансирования малого бизнеса

2.1 Государственная финансовая поддержка малого бизнеса: опыт зарубежных стран

Под государственной финансовой поддержкой малого предпринимательства принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов. В основном это льготное налогообложение малого бизнеса, льготные процентные ставки по кредитам малым предприятиям, различные гарантийные механизмы.

В большинстве стран государство реализует свои программы поддержки предпринимательства либо через национальные банки развития (Германия, Франция, Корея), либо через специализированные институты - агентства, фонды, технологические центры, территориальные инфраструктуры поддержки (например, США, Канада, Индия) [38, c. 14].

В настоящее время наибольшую роль в поддержке американского предпринимательства играет Администрация малого бизнеса (АМБ), которая предоставляет малому бизнесу финансовую поддержку, содействие в получении государственных заказов, оказывает консультации по вопросам управления. АМБ осуществляет следующие виды финансовой поддержки малого бизнеса [65, c. 16]:

1) предоставляет гарантии по кредитам (АМБ может гарантировать коммерческим банкам до 90 % кредита малым предприятиям, не превышающего $750 тыс.);

2) выделяет прямые и долевые ссуды малым предприятиям из собственного бюджета;

3) участвует в капитале инвестиционных компаний малого бизнеса и компаний промышленного развития, а также предоставляет гарантии на выпускаемые ими ценные бумаги.

В частности, для финансовой поддержки малого и среднего бизнеса (МСП) в США с 1953 г. действует компания Small Business Administration (SBA), основанная конгрессом США. Годовой бюджет SBA составляет $15 млрд., 72 % этих средств идет на гарантирование кредитов. Объем гарантий зависит от цели, срока и суммы займа. Для сумм, не превышающих $750 тыс., гарантия составляет 75% кредита, для сумм менее $100 тыс. - 80 %. Сроки по кредитам на пополнение оборотных средств составляют до 10 лет, на вложения в основной капитал - до 25 лет [65, c. 17].

В настоящее время на территории Евросоюза работает программа поддержки малого бизнеса под названием «Начальный капитал». Ее главная цель - помощь малым предприятиям на начальных стадиях осуществления проектов. В рамках программы в Европе работают более 20 фондов начального капитала, которые предоставляют малым предприятиям льготные ссуды. Помимо этого в каждом европейском государстве есть свои программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Так, в Великобритании действует правительственная программа Small Firms Loon Guarantee Scheme, главная цель которой - заинтересовать коммерческие банки в кредитовании малого и среднего бизнеса. По этой программе правительство гарантирует до 75 % невозврата кредита. Процентная ставка при такой гарантии составляет 2 %. Гарантии правительства по этой программе охватывают 70 - 80 % кредитов, выдаваемых коммерческими банками малому бизнесу. На покрытие гарантий из государственного бюджета ежегодно выделяется порядка 50 млн. фунтов стерлингов. В Италии значительное место в системе господдержки малых предприятий занимает целевое субсидирование и льготное кредитование. На оба эти направления расходуется ежегодно около 300 млн. евро. Для реализации новых проектов кредиты выдаются на срок до 15 лет, а в случаях модернизации или расширения действующих фирм - до 10 лет. Процентная ставка с учетом размера кредита составляет 35 - 60 % от рыночной.

В Испании действуют более ста различных программ поддержки малого бизнеса европейского, национального и регионального уровня. Региональные программы имеют наибольший удельный вес и предлагают в общей сложности 70 вариантов финансирования. Приоритет получают предприятия, которые способствуют повышению занятости и экономическому подъему слаборазвитых районов, а также стратегически важные для данного региона отрасли [65, c. 17].

Государственные программы направлены на поддержку районов с наметившимся спадом производства, на развитие новых технологий и содействие выходу испанских предприятий на международный рынок.

В настоящее время в сфере финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Испании увеличилась доля европейских программ. Евросоюз предлагает около 20 программ, делая акцент на крупные проекты, развитие высоких технологий, международное экономическое сотрудничество.

Весьма эффективным механизмом поддержки малого бизнеса являются общества взаимного гарантирования (ОВГ), которые широко развиты в Испании и других странах Евросоюза. В отличие от обществ взаимного финансирования (ОВФ) ОВГ не предоставляют кредиты, а только предлагают гарантии финансовым учреждениям при выдаче кредитов своим членам. При этом ОВГ проводят экспертную оценку окупаемости и рентабельности проектов. Таким образом, ОВГ не выполняют финансовых операций и поэтому не нуждаются в солидном стартовом капитале.

Государство всячески стимулирует развитие ОВГ. В частности, если им не хватает собственных средств для предоставления гарантии по кредиту для финансирования крупного проекта, государство само выдает гарантию на недостающую сумму.

Если обратиться к странам бывшего социалистического лагеря, то среди них наиболее развита государственная поддержка малого бизнеса в Чехии. Там в 1992 г. был учрежден банк развития с государственным участием - Чешско-Моравский банк гарантий и развития (ЧМБГР). Он дает малым и средним предприятиям гарантии под среднесрочные и долгосрочные инвестиционные кредиты (до 70 % объема кредита), эксплуатационные кредиты (максимальный срок гарантий - четыре года, размер ограничен 50 % суммы кредита или максимально до 150 тыс. евро) и лизинговые кредиты (предоставляются на погашение платежей клиента по лизингу максимально до 70 % или до 900 тыс. евро).

В Южной Корее в настоящее время на общегосударственном уровне функционируют два банка и два фонда, ориентированных на малый бизнес. Это Индивидуальный банк Кореи, Гражданский национальный банк, Корейский кредитный гарантийный фонд (дает гарантии по кредитам малых предприятий), Корейский технологический кредитный фонд (осуществляет поддержку новых технологий в малом предпринимательстве).

В настоящее время японский опыт поддержки и развития МСП отличается высоким уровнем влияния государства на основные процессы реформирования экономики страны. После окончания II Мировой Войны, Япония оказалась с разрушенной экономикой и без традиционных источников сырья. При содействии США и главным образом при мобилизации всех национальных ресурсов, Япония в относительно короткие сроки восстановила и модернизировала свою промышленность, обеспечив возможность дальнейшего интенсивного развития экономики страны [33, c. 312].

В настоящее время Япония находится в числе лидеров мировой экономики. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политики, ориентированной на всемерную поддержку и развитие малого предпринимательства. В Японской экономике сектор малого бизнеса занимает доминирующее положение [44, c. 12].

На протяжении различных периодов преобразования японской экономики происходили соответствующие изменения правового и организационного обеспечения государственной политики в отношении малого предпринимательства. Это определялось текущими социально-экономическими условиями, новыми потребностями регионов и требованиями рыночной ситуации на местах.

В настоящее время характерной особенностью японского законодательства является четкое определение сферы влияния и подробное описание структуры законов, разработка механизмов реализации и схем взаимодействия соисполнителей, перечень мер воздействия (поощрительных и взыскательных) по отношению к субъектам, подпадающим под действие закона.

В рамках национальной промышленной политики, начиная с 1946 г., Японским Правительством было принято свыше 40 важнейших законов и организационных решений, направленных на создание целостной системы правового и системного обеспечения, принципов регулирования, механизмов исполнения и контроля, обеспечивающих развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства [63, c. 148].

В послевоенный восстановительный период 1945 - 1950 гг. были созданы правовые основы для деятельности сектора малого предпринимательства, разработаны меры по диагностированию предприятий и по обеспечению финансовой поддержки, как путем объединения ресурсов малого бизнеса, так и путем создания «Народной финансовой корпорации». Это помогло малым предприятиям получать краткосрочные кредиты по приемлемым процентным ставкам, несмотря на продолжавшиеся инфляционные процессы. Причем, получение таких кредитов было возможно при положительных результатах диагностирования предприятий.

По мере восстановления экономики страны, начиная с 1950-х годов, стали появляться законы по регулированию конкурентной среды (субконтрактация и ограничения деятельности крупных предприятий) [35, c. 5].

Для повышения устойчивости малых предприятий было разрешено их объединение в консорциумы и картели без применения к ним антимонопольных санкций. В 1950 - 1954 годах была подготовлена серия законов, позволившая создать систему кредитно-финансовых и страховых институтов, ориентированных на обслуживание сектора малого предпринимательства. Были созданы системы гарантий и залоговых поручительств, которые способствовали обеспечению малых предприятий долговременными кредитами. Была создана государственная Корпорация финансирования малого бизнеса с многочисленными филиалами и организована национальная сеть торгово-промышленных палат, что фактически создало мощную инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства во всей стране [74, c. 102].

С 1956 г. появились ощутимые признаки оздоровления экономики и началось ее динамичное развитие. На государственном уровне были предприняты меры по модернизации предприятий сектора малого и среднего предпринимательства (предоставление ссуд, льготных кредитов, ускоренная амортизация, бесплатное консультирование и т.п.). Стимулировалось развитие машиностроения, электроники и текстильной промышленности. Совершенствовались структуры крупных предприятий, и развивалось их взаимодействие с малыми предприятиями, особенно в части производственно-технологической кооперации и на условиях субподряда. Были приняты законодательные меры по защите малого бизнеса от неправомерных действий крупных предприятий по задержке оплаты работ, по навязыванию невыгодных контрактных условий.

В настоящее время в Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий: центральное правительство, местные органы власти, крупный бизнес и самостоятельные объединения мелких предприятий.

Центральные и местные органы власти поощряют становление и развитие компаний малого бизнеса при помощи кредитных гарантий, налоговых льгот, предоставления субсидий и займов. В подавляющем большинстве случаев (80%) субсидии предоставляются исключительно на научно-технические программы, в том числе:

1) подъем технического уровня производства малых предприятий;

2) совершенствование производственных технологий в легкой и пищевой промышленности;

3) разработку совместно с университетами и НИИ новой наукоемкой продукции;

4) займы под льготные проценты предоставляются на осуществление следующих проектов;

5) разработку принципиально новых технологий и видов продукции;

6) возрождение малых предприятий для развития экономики отдельных регионов;

7) содействие технической и производственной кооперации среди предприятий малого бизнеса.

При Министерстве внешней торговли и промышленности Японии действуют три специализированных учреждения, которые занимаются оказанием финансовой помощи малым и средним предприятиям: Финансовая корпорация малого бизнеса, Национальная финансовая корпорация, а также банк Соко-Чукин, специально учрежденный государством для финансирования кооперативов малых и средних предприятий, а также организаций, созданных этими кооперативами.

Опыт развитых зарубежных стран убедительно показывает, что развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без наличия условий правого регулирования экономики, создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов [55, c. 5].

В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие малого предпринимательства в направлениях, соответствующих интересам общества. Однако при этом используется вариативность мер, механизмов и инструментов поддержки малого бизнеса, разнообразие организационных форм инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства [55, c. 12].

Таким образом, следует отметить, что во многих странах мира проблемам поддержки малого бизнеса в последнее время уделяется весьма большое внимание. Нельзя забывать, что малое и среднее предпринимательство является движущей силой в достижении устойчивого экономического роста в национальном и региональном масштабах.

2.2 Основные источники финансирования малого бизнеса в России

Классификацию видов финансирования
малого бизнеса в России можно провести по нескольким основаниям:

1) в зависимости от условий предоставления денежных средств можно выделить:

- собственно финансирование, которое предусматривает предоставление денежных средств без условия их возврата;

- кредитование, т.е. предоставление определенной денежной суммы при условии возврата ее через определенный промежуток времени.

Первый вид финансирования можно охарактеризовать как финансирование в узком смысле слова. Сочетание же собственно финансирования и кредитования представляет собой финансирование в широком смысле слова.

Кредитование, как и собственно финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства. Вместе с тем кредит выступает как относительно самостоятельное звено в финансовой системе, имеет особые специфические методы перераспределения временно свободных денежных средств. В связи с этим кредитные правоотношения следует рассматривать как часть, подсистему финансовых правоотношений;

2) в зависимости от источника получения денежных средств финансирование бывает:

- внутреннее;

- внешнее.

Внутренние финансовые ресурсы образуются в процессе хозяйственной деятельности организаций. В состав внутренних источников финансирования входят прибыль, в том числе внереализационные доходы за вычетом расходов на их осуществление, амортизационные отчисления, средства от страхования деятельности и т.д.

Основные формы внешнего финансирования - это получение безвозмездной финансовой помощи из бюджетных и внебюджетных источников, привлечение банковских и небанковских кредитов и т.д. Внешние источники финансирования, в свою очередь, подразделяются на бюджетные и внебюджетные.

Основной упор в финансировании субъектов малого бизнеса надо делать на внебюджетные источники - банковское и небанковское кредитование, лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование и т.д. [37, c. 145];

3) в зависимости от субъекта финансирования:

- самофинансирование;

- государственное;

- банковское;

- кооперативное;

- партнерское и иное;

4) в зависимости от способа финансирования:

- прямое - предоставление кредита, безвозмездной финансовой помощи и т.д.

- косвенное - передача денежных средств происходит опосредованно, через определенные операции (например, лизинг, франчайзинг, гарантии и т.д.).

Основные источники финансирования малого бизнеса в настоящее время представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Основные источники финансирования малого бизнеса, % от количества организаций

Источники финансирования

Для пополнения оборотных средств

Для инвестиций в развитие бизнеса

Доходы от деятельности предприятия





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011