БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Политика разгосударствления и приватизации собственности: сущность, особенности и проблемы в Беларуси

Политика разгосударствления и приватизации собственности: сущность, особенности и проблемы в Беларуси

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики

РЕФЕРАТ

на тему:

«ПОЛИТИКА РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ В БЕЛАРУСИ»

Минск, 2008

В основе становления рыночной экономики и рыночных отношений, как известно, лежат преобразования собственности. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит государству. Именно оно устанавливает "правила игры" на приватизационном поле, подготавливает законодательную основу, формулирует цели, определяет параметры и критерии реформирования собственности.

Роль государства в проведении приватизации проявляется, прежде всего, в выработке политики преобразования собственности, которая представляет собой весьма сложный и многоаспектный процесс, так как затрагивает не только экономические, но и социальные, и политические интересы широких слоев населения.

К настоящему времени появилось уже достаточно много работ, с различной степенью углубленности и ширины охвата, освещающих процессы приватизации, в том числе в нашей республике. Однако среди них практически отсутствуют публикации, посвященные государственной политике приватизации, ее сущности, методологическим основам. Это создает трудности в дальнейшей разработке теории трансформации собственности.

Для характеристики государственной политики приватизации, по нашему мнению, с определенной долей условности можно выделить три ее стороны: методологическую, организационную и социально-экономическую.

Методологическая сторона представляет государственную политику приватизации как совокупность используемых принципов, форм, методов, т.е. сам инструментарий приватизации, ее методологическую базу, на основе которой вырабатываются варианты осуществления приватизации, выбирается наилучший вариант и методологическое сопровождение его осуществления.

Организационная сторона включает ряд мер, прежде всего, законодательного, нормативного характера, обеспечивающих реализацию избранного варианта приватизации. К ним обычно относятся различные законы, в том числе Закон о разгосударствлении и приватизации, программы приватизации на определенный период, указы президента, постановления правительства, другие нормативные документы.

Социально-экономическая сторона позволяет оценить результаты приватизации с точки зрения структурных преобразований отношений собственности, формирования негосударственного сектора собственности и основанной на ней экономики, изменений в структуре социальных слоев и групп населения. Кроме того, сюда, по нашему мнению, входят интересы социальных групп, задействованных в приватизации. К ним можно отнести администрацию и трудовые коллективы приватизируемых предприятий, широкие слои населения -- держателей приватизационных чеков (ваучеров), потенциальных инвесторов, правительство.

Представляется, что государственная политика приватизации должна строиться исходя из ряда объективных требований.

Во-первых, она должна быть адекватна объективным условиям функционирования и состоянию развития экономики. От этого зависит выбор моделей, методов и форм приватизации.

Во-вторых, в основе ее формирования должен лежать комплексный подход, т.е. учет всех факторов (экономические, социальные, политические, идеологические), влияющих на процесс приватизации.

В-третьих, она должна представлять собой целостную систему, включающую такие взаимоувязанные компоненты, как стратегические цели преобразования собственности на длительный период и конкретные задачи на более короткие этапы, законодательно-нормативную базу, комплекс форм и методов осуществления приватизации, экономические и финансовые рычаги достижения поставленных целей и задач и др.

Государственная политика приватизации в нашей стране преследует определенные цели: формирование слоя частных собственников; увеличение доходов республиканского бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью; оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления; повышение эффективности работы предприятий; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; содействие процессу стабилизации финансового положения в республике; создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; привлечение иностранных инвестиций.

При формировании государственной политики приватизации необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на темпы, качество и сроки приватизации:

наличие политической воли у руководства страны;

уровень законодательной и нормативно-правовой базы;

степень готовности коллективов предприятий и населения к приватизации;

развитость рыночной инфраструктуры и рыночного механизма;

наличие достаточного количества менеджеров, способных работать в новых условиях;

количество средств у потенциальных инвесторов, наличие соответствующего инвестиционного климата в стране и др.

Первоочередной задачей государственной политики в области приватизации является создание социально-экономических условий ее осуществления: подготовка пакета законов, связанных с реформированием самой собственности; законодательная база для становления рыночной инфраструктуры; выработка принципов приватизации, форм и методов ее осуществления.

В основе политики приватизации и трансформации государственной собственности в Республики Беларусь лежат два основных принципа: рост эффективности производства через постепенное и сбалансированное проведение реформ и учет социальных факторов. В реформировании государственной собственности руководство Беларуси исходит из того, что ускоренное преобразование государственных предприятий в негосударственную форму хозяйствования может привести к резкому сокращению числа работающих на предприятиях и к социальной напря-женности. Поэтому правительство не форсирует процессы реформирования государственной собственности. По его мнению, такой осторожный подход оправдан, так как позволяет сверить свои действия с происходящими изменениями и не допустить потрясений в стране.

Однако замедленные темпы преобразований собственности, оправданные с социальной точки зрения и ограничивающие возможность появления криминальной и олигархической приватизации, ведут к большим экономическим издержкам.

Главные из них: до сих пор не сформирована рыночная экономика, отсутствует необходимый слой частных собственников, непомерны расходы госбюджета на поддержку многочисленных нерентабельных предприятий и отраслей, чрезмерно высока роль государства в регулировании экономики.

Первоочередным шагом в формировании государственной политики приватизации является выбор путей приватизации, форм и методов ее осуществления.

Согласно законодательству в настоящее время в Беларуси используются следующие методы приватизации:

преобразование предприятий в ОАО;

продажа по конкурсу;

продажа на аукционе.

При реализации государственной политики приватизации в нашей стране эти и другие методы использовались в различном соотношении с различной долей эффективности и масштабов применения.

В итоге сложились два основных подхода передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Первый заключается в бесплатной передаче государственного имущества (частично или полностью) трудовым коллективам и населению через механизм чековой приватизации, второй -- в его продаже.

Анализ процесса приватизации в нашей стране выявил ряд серьезных проблем. В их числе -- просчеты государственной политики в области массовой ("бесплатной") приватизации. Дело в том, что принятой у нас модели приватизации государственного имущества с использованием ваучеров (именных чеков), безвозмездно распределяемых среди населения, внутренне присущи серьезные недостатки.

Первый состоит в принципиальной невозможности для участников приватизации в условиях неразвитости рыночных отношений (в особенности фондового рынка) адекватно оценить рыночную стоимость приобретенного в обмен на ваучеры имущества акционированного предприятия.

Вторым недостатком является то, что равномерное распределение приватизационных чеков приводит к распределению титулов собственности между многими акционерами, причем их возможность участвовать в управлении делами акционерного общества минимальна. Поэтому деятельность этого общества в большинстве случаев подчиняется реализации интересов менеджеров, а не собственников капитала -- работников приватизированного предприятия.

Ставку на массовую чековую приватизацию Беларусь сделала в 1993 г. Приватизации подлежало 2/3 государственной собственности, 50 % предполагалось передать в частные руки путем оплаты приватизационными чеками. Право на получение именных приватизационных чеков (ИПЧ) "Имущество" имели 7,8 млн. граждан Беларуси, а по состоянию на 01.01. 2003 г. только 4,9 млн. чел. получили 427,6 млн. чеков. Каким образом можно было их использовать?

При обмене на принадлежащие государству акции ОАО -- работникам АО и лицам, приравненным к ним.

При обмене на акции через филиалы (отделения) ОАО СБ "Беларус-банк" -- гражданам Республики Беларусь.

3.При выкупе арендованного госимущества -- работникам предприятия.

Однако по состоянию на 01.07. 1999 г. (срок окончания обращения чеков "Имущество", установленный постановлением Верховного Совета № 3703-ХШ от 10.04. 1995 г.) было использовано лишь 29,4 % выданных чеков. И тогда новым решением Совета Министров от 25.06. 1999 г. № 977 срок обращения их был продлен по 30.06. 2002 г., а впоследствии -- по 30.06. 2003 г. Основная причина -- малая обеспеченность чеков приватизированным госимуществом (только 50 %).

Анализ темпов обмена чеков на акции показывает, что даже стопроцентная обеспеченность выданных чеков не гарантирует в ближайшее время их полного использования, так как наблюдается устойчивая тенденция снижения по годам количества списанных со специальных счетов граждан чеков в обмен на акции по лимитам ОАО СБ "Беларусбанк": 1999 г. -- 5,4 млн. чеков; 2000 г. -- 1,5; 2001 г. -- 0,9 млн. чеков. При подобных темпах для реализации всех чеков "Имущество" по целевому назначению потребуется не один десяток лет [1, 4].

Между тем закон "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь" предусматривает, что по истечении сроков обращения ИПЧ неиспользованные чеки погашаются с выплатой по ним компенсации. По данным Министерства экономики, из 427,6 млн. ИПЧ "Имущество", полученных гражданами Беларуси, на руках у них осталось на начало 2004 г. около 200 млн. неиспользо-ванных чеков.

Из роста стоимости ИПЧ и с учетом средств на оплату услуг АСБ "Беларусбанк" затраты на компенсацию в целом могут составить 804 млрд. р. Общая сумма компенсации должна была составить порядка 12 % от суммы расходов республиканского бюджета на 2003 г. и превысить на 5 млрд. р. величину расходов, предусмотренных республиканским бюджетом по таким приоритетным направлениям бюджетно-финансовой политики на 2003 г., как здравоохранение и образование вместе взятые [2, 2]. Все это побудило Мини-стерство экономики Республики Беларусь выйти с предложением продлить срок обращения чеков еще на 3 года.

Кроме того, нужно учитывать, что невысокие темпы приватизации, отсутствие в силу этого реальной возможности использования ИПЧ "Имущество" для приобретения акций и другого имущества, низкий жизненный уровень обусловили тот факт, что рыночная цена такого чека держится намного ниже номинала на протяжении всего периода чековой приватизации в Беларуси.

Особенностью государственной политики приватизации в Республике Беларусь является значительное участие государства в собственности приватизированных предприятий. В 2000 г. государство владело контрольным пакетом акций (51 % и выше) в большинстве (55,7 %) акционированных предприятий, т.е. самый крупный собственник акционированных субъектов хозяйствования у нас -- государство, всего лишь на 22 % предприятий принадлежащий ему пакет акций не является блокирующим. Причем это без учета введения "золотой акции" [2, 2]. Отметим, что в других постсоциалистических странах большая часть акций оказалась в руках работников предприятий, прежде всего руководителей.

Самым значимым достижением реализации политики приватизации в республике является становление и расширение негосударственного сектора экономики, предприятиями которого в настоящее время выпускается до 60 % объема промышленной продукции.

По данным статистики в 2002 г. в сфере материального производства в коммерческих организациях негосударственного сектора экономики республики насчитывались 1 млн. 160 тыс. чел., что составляет 50,1 % от численности работающих в данной сфере экономики, в том числе: в промышленности -- 47,7 %; в сельском хозяйстве с учетом занятых в колхозах -- 66,8; в строительстве -- 56,4; в торговле и общественном питании -- 67,2 % от численности работающих в названных отраслях экономики (http://www.mfa.gov.by).

В целом по народному хозяйству доля занятых на предприятиях частной формы собственности составила в 2002 г. 36,2 % или 1 млн. 250 тыс. чел., в том числе в акционерных обществах с долей государства -- более 500 тыс. чел. (http://www.mfa.gov.by).

Приватизация в Республике Беларусь приобрела необратимый характер. В настоящее время уже нет смысла спорить о се целесообразности. Вместе с тем, несмотря на то что приватизация в республике идет уже более десяти лет, с сожалением приходится констатировать, что нам пока не удалось добиться коренного улучшения финансового состояния реформированных предприятий, повышения эффективности производства, снижения затрат в реальном секторе экономики.

Сделанного явно недостаточно для всестороннего развития рыночных отношений. Рыночная среда появляется при условии, если в предпринима-тельской деятельности занято лишь 30 -- 40 % государственных предприятий, а остальные, работающие на условиях рынка, образуют конкурентную среду. Государственные предприятия смогут эффективно работать по законам рынка только тогда, когда они будут погружены в него. Такая среда в нашей стране создается, но очень медленно.

В заключение можно отметить, что некоторые задачи, поставленные государственной политикой приватизации в республике, не были выполнены:

главное, -- не сформирован достаточный для рыночной экономики широкий слой эффективных частных собственников, в частности в малом и среднем бизнесе;

институциональная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий;

привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;

в ряде отраслей, в частности в сельском хозяйстве, темны приватизации оказались крайне незначительными;

не удалось сохранить конкурентное положение белорусских предприятий на отечественном и мировом рынках.

Для устранения перечисленных негативных тенденций необходимо изменить приоритеты государственной политики в области приватизации, разработать и реализовать новые подходы к решению вопросов, связанных с управлением государственным имуществом.

Целью государственной политики в области приватизации должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования "отечественных предприятий и народно-хозяйственного комплекса в целом.

Для достижения указанной цели необходимо, по нашему мнению, решить следующие задачи:

создать благоприятную экономическую среду для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики;

оптимизировать структуру собственности, включая структуру участия государственных и местных органов власти в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшить расходы бюджетов всех уровней на управление государственным и муниципальным имуществом;

привлечь инвестиции в реальный сектор экономики;

обеспечить контроль за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

существенно повысить качество менеджмента и эффективность управления, усилив при этом ответственность собственников на приватизированных предприятиях и заинтересовав руководство и персонал предприятий в результатах их 11 производственной деятельности;

сформировать более эффективную структуру горизонтальных и вертикаль-ных связей в реальном секторе белорусской экономики;

восстановить активное функционирование фондового рынка;

рационально пополнить доходную часть бюджета;

усилить социальную направленность процесса приватизации государственного и муниципального имущества.

Кроме того, с целью совершенствования и ускорения процесса приватизации необходимо, на наш взгляд, внести следующие изменения в действующее законодательство:

установить приоритет закона о приватизации перед другими актами, регулирующими отношения по приватизации;

дать четкое определение критерия приватизированного предприятия. Определить ориентировочные сроки окончания приватизации в различных отраслях народного хозяйства;

упростить процедуру приватизации, сократив число комиссий и приняв во внимание, что согласование приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, с местными исполкомами не соответствует законодательству о собственности. Необходимо до минимума ограничить роль государственных органов отраслевого управления при принятии решений о приватизации, поскольку они объективно не заинтересованы в приватизации подчиненных им объектов. В связи с этим пересмотреть функции Министерства экономики, за которым за-крепить право принимать окончательные решения о приватизации, независимо от позиции отраслевых ведомств;

для повышения заинтересованности руководителей предприятий в приватизации разрешить им приобретать (в зависимости от размера предприятия и характера отрасли) до 10--15 % акций, а руководящим работникам государственных объединений (концерны, ассоциации) -- в пределах 1--2 % акций приватизируемых предприятий отрасли, что, несомненно, будет стимулировать процесс приватизации.

Литература

Чеки "Имущество": останется ли шанс? // Нац. экон. газ. 2007. 15 аир.

Вешторт В. Чековая приватизация продолжается // Нац. экон. газ. 2007. 14 нояб.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011