Потребительская корзина
Потребительская корзина
Федеральное агентство по образованию Уральский государственный экономический университет Центр дистанционного образования Кафедра экономики труда и управления персоналом Контрольная работа по дисциплине "Экономика труда" на тему "Потребительская корзина" Выполнил: студент гр. ЭТр-09СР Плетнева Екатерина Сергеевна Екатеринбург 2009 Содержание Введение 1. Сущность и понятие потребительской корзины 2. Определение потребительской корзины 2.1 Формирование минимального набора продуктов питания 2.2 Формирование минимального набора непродовольственных товаров 2.3 Формирование минимального набора услуг 3. Порядок расчета стоимости потребительской корзины Заключение Список используемой литературы Приложение Введение Трудовой кодекс РФ (статья 133) провозгласил, что "минимальный размер оплаты труда... не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека". Статьёй 4 ФЗ от 24.10.1997 N 134-ФЗ предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. В 2000 - 2004 годах действовал Федеральный закон от 20.11.1999 N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ", на основе которого и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по РФ. Новый Федеральный закон от 31.03.2006 N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 03.04.2006, в "Российской газете" - 04.04.2006), и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. В редакции Постановлений Правительства РФ от 16.03.2000 N 232, от 12.08.2005 N 511, от 04.06.2007 N 342 разработаны методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ. Индекс потребительских цен (ИПЦ) - характеризует изменение за какой-то период стоимости потребительской корзины товаров и услуг, приобретаемых населением. Он представляет собой отношение стоимости потребительской корзины в текущий момент к ее стоимости выраженной в ценах базисного периода (как правило, в ценах предыдущего года или месяца) и не учитывает влияние изменения доходов населения, количества и структуры его потребления. 1. Сущность и понятие потребительской корзины Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей. Также входит культурный досуг (из расчета 50 рублей в месяц, включен по поручению президента отдельной строкой). Таким образом, в потребительскую корзину входят продукты, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина разрабатывается для трех основных социально-демографических групп населения", трудоспособное население, пенсионеры, дети; как в целом по России, так и по субъектам федерации. В целях определения потребительской корзины разработаны методические рекомендации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации": Постановлением правительства РФ от 18 февраля 1998 года №214 координация работы по разработке методических рекомендаций по определению потребительской корзины возложена на Министерство труда и социального развития РФ. При определении потребительской корзины должны учитываться природно-климатический условия, национальные традиции и местные особенности потребления соответствующих субъектов Рекомендации: 1) для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети) в целом по Российской Федерации с учетом половозрастных особенностей потребления ими продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; 2) для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления ими продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Методические рекомендации обеспечивают единый методологический подход к определению потребительской корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Также они содержат: 1) принципы и порядок формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; 2) подходы к учету субъектами Российской Федерации при определении потребительской корзины природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; 3) примерные минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. 2. Определение потребительской корзины Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом: 1) научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; 2) фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях; 3) социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях; 4) объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями. Для определения минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации они распределяются по зонам, сформированным исходя из природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления. При определении потребительской корзины продукты питания и непродовольственные товары, входящие в минимальный набор, объединяются в группы в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями. Экспертиза проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации (далее - объект экспертизы), проводится в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Цель экспертизы: 1. Комплексная оценка обоснованности разработанных субъектами Российской Федерации минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг с учетом природно-климатических условий и национальных традиций, реализация единых подходов к формированию потребительских корзин в регионах; 2. Выявление соответствия проектов потребительской корзины, представленных субъектами Российской Федерации общим принципам и порядку формирования минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также примерным минимальным наборам, предусмотренным Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Работа по экспертизе проектов потребительской корзины проводилась Минтрудом России. Экспертиза проводилась Минздравом России - по минимальным наборам продуктов питания, Минэкономразвития России - по минимальным наборам непродовольственных товаров, Госстроем России - по минимальным наборам услуг. Минтруд России осуществлял координацию работы по экспертизе проектов потребительской корзины, анализ и обобщение экспертных заключений федеральных органов исполнительной власти, подготовку сводного заключения. Как показывают результаты экспертизы, практика формирования проектов потребительской корзины в субъектах Российской Федерации выявила ряд вопросов, требующих решения в ближайшей перспективе. Работа по совершенствованию потребительской корзины в целом по Российской Федерации, в частности, должна предусматривать: 1. уточнение наборов продуктов питания потребительской корзины на основе корректировки отдельных позиций минимального набора при неизменности его химического состава и энергетической ценности для основных групп населения. Опыт подготовки региональных потребительских корзин выявил необходимость проведения научных исследований по уточнению территорий ряда субъектов Российской Федерации с учетом факторов, влияющих на потребление продуктов питания; 2. разработку вопросов формирования наборов непродовольственных товаров для детей различных возрастных категорий, учитывая дифференциацию гардероба детей в зависимости от пола, особенно в старшей детской возрастной группе. Требует расширения в минимальных наборах непродовольственных товаров ассортимент теплого белья в регионах с холодным и резко континентальным климатом; 3. уточнение действующего порядка расчета минимального набора непродовольственных товаров общесемейного пользования в целом по России и в отдельных регионах; 4. совершенствование подходов к распределению территории Российской Федерации по факторам, влияющим на пользование жилищно-коммунальными услугами исходя из климатических условий и особенностей структуры потребления конкретного субъекта Российской Федерации с учетом действующих нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства; 5. определение порядка расчета нормативов пользования транспортом для пенсионеров и детей в условиях отмены льгот и развития в регионах коммерческих видов транспорта. Разработка вопросов совершенствования потребительской корзины и методических рекомендаций по ее определению в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации предполагает проведение комплекса исследовательских работ по следующим направлениям: - совершенствование методологического подхода и порядка формирования минимального набора продуктов питания на основе обследований фактического объема потребления в малоимущих семьях с учетом объективных различий в потреблении, определяемых природно-климатическими условиями и национальными традициями; - проведение обследований с целью уточнения порядка формирования минимального набора непродовольственных товаров для основных социально-демографических групп населения на основе изучения уровня обеспеченности, минимальной обновляемости непродовольственными товарами малоимущих семей; - изучение вопросов формирования минимального набора услуг с увязкой с основными направлениями реформирования системы социальной защиты населения. Проведение исследований, связанных с формированием объема транспортных услуг, обусловленных расширением платности транспортных услуг для пенсионеров. Экспертиза проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации предполагает принятие на региональном уровне нормативных правовых актов для установления потребительской корзины и утверждения величины прожиточного минимума в целях оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ, оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам и осуществления других мер социальной защиты. После законодательного принятия потребительских корзин, начиная с IV квартала 2001 года прожиточный минимум населения в субъектах Российской Федерации будет определяться по единой методологии, что позволит объективно проанализировать влияние структуры потребительских корзин субъектов Российской Федерации на структуру потребительской корзины в целом по Российской Федерации, учитывая фактические изменения объемов и структуры потребления малообеспеченных групп населения. На основе обобщения опыта экспертизы проектов потребительской корзины, подготовленных субъектами Российской Федерации предусматривается усовершенствовать процедуру проведения экспертизы, улучшить взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. 2.1 Формирование минимального набора продуктов питания Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации определяется в соответствии с общими принципами и подходами, изложенными в настоящих Методических рекомендациях Минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации рекомендуется формировать на основе зонирования территории Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор продуктов питания в субъектах Российской Федерации рекомендуется формировать с учетом распределения субъектов Российской Федерации. В основу зонирования территории Российской Федерации для формирования минимального набора продуктов питания положены следующие факторы: 1) природно-климатические и экономические условия; 2) особенности производства продуктов питания; 3) национальные традиции и местные особенности в питании населения; 4) сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях; 5) необходимость удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания; 6) более высокая энергетическая ценность минимальных наборов продуктов питания для основных социально-демографических групп населения, проживающих в районах Севера. Рекомендуемый минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения по зонам приведен в Приложении N 1. Основным фактором, влияющим на формирование минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования (одежда, обувь) в субъектах Российской Федерации, являются природно-климатические условия. Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются: 1) удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания; 2) сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях; 3) выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах. При формировании минимального набора продуктов питания используются нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, а также рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Расчет химического состава и энергетической ценности минимального набора продуктов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной обработке. Минимальный набор продуктов питания: - для трудоспособного населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, не занятых тяжелым физическим трудом. - для пенсионеров формируется с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания. - для детей формируется с учетом необходимости обеспечения им полноценного питания для развития здорового организма (в возрасте 0 - 6 лет), а также дополнительного питания для активного социального и физического развития (в возрасте 7 - 15 лет). Как считают специалисты Института питания, данный набор продуктов соответствует физическим потребностям человека по калорийности и содержанию основных пищевых веществ. В состав минимального набора продуктов питания не включены алкогольные напитки, табачные изделия и деликатесы. Стоимость продовольственной корзины по каждой группе населения рассчитывается путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки. 2.2 Формирование минимального набора непродовольственных товаров Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования не зависит от природно-климатических условий. Минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования рекомендуется формировать с учетом распределения субъектов Российской Федерации: с холодным и резко континентальным климатом; с умеренным климатом; с теплым климатом. Количество непродовольственных товаров индивидуального пользования рассчитывается с учетом температурного режима, количества осадков и солнечных дней в течение года. Рекомендуемый минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования для основных социально-демографических групп населения приведен в Приложении N 2. Формирование минимального набора непродовольственных товаров общесемейного пользования в субъектах Российской Федерации рекомендуется осуществлять исходя из указанного минимального набора в целом по Российской Федерации с учетом коэффициента семейности в соответствующем субъекте Российской Федерации. Основными принципами формирования минимального набора непродовольственных товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются: 1) удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей и защиты организма от воздействия окружающей среды, а также для организации быта; 2) сложившийся уровень обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих семей; 3) минимальная обновляемость, минимальное разнообразие, низкая розничная цена, доступность непродовольственных товаров. Минимальный набор непродовольственных товаров формируется из непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования с учетом срока их износа. К непродовольственным товарам индивидуального пользования относятся одежда и обувь, а также школьно-письменные товары. При формировании минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования для основных социально-демографических групп населения учитываются количественное разнообразие товаров для женщин, обусловленное физиологическими особенностями их организма, необходимость более частой обновляемости товаров для трудоспособного населения, обусловленной его социальной и физической активностью, и для детей, обусловленной естественным ростом их организма. К непродовольственным товарам общесемейного пользования относятся постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства. При этом предметы первой необходимости, санитарии и лекарства включаются в минимальный набор непродовольственных товаров в процентах к общей величине расходов на непродовольственные товары исходя из данных статистических обследований. В объем лекарств не включается дополнительная бесплатная медицинская помощь по обеспечению лекарствами, предоставляемая отдельным категориям граждан. Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования формируется в расчете на среднестатистическую семью. 2.3 Формирование минимального набора услуг Минимальный набор услуг в субъектах Российской Федерации рекомендуется формировать с учетом распределения субъектов Российской Федерации по зонам, выделенным согласно географическому делению и синоптическим наблюдениям с учетом продолжительности отопительного периода и светового дня. Рекомендуемый минимальный набор жилищно-коммунальных услуг по зонам приведен в Приложении N 3. Включение в минимальный набор транспортных услуг в субъектах Российской Федерации осуществляется с учетом развития в них инфраструктуры общественного транспорта и мер социальной поддержки при оплате проезда на общественном транспорте, предоставляемых отдельным категориям населения в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Основными принципами формирования минимального набора услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются: 1) удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении; 2) сложившийся уровень пользования транспортными услугами; 3) платный характер оказания услуг. Минимальный набор услуг включает в себя жилищно-коммунальные, транспортные услуги, услуги культуры и другие виды услуг. К жилищно-коммунальным услугам относятся обеспеченность жильем, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение, исходя из отраслевых норм расхода воды, электроэнергии и газа на бытовые нужды и расхода энергии, необходимой для отопления жилья. В минимальном наборе услуг обеспеченность жильем учитывается в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации федеральным стандартом социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек. При формировании объема транспортных услуг учитываются: 1) большее количество поездок трудоспособного населения по сравнению с детьми и пенсионерами, женщин с хозяйственными и культурными целями по сравнению с мужчинами, жителей крупных населенных пунктов, в том числе в связи с использованием нескольких видов транспорта; 2) льготы по оплате транспортных услуг, установленные для детей. Услуги культуры включаются в минимальный набор услуг с учетом стоимости нормативного числа посещений театрально-зрелищных мероприятий, кинотеатров, музеев и выставок. Объем других услуг (услуги связи и услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных и т.д.) включается в минимальный набор услуг в процентах к общей величине расходов на услуги исходя из данных статистических обследований. Услуги, оказываемые на бесплатной основе организациями здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, в минимальный набор услуг не включаются. 3. Порядок расчета стоимости потребительской корзины Теперь, когда известно содержимое потребительской корзины, несложно вычислить ее стоимость. Для этого берутся данные Государственного комитета по статистике об уровне потребительских цен и тарифов на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. При этом учитывается, что в трудоспособном населении мужчины составляют 52%, а женщины - 48%. Среди пенсионеров мужчин и женщин соответственно 28% и 72 %. Доля детей в возрасте до 6 лет - 34 %, а от 7 до 15 лет - 66 %. Обязательные платежи и сборы при расчете ВПМ определяются только для трудоспособного населения. Их составляют налоги на доходы физических лиц. Если упрощенно, то определяется, сколько денег надо отдать казне в виде налогов, чтобы заработать на покупку содержимого минимальной потребительской корзины. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет Например, по нынешней методике величина прожиточного минимума на 15% выше, чем рассчитанная по старой методике 1992 года. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в среднем по России в конце мая 2009г. за месяц выросла на 0,7% - до 7 тыс. 570руб.10коп. в расчете на месяц. Такие данные приводятся в докладе Федеральной службы статистики (Росстат). С начала года этот показатель вырос на 8,6%. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце мая составила 2 тыс. 240руб.40коп. в расчете на месяц, что на 1,2% больше по сравнению с концом апреля, относительно начала года показатель вырос на 5,9%. Цены на непродовольственные товары в мае 2009г. выросли на 0,7%. Цены и тарифы на услуги в мае 2009г. выросли на 0,3%. Стоимость минимального потребления непродовольственных товаров и услуг определяется по материалам бюджетных обследований доходов семей, уровень потребления продуктов в которых соответствует минимальному. Например, стоимость минимальной продовольственной корзины составила 350 руб. в месяц. В семьях с аналогичными средними на душу населения расходами на питание доля этих расходов достигла 11% от общих расходов. Отсюда стоимость минимального потребления непродовольственных товаров составит: 0,29 * 350: 0,71 = 143 руб. в месяц на 1 человека. Расходы на непродовольственные товары и услуги уточняются при помощи нормативного метода на основе норм обеспеченности и сроков службы предметов длительного пользования, разработанных ЦЭНИИ при Министерстве экономики России. Расчет производится по трем группам товаров: 1 - предметы гардероба (верхняя одежда, обувь, головные уборы и т.д.); 2 - предметы санитарии, гигиены, лекарства; 3 - товары длительного пользования (мебель, посуда, электробытовые приборы, предметы хозяйственного назначения и др.). Расходы на жилище и коммунальные услуги определяются на основе нормативов, цен и тарифов в регионе. Учитываются также затраты семей на налоги и сборы. Совокупный минимальный объем потребностей в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину. Стоимость приобретения непродовольственных товаров определяется путем умножения стоимости одного изделия на его годовой запас и деления на срок службы. Например, мужская зимняя шапка стоит 2000 руб., запас - 1 шт., срок службы - 3 года. Расход в расчете на месяц: 2000 * 1 / 3 * 12 = 55,6 руб./мес. Стоимостная оценка натурального набора продуктов, непродовольственных товаров и услуг прожиточного минимума определяет бюджет прожиточного минимума (БПМ). Показатели прожиточного минимума и бюджета прожиточного минимума используются государством в качестве инструментов социальной политики. В частности, с помощью этих показателей происходит оценка уровня жизни населения (определяются доли населения с бюджетами ниже, равными и большими, чем бюджет прожиточного минимума); БПМ служит базой для адресной социальной политики в целях поддержки самых низкодоходных групп населения; при помощи БПМ должны определяться размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии по старости; БПМ используется в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающего право на социальные выплаты и пособия. Все элементы системы, связанной с установлением БПМ, определяются уровнем развития производительных сил общества. Государство в законодательном порядке устанавливает бюджет прожиточного минимума и минимальную заработную плату. Теоретически их величины должны быть равноценны, именно в этом и состоит экономический смысл расчета БПМ как базы для установления минимальной заработной платы, которая, в свою очередь, является точкой отсчета для тарифной системы оплаты труда. Однако в действительности в настоящее время минимальная заработная плата в Российской Федерации существенно ниже величины прожиточного минимума, что можно лишь объяснить (но не оправдать) трудностями, с которыми столкнулась экономика страны в период перехода к рыночным отношениям. О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации во II квартале 2002 года. Заключение Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется на основе минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Продукты питания, входящие в минимальный набор, объединяются в группы: хлебные продукты; картофель; овощи и бахчевые; фрукты свежие; сахар и кондитерские изделия; мясопродукты; рыбопродукты; молоко и молокопродукты; яйца; маргарин и другие жиры; прочие продукты. Картофель, фрукты свежие и яйца включаются в потребительскую корзину в объеме, предусмотренном в минимальном наборе продуктов питания. При включении в потребительскую корзину овощей и бахчевых, мясопродуктов, рыбопродуктов, масла растительного, маргарина и других жиров и прочих продуктов объемы потребления продуктов, входящих в группу, складываются. Минимальные наборы непродовольственных товаров составляют товары индивидуального и общесемейного пользования. Для мужчин и женщин и детей непродовольственные товары индивидуального пользования разные. Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования в расчете на одну среднестатистическую семью (2,90 человека). В минимальную потребительскую корзину на одного человека "укладывается" следующий набор услуг: 18 кв.метров жилой площади, центральное отопление - 6,7 гигакалории в год, вода - 285 литров в сутки, газ - 10 куб.м. в месяц, электроэнергия - 50 кВт/ч в месяц. Кроме того, обсчитываются расходы на общественный транспорт: для мужчины трудоспособного возраста - на 602 поездки, для женщины - на 638 и для детей в возрасте 7-15 лет - 600 поездок в год. Транспортные услуги для пенсионеров и детей в возрасте до шести лет в минимальный набор услуг не включаются. Список используемой литературы Рофе А.И., Ерохина Р.И. и др. Экономика труда. М.:1995. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: 1996. Социология труда: учебник./Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во МГУ, 1993. Макконел К., Брю С. Экономка: принципы, проблемы и политика. В 2-х т./Пер. с англ. М.: Республика, 1992. Организация оплаты труда при переходе к рынку: Рекомендации Института труда Минтруда РФ // Человек и труд, 1994, №7. Энциклопедия "Кирилл и Мефодий", 1998-2000 г. Краткий терминологический словарь. Национальная электронная библиотека, 1998 г. * Федеральный закон от 31.03.2006 N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по российской федерации" Приложение №1 Таблица 1. Минимальный набор продуктов питания, используемый для расчета ВПМ в целом по России |
Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | | | | Трудоспособное население | Пенсионеры | Дети | | Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) | кг | 133,7 | 103,7 | 84,0 | | Картофель | кг | 107,6 | 80,0 | 107,4 | | Овощи и бахчевые | кг | 97,0 | 92,0 | 108,7 | | Фрукты свежие | кг | 23,0 | 22,0 | 51,9 | | Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар | кг | 22,2 | 21,2 | 25,2 | | Мясопродукты | кг | 37,2 | 31,5 | 33,7 | | Рыбопродукты | кг | 16,0 | 15,0 | 14,0 | | Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко | кг | 238,2 | 218,9 | 325,2 | | Яйца | Штука | 200 | 180 | 193 | | Масло растительное, Маргарин и другие жиры | кг | 13,8 | 11,0 | 10,0 | | Прочие продукты (соль, чай, специи | кг | 4,9 | 4,2 | 3,6 | | |
Приложение №2 Минимальный набор непродовольственных товаров, используемых для расчета ВПМ в целом по России указан в табл.2. Таблица 2. Непродовольственные товары |
Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | | | | Трудоспособное население | Пенсионеры | Дети | | Верхняя пальтовая группа | штук/лет | 3/7,6 | 3/8,7 | 3/2,6 | | Верхняя костюмно-платьевая группа | штук/лет | 8/4,2 | 8/5,0 | 11/2,0 | | Белье | штук/лет | 9/2,4 | 10/2,9 | 11/1,8 | | Чулочно-носочные изделия | штук/лет | 7/1,4 | 4/1,9 | 6/1,3 | | Головные уборы и галантерейные изделия | штук/лет | 5/5,0 | 4/5,6 | 4/2,8 | | Обувь | штук/лет | 6/3,2 | 6/3,5 | 7/1,8 | | Школьно-письменные товары | штук/лет | 3/1,0 | 3/1,0 | 27/1,0 | | Постельное белье | штук/лет | 14/7,0 | 14/7,0 | 14/7,0 | | Товары культурно бытового и хозяйственного назначения | штук/лет | 19/10,5 | 19/10,5 | 19/10,5 | | Предметы первой Необходимости санитарии и лекарства | процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц | 10 | 15 | 12 | | |
Приложение №3 Минимальный набор услуг в среднем на одного человека в год, указан в талб.3 Таблица 3. Услуги |
Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | | | | Трудоспособное население | Пенсионеры | Дети | | Жилье | кв. м общей площади | 18 | 18 | 18 | | Центральное отопление | Гкал в год | 6,7 | 6,7 | 6,7 | | Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение | л в сутки | 285 | 285 | 285 | | Газоснабжение | куб. м в месяц | 10 | 10 | 10 | | Электроэнергия | кВт.ч в месяц | 50 | 50 | 50 | | Транспортные услуги | поездок в год | 619 | 150 | 396 | | Услуги культуры | процентов от общей величины расходов на услуги в месяц | 5 | 5 | 5 | | Другие виды услуг | процентов от общей величины расходов на услуги в месяц | 15 | 15 | 15 | | |
|