Потребности как движущая сила экономики
Потребности как движущая сила экономики
Содержание Введение 1. Потребности как движущая сила экономики 1.1 Общая характеристика потребностей 1.2 Виды и свойства потребностей 2. Формирование и развитие общественных потребностей 3. Взаимосвязь общественного производства и потребностей Заключение Список использованных источников Введение Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающим миром определенных условий. Эти условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтому имеет место говорить о границе потребления, таком состоянии всех людей, при котором их потребности максимально насыщены. Уже много миллионов лет назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила физиологический характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в современное время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие, как крупного, так и малого бизнеса. Удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. И даже деяние, которое, казалось бы, не несет никакой пользы для человека, на самом деле имеет причину. Например, милостыня, для того, кто её дает, является удовлетворением его высших потребностей, связанных с его психикой. Человек без потребностей - мертвый человек. Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно, что существует в подсознании. Этим и интересны потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества. Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности - та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей. Любой человек будь то знаменитость, ученый, певец, музыкант, политик, президент, прежде всего, зависит от своего природного начала. А значит, касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить, не касаясь экономической сферы. Таким образом, проблему изучения потребностей можно считать одной из наиболее важных в развитии реальной экономики. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека прилагать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. Итак, в данной работе будет исследована проблема взаимосвязи потребностей с общественным производством. Цель - исследование потребностей как движущей силы экономики и их взаимосвязи с общественным производством. Задачи: 1) Изучить потребности, их виды и свойства; 2) Исследовать формирование и развитие общественных потребностей; 3) Изучить взаимосвязь потребностей и общественного производства. 1. Потребности как движущая сила экономики Потребности являются неотъемлемой частью реальной экономики, которая определяет механизм ее развития. Потребности - это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. 1.1 Общая характеристика потребностей Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В последние входят вкусовые предпочтения, воспитание, национальные, исторические предпосылки, географические условия. Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины. Биология, например, изучает аспект потребностей, связанный с обменом веществ в живом организме и поддержанием его жизнедеятельности. Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности. Общественные потребности - потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются. Общественные потребности делятся на две крупные группы: потребности общества и населения (личные потребности). Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п. С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности. Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в правлении производством на разных уровнях - цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом. Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители. Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности. Являясь категорией общественного сознания, личные потребности выступают и как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения межу людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг. Личные потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Последняя, в конечном счете, всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек стремиться полнее удовлетворить их. С другой стороны, сама эта деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Чем она шире и многограннее, тем разнообразнее, богаче потребности человека и тем, в конечном счете, полнее они удовлетворяются. Удовлетворение потребностей путем так называемого пассивного потребления, не связанного с активной деятельностью индивида как члена общества, экономического субъекта, неизбежно ведет к их обесцениванию. Поэтому именно сама активная деятельность человека является фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулирует проявление закона возрастающих потребностей. 1.2 Виды и свойства потребностей Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки "разложить по полочкам" все многообразие потребностей людей. Так А. Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первичными подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде т.д. Вторичные потребности главным образом связанны с духовной интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда "нового русского" не обязательно связанна с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека. Единство общественных потребностей (в том числе и личных), характеризующееся внутренними взаимосвязями, называется система потребностей. Различают системы потребностей общества и населения. Каждая из них характеризуется определенным набором потребностей. Их удовлетворение необходимо для нормального функционирования общества в целом (система потребностей общества), отдельной личности или группы людей (система личных потребностей). Система личных потребностей - иерархически организованная структура. В ней выделяются потребности первого порядка, их удовлетворение составляет основу жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков удовлетворяются после того, как наступает определенная степень насыщения потребностей первого порядка. Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения. Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования потребностей все более всесторонне развитого человека. Современная цивилизация знает множество различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды: - Физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода); - Потребность в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты); - Потребности в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; потребность в дружбе и любви); - Потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, приобретении определенного общественного положения); - Потребность в саморазвитии (совершенствовании всех возможностей и способностей человека). Эти виды потребностей можно условно представить в виде пирамиды как видно на рис. 1. Такая иерархия потребностей предложена А. Маслоу. Согласно его теории, доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть полностью удовлетворены прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Рис. 1. Иерархия потребностей человека Для нас наибольший интерес представляют отличительные особенности человеческих потребностей. В связи с этим важно отметить, что в отношении верхнего предела роста нужд и запросов человек разительно отличается от любого животного, у которого конечное желание - удовлетворить только естественные биологические потребности. У людей такого ограничителя нет. Характерной чертой человеческих потребностей является их эластичность - гибкость, растяжимость. Это предопределяет их быструю и значительную изменчивость. В зависимости от характера, природы возникновения выделяют три их группы (класса) потребностей: физические, социальные и интеллектуальные. Физические потребности связанны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как потребность в двигательной активности, в сне и т.д. Эти потребности задаются человеку самой природой. Тем не менее, характер производства, социальный строй и конкретный условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и т. п. Социальные потребности - возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т. д. Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических, они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества. Интеллектуальные потребности - рождаются разумом человека и связанны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д. Как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека, как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности. В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой проявляются личные потребности, выделяют две группы личных потребностей - материальные и духовные. Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т. п.) Духовные потребности связанны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные потребности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает, если так можно сказать, духовное воспроизводство человека. В зависимости от степени конкретизации все потребности подразделяются на общие и конкретные. Общие потребности - потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т. д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг. Конкретные потребности - потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги. Например, потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизорах, книгах и т. п. Общие и конкретные потребности тесно взаимосвязаны между собой. Каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, складывается их них. С другой стороны, набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую. В зависимости количественной определенности и возможностей удовлетворения всю совокупность потребностей подразделяют на абсолютные, действительные, платежеспособные и удовлетворенные потребности. Абсолютные потребности выражают желание обладать товарами. Они не ограничены возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактный характер, не связаны с конкретными предметами потребления. Действительные потребности формируются в рамках достигнутого уровня производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспособными возможностями потребителей. Но в отличие от абсолютных носят конкретный характер, т. е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям. Платежеспособные потребности определяются платежеспособными возможностями потребителей. Этим они отличаются от абсолютных и действительных потребностей. Но, как и абсолютные, платежеспособные потребности носят абстрактный характер, т. е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса. Удовлетворенные потребности - потребности, которые фактически удовлетворяются благами и услугами. Удовлетворение их зависит от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные потребности, когда на рынке есть достаточное количество товаров и услуг, соответствующих по своим потребительским свойствам требованиям покупателей. В противном случае они остаются неудовлетворенными. По степени рациональности потребности разделяют на разумные и иррациональные. Разумные (рациональные) потребности - потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей с учетом особенностей его действия в конкретных условиях общественного воспроизводства. Разумные потребности - категория, трудно поддающаяся количественному выражению. Тем не менее, размеры конкретных материальных потребностей можно условно определить с помощью рациональных норм и нормативов. Однако, все эти рациональные нормы и нормативы (за исключением, пожалуй, рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) носят весьма приблизительные и условный характер. Но за неимением ничего лучшего они все же используются сейчас для определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а так же для расчетов степени удовлетворения этих потребностей (хотя и носят в значительной мере условный характер). Иррациональные потребности - потребности, выходящие за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы. Отдельные подобные потребности могут складываться у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение такой иррационализм получил по отношению к питанию. С этим связанно ожирение, нарушение обмена веществ в организме и появляющиеся по причине этого болезни. Сюда относятся и наркотики, относящиеся к "черному рынку". Легальная же продажа водки и сигарет приносит большие доходы и с экономической точки зрения не приносит вреда. 2. Формирование и развитие общественных потребностей Понятие "формирование потребностей" населения в теории и практике рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс их развития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества и государства. В первом значении оно характеризует объективный процесс движения потребностей, определяемый законом их возвышения; во втором - выступает как вид целенаправленного воздействия общества и государства на воспитание гармонично развитой личности. При анализе формирования потребностей как объективного процесса важно правильно выявить определяющие его факторы. Факторы формирования потребностей - условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения. Эти факторы подразделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей. К ним относятся социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни населения в данной стране, от которых непосредственно зависят степень развитости потребности и возможности их удовлетворения; уровень развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни населения; уровень общественного производства и научно-технического прогресса; интенсивность его проникновения в сфере личного потребления; природно-климатические условия; половозрастной состав населения, численность семей, их состав и т.п. Субъективные факторы зависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности. Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его наклонности, привычки и т. п. Однако, как известно из социологии, и они формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них влияет. Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями. Различают общие закономерности формирования и развития потребностей и специфические. Общие закономерности формирования потребностей присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, например рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствования. Специфические характеризуют отдельные стороны развития личных потребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно-экономическим формациям. Средства формирования потребностей - рычаги, с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей. К ним относятся: воспитательно-пропагандистская деятельность, рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге. Использование различных методов воздействия на потребителя предполагает знание мотивов его поведения, вкусов предпочтений. Специфика современного спроса такова, что экономически не выгодно выпускать товар, рассчитанный на универсальный уровень требований. Целесообразно создание таких изделий, которые отвечали бы специфическим требованиям определенного контингента потребителей в зависимости от демографических характеристик, условий проживания, климатических и бытовых особенностей. Например, нет смысла строить салон модной одежды в городских трущобах, или продавать кондиционеры на Калыме или на Аляске. Можно достаточно эффективно использовать дифференцированный подход к изучению, удовлетворению и формированию спроса различных категорий потребителей на основе, так называемой сегментации рынка, которая рассматривает рынок не как однородную массу, а как сумму сегментов (секторов), в каждом из которых проявляется особый характер спроса. Сегментация рынка предполагает проведение работ по типологии потребителей, т. е. выявлению важнейших типов потребителей и их специфических требований в зависимости от демографических, социально-экономических, психологических и других различий. Например, исследования в области формирования спроса населения на одежду свидетельствует о наличии двух основных возрастных групп, предъявляющих различные требования к современной одежде. Так первая группа - молодежная - предъявляет повышенные требования к эстетическим параметрам, внешнему виду предметов одежды, ее соответствию моде и т. п. Вторая группа люди старших возрастов - предпочтение отдает удобству одежды, применяемым материалам. В данном случае стоит позаботиться и о дизайне магазина, возрасте, поле и внешним данным продавца. То есть необходимо просчитать все, исходя из потребностей той части общества, с которой имеет дело магазин, салон или отрасль. Некоторые виды потребностей, в каком либо обществе формируются годами. Они передаются из поколения в поколение и укореняются в подсознании членов общества. На это влияет множество факторов, в том числе и общественное устройство, какие-то природные ресурсы, идеология. Имеют место традиции и обычаи. Все это относится к неценовым факторам изменения спроса. Уже не раз было применено слово "спрос" вместо слова "потребности". Близость этих понятий очевидна: предположим, потребность прошла стадии зарождения и терпит стадию расцвета, тогда спрос на объект этой потребности, т. е. благо, будет возрастать. Но понятие "потребность" гораздо шире и разнообразнее. Методы формирования потребностей - конкретные способы использования отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на потребности населения. Различают экономические, социально-психологические и организационные средства и методы формирования потребностей. К экономическим средствам формирования потребностей относятся те, которые связанны с хозяйственной деятельностью общества, отдельных предприятий и отраслей, а так же индивидов как носителей потребностей. Основным из этих средств являются: производство товаров, особенно новых, которое вызывает к жизни и формирует потребности в них; прогрессивные изменения так называемой инфраструктуры потребления (например, газификация и электрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, и прочих путей сообщения которые связывают жителей разных районов, и упрощают передачу информации). Это влияет как на самих потребителей, так и на их образ жизни в целом. К социально-психологическим средствам формирования потребностей относятся те, с помощью которых оказывается воздействие на сознание потребителей. С помощью этих средств можно стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные потребности. Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые печатью, радио, телевидением, средствами Интернета, а также промышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения образования и т. д. Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним относятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки товаров-новинок, демонстрация моделей одежды. Организационные средства используются в тесном взаимодействии с социально-психологическими. Существуют множество методов и факторов формирования потребностей. Деловым людям, начинающим деятельность, направленную на работу с обществом, необходимо подробно изучить объективные факторы формирования потребностей этого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов. 3. Взаимосвязь общественного производства и потребностей Между производством и потребностями складываются прямые (исходные) и обратные (производные и ответные) связи. Это образует механизм их взаимодействия. Как приводится в движение данный механизм? Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям. Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует осуществлению определенных человеческих запросов. Их удовлетворение с помощью уже потребленной вещи ведет к возникновению новых запросов. Вот простой пример. Предположим, человек пожелал приобрести автомобиль. После его покупки владелец машины испытывает массу новых нужд. Автомашину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое. Во-вторых, под воздействием технического обновления производства сильно изменяется предметный мир и уклад жизни, возникают качественно новые потребности. В-третьих, производство не только доставляет материал для удовлетворения потребности, но и влияет на способы потребления, а тем самым формирует определенную культуру потребителя. Например, первобытный дикарь питался, разрывая руками и зубами сырое мясо на куски. А современный человек испытывает, как правило, качественно иную потребность. Мясо должно быть определенным образом приготовленное и потреблено с помощью столовых приборов. Значит, производство создает потребление и определенный способ потребления. Благодаря этому оно развивает у людей потребности - влечение и способности к потреблению. В свою очередь, экономические потребности оказывают сильное обратное воздействие на производство, которое идет по двум линиям. Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности. Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. Потребности всегда включают появление новых целей еще до того, как изготавливаются блага, соответствующие намерениям людей. Что бы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в достаточном количестве, необходимы усилия для их добывания и приспособления к использованию. Эти блага называются хозяйственными. Хозяйственная деятельность людей представляет собой сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление. Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Распределение - это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в производственном продукте. Обмен - это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ. Потребление - это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Важно подчеркнуть, что всякое производство есть процесс общественный и непрерывный: идет от простейших форм до современного автоматизированного высокопроизводительного производства. Производство вообще есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей. Производство - основа жизни и источник прогресса человеческого общества. Оно является исходным пунктом хозяйственной деятельности; потребление - конечным пунктом; распределение и обмен выступают как сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством - появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность в этом продукте и его потреблении. На рис.2 изображено движение полезных продуктов труда в их натуральном виде, предназначенном для непосредственного потребления. Это вполне соответствует натуральному хозяйству, в котором люди создают для себя все необходимые блага. Такое хозяйство господствовало в первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах. Рис. 2. Кругооборот экономических благ с учетом потребностей По мере развития и усложнения хозяйственной деятельности все более очевидным становился следующий факт. Разнообразные экономические потребности не поддаются точному количественному измерению и сопоставлению. Ведь если брать все человеческие запросы в их естественном выражении (потребность в питании, одежде и т.д.), то они являются качественно разнородными. А потому количественно не сопоставимыми. Только с появлением денег стало возможным сводить большую часть потребностей, особенно потребностей в материальных благах, к единому измерению. Общей их мерой стал покупательский спрос - потребность, выраженная в деньгах, или платежеспособная потребность. С помощью денег стало возможным достаточно точно обнаружить количественные взаимосвязи между производством и платежеспособными потребностями. На практике для установления прямой и обратной связи между производством и потребностями сейчас используются два рода хозяйственных показателей: натуральные и денежные (покупательский спрос). Между тем их нельзя отождествлять. Допустим, у человека есть нужда в одежде, но нет денег, купить желаемую вещь. При изучении изменения спроса покупателей на любой товар определенное значение имеет учет их предпочтений при выборе полезных благ. Потребительские предпочтения, или вкусы людей, формируются в значительной мере под влиянием условий жизни общества, обычаев, образования, культуры, моды и рекламы. В связи с этим некоторые экономисты пытаются выявить предельную полезность благ, ощущаемую каждым человеком. Под предельной полезностью они подразумевают дополнительную полезность, которую извлекает потребитель из одной дополнительной единицы товара или услуги. Используя показатель покупательского спроса, можно выявить современные варианты соотношений между производством и потребностями. В хозяйственной жизни разных стран складывается три основных варианта количественных соотношений между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения - с другой. Первый вариант характеризует упадок производства и потребностей. Он возникает в тех странах, где снижение выпуска продукции ведет к свертыванию потребления, а тем самым к количественному и качественному уменьшению потребностей. Происходит попятное движение к низшему уровню человеческих нужд. Такие отрицательные изменения в экономике можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Это ведет к исключительно острому проявлению противоречия между элементарными нуждами людей и невозможностью их удовлетворить за счет внутреннего производства страны, попавшей в бедственное положение. Такую ситуацию сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Второй вариант - застойный. При нем выпуск сравнительно ограниченного выбора продуктов растет крайне медленно. Потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются. Движение по колее "производство - распределение - обмен - потребление - потребности" напоминает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, который к тому же часто закрепляется сложившимися в народе зачастую примитивными обычаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах Азии и Африки. Третий вариант - поступательный рост. В данном случае производство количественно растет и качественно совершенствуется, повышается уровень потребления и потребностей. Все этот можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися оборотами. Несмотря на некоторую неравномерность такого движения, в последние десятилетия оно происходит в ведущих промышленно развитых странах. Примечательно, что Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят 30 стран - США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция и др., - среднегодовые темпы роста валового национального продукта (стоимости конечных результатов деятельности материального и нематериального производства) составили около 3%. О чем свидетельствуют перечисленные варианты? Первый и второй варианты показывают, что во многих странах повышению потребностей сильно противодействует, ряд факторов, парализующих социально-экономический прогресс. К ним, частности, относятся: - Низкий уровень материальной и духовной культуры общества, который ограничивает круг человеческих нужд: он изменяется медленнее других факторов; - Незначительные по размерам денежные доходы большой части общества при высоком уровне цен, что препятствует удовлетворению даже самых элементарных человеческих запросов; - Численность населения страны, которая увеличивается во многих случаях более высокими темпами, чем расширяются материальные условия существования людей. Отсюда мы можем сделать следующие заключение. В современной мировой экономике не наблюдается всеобщий рост производства, потребления и возвышение потребностей населения всех стран. Заключение Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения. Этот, казалось бы, простой тезис приобретают серьезную окраску, если проанализировать современное время и историю. То чего мы достигли в любой области, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов, в конечном счете, является следствием из простого желания или чувства нехватки, или сдвигами внутреннего химизма. Параллельно лежит закон возрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше, чем он достиг. Любая личная потребность имеет общественный характер, поэтому личные потребности по-другому называются потребности населения. Стоимость любого товара на рынке зависит от нашей потребности в этом товаре. Потому что предложение зависит от спроса, а спрос это одна из граней потребностей населения. Диалектическая взаимосвязь деятельности и потребностей общества - коренной источник, как их обоюдного развития, так и всего общественного прогресса, она является абсолютным и вечным условием существования и развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона. Человеческое общество, наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии регулируется таким важнейшим законом, как законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества, требующим подчинения всей совокупной деятельности общества удовлетворению его общественно необходимых, объективно назревших, действительных потребностей общества, возникших в ходе деятельностного бытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного общества - это удовлетворение его потребностей. Потребности общества генетически и исторически - первопричина человеческой деятельности, но вместе с тем они являются и результатом этой деятельности. Деятельность это способ существования общества. Так же как и движение это способ существования материи, например. Каждый из нас подчиняется закону потребностей сам и не понимая этого потому что наши потребности строят настоящее и будущее. Потребности создали и историю. Это звучит слишком резко, но это истина. Чтобы понять это достаточно задуматься о причинах своих действий, я уже не говорю о первичных потребностях, я имею ввиду высшие потребности, потому что богатый предприниматель оказывается может жить и на миллионную долю своих доходов. Но нет же, он зарабатывает все большие суммы денег. Это та же деятельность, первопричиной которой являются потребности, которые в данном случае вступают на еще более высокий уровень- азарт, гонка, как в спорте. Создается впечатление, что абсолютно все зависит от наших потребностей. Это так. Человек эволюционировал и стал "хозяином мира" благодаря своим потребностям. Таким образом, в данной курсовой работе была подробно изучена тема потребностей как движущей силы экономики и их взаимосвязь с общественным производством. В ходе данной работы были достигнуты поставленные цели и задачи. Список использованных источников 1. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. Новосибирск: ТОО "ЮКЭА"; НПК "Модус", 2004. 2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 544 с. 3. Лоскутов В.И. Основы современной экономической теории: Учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2002. 4. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2007. 5. Экономическая теория: Учебник. - Изд. испр. и доп. / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 672 с. 6. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов / Под ред. И. П. Николаевой, Г. М. Казиахмедова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 7. Экономическая теория: Учебник. / Под ред А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. М.: Издательство "Экзамен", 2004. 8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб.: Питер, 2001. - 608 с.
|