|
Повышение эффективности деятельности предприятия за счет импортозамещния и совершенствования системы расчетов
Повышение эффективности деятельности предприятия за счет импортозамещния и совершенствования системы расчетов
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Кафедра менеджмента РЕФЕРАТ На тему: «Повышение эффективности деятельности предприятия за счет импортозамещния и совершенствования системы расчетов» МИНСК, 2008 1. Повышение эффективности за счет импортозамещения Так как автомобиль - это продукция материалоемкая (более 77% от себестоимости приходится на материальные затраты), то наиболее эффективными мероприятиями по увеличению прибыли и рентабельности будет снижение себестоимости путем снижения материальных затрат. Одним из таких способов является замена дорогих импортных комплектующих на более дешевые наши отечественные, если такие выпускаются в нашей стране, что позволит не только снизить себестоимость данной продукции, но и позволит снизить потребность предприятия в свободно конвертируемой валюте. Это позволит, во-первых, сделать более доступной для покупателя данную продукцию, во-вторых, позволит поддержать отечественных производителей. Поэтому далее рассмотрим повышение прибыли и рентабельности предприятия за счет снижения себестоимости продукции путем снижения расходов на комплектующие материалы методом импортозамещения, т.е. за счет снижения себестоимости путем перевода сборки ECU (Engine Control Unit - прибор управления двигателем) с комплектующих фирмы «Фесто» (Россия) на комплектующие Завода средств комплексной автоматизации (РБ г. Минск). Исходные данные для расчета представлены в таблице 1. Таблица 1. Исходные данные для расчета экономического эффекта |
Показатель | Ед. изм. | До внедрения | После внедрения | | 1. Количество автомобилей с измененным ECU | | | | | МАЗ-МАН 642268 | шт. | 15 | 15 | | МАЗ-МАН 642269 | шт. | 10 | 10 | | Итого | шт. | 25 | 25 | | 2. Количество ECU на 1 автомобиль | | | | | МАЗ-МАН 642268 | шт. | 2 | 2 | | МАЗ-МАН 642269 | шт. | 1 | 1 | | 3. Стоимость одного ECU | | "Фесто" | ЗСКА | | ECU № 1 | р. | 607050 | 124006 | | ECU № 2 | р. | 815100 | 162174 | | |
Из стоимости одного прибора управления двигателем, представленного в таблице 1., снижение себестоимости очевидно, т.к. стоимость данного прибора отечественного производства на 80% дешевле российского. Далее рассчитаем экономический эффект от данного импортозамещения. Однако нужно отметить, что трудоемкость сборки привода управления двери не меняется в силу того, что меняется только ECU. Это было определено опытным путем в цехе, где производят сборку. Таким образом, новая технология не требует капитальных затрат. В результате внедрения этого мероприятия существенно снизиться материалоемкость изделия и, следовательно, его себестоимость. При сопоставлении вариантов технологических процессов наиболее выгодным может быть признан тот, который будет иметь минимальную технологическую себестоимость при заданном объеме выпуска. Выбранный вариант технологического процесса должен соответствовать условию (1). C + VN ® min , (1) где С - сумма условно-постоянных расходов по i-му варианту технологического процесса, р.; V - переменные расходы на единицу продукции по i-му технологическому варианту, р.; N - заданная годовая программа выпуска, шт. Годовой экономический эффект от внедрения новой технологии рассчитывается по формуле (2). Э = (С1 - С2) + N * (V1 - V2) , (2) где Э - годовой экономический эффект от внедрения новой технологии изготовления изделия; (С1-С2) - изменение суммы постоянных издержек за счет внедрения новой технологии; (V1-V2) - изменение суммы переменных издержек на изготовление одного изделия за счет внедрения новой технологии. Изменение технологии не предусматривает закупку нового оборудования, изменения суммы амортизационных отчислений, затрат на содержание и ремонт оборудования и площадей. Следовательно, изменение суммы постоянных издержек за счет внедрения новой технологии будет равно нулю. Рассмотрим изменение переменных издержек при изменении технологии. К переменным издержкам в данном случае отнесем (с учетом вышесказанного): - расходы на основные материалы. - расходы на основную и дополнительную заработную плату основных производственных рабочих. - отчисления и налоги на заработную плату. Внедрение новой технологии не повлечет за собой изменения средней трудоемкости и средней зарплаты основных производственных рабочих. Следовательно, изменение суммы переменных издержек складывается только за счет уменьшения стоимости основных материалов. Расчет экономического эффекта от данного предложения, представлен в табл. 2. Таблица 2 Расчет экономического эффекта |
Показатель | Ед. изм. | До внедрения | После внедрения | Результат | | Итого | р. | 26362500 | 5341920 | -21020580 | | МАЗ-МАН 642268 | р. | 10*1*815100= = 8151000 | 10*1*162174= = 1621740 | -6529260 | | МАЗ-МАН 642269 | р. | 15*2*607050= = 18211500 | 15*2*124006= = 3720180 | -14491320 | | 1. Расчет стоимости затрат на сборку ECU для всей программы выпуска | | 0 | 0 | 0 | | 2. Экономический эффект от всей программы выпуска | р. | 5341920-26362500= | -21020580 | | |
Таким образом, при переводе сборки прибора управления двигателем с комплектующих фирмы «Фесто» (Россия) на комплектующие Завода средств комплексной автоматизации (РБ) будет получен экономический эффект от всей программы выпуска в количестве 25 автомобилей в размере 21 млн. р. за счет снижения стоимости материалов. Причем можно рассчитать снижение себестоимости сборки одного ECU по формуле (3). Сс = (С1 - С2) / С1 * 100 , (3) где Сс - снижение себестоимости (%); С1 - себестоимость (по измененным статьям) изделия до внедрения нового техпроцесса, р.; С2 - себестоимость (по измененным статьям) изделия после внедрения нового техпроцесса, р. Для автомобиля МАЗ-МАН 642268 Сс = ( 607 050 * 2 - 124 006 * 2 ) / ( 607 050 * 2 ) * 100 = 79,6%. Для автомобиля МАЗ-МАН 642269 Сс = ( 815 100 - 162 174 ) / 815 100 * 100 = 80,1%. Далее по формуле (3) можем рассчитать снижение себестоимости одного автомобиля МАЗ-МАН 642268 и МАЗ-МАН 642269 за счет предложенного мероприятия: С1 - себестоимость изделия до внедрения нового техпроцесса, равная 163,6 млн. р.; 184,1 млн. р. С2- себестоимость изделия после внедрения нового техпроцесса, равная: С2.МАЗ-МАН 642268=163,6 - ( 607 050 - 124 006 ) * 2 / 1 000 000 = 162,6 млн. р.; С2.МАЗ-МАН 642269= 184,1 - ( 815 100 - 162 174 ) / 1 000 000) = 183,4 млн. р. Сс.МАЗ-МАН 642268 = (163,6 - 162,6) / 163,6 * 100 = 0,61%. Сс.МАЗ-МАН 642269 = (184,1 - 183,4) / 184,1 * 100 = 0,38%. Следовательно, себестоимость одного автомобиля МАЗ-МАН 642268 при внедрении нового техпроцесса сборки ECU снизится на 0,61%, а автомобиля МАЗ-МАН 642269 при внедрении нового техпроцесса сборки ECU снизится на 0,38%. Полученные результаты можно представить в виде таблицы 3. Таблица 3. Результаты расчета экономического эффекта от внедрения нового техпроцесса сборки ECU |
Наименование показателей | Единица измерения | Значение показателя | | | | МАЗ-МАН 642268 | МАЗ-МАН 642269 | | Себестоимость до внедрения | млн. р. | 163,6 | 184,1 | | Себестоимость после внедрения мероприятия | млн. р. | 162,6 | 183,4 | | Снижение переменных издержек на одно изделие | млн. р. | 1 | 0,6 | | Планируемый объем производства | шт. | 15 | 10 | | Экономия материалов на годовую программу | млн. р. | 15 | 6 | | Прибыль от производства автомобиля | млн. р. | 16,1 | 17,9 | | Рентабельность до внедрения | % | 9,84 | 9,72 | | Рентабельность после внедрения | % | 9,90 | 9,76 | | Повышение рентабельности | % | 0,06 | 0,04 | | Снижение себестоимости | % | 0, 61 | 0,38 | | |
Таким образом, проанализировав табл. 3, мы видим, что себестоимость автомобиля МАЗ-МАН 642268 уменьшилась на 0,61%, а МАЗ-МАН 642269 на 0,38% из-за меньшего расхода на комплектующие материалы. В результате переводе сборки прибора управления двигателем с комплектующих фирмы «Фесто» (Россия) на комплектующие Завода средств комплексной автоматизации (РБ) снижение переменных издержек на одно изделие составит для автомобиля МАЗ-МАН 642268 966 тыс. р., а для автомобиля МАЗ-МАН 642269 - 653 тыс. р., экономия материалов на предполагаемую программу (25 штук) - 21 млн. р. В результате, рентабельность продукции повысится для автомобиля МАЗ-МАН 642268 на 0,06% , а для автомобиля МАЗ-МАН 642268 на 0,04%. Далее рассмотрим повышение прибыли отчетного периода и общей рентабельности предприятии за счет внедрения данного мероприятия, для этого рассмотрим таблицу 4. Таблица 4. Расчет повышения прибыли отчетного периода и общей рентабельности предприятия |
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | Значение | | 1. | Дополнительно полученная прибыль за счет снижения стоимости материалов | млн. р. | 21 | | 2. | Прибыль отчетного периода с учетом корр. Пк.=6432+21=6453 млн. р. | млн. р. | 6453 | | 3. | Уровень общей рентабельности Роб.э.=6453/(5021,5+19864)*100=25,93% | % | 25,93 | | 4. | Повышение общей рентабельности Рп=Робщ.э-Р2005= 25,93-25,85=0,08% | % | 0,08 | | |
В конечном счете, данное мероприятие позволит повысить общую прибыль на 21 млн. р., а общую рентабельность на 0,08%, это говорит о выгодности и целесообразности данного мероприятия. 4. Совершенствование системы расчетов с поставщиками и покупателями Совершенствование расчетов с поставщиками и покупателями является актуальным в наше время, т.к. предприятие тесно сотрудничает как с одними, так и с другими, и на сколько правильно и четко будет сформирована данная система расчетов зависит финансовое положение предприятия и прибыльность производства. Согласно заключенных договоров с поставщиками данных комплектующий и материалов, установлена 100% предоплата, следует, что с ростом объемов готовой продукции на складах предприятия, увеличивается не только себестоимость продукции за счет роста постоянных издержек и снижается прибыль предприятия, но и замораживаются оборотные средства, которых предприятию не хватает. Проанализировав данное положение дел, я предлагаю внедрить следующие предложения: 1. Продажа автомобилей в кредит, с условием что 50% стоимости покупки оплачивается сразу при заключении сделки, вторую половину через год, с уплатой процентов по ставке 10% годовых на оставшуюся сумму не зависимо от ставки рефинансирования. Я предполагаю, что такое предложение заинтересует определенный круг покупателей и сделает автомобиль более доступным для автотранспортных предприятий РБ. Данное предложение позволит повысить объем реализации продукции на 5%. 2. Предусмотреть систему скидок при приобретении трех и более автомобилей одним покупателем, т.е. при приобретении 3 автомобилей скидка - 3% от цены товара, при приобретении более трех скидка - 4%, а также использование бонусной скидки (или скидки за оборот), кото-рая представляет собой снижение цены в последующем. Это предложение позволит повысить объем реализации продукции на 6%. Данные предложения позволят не только повысить объем производства продукции, но тем самым позволят снизить себестоимость продукции и повысить прибыль и рентабельности как продукции, так и самого СП. В качестве базисного года возьмем 2007 год, и при составлении таблицы 5 воспользуемся данными, проанализированными выше в аналитическом разделе данного дипломного проекта. Таблица 5. Анализ повышения прибыли за счет внедрения мероприятий по совершенствованию системы расчетов с покупателями |
Наименование показателя | ед. изм. | Расчет | Значение | | 1 | 2 | 3 | 4 | | 1.Увеличение объема реализации | | 1.1. Продажа автомобилей в кредит, 5% | шт. | 450*5%= | 23 | | 1.2. Продажа автомобилей с предоставлением скидки 3%, увеличение на 2% | шт. | 450*2%= | 9 | | Итого от мероприятий | шт. | | 32 | | Планируемый объем реализации | шт. | 450+32= | 482 | | 2. Снижение себестоимости | | 2.1. Переменные затраты на единицу продукции | млн. р. | 20211/450 | 44,91 | | 2.2. Постоянные затраты | млн. р. | | 3969 | | 2.3. Средняя себестоимость реализованной продукции | млн. р. | 24180/450= | 53,73 | | 2.4. Планируемая себестоимость реализованной продукции | млн. р. | 485*44,91+3969= | 25750 | | 2.5. Планируемая средняя себестоимость реализуемой продукции | млн. р. | 25750/485= | 53,09 | | 2.6. Снижение себестоимости единицы продукции | млн. р. | 53,09-53,73= | -0,64 | | |
Продолжение табл. 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | | 3. Определение эффекта | | 3.1. Средняя цена 1 автомобиля | млн. р. | 31040/450= | 68,98 | | 3.1. Выручка от обычной реализации | млн. р. | 450*68,98= | 31041 | | 3.2. Себестоимость от обычной реализации | млн. р. | 450*53,09= | 23890,5 | | 3.3. Прибыль от обычной реализации | млн. р. | 31040-23890,5= | 7149,5 | | 3.4. Выручка от реализации продукции со скидкой 3% | млн. р. | 9*68,98-(9*68,98)*3%= | 602,2 | | 3.5. Себестоимость от реализации со скидкой | млн. р. | 9*53,09= | 477,81 | | 3.6. Прибыль от реализации со скидкой | млн. р. | 602,2-477,81= | 124,39 | | 3.7. Выручка от реализации автомобилей в кредит в первый год кредитования | млн. р. | 23*68,98*50%= | 793,27 | | 3.8. Себестоимость реализуемых автомобилей в кредит | млн. р. | 23*53,09= | 1221,07 | | 3.9. Убыток от предоставляемого кредита | млн. р. | 793,27-1221,07 | -427,8 | | 3.10. Общая выручка от реализации в 1 год | млн. р. | 31041+602,2+793,27= | 32436,47 | | 3.11. Себестоимость реализуемых автомобилей | млн. р. | 23890,5+477,81+1221,07= | 25589,38 | | 3.12. Прибыль от реализации | млн. р. | 32436,47-25589,38= | 6847,09 | | 3.14. Рентабельность продаж | % | 6847,09/32436,47= | 21,11 | | 3.15. Погашение кредита | млн. р. | 23*68,98*50%= | 793,27 | | 3.16. Проценты по кредиту | млн. р. | 793,27*10%= | 79,33 | | 3.17. Итог по доходу от предоставления кредита | млн. р. | 793,27+79,33= | 872,60 | | 3.18 Итог с учетом инфляции 105,62% | млн. р. | 872,6/105,62%= | 826,17 | | |
Из данной таблицы следует, что при росте объема выпущенной продукции на 32 автомобиля за счет предложенных мероприятий средняя себестоимость единицы продукции снизится на 1,19% или 0,64 млн. р. и составит 53,09 млн. р. Выручка вырастет в первый год на 4,5% и составит 32 436,47 млн. р., прибыль от реализации в первый год увеличится на 4,73% и составит 6 847,09 млн. р. и рентабельность продукции составит 21,11%, а в следующем году предприятие получит дополнительный доход от предоставленного товарного кредита 826,17 млн. р. Далее рассмотрим повышение прибыли отчетного периода и общей рентабельности предприятии за счет внедрения данного мероприятия, для этого рассмотрим таблицу 6. Таблица 6. Расчет повышения прибыли отчетного периода и общей рентабельности предприятия |
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | Значение | | 1. | Планируемая прибыль | млн. р. | 6847,09 | | 2. | Увеличение прибыли ?П=6847,09-6432=415,09 млн. р. | млн. р. | 415,09 | | 3. | Уровень общей рентабельности | | | | | Роб.э.=6847,09/(5021,5+19864)*100=27,51% | % | 27,51 | | 4. | Повышение общей рентабельности | | | | | Рп=Робщ.э-Р2005= 27,51-25,85=1,66% | % | 1,66 | | |
В конечном счете, данное мероприятие позволит повысить общую прибыль на 415,09 млн. р., а общую рентабельность на 1,66%, это говорит о выгодности и целесообразности данного мероприятия. ЛИТЕРАТУРА Антипова, Е. А. Новые тенденции в развитии совместных предприятий в Республике Беларусь // Вестник БГУ. 2007. сер. 2. № 3. С. 40-48. Грачев, Н. Н. Теоретическо-методологические основы привлечения иностранных инвестиций РБ // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2007. № 34. С.20-32. Мазоль, С. И. Совместные предприятия в становлении и развитии рыночной экономики: - Минск: БГЭУ, 2007 - 20 с.
|
|