Предмет экономической теории
Предмет экономической теории
13 Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория» Оглавление 1. Предмет экономической теории: различные подходы 1.1 Введение 1.2 Зарождение и развитие экономической теории 1.3 Предмет экономической теории 1.4 Заключение 2. Достижение двойного равновесия при гибком валютном курсе 2.1 Введение 2.2 Гибкие валютные курсы: достижение двойного равновесия 2.3 Заключение Список использованных источников 1. Предмет экономической теории: различные подходы 1.1 Введение Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму. Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение. Радикальные экономические и политические изменения, происходящие в нашей стране на стыке веков, требуют нетрадиционного подхода к организации учебного процесса. Речь идет о формировании модели образования, позволяющей сочетать широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения большого числа дисциплин. Эта задача стоит и применительно к преподаванию экономических дисциплин, прежде всего экономической теории. В рамках экономического знания прогрессирует плюрализм взглядов и позиций как отдельных ученых, так и школ, и направлений, постоянно растет число узкопредметных специальностей. Соответственно развиваются связи экономической теории с социологией, философией, политологией, психологией, культурологией, с комплексом точных и естественных дисциплин, и все это необходимо включать в курс экономической теории. Также в условиях динамичности хозяйственной среды в экономике возникают принципиально новые проблемы, очень быстро устаревает фактология. В таких условиях необходимо наличие некой теоретическо-методологической общей экономической науки. 1.2 Зарождение и развитие экономической теории Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.). Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости. Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров. Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй. Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон. 1.3 Предмет экономической теории Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое. Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира. Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии: - эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств; - эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ; - эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства; - эта наука о богатстве; - эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс); - А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия; - эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д. Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки. Скорее ясно, чем не занимается эта наука: - она не является экономикой домоводства; - она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы; - она не является технической наукой. Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология. В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки. 1.4 Заключение Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры. 2. Достижение двойного равновесия при гибком валютном курсе 2.1 Введение Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Межхозяйственные связи немыслимы без налаженной системы валютных отношений. В специфической форме они реализуют и развивают законы денежного обращения, действующего внутри страны. Международные валютные отношения - это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды хозяйственных связей между странами (внешняя торговля, вывоз капитала, инвестирование прибылей, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, государственные и частные переводы и др.). Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей. Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютные отношения функционируют в сфере распределения и обмена. Однако, обладая относительной самостоятельностью, они через платежные балансы, валютные курсы, кредитные и расчетные операции оказывают многообразное воздействие на состояние мировой капиталистической экономики, на ход общественного воспроизводства, направление темпы и экономические пропорции отдельных стран, их международные экономические отношения. 2.2 Гибкие валютные курсы: достижение двойного равновесия Гибкие валютные курсы - это система, при которой курсы обмена национальных валют определяются беспрепятственной игрой спроса и предложения. Рынок уравновешивается (например, английского фунта стерлингов к доллару) через ценовой, т.е. курсовой механизм. При увеличении предложения фунта стерлингов, цена фунта или его курс начинает падать. Фунт обесценивается. Это означает, что для покупки одного фунта требуется уже меньше долларов. Британские товары становятся для американцев дешевле, что стимулирует их покупать больше этих товаров. Для покупок нужны фунты и спрос на них возрастает. Вместе с этим падает спрос на доллары со стороны англичан, т.к. американские товары становятся для них дороже. Предложение фунта уменьшатся. Курс фунта начинает повышаться, приближаясь к равновесной точке. Таким образом, взаимодействие импортного спроса экспортного предложения (спрос ведет к повышению, предложение - к снижению свободного валютного курса) определяет уровень равновесия валютных курсов (равновесный валютный курс). Свободное колебание валютных курсов под воздействием изменений в спросе и предложении иностранной валюты и автоматическая корректировка, на этой основе, дефицитов и активов платежных балансов рассматривается как главное достоинство системы гибких или плавающих валютных курсов. К недостаткам относят риск и неопределенность условий торговой и инвестиционной деятельности, связанных со свободными колебаниями валютных курсов. Рассмотрим модификацию модели в условиях абсолютной мобильности капитала и плавающего курса. Первоначально экономика в равновесии NX=S-I. Основные постулаты модели: 1. В краткосрочном периоде - пересечения кривых IS и LM характеризуют объем производства. 2. При плавающем обменном курсе происходит перемещение IS до достижения равновесия платежного баланса. Если увеличивается денежная масса (M/P), процентная ставка понижается, отмечается отток капитала, обесценивается отечественная валюта. Рост реальных денег улучшает торговый баланс: увеличивается чистый экспорт и объем производства. Изменение объема производства стабилизирует процентную ставку, а затем ее повышает. Улучшение торгового баланса увеличивает совокупный спрос. Поскольку совокупный спрос равен сумме потребления, инвестиций, государственных закупок и чистого экспорта, то следует напомнить, что потребление находится в прямой зависимости от чистого дохода инвестиций, в обратной зависимости от изменения ставки процента, а чистый экспорт - в обратной зависимости от обменного курса. 2.3 Заключение Валютный курс играет важную роль в рыночной экономике и оказывает большое влияние на многие макроэкономические процессы, происходящие в обществе. С помощью валютного курса сопоставляются цены на товары и услуги, произведенные в разных странах. От уровня валютного курса зависит конкурентоспособность национальных товаров на мировых рынках, объемы экспорта и импорта, а следовательно, состояние баланса текущих операций. Валютный курс воздействует на направление международных потоков капитала. Решение о вложении национального капитала в активы той или иной страны принимается исходя из ожидаемой реальной прибыли на инвестируемый капитал, которая зависит от процентной ставки и ожидаемых изменений валютного курса. Валютный курс наряду с процентной ставкой сам по себе выступает ценой актива. При наличии развитых финансовых рынков сегодняшняя стоимость актива, получение которого ожидается в будущем, определяется дисконтированием его будущей стоимости в соответствии с процентной ставкой и ожидаемым уровнем валютного курса. Динамика валютного курса, степень и частота его колебаний являются показателями экономической и политической стабильности общества. Валютный курс выступает объектом макроэкономической политики. С его помощью нередко происходит урегулирование платежного баланса. Валютный курс играет важную роль при разработке и проведении кредитно-денежной политики, поскольку поддержание определенного уровня валютного курса может потребовать использования официальных валютных резервов, что неизбежно отразится на предложении денег в экономику. Список использованных источников 1. С.М. Климов, А.П. Селин, Т.А. Федорова Макроэкономика. Санкт- Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и торговли, 2008г. 2. Макроэкономика. Теория и Российская практика: учебник под. ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной - 4-е изд. - М.: КНОРУС, 2007г. 3. Баранов А.О. Лекции по макроэкономике: учебное пособие для вузов -Новосибирск: изд-во СО РАН, 2007г. 4. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие А.Д. Косьмин - М.: ЗАО Издательство Экономика, 2006г. 5. Киселева Е.А. Макроэкономика: курс лекций - М.: ЭКСМО, 2005г. 6. Абель Эндрю Макроэкономика: учебник - М.: Питер, 2008г. 7. Балабанова А.В. Макроэкономика. Механизмы повышения качества роста: учебное пособие - М.: Высшая школа, 2008г.
|