Прекращение деятельности предприятия
Прекращение деятельности предприятия
Реорганизация предприятия. Виды реорганизации юридических лиц В научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления. Несовершенство и противоречивость законодательства, отсутствие многих правовых норм, касающихся процесса реорганизации, ведут к тому, что существуют реальные риски признания любой реорганизации юридического лица незаконной. Нетрудно заключить, что в законодательстве установлены лишь общие принципы реорганизации акционерных обществ. Поскольку речь идет о сложном правовом институте, необходимо не только привести в соответствие отдельные противоречивые действующие правовые нормы, но и детализировать их, а также ввести дополнительные нормы, что позволит упорядочить процедуру реорганизации Республики Беларусь, защитить права кредиторов, а также поможет обеспечить стабильность гражданского оборота в целом. Этим обусловлена актуальность темы дипломной работы, в которой автор попытается раскрыть особенности этого института гражданского права. Говоря об организации, следует отметить то, что её функционирование начинается с непосредственного создания. Принято выделять два вида процедуры создания различными путями: - путём учреждения нового предприятия, - путём реорганизации уже имеющегося. Следует учитывать, что создание и регистрация нового юридического лица процесс менее длительный и менее кропотливый. При реорганизации необходимо оценивать результаты деятельности как до, так и после преобразований. Традиционно рассматривают реорганизацию с точки зрения последствий прекращения юридических лиц: относительное прекращение при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Реорганизация - способ создания или прекращения юридического лица, вследствие которого происходит преемственность в правах и обязанностях. Реорганизация является специфическим способом образования новых и прекращения действующих юридических лиц. Основные цели, которые преследуют участники реорганизации - это, прежде всего финансовая выгода (укрупнение юридического лица, увеличение материального и имущественного фонда), увеличения доли присутствия на рынке, оптимизация налогообложения. Также не стоит списывать со счетов и такую цель как уход от исполнения обязательств, гарантиями исполнения которых, могут служить привлекательные активы либо имущество. Реорганизация - одна из наиболее часто применяемых в последнее время процедур в процессе деятельности практически всех организаций. Традиционно реорганизация рассматривается с точки зрения установленной законодателем процедуры перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства. Для проведения реорганизации необходима, конечно же, оптимальная правовая база, призванная обеспечить достижение необходимого результата. Следует обратить внимание на способы реорганизации: - добровольный (по решению участников); - разрешительный (с согласия государственных органов); - принудительный (по решению уполномоченных органов государственной власти или суда). Реорганизация юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. По различным основаниям эти пять форм разбивают на различные группы. Первая группа: по субъекту : - слияние, присоединение, преобразование Вторая группа: по судьбе имущественной массы: - слияние, присоединение (увеличивается); - разделение, выделение (уменьшается); - преобразование (остается без изменений). Третья группа: по факту сохранения ранее существовавшего юридического лица: - присоединение, выделение, преобразование (сохраняется); - слияние, разделение (не сохраняется); Четвертая группа: по оформляющему реорганизацию акту: - слияние, присоединение, преобразование (передаточный акт); - разделение, выделение (разделительный баланс). Пятая группа: по моменту реорганизации: - слияние, разделение, выделение, преобразование (с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц); - присоединение (с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних. Присоединение юридического лица считается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому ранее созданному юридическому лицу. Под разделением юридического лица понимается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам. Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Преобразование юридического лица состоит в его прекращении и образовании на его основе юридического лица другой организационно-правовой формы. Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них - при разделении, слиянии и преобразовании - наряду с прекращением возникает новое (при слиянии и преобразовании) или несколько новых (при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение одного или нескольких новых юридических лиц. В каждом конкретном случае мотивы, побуждающие руководителей проводить реорганизацию своих предприятий - различны. Но, как бы, то, ни было, объединяет их стремление к повышению эффективности работы и упрочению позиций предприятия на рынке. Как правило, посредством слияния и поглощения компании могут значительно увеличить эффективность своей деятельности за счет существенной экономии на текущих издержках, оптимизации управления и повышения конкурентоспособности. Гражданский кодекс Республики Беларусь даёт основные понятия реорганизации. Существование большинства юридических лиц не ограничено какими-либо временными рамками. Прекращение юридических лиц может влечь за собой различные последствия. В зависимости от них различают два вида прекращения: реорганизацию и ликвидацию. Реорганизация является как одной из форм создания, так и одной из форм ликвидации юридического лица, причем одновременно могут создаваться и ликвидироваться несколько юридических лиц. При реорганизации происходит замена субъектов, которые имеют определенные права и обязанности. Реорганизация является способом, как прекращения юридических лиц, так и возникновения новых. Реорганизация юридического лица - это его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующих организаций. Проще это можно сказать так: реорганизация - способ прекращения деятельности юридического лица, характеризующийся переходом прав и обязанностей к другому юридическому лицу. В таких случаях ко вновь возникшим или ранее существующим организациям, помимо участников и имущества юридического лица, могут перейти особенности его организационной структуры, правоспособности, фирменного наименования и др. Реорганизация возможна в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Согласно нормам в случаях, предусмотренных специальными законами, такой вид реорганизации юридических лиц, как разделение или выделение, может иметь место по решению уполномоченных на то государственных органов, а слияние, присоединение и преобразование - только с их согласия. Общие для большинства юридических лиц правила на этот счет содержатся в Законе о конкуренции, поскольку он говорит о хозяйствующих субъектах, а хозяйственной предпринимательской деятельностью у нас вправе заниматься и фактически занимаются как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица. Слияние как способ реорганизации юридического лица означает укрупнение вновь возникающего субъекта гражданского права за счет прекращения нескольких юридических лиц. При этом все права и обязанности каждого из них суммируются организацией, возникающей в результате слияния, в соответствии с передаточным актом. Присоединение заключается в том, что существующая организация за счет того, что одна или несколько других организаций вливаются в нее, сами, утрачивая признаки юридического лица. Это способ реорганизации при котором права и обязанности одного ранее существовавшего юридического лица переходят к другому юридическому лицу. Права и обязанности переходят к укрупняющемуся юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Разделение означает дробление одного юридического лица, прекращающего свое существование, на несколько более мелких организаций. Следовательно, права и обязанности прекращаемого юридического лица тоже дробятся: они переходят ко вновь возникшим организациям на основании данных разделительного баланса. Выделение - это, как и разделение, способ разукрупнения юридических лиц; в отличие же от разделения, при этом способе разукрупнения организация не перестает существовать, но уменьшаются объемы ее характеристик как юридической личности: уменьшается закрепленный за ней имущественный комплекс, численность ее участников, объем гражданской правоспособности. Все это как бы «вычитывается» из нее и переходит ко вновь возникающим на такой основе другим юридическим лицам. Документом, фиксирующим подробности данного процесса, является составляемый при этом разделительный баланс. Еще одним способом реорганизации юридических лиц признано их преобразование, т. е. изменение их организационно-правовой формы юридического лица. При этом сама организация, ее участники и ее имущество в количественном плане могут остаться неизменными; но изменяется совокупность определенных признаков, характеризующих тип соответствующего юридического лица: его назначение как объединение других лиц и их имущества; правовой режим имущества, закрепленного за ним; методы решения тех или иных вопросов, возникающих в деятельности данной организации; объем требований, предъявляемых к учредительным документам данного юридического лица и к величине его уставного капитала; зависящий от всего этого способ образования и прекращения данного юридического лица. При преобразовании юридического лица ко вновь возникшему субъекту переходят права и обязанности преобразуемого юридического лица в соответствии с передаточным актом. Ярким примером преобразования как формы реорганизации юридического лица является акционирование унитарных предприятий. Та же форма реорганизации - преобразование юридического лица - происходит при продаже предприятий согласно Положению о порядке продажи государственных предприятий-должников, которое допускает их продажу с сохранением статуса юридического лица. По отношению к отдельным видам юридических лиц в законодательстве предусмотрены особые правила, касающиеся их реорганизации. В тоже время существуют некоторые общие правила реорганизации юридических лиц. Они сводятся к следующему: Во-первых, реорганизация возможна, как правило, лишь, когда об этом есть решение учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Во-вторых, в отдельных случаях в качестве меры предупреждения или преодоления монополистической деятельности на товарных рынках реорганизация юридических лиц в форме разукрупнения возможна в принудительном порядке по решению уполномоченных государственных органов. Если участники юридического лица или иные лица, которым адресовано такое решение, не проведут реорганизацию в установленный срок, то суд по иску может назначить внешнего управляющего юридическим лицом и поручить ему, провести его реорганизацию. С этого момента к внешнему управляющему переходят права органа данного юридического лица: он выступает от его имени в суде, составляет разделительный баланс, передает его на рассмотрения суда вместе с учредительными документами вновь возникающих юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. В-третьих, в то же время в законодательстве предусмотрены гарантии прав разукрупняемого юридического лица. Решение о принудительном разукрупнении коммерческих организаций принимается при наличии совокупности следующих условий: возможности организационного и территориального обособления ее структурных единиц; отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи; возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара. Юридическое лицо считается реорганизованным, как правило, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При проведении реорганизации юридических лиц должны учитываться интересы их кредиторов, так как последние вступали в имущественные отношения с одними организациями, а потом на месте должников оказываются другие, что может нарушить интересы кредиторов реорганизуемого юридического лица. Во избежание этого участники юридического лица или орган, принявший решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом его кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения причиненным им досрочным прекращением обязательств убытков. При разукрупнении юридического лица, возникшие на его основе организации, становятся перед его кредиторами солидарными должниками, если из содержания разделительного баланса нельзя определить, кто из них и в каком объеме принял на себя долги реорганизуемого юридического лица. Решение о реорганизации юридического лица, как отмечалось, может быть принято его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то его учредительными документами. Реорганизация может быть также осуществлена по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Однако это возможно только в случаях, прямо установленных законом. Кроме того, по решению государственного органа или суда юридическое лицо может быть реорганизовано лишь в форме его разделения либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц. По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим. Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить: Во-первых: в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании); Во-вторых: в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении); В-третьих: частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении). Переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации оформляется соответствующими правоустанавливающими документами: передаточным актом реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования или разделительным балансом (при реорганизации в формах разделения и выделения). Утвержденные передаточный акт (или разделительный баланс имеют важнейшее значение, поскольку по этим документам определяется состав прав и обязанностей, переходящих к соответствующему правопреемнику. Однако вряд ли их можно считать правоустанавливающими документами в том смысле, что без этого документа нет перехода соответствующего права. Скорее они являются доказательствами решения о распределении прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. К правопреемникам переходят и не отраженные в этих документах и даже не выявленные на момент реорганизации права и обязанности реорганизованных правопредшественников. Реорганизация юридического лица не влечет появления в обязательстве дополнительных участников ни на стороне кредитора, ни на стороне должника, происходит лишь прекращение участия реорганизуемого юридического лица во всех обязательствах, права и обязанности, по которым переходят в порядке универсального правопреемства к другим юридическим лицам. Причем сами обязательства не прекращаются, а продолжают исполняться лицами, заменившими выбывшего из обязательства первоначального участника. Поскольку при реорганизации в формах разделения и выделения у вновь образованных юридических лиц правопреемство возникает в отношении строго определенных обязательств реорганизованного юридического лица, предусмотрено, что подготавливаемый разделительный баланс должен состоять не менее чем из двух частей: баланса реорганизуемого юридического лица и баланса создаваемого юридического лица. Данное требование к его форме объясняется тем, что только при сопоставлении балансов реорганизованного юридического лица и каждого вновь образованного юридического лица можно определить объем прав и обязанностей, перешедших в процессе реорганизации к правопреемникам, и в каких пропорциях эти права и обязанности распределяются между ними. При реорганизации любого предприятия или организации в обязательном порядке должна проводиться инвентаризация его имущества и денежных обязательств. Основными целями инвентаризации являются: - выявление фактического наличия имущества; - сопоставление фактического имущества с данными бухгалтерского учета; - проверка полноты отражения в учете обязательств; - установление действительности обязательств, права и обязанности, по которым в процессе реорганизации перешли к правопреемнику. Для успешного выполнения указанных задач необходимо, чтобы к разделительному балансу реорганизованного юридического лица был приложен последний акт инвентаризации. За понятием «реорганизация» стоит переход имущества одного лица к другому, и в принципе, не придумай законодатель подобного легального определения, этот процесс вполне мог протекать в следующей форме: получение участниками причитающегося им имущества юридического лица и незамедлительная передача его в полном объеме другому юридическому лицу. Динамика подобных отношений предполагала бы юридически значимую трансформацию прав участников реорганизуемого юридического лица: из обязательственных - в вещные и затем обратно в обязательственные. При этом очевидно, что, поскольку реальный вклад в уставный капитал юридического лица осуществлял бы обладающий имуществом на правах собственника участник прекратившего существование предприятия, он бы и выступал законным учредителем первого. Итак, реорганизация - процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей, субъектного состава участников либо организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица и влекущий универсальное правопреемство. Реорганизация юридических лиц может быть представлена как их прекращение. Однако это определение не является всеобъемлющим и не включает такой вид реорганизации, как выделение, влекущее не прекращение, а, наоборот, возникновение нового субъекта права. К юридически значимым признакам реорганизации можно отнести следующие: - универсальное правопреемство вновь возникших (в случае присоединения - измененных) юридических лиц, включающее, помимо перехода к преемнику актива, также одну передачу имущественных обязанностей (пассива); - отсутствие какой-либо связи (обязательственно-правовой или вещной) между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником и полная автономия последнего; - изменение размера уставного капитала и субъектного состава участников (в случае преобразования - только организационно-правовой формы) реорганизуемого юридического лица; - все или часть участников реорганизуемого субъекта выступают учредителями (участниками) его правопреемника. Ликвидация коммерческой организации. Правовая основа прекращения деятельности предприятия Ликвидация является способом прекращения юридического лица, в результате которого наступает его своеобразная «смерть». В законодательстве Республики Беларусь не дано четкого определения упомянутого понятия. Статья 57 Гражданского кодекса (ГК) лишь указывает на правовые последствия ликвидации для юридического лица: «Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами». Такой переход прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица предусматривается, к примеру, Правилами накопления повременных платежей ликвидируемых предприятий в связи с причинением увечья, иным повреждением здоровья либо смертью работника, утвержденными Постановлением Совета Министров от 04.11.1992 № 664. Пункт 9 указанных Правил определяет, что при недостаточности средств у ликвидированного юридического лица для накопления повременных платежей в полном объеме бремя расходов возлагается на собственника этого предприятия в случаях, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами, а при недостаточности средств у последнего либо их отсутствии - на Пенсионный фонд. Правилами размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита, утвержденными Постановлением Правления Национального банка РБ от 24.05.2001 №116, предусмотрено также частное правопреемство в части погашения задолженности ликвидируемого (ликвидированного) юридического лица перед банком по кредиту и начисленным процентам. Пункт 29 определяет: «Задолженность по кредиту и начисленным процентам ликвидируемого (ликвидированного) или не прошедшего в установленном порядке перерегистрацию, либо длительно (более 1 года) не осуществляющего хозяйственную деятельность юридического лица может быть погашена любыми юридическими и физическими лицами как безналичным, так и наличным путем в белорусских рублях и (или) в иностранной валюте». Таким образом, белорусский законодатель, указав в статье 57 ГК РБ на возможность правопреемства при ликвидации юридического лица, тем самым обеспечил определенную правовую защиту интересов третьих лиц, затрагиваемых при прекращении субъекта хозяйствования (к примеру, его работников). Ликвидация юридического лица может проводиться по различным основаниям, в соответствии с которыми выделяют две ее разновидности - добровольную и принудительную. Добровольно ликвидация производится по решению учредителей (участников) юридического лица либо его органа, уполномоченного на то учредительными документами. В подпункте 1 пункта 2 статьи 57 ГК РБ закреплено: «Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей(участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер». При добровольной ликвидации инициаторами прекращения того или иного субъекта хозяйствования выступают его учредители (участники). Принудительная ликвидация допускается по решению суда или иных органов, в случаях предусмотренных законодательными актами. В соответствии с ГК РБ (пп.2 п.2 ст.57), суд может принять решение о ликвидации юридического лица в случаях: - непринятия решения о ликвидации при истечении срока, на который создано юридическое лицо, при достижении цели, ради которой оно создано; - осуществления деятельности без надлежащего разрешения(лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Часть 2 подпункта 3 статьи 57 ГК, таким образом, содержит одновременно несколько оснований для ликвидации юридического лица, из которых наиболее сложными для практического применения являются осуществление деятельности без лицензии и осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства. Проблема состоит в том, является ли аннулирование лицензии юридического лица на осуществление определенной деятельности(к примеру, производство взрывчатых веществ, лекарственных препаратов и так далее) основанием для его ликвидации, есть ли основания для ликвидации в случае, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности и лицензия на один из них аннулирована, как поступить суду в ситуации, когда юридическое лицо в своей деятельности допускает неоднократные или грубые нарушения закона, иных нормативно-правовых актов, однако является единственным торговым предприятием в населенном пункте и его ликвидация может вызвать негативные последствия для проживающих там граждан. Законодательством эти вопросы не урегулированы, их разрешение - это вопрос судебной практики. Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента РБ от 16.03.1999 №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» в редакции Декрета Президента РБ от 16.11.2000 №22, дополнен перечень оснований ликвидации юридического лица, указанный в ГК, применительно к коммерческим организациям. Согласно пункту 41.2 Положения, коммерческая организация может быть ликвидирована по решению хозяйственного суда, помимо оснований, предусмотренных ГК, по следующим основаниям: - сокрытие (занижение) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд. - наличие убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков; - наличие задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива; - уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда[10]. Постановление Совета Министров от 22.11.1999 №1825 «О нормативном регулировании понятия «чистые активы» указывает, что чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов юридического лица, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. Активы, принимаемые к расчету, - это денежное или неденежное имущество юридического лица, в состав которого включаются по балансовой стоимости: основные средства; нематериальные активы; незавершенное строительство; долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, за исключением балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров; запасы; дебиторская задолженность, за исключением задолженности участников (учредителей) по их взносам в уставный фонд(капитал); прочие активы. Пассивы, принимаемые к расчету, - это обязательства юридического лица, в состав которых включаются: целевые финансирование и поступления; заемные средства; кредиторская задолженность; расчеты по дивидентам; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей; прочие пассивы. Вынести решение о ликвидации вправе соответствующий регистрирующий орган в случаях: - нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством. - нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством. - неосуществления предусмотренной учредительными документами предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах неосуществления такой деятельности. Регистрирующий орган обязан согласовывать ликвидацию коммерческих организаций, акции (доли) которой находятся в государственной собственности, с республиканским органом государственного управления или местным исполнительным и распорядительным органом, уполномоченным управлять соответствующим государственным имуществом. Следует отметить, что существуют некоторые особенности ликвидации некоммерческих организаций, хотя в целом ликвидация данных юридических лиц осуществляется по общим правилам, установленным законодательством. Пункт 4 статьи 57 ГК гласит: «Юридическое лицо, являясь коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса вследствие признания его экономически несостоятельным (банкротом)». То есть некоммерческая организация прекращает свою деятельность не только по основаниям, изложенным в пункте 2 данной статьи, но для этой категории участников гражданского оборота пункт 4 предусматривает дополнительное основание ликвидации. Кроме того, ряд иных норм ГК также содержит дополнительные основания прекращения данных юридических лиц, но уже конкретизируя непосредственно для каждой отдельной организационно-правовой формы. Так, Кодекс указывает на следующие формы некоммерческих юридических лиц: потребительские кооперативы, общественные организации, религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения, ассоциации и союзы(пункт 3 статьи 46 разрешает создание некоммерческой организации и в других формах, предусмотренных законодательством, поэтому уже действуют творческие союзы, товарищества собственников жилых помещений). Потребительские кооперативы ликвидируются по общим правилам о ликвидации юридических лиц, указанных в статье 57 ГК, а также в судебном порядке по требованию кредиторов (пункт 4 статьи 116). Общественные организации могут быть ликвидированы по решению их высших органов и по решению суда за совершение объединением действий, указанных в статье 3 Закона РБ «Об общественных объединениях» от 04.10.1994 № 3254-XII (свержение или насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганда войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, оказание отрицательного влияния на физическое и психическое здоровье граждан), в случае повторного в течение года совершения действий, за которые было вынесено письменное предупреждение и если при регистрации общественного объединения со стороны его учредителей были нарушены требования упомянутого выше Закона «Об общественных объединениях» и иных актов законодательства. Политические партии, в соответствии со статьей 35 Закона РБ «О политических партиях» от 05.10.1994 № 3266-XII, прекращают свою деятельность по решению высших органов, а также по решению Верховного Суда РБ за деятельность, имеющую целью изменение конституционного строя, или за ведение пропаганды войны, национальной розни, религиозной и расовой вражды или повторного в течение года совершения действий, за которые было вынесено письменное предупреждение. Кроме того, Верховный Суд вправе вынести решение о ликвидации за нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Деятельность религиозных организаций может быть прекращена при их ликвидации в соответствии с их собственными установлениями. Решение о ликвидации подобных юридических лиц выносится судом в случае повторного в течение года нарушения законодательства РБ, осуществления деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, или направленной против суверенитета РБ, конституционного строя и гражданского согласия, пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни, унижения национальной чести и достоинства, осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности(статья 18 Закона РБ «О свободе совести и религиозных организациях» от 17.12.1992 № 2054-XII). Фонд может быть ликвидирован только судом по заявлению заинтересованных лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 119 ГК: · если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества невозможна; · если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; · в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; · в иных случаях, предусмотренных законодательством. В нашем государстве действуют и бюджетные фонды, законодательство о которых не согласуется с изложенными выше правилами статьи 119 ГК. Примером могут служить бюджетные фонды охраны природы в РБ. Их деятельность регулируется Положением о порядке формирования и использования средств бюджетных фондов охраны природы в РБ на 1998 г., утвержденным Постановлением Совета Министров РБ от 02.04.1998 №30. Учреждение может быть ликвидировано по общим правилам ликвидации юридических лиц, но оно не может быть объявлено банкротом, поскольку субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждения. Это вытекает из анализа статьи 120 ГК. Ликвидация ассоциаций и союзов также осуществляется по общим правилам ликвидации юридических лиц, но ассоциация (союз) не может быть признана банкротом, так как по ее обязательствам субсидиарную ответственность несут ее члены (статья 123 ГК). Имеются особенности прекращения деятельности потребительских союзов. Они ликвидируются по решению их высших органов с согласия соответствующего исполнительного и распорядительного органа (в случае ликвидации республиканского союза - с согласия Правительства РБ), а также по основаниям, предусмотренным законодательством РБ (пункт 55 Положения о потребительской кооперации в Республике Беларусь, утвержденного Декретом Президента РБ от 20.08.1999 № 32) [26]. Общим для всех случаев ликвидации независимо от оснований ее проведения является создание ликвидационной комиссии, назначения ликвидатора органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. Фактически именно с этого момента и начинается непосредственно указанный процесс, так как можно говорить о том, что создание ликвидационной комиссии или назначение ликвидатора (суть идентичные понятия) - это воплощенное, реализованное решение о ликвидации юридического лица. Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет собой достаточно сложную процедуру, порядок проведения которой можно представить следующей схемой. Исходя из статьи 59 ГК, этапами ликвидации являются: 1. выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица; 2. составление промежуточного ликвидационного баланса; 3. продажа имущества ликвидируемого юридического лица; 4. выплата денежных сумм кредиторам; 5. составление ликвидационного баланса. Расчетная часть Структура оборотных и внеоборотных активов предприятия и ее изменение за отчетный год. Табл. 1 - Состав и структура внеоборотных активов предприятия |
Статьи баланса | На начало года | На конец года | Изменение | | | Млн. руб | Удельный вес, % | Млн. руб | Удельный вес, % | Млн. руб. | Удельный вес, % | Темп изменения, % | | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | Внеоборотные активы: | 1111112 | 100 | 1433435 | 100 | 322323 | 100 | 29,01 | | основные средства | 1000578 | 90,05 | 1275170 | 88,96 | 274592 | 85,19 | 27,44 | | нематериальные активы | 101 | 0,01 | 312 | 0,02 | 211 | 0,07 | 208,91 | | доходные вложения в материальные ценности | 845 | 0,08 | 2792 | 0,19 | 1947 | 0,60 | 230,41 | | вложения во внеоборотные активы | 109588 | 9,86 | 155161 | 10,82 | 45573 | 14,14 | 41,59 | | прочие внеоборотные активы | - | - | - | - | - | - | - | | Итого по разделу 1 | 1111112 | 100 | 1433435 | 100 | 322323 | 100 | 29,01 | | |
1) Находим удельный вес каждой позиции баланса: 1000578/1111112*100%=90,05 % и т.д. 2) Находим изменение в млн. руб.: 1433435-1111112=322323 млн. руб. и т. д. 3) Находим темп изменения: 1433435/1111112*100%=129,01 %, т. е. процент изменения внеоборотных активов в целом - 29,01 % и т. д. Вывод: таким образом, внеоборотные активы в отчетном периоде по сравнению с базовым в общем увеличились на 322 323 млн. руб., что составило 29,01 %. Табл. 2 - Состав и структура оборотных активов предприятия |
Статьи баланса | На начало года | На конец года | Изменение | | | Млн. руб | Удельный вес, % | Млн. руб | Удельный вес, % | Млн. руб. | Удельный вес, % | Темп изменения,% | | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | 1.Запасы и затраты, в том числе: | 83422 | 30,50 | 140759 | 28,52 | 57337 | 26,06 | 68,73 | | сырье и материалы | 54741 | 20,02 | 89557 | 18,15 | 34816 | 15,82 | 63,60 | | незавершенное производство | 7452 | 2,72 | 26528 | 5,38 | 19076 | 8,67 | 255,99 | | готовая продукция | 14169 | 5,18 | 14317 | 2,90 | 148 | 0,07 | 1,05 | | товары отгруженные | - | - | - | - | - | - | - | | 2. Дебиторская задолженность (включая прочую) | 149495 | 54,66 | 184898 | 37,46 | 35403 | 16,09 | 23,68 | | 3. Денежные средства | 5307 | 1,94 | 126557 | 25,64 | 121250 | 55,10 | 2284,72 | | Итого по разделу 2 | 273484 | 100,00 | 493528 | 100,00 | 220044 | 100,00 | 80,46 | | |
1) Находим удельный вес каждой позиции баланса: 83422/273484*100=30,50% и т. д. 2) Находим изменение в млн. руб.: 140759-83422=57337 млн. руб. и т. д. 3) Находим темп изменения: 140759/83422*100%=168,73%, т. е. процент изменения запасов и затрат - 68,73 % и т. д. Вывод: из расчетов видно, что в целом оборотные активы возросли на 220044 млн. руб., что составило 80,46 %, дебиторская задолженность (включая прочую) увеличилась на 35403 млн. руб., что составило 23,68 %, а денежные средства предприятия увеличились на 121250 млн. руб., что составило 2284,72%. Показатели экономической эффективности Табл. 3 - Показатели экономической эффективности |
Наименование показателя | Ед. изм | 1 -ый год | 2-ой год | % | | А | 1 | 3 | 6 | 7 | | Прибыль от реализации продукции балансовая | Млн. руб | 616140 | 977522 | 58,65 | | Деловая активность или капиталоотдача | Млн. руб | 1,28 | 1,23 | -3,91 | | Рентабельность активов по балансовой прибыли | % | 44,50 | 50,73 | 14 | | Рентабельность активов по чистой прибыли | % | 25,36 | 31,93 | 25,91 | | Рентабельность собственного капитала по балансовой прибыли | % | 225,29 | 198,07 | -12,08 | | Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли | % | 128,38 | 124,66 | -2,90 | | Рентабельность основного капитала | % | 55,45 | 68,19 | 22,98 | | Прибыльность продукции | % | 34,69 | 41,27 | 18,97 | | Рентабельность продукции | % | 79,23 | 98,61 | 24,46 | | Прибыльность продаж (оборота) по балансовой прибыли | % | 236,42 | 40,52 | -82,86 | | Прибыльность продаж (оборота) по чистой прибыли | % | 134,72 | 25,50 | -81,07 | | Индекс доходности предприятия | | 1,63 | 2,15 | 31,90 | | |
1) Капиталоотдача: Ко=В/А=1775933/1384596=1,28 млн. руб. и т. д. 2) Рентабельность активов по балансовой прибыли: Ра=Пб/А*100%=616140/1384596*100=44,50% и т. д. 3) Рентабельность активов по чистой прибыли: Ра=Чп/А*100%=351093/1384596*100%=25,36 % и т. д. 4) Рентабельность собственного капитала по балансовой прибыли: Рк=Пб/ОС*100%=616140/273484*100%=225,29 % и т. д. 5) Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли: Рк=Пч/ОС*100%=351093/273484*100%=128,38 % и т. д. 6) Рентабельность основного капитала: Рк=Пб/ОФ*100%=616140/1111112*100%=55,45% и т. д. 7) Прибыльность продукции: П=Пр/Вр=616140/1775933*100=34,69 % и т. д. 8) Рентабельность продукции: Рп=Пв/С*100%=616140/777675*100%=79,23% и т. д. 9) Прибыльность продаж (оборота) по балансовой прибыли: П=Пб/Д*100%=616140/260615*100=236,42% и т. д. 10) Прибыльность продаж (оборота) по чистой прибыли: П=Пч/Д*100=351093/260615*100%=134,72 % и т. д. 11) Индекс доходности предприятия: Iд=Д/Р=1820065/1116379=1,63% и т. д. 12) Процент увеличения показателей: 977522/616140*100=158,65 % - 100%=58,65 % и т. д. Вывод: таким образом, расчеты показали, что прибыль от реализации продукции возросла на 58,65, прибыльность всей продукции увеличилась на 18,97 %, и, соответственно, рентабельность возросла на 24,46%. Индекс доходности возрос на 31,90, что говорит об увеличении доходов предприятия. Это положительная ситуация для предприятия, оно работает экономически эффективно и приносит достойную прибыль. Развиваясь такими темпами, организация добьется больших успехов в экономической среде и займет достойное место на рынке товаропроизводителей. Расчет динамики показателей Табл. 4 - Расчет динамики показателей |
Наименование показателя | Ед. изм | Базисный год | Анализируемый пеиод | Изменение | | | | | 1-год | 2-год | абсолютное | %, | | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | 1.Активы предприятия | Млн. руб | 1384596 | 1384596 | 1926963 | 542367 | 139,17 | | 2.Собственный капитал | Млн. руб | 1268234 | 1268234 | 1789850 | 521616 | 141,13 | | 3. Балансовая прибыль | Млн. руб | 616140 | 616140 | 977522 | 361382 | 158,65 | | 5. Заемные средства (стр.1-стр.2) | Млн. руб | 102231 | 102231 | 96129 | -6102 | 94,03 | | 6. Рентабельность активов | % | 44,50 | 44,50 | 50,73 | 6,23 | 114 | | 8. Рентабельность собственного капитала | % | 225,29 | 225,29 | 198,07 | -27,22 | 87,92 | | |
1) Недостающие данные берем из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также из таблицы 3 - Показатели экономической эффективности. 2) Абсолютное изменение рассчитываем путем разности данных анализируемых годов: 1926963-1384596=542367 млн. руб. и т. д. 3) Изменение в процентах рассчитываем путем деления анализируемых граф (гр. 4/гр. 2) и умножением результата на 100 %. Вывод: расчеты показали, что активы предприятия возросли на 542367 млн. руб., что составило 39,17%, собственный капитал увеличился на 521616 млн. руб., что составило 41,13 %, балансовая прибыль возросла на 361382 млн. руб., что составило 58,65%, а доля заемных средств снизилась на 5,97 %, что в сумме равно 6102 млн. руб. Это благоприятная обстановка для предприятия, т. к. снизилось влияние участия сторонних организаций. Список литературы 1. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 декабря Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электр.ресурс] СМЯГО» «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мш 2005. 2. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 18.03.1999 № 11/ Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 18.06.1999. № 45, 2/40. 3. Положение по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов: Утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118/ Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - № 109. - № 5/9431. 4. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (товаров, работ): Утв. Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа. Министерства труда Республики Беларусь от 30.01.1998, Министерства экономики Республики Беларусь от 26.01.1998, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 30.01.1998, Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.1998, Министерства труда Республики Беларусь от 30.01.1998 № 19-12/397/01-21/8/3/03-02-07/300 (ред. от 07.06.2005). 5. Бабук И.М. Экономика предприятия: учеб, пособие для студентов технических специальностей / И.М. Бабук - Мн.: «ИВЦ Минфина», 2006. 6. Мясникова, О.В. Экономика предприятия: учеб.-метод. комплекс. - Минск: Изд-во МИУ, 2005. 7. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: ООО «Новое знание», 2003. 8. Закон Республики Беларусь «О предприятиях» от 14.12.1990г.//НРПА.-2001.-№ 48.- 2/759. 9. Положение о государственной регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999г. № 11//НРПА . 2003. №127.1/5084. 10. Мясникова, О.В. Экономика предприятия: учеб.-метод. комплекс. - Минск: Изд-во МИУ, 2005. 11. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003.
|