Проблема развития малого бизнеса: общегосударственные и региональные аспекты
Проблема развития малого бизнеса: общегосударственные и региональные аспекты
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТАНА ТЕМУ:ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА: ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Выполнил: студент гр. Проверил: Днепропетровск 2005 ПЛАН 1. Малый бизнес.2. Место малого бизнеса в экономике промышленого развития страны.3. Государственная поддержка малого бизнеса в Украине.1. Малый бизнес.В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение преобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, салого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирование и насыщение рынка потребительских товаров в условиях дистабилизации экономики и ограничености финансовых ресурсов. Малое предпинимательство, оперативно реагирующее на именение конъюктуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого и среднего бизнеса несёт в себе множество перспектив: - увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической сабильности в демократическом обществе; - рост доли экономически активного населения, чтто увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп; - создание новых рабочих мест с относительно низкими ? затратами, особенно в сфере обслуживания; - подготовка кадров за счёт использования работников с ограниченым формальным образованием, которые преобретают свою квалификацию на месте работы; - ликвидация монополии производителей, создания конкурентной среды; - улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики. Необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и “жизненный цикл” малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Так, малые фирмы чаще всего проигрывают крупным в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают то под высокие проценты, что приводит к росту себистоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из - за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом, как в часности изучение спросана свою продукцию, так и проведение рекланмых кампаний. Они чаще испытывают недостаток в квалифицированой рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серйозную проблему для малых фирм представляет имитирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное имитирование и ещё меньше - ? 2. Место малого бизнеса в экономике промышленого развития страны. Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70 % валового национального подукта. В США, к категории малых относятся предприятия с числом занятых до 500 человек. Подобные фирмы составляют 99 % всех американских компаний. Основная масса приходится на мельчайшие комнатные предприятия: в 87 % всех фирм работает не более 20 человек, в 80 % менее 10 человек. В начале 1989 году общее число американских фирм по данным налоговой инспекции достигло, 19 млн., без сельского хозяйства; из которых 3978 тыс. Представляют собой корпоряции, 1831 тыс, - партнёрства, и 13238 тыс - фирмы находящиеся в единоличном владении. Из них всего 7 тыс. фирм класифицировались как крупные с числом занятых свыше 10 тыс. человек. Ныне в США функционирует свыше 15 миллионов малых предприятий, которые производят около 40 % валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. В Японии на начало 1990 - х годов малые предприятия и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы (кроме добывающей промышлености) составляли 99,1 %, а численность занятых на них 79,2 %. На долю пободных фирм приходится 78 % годовой выручки в розничной торговли и 62,1 % - в оптовой торговле. В Великобританиигде, напомним, разряду мелких фирм относятсяяя фирмы с числом занятых до 24 человек. В 1990 году их было почти 2,4 миллиона (96% общего числа малых компаний). На них трудилось 36 % всех наёмных работников, и давали эти предприятия 21 % общего товарооборота. В 1980 - 1989 годах было зарегестрировано 1,9 миллиона новых компаний, а прекратило существование 1,5 миллиона. Таким образом, чистый прирост составил 29 %. Расширению сферы малого бизнеса весьма способствовала активная денационализация и приватизация, которая к концу 1989 года охватила около 113 предприятий госектора, а также налоговая распродажа муниципальных домов и квартир. Малое предпринимательство расширяет возможности трудоустройства британцев. На долю мелкого бизнеса приходится 48 % прироста новых рабочих мест. В 1985 - 1987 годах мелкие фирмы обеспечили работой 290 тысяч человек. В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 году компании с числом заняятых менее 10 человек составляли здесь 70 % всех промышленных предприятий, а фирмы с числом занятых 500 человек - лишь 0,4 %. Сказанное позволяет сделать вывод об определённой зависимости крупного бизнеса от малого. Например, на долю комплектующих изделий в общей стоимости легковых автомобилей, выпускаемых германскими корпоряциями “Фольцваген” и “Даймлер - Бенц” приходится 60 %. Аналогичный показатель у американских корпораций “Форд” и “Дженерал моторс” равен 50 %, а у ведущих компаний Японии “Тойота” и “Нисан” превышает 70 %. В германии на долю субподрядчиков приходилось 45 % общего объёма производства в транспортном машиностроении, 70 - 80 % - в сталелитейной промышленности, а в целом в обрабатывающей промышлености более 25 %. 3. Государственная поддержка развития малого бизнеса в Украине. Цель государственной поддержки бизнеса - создание равных условий для всех объектов хозяйствования, занятых в сфере бизнеса, а также выранивание предприимательских структур по сравнению с другими сферами общественного производства. Особенно в такой поддержке нуждается мелкий и средний бизнес. Украина, как самостоятельное, суверенное государство гарантирует ныне всем предпринимателям, независимо от избраных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права создаёт равные возможности для функционирования, доступа к материально - техничиским, финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ресурсам, при условии выполнения работ и поставок для государственных потребностей. Государственная политика бизнеса в Украине осуществляется на основе закона “О предпринимательстве”. Данные положения закона стали отправной точкой стимулирования, создания предприятий, фирм, особенно малых форм бизнеса. Так по данным Минфина в Украине в 1992 году из созданных предприятий 88,8 % вновь зарегистрированых и только 11,2 % созданых путём реорганизации действующих. Из общего числа мелких предприятий только 18,8 % являються часными, 0,3 % - выкуплеными трудовыми коллективами. Наибольший удельный вес занимают предприятия, фирмы, по производству товаров народного потребления - 18 %, строительные и ремонтно - технологические - 17 %, научно - внедренческие - 10 %, по производству стройматериалов 15,7 %, по производству и переработке сельхоз продукции 14,4 %. Поддержку производства мелкого и среднего бизнеса осуществляют государственные органы управления, которые имеют специальные службы, органы регионального и месного управления, м также госадминистрации. Специальным органом государственной поддержки бизнеса в Украине являетса Государственный комитет Украины по содействию малым предприятиям и предпринимательству, Госпредпринимательство Украины, с соответствующими структурами на местах. Государственное предпринимательство организует разработку проэктов законов и нормативных актов, призваных способствовать развитию бизнеса, выступает с предложениями о внесении поправок к действующему законодательству; по поручению Верховног Совета и Кабинета Министров Украины готовит проэкты и реализует программы поддержки производства; взаимодействует с фондом поддержки развития мелких предприятий и развития конкуренции; фондом госимущества Украины; министерствами и ведомствами, которые на основании законодательных актов осуществляют поддержку, регулирование и контроль в разных сферах деятельности бизнеса. Существует союз малых предприятий Украины. Он осуществляет их правовую защиту, аудиторское консультирование, формирует фонд взаимного кредитования; проводит семинары, коференции, школы предприниматеьства; разработку документов, методических пособий; огранизовывает работу собственной товарной биржи; создаёт конпьютерно - информационный банк данных о малых предприятиях Украины; занимается редакционно - издательской деятельностью; содкйствует развитию внешнеэкономических связей предпринимателей, и, наконец, обеспечивает социальную защиту работников малых предприятий. Позитивной оценки заслуживает и деятельность региональной ассоциации малых и средних предприятий “Львовская гильдия”, в структуре которой создан информационно - обслуживающий цент и другие подразделения инфраструктуры коллективного пользования. Вместе с тем сегодня в Украине отсутствует действующий механизм поддержки, развития и защиты бизнеса. Об этом свидетельстуют недостатки и сложности, встречающиеся в процессе функционирования предприятий бизнеса. Поэтому перед правительством ,заинтересоваными организациями открывается широкое поле деятельности. При этом синхронно следует развивать как государственную систему поддержки бизнеса, так и иннициативу предпринимателей, малых, средних предприятий по объединению усилий в сфере государственно - финансовой деятельности. Литература: 1. Муравьёв А.И., Игнатьев А.М., Крушик А.Б. Малый бизнес, экономика, организация, финансы / учебное пособие для вузов - 2-е изд перераб. и доп. - СПб.: “Издательский дом “Бизнес - пресса” 1999 - 608с. 2. А.П. Киселёв Теория и практика современного бизнеса (или как создать фирму и работать на себя) - К.: Издательство ЛИМБРА, 1995. - 248с. 3. Зодоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической теории. учеб. пособие. - М.: Рыбари, 2000. - 479с.:ил. 4. Шаповал В.М., Аврамчук Р.Н., Ткаченко В.Н. Економіка підприємства: Введення в спеціальність: Навчальний посібник за науковою і загальною редакцією доктора економічних наук, проф. Ткаченко В.Н. Дніпропетровськ: Видаництво ДЧЕП, 2002. - 288с.
|