Проблемы частного предпринимательства в Республике Беларусь на современном этапе
Проблемы частного предпринимательства в Республике Беларусь на современном этапе
22 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Кафедра менеджмента РЕФЕРАТ на тему: «Проблемы частного предпринимательства в Республике Беларусь на современном этапе» МИНСК, 2009 Проблемы в целом по республике В развитии частного предпринимательства в Беларуси со второй половины 80-х гг. можно выделить три основных этапа: - Кооперативное предпринимательство (1988-1991 гг.), при котором основными источниками предпринимательских доходов была разница между государственными и свободными ценами; - Предпринимательство в условиях свободного ценообразования (1992 - 1996 гг.), когда наблюдался предпринимательский бум; - Предпринимательство в условиях жестокого централизованного государственного регулирования (с 1996 г.) Наиболее благоприятным для становления и развития частного предпринимательства был период по 1996 г., когда в экономике происходили кардинальные сдвиги, разрабатывались и принимались рыночные законодательные акты. К 1996г. насчитывалось более 20 тысяч субъектов малого предпринимательства, общая численность работающих на которых составляла 220 700 чел.. Основными формами осуществления предпринимательской деятельности в республике явились: - акционерные и частные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, основанные на национальном капитале; - совместные предприятия с иностранным участием и их дочерние фирмы, иностранные предприятия; - бывшие государственные предприятия, выкупленные или преданные их коллективам в совместное владение; - государственные арендные предприятия; - частные предприятия без образования юридического лица [13]. С 1996 г. темпы роста численности субъектов малого предпринимательства в Беларуси существенно снизились. Наблюдается также снижение количества частных предпринимателей без образования юридического лица. Факторов, которые тормозят развитие предпринимательства в нашей республике, множество. Но наиболее существенным из них является отсутствие в государственных структурах глубокого понимания стратегического значения частного предпринимательства для становления и развития рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что предпринимательство - это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. В развитых странах малый бизнес вовлек в свою деятельность 50-60 % работоспособного населения и сформировало 70- 80% новых рабочих мест, на его долю приходиться от 20 до 60% валового национального продукта [19]. Как показывает мировой опыт, чем больше в стране субъектов малого бизнеса (количество которых находится в прямой зависимости от условий ведения бизнеса), тем выше доход на душу населения, а, следовательно, и благополучие в обществе (табл. 1): Таблица 1 Основные показатели, характеризующие состояние сектора |
Страна | ВВП на душу населения, у.е. | Количество субъектов МСБ на 1000 чел. населения | Условия ведения бизнеса, место в рейтинге из 755 | | 1 | 2 | 3 | 4 | | Швеция | 29898 | 54 | 14 | | Литва | 14258 | 17 | 15 | | Беларусь | 7711 | 4 | 106 | | |
Таблица 2 Количество субъектов малого бизнеса и его для в ВВП страны |
Показатель/год | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | | Количество малых предприятий | 29 044 | 30 987 | 32 824 | 33 094 | | Количество индивидуальных предпринимателей | 189 557 | 188 783 | 183 887 | 177 900 | | Доля малых предприятий в ВВП | 7,2% | 8,2% | 8,8% | 8,1% | | |
Малое предпринимательство наиболее развито в Минске, где находиться 52,6% от общего числа юридических лиц малого бизнеса и 27% индивидуальных предпринимателей. Лидером по количеству субъектов малого бизнеса является сфера торговли и общественного питания - 42,8% от общего числа предпринимателей. В промышленности сосредоточено 21,1% юридических лиц малого предпринимательства, в строительстве - 11,7, в сфере транспорта - 5,8, в сельском хозяйстве - 1,1 %. По итогам 2008 года на субъекты малого бизнеса пришлось 8,2 % от общего объема промышленного производства, 9,7 % от общего объема производства потребительских товаров и 5,9 % общего товарооборота. На одну тысячу жителей Белоруссии приходится только 4 организаций, имеющих статус субъекта малого предпринимательства, в то время как в России этот показатель равен 6, в странах Евросоюза - 30, в США - 74. Общее число занятых в сфере малого предпринимательства к 2007 году составило около 700 тыс. чел.. В 2008 эти показатели изменились незначительно. По данным официальной статистики, в стране в 2008 г. зарегистрировано около 33 100 малых и 2 950 средних предприятий, а также около 178 000 индивидуальных предпринимателей. С учетом среднего количества работающих на одном предприятии и ИП, общая численность занятых в секторе МСБ составляет около одного миллиона чел. Основные проблемы частного предпринимательства, наиболее часто упоминаемые в средствах массовой информации (Белорусская деловая газета, Национальная экономическая газета, газеты «Белорусы и рынок», «Свободные новости») за 2006-2008 гг. представлены в табл. 3. Они практически полностью совпадают с проблемами, выявленными в ходе опросов предпринимателей, проведенных Международной финансовой корпорацией (IFC) и Исследовательским центром института Предпринимательства и Менеджмента (ИПМ). Таблица 3 Проблемы частного предпринимательства |
№ п.п | Основные проблемы | | 1 | Налоги | | 2 | Законодательство | | 3 | Инфляция | | 4 | Макроэкономическая ситуация в республике | | 5 | Поставки, дефицит | | 6 | Трудности получения и высокая ставка за кредит | | 7 | Неплатежеспособность партнёров, клиентов | | 8 | Несовершенство банковской системы | | 9 | Политическая ситуация | | 10 | Бюрократия | | 11 | Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки | | 12 | Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов | | 13 | Недостаток информации, культуры, опыта | | 14 | Кадровые проблемы | | 15 | Отрицательное отношение к предпринимателям | | |
Из опроса предпринимателей установлено: главная проблема для предпринимателей Беларуси - административные процедуры. Среди причин, вызвавших такое негативное отношение к существующим условиям ведения бизнеса, лидируют механизмы прохождения административных процедур (рис 1). Рис. 1 Административные процедуры - основная проблема МСБ При этом, несмотря на улучшения, имевшие место в отдельных областях административного регулирования, практически все основные процедуры, с которыми субъекты хозяйствования сталкивались в 2008 г., были для них сложными (рис. 2). Рис. 2 Административные процедуры, вызвавшие сложности В целях ускорения прохождения тех или иных административных процедур, а также при урегулировании спорных вопросов с государственными органами субъектам малого и среднего бизнеса (МСБ) приходится прибегать к неофициальным платежам. По данным опроса, только 70% субъектов МСБ однозначно заявили, что они не осуществляли неофициальных платежей в 2008 г., следовательно, почти треть предпринимателей это практиковали. Рис. 3 Эффективность способов регулирования спорных ситуаций с государственными органами в 2008 году Две трети субъектов МСБ назвали личные связи наиболее эффективным инструментом урегулирования спорных ситуаций с государственными органами (рис. 3). Около 40% предпринимателей считают, что использование неофициальных платежей более эффективно, чем обращение в суд или в вышестоящие государственные инстанции. В качестве проблем, присущих всем административным процедурам, можно назвать большой документооборот и объем отчетности, трудности в получении информации о часто меняющихся нормах и правилах, а также высокие штрафные санкции за их несоблюдение. Эти и прочие трудности указаны на рис. 4. Рис. 4 Основные препятствия (проблемы) ведению бизнеса в 2008 году по данным IFC, кроме административных процедур Опрос руководителей МСБ Беларуси подтвердил выводы других исследований о наличии значительных проблем в области регулирования деятельности частных предприятий в Беларуси [28]. В частности, респондентам было предложено ранжировать актуальность 19 проблем, с которыми сталкиваются МСБ (табл. 4). Восемь главных проблем (их оценка оказалась выше 3 баллов) Решение именно этих проблем должно стать актуальной и первоочередной задачей и для правительства, и для парламента, и для бизнес-ассоциаций, с тем, чтобы на деле улучшить состояние регуляторной среды в Беларуси. Таблица 4 Основные препятствия (проблемы) ведению бизнеса в 2008 году по данным Исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента (ИПМ) |
Проблемы | Средний бал | | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 | Большие штрафные санкции за ошибки Многочисленные проверки контролирующих и налоговых органов Получение лицензий Отсутствие гарантий защиты частной собственности Процедуры сертификации` Сложные и непонятные правила налогообложения и бухгалтерского учета Частые изменения в налоговой отчетности Нестабильное и запутанное законодательство Сложность с получением кредита Полная зависимость от действий контрольных органов Отчетность органам гос.управления Разрешения и согласования в предпринимательской деятельности с госорганами Отсутствие предельного срока давности по налоговым нарушениям Взаимоотношения с органами местной власти Неплатежи от клиентов Чрезмерное регулирование цен Возможность безакцептного списания денег или внесудебной конфискации активов Низкий покупательский спрос Недостаток управленческих и экономических навыков у руководства | 3.21 3.18 3.16 3.15 3.15 3.13 3.06 3.04 3.00 3.00 3.00 2.76 2.74 2.66 2.59 2.57 2.55 2.50 2.24 | | |
Примечание. Респонденты должны были оценить каждый из перечисленных пунктов по 5-балльной шкале, где «5»-это наиболее серьезная проблема, «1» -это не является проблемой. Характер проверок и система наказаний коммерческих организаций в Беларуси - яркое подтверждение кризиса доверия между бизнесом и властью. Белорусские предприятия проверяют часто и долго, в среднем более 10 раз в год. Когда на протяжении около двух месяцев на предприятии находятся проверяющие и контролеры, сконцентрироваться на инновационной работе очень сложно. Чем больше размер предприятия, тем чаще проверки, больше штрафы, санкции и «добровольные» пожертвования. Контрольные и фискальные органы препятствуют становлению конкурентного национального бизнеса. Штрафы и санкции часто более чем в сто раз превышают размер доначисленных в бюджет сумм, что приводит к дестабилизации деятельности предприятий, а нередко к их ликвидации. В стране нет единой практики правоприменения в сфере контроля за деятельностью бизнеса. Отсутствует координация между более чем 20 контрольными органами. Плановые и внеплановые проверки происходят так часто, что более 90% предприятий заявляют о ежегодном контроле со стороны разных государственных структур. Исполкомы, налоговые, КГК, пожарники и санитарный надзор, милиция, лицензирующий орган и структуры, которые следят за ценообразованием - любая проверка может закончиться банкротством предприятия. При этом индивидуальных предпринимателей проверяют дольше, чем малый и средний бизнес. Коммерческие организации и ИП беззащитны перед контролирующими органами. Отсутствует четкие правила проведения проверок, прозрачность процедур их проведения. Санкции применяются на основании промежуточных актов проверки. Широко применяется чрезвычайно реакционная практика бесспорного взыскание сумм экономических санкций со счетов предприятия. Контролеры часто подменяют функции судебной системы и нарушают фундаментальные права собственности: изымают и конфисковывают имущество, налагают арест на активы, приостанавливают операции по счетам и т.д. В законодательстве нет срока давности на привлечение к ответственности за налоговые нарушения, в то время как для возврата излишне взысканных с предпринимателя сумм в бюджет установлен предельный срок один год. Нет четкого механизма наказания контрольных органов за нанесенный бизнесу ущерб. Не указаны процедуры и сроки возмещения коммерческим организациям ущерба, нанесенного государственными структурами. По данным пресс-службы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, в 2007 г. были проведены проверки соблюдения действующего законодательства по налогам и предпринимательству в 31.6% организациях и у 25.8 % индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете. По итогам проверок выявлены нарушения у 67% проверенных организаций и 66% индивидуальных предпринимателей. За I квартал 2008 г. налоговой службой проведены проверки соблюдения действующего законодательства по налогам и предпринимательству у 9.9 тыс. организаций и 13.9 тыс. индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете. По итогам проверок выявлены нарушения у 67% проверенных организаций и 63.6% индивидуальных предпринимателей По результатам контрольных мероприятий Министерства по налогам и сборам за 2007 г. объем дополнительных поступлений в бюджет составил 172.3 млрд. р. [28]. При этом, несмотря на заявления министерства о сокращении количества и сроков проведения проверок, суммы начисленных санкций не уменьшаются. Так, в январе-мае 2008 г. в доход бюджета дополнительно уже поступило 171.6 млрд. р. (т.е. сумма, сопоставимая с доходами за весь 2007 г.) [30]. Вынужден констатировать, что Беларусь превратилась в страну, опасную для собственности. В стране развита унизительная для имиджа страны сеть магазинов «Конфискат». Внутренние и внешние инвесторы боятся национализации. Права собственности ущемляются посредством десятков разных инструментов: ценообразования, нормирования затрат, доведения темпов роста производства, лицензирования, навязывания параметров производства, рекламы или условий расчетов с клиентами. Бюджет и бизнес Беларуси теряют сотни миллионов долларов дохода, потому что транзитные грузы с Запада на Восток огибают нашу страну. Даже российские страховые компании отказываются страховать грузы, перемещаемые через территорию Беларуси. Правительство наделило себя чрезвычайными полномочиями по управлению активами в виде «золотой акции». В результате парализована инвестиционная деятельность. Практика применения нормативных актов «задним числом», которые регулируют экономическую деятельность предприятий, противоречивость подзаконных актов, принимаемых разными государственными органами, резко увеличили уровень уязвимости бизнеса, усложнили корпоративное планирование и повысили угрозы совершения производственных и инвестиционных ошибок. Резко увеличились риски даже тех собственников, которые на законных основаниях приобрели акции государственных предприятий в течение последних лет. Заблокирована чековая приватизация и те средства, которые были вложены в чеки. До сих пор отсутствует цивилизованный, эффективный фондовый рынок, который является самым эффективным способом привлечения инвестиций. Из-за высоких имущественных и финансовых рисков Беларусь остается страной чрезвычайно дорогих кредитных ресурсов, что резко осложняет развитие предпринимательства. Монополизация государством страхового бизнеса, отсутствие на белорусском рынке современных финансовых институтов и полноценной рыночной инфраструктуры не способствует модернизации экономики, установлению взаимовыгодных отношений между реальным и финансовым секторами. Налоговое законодательство и администрирование в стране являются серьезной проблемой и нуждаются в изменении не только по оценкам Всемирного банка. Согласно опросу, такие проблемы, как «сложные и непонятные правила налогообложения и бухгалтерского учета» и «частые изменения в налоговой отчетности», заняли шестую и седьмую позиции (табл. 2.4). При этом «большие штрафные санкции за ошибки» и «многочисленные проверки контролирующих и налоговых органов» занимают первое и второе места. Законодательная база, регулирующая коммерческую деятельность, содержит десятки тысяч документов. Их принимают сотни структур государственного управления. Чтобы выполнять все базовые требования законодательства, предприниматель должен знать около 5000 основных документов. Постановления, распоряжения и инструкции, которые определяют важные параметры коммерческой деятельности, часто недоступны. Они не публикуются в открытой печати. Их нет на сайтах и даже в специализированных периодических изданиях. Поиск необходимой информации по выполнению требований государства к бизнесу занимает очень много времени. Предприниматели испытывают острый дефицит информации по государственным заказам и тендерам, по режиму коммерческой деятельности государственных предприятий, а также по возможности получения кредитов. Еще хуже обстоят дела с получением информации из-за рубежа. Международные организации, транснациональные корпорации регулярно проводят конкурсы на размещение производств или конкретных заказов. Малый и средний бизнес страны практически не ощущает пользы от маркетинговой деятельности государственных структур. Развитие ее бизнес-ассоциациями и торгово-промышленной палатой не стимулируется налоговым законодательством. Степень интеграции Беларуси даже в региональную систему труда остается чрезвычайно низкой. В результате растут издержки упущенных возможностей. Выгодные ниши на белорусском и внешних рынках занимают зарубежные конкуренты. Возрастает лоббизм отдельных предприятий и секторов. Громче звучат их требования введения дополнительных протекционистских мер. В результате вместо развития новых динамичных предприятий и целых секторов наша страна консервирует старую структуру производства и занятости. Вместо поддержки перспективных коммерческих проектов бюджетные и административные ресурсы расходуются на хронически убыточные организации. Происходит дискриминация малого и среднего бизнеса. Факторы производства концентрируются не в тех местах, где они могли бы дать максимальную отдачу для акционеров, инвесторов и государства. Режим закрытости, в которой работают государственные органы, предприятия и банки, способствует развитию кумовства, взяточничества и коррупции. Конечно, даже эти проблемы являются решаемыми для большинства белорусских МСП, особенно для тех фирм, которые давно работают на рынке. Однако они затрудняют возникновение новых фирм и их развитие, поскольку такие предприятия не могут себе позволить нанять большой штат специалистов для решения указанных проблем. И хотя к сложной, противоречивой и нестабильной деловой среде белорусский бизнес давно приспособился, издержки этого приспособления оплачивают все жители Беларуси, поскольку более низкая конкуренция приводит к более высоким ценам (по сравнению с соседними странами), узкому ассортименту, некачественному сервису. В силу именно этих ограничений и проблем белорусский бизнес остается, за небольшим исключением, малым. Следующая по значимости проблема - Отрицательное отношение к предпринимателям, негативный имидж в глазах населения Главная причина негативного и настороженного отношения подавляющей части населения к частному предпринимательству, состоит в том, что государственные средства массовой информации, а также многие чиновники, в том числе самого высокого уровня, формируют в основном негативный образ частного предпринимателя. Массированное воздействие этих источников информации "заслоняет" для многих людей их собственный жизненный опыт [1, 2]. Энергетический кризис. Как показал опрос, 21% респондентов полностью поддерживают усилия правительства в отстаивании национальных интересов в энергетическом споре с Россией, а еще 40% -- скорее поддерживают, чем не поддерживают. Таким образом, 60% представителей малого и среднего бизнеса одобряют действия властей. В то же время значительная часть респондентов пессимистично оценивает перспективы торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России. Порядка 27% опрошенных считают, что продавать белорусскую продукцию в России станет труднее, а почти 13% полагают, что трудности возникнут при реализации российской продукции в Беларуси. Треть опрошенных убеждена, что сохранится статус-кво. Среди последствий роста цен на газ значительный рост издержек назвали 42,7% опрошенных менеджеров и руководителей частных МСБ. Незначительными считают их 33,7% предприятий. При этом снижение покупательского спроса почувствовали 12,2% опрошенных, а 15,6% этого не заметили [1,2]. Взятки. О том, что они дают взятки (постоянно или время от времени) представителям госорганов, сообщила значительная часть респондентов. Этот показатель -- около 70% -- практически не меняется на протяжении уже ряда лет, несмотря на активную борьбу с коррупцией в государстве, и подтверждает выводы международной организации Transparency International о высокой коррумпированности белорусских органов госуправления. При этом фактические данные могут быть еще выше, поскольку часть респондентов, не веря в анонимность опроса и не доверяя интервьюерам, выбирает опции «отказ от ответа» или «такого явления нет». Чем сложнее регуляторная среда из многочисленных правил и норм, тем чаще приходится платить. Не случайно другие исследования и частные беседы с предпринимателями показывают, что наиболее коррумпированными или «взяткоемкими» являются не налоговая инспекция или госконтроль, а санитарные службы, пожарники, многочисленные организации, выдающие те или иные разрешения. Количество взяток зависит от размера фирмы. Так, представители крупных фирм говорят, что 60% из них постоянно дают взятки, в то время как 38% маленьких фирм считают, что такого явления нет. Возможно, это частично объясняется тем, что давать взятку зачастую некому (поскольку для этого нужно «обрасти» необходимыми связями и знакомствами) либо незачем (поскольку обороты фирмы недостаточны для такого рода риска), частично -- страхом сказать правду интервьюеру. Этот вывод подтверждается и анализом с точки зрения возраста фирмы. О том, что такого явления, как взятки, в Беларуси нет, заявляют 40% фирм, созданных после 2007 г., против 25% среди фирм-старожилов (созданных до 1996 г.). Более «взрослые» фирмы чаще дают взятки как изредка (48% против 42%), так и постоянно (27% против 18%). «Откаты» и денежные вознаграждения. Почти треть частных фирм (27%) работает в системе «откатов» (денежного вознаграждения за проведенную сделку, полученный заказ и пр.), а само количество «откатов» с течением времени не уменьшается. Количество «откатов» зависит от оборотов или размера фирмы (40% фирм с персоналом свыше двухсот человек работают в системе откатов при каждой второй сделке, тогда как среди небольших фирм -- 12-15%), а также от возраста фирмы. Более всего «откатанных» схем в таких сферах деятельности, как транспорт, связь, строительство [36]. Теневой оборот. В сфере теневого оборота наметилась небольшая тенденция к улучшению. Теневой оборот, понимаемый как оборот, проходящий без отражения в документах бухгалтерского учета, на протяжении ряда лет снижается (т. е. уменьшается объем схем с неучтенной «наличкой»). Однако это лишь означает, что фирмы переходят на более цивилизованные формы «оптимизации и минимизации налогов», поскольку налоги по-прежнему в Беларуси остаются высокими. Квалифицированные юристы и бухгалтеры могут предложить использовать различные схемы увеличения расходной части и/или уменьшения налогооблагаемой базы (даже с привлечением финансовых фирм-однодневок), проводя необходимые проводки по балансу. Граница между легальными схемами по уменьшению налогов и теневым оборотом зачастую размыта. Причем, как и в других случаях проявления коррупционных и незаконных явлений, наиболее часто теневой оборот имеет место в крупных фирмах и среди фирм-старожилов. Несмотря на разговоры о неблагоприятной бизнес-среде, частный сектор Беларуси чувствует себя неплохо. Такой вывод можно сделать на основании опроса, проведенного Исследовательским центром Института предпринимательства и менеджмента (ИПМ). К условиям приспособились лучше те, кто работает на рынке не один год. Это объясняет то, почему средний возраст белорусской фирмы превышает 7 лет, а количество малых и средних предприятий (МСП) в стране за последние 5 лет практически не меняется и остается в пределах 33 тысяч. Более трети опрошенных оценивают экономическое положение своей фирмы как хорошее, а половина респондентов считают, что их положение не улучшилось, но и не ухудшилось. В то же время около половины МСБ отмечают рост таких показателей, как объем продаж и прибыль, 30% респондентов -- рост занятости, 20% -- инвестиций. Примерно столько же респондентов переносят тенденции в развитии своей фирмы за 2008 г. на нынешний год, несмотря на ухудшение условий торговли с Россией. Выводы Развитие малого бизнеса имеет большое значение для социально-экономического развития любой страны, поскольку он способствует: - развитию конкуренции на рынке; - развитию экономики через внедрение новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям, мобилизации материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективному их использованию; - улучшению взаимосвязи между различными секторами экономики, повышению их мобильности и эффективности; - созданию рабочих мест; - селекции наиболее энергичных, активных, мобильных индивидуальностей, для которых малых бизнес становится школой самореализации; - увеличению числа собственников, а значит, формированию среднего класса - главного гаранта политической и социальной стабильности в демократическом обществе. Анализ проблем развития частного предпринимательства в Беларуси позволяет сделать следующие выводы: 1. Как и три года, и пять лет назад, проблемы у белорусских предпринимателей все те же: постоянно изменяемые правила игры (нестабильное законодательство), высокие штрафы за допущенные нарушения, многочисленные проверки контрольных органов, сложность налогообложения, процедур сертификации и лицензирования, отсутствие гарантий защиты прав частной собственности. В результате, динамика развития МСП в Беларуси отстает от динамики развития бизнеса в странах-соседках (как с Востока и Юга, так и Запада). Удельный вес МСП в ВВП по-прежнему составляет всего 8-10%, а в общей занятости - не превышает 20%. Органы государственного управления создали уникальную ситуацию, когда предприниматели полностью зависят от власти, выступая в роли «просителей» лицензий, сертификатов, разрешений и согласований, которые в любой момент могут быть отозваны. Частые изменения в «правилах игры» приводят к многочисленным ошибкам, за которые органы госконтроля сурово наказывают. Отсюда возникает необходимость иметь расширенный штат юристов и бухгалтеров. Все это не способствует уверенности и возможности планировать бизнес в средне- и долгосрочной перспективе. 2. Сравнительное исследование Всемирного банка показывает, что, несмотря на некоторое улучшение ситуации по сравнению с 1999-2000 гг., в Беларуси издержки входа на рынок, ведения бизнеса и его закрытия, расчета и уплаты налогов, получения разрешений и другие показатели качества делового климата остаются высокими по сравнению с показателями ближайших соседей (Латвии, Литвы, Польши, России и Украины). 3. Исследование Международной финансовой корпорации, проведенное в начале 2008 г., показало, что главная проблема деловой среды Беларуси - сложные административные процедуры. При этом основными проблемами при получении разрешений являются большое количество документов, многоступенчатость процедуры их получения, сложность норм и правил. Более того, согласно исследованию МФК, получение разрешений становится продолжительнее и дороже. МСБ Беларуси по-прежнему сталкивается с трудностями при проверках, среди которых: чрезмерные полномочия инспекторов, отсутствие ответственности за необоснованное препятствование деятельности предприятия, неясность самой процедуры проверки, предвзятость инспекторов. Поданным МФК, в 2007 г. 66% МСБ сталкивались с проверками, и вместо одной проверки в год одной контрольной организацией, обещанной правительством и президентом еще два года назад, среднестатистическое предприятие столкнулось с семью проверками. 4. Исследование Исследовательского центра ИМП показало, что, несмотря на сложные и дорогостоящие административные процедуры, регламентирующие ведение бизнеса в стране, фирмы, которые остаются на рынке, продолжают развиваться. Частный бизнес активно и эффективно использует сложившуюся макроэкономическую ситуацию и рост реальных доходов населения. В то же время, помимо внутренних факторов роста конкурентоспособности, значительными остаются преимущества по знанию законодательства, наличию «нужных» связей и знакомств. Сектору МСБ Беларуси по-прежнему присущи теневые сделки, а 70% руководителей периодически или регулярно дают взятки и откаты. 5. Огромной проблемой для предпринимателей страны являются высокая стоимость арендной платы и ограниченный доступ к финансовым ресурсам и недвижимости. Монополизация рынка недвижимости (владельцами являются крупные промышленные предприятия и государство) привела к высоким ставкам арендной платы. Издержки на аренду помещений иногда достигают, в зависимости от вида деятельности, 20-45% в структуре себестоимости продукции. Владельцы собственности строят свои отношения с частным бизнесом на договорах краткосрочной аренды, что также влечет дополнительные расходы и создает предпосылки для теневых сделок между органами власти и отдельными предпринимателями. 6. Вследствие низких темпов развития предпринимательства в стране в бюджет не поступают налоги, не создаются рабочие места, явные и неявные транзакционные издержки по ведению предпринимательской деятельности затрудняют конкуренцию и увеличивают стоимость готовой продукции. В конечном счете, все издержки такой политики оплачивает рядовой потребитель, довольствуясь низкой конкуренцией и более высокими ценами на готовую продукцию предприятий МСБ. 7. Возможности предпринимателей по лоббированию собственных интересов в одиночку весьма ограничены. Более 80% малых и средних предприятий не входят ни в какие бизнес-ассоциации или союзы, призванные отстаивать их интересы. Нежелание предпринимателей объединяться для защиты собственных интересов облегчает задачу властей рассматривать результаты их деятельности как источник пополнения бюджета и личного обогащения. Подавляющее большинство предпринимателей заявили о том, что они вынуждены периодически или постоянно давать взятки. 8. Изменить отношение к предпринимательству в обществе могут средства массовой информации. Однако только половина руководителей предприятий малого и среднего бизнеса считает, что негосударственные СМИ формируют скорее позитивный образ предпринимателя. Отношение к государственным СМИ еще более настороженное. Литература 1. Аналитический отчет «Деловая среда в Беларуси 2009». - Минск: издательский центр Международной финансовой корпорации (IFC), Шведское управление по развитию международного сотрудничества (Sida), группа Всемирного Банка (WBG), 2009. - 82 c. 2. Аналитический отчет «Деловая среда в Беларуси 2008». - Минск: издательский центр Международной финансовой корпорации (IFC), Шведское управление по развитию международного сотрудничества (Sida), группа Всемирного Банка (WBG), 2008. - 104 c. 3. Белорусский бизнес-портал. // (www.bel.biz). 4. Гражданский кодекс Республики Беларусь. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2005. - 631 с. 5. Гриб В. Предпринимательство - болезнь, которую не надо лечить // Предпринимательство в Беларуси. 1998. №10. С.11-16. 6. Декрет президента Республики Беларусь №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 06.03.1999. 7. Декрет президента Республики Беларусь №15 «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты президента Республики Беларусь по вопросам противодействия торговле людьми» от 22.11.2009. 8. Декрет президента Республики Беларусь №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14.07.2007. 9. Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 04.10.1994. 10. Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1996, № 34. 11. Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь» // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. - 1991, № 19; 1992, № 6, 1994, № 6; // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997, № 27; 1998, № 2; 2000, № 3. 12. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учеб.пособие. В 2 ч. - Минск: ООО «Новое знание», 2000. - ч.1 - 312 с., ч.2 - 416 с. 13. Малый бизнес: проблемы развития // НЭГ. 2000. №10. С.7. 14. Межотраслевая типовая инструкция по охране труда при работе с персональными компьютерами, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.11.2008 № 138. 15. Михнюк, Т.Ф. Охрана труда: учеб. пособие. - Минск: ИВЦ Минфина, 2009. 16. Мишина, Л.А. Организация предпринимательской деятельности: учебно-методическое пособие для студентов ИПП по экономическим специальностям / Л. А. Мишина, Ф. М. Файзрахманов. - Минск: Издательский центр ИПП, 2008. - 50 с. 17. Муравьев, А. И. Предпринимательство: учебник / А. И. Муравьев [и др.]. - СПб.: Лань, 2005. - 696 с.; 18. Национальная платформа бизнеса 2008 - 2009 гг. разработанная Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей. 19. Основы предпринимательства: учеб.пособие / Под ред. Э. М. Гайнутдинова. - М.: Вышэйшая школа, 2000. - 182 с. 20. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: - Утверждено Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1999. 21. Постановление Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете министров Республики Беларусь № 16 «О внесении изменения и дополнений в Постановление Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации от 30 июля 2008 г №35» от 31.03.2008 г. 22. Постановление Совета министров Республики Беларусь № 799 от 20.07.2009 г. 23. Постановление Совета министров Республики Беларусь №1280 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками» от 14 октября 2008 г. 24. Постановление Совета министров Республики Беларусь № 943 «Об установлении годовой стоимости патента» от 27.08.2009 г. 25. Постановление Совета министров Республики Беларусь №1419 «О внесении дополнений в Положение о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг» от 16.11.2008 г. 26. Постановление Совета министров Республики Беларусь №486 «О внесении дополнений в положение о лицензировании деятельности по заготовке и переработке древесины» от 10.04.2008 г. 27. Постановление Совета министров Республики Беларусь №669 от 27.05.2008; 28. Ракова, Е. Белорусский бизнес: состояние, тенденции, перспективы. Аналитический отчет / Е. Ракова [и др.]. - Издательский центр ИПМ, 2008. - 70 с. 29. Сайт Президента Республики Беларусь. // (www.president.gov.by). 30. Сайт Министерства статистики и анализа. // (www.belstat.gov.by). 31. Сайт Министерства по налогам и сборам. // (www.nalog.by). 32. Сайт Минского столичного союза предпринимателей и работодателей. // (www.allminsk.biz). 33. Сайт Экономической газеты. // (www.neg.by). 34. Сайт газеты «Белорусы и Рынок». // (www.belmarket.by). 35. СанПиН 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 ноября 2000 г. № 53. 36. Семич, В. П. Охрана труда при работе на персональных электронно-вычислительных машинах и другой офисной технике: практ. пособие. - Минск: Высш. шк., 2005. 37. Указ президента Республики Беларусь №110 «О внесении дополнений и изменений в указ президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. N 285» от 21.02.2008 г. 38. Указ президента Республики Беларусь №247 «О дополнительных мерах по упорядочению использования слов «национальный» и «белорусский» от 31.05.2009 г. 39. Указ президента Республики Беларусь №444 «О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками» от 14.09.2008 г. 40. Указ президента Республики Беларусь №581 «Об усилении ответственности за нарушение правил ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, рыболовства и охоты» от 08.12.2009 г. 41. Указ президента Республики Беларусь №302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов» от 01.07.2009 г. 42. Указ №760 Президента Республики Беларусь от 12.01.2009 г. «О внесении дополнений и изменений» в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2009 г. № 285 ”О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности“. 43. Шехова, М. А. Проблемы и направления развития малого бизнеса в регионах // Бел. эконом. журнал, 2008. №1. С.80-88.
|