Промышленная политика: содержание и цели в условиях экономической модернизации
Промышленная политика: содержание и цели в условиях экономической модернизации
Министерство образования и науки Республики Казахстан Карагандинский Государственный Технический УниверситетКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАпо дисциплине: «Государственное регулирование экономики»Тема: «Промышленная политика: содержание и цели в условиях экономической модернизации»Выполнила:ст-ка гр. ЭКБ-2008 з.ВВГришеня КсенияКараганда 2008Содержание - Введение
- 1 Сущность промышленной политики
- 2 Реализация промышленной политики в Республике Казахстан на современном этапе
- 3 Реализация индустриально-инновационной политики
- Заключение
- Список используемой литературы
Введение Правильное определение места и роли государственной промышленной политики в переходный период является одним из важнейших звеньев трансформационного развития. Особый интерес к этой проблеме в последние годы был проявлен ЕЭК, поскольку по ее классификации все страны бывшего СЭВ'а и страны СНГ относятся к государствам с переходной экономикой. Европейская Комиссия в 1995 году (8-9 июня, Женева, Швейцария) провела большое совещание по проблемам промышленной политики и перестройки промышленности, в которой участвовали шестнадцать стран - членов бывшего СЭВ и стран СНГ, включая, естественно, Казахстан. В этом совещании приняли участие 50 представителей директивных органов и экспертов по промышленной политике. Причем, заинтересованность проявили и такие страны, как США, Нидерланды, а также ведущие международные организации. Интерес к этой проблеме связан с тем, что в странах Центральной и Восточной Европы реформы начались несколько раньше, чем в Казахстане, и в те годы была повышенная эйфория от того, что дерегулирование и приватизация быстро помогут решить проблемы структурной перестройки и экономического роста и вхождения национальных экономик в мировое хозяйство. Очевидно, эти условия являются необходимыми, но не достаточными для того, чтобы перевести централизованно планируемую экономику, которая была у них в то время, в рыночную, конкурентную среду. В то время не было разговоров о каком-то регулировании со стороны государства, о механизме его взаимодействия с рынком. Польский министр промышленности в 1989 г. сказал: "Самая лучшая промышленная политика - это отсутствие таковой". Это была распространенная точка зрения, поскольку представлялось, что все процессы перехода совершатся довольно быстро, если, с одной стороны, дать максимальное развитие рыночным силам, с другой стороны, ограничить роль государства, сведя ее до минимума. Поэтому первый вопрос, требующий рассмотрения - роль государственной промышленной политики и ее соотношение с общей экономической политикой в переходной экономике. В этой связи представляется, что общая экономическая политика в идеале должна включать разработку главных проблем общественного воспроизводства: экономический рост, накопление, потребление, инвестиции, норму безработицы и ряд других важнейших экономических параметров воспроизводства. В монетарной концепции развития макроэкономическая политика сводится по сути к финансовой политике и более конкретно - к бюджетной политике, проблемам государственного долга, уровню инфляции, ставкам реинвестирования, валютного курса рубля и т.д. Цель промышленной политики - преимущественно косвенные методы государственного регулирования эффективного промышленного развития (а в необходимых случаях - прямого регулирования), устранение всех препятствий для экономического роста, которые не могут быть устранены естественным ходом событий. Рассматривая историю этого вопроса, следует отметить, что произошла эволюция промышленной политики. Когда-то промышленная политика во многом была связана с прямым регулированием государством. Государственный сектор во многих странах, особенно во время войны и первые десятилетия после войны, составлял значительную долю - 30-35% и до 40%. В результате нарастающих процессов приватизации эволюция проходила в направлении перехода от прямых методов регулирования промышленного развития со стороны государства к косвенным методам регулирования на основе промышленной политики. 1 Сущность промышленной политики Промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства. Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства. Промышленная политика должна решать следующие основные проблемы (по классификации Европейской экономической комиссии): 1) реформы в области нормотворчества и развития законодательства (включая проблемы либерализации, дерегулирования; социальное, трудовое и промышленное законодательство; финансовый инжиниринг, приватизацию); 2) политика в конкретных промышленных секторах (промышленная перестройка, закрытие и конверсия оборонных отраслей промышленности, поддержка мелких и средних предприятий, поддержка высокоприоритетных отраслей); 3) занятость и производительность; 4) инвестиции в материальные активы (промышленность, транспортная инфраструктура, связь); 5) инвестиции в нематериальные активы (промышленные исследования и разработки, передача технологии; подготовка кадров, в том числе управленческих; повышение качества, экологически чистые технологии; развитие стандартизации и статистики); 6) политика в области конкурентоспособности и конкуренции (мероприятия на внутреннем рынке; развитие экспорта и либерализация торговли); 7) международные инвестиции; 8) экологическая политика, промышленная экология; 9) промышленные аспекты энергетической политики; 10) политика регионального развития; 11) промышленное сотрудничество между развитыми странами и странами, находящимися на переходном этапе; 12) специфические аспекты промышленного развития стран, находящихся на переходном этапе. Прямое управление государство может осуществлять только в отношении государственного сектора промышленности. А для всей остальной сферы промышленности может быть какое-то рамочное регулирование, связанное, например, с инновационной, инвестиционной, структурной и другими видами промышленной политики. В смешанной экономике государственный и негосударственный сектора промышленности должны работать в одинаковых условиях, то есть по рыночным законам, в одной и той же экономической среде. Понимание этой проблемы и есть суть переосмысления роли государства в переходной экономике. Главная беда и промышленности, и экономики в целом -очень слабая институциональная основа всех преобразований. Она очень отстала. Многие элементы институциональной базы предыдущей модели развития устарели, в то же время необходимые новые элементы не созданы. В конечном итоге речь идет о создании институциональной рыночной среды, в которой бы отражались интересы государства и бизнеса с учетом общепромышленных интересов, а также интересов региональных и отраслевых структур. Возникает потребность в изменении акцентов в экономической и промышленной политике, с тем, чтобы в конечном итоге и государство, и рынок пришли к гармоничному взаимодействию. В настоящее же время создалась такая ситуация, когда они не помогают друг другу, а выступают друг против друга. Таким образом, у нас пока государство и бизнес выступают не как сообщающиеся сосуды для решения единых задач, а как противники, стремящиеся доказать свое превосходство в реализации своих интересов. 2 Реализация промышленной политики в Республике Казахстан на современном этапе В январе-марте 2008 года к уровню января-марта 2007 года индекс физического объема промышленного производства составил 103,7 %. За отчетный период было произведено промышленной продукции в действующих ценах на 2 361,8 млрд. тенге. Наибольшее влияние на формирование результатов в целом по промышленности оказывает горнодобывающая промышленность (106,8 %) и производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (108,7 %). В горнодобывающей промышленности в январе-марте 2008 года произведено продукции на 1 511,5 млрд. тенге, что на 6,8 % выше уровня января-марта 2007 года. Возросла добыча нефти в основном на предприятиях Атырауской и Актюбинской областей. Также увеличено производство газа природного, конденсата газового и угля. Вместе с тем, сокращено производство меди в медном концентрате из-за низкого содержания металла в руде и снижения добычи медной руды; окатышей железорудных _ согласно заключенным договорам. Геология и недропользование. В сфере недропользования продолжается работа по проведению анализа исполнения контрактных обязательств. За I квартал 2008 года в ходе проведения мониторинга и контроля выполнения контрактных обязательств расторгнуты 3 контракта, возобновлено действие 1 контракта, в адрес 50 компаний направлены уведомления о нарушениях контрактных обязательств и лицензионных условий. Нефтяная промышленность. За I квартал т. г. по оперативным данным добыто 17 680 тыс. тонн нефти с газовым конденсатом (107,0 %). Нефтеперерабатывающими заводами республики переработано 3 088,4 тыс. тонн нефти (106,3 %) и произведено 663,2 тыс. тонн (98,2 %) бензина, 940 тыс. тонн (100,2 %) дизельного топлива, 853,8 тыс. тонн (145,5 %) мазута, 92,9 тыс. тонн (171,8 %) авиакеросина. Транспортировка нефти на экспорт за I квартал 2008 года составила 16 192 тыс. тонн, в том числе по нефтепроводу КТК - 6 873 тыс. тонн, Атырау-Самара - 4 200 тыс. тонн, Атасу-Алашанькоу - 1 306 тыс. тонн, через порт Актау - 1 836 тыс. тонн; на переработку на Оренбургский ГПЗ поставлено 435 тыс. тонн конденсата; железной дороге - 1 542 тыс. тонн. В I квартале 2008 года продолжены работы по реализации второго этапа Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Согласно этой программе ведутся поисково-разведочные работы на морских проектах «Курмангазы», «Тюб-Караган», «Аташ», Жамбай Южный - Южное Забурунье, Жемчужины. Продолжаются переговоры по блокам Дархан, Абай, Сатпаев. Ведутся работы по реализации проектов Завода Второго Поколения и Закачки Сырого Газа на месторождении Тенгиз. С введением в эксплуатацию данных проектов добыча нефти на месторождении достигнет уровня более 20 млн. тонн в год. В связи с заявлением подрядчика о переносе коммерческой добычи на более поздние сроки Правительством Республики Казахстан в 2007 году была создана переговорная группа. Результатом переговоров явилось соглашение о внесении изменения в Соглашение о разделе продукции с целью восстановления первоначального баланса экономических интересов сторон Соглашения. Все это должно позволить в дальнейшем более эффективно и успешно осуществлять проект в целях развития экономики страны и повышения благосостояния ее граждан. Прорабатываются вопросы: поэтапного расширения нефтепровода КТК до 67 млн. тонн в год, в том числе казахстанской нефти до 50 млн. тонн в год; присоединения к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан через систему Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки; строительства второго этапа нефтепровода «Казахстан-Китай». Газовая промышленность. По оперативным данным добыча газа за январь-март 2008 года составит 8 293,7 млн. куб. м, или 110,4 % к аналогичному периоду прошлого года. Основной рост добычи газа обеспечивается компаниями «Карачаганак Петролеум Оперейтинг б.в», АО «СНПС-Актобемунайгаз», ТОО «Толкыннефтегаз». На нефте- и газоперерабатывающих предприятиях республики в январе-марте 2008 года произведено 360,5 тыс. тонн сжиженного углеводородного газа или 100,9 % к аналогичному периоду прошлого года. Объем потребления природного газа областями республики за отчетный период составил 3 099,4 млн. куб. м и на 8,9 % превысил объем потребления газа в январе-марте 2007 года. Снижение объема потребления природного газа на Юге республики связано с ограничениями поставок газа НХК «Узбекнефтегаз», а также с выходом из строя в феврале т.г. установки комплексной подготовки газа СП ТОО «КазГерМунай» на месторождении «Акшабулак» в Кызылординской области. По состоянию на 1 апреля т.г. объем запаса природного газа в подземных газовых хранилищах республики составил 725,7 млн. куб.м. За январь-март т. г. 2008 года будет осуществлен транзит газа через территорию республики в объеме 22 577,8 млн. куб. м, что составит 82,5 % к аналогичному периоду прошлого года. Объем экспорта газа из республики за 1 квартал 2008 года составил 2 057,7 млн. куб. м, что на 12,5 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Объем импорта природного газа за январь-март 2008 года, по предварительным оценкам, составит 1 302,3 млн. куб. м, или 90,3 % к аналогичному периоду прошлого года. Информация по утилизации газа. За январь-март т.г., с учетом проводимых мероприятий по утилизации газа, объем сжигаемого на факелах газа снизится на 30,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составит 0,4 млрд. куб. м. Освоение Амангельдинской группы месторождений газа. Продолжается разработка газового месторождения Амангельды в Жамбылской области. По состоянию на 1 апреля 2008 года эксплуатационный фонд скважин составляет 25 скважин. За январь-март 2008 года добыча газа на месторождении составила 103,1 млн. куб. м, газового конденсата - 8 тыс. тонн. Газовый проект «Карачаганак». В соответствии с подписанным Соглашением об основных принципах создания и участия в совместном российско-казахском предприятии (СП) на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода, доли участия сторон в СП будут распределены на паритетной основе. Одним из основных видов деятельности СП станет переработка углеводородного сырья Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. Также были подписаны долгосрочные (сроком на 15 лет) договора купли-продажи сырого и переработанного газа Карачаганакского месторождения. 5 февраля 2008 года подписан Закон Республики Казахстан «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода», заключенного 3 октября 2006 года. На сегодняшний день согласно утвержденному Плану совместных действий по созданию СП, совместно с ОАО «Газпром» проводится оценка имущества Оренбургского ГПЗ (ОГПЗ), передаваемого в СП, а также обновление ТЭО модернизации и реконструкции мощностей ОГПЗ. За январь-март добыча природного газа на Карачаганакском месторождении составила 4 053,3 млн. куб. м или 111,0 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года, в том числе объем обратной закачки газа в пласт составит 1 478,8 млн. куб. м. Прикаспийский газопровод. В соответствии с Совместной декларацией Президентов Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана от 12 мая 2007 года с целью развития транспортных мощностей, 20 декабря 2007 года в г. Москве Правительствами трех государств подписано Соглашение о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода (соглашение вступает в силу после ратификации и действует до 31 декабря 2028 года). Строительство магистрального газопровода Бейнеу - Бозой - Саксаульская - Акбулак (Самсоновка). В соответствии с посланием Главы государства для обеспечения энергетической безопасности и стабильного газоснабжения южных регионов прорабатывается проект строительства газопровода «Бейнеу - Бозой - Саксаульская - Акбулак (Самсоновка)». Корректировка ТЭО данного проекта находится в стадии завершения. Электроэнергетика. По оперативным данным выработка электроэнергии увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 6,9 % и составила 22,79 млрд. кВтч. Потребление электроэнергии составило 23,08 млрд. кВтч, что на 9,5 % выше прошлогоднего показателя. Во II квартале т.г. ожидаемый объем производства электроэнергии составит 18,6 млрд. кВтч. Проведена работа по изучению применяемых в последнее время технологий по использованию высокозольных и высокоабразивных углей ведущими энергетическими компаниями мира. Запрошены также ценовые предложения и дополнительные технические характеристики на основное оборудование. Угольная промышленность. В январе-марте 2008 года по оперативным данным угледобывающими предприятиями республики добыто 28 млн. тонн. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года объем добычи увеличился на 4,9 млн. тонн или на 21,2 %. Нефтехимическая промышленность. По созданию нефтехимических производств Казахстана 2008 год является годом перехода на новый уровень развития отрасли. Разработаны и подготовлены к реализации несколько взаимосвязанных инвестиционных проектов создания нефтехимических производств мирового уровня. При этом были учтены не только ресурсные возможности нефтегазовых месторождений, но и технологические возможности и производственные ресурсы модернизированного Атырауского нефтеперерабатывающего завода, в перспективе, будут определены и вовлечены ресурсные и технологические возможности и других нефте-, газоперерабатывающих заводов. Учитывая высокую капиталоемкость нефтехимических комплексов, их строительство будет осуществлено в рамках специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк». В создании нефтехимических комплексов мирового уровня государство примет непосредственное участие - бюджетное финансирование и кредитование на строительство современной инфраструктуры СЭЗ и первого интегрированного нефтехимического комплекса. Это позволит снизить затраты на себестоимость планируемой к производству продукции, что обеспечит конкурентоспособность казахстанской нефтехимии на международном рынке. Кроме того, по обеспечению первого интегрированного нефтехимического комплекса мирового уровня необходимыми сырьевыми ресурсами при участии государства в 1 квартале 2008 года подписаны договора на поставку гарантированных объемов сырья с Тенгизского месторождения для последующей глубокой переработки. Атомная промышленность. В течение I квартала 2008 года осуществлялись добыча и переработка уранового сырья, выпуск бериллиевой и танталовой продукции на ТОО «МАЭК - Казатомпром». Добыча урана за I квартал 2008 года составила 1 775,2 тонн, что на 23,6 % больше, чем за аналогичный период 2007 года. Произведено 1 617 тонн закиси-окиси урана, в том числе на АО «УМЗ» произведено 688 тонн, на аффинажном заводе - 339 тонн, в ТОО «СГХК» - 554 тонны. На АО «УМЗ», помимо закиси-окиси, произведено 32 тонны топливных таблеток. Произведено 440 тонн бериллиевой продукции, в том числе 187 тонн лигатур и меднобериллиевых сплавов; 245 тонн медно-бериллиевой лигатуры карботермической 4-х процентной; 6,8 тонны бериллия технического; 1,7 тонны изделий из бериллия. Произведено 66,5 тонн танталовой продукции. Для успешной реализации «Программы 15 тыс. тонн к 2010 году» продолжаются работы по увеличению объемов добычи на действующих рудниках и освоению новых месторождений. Казахстан располагает не всеми звеньями ядерного-топливного цикла - отсутствуют такие переделы как конверсия, обогащение, производство ТВС, строительство атомных станций. В этой связи была поставлена задача - создать транснациональную вертикально-интегрированную компанию, занимающую ключевые позиции на рынке мировой атомной энергетики, участвующую во всех стадиях ядерно-топливного цикла, располагающую высокой доходностью за счет получения максимальной прибавочной стоимости с готовой продукции. С этой целью маркетинговая политика АО «НАК «Казатомпром» нацелена на развитие системы стратегического партнерства. В I квартале 2008 года были продолжены работы по добыче урана на французско-казахстанском ТОО СП «Катко», а также канадско-казахстанском ТОО СП «Инкай». Кроме того, АО «НАК «Казатомпром» и канадская корпорация Cameco подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении завода по конверсии урана в Республике Казахстан, согласно которому были созданы рабочие группы по направлениям. Также ведутся работы, связанные с ходом реализации проекта, на созданном совместно с российской компанией ОАО «Техснабэкспорт» СП «Центр по обогащению урана» (ЦОУ) в г. Ангарске (Российская Федерация). Международный центр по обогащению урана будет обеспечивать поставки обогащенного урана в те страны, которые хотят эксплуатировать и строить новые АЭС, но не имеют возможностей организовать на своей территории стадии ЯТЦ, включая обогащение урана. В обрабатывающей промышленности в январе-марте 2008 года произведено продукции на 689,6 млрд. тенге. Индекс физического объема в январе-феврале 2008 года по сравнению с январем-февралем 2007 года составил 98,8 % в основном из-за снижения производства прочих неметаллических минеральных продуктов (78,3 %); электрооборудования, электронного и оптического оборудования (92,1 %); пищевых продуктов, включая напитки (96,0 %); цветных металлов (96,5 %); текстильной промышленности (96,5 %); транспортных средств и оборудования (98,0 %); древесины и изделий из дерева (98,2 %); черной меллургии (99,4 %). В текстильной и швейной промышленности в январе-марте 2008г. произведено продукции на 5,4 млрд. тенге. По сравнению с январем-мартом 2007г. индекс физического объема составил 96,5 %. Снизился выпуск волокна хлопкового (Южно-Казахстанская область); ковров, ковровых изделий и шляп, уборов головных (г. Алматы). Возросло производство тканей; свитеров, джемперов, пуловеров и изделий аналогичных. Кожи, изделий из кожи и обуви в январе-марте 2008г. произведено на 729 млн. тенге, что в 2,4 раза выше уровня января-марта прошлого года. Увеличилось производство обуви и кожи из шкур крупного рогатого скота. Снизился выпуск кожи из шкур овечьих, козьих и свиных предприятиями Восточно-Казахстанской области. Объем обработки древесины и производства изделий из дерева в январе-марте 2008г. составил 1,5 млрд. тенге или 98,2% к уровню января-марта 2007г. Сократился выпуск плит древесноволокнистых (Восточно-Казахстанская область); окон, дверей и их рам (г. Алматы); паркета (Карагандинская область). Возросло производство лесоматериалов, шпал деревянных железнодорожных или трамвайных пропитанных, тары деревянной. В целлюлозно-бумажной промышленности и издательском деле в январе-марте 2008г. произведено продукции на 14,1 млрд. тенге, что к уровню января-марта прошлого года составляет 102,5%. Снизилось производство бумаги и картона гофрированных; газет и журналов; этикеток и ярлыков на предприятиях г. Алматы. При этом увеличился выпуск обоев, книг и брошюр. В производстве кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов в январе-марте 2008г. выпущено продукции на 54,1 млрд. тенге, что выше соответствующего периода прошлого года на 3%. Увеличился выпуск топлива моторного (бензина), газойлей, мазута топочного, пропана и бутана сжиженных в основном на предприятиях Атырауской и Южно-Казахстанской областей. Вместе с тем, сократилось производство керосина и углеводородных сжиженных газов. В химической промышленности в январе-марте 2008г. произведено продукции на 17,8 млрд. тенге или на 2,7% выше, чем в январе-марте 2007г. Возрос выпуск удобрений минеральных или химических азотных, кислоты ортофосфорной (фосфорной), трифосфата и бихромата натрия, окиси хрома. Сократилось производство дубителя хромового и триоксида хрома (Актюбинская область); кислоты серной (Карагандинская область); удобрений минеральных или химических фосфорных, фосфора (Жамбылская область). В производстве резиновых и пластмассовых изделий в январе-марте 2008г. произведено продукции на 11 млрд. тенге, что составляет 107,1 % к уровню января-марта прошлого года. Увеличился выпуск труб, трубок, рукавов и шлангов из резины и из пластмасс; ленты резиновой конвейерной; дверей и окон из пластмасс. Снизилось производство пластмассовых плит, листов и полос (Алматинская область, г. Алматы). В производстве прочих неметаллических минеральных продуктов в январе-марте 2008г. выпущено продукции на 34,2 млрд. тенге, что меньше уровня января-марта 2007г. на 21,7%. Сократилось производство строительных материалов: цемента, извести, плиток, кирпичей, бетона товарного, конструкций строительных (Восточно-Казахстанская область, гг. Астана и Алматы). Увеличился выпуск посуды столовой и кухонной из фарфора; бутылок, банок и флаконов из стекла. В металлургической промышленности в январе-марте 2008 г. к уровню января-марта 2007 г. индекс физического объема составил 98,7 %. На долю отрасли приходится 44,2% объема обрабатывающей промышленности. В истекшем периоде произведено продукции черной металлургии на 131,2 млрд. тенге, цветной - на 158,5 млрд. тенге. В черной металлургии производство снизилось на 0,6 % из-за уменьшения выпуска плоского проката и чугуна в Карагандинской области. В производстве цветных металлов индекс физического объема составил 96,5 %. Сократился выпуск меди рафинированной, серебра аффинированного, цинка (Карагандинская область), свинца (Восточно-Казахстанская область). Увеличилось производство золота аффинированного и необработанного, глинозема, проволоки медной. Производство готовых металлических изделий в январе-марте 2008г. к уровню января-марта 2007 г. составило 101,4 %. Возросло производство металлоконструкций, радиаторов и котлов центрального отопления; раковин и моек из металлов черных. Сократился выпуск цистерн, бочек и ящиков из металлов черных; резервуаров для нефти и нефтепродуктов. В машиностроении в январе-марте 2008г. произведено продукции на 62,2 млрд. тенге. По сравнению с январем-мартом 2007г. индекс физического объема составил 102,8 %. В производстве машин и оборудования в январе-марте 2008г. выпущено продукции на 23,2 млрд. тенге или на 22,9 % выше соответствующего периода 2007г. Увеличилось производство подшипников; тракторов; машин уборочных; оборудования нефтепромыслового. Вместе с тем, сократился выпуск машин стиральных и для сушки одежды бытовых; машин для горнодобывающей промышленности (г. Алматы) и оборудования нефтегазоперерабатывающего (Западно-Казахстанская область). Электрооборудования, электронного и оптического оборудования в январе-марте 2008г. произведено на 14,4 млрд. тенге. Индекс физического объема по сравнению с январем-мартом 2007г. составил 92,1 %. Снизилось производство аккумуляторов электрических свинцово-кислотных (Алматинская область); проводов и кабелей изолированных (Карагандинская область); машин вычислительных цифровых, телевизоров, счетчиков жидкости и электроэнергии (г. Алматы). Приостановлен выпуск магнитофонов в г.Алматы. Увеличилось производство конденсаторов и трансформаторов электрических. Производство транспортных средств и оборудования в январе-марте 2008 г. составило 24,6 млрд. тенге, что на 2 % ниже аналогичного периода 2007г. Меньше, чем в январе-марте 2007 г., произведено грузовых автомобилей в Акмолинская области и частей двигателей в Северо-Казахстанской области. Возросло производство автомобилей легковых пассажирских, для перевозки десяти или более человек, специальных и специализированных. В прочих отраслях промышленности в январе-марте 2008 г. произведено продукции на 11,1 млрд. тенге, что на 17,1 % ниже января-марта 2007 г. Снизилось производство мебели для сидения с деревянным каркасом, офисной деревянной и кухонной; ювелирных изделий и спортивных товаров. Увеличился выпуск мебели для сидения с металлическим каркасом и офисной металлической; кроватей деревянных. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в январе-марте 2008г. по сравнению с январем-мартом 2007г. индекс физического объема составил 108,7 %. Производство электроэнергии в январе-марте 2008г. составило 22,9 млрд. кВт.ч, что на 7,6% выше уровня января-марта 2007г. Возросло производство на предприятиях всех регионов, кроме Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей. Выработка теплоэнергии составила 36,3 млн. Гкал или на 7,5% больше по сравнению с январем-мартом 2007г. Увеличилось производство на предприятиях всех регионов, кроме Атырауской области и г. Алматы. 3 Реализация индустриально-инновационной политики В соответствии с Планом мероприятий по реализации Указа Президента «О мерах по модернизации экономики Республики Казахстан» в I квартале 2008 год проведена работа по отбору проектов для включения их в Перечень «прорывных» проектов. В целях информационно-аналитического обеспечения процесса диверсификации, Указом Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» от 6 апреля 2007 года № 310 предусмотрено внесение корректировок в Стратегию индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы с учетом новых экономических условий и приоритетов. В отчетном периоде в Правительство Республики Казахстан внесен доработанный проект Указа Президента о внесении изменений в Стратегию. В соответствии с Планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2008 год разработан и внесен в Мажилис Парламента проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам фармацевтической и медицинской промышленности». Министерством индустрии и торговли совместно с АО «Фонд устойчивого развития «Казына», АО «Национальный инновационный фонд» и казахстанскими венчурными фондами создана некоммерческая организация - Ассоциация «Казахстанская Ассоциация венчурного капитала и прямых инвестиций». В целях усовершенствования действующего законодательства в области интеллектуальной собственности внесены предложения по усовершенствованию действующего законодательства по вопросам интеллектуальной собственности, в частности внесение поправок в Патентный закон и Бюджетный кодекс Республики Казахстан. В связи, с чем в 2008 году будет разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности». Разработаны проекты законов Республики Казахстан: «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности», Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» (внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента Республики Казахстан). Также разработан проект Концепции по созданию Банка инноваций и патентов. Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан планируется создание 5 конструкторских бюро и 1 инжиниринговой организации. Для реализации данного проекта было проведено совещание по созданию вышеуказанных структур с участием представителей машиностроительных предприятий. Заключение Казахстанская экономика на протяжении всего десятилетия реформ, направленных на улучшение структуры хозяйственных отношений, появление более эффективного частного собственника и улучшения общего жизненного уровня населения страны, являла собой во многом кризисную модель развития, с до конца нерешёнными дореформенными проблемами, не отстроенными рыночными механизмами и институтами, с существующими “монстрами и гибридами” старой социалистической и новой рыночной систем, ежедневно доказывая свою неспособность и нежелание строить цивилизованные рыночные отношения. Сложность переходного периода и возникшие макроэкономические проблемы, ориентировавшие нас на текущее принятие решений, а также утяжеленная экономика СССР, доставшаяся нам к началу реформ, привели к тому, что существующие уже на то время долгосрочные структурные проблемы, негативно влияющие на ход экономических реформ и снижающие их эффективность, не только не были решены, но и ещё больше усугубились, продолжая с успехом деформировать отечественную экономику. Казахстанская промышленная политика должна основываться на эффективном синтезе экспортоориентированной и импортозамещающей моделях на основе всемерного развития инновационной сферы, что приводит нас к необходимости выявления в рамках данной промышленной политики соответствующих приоритетов и выработке инструментов, обеспечивающих их дальнейшее развитие и общий ускоренный экономический рост промышленного производства в Казахстане. Промышленная политика, как ядро общеэкономической политики, связана в первую очередь с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства. В принципе макроэкономическая политика главной целью имеет финансовую стабилизацию хозяйства, а промышленная политика - экономический рост при динамичном изменении структуры и повышении эффективности промышленного производства и конкурентоспособности продукции. Образно выражаясь, промышленная политика должна способствовать реализации модели "созидательного разрушения", что в условиях рыночной экономики означает расширение и создание новых рынков, выход на конкурентоспособный уровень производства, увеличение доходности предприятий, обеспечение их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг, получение сверхприбыли за счет временной монополии по сравнению с другими конкурентами в результате предложения "суперпродукта". Одновременно по мере вызревания рыночной экономики постепенно отпадает необходимость создания сложных бюрократических структур в целях детального регламентирования промышленной политики. Список используемой литературы 1. Борисов Е.Ф., «Экономическая теория», учебник, Москва: Юристъ, 1999 год, 568 стр. /глава 9, стр 234-258. 2. Елемесов Р. Переходная экономика: проблемы методологии и теории. Алматы, 1998. 3. Елемесов Р., Жатканбаев Е.Б. Государство и рынок. Алматы, 1997. 4. Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: Юрист, 2000. 5. Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за 2005 год и задачи на первый квартал 2006 года г. Астана, февраль, 2006 6. Камаев В.Д. - Учебник по основам экономической теории. - М.: “ВЛАДОС”, 1997. 7. Кемпбелл Р. Макконел. Стенли Л. Брю. Экономикс. - М.: Республика, 1996.
|