БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями

Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Рассадин Владимир Вячеславович

Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва

Общая характеристика работы.

Актуальность темы. Важным вопросом, который должно решать государство, является вопрос, связанный с создани-ем предпосылок эффективного функционирования национальной экономики. В свою очередь, эффективность функционирования национальной экономики определяется эффективностью функ-ционирования ее отдельно взятых отраслей, и в первую оче-редь, отраслей, принадлежащих общественному производству. Таким образом, в функции государства должно входить реше-ние задачи, связанной с созданием предпосылок эффективно-го функционирования каждой отдельно взятой отрасли народ-ного хозяйства и всей их совокупности в целом. Если обратиться к общественному производству, то можно увидеть, что одной из его отраслей является промыш-ленность, занимающая ведущее место в экономике развитых стран, и в том числе в России. В свою очередь, промышлен-ность включает в себя комплекс добывающих и перерабаты-вающих отраслей. Одной из наиболее важных отраслей добы-вающей промышленности России является нефтедобывающая от-расль . Стратегически важное значение этой отрасли для страны и государства обусловлено следующим. Во-первых, добываемая ею нефть жизненно необходима для функциониро-вания российской экономики, во- вторых, ее экспорт явля-ется одной из главных статей поступления иностранной ва-люты, необходимой для решения задач, стоящих перед госу-дарством.

В настоящее время российская экономика функционирует в условиях рынка. Эти условия характеризуются самостоя-тельностью хозяйствующих субъектов в решении всех вопро-сов, относящихся к сфере их компетенции, включая планиро-вание объемов выпускаемой ими продукции, установления цен на нее, выбор поставщиков требуемых им материальных ре-сурсов и покупателей производимой ими продукции. Взаимо-действие хозяйствующих субъектов между собой строится на основе товарно-денежных отношений. Сфера деятельности го-сударства, в основном, ограничивается установлением пра-вил, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов в систему их взаимоотношений между собой и с государ-ственными учреждениями, а также контролем за исполнением установленных правил. Существует и прямое воздействие со стороны государства в виде экономических санкций и адми-нистративных мер, применяемое к тем хозяйствующим субъектам, деятельность которых противоречит интересам государ-ства, и в том числе нарушающим установленные регламенти-рующие их деятельность и взаимоотношения правила.

Эффективность функционирования хозяйствующих субъек-тов, принадлежащих любой из отраслей народного хозяйства, во многом зависит от политики государства в экономической сфере. Эта политика в одном ее варианте может приводить к спаду общественного производства со всеми вытекающими от-сюда негативными последствиями, в другом варианте может способствовать экономическому росту национальной экономи-ки и как следствие этого росту благосостояния населения. В свою очередь, политика государства в экономической сфе-ре, в значительной степени реализуется с помощью устанав-ливаемой системы его взаимоотношения с хозяйствующими субъектами.

Если обратиться к реалиям сегодняшнего дня, наблю-даемым в России, то можно увидеть, что реализуемый в ней вариант рыночной экономики, при котором государство прак-тически сняло с себя все полномочия по управлению народ-ным хозяйством, а вследствие этого и ответственность за протекающие в нем процессы, обернулась катастрофой. Как показывает практика, рынок, особенно в странах с недоста-точно совершенной правовой базой, с помощью которой осу-ществляется регулирование экономических процессов, имеет свои негативные стороны. Именно поэтому в современных ус-ловиях России государство может и должно выступать в ка-честве фактора, компенсирующего слабости рыночного хозяй-ства и его негативные свойства.

Исходя из вышеизложенного виднее, что проблема, рас-сматриваемая в данной работе и посвященная совершенство-ванию существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями, является акту-альной. Ее актуальность на современном этапе развития на-циональной экономики усиливается двумя следующими обстоя-тельствами. Первое - российская экономика в настоящее время переживает глубокий и затяжной кризис, который ка-сается и нефтедобывающей отрасли. Второе - новое россий-ское правительство, разрабатывая антикризисную программу, ставит своей целью покончить со спадом в реальном секторе экономики и добиться экономического роста во всех сферах общественного производства.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является разработка комплекса мероприятий по со-вершенствованию существующей системы взаимоотношений го-сударства с российскими нефтедобывающими компаниями. Реализация этого комплекса мероприятий обеспечивает создание предпосылок к повышению эффективности функционирования российской нефтедобывающей промышленности в перспективе.

В соответствии с указанной выше целью, в работе ре-шается ряд задач. Первой из них является задача, связан-ная с анализом существующей системы взаимоотношений госу-дарства с российскими нефтедобывающими компаниями и выяв-лением присущих этим отношениям негативных сторон. Этот анализ затрагивает сферу ценообразования и налогообложе-ния российских нефтедобывающих компаний, а также вопросы планирования объемов добычи нефти и объемов ее экспорта и систему экономического стимулирования работников этих компаний. Следующей задачей, использующей результаты про-веденного анализа, является задача, связанная с разработ-кой комплекса предложений по совершенствованию существую-щей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями. Помимо этих предложений в работе разработан ряд методических подходов к решению следующих задач, так или иначе затрагивающих систему взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающи-ми компаниями. К ним относятся: задача, связанная с уста-новлением цен на нефть на внутреннем российском рынке ; задача, связанная с определением оптимального объема экс-порта российской нефти ; задача, связанная с определением оптимального размера российских нефтедобывающих компаний, выступающих в качестве хозяйственно самостоятельных еди-ниц ; задача, связанная с определением размера дифферен-циальной ренты, взимаемой с российских нефтедобывающих компаний, разрабатывающих различные месторождения нефти, характеризуемые различными условиями ее добычи.

Предмет и объект исследования. Предметом исследова-ния является существующая система взаимоотношений госу-дарства с российскими нефтедобывающими компаниями, функ-ционирующими в условиях рынка. В свою очередь, объектом проводимого исследования являются предприятия нефтедобы-вающей промышленности, выступающие в качестве хозяйствен-но самостоятельных единиц.

Методологической основой работы явились научные тру-ды и публикации отечественных и зарубежных авторов, по-священных системе взаимоотношений государства и хозяйст-вующих субъектов, функционирующих в условиях рыночной экономики и относящихся к российской нефтедобывающей про-мышленности, в частности Алекперова В. Ю. , Анисимова А. В., Городецкого А. Д., Данцига Дж. , Доллана Э. Дж., Кочеткова В. А. , Вяхирева Р. И. , Хейнса П. и других.

Научная новизна. Диссертационная работа содержит в себе ряд методических подходов к решению совокупности за-дач, имеющих научную новизну. К этим задачам относятся : задача, связанная с установлением цен на внутреннем рос-сийском рынке ; задача, связанная с определением опти-мального объема экспорта российской нефти ; задача, свя-занная с определением оптимального размера российских нефтедобывающих компаний, выступающих в качестве хозяйст-венно самостоятельных единиц ; задача, связанная с опре-делением размера дифференциальной ренты, взимаемой с раз-личных нефтедобывающих российских компаний, разрабатываю-щих различные месторождения нефти, характеризуемые раз-личными условиями ее добычи, располагающих различным тех-ническим уровнем производства и техническим состоянием используемого оборудования.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ней результаты предназначены для совершенст-вования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями, функционирую-щими в условиях рыночной экономики. Это относится и к разработанным мероприятиям, и к разработанным методиче-ским подходам решения ряда задач, возникающих в рамках взаимоотношений государства с предприятиями нефтедобываю-щей отрасли.

Апробация работы. С результатами данной работы были ознакомлены ведущие специалисты нефтяной отрасли, которые дали на нее положительные отзывы, а также рекомендовали их для реализации в практику взаимоотношений российских нефтедобывающих компаний с государством.

Публикации. По теме диссертации опубликованы три пе-чатных работы, в которых отражены основные результаты, полученные в процессе проведенного исследования по про-блеме, выступающей в качестве темы данного исследования. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой ли-тературы.

Объем работы составляет 193 страницы машинописного текста, 3 таблицы л 44 формулы.

В первой главе, посвященной проблеме рынка и госу-дарства, рассматриваются: характерные особенности рыночной экономики; функции государства в условиях рыночной экономики.

Во второй главе, посвященной российской нефтедобывающей промышленности на современном этапе ее развития, рассматриваются:

условия и результаты функционирования предприятий данной отрасли;

организационно-экономические структуры в нефтедобывающей промышленности и механизм их взаимоотношений с государст-вом.

В третьей, заключительной главе данной работы, по-священной основным направлениям совершенствования сущест-вующей системы управления деятельностью российских нефте-добывающих компаний, рассматриваются:

основные направления совершенствования организацион-ных структур управления нефтедобывающими российскими ком-паниями и системы их взаимоотношений с государством ;

государственное регулирование объемов добычи нефти российскими нефтедобывающими компаниями и объемов ее про-даж на мировом рынке ;

создание предпосылок эффективной деятельности нефте-добывающих российских компаний.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, выбранной в качестве темы данной диссертационной работы.

В первой главе, используя существующие публикации отечественных и зарубежных авторов, рассматриваются во-просы рынка и государства в их взаимосвязи. В результате такого рассмотрения определены:

характерные признаки рыночной экономики, в том числе и на современном этапе ее развития ;

функции государства в условиях рыночной экономики, в том числе в сфере управления народным хозяйством и его отраслями.

Проводя эти исследования, был сделан следующий вы-вод. Если рассматривать характер взаимоотношений государ-ства с хозяйственно самостоятельными субъектами в разви-тых странах с рыночной экономикой, можно увидеть, что в функции государства входит достаточно большое число во-просов. Это и разработка и установление правил, регламен-тирующих деятельность хозяйствующих субъектов рыночной экономики в различных сферах и по различным направлениям, и контроль за их исполнением, и прямое воздействие в виде экономических санкций и административных мер к тем пред-приятиям и организациям вне зависимости от форм их собст-венности и организационно-правовой структуры управления, деятельность которых противоречит интересам государства. Помимо этого видно, что государство вмешивается в сферу внешнеэкономической деятельности хозяйственно самостоя-тельных субъектов и сферу ценообразования монополистиче-ских объединений, если их действия наносят вред обществу и государству.

Во второй главе рассматривается российская нефтедо-бывающая промышленность на современном этапе ее развития. В рамках данной проблемы было проведено исследование ус-ловий и результатов функционирования предприятий данной отрасли, а также организационно-экономических структур, используемых в российском нефтедобывающем комплексе, и механизма их взаимоотношений с государством.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

В настоящее время сложилось крайне неблагоприятное положение с обеспечением добычи нефти. Ускоренная отра-ботка наиболее богатых и высокопродуктивных залежей и ме-сторождений, быстрое и прогрессивное истощение ресурсной базы данной отрасли, обводненность добываемой продукции, изношенность существующей технической базы без ее свое-временного обновления в требуемых объемах - вот те причи-ны, которые привели к неутешительному положению дел в российской нефтедобывающей промышленности.

Если в этой связи обратиться к цифрам, то можно уви-деть, что по имеющимся оценкам на находящихся в промыш-ленной разработке месторождениях нефти отобрано около 52% извлекаемых запасов нефти. Обводненность добываемой нефти по состоянию на 1 января 1998 года возросла до 82%.

Рассматривая тенденции в российской нефтедобывающей промышленности за последние годы, можно увидеть следую-щее. Начиная с 1991 года, т. е. с момента начала реформи-рования российской экономики до 1993 года началось резкое падение объемов добычи нефти. Причиной этого явилось практически полное прекращение централизованных инвести-ций, ранее осуществляемых из государственного бюджета. Кроме того, на тот период времени предприятия нефтедобы-вающей отрасли не располагали достаточными накоплениями, в том числе накоплениями в виде амортизационных отчисле-ний. Положение, связанное с нехваткой средств у предпри-ятий нефтедобывающей промышленности, усугубилось резким повышением цен на оборудование, используемое при добычи нефти, вызванное политикой российского правительства в области ценообразования, взявшего курс на невмешательство государства в данную сферу и отдавшего решение этого во-проса, за редким исключением, касающихся явных монополи-стов и определенных видов товаров, в руки производителей.

Снижение объемов добычи нефти, отсутствие средств для обновления производственной базы и значительный износ оборудования, используемого в нефтедобывающей промышлен-ности, привели к интенсивному выбытию добывающих мощно-стей. В последующие годы решающими факторами снижения объема добычи нефти стали низкий платежеспособный спрос ее российских потребителей и ограничения на транспортные мощности для экспорта нефти. В последний год-полтора экс-порт российской нефти сократился еще по одной причине, а именно, вследствие падения цены на нее на мировом рынке.

Если обратиться к анализу результатов деятельности 13 основных нефтяных компаний за 1997 год, то можно уви-деть следующее. Большая часть компаний увеличила в 1997 году объемы реализации своей продукции, исчисленной в стоимостном выражении, по сравнению с 1996 годом. Однако, если учитывать существовавший в этот период рост цен на данный вид продукции на внутреннем российском рынке в связи с инфляцией, то можно считать, что рост реализации продукции в натуральном выражении за этот период времени был или очень незначительным, или его не существовало во-все. По трем компаниям в 1997 году по сравнению с 1996 годом произошло снижение объемов реализации продукции, исчисленной в стоимостном выражении, особенно сильное па-дение этого объема характерно для компании Юганскнефтегаз. Разброс значений показателей, характеризующих ре-зультаты деятельности рассматриваемых нефтяных компаний за 1997 год, является значительным, несмотря на то, что их можно считать сопоставимыми по различным предприятиям нефтедобывающей промышленности. Так, разброс значений от-ношения объема реализации продукции, исчисленной в стои-мостном выражении, к количеству занятых работников варьи-руется по различным компаниям от 198,7 до 679,8 млн. руб-лей на одного работника. Таким образом, наибольшее значе-ние этого показателя превышает наименьшее его значение в 3,5 раза. Разброс значений показателя, отражающего собой отношение балансовой прибыли к объему реализованной про-дукции, исчисленной в стоимостном выражении, составляет по рассматриваемой совокупности компаний от - 7,3 до 24,4%. Разброс значений показателя, отражающего собой от-ношение прибыли после к прибыли до налогообложения для тех же компаний, составляет от 30,3 до 373,1%. Значение показателя, представляющего собой отношение прибыли после налогообложения к численности работников изменяется в пределах от - 55,6 до 56,1 млн. рублей на одного работни-ка .

Процесс реформирования российского нефтедобывающего комплекса начался с 1991 года. Он шел по пути развития рыночных механизмов управления при одновременном ослабле-нии контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, функционирующих в данной сфере, со стороны государства. На первом этапе реформирования, определяемым периодом времени, включающим в себя 1991, 1992 и 1993 годы, госу-дарство в качестве' единственного собственника объектов топливно-энергетического комплекса провело преобразование нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в производственные ассоциации, самым крупным собственником в которых являлось государство в лице федеральных органов власти. На втором этапе реформирования, начиная с 1993 и кончая 1996 годом, производственные ассоциации были пре-образованы в акционерные общества при сохранении государ-ственного контроля. В ходе этих преобразований были сфор-мированы вертикально-интегрированные нефтяные компании в виде холдингов, причем акции холдингов выпускались неза-висимо от акций дочерних предприятий и не подлежали обме-ну на них.

В нефтяном бизнесе вертикальная интеграция объединя-ет в себе деятельность, начиная с разведки и разработки нефтяных месторождений, транспортировки нефти, ее перера-ботки и кончая реализацией продукции ее конечным потреби-телям. Как правило, это сопровождается интегрированными научными исследованиями и инновационными процессами. Вы-годы, обусловленные использованием вертикальной интегра-ции, сводятся, в первую очередь, к сокращению затрат при объединении под единым контролем усилий различных произ-водств в осуществлении всего производственного цикла, улучшения информационного обеспечения бизнеса, обеспече-ние гарантированных условий поставок, наличие постоянных бизнес-партнеров и. т.д. В свою очередь, издержки верти-кальной интеграции обусловлены рядом факторов, наиболее значительным из которых является необходимость внедрения новой управленческой системы, действующей в рамках обра-зованной вертикально-интегрированной структуры.

Если обратиться к имевшему место процессу формирова-ния вертикально-интегрированных нефтяных компаний в Рос-сии, то можно увидеть, что он часто осуществлялся чисто административным путем, при этом во многих случаях не учитывались существующие между предприятиями территори-ально-производственные связи. В результате этого произош-ло следующее. Предприятия, входящие в одну и ту же компа-нию, фактически bcjvi себя как независимые хозяйствующие субъекты. Это, в свою очередь, приводило к тому, что до-бывающие и перерабатывающие предприятия слабо увязывали между собой свои производственные программы, что сводило практически на нет преимущества интеграции и снижало эф-фективность функционирования интегрированных компаний. Не способствовало повышению эффективности работы компаний и стремление местных администраций воздействовать на работу объектов топливно-энергетического комплекса, взяв их под свой контроль. В итоге финансовые результаты деятельности многих, если не сказать большинства этих интегрированных компаний оказались неудовлетворительными. Вместе с тем, наблюдались и положительные результаты, связанные с вне-сением изменений в систему управления внутри существующих нефтяных компаний. Особенно это коснулось нефтяной компа-нии " Лукойл", осуществившей широкомасштабный переход к более эффективным методам управления.

Если рассматривать существующую систему взаимоотно-шений государства с предприятиями нефтедобывающей промыш-ленности на примере такой компании как "Лукойл", то можно увидеть следующее. Доля цены на нефть, реализуемой на внутреннем российском рынке, от цены на нефть, экспорти-руемую за границу, по данным компании " Лукойл" за 1997 год составляла немногим более 50%. Удельный вес налогов, вне зависимости от того, реализовывалась нефть на внут-реннем российском или на внешнем рынке, составлял 52,5%. Чистая прибыль этой компании при реализации 1 барреля нефти на мировом рынке в 1997 году составляла 2,09 долла-ра, при реализации 1 барреля нефти на российском рынке эта компания несла убыток в размере 0,3 доллара.

Анализируя российскую налоговую систему применитель-но к нефтедобывающим компаниям, следует отметить следую-щее. Удельный вес налогов, взимаемых с российских нефте-добывающих компаний государством, в настоящее время чрез-вычайно высок, если его сравнивать со значением аналогич-ного показателя в развитых странах с рыночной экономикой, например в США или Великобритании. В развитых странах с рыночной экономикой подавляющая часть суммы, взимаемой в качестве налогов с предприятий нефтедобывающей отрасли государством, собирается с помощью прямого налога, про-порционально получаемой нефтяными компаниями прибыли. В России же подавляющая часть суммы, взимаемой в виде нало-гов с предприятий нефтедобывающей отрасли, собирается с помощью косвенных налогов, причем их число неоправданно велико. Существующая система налогообложения, в сочетании с существующими ценами на нефть на внутреннем российском рынке, приводит к тому, что лаже для такой крупной компа-нии как "Лукойл", ее деятельность становится убыточной, если она полностью ориентирована на российских потребите-лей нефти. По этой причине, в интересах российских нефтя-ных компаний продавать добываемую ими нефть за границу, а не внутри страны. И эти интересы, в свою очередь, приво-дят к существенной недогрузке мощностей российских нефте-перерабатывающих предприятий, вследствие чего государство несет соответствующие потери.

Если обратиться к экспорту нефти, то можно увидеть, что основными рычагами управления в данной сфере со сто-роны государства являются выдаваемые российским нефтяным компаниям лицензии, разрешающие продажу добываемой ими нефти за границу, и квоты, с помощью которых устанавлива-ются ограничения на объемы этих продаж. Вместе с тем, с нашей точки зрения, было бы оправданным, чтобы помимо этого государство выступало в качестве посредника в рас-четах между российскими экспортерами нефти и ее зарубеж-ными покупателями, т. е. играла более активную роль. Это снизит вероятность злоупотреблений со стороны нефтяных компаний, в результате которых государство теряет часть своих валютных поступлений.

Важным для российской экономики является вопрос, связанный с определением объемов добываемой нефти и ее объемов, экспортируемых за границу. Это обусловлено ко-леблющейся рыночной конъюнктурой, и при определенных об-стоятельствах можно экспортировать больше нефти, но полу-чать от этого меньший доход.

Очевидно, что неудовлетворительно решается вопрос, связанный с установлением цен на нефть на внутреннем рос-сийском рынке. Неудовлетворительным является и используе-мый подход к ценообразованию на данный вид продукции, ос-нованный на издержках. Более оправданным является исполь-зование подхода, в основе которого лежит спрос и предло-жение, и который больше соответствует рыночной экономике, в условиях которой функционируют сегодня предприятия неф-тедобывающей промышленности.

Государство практически самоустранилось от решения вопроса, связанного с разработкой и внедрением эффектив-ной системы экономического стимулирования работников предприятий, делающих их более заинтересованными в эффек-тивности своей работы и конечных результатах деятельности компаний, на которых они работают. Это в равной степени относится и к нефтедобывающим российским компаниям. Вме-сте с тем, наличие предпосылок в заинтересованности работников в результатах своего труда и конечных результа-тах деятельности предприятий, на которых они работают, является не последних фактором, который обеспечивает по-вышение эффективности функционирования национальной эко-номики. И если этот вопрос плохо решают или не решают собственники и руководители предприятий, то его решением должно заниматься государство в лице его соответствующих компетентных органов.

В третьей главе, используя результаты ранее прове-денного анализа, разработаны предложения по совершенство-ванию существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями. Эти предложения сводятся к следующему.

Используя опыт развитых стран с рыночной экономикой, таких как США и Великобритания, следует упростить сущест-вующую в России налоговую систему, уменьшив число нало-гов, взимаемых с российских нефтедобывающих компаний. Ос-новным налогом, взимаемым с предприятий нефтедобывающей отрасли, должен стать прямой налог в виде налога с прибы-ли этих хозяйствующих субъектов. Кроме того, целесообраз-но внедрить в российскую практику систему рентных налого-вых платежей, используемую в западных странах, для стиму-лирования процессов поиска новых месторождений нефти и их освоения. Учитывая также различные условия добычи нефти из ее различных месторождений, следует ввести механизм дифференциальной ренты.

Необходимо сделать так, корректируя налоговую систе-му и цену на нефть на внутреннем российском рынке, чтобы чистый доход, получаемый российскими нефтедобывающими компаниями от продажи одной тонны данного вида продукции на мировом и внутреннем рынке был бы одинаков. Это позво-лило бы перерабатывать на российских нефтеперерабатываю-щих предприятиях большие объемы нефти и экспортировать конечные нефтепродукты.

Цены на внутреннем российском рынке на нефть следует устанавливать не на основе затрат по ее добыче и реализа-ции, исходя из известного затратного метода, используемо-го в ценообразовании, а на основе складывающего и ожидае-мого спроса и предложения. Последний подход, применяемый в ценообразовании, больше соответствует условиям рыночной экономики, нежели первый.

Если обратиться к экспортным поставкам нефти и неф-тепродуктов, то наиболее оправданным следует считать ва-риант, когда государство не просто выдает лицензии и ус-танавливает квоты, а более активно участвует в данной сфере. Это участие может сводиться к анализу эффективно-сти тех или иных сделок российских нефтяных компаний с теми или иными зарубежными покупателями, исходя из госу-дарственных интересов. Результатом такого анализа может являться разрешение или запрет на ту или иную сделку по продаже российской нефти и нефтепродуктов за границу. Кроме того, с нашей точки зрения, государство в лице его соответствующего учреждения, должно являться посредником в расчетах между российскими нефтяными компаниями и зару-бежными покупателями. Это позволит иметь государству бо-лее достоверную информацию об объемах российского экспор-та нефти и нефтепродуктов и получаемой от этой продажи валютной выручки.

Для решения ряда задач, входящих в компетенцию госу-дарства с учетом предлагаемых изменений в системе его взаимоотношений с нефтедобывающими российскими компания-ми, в данной главе настоящей работы разработаны соответ-ствующие методологические подходы. Они затрагивают реше-ния следующих задач: установление цен на нефть на внут-реннем российском рынке; определение оптимального объема экспорта нефти; определение размера дифференциальной рен-ты, взимаемой с различных нефтедобывающих российских ком-паний, разрабатывающих различные месторождения нефти ; определение оптимального размера российских нефтедобываю-щих компаний ; построение системы экономического стимули-рования предприятий нефтедобывающей отрасли.

Для решения первой задачи предлагается два альтерна-тивных варианта, в основе которых лежит процедура взаимо-действия государства в лице его соответствующего учрежде-ния с нефтедобывающими российскими компаниями. Первый ва-риант основан на использовании известной процедуры Данцига-Вульфа и предполагает наличие единой цены на нефть, реализуемую на внутреннем российском рынке различными нефтедобывающими российскими компаниями. В этой процедуре государство устанавливает цены, нефтедобывающие россий-ские компании заявляют объемы добываемой ими нефти, а российские потребители данного вида продукции - объемы его покупки. Второй вариант решения данной задачи основан на использовании различных цен на нефть, реализуемую рос-сийскими нефтедобывающими компаниями на внутреннем рос-сийском рынке, и единой цены ее приобретения российскими потребителями данного вида продукции. При этом предпола-гается, что государство является посредником между рос-сийскими нефтедобывающими компаниями и российскими потре-бителями нефти. В диалоге с нефтедобывающими российскими компаниями государство устанавливает предельный макси-мально допустимый уровень рентабельности, использующийся этими хозяйствующими субъектами при установлении цен на добываемую ими нефть, в диалоге с российскими потребите-лями нефти - цены ее приобретения.

При решении данной задачи государство определяет по-требный объем экспорта российской нефти за определенный период времени. Вследствие этого любая из указанных выше процедур заканчивается тогда, когда обеспечивается выпол-нение условия, в соответствии с которым предложение по данному виду продукции превышает спрос на внутреннем рос-сийском рынке на величину, соответствующую найденному го-сударством объему экспорта российской нефти.

Цена на внешнем по отношении к России рынке на нефть в определенной степени зависит от объема экспорта россий-ской нефти. Учитывая это обстоятельство, в работе пред-ставлена математическая модель, обеспечивающая совместное решение задач, связанных с установлением цены на нефть на внутреннем российском рынке и оптимальным объемом ее экс-порта. В качестве целевой функции в данной модели исполь-зуется функция, обеспечивающая максимум дохода государст-ва от экспорта российской нефти с учетом разницы между ожидаемой ценой на внешнем и внутреннем российском рынке на данный вид продукции.

Для расчета размера дифференциальной ренты, взимае-мой с различных российских нефтедобывающих компаний, предлагается определение по данным за ретроспективный пе-риод зависимости, связывающей между собой величину затрат при добыче одной тонны нефти и различные производственные факторы. К последним относятся факторы, отражающие усло-вия добычи нефти, технический уровень производства и тех-ническое состояние используемого оборудования. Неизвест-ные значения параметров этой зависимости находятся с по-мощью регрессионного множественного анализа.

В работе представлена математическая модель, с помо-щью которой определяется оптимальный размер нефтедобываю-щих российских компаний, выступающих в качестве хозяйст-венно самостоятельных единиц. При решении данной задачи используется две функциональных зависимости. Одна из них характеризует собой связь эффективности функционирования данной отрасли в зависимости от числа отдельно взятых компаний, обусловленной наличием между ними конкуренции. Другая функция отражает связь между эффективностью функ-ционирования данной отрасли и средним размером предпри-ятий нефтедобывающей промышленности, обусловленной! Их возможностями в сфере развития своего производства за счет использования инвестиций.

Чтобы создать дополнительные предпосылки в заинтере-сованности нефтедобывающих российских компаний в повыше-нии эффективности своей деятельности, предлагается сле-дующий подход. В соответствии с ним предлагается по каж-дому из предприятий рассматриваемой отрасли оценивать эф-фективность использования ими в отчетном периоде сущест-вующих производственных возможностей. В зависимости от полученных оценок осуществляется определение размера фон-да потребления по каждому из рассматриваемых хозяйствую-щих субъектов, средства которого используется для выплаты установленных сумм их собственникам, а также для выплаты вознаграждения работникам предприятий за указанный выше период времени.

Производственные возможности предприятий предлагает-ся характеризовать наличным составом используемых ими трудовых ресурсов и основными производственными фондами, им принадлежащим, причем в их взаимосвязи. В качестве ха-рактеристики производственных возможностей трудовых ре-сурсов используется размер средств предприятий, идущих на оплату труда их работников. В качестве характеристики ос-новных производственных фондов предприятий используется их стоимость, исчисленная по восстановительной оценке за вычетом стоимости ее износа. При их соизмерении использу-ется значения соответствующего отраслевого норматива. Его значение может быть получено в результате деления размера средств, идущих на оплату труда работников предприятий, к восстановительной стоимости основных производственных фондов за вычетом стоимости их износа для отдельно взятой рассматриваемой отрасли. При оценке производственных воз-можностей по каждой из нефтедобывающих российских компа-ний учитываются различные условия их функционирования, определяемые сложившимися объективными причинами.

Заключение. В данной работе рассмотрен комплекс вопросов, решение которых обеспечивает создание предпосылок повыше-ния эффективности функционирования российской нефтедобы-вающей промышленности на современном этапе развития на-циональной экономики.

В процессе исследования был проведен анализ, затра-гивающий следующие вопросы:

характерные особенности рыночной экономики и функции государства в развитых странах с рыночной экономикой;

условия и результаты функционирования российского нефтедобывающего комплекса;

процесс реформирования в нефтедобывающей промышлен-ности, его положительные и отрицательные стороны ;

существующая система взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями.

По результатам проведенного анализа был разработан комплекс решений, направленных на создание предпосылок более эффективной работы предприятий нефтедобывающей про-мышленности. Эти решения затрагивают существующую систему налогообложения; задачу, связанную с установлением цен на нефть на внутреннем российском рынке; задачу, связанную с определением объема экспортируемой российской нефти; взаимоотношения государства с российскими экспортерами нефти и их зарубежными покупателями; задачу, связанную с определением оптимального размера российских нефтедобы-вающих компаний; задачу, связанную с построением системы экономического стимулирования нефтедобывающих российских компаний, делающей их работников более заинтересованными в конечных результатах деятельности предприятий, на кото-рых они работают.

Основные результаты проведенного исследования опуб-ликованы в работах :

1. Рассадин В.В., Дмитриев Я. В. Создание предпосылок эффективной деятельности нефтедобывающих российских ком-паний. Сборник научных трудов. Выпуск 2,М.,МГАПИ,1998 г.-0,3 п. л.

2. Рассадин В. В. Совершенствование системы взаимоот-ношений государства с российскими нефтедобывающими компа-ниями. Cборник научных трудов. Выпуск 2,М.,МГАПИ, 1998г.-0,36 п.л.

3. Рассадин В.В., Дмитриев Я. В., Акулова Е.В. Российская нефтедобывающая промышленность на современном этапе развития национальной экономики и пути повышения эффективности ее функционирования. Монография, изд."Терра" Можайский полиграфкомбинат, (В пе-чати )-3, 33 п.л.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011