БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Пути увеличения доходов бюджета

Пути увеличения доходов бюджета

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра финансов и статистики

РЕФЕРАТ

На тему:

«Пути увеличения доходов бюджета»

МИНСК, 2008

Реформирование отечественной налоговой системы, направлен-ное на оптимизацию структуры налогов и снижение уровня налоговой нагрузки, на начальном этапе приво-дит к сокращению доходов государ-ственного бюджета. В свою очередь, решение социальных задач общества, поддержание высокого уровня соци-альной защищенности граждан рес-публики требует значительных бюд-жетных расходов. Возникающая в ис-полнении бюджета напряженность со-здает необходимость изыскания до-полнительных источников финансиро-вания государственных расходов. Сложность решения данной проблемы заключается в том, что традиционные налоговые источники увеличения до-ходной части в большинстве своем ис-черпаны, дальнейшее увеличение на-логовой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффек-тивности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках. Поэтому одной из главных эко-номических задач является изыскание резервов увеличения доходной части бюджета за счет привлечения допол-нительных неналоговых доходов. От того, насколько оперативно и качест-венно решается эта задача, и будет за-висеть уровень исполнения бюджета.

Работа по увеличению государ-ственных доходов и изысканию дополнительных источников финанси-рования бюджетных расходов ведется с момента обретения республикой су-веренитета. Но в последние годы это направление деятельности приобре-тает системный характер.

Законом о бюджете Республики Беларусь на 2007 год на правительство возлагалась обязанность обеспечить в течение года привлечение дополни-тельных доходов для финансирования приоритетных направлений бюджет-ной политики. Министерством финан-сов совместно с отраслевыми респуб-ликанскими органами государственно-го управления разработан годовой план мероприятий по обеспечению до-полнительных доходов бюджета, ут-вержденный впоследствии распоряже-нием премьер-министра Республики Беларусь от 19 марта 2007 года № 89р.

В рамках реализации мероприятий плана пересмотрены перечень подак-цизных товаров и уровень ставок на отдельные их виды. По результатам проведенной работы с 1 февраля 2007 года установлена ставка акцизов на моторное масло для дизельных и карбюраторных двигателей. Поступления акцизов по данной то-варной позиции составили в январе--сентябре 2008 года -- 2,2 млрд. рублей. На основании анализа рынка алкогольной продукции и показателей финансово-хозяйствен-ной деятельности, крупнейших ликероводочных заводов в 2007 году были увеличены ставки акцизов на водку и крепкие ликероводочные изделия. За счет увеличения ставок акцизов, где по сравнению с учтенными при планиро-вании доходной части бюджета обес-печены дополнительные поступления в сумме более 35 млрд. рублей.

Одно из стратегических направле-ний увеличения доходов бюджета -- использование выгодного географи-ческого положения республики, через которую проходят основные транс-портные потоки. Поэтому особое вни-мание уделяется развитию придорож-ного и приграничного сервиса. Пред-приятиями быстрого питания и кафе, магазинами и автозаправочными станциями, созданными для оказания услуг в приграничных зонах и на маги-стральных автомобильных дорогах, перечислено в бюджет в 2007 году бо-лее 1 млрд. рублей налогов и сборов.

В целях реализации мероприятий утвержденного плана в республике вве-ден сбор с физических лиц при пересе-чении границы Республики Беларусь через контрольно-пропускные пункты. Новый сбор позволил привлечь значи-тельные средства в местные бюджеты приграничных районов Брестской, Ви-тебской, Гомельской и Гродненской об-ластей, городов Бреста и Гродно. В 2007 году в доход бюджета поступило 4,4 млрд. рублей сбора, за январь-сентябрь 2008 года -- 7,1 млрд. рублей.

В 2007 году местными органами власти реализован комплекс мер по расширению сети платных автостоя-нок и парковок в городах республики. На коммунальные службы или создан-ные специализированные предпри-ятия были возложены функции взима-ния почасового сбора за стоянку или парковку автомобильного транспорта в специально оборудованных местах. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей. Согласно Закону Республики Беларусь от 18 июля 2008 г. N 224-З «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2007 год», был утвержден отчет об исполнении республиканского бюджета за 2007 год по доходам в сумме 4486937377,2 тыс. рублей и по расходам в сумме 4465318883,2 тыс. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 21618494,0 тыс. рублей.

Учитывая позитивный опыт при-влечения дополнительных доходов бюджета, на основании предложений отраслевых министерств и государ-ственных концернов Министерством финансов разработан и постановлени-ем правительства от 22 ноября 2007 года № 1623 утвержден план со-ответствующих мероприятий на 2008 год. Своевременная подготовка проектов решений правительства и Президента Республики Беларусь, на-правленных на реализацию утвер-жденных мероприятий, позволила обеспечить в 2008 году прогнозируе-мые суммы дополнительных поступле-ний по большинству из них.

В течение первых месяцев 2008 го-да Министерством финансов была проведена работа по пересмотру установлен-ных ставок государственной пошлины. В результате увеличения их размера, а также уточнения состава отдельных юридически значимых действий и до-кументов, исходя из действующей практики взыскания пошлины, за 2008 год в бюджет дополнительно поступило порядка 16 млрд. рублей.

Значительная часть доходов бюд-жета получена в 2008 году за счет упо-рядочения арендных отношений и по-вышения эффективности использова-ния недвижимости, принадлежащей государству. На протяжении ряда лет по решениям правительства здания и сооружения, находящиеся в республи-канской собственности, передавались предприятиям и организациям рес-публики в хозяйственное ведение или оперативное управление на безвоз-мездной основе. При этом часть зда-ний предприятия и организации сда-вали в аренду, доход от которой ис-пользовали на собственные нужды.

В то же время задача государства как собственника имущества состоит в обеспечении его наиболее эффек-тивного использования в интересах всего общества. В этой связи была разработана и утверждена правовая база, позволяющая мобилизовать в бюджет часть доходов от использо-вания государственной собственнос-ти. В соответствии с постановлением правительства от 6 февраля 2008 го-да № 143 предприятия и организации перечисляют в республиканский бюджет 50 процентов денежных средств, полученных от сдачи в арен-ду недвижимости, находящейся в ре-спубликанской собственности. Кро-ме того, Указом Президента от 25 марта 2008 года № 117 открытым акционерным обществам, созданным в процессе приватизации государ-ственной собственности, предостав-лено право сдавать в аренду имущес-тво, находящееся в республиканской собственности и переданное по до-говорам безвозмездного пользова-ния. Денежные средства, полученные от сдачи в аренду указанного имуще-ства, в размере не менее 50 процен-тов, подлежат перечислению в бюд-жет. Такие меры позволили за 2008 год привлечь в бюджет 5,4 млрд. рублей дополни-тельных доходов.

В рамках реализации утвержден-ных мероприятий установлен порядок возмещения расходов на геологораз-ведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюд-жета. Предприятия добывающих от-раслей обязаны уплачивать в респуб-ликанский бюджет 1,6 процента от стоимости добытых ими полезных ис-копаемых. Данная мера позволит ком-пенсировать затраты бюджетных средств на разведку месторождений полезных ископаемых, а также позво-лит осуществлять финансирование геологоразведочных работ в будущем.

В целях изыскания источников фи-нансирования бюджетных расходов из-менен порядок пролонгации сроков воз-врата бюджетных ссуд, введена плата за предоставление гарантии правительст-ва по иностранным кредитам, пересмо-трены ставки лицензионных и регистра-ционных сборов, платы за разрешитель-ные действия государственных органов. Определенных успехов в деле привлече-ния дополнительных доходов бюджета удалось достигнуть посредством разви-тия добровольных и обязательных видов страхования в республике.

В течение 2007--2008 годов проводится активная работа по развитию лотерейной деятельности. Министер-ством финансов совместно с Комите-том по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь и ре-спубликанским унитарным предпри-ятием «Белорусские лотереи» разра-ботана программа действий на 2007 - 2008 гг., предусматривающая уве-личение количества проводимых рес-публиканских лотерей и повышение их привлекательности для населения.

В целом от реализации плана меро-приятий, утвержденного постановлени-ем Совета Министров Республики Бе-ларусь от 22 ноября 2007 года № 1623, за 2008 год в бюджет поступило в республиканский бюджет 6122804866,3 тыс. рублей, расходы достигли 6702268843,2 тыс. рублей с превышением расходов над доходами в сумме 579463976,9 тыс. рублей. [8].

Республиканский бюджет за 2008 год исполнен по доходам на 97,5% к годовому плану, по расходам - на 92,4%.

Активные действия по изысканию дополнительных доходов проводятся территориальными финансовыми орга-нами. Местные власти широко используют предоставленные законодательством права по введению местных налогов и сборов, установлению повышающих ко-эффициентов к ставкам земельного налога, увеличению ставок налога на не-движимость, экологического налога. Удельный вес ме-стных налогов и сборов в общих доходах местных бюджетов составляет 13 %. Еще 3 - 4 % доходной ча-сти формируется за счет дополнитель-ных поступлений по налогам на недвижимость, на землю и экологическому на-логу. Например, на 1 октября 2008 г. за счет увеличения местными Советами депутатов ставок налогов по Могилевской области в бюджет поступило 18,3 млрд. рублей, или 5,3% доходов местного бюджета, по Минской области - 14,7 млрд. рублей, или 4,4%, Брестской - 12,2 млрд. рублей и 4,5% соответственно. Финансовые органы Гомельской области и г. Минска постоянно ведут работу по размещению свободных финансовых ре-сурсов местных бюджетов на депозитных счетах банков. Уже за девять месяцев годовые плановые назначения по Гомельской области перевыполнены в 3,7 раза, по г. Минску - в 2,2 раза.

В 2008 году продолжилась работа, направленная на по-полнение доходной части бюджета. Распоряжением исполняющего обя-занности премьер-министра Респуб-лики Беларусь С. С. Сикорского от 29 сентября 2008 года № 123р была со-здана рабочая группа для разработ-ки плана действий по изысканию до-полнительных источников поступле-ния средств в бюджет. В рамках про-водимых рабочей группой совеща-ний, разработан и внесен на утвер-ждение правительства очередной план мероприятий по привлечению дополнительных доходов в респуб-ликанский и местные бюджеты. Ука-занный план включает 7 меропри-ятий, от реализации которых в 2008 году планируется привлечь в бюджет средств на общую сумму около 70 млрд. рублей. Основные поступления средств предполагает-ся обеспечить за счет введения в ре-спублике контрольных знаков на оп-ределенный круг товаров, увеличе-ния стоимости акцизных марок и введения повышенных размеров от-числения чистой прибыли высокодо-ходных республиканских унитарных предприятий.

Согласно Закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008г.» утвержден республиканский бюджет на 2008 год по расходам в сумме 13913542964,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 13223342964,0 тыс. рублей.

Показатели республиканского бюджета на 2008 год увеличены в части доходов на сумму 103430943,9 тыс. рублей согласно приложению 1 Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2008 N 580.

Министерство финансов Беларуси исполнило государственный бюджет за январь-октябрь 2008 года с профицитом 291 млрд.бел.руб., или 0,7% к ВВП.

За январь-октябрь 2008 года в доходы бюджета (с учетом фонда социальной защиты населения и целевых бюджетных фондов) поступило 11,487 трлн.бел.руб., что составляет 89,4% плана на год. Расходы бюджета за этот период составили 11,196 трлн.бел.руб., или 78,2% плана на год.

Доходы консолидированного бюджета за январь-октябрь 2008г. составили 17,785 трлн.бел.руб., или 85,2% годового плана, расходы - 17,102 трлн.бел.руб., или 78,3% плана на год. Профицит консолидированного бюджета за январь-октябрь составил 683 млрд.бел.руб., или 1,7% к ВВП [40, 274].

Превышение бюджетных доходов над расходами специалисты Минфина объясняют накопившимися остатками средств на счетах Фонда социальной защиты населения и опережающими поступлениями НДС и налога на прибыль. По оценке Минфина, по итогам года доходы государственного бюджета превысят запланированный уровень ориентировочно на 500 млрд.бел.руб., в связи с чем подготовлен проект решения о корректировке бюджета Беларуси. В Минфине прогнозируют, что по итогам года дефицит бюджета составит 1% от ВВП.

Согласно проекту Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008г.» утвержден республиканский бюджет на 2008 год по расходам в сумме 19166916005,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 18256916005,0 тыс. рублей, а также установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2008 год в сумме 910000000,0 тыс. рублей.

В 2008 году включены:

в республиканский бюджет средства государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, республиканского фонда охраны природы, инновационных фондов, часть средств государственного фонда содействия занятости, а также средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

в местные бюджеты средства местных целевых бюджетных фондов охраны природы, дорожных фондов, жилищно-инвестиционных фондов, инновационных фондов, а также часть средств государственного фонда содействия занятости, средства внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами.

На 2008 год утверждены следующие нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты областей и г. Минска, за исключением резидентов свободных экономических зон, от:

акцизов на автомобильное топливо (кроме импортированного) - 20;

налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь, в бюджеты: Брестской области - 66, Витебской - 47, Гомельской - 42, Гродненской -58, Минской - 73,8, Могилевской области - 100, г.Минска - 24,0;

налогов на доходы и прибыль в бюджеты: Брестской области - 60, Витебской - 44, Гомельской - 33, Гродненской - 43, Минской - 39, Могилевской области - 100, г. Минска - 19,4 [2].

В 2008 году приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики государства являются повышение благосостояния населения и финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья, а также мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Доходы консолидированного бюджета по уточненному плану составили в 2008 году 11,82 трлн., а с учетом целевых бюджетных и внебюджетных фондов - 19,69 трлн. (40,9% ВВП). Расходы консолидированного бюджета без учетов фондов составили в 2008г. 12,71 трлн., а с ними - 20,61 трлн. (42,8% ВВП). Это дает нам дефицит бюджета в 1,9% ВВП (929 млрд.).

На 2008г. правительство поставило задачу снижения инфляции до рекордно низкого уровня 108-110%. ВВП должен вырасти на 8,5-10%, а зарплата рабочих, служащих и колхозников - до 467 тыс. рублей, что при среднем обменном курсе доллара США в 2240 рублей за $1 составит $208,5. ВВП в рублях должен составить 58,54-59,9 трлн. ($26,1-26,74 млрд.).

Резко увеличатся бюджетные расходы. Минфин прогнозирует дефицит бюджета в 929 млрд. В 2008г. дефицит планируется профинансировать за счет средств, получаемых от банков (278 млрд. нетто), и внешнего финансирования - 523,7 млрд. рублей.

Получается, что надо сократить присутствие государства в экономике примерно на 10% ВВП.

Проект бюджета предусматривает снижение ставок двух налогов, доля которых в структуре доходов минимальна. Сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, планируется снизить с 0,75% до 0,5% от выручки, чрезвычайный налог - с 4% до 3% от фонда зарплаты. Эта мера приведет к снижению поступлений по последнему налогу всего лишь на 2,7% по сравнению с 2008г. Как пишет Минфин, «в результате реализации указанных мероприятий в области налогообложения общее снижение налоговой нагрузки на экономику республики составит около 0,5% к ВВП».

Доходы консолидированного бюджета на текущий год прогнозируются в сумме 25,97 трлн., а без учета ФСЗН и целевых бюджетных фондов они вырастут на 25,8%. Доходы госбюджета вырастут на 21,6%, составив 8,14 трлн.

Основными источниками формирования доходов консолидированного бюджета в 2008 году яв-ляются: налог на добавленную стоимость (30,6 процента в доходах без учета доходов Фонда со-циальной защиты населения и государственных целевых бюджетных фондов), налоги на доходы и прибыль -- 13,1 процента, подоходный налог -- 11,8 процента, доходы от внешней торговли и внеш-неэкономических операций -- 9,5 процента, акци-зы -- 8,1 налоговых и других плате-жей в бюджет составят 57,3 процента, доходы государственных целевых бюджетных фондов, вклю-чая инновационные, -- 16,7 процента, платежи в Фонд социальной защиты населения -- 26 процентов.

Доходы республиканского фонда поддержки производи-телей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки вырастут на 25,3 процента по сравнению с ожидаемым исполнением 2008 года. Они образуются за счет сбора, взимаемого в раз-мере 2 процентов выручки от реализации товаров, продук-ции, работ, услуг (в сумме 1360 млрд. рублей), и поступлений от производителей сельско-хозяйственной продукции за пользование техникой, полу-ченной на условиях долго-срочной аренды (в сумме 10 млрд. рублей).

В 2008 году а доходах республиканского до-рожного фонда предусмотрено:

- взимание налога с продаж автомобильного топлива по ставке, увеличенной с 20 до 25 процентов;

- аккумулирование 60-ти процентов поступлений платы за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств.

Таким образом, план доходов бюджета имеет высокую степень напряженности и потребует ак-тивной работы всех органов управления по обеспечению.его.выполнения. …

Таблица 1 Консолидированный бюджет 2008г. (с ФСЗН в 2008г. и …………………..инновационными фондами в 2008 г.), в % к ВВП

Показатель

2006

2007

2008

2009*

2009**

Доходы

33,5

33

34

40,9

45

Расходы

35,1

33,2

35,6

42,8

46,5

Дефицит

-1,6

-0,2

-1,6

-1,9

-1,5

*- ожидаемое

** - прогноз

Таблица 2

Структура доходов консолидированного бюджета (без учета поступлений от приватизации, доходов ФСЗН, инновационных фондов), в %

Налог

2006

2007

2008

2009*

2009**

Налог на прибыль и доходы

13,6

10,6

11,0

11,4

10,6

Подоходный налог

9,3

9,4

8,4

8,7

9,6

Чрезвычайный налог

2,7

2,7

2,2

2,3

2

НДС

25,2

25,1

23,7

24

24,8

Акцизы

7,7

7,2

6,9

6,6

6,6

Налоги на собственность

4,1

6,9

6,9

6,6

6,6

Доходы от внешней торговли

5,2

6,1

7,8

7,1

7,7

Прочие*

15,1

15,7

17,8

17,5

15,2

Доходы государственных целевых

 

 

 

 

 

бюджетных фондов

18,0

17,0

17,9

16,9

18,8

* - регистрационные и административные сборы, штрафы, капитальные доходы, местные налоги.и.сборы.и.другие.

Согласно разработанной версии госбюджета на 2009 год, население Беларуси будет оплачивать только 57% стоимости жилищно-коммунальных услуг. В основном финансовом плане страны на 2008-й значилась цифра 60%, сообщил заместитель министра финансов Беларуси Н.Корбут. "Изначально планировалось, что граждане будут покрывать до 70% расходов ЖКХ, но Президент отклонил данное предложение Правительства. Была поставлена задача: рост стоимости услуг ЖКХ не должен превышать в течение года 4-5 долларов. Ориентируясь на эти цифры, все было пересчитано, и мы вышли на 57%. Остальная часть стоимости будет компенсироваться за счет средств республиканского бюджета", - пояснил Н.Корбут.

Министр финансов также констатировал, что в будущем году планируется снижение налоговой нагрузки на экономику - 0,5% ВВП. Уменьшится ставка чрезвычайного налога с 4% до 3%. В 2008-м сохранится социальная направленность расходов бюджета - их удельный вес составит около 67%. Кроме того, объем средств, заложенных в главный финансовый документ страны, позволит обеспечить установленные показатели по увеличению размеров заработной платы к концу следующего года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жук О.И. К вопросу формирования государственного бюджета в Республике Беларусь // Проблемы государственного управления и реформирования экономики: Матер. респ. науч.-практ. конф. - М., 2008. - 34-35.

2. Жуков А.Д. Бюджет будущих поколений// Финансовый бизнес.-2008.-№2.-с.2-6

3. Заяц В.В., Шабалина Т., Околова Т. Бюджет - 2008: особенности и преемственность. // Финансы, учет, аудит. Научно-практический журнал. - 2007. - № 11. - С. 14-17.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011