|
Расчет экономической эффективности проектируемой системы
Расчет экономической эффективности проектируемой системы
22 ВведениеЭкономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ. Предприятие является основной хозяйствующей единицей в условиях рыночной экономики. Оно характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики.Создание предприятие связано с определенными затратами и вложением определенных средств (инвестиций). В данной работе произведен экономический расчет эффективности инвестирования предприятия на примере ТЗК.Цель работы - провести расчет инвестиций в ТЗК.В работе поставлены следующие задачи:Расчет инвестиций в проектируемую систему ЦЭЗ и склад ГСМ;Расчет инвестиций в сравниваемый объект;Расчет эксплуатационных расходов на содержание проектируемой системы ЦЭЗ и склада ГСМ;Расчет эксплутационных расходов на систему ЦЗС и склад ГСМ по сравнительному объекту;Расчет показателей сравнительной экономической эффективности инвестиций.Исходные данные:Среднесуточный расход авиатоплива, м2/сутки - 2300Длина трубопровода системы ЦЗС, м2 - 24001. Расчет инвестиций в проектируемую систему ЦЭЗ и склад ГСМРасчет производим в табл. 2 на основании данных, приведенных в табл. 1.Таблица 1Инвестиции в оборудование склада ГСМ и системы ЦЗС|
Наименование | Стоимость, тыс. у.е. | | Расходный резервуар с оборудованием | 60 | | Магистральные и разводящие трубопроводы | 8,8 | | Насосно-фильтрационная станция | 120 | | Гидрантная станция на перроне | 6 | | Заправочный агрегат АЦЗ-100 | 280 | | Технологический колодец с гидроамортизатором | 18 | | Система автоматизации | 180 | | Закрытые стоянки для профилактики и ремонта ЗА, площадью 15-20 м2 | 36 у.е./м2 | | Промышленная канализация с грязеотстойниками | 60 | | Стенд для настройки заправочных агрегатов и гидрантных регуляторов | 8 | | Пункт налива ТЗ | 80 | | Зачистной узел | 5,2 | | Стоимость прочих объектов | 50 | | | 1. Инвестиции в резервуарный парк рассчитываются, исходя из стоимости одного резервуара и общего количества резервуаров, при этом количество резервуаров рекомендуется принять от 6 до 10.Принимаем количество резервуаров равным 10.Инвестиции в резервуарный парк равны:10*60 = 600 тыс. у.е.2. Инвестиции на приобретение труб. Протяженность материальных и разводящих трубопроводов принять с коэффициентом 2, учитывая длину труб в две «нитки».Инвестиции на приобретение труб равны:2*8,8 = 17,6 тыс. у.е.3. Инвестиции в насосно-фильтрационную станцию равны: 120 тыс. у.е.4. Инвестиции в гидрантные колонки. По две колонки на стоянку, число стоянок самолетов - 10-20. Принимаем число стоянок равным 10.Инвестиции в гидрантные колонки равны: 6*10*2 = 120 тыс. у.е.5. Инвестиции в заправочные агрегаты. Один заправочный агрегат на две-три стоянки. Принимаем один заправочный агрегат на две стоянки.Число заправочных агрегатов на 10 стоянок равно5.280 * 5 = 1400 тыс. у.е.6. Инвестиции в технологические колодцы. Один колодец в пункте заправочного агрегата.Инвестиции в технологические колодцы равны: 18 * 5 = 90 тыс. у.е.7. Инвестиции в систему автоматизации.Инвестиции в систему автоматизации равны 180 тыс. у.е.8. Инвестиции в закрытые стоянки для профилактики и ремонта заправочных агрегатов. Число закрытых стоянок - 2.Принимаем площадь закрытой стоянки равной 20 м220* 36*2 = 1440 у.е.= 1,44 тыс. у.е.9. Инвестиции в грязеотстойники и промышленную канализацию (1 система).Инвестиции в грязеотстойники и промышленную канализацию равны 60 тыс. у.е.10. Инвестиции в стенд для постройки заправочных агрегатов и гидрантных регуляторов (количество 2-3). Принимаем количество заправочных агрегатов и гидрантных регуляторов равным 2.Инвестиции в стенд для постройки заправочных агрегатов и гидрантных регуляторов равны: 2*8 = 16 тыс. у.е.11. Инвестиции в пункт налива ТЗ. Количество пунктов 1-2.Принимаем количество пунктов налива ТЗ равным 1.Инвестиции в пункт налива ТЗ равны 80 тыс. у.е.12.Инвестиции в зачистной узел для зачистки трубопроводов вытеснителями-поршнями (количество - 2).Инвестиции в зачистной узел для зачистки трубопроводов равны:2 * 5,2 = 10,4 тыс. у.е.13. Инвестиции в прочие объектыИнвестиции в прочие объекты равны 50 тыс. у.е.Общие инвестиции в проектируемый склад и систему ЦЗС (Иобщпроект) определяются путем суммирования инвестиций в отдельные объекты.Иобщпроект = 2745,44 тыс. у.е.2. Расчет инвестиций в сравниваемый объектИсходя из среднесуточного расхода авиатоплива определяем удельные инвестиции по сравниваемому объекту Иср методом интерполяции.Таблица 2|
Среднесуточный расход авиатоплива, Рсут | Удельные инвестиции, Иср, у.е./ 100 т | | 2000 | 1824 | | 2500 | 1612 | | | Удельные инвестиции Иср при заданном (2300 м3) среднесуточном расходе авиатоплива:И2300 = 1612 + (1824 - 1612)/ 500 * 100 = 1654,4 (у.е. на 100 т)Инвестиции в сравниваемую систему 1824-1612Иобщ (ср) = Иср / 100 * Qгод (у.е.)где Qгод - годовой объем заправляемого топлива в тоннах:Qгод = Y* Рсут *365где Y - плотность топлива, т/м3Средняя плотность топлива равна 800 кг/м3Qгод = Y* Рсут *365 = 2300*365*0,800 = 671600 тИобщ (ср) = Иср / 100 * Qгод (у.е.) = 1654,4/100 * 671600 = 11110,95 тыс. у.е.3. Расчет эксплуатационных расходов на содержание проектируемой системы ЦЭЗ и склада ГСМЭксплуатационные расходы определяются по следующим элементам затрат, зависящим от проектных решений:1. амортизация объектов авиатопливообеспечения2. содержание и текущий ремонт зданий и сооружений3. заработная плата работников склада ГСМ и ЦЗС4. отчисления на социальное страхование5. прочие затратыВсе остальные элементы себестоимости не учитываются как независящие от проектных решений.В целях укрупнения расчетов амортизационные расчеты не планируются:По закрытым стоянкам для профилактики и ремонта ЗАПо стенду для настройки заправочных агрегатов и гидрантных регуляторовПо зачистному узлу и прочим объектамТаблица 3Нормы амортизационных отчислений по объектам склада и системы ЦЗС (в % от стоимости)|
Резервуары для хранения нефтепродуктов | 4,7 | | Трубопроводы | 6,1 | | Насосно-фильтрационная станция | 2,8 | | Гидрантная колонка | 14,0 | | Заправочный агрегат АЦЗ-100 | 5,0 | | Технологический колодец | 3,3 | | Система автоматизации | 13,0 | | Промышленная канализация | 2,0 | | Пункт налива ТЗ | 5,0 | | | Амортизационные отчисления по объектам проектируемой системы ЦЭЗ и склада ГСМ рассчитываются, исходя из расчета инвестиций в проектируемую систему ЦЭЗ и склада ГСМ в следующей последовательности:1. Амортизационные отчисления по резервуарному парку;Амортизационные отчисления по резервуарному парку равны:600 *0,047 = 28,2 тыс. у.е.2. Амортизационные отчисления по магистральным и разводящим трубопроводам;Амортизационные отчисления по магистральным и разводящим трубопроводам равны: 17,6* 0,061 = 1,0736 тыс. у.е.3. Амортизационные отчисления по насосно-фильтровальной станции;Амортизационные отчисления по насосно-фильтровальной станции равны: 120*0,028 = 3,36 тыс. у.е.4. Амортизационные отчисления по гидрантным колонкам;Амортизационные отчисления по гидрантным колонкам равны: 120* 0,14 = 16,8 тыс. у.е.6. Амортизационные отчисления по заправочным агрегатам;Амортизационные отчисления по заправочным агрегатам равны: 1400*0,05 = 70 тыс. у.е.7. Амортизационные отчисления по технологическим колодцам с гидроамортизаторамиАмортизационные отчисления по технологическим колодцам с гидроамортизаторами равны: 90*0,033 = 2,97 тыс. у.е.8. Амортизационные отчисления по системе автоматизации;Амортизационные отчисления по системе автоматизации равны: 0,13*180 = 23,4 тыс. у.е.9.Амортизационные отчисления по грузеотстойникам и промышленной канализацииАмортизационные отчисления по грузеотстойникам и промышленной канализации равны: 60*0,02 = 1,2 тыс. у.е.Амортизационные отчисления по пунктам налива ТЗ: 80*0,05 = 4 тыс. у.е.Общие амортизационные отчисления (Эам пр): 151,00 тыс. у.е.Расходы на текущий ремонт проектируемой системы ЦЗС и склада ГСМЭти расходы включают в себя расходы на текущий ремонт, тех. обслуживание оборудования, зданий, сооружений, а также транспортные расходы и прочие материальные затраты (вывоз мусора, хоз. инвентарь, уборка территории, коммунальные услуги и прочее).Удельные расходы на текущий ремонт проектируемой системы равны:С(т.р.) проект = С (к.р.) ср * Ипроект/ И ср = 32,8*0,409/1654,4 = 0,0081 у.е./100 тгде С (к.р.) ср - удельные расходы на текущий ремонт по сравниваемому объекту|
Среднесуточный расход авиатоплива, Рсут | Удельные расходы на текущий ремонт, С (к.р.) ср, у.е./ 100 т | | 2000 | 36 | | 2500 | 32 | | | С (к.р.) ср 2300 = 32 + (36-32)/ 500* 100 = 32,8 (у.е. на 100 т)Ипроект - удельные инвестиции по проекту:Ипроект = Ипроект (общ)/ Qгод * 100 = 2745,44 тыс. у.е./ 671600 т*100 = 0,409Расходы на текущий ремонт проектируемых склада ГСМ и системы ЦЗСЭпроект (т.р.) = проект т.р./100*Qгод = 0,0081/100*671600 т = 54,46 у.е.Расходы по заработной плате работников ТЗКПри планировании численности работников ТЗК необходимо учитывать, что график работы трехсменный (сутки через двое)Численность работников ТЗК рассчитывается по следующим категориям:Авиатехники ГСМ.Численность авиатехников принимаем из расчета три человека в смену.Численность авиатехников: 3*3 = 9.Старшие техники по ГСМ.Численность старших техников принимаем из расчета 1 человек в смену.Численность старших техников равна: 1*3 = 3Кладовщики ГСМ.Численность кладовщиков принимаем из расчета 2 человека в смену.Численность кладовщиков равна: 2*3 = 6Операторы заправочных станцийЧисленность работников данной категории зависит от самолетовылетов и нормы выработки одного оператора. При расчете принимаем количество приведенных самолетовылетов равным 3500. Норму выработки 1 оператора - 150 самолетовылетов.Численность операторов заправочных станций равна: 3500/150 = 23,33 ~ 24Водители ТЗ и МЗ.Принимаем из расчета 10 человек в смену.Численность водителей ТЗ и МЗ равна: 10*3 = 30Работники лабораторий по контролю качества ГСМ. Принимаем количество работников данной категории из расчета 2 человека в смену: 2*3 = 6Работники, занятые ТО сооружений и оборудованию ТЗК (слесари, машинисты насосных установок и т.д.)Численность данных работников определяется по формуле:Nраб ТО = Тто / Фэфгде Тто - годовая трудоемкость работ (чел/час), определяется по нормам времени сооружений и оборудования. Принимаем равной 23700 чел./часФэф - эффективный фонд рабочего времени одного работника, часДля определения годового фонда рабочего времени необходимо разработать годовой баланс рабочего времени.Для определения номинального фонда рабочего времени необходимо из календарного фонда рабочего времени вычесть все праздничные и выходные (при пятидневной рабочей неделе).Чтобы определить номинальный фонд времени в часах, необходимо принять продолжительность рабочего дня - 8 часов 30 минут, по пятницам и предпраздничным дням - 7 часов.Годовой баланс рабочего времени|
Наименование показателей | Количество | | Календарный фонд времени, дни | 365 | | Номинальный фонд времени:ДниЧасы % | 2542069 100 | | Потери, %- ежегодные отпуска (в т.ч. по учебе)- по болезни- другие причиныитого потерь- в % - в часах | 84113 398,97 | | Эффективный фонд рабочего времени | 1670 | | | Nраб ТО = Тто / Фэф = 23700/1670 = 14,19~15Подсобные рабочие вводятся при производственной необходимости. Численность подсобных рабочих принимаем равной 3.Руководящие рабочие и специалисты. Их численность зависит от следующих факторов:Годового объема ГСМ, количества самолето-вылетов, сменность работы и др.При расчете численности данных работников принимаем:Директор ТЗК - 1 челЗам директора ТЗК - 2 челНачальник склада ГСМ - 1 челНачальник смен - 1 чел в смену, 1*3 = 3 челЭксперты по авиаГСМ - 2 челСпециалисты (инженеры по КИП -1 чел - 1*3 = 3 чел, инженеры ГСМ - 2 чел в смену, 2*3 = 6 чел)Диспетчеры - 2 чел в смену, 2*3 = 6 челЧисленность техников ГСМ по классам (первый, второй, третий) и специалистов по категориям распределяем в соотношении 1:2:3.После определения численности работников, определяются расходы по оплате труда работников каждой категории.Фонд заработной платы для категорий работников, в основе оплаты труда которых лежит должностной оклад, определяется путем умножения должностного оклада с учетом предусмотренных доплат данной категории на 12 месяцев.Фонд заработной платы для категорий работников, в основе которых лежит тарифная ставка определяется путем умножения часовой тарифной ставки с учетом предусмотренных доплат на количество человек-часов, которые должны быть отработаны в планируемом периоде.При расчете расходов на оплату труда работников ТЗК необходимо учесть доплаты:За вредность от 4 до 10 % тарифной ставки или оклада следующим категориям работников:· Старший техник ГСМ и техники· Старший техник-лаборант и техник-лаборант· Кладовщики· Оператор заправочной станции· Сливщики-разливщики· Рабочие, занятые ТО сооружений и оборудования· Подсобные рабочиеЗа ночные часы 20 % тарифной ставки или оклада следующим категориям работников:· Старший техник ГСМ и техники· Оператор заправочной станции· Сливщики-разливщики· Диспетчеры· Начальник смены· Подсобные рабочиеЗа классность техникам ГСМ от величины тарифной ставки: · 2 класс - 20 %· 1 класс - 40 %За категорию специалистам от величины оклада· 2 класс - 20%· 1 класс - 40 %Премиальные из фонда заработной платы каждой категории работников 35 % от тарифной ставки или должностного оклада.Количество специалистов и техников ГСМ составляет 18 чел, распределяем по классности:1 класс - 3 чел2 класс -6 чел3 класс - 9 чел|
Наименование должностей | Месячные должностные оклады, у.е. /мес | Количество человек | Итого зарплата с начислениями | Годовой фонд оплаты труда | | Директор ТЗК | 3000 | 1 | 4050 | 48600 | | Зам директора ТЗК | 2000 | 2 | 5400 | 64800 | | Начальник склада ГСМ | 1500 | 1 | 2025 | 24300 | | Эксперты по авиаГСМ | 1300 | 2 | 3510 | 42120 | | Специалисты 3 категории 2 категории 1 категории | 10001200 1400 | | 60754860 2835 | 7290058320 34020 | | Диспетчеры | 500 | 6 | 4860 | 58320 | | Кладовщики | 300 | 6 | 2673 | 32076 | | Лаборанты | 280 | 6 | 2494,8 | 29937,6 | | Итого | | | | 465456 | | | Тарифные ставки для рабочего состава|
Категории работников | Часовая тарифная ставка, у.е./час | Количество часов | Количество человек | Итого зарплата с начислениями | | Старшие техники ГСМ | 3 | 1670 | 3 | 26377,65 | | Техники ГСМ | 2 | 1670 | 9 | 69636,99 | | Операторы | 1,5 | 1670 | 24 | 107133,84 | | Рабочие по ТО и подсобные рабочие | 1,2 | 1670 | 18 | 47615,04 | | Итого | | | | 250763,52 | | | Отчисления на социальные нужды (Единый социальный налог)Затраты по оплате труда определяются с учетом отчислений на социальные нужды в размере 26% от расходов по оплате трудаСредства направляются во внебюджетные государственные фонды:Пенсионный - 20 %Мед. страхования - 2,8%Социального страхования - 3,2 %Единый социальный налог равен:0,26 * (465456 + 250763,52) = 77578,43Прочие затраты ТЗК включают в себя следующие расходы:- аренда;- охрана;- Расходы на управление производством (канцелярские расходы, командировки, услуги банка, % за кредит, услуги связи, аудит, консульт, инф. услуги, подписка и др.);Прочие (налоги, подготовка кадров, ОТ и ТБ, мед. осмотры, износ нематериальных активов, реклама и прочие);При расчете принять их в размере 20 % в общем объеме затрат. Эксплуатационные расходы на проектируемую систему ЦЗС и склад ГСМ равны:Эпроект = Эпроект (ам) + Эпроект (т.р.) + Эпроект ЗП с отч + Эпроект (проч) = (151,00+54,46+543034,42)*1,2 = 651887,86 у.е.4. Расчет эксплутационных расходов на систему ЦЗС и склад ГСМ по сравнительному объектуИсходя из среднесуточного расхода авиатоплива методом интерполяции определяем удельные эксплуатационные расходы по сравниваемому объекту (Сср).|
Среднесуточный расход авиатоплива, Рсут | Удельные эксплуатационные расходы, С ср, у.е./ 100 т | | 2000 | 304 | | 2500 | 268 | | | С ср 2300 = 268 + (304-268)/ 500* 100 = 275,2 (у.е. на 100 т)Определяем общие эксплуатационные расходы на содержание склада и системы ЦЗС по сравниваемому объекту: Эср = Сср / 100 * Qгод = 275,2/100*671600 = 1848242,2 у.е.5. Расчет показателей сравнительной экономической эффективности инвестиций1. Составляем сравнительную таблицу расчетных и нормативных показателей|
Показатели | Ед.измерения | Нормативные | Проектируемые | Результат (больше, меньше) | | Инвестиции | У.е. | 11110,95 | 2745,44 | > | | Эксплуатационные расходы | У.е. | 1848242,2 | 651887,86 | > | | | 2. Рассчитываем приведенные затраты по сравнительным вариантам. Нормативные коэффициент эффективности инвестиций (Ен) принимаем равным 0.15Иприв = 11110,95*0,15 = 1666,64 у.е.Эприв. = 1848242,2 * 0,15 = 277236,33 у.е.3. Рассчитаем срок окупаемости дополнительных инвестиций. В практике экономических расчетов встречается целый ряд случаев когда нет необходимости подсчитывать срок окупаемости капитальных вложений. Рассмотрим все 9 возможных соотношений И и Э, разбив их на 4 укрупненных группы. Когда эти затраты по сравниваемым вариантам характеризуются следующими соотношениями и эксплуатационных расходов:1. Иср >Ипр Эср = Эпр2. Иср > Ипр Эср > Эпр3. Иср = Ипр Эср > ЭпрТо очевидно, что проектируемый вариант более эффективен, т.к. он требует меньших (случай 1,2) или равных (случай 3), обеспечивая в то же время экономию (случай 2,3) или равенство (случай 1) по эксплуатационным расходам. Срок окупаемости инвестиций в этих случаях, естественно считать нет необходимости. В первых двух случаях он будет со знаком минус, а в третьем случае равен нулю, что указывает на отсутствие необходимости окупать дополнительные капиталовложения, т.к. их не потребуется при внедрении проектируемой системы в эксплуатацию.4. Иср <Ипр Эср = Эпр5. Иср <Ипр Эср<Эпр6. Иср =Ипр Эср<Эпрто проектируемый объект, требуя больших или равных инвестиций, в то же время не обеспечивает экономии эксплуатационных расходов, очевидно, что по стоимостным показателям проектируемая система не эффективна. Срок окупаемости инвестиций здесь также не следует считать, т.к. в случае 4 он будет бесконечно большим, а в случае 5 и 6 - со знаком минус или равен нулю, что указывает на отсутствие возможности окупить потребные дополнительные инвестиции.Если 7). Иср =Ипр Эср=Эпрто сравниваемые варианты по стоимостным показателям равноценны. Срок окупаемости рассчитывать нет необходимости.Только в двух случаях, когда8) Иср <Ипр Эср>Эпр9) Иср >Ипр Эср<Эпрследует рассчитывать срок окупаемости дополнительных инвестиций. В случае 8 имеется предпосылки для проверки окупаемости дополнительных инвестиций экономии эксплуатационных затрат.В случае 9 проектируемый объект требует меньше инвестиций, но в то же время затраты по его эксплуатации выше. В этом случае полученный срок окупаемости будет называться сроком поглощения экономии инвестиций дополнительными эксплуатационными расходами. Он должен быть больше нормативного срока окупаемости капитальных вложений.В данном случаем имеет место второй случай Иср > Ипр, Эср > Эпр, то есть проектируемый вариант более эффективен.Определим экономический эффект от внедрения в эксплуатацию предлагаемого варианта.При внедрении проектируемого варианта годовой экономический эффект составит: 11110,95-2745,44 = 8365,51 у.е. в год экономию инвестиционных вложений Вывод: проектируемый вариант более эффективен, т.к. он требует меньших затрат, обеспечивая в то же время экономию по эксплуатационным расходам. Срок окупаемости инвестиций в этих случаях, естественно считать нет необходимости. Он будет со знаком минус, что указывает на отсутствие необходимости окупать дополнительные капиталовложения, т.к. их не потребуется при внедрении проектируемой системы в эксплуатацию.7. Графическая часть Топливно-заправочный комплекс создан в 1996 году на базе модернизированной службы горюче-смазочных материалов (ГСМ) Домодедовского производственного объединения гражданской авиации. Сегодня предприятие занимает первое место в России по суточному расходу топлива.Основная задача компании - бесперебойная и безопасная заправка ВС авиационными ГСМ с учетом требований международных стандартов. Предприятие осуществляет прием, хранение, подготовку, контроль качества, выдачу и заправку авиационными ГСМ и специальными жидкостями. В структуру комплекса топливообеспечения в настоящее время входит:· склад горюче-смазочных материалов, на который авиатопливо поступает по магистральному топливопроводу и в железнодорожных цистернах; · наземный резервуарный парк для приема, хранения и отстоя авиатоплива, насчитывающий четыре емкости с внутренним и внешним антикоррозионным покрытием общей геометрической вместимостью 16 тыс. м3; · сливная эстакада для приема топлива, поступающего по железной дороге, обеспечивающая одновременное обслуживание до 22 цистерн; · отдельная железнодорожная эстакада для приема и перекачки в резервуары с помощью специальных насосов спецжидкостей, авиамасел и автотоплива; · две насосные станции для приема авиатоплива из железнодорожных цистерн, выполняющие складские операции и перекачку авиатоплива в систему централизованной заправки самолетов; · водомаслостанция для выдачи авиамасел в маслозаправщики; · высокотехнологичная лаборатория, оснащенная самым совершенным импортным оборудованием и осуществляющая весь спектр необходимых анализов авиатоплива при его поступлении, хранении, подготовке и заправке воздушных судов. Структура ТЗК представлена на рис.22 Рисунок - Структура ТЗК «Домодедово»Международный аэропорт Домодедово, один из немногих в России, имеет систему централизованной заправки самолетов (ЦЗС), что позволяет полностью автоматизировать процесс обеспечения воздушных судов авиатопливом. Стоянки самолетов в аэропорту оборудованы гидрантной системой заправки топливом. С июля 2005 года Топливно-заправочный комплекс Домодедово первым в МАУ, начал заправлять ВС новым типом авиационного топлива Jet A-1, разработанным в нашей стране аналогом зарубежного Jet A.Большое внимание уделяется соблюдению экологических норм, норм охраны труда и пожаробезопасности при осуществлении авиатопливообеспечения воздушных перевозок. На объектах комплекса функционируют нефтеловушки, предназначенные для сбора и очистки дождевых и грунтовых вод, и автоматизированные системы пожаротушения.В настоящее время идет строительство склада для приема, хранения и выдачи противообледенительных жидкостей нового поколения, производится расширение системы ЦЗС - практически завершено строительство десяти мест стоянки воздушных судов, оборудованных современными топливными гидрантами фирмы CARTER и эмалированными топливопроводами.Список литературы1. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб./Пер. с датского А.Н. Чеканского, О.В. Рождественского. М.: Высшая школа, 2004.2. Берзинь И.Э. Экономика фирмы. М.: Институт международного права и экономики, 2007.3. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008.4. Друри К. Введение в управленческий учет. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007.5.Казаков А.П., Минаева Н.П. Экономика. Курс Лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. М.: Изд-во ЦИПККАП, 2006.6. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2007.7.Основы внешнеэкономических знаний. / Отв. Ред. И.П. Фаминский. М.: МО,200.8. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер с нем./ Под ред. Проф. А.Г. Поршнева.- М.: Финансы и статистика,2006.9. Экономика предприятия: Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Куприянова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.10. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика,2006.11. Экономика предприятия: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Семенов В.М., Баев И.А., Терехова С.А., Чернов А.В., Дмитриева И.Н., Кучина Е.В., Варламова З.Н., Кузьмин А.П. / Под ред. Семенова В.М. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.
|
|