Развитие малого бизнеса в США
Развитие малого бизнеса в США
16 Содержание 1 Опыт государственного регулирования малого бизнеса в США 2 Малые инновационные фирмы: характерные особенности, эффективность функционирования 3 Налогообложение индивидуального предпринимателя Список использованных источников 1 Опыт государственного регулирования малого бизнеса в США Восьмидесятые годы отмечены в США резким ростом индивидуального и группового инновационного предпринимательства. Мелкое инновационное предпринимательство представляет собой организацию - первоначально с основой на собственном труде - учёными, инженерами, изобретателями небольших инновационных предприятий, базирующихся на производстве, освоении коммерциализации новых научно-технических идей. По различным оценкам в конце 80-х начале 90-хгодов в наукоёмком секторе промышленности США насчитывалось от 30 до 40 тысяч компаний с численностью занятых менее 100 человек. Сегодня из 600-700 тысяч ежегодно создаваемых в США новых фирм (что в 7 раз больше, чем в 50 - 60-е годы) не менее 1/8 специализируется на производстве научно-технических нововведений. Многочисленные мелкие инновационные предприятия стали в США своеобразным дополнением к традиционным научно-исследовательским и конструкторским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организациям, государственным лабораториям, различным целевым (временным) структурам (государственные научно-технические программы, межфирменные и университетско-промышленные центры, консорциумы и т.д.). Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, мелкие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно-технических работников. Небольшое предприятие обладает рядом управленческих преимуществ, необходимых как для решения задач управления инновационным процессом в целом, так и для повышения отдачи от работников, занятых на начальных его этапах. Первое связано с возможностью перераспределения сфер ответственности, корректировки целей в инновационном процессе, с неразвитостью иерархических структур, связью положения каждого работника с конечными результатами его труда. Второе основано на преобладающих в таких организациях неформальных связях и горизонтальных потоках информации, низкой регламентацией работ, ставкой на инициативу (которая свойственна не организации а отдельным лицам) и тому подобное. Мелкое предприятие, кроме того, чтобы выжить, должно брать на себя значительный риск при осуществлении нововведений. Только выпуск нового продукта даст ему возможность оказаться на время в положении монополиста и получить высокую прибыль. Благодаря всем этим качествам небольшие научно-технические предприятия характеризуются значительной инновационной активностью. Часто приводятся в американской экономической литературе сведения Национального Научного Фонда о том, что фирмы менее с чем с 500 занятыми производят в 2.5 раза больше нововведений на одного занятого в научно-исследовательской работе, чем корпорации с числом служащих более 100 тысяч человек. Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные элементы этой сети таковы: - финансовый (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала); - материально-технический (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства - зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.); - информационный (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.); - консультативный (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчётности, оформления патентов). На создание данной сети направлены сегодня усилия западных правительств, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса. Согласно данным последней промышленной переписи в 1992 году в обрабатывающей промышленности США насчитывалось 382 тысячи предприятий, из которых на 275 тысячах (67%) было менее 20 занятых. В период с 1958 по 1992 года как общее число, так и число мелких предприятий увеличилось примерно на 1/4, при этом доля последних в общем числе предприятий оставалась практически неизменной, что свидетельствует о важности и жизнестойкости подобного сектора промышленного производства (равно как и в производственной структуре хозяйства страны в целом). Несмотря на то, что мелкие фирмы существуют достаточно ограниченный период времени, после чего разоряются либо уходят из бизнеса, им на смену приходят новые и, общее число мелких предприятий в обрабатывающей промышленности имеет тенденцию к росту. Большую роль в обеспечении конкурентоспособности мелких предприятий играет их мобильность в перестройке на выпуск новой продукции и в первую очередь благодаря повышению уровня их технологической оснащённости. Обычной практикой для них стало широкое использование компьютерной техники и других современных высокоэффективных технических средств. Не случайно именно мелкие машиностроительные предприятия (с числом занятых до 100 человек) являются ведущими потребителями станков с программным управлением. Достаточно сказать, что если в 1983 году подобные предприятия располагали 40% общей численности парка станков с Числовым Программным Управлением (ЧПУ), то в 1989 - уже 60%, причём за этот период парк станков с ЧПУ на мелких предприятиях увеличился в 3.3 раза. Мелким фирмам принадлежит важная роль в решении проблемы занятости, снижения уровня безработицы и создания новых рабочих мест. Именно этот динамичный сектор экономики, благодаря своей способности оперативно мобилизовывать трудовые ресурсы, обеспечил, к примеру, в период 1970-1985 годах создание 35 миллионов новых рабочих мест во всех сферах хозяйства, тогда как предприятия крупного бизнеса и государственные учреждения потеряли в те же годы 6 миллионов рабочих мест. Несмотря на весьма ограниченные ресурсы, именно мелкий бизнес явился пионером в разработке и последующем продвижении на рынок некоторых видов антибиотиков, кислородных конверторов, микросхем и персональных компьютеров, ксерокопировальной техники, фотокамер быстрой съёмки и многого другого. В ряде случаев успешная деятельность мелких фирм послужила основой для создания наукоёмких производств и целых отраслей (полупроводниковая промышленность, биотехнология, биоинженерия, металлургические мини-заводы и другим областям). Принимая во внимание все обстоятельства, а также проблемы, стоящие перед мелким бизнесом, государство проводит весьма активную политику, направленную на его поддержку. Её главный смысл и основная цель заключается в создании благоприятных условий для развития мелкого предпринимательства. Организация и координация всей совокупности мероприятий государства по поддержке мелких фирм осуществляется созданным в 1956 году специальным правительственным органом Администрацией по Делам Мелкого Бизнеса. Основной формой государственной помощи мелкому предпринимательству является экономическое стимулирование путём предоставления прямых и гарантированных займов, субсидий, налоговых льгот, ускоренной амортизации, обеспечения государственными заказами. Прямые займы предоставляются небольшим фирмам на определённый срок под более низкие проценты, чем на частном рынке ссудного капитала. Более распространены займы под государственные гарантии (до 90% заёмного капитала), что уменьшает возможный риск и расширяет круг кредиторов (банки, торговые и промышленные корпорации, страховые и пенсионные фонды), повышая их заинтересованность в предоставлении кредитов мелким фирмам. Возможность прибегать к подобным займам позволяет существенно укреплять материальную базу, расширять производство, усиливать позиции мелких фирм в конкурентной борьбе, особенно на рынках наукоёмкой продукции. На протяжении 70-х годов на мелкие фирмы распространялись разного рода налоговые льготы, которые ранее предоставлялись главным образом крупным компаниям, что нашло своё отражение в ряде законов, принятых конгрессом США. Так в 1978 году были, в частности, снижены ставки налогов на прирост доходов, а также разрешено использование методов ускоренной амортизации основных фондов. Кроме того, из облагаемых налогом сумм исключалась часть расходов на проведение научных исследований и разработок (65%). Согласно принятому в 1986 году новому закону о налоговой реформе для мелких фирм были значительно уменьшены максимальные налоговые ставки. Все эти мероприятия государства создавали для мелких фирм возможность аккумулировать дополнительные финансовые средства. Большое значение для укрепления положения мелких фирм имеет контрактная система, так как госзаказ обеспечивает гарантированный рынок сбыта и увеличение производственных возможностей за счёт приобретения нового оборудования и привлечения квалифицированных кадров. Впервые подобная практика распространилась в годы второй мировой войны, когда многочисленные мелкие промышленные фирмы были привлечены к выполнению государственных военных заказов. Дальнейшее своё развитие она получила в годы корейской и вьетнамской войн, то есть в периоды резкого наращивания военного производства. В целом на протяжении всего периода «холодной войны» заказы министерства обороны в немалой мере обеспечивали устойчивое положение мелких компаний, их рост. В 1978 году законом о мелком бизнесе предусматривался ряд мер, открывавших мелким фирмам доступ к госзаказам. В частности, крупные компании были обязаны предоставлять выполнение определённой части госзаказа мелким фирмам - субподрядчикам. Начиная с 80-х, годов широко распространилась система содействия мелким фирмам в вопросах организации и управления производством, подготовке и переподготовке кадров, получении информационной и консультационной помощи. При активном участии государства к этой работе были привлечены многие крупные промышленные компании, научно-исследовательские центры, университеты, юридические фирмы, государственные учреждения, на базе которых создавались центры развития мелкого бизнеса. В середине 80-х годов различные консультационные услуги мелкому бизнесу оказывали 1860 учреждений, в 250 университетах и колледжах были организованы специальные курсы по проблемам хозяйственной деятельности мелких фирм. Большую работу в рамках системы обслуживания мелкого бизнеса проводит Министерство Торговли США. Направления этой работы весьма разнообразны: - обеспечение мелких фирм необходимой технико-экономической информацией о новых и высокоэффективных технологических процессах; - выдача лицензий на право использования технико-технологических изобретений, сделанных в государственных исследовательских организациях; - содействие в налаживании сотрудничества с крупными промышленными компаниями и университетами; - консультационная помощь в вопросах стандартизации и контроля качества продукции; - обеспечение статистической информацией и многое другое. Одна из наиболее актуальных задач, которые приходится решать пост социалистическим экономикам на этапе перехода к рынку, создание современной рыночной инфраструктуры - новых институциональных, правовых, управленческих механизмов и инструментов, необходимых для нормального развития массового «низового» предпринимательства как главного действующего лица и одновременно главного объекта процесса рыночных преобразований. Особенно трудно складываются механизмы обслуживания предпринимательства в финансовой сфере. Это объясняется не только общей неблагоприятной экономической обстановкой, но и - не в последнюю очередь - оскудением рыночных традиций, утратой культуры предпринимательства. Ключевой проблемой для любой развивающейся экономики является высокая степень предпринимательского риска, отсутствие достаточных гарантий для инвестора. Переходные экономики пока не располагают той разветвлённой сетью страховых и иных гарантийных фондов, которая в передовых промышленных странах складывалась десятилетиями, и сейчас обеспечивают малому бизнесу реальную возможность доступа к имеющимся кредитным ресурсам. 2 Малые инновационные фирмы: характерные особенности, эффективность функционирования Инновационная структура экономики как специализированная часть национальной хозяйственной системы включает: 1) научно-исследовательские организации - НИИ, университеты, конструкторские бюро; 2) инфраструктуру поддержки - сервисные, консалтинговые компании, венчурные фонды, научно технологические парки, правительственные учреждения типа Комитетов по науке и технологиям; 3) собственно инновационные компании. Инновационные компании в отличие от компаний, занимающихся инновациями, к числу которых относятся практически все компании в современных условиях интенсивной конкуренции, представляют собой компании, созданные и функционирующие для реализации новых научных разработок. Другими словами можно говорить, что если для обычной компании целью функционирования является производство продукции, а инновации являются средством повышения конкурентоспособности продукции и компании в целом, то для инновационных компаний целью является практическая реализация новых научных результатов, которая осуществляется на основе производства новой, наукоемкой продукции. Место инновационных компаний в структуре хозяйственного механизма характеризуется тем, что они являются связующим звеном между научной сферой и производством: для научной сферы малые инновационные компании (МИК) выступают в качестве потребителей научной продукции и средства коммерциализации научных результатов, для производственной сферы МИК выступают в качестве одного из ведущих источников усовершенствований, обеспечивающего модернизацию производства и повышение конкурентоспособности всей производственной системы. МИК классифицируются: по количеству занятых; стадии жизненного цикла продукции, разрабатываемой МИК; направлениям деятельности; организационной среде функционирования - в рамках специальных структур (научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов), самостоятельно, подрядное функционирование; по целям создания можно выделить следующие типы малых инновационных фирм: 1) внедренческие компании - компании, созданные учеными, с целью практической реализации и коммерциализации результатов научных исследований; 2) компании-пионеры - малые фирмы, созданные крупными компаниями для апробирования нового продукта или технологии; 3) стратегические альянсы - компании (в том числе контрактные), созданные крупными корпорациями для совместного проведения и реализации результатов НИОКР. В практике международного предпринимательства выделяются два типа институциональных единиц, исходя из способа объединения ресурсов: компании, созданные на основе связей собственности, обладающие статусом юридического лица (equity companies); компании, ресурсы в которых объединяются только на договорной основе и которые не имеют статуса юридического лица (non-equity или contractual companies); 4) компании-исследователи - компании, созданные при корпорациях или научных институтах, которые постоянно занимаются научными разработками в определенной области по профилю материнской структуры; 5) венчурные компании - компании, созданные венчурными фондами; в отличие от компаний предыдущих типов венчурные компании создаются не с целью внедрения результатов НИОКР, а с целью эффективного размещения капитала венчурного фонда, принципы деятельности которого предполагают вложения капитала в рискованные, высокоприбыльные проекты, как правило, наукоемкие. Особенности деятельности малых инновационных фирм идентифицируются по двум направлениям: особенности деятельности малых форм хозяйствования (отсутствие бюрократизма и быстрая апробация новшеств, ограниченность ресурсов для получения максимального эффекта от инноваций, ограниченность ресурсов для осуществления научных исследований) и особенности инновационной деятельности; инновационная деятельность характеризуется следующими особенностями: 1. Вероятностный характер, риск и допустимость негативных результатов. Затраты на освоение окупаются через значительный промежуток времени, что ухудшает текущее экономическое положение хозяйствующего субъекта, поэтому инновационная деятельность предъявляет повышенные требования к бизнес-планированию. 2. Невоспроизводимость уникальных особенностей продукта. Эта особенность создает защиту результатов инновационной деятельности от несанкционированного доступа других хозяйствующих субъектов. В то же время необходимым условием интенсификации инновационной деятельности является уровень правовой защищенности инновационного продукта: в результате одни компании заинтересованы в продолжении инноваций, другие - в развитии собственной инновационной деятельности. 3. Наличие нового вида стоимости, которую воплощает продукт - уникальной стоимости; она выступает и как элемент потребительной стоимости товара, и как часть меновой стоимости, дополнительная прибыль, которой вознаграждается инновационная деятельность Стоимость инновационного продукта определяется не затратами на его создание, а новизной, которую содержит данный продукт, его способностью удовлетворять потребности общества на качественно новом уровне. Эта дополнительная (уникальная) стоимость, которую оплачивает потребитель, позволяет компаниям-новаторам покрывать дополнительные издержки, которые они понесли в процессе разработки и внедрения инноваций. Результат инноваций для малой инновационной компании может иметь ряд эффектов: 1) прямой экономический эффект: экономия ресурсов, увеличение валовой прибыли в результате снижения себестоимости продукции и расширения рынка сбыта, продажи лицензий; 2) технический эффект: повышение производительности труда, улучшение качества продукции и в целом конкурентоспособности продукции, разработка новых видов продукции; 3) социальный эффект: улучшение эргономических параметров изделий, условий труда и жизни работников; 4) внешнеэкономический эффект: расширение экспорта продукции, вытеснение с внутреннего рынка импортных продуктов-заменителей; 5) синергический (системный) эффект: дополнительный эффект от использования блока взаимодополняющих изобретений в одном объекте. Малые инновационные фирмы способствуют созданию новых моделей экономического роста, обеспечивают технологический трансферт и коммерциализацию результатов НИР, способствуют развитию в обществе рискового мышления. Отличительной особенностью малых инновационных фирм по сравнению с крупными компаниями является более высокая эффективность инновационных затрат на малых компаниях: отношение количества нововведений к затратам на научные исследования и разработки в малых и средних фирмах в 3 - 4 раза выше, чем в крупных. По оценкам Научного фонда США, в этой стране 98 % крупнейших разработок новых изделий поступает от малого предпринимательства; период времени от начала разработки продукта до его коммерциализации и выхода на рынок с новым продуктом у малых фирм равен 2,2 года, у крупных - в 1,5 раза выше. 3 Налогообложение индивидуального предпринимателя Налогообложение индивидуальных предпринимателей имеет определенную специфику, поскольку они, с одной стороны, являются субъектами хозяйствования (субъектами малого предпринимательства), а с другой - физическими лицами. Будучи субъектами малого предпринимательства, ИП имеют право применять упрощенную систему налогообложения, а как физические лица они являются плательщиками подоходного налога. Выбор применяемой системы налогообложения осуществляется самим предпринимателем. Порядок применения ИП упрощенной системы налогообложения такой же, как и для юридических лиц, за исключением ограничения по привлечению наемных работников не более трех человек (а для малых предприятий - не более 15 человек). Индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в Перечне, прилагаемом к Декрету Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 (Перечень), уплачивают налог с полученных доходов в фиксированных суммах - так называемый единый налог. К таким видам деятельности относится розничная торговля на рынках, торговля по образцам, комиссионная торговля, техническое обслуживание и ремонт автомобилей и мотоциклов, ремонт бытовых изделий, производство по заказам граждан одежды и обуви, деятельность в области фотографии, в сфере образования и др. При этом плательщики единого налога освобождаются от уплаты: - подоходного налога с физических лиц; - налога на добавленную стоимость, за исключением налога, уплачиваемого на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь; - налога за пользование природными ресурсами (экологического налога); - местных налогов и сборов. Индивидуальные предприниматели при осуществлении видов деятельности, указанных в Перечне, не вправе применять иной порядок налогообложения в отношении этих видов деятельности. Ставки единого налога устанавливаются областными и Минским городским Советом депутатов в пределах базовых ставок данного налога, определенных в Перечне, в зависимости: - от населенного пункта, в котором осуществляется деятельность плательщиков единого налога (г.Минск, города областного, районного подчинения, поселки городского типа, сельские населенные пункты); - места осуществления деятельности этих лиц в пределах населенного пункта (центр, окраина, транспортные развязки, удаленность данного места от остановок пассажирского транспорта); - режима работы плательщиков единого налога; - типа пункта продажи. Ставки единого налога понижаются: - для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве ИП, - на 25% в первые три месяца со дня получения ими свидетельства о государственной регистрации; - индивидуальных предпринимателей, получающих пенсии по возрасту или инвалидности, - на 20 %. От уплаты единого налога освобождаются ИП и иные физические лица, реализующие продукцию животноводства (кроме пушного звероводства), пчеловодства и растениеводства (за исключением цветов и семян цветов), садоводства, огородничества, а также лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию. При реализации товаров, отнесенных к товарным группам, которые указаны в Перечне, в пунктах продажи к установленным ставкам единого налога в зависимости от общей занимаемой площади пункта продажи применяются повышающие коэффициенты: - 1,5 - свыше 25 до 60 м2 (включительно); - 2,0 - свыше 60 до 90 м2 (включительно); - 2,5 - свыше 90 м2. При реализации в календарном месяце нескольких видов работ (услуг) уплата единого налога производится по тому виду работ (услуг), но которому установлена наиболее высокая ставка налога. Индивидуальные предприниматели по каждому физическому лицу, привлекаемому к предпринимательской деятельности по гражданско-правовому или трудовому договору (включая лиц, выполняющих функции управления, учета, контроля, обслуживания и иных занятых), дополнительно уплачивают налог в размере 60 % от установленной ставки единого налога. В случае реализации не произведенных в Республике Беларусь товаров (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками), отнесенных к товарным группам, указанным в Перечне, к установленной ставке налога применяется повышающий коэффициент 1,5 независимо от удельного веса этих товаров в торговом ассортименте. При реализации в календарном месяце товаров, отнесенных к различным товарным группам, указанным в Перечне, уплата единого налога производится по тому виду товаров, по которому установлена наиболее высокая ставка налога. При продаже товаров в обособленных торговых местах на рынках вне стационарной торговой сети, в развозной и разносной торговой сети менее 15 дней в календарном месяце единый налог исчисляется с учетом следующих коэффициентов в зависимости от продолжительности периода реализации товаров в пункте продажи: - менее 5 дней - 0,3; - от 5 до 10 дней - 0,5; - от 11 до 14 дней - 0,8. Расчет по единому налогу представляется ИП в налоговый орган по месту постановки их на учет не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности. Единый налог уплачивается (доплачивается) в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком курса евро к белорусскому рублю, действующего на первое число месяца, в котором производится уплата (доплата) налога. Перерасчет (возврат либо зачет) единого налога производится в случае: - временной нетрудоспособности ИП или привлекаемого им по гражданско-правовому или трудовому договору физического лица, если такая нетрудоспособность повлекла прекращение деятельности; - утраты налогоплательщиком права пользования пунктами продажи, основными средствами, в том числе помещениями (зданиями), используемыми для осуществления деятельности; - неосуществления деятельности вследствие принятия государственными органами решений, препятствующих ее осуществлению, за исключением случаев, когда такие решения вызваны неправомерной деятельностью самих индивидуальных предпринимателей; - неосуществления деятельности в результате возникновения чрезвычайных ситуаций; - временного (продолжительностью не более 30 календарных дней в году) неосуществления деятельности индивидуальным предпринимателем. Индивидуальные предприниматели, не применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие виды деятельности, на которые не установлены ставки единого налога, уплачивают подоходный налог в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц». Доход определяется как разница между выручкой (в денежной и натуральной форме) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), иных ценностей (включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), доходами от внереализационных операций и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этих доходов. При определении дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) принимаются в расчет расходы, приходящиеся на фактически реализованную продукцию (товары, работы, услуги). Состав расходов и порядок их исключения из выручки утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным органом. Если предприниматель не может документально подтвердить свои расходы, связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, исключение расходов из выручки производится в размере 10 % выручки. Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют налог ежеквартально нарастающим итогом с начала года с суммы облагаемого дохода по ставкам подоходного налога с физических лиц. Расчеты о полученных доходах и сумме подлежащего к уплате налога представляются в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Суммы налога уплачиваются не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. Индивидуальные предприниматели (за исключением плательщиков единого налога) являются плательщиками налога на добавленную стоимость при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: - если обороты по реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь; - если ИП осуществляют выделение налога в расчетных и первичных учетных документах, применяемых при реализации товаров (работ, услуг) организациям и ИП - плательщикам налога. Объектом обложения НДС являются обороты по реализации товаров на территории Республики Беларусь, налоговая ставка общая - 18%, льготная - 10%. Согласно Закону Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», ИП являются плательщиками обязательных страховых взносов в указанный фонд, с одной стороны, как работодатели (если привлекают наемных работников), а с другой - как физические лица. За работников, работающих на основе трудовых договоров, ИП производят начисления и удержания страховых взносов в размере 35 % фонда оплаты труда и 1 % суммы выплаты. Как физические лица ИП уплачивают обязательные страховые взносы в размере 36 % определяемого ими дохода, но не менее суммы названных взносов, исчисленной в том же размере от утверждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. ИП, временно не осуществляющие (приостановившие) свою деятельность по уважительным причинам, уплачивают страховые взносы в размере, исчисленном пропорционально количеству отработанных дней в соответствующем месяце. Индивидуальные предприниматели (за исключением плательщиков единого налога и применяющих упрощенную систему налогообложения) могут являться плательщиками следующих местных налогов и сборов: - налога с продаж товаров в розничной торговле; - налога на услуги, оказываемые объектами сервиса; - целевых сборов (транспортного сбора на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугороднего сообщения и содержание ведомственного городского электротранспорта, сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района)); - сборов с пользователей (за право на осуществление розничной торговли, проведение аукционов, строительство объектов на данной территории). Индивидуальные предприниматели, осуществляющие промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции с целью их промышленной переработки или реализации уплачивают в местный бюджет сбор с заготовителей (по ставке не более 5 % стоимости объема заготовки). Перечень местных налогов и сборов, база и объекты налогообложения устанавливаются ежегодно в Законе «О бюджете Республики Беларусь». Список использованных источников 1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. - Мн.: Мисанта, 2003. - 253 с. 2. Мазоль С.И. Совместные предприятия в экономической системе общества.- Мн.: Элайда, 2002. - 176 с. 3. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 272 с. 4. Предпринимательство: Учебник/ под. ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 448 с. 5. Экономическая история зарубежных стран: Учеб. пособие/ Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; под. ред. В.И. Голубовича. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 592 с. 6. Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. - Мн.: БГЭУ, 2005 . - 231 с.
|