Развитие России в 2005-2007 гг.: социально-экономические итоги и перспективы экономического роста
Развитие России в 2005-2007 гг.: социально-экономические итоги и перспективы экономического роста
Федеральное агентство по образованию Новокузнецкий филиал - институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Кемеровский государственный университет Кафедра экономической теории Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория. Ч 3» Тема: Развитие России в 2005-2007 гг.: социально-экономические итоги и перспективы экономического роста Выполнил: студент гр. ГМЗС-08 Абдульманов Руслан Проверил: к.э.н., доцент Михайлова Надежда Константиновна Новокузнецк 2009 Содержание Введение 1. Тенденции экономической деятельности РФ 1.1 Внутриэкономическая деятельность РФ в 2007 году в сравнении с 2006 годом 1.2 Внешнеэкономическая деятельность РФ в 2007 году в сравнении с 2006 годом 1.3 Инновационная политика РФ 1.4 Приоритетные направления в области развития торговой политики РФ 1.5 Перспективы развития экономического роста в стране 1.6 Результаты инновационной политики Заключение Список использованных источников и литература Приложения Введение Актуальность данной темы определяется тем, что уровень прогнозирования процессов развития в периоде 2005-2007 г. обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами в будущем. В работе отражены основные результаты деятельности в РФ в 2005-2007 гг. Проанализировано изменение производственных показателей, раскрыты тенденции изменения экономического роста. Объектом рассмотрения в данной работе служили экономические процессы, происходившие в РФ в изучаемый период. Предмет исследования курсовой работы: внутриэкономическая деятельность, внешнеэкономическая деятельность, инновационная политика государства, экономический рост. Цель курсовой работы - анализ итогов экономического развития и определение перспектив дальнейшего развития Российской Федерации. Задачи: 1. Проанализировать статистические данные о внутриэкономической, внешнеэкономической деятельности; 2. Проследить тенденции развития экономического роста; 3. Определить сущность федеральных программ; 4. Изучить цели и задачи инновационной политики государства; Методы исследования: 1. Анализ показателей деятельности государства в экономике; 2. Сравнение полученных данных по годам; 3. Обработка результатов; 4. Представление полученных данных. 1. Тенденции экономической деятельности РФ Особенностью экономической ситуации в первом квартале 2007 г. является тенденция к ускорению темпов экономического роста. В январе-феврале 2007 г. темп роста ВВП, по оценке Минэкономразвития России, составил 8,4% к соответствующему периоду прошлого года против 5,1% в январе-феврале 2006 года. С исключением сезонного и календарного факторов среднемесячный темп роста ВВП стабилизировался на уровне 0,7 процента. Экономический рост в начале 2007 г. обусловлен высоким инвестиционным спросом, развитием строительства и обрабатывающих производств, а также повышением потребительского спроса при замедлении темпов роста экспорта. За три месяца 2007 года инфляция составила 3,4% против 5% за январь-март 2006 года. Базовая инфляция снизилась в 1,6 раза - до 1,7% против 2,8% годом ранее, что связано с растущим предложением товаров (в том числе за счет импорта) и усилением конкуренции по мере развития торговли, снижением инфляционных ожиданий на фоне высоких темпов роста в реальном секторе и повышением спроса на деньги. В 2007 году снижается вклад в инфляцию роста регулируемых тарифов на услуги ЖКХ, предельный рост которых установлен Правительством Российской Федерации ниже (15%), чем год назад (20%) при более высоких темпах роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, чем годом ранее. [9] 1.1 Внутриэкономическая деятельность в 2007 году в сравнении с 2006 годом В феврале 2007 г. сохранились высокие темпы как у добывающих, так и обрабатывающих производств. Прирост добычи полезных ископаемых относительно января-февраля 2006 г. составил 4,3%. В январе-феврале 2007 г. прирост выпуска продукции обрабатывающих производств к аналогичному периоду прошлого года составил 15,7% (в январе и феврале 2006 г. соответственно 4,1% и -0,1 процента). В январе-феврале 2007 г. продолжилась тенденция смещения структуры промышленного роста в сторону увеличения доли обрабатывающих отраслей. В январе-феврале 2007 г. реальные располагаемые доходы увеличились на 12,7% относительно января-февраля 2006 г., а реальной заработной платы - на 17,5 процента. Сохраняется наметившаяся в сентябре 2006 г. тенденция ускорения роста инвестиций. Прирост инвестиций в основной капитал в январе-феврале 2007 г. относительно января-февраля 2006 г. составил 21,2% (в январе-феврале 2006 г. 2,7 процента). В 2006 году в структуре инвестиций наметились позитивные сдвиги, продолжившиеся в начале 2007 года. Опережающими темпами развивались жилищное строительство, обусловленное началом реализации национального проекта «Комфортное и доступное жилье гражданам России», и инвестиции в обрабатывающие отрасли промышленности. Аграрный сектор в целом сохранил позитивную динамику роста 2006 года. Продолжает динамично развиваться мясомолочный сектор, что обусловлено устойчивым ростом потребительского спроса и растущим объемом поступления сырья на переработку, связанным с реализацией национального проекта «Развитие АПК». Рост производства основных видов продукции животноводства обеспечен во всех категориях хозяйств, в том числе и в хозяйствах населения. В условиях значительного притока валюты в Россию (приток только частного капитала за I квартал 2007 г. оценивается в 12 млрд. долл.США), продолжился рост золотовалютных резервов: в январе-марте текущего года их прирост составил, по оценке, около 35 млрд. долл.США (23,641 млрд. долл. США за январь-март годом ранее), а номинальный объем резервов приблизился к отметке в 340 млрд. долл.США. По состоянию на 1 апреля 2007 г. совокупный объем Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 2812,2 млрд. рублей. 1.2 Внешнеэкономическая деятельность в 2007 году в сравнении с 2006 годом В 2007 году внешнеэкономический комплекс оставался динамичным сектором национального хозяйства, стимулирующим рост российской экономики и обеспечивающим решение важных социально-экономических задач. Внешнеторговый оборот России в 2007 году (по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, составил 579,3 млрд. долларов США и увеличился на 23,6% (в 2006 году - на 26,9 процента), том числе со странами дальнего зарубежья - 493,9 млрд. долларов США (рост на 25,3%, со странами СНГ - 85,4 млрд. долларов США (рост 25,7 процента). В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 61,1%, импорта - 38,9 процента. Главным фактором увеличения объемов экспорта в 2007 году стала благоприятная мировая конъюнктура. Рост цен на нефть возобновившийся во второй половине января 2007 г., продолжался до конца года. В связи с возросшими на мировом рынке нефтяными ценами Правительство Российской Федерации установило с 1 декабря 2007 г. рекордную ставку экспортной пошлины на сырую нефть на уровне 275,4 доллара за тонну. Средняя контрактная цена российского природного газа, экспортированного в страны Западной Европы в 2007 году увеличилась на 6,1% к уровню 2006 года. Средние мировые цены на алюминий, медь и никель на Лондонской бирже металлов в 2007 году по сравнению с 2006 годом выросли соответственно на 2,7%, 5,9%, и 53,5 процента. В условиях нового подъема мировых цен на энергоресурсы в октябре-ноябре 2007 г., рост экспорта оказался несколько выше ожидаемого, а рост импорта существенно превосходит средние темпы прошлого года, и находится в диапазоне 35-47 процентов. Экспорт (по стоимости) продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в январе-ноябре 2007 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года более чем в 1,9 раза, чему способствовал рост цен и физических объемов на пшеницу и меслин на 78,2% и 59,1% соответственно. Доля экспорта пшеницы и меслина составляет почти 60% всей стоимости экспорта этой группы товаров. По сравнению с январем-ноябрем 2006 г. в январе-ноябре 2007 г. экспорт (по стоимости) металлов и изделий из них вырос на 20,4 процента. Рост экспорта произошел в связи с увеличением цен на черные и цветные металлы, и ростом физического объема алюминия на 11,9% и меди - на 2,6 процента. Увеличился в стоимостном выражении на 23,3% экспорт продукции химической промышленности и каучука, что связано с ростом цен минеральных удобрений, аммиака и каучука синтетического соответственно на 29,2%, 14,5% и 11,3 процента. Экспорт (по стоимости) древесины и целлюлозно-бумажных изделий увеличился на 28,2% за счет роста цен основных товаров этой группы - обработанных и необработанных лесоматериалов, составляющих 67,4% всей стоимости этой группы товаров. Экспорт машин, оборудования и транспортных средств (по стоимости) превысил показатель января-ноября 2006 г. на 11,7%, том числе грузовых машин - на 42 процента. Доля продукции машиностроения в общем объеме экспорта составила 3,2 процента. В товарной структуре импорта России из стран дальнего зарубежья продолжает преобладать ввоз машин, оборудования и транспортных средств. Импорт в стоимостном выражении увеличился в 1,6 раза, чему способствовало увеличение физических объемов и рост цен. Ввоз легковых автомобилей в натуральном выражении вырос на 55,2%, грузовых - почти в 2,2 раза. Увеличился (по стоимости) ввоз продукции химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного, несмотря на уменьшение доли этих товаров в товарной структуре импорта. Стоимостной объем импорта основных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в январе-ноябре 2007 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 30,9% за счет роста средних контрактных цен и физических объемов поставок. В странах дальнего зарубежья было закуплено больше (в натуральном выражении) мяса свежемороженого на 8,9%, рыбы свежей и мороженной - на 26,3%, кофе - на 22,3%, молока и сливок - в 1,7 раза, сахара-сырца - на 38,9%, ячменя - в 1,8 раза, алкогольных и безалкогольных напитков (по стоимости) - в 1,8 раза. В то же время сократились закупки сливочного масла на 28,5%, пшеницы и меслина - почти в 22,7 раза, кукурузы - на 32,8%, подсолнечного масла - на 50,2%, белого сахара - на 5,9 процента. Стоимостной объем импорта продукции химической промышленности и каучука вырос на 28,4% при увеличении средних контрактных цен и физических объемов. Их доля в общем объеме импорта уменьшилась на 2,3 процентных пункта. Стоимостной объем текстиля, текстильных изделий и обуви увеличился в 1,7 раза, а их доля в общем объеме импорта - на 0,5 процентных пункта. Ввоз товаров этой группы вырос в результате увеличения закупок одежды, кожаной обуви и хлопчатобумажных тканей. Физический объём импорта стальных труб увеличился на 3,7% за январь-ноябрь 2007 года. Этот товар утратил роль «локомотива» в группе металлов и изделий из них - прирост их стоимости составил только 23,6% против 43,5% по группе. По оценке ИМЭМО РАН, производительность труда в российской экономике составляет 27% от уровня США и 42 % от уровня Германии и Японии. Несколько лучше ситуация в промышленности: 43% по сравнению с США и 67% с Германией. Однако в целом это означает, что по эффективности наша экономика находится примерно на уровне западноевропейских стран в 1960-е годы и Южной Кореи -- в начале 1990-х годов. Парадоксально, но на этом общем, усредненном фоне эффективность даже самых экономически успешных отечественных компаний характеризуется еще более низкими показателями. Так, например, объем продаж в расчете на одного занятого по ОАО «Газпром» в 2004 г. был в 6.6 раза ниже, чем в NordyskHydro (Норвегия) [Ведомости, 2004]. В черной металлургии усредненная производительность на трех ведущих российских комбинатах (Магнитогорский, Череповецкий, Новолипецкий) близка к средней по заводам ЕС, но в 4.2 раза ниже, чем на мини-заводах Японии и в 3.8 раза ниже, чем на ведущих предприятиях некоторых развивающихся стран. Низкие показатели производительности российских предприятий и компаний объясняются разными причинами. Главные из них -- это технологическая отсталость, устаревшее оборудование и низкая квалификация кадров. Сегодня специалистам (и не только им) абсолютно ясно, что решить эту проблему можно только путем кардинальной модернизации техники и технологий, кадровой, управляющей и инфраструктурной базы. А если учесть степень износа и возраст основных фондов в российской экономике, то становится очевидной и первоочередная мера -- увеличение объемов и темпов роста капитальных вложений, т.е. нормы накопления. При этом для улучшения ситуации с производительностью, норма накопления в основных секторах экономики должна не просто увеличиться, а резко возрасти. В 2006 г. валовая норма накопления в России составила всего 18% ВВП (50-е место в мире). В это же время в КНР она равнялась 43.3%, в Индии -- 37.1% и даже в США -- 19.6%. [1] 1.3 Инновационная политика РФ В широком понимании инновационная политика включает в себя научную и технологическую политику. Реализация сбалансированного комплекса мер - определение главного вопроса государственного регулирования инновационного развития в зависимости от стоящих перед страной социально-экономических задач, являются ключевыми условиями его эффективности. В свете современных вызовов инновационного развития России центр тяжести в комплексе государственного регулирования смещается в сторону технологической (или промышленной) политики. Взаимосвязь научной, технологической и инновационной политики: - Научная политика Цель: производство научных знаний Инструменты: конкурсные гранты, госинституты, налоговые льготы фирмам, защита ИС - Технологическая политика: Цель: развитие отраслевых технологических направлений Инструменты: госзакупки, субсидии, кооперация, стандарты, прогнозирование, кадры - Инновационная политика: Цель: повышение уровня и результатов инновационной активности Инструменты: конкурентная политика, корпоративное законодательство, региональные и отраслевые кластеры, защита потребителей, экологическое регулирование, Форсайт Современные цели и задачи инновационной политики (в широком смысле и с учетом трех перечисленных выше составляющих) в России закреплены в ряде принятых в 2002--2006 гг. концептуальных и программных документов (ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, концепции, национальные и отраслевые стратегии, программы и планы). В 2007--2008 гг. для реализации этих программ и стратегий было принято несколько специальных законов и подзаконных актов. Систематизация основных документов инновационной политики приведена в табл. 1. [14] Правительственная программа инновационного развития России была официально представлена еще в августе 2005 г. Она разрабатывалась совместно министерствами образования и науки (Минобрнауки России), экономического развития и торговли (Минэкономразвития России), промышленности и энергетики (Минпромэнерго России), финансов (Минфин России). Первые три министерства стали наиболее активными участниками процесса формирования и реализации национальной инновационной политики, причем ведущая роль на тот момент принадлежала Минобрнауки России. Именно это ведомство в последние 10 лет отвечало за большинство государственных инновационных программ, подготовку законодательных инициатив в отношении инновационной сферы и реструктуризации научно-технологического комплекса. [2] 1.4 Приоритетные направления в области развития торговой политики РФ Главным направлением работы в 2007 году в области торговой политики явилось обеспечение с помощью экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности стабильности и предсказуемости режима экспорта и импорта, поддержки конкурентоспособности российских товаров и допуска их на внешние рынки, эффективного уровня защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, присоединение России к ВТО и расширение сотрудничества с другими международными организациями. В части поддержки экспорта товаров и услуг усилия были направлены на реализацию системы мер государственной поддержки отечественных экспортеров в целях повышения экспортного потенциала и роста доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта. Одним из действенных механизмов поддержки экспорта является финансовая поддержка, реализуемая в настоящий момент в форме предоставления государственных гарантий и возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым российскими экспортерами. По итогам 2007 года принято решение о возмещении 75 российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам на общую сумму 3014 млн. руб. Все большее значение для эффективной поддержки экспорта и продвижения продукции и услуг на внешние рынки приобретает выставочно-ярмарочная деятельность.[11] Федеральные целевые программы: Среди наиболее крупных ФЦП со значительной компонентой разработки новых технологий и программ ИиР укажем на следующие. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (ФЦНТП). Основной целью программы является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Общий объем выделенных финансовых ресурсов на ее реализацию в 2007--2012 ГГ. приближается к 195 млрд. руб. Из них 133.8 млрд. руб., или почти 68%, составляют средства федерального бюджета; на внебюджетные источники приходится около 61 млрд. руб. Почти 90% бюджета программы предполагается израсходовать на НИОКР. «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы». Основной целью программы является исследование и использование космического пространства для развития народного хозяйства, науки и техники, обеспечения безопасности страны и выполнения ее международных обязательств в области космоса. Бюджет Программы -- 486.8 млрд. руб. Финансирование на первом этапе в период 2007--2010 гг. составляет более 197 млрд. руб. в реальных ценах. Из государственного бюджета предполагается выделить 109 млрд. руб. (более 55% бюджета программы); из внебюджетных источников -- примерно 88 млрд. руб. На НИОКР за весь период ее реализации будет истрачено почти 160 млрд. руб. (или 80% бюджета программы). Приоритетными направлениями космической деятельности, способствующими достижению обозначенных целей, являются: - мониторинг окружающей среды и околоземного пространства, контроль чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, исследование природных ресурсов Земли; - обеспечение спутниковой связи и вещания на всей территории России (доведение до населения социально ориентированного блока радиотелевизионных программ, обеспечение президентской, правительственной и специальной связи, потребностей органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, обеспечение обороны, безопасности страны и охраны правопорядка); - обеспечение органов власти всех уровней, органов местного самоуправления геофизической, в том числе гидрометеорологической информацией; - реализация космических проектов в интересах расширения знаний о Земле, Солнечной системе и Вселенной, проведение фундаментальных научных исследований в области астрофизики, планетологии, физики Солнца и солнечно-земных связей; - обеспечение равноправного участия России в международных космических программах и проектах с целью гарантированного доступа к конечным результатам реализации этих программ (проектов); - осуществление орбитальных пилотируемых полетов в интересах развития экономики, науки, решения прикладных задач; - отработка технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ. За последние 10 лет численный состав российской орбитальной группировки сократился в 1.5 раза, в то время как состав орбитальных группировок зарубежных стран увеличился более чем в 2 раза и сохраняет тенденцию к росту в связи с постоянно возрастающей востребованностью мировым сообществом космических средств и услуг. Одновременно в связи с повышением требований потребителей к объему и качеству услуг связи и вещания необходимо не просто наращивание орбитальных группировок систем спутниковой связи и вещания государственного назначения, а их обновление на основе перспективных долгоресурсных космических аппаратов и современных телекоммуникационных технологий. Отметим, что орбитальные средства дистанционного зондирования Земли в России практически отсутствуют, что ограничивает возможности решения современными методами и в требуемом объеме задач природопользования, гидрометеорологии и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Российские космические аппараты старой конструкции не обладают искомыми характеристиками (по срокам активного существования, качеству целевой аппаратуры, пропускной способности и быстродействию информационных каналов, возможностям автономной обработки информации на борту космических аппаратов). Отстают от вызовов времени состав и качество наземной аппаратуры потребителей. Сложившаяся ситуация может привести к совсем непривычному для нашей страны отставанию от новых лидеров в области космической деятельности и не позволит удовлетворить растущие потребности собственными (российскими) средствами. [15] ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы. В качестве основной цели программы определено развитие научно-технического и производственного базиса с целью разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Объем финансирования по программе в текущих ценах составит 187 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 110 млрд. руб. (или почти 59% бюджета программы); за счет средств внебюджетных источников -- 77 млрд. руб. Из них на НИОКР будет потрачено 66 млрд. руб., на капитальные вложения -- 44 млрд. руб. Ожидаемыми конечными результатами реализации программы являются: - увеличение объема продаж российской электронной продукции, унифицированных электронных модулей и радиоэлектронных изделий на внутреннем и внешнем рынках; - значительное сокращение технологического отставания российской радиоэлектронной промышленности от мирового уровня; - обеспечение больших возможностей для развития всех отраслей промышленности и осуществление перехода к экономике знаний; - создание условий для более эффективной реализации национальных проектов, объявленных Президентом Российской Федерации; - создание рыночно ориентированной инфраструктуры радиоэлектроники на базе реструктуризации системы проектирования и производства радиоэлектронных изделий (системоориентированные центры проектирования, дизайн - центры, «кремниевые фабрики», научно-технологический центр по микросистемотехнике, маркетинговые и торговые центры, дилерские сети и т.д.); - расширение экспорта высокотехнологичной отечественной электронной продукции; - активизация инновационной деятельности и ускорение внедрения научных достижений в массовое производство; - обеспечение обновляемости основных фондов организаций радиоэлектронной отрасли и стимулирование создания современного высокотехнологичного производства; - создание крупных и эффективных интегрированных структур, способных конкурировать с лучшими западными фирмами; - организация производства массовой интеллектуально насыщенной и конкурентоспособной высокотехнологичной радиоэлектронной продукции, реализующей современные телекоммуникационные услуги, включая радио и телевидение, услуги и средства электронных информационных систем; - повышение качества жизни населения, отвечающего стандартам высокоразвитых стран мира по интеллектуализации среды обитания и возможностям использования электроники и информационных систем; - увеличение числа рабочих мест в радиоэлектронной отрасли, снижение оттока талантливой части научно-технических кадров, повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, обеспечение привлечения молодых специалистов и ученых, а также улучшение возрастной структуры кадров. Запланированное финансирование в рамках данной программы не позволяет решить проблему отставания российской электроники и радиоэлектроники от мировых показателей полностью. Так, в программе заявляется об организации в России производства чипов, основанного на технологии в 45 нм, к 2015 г., однако данные топологические нормы активно используются в промышленности развитых стран уже с 2007 года. Ставить амбициозные цели, содействовать их достижению -- т.е. получать положительный синергетический эффект в реализации заявленных целей -- должны совместно государство, бизнес-сообщество и научные организации. Необходимо уже сегодня озаботиться поддержкой фундаментальных исследований, ориентированных на создание в перспективе средств производства, а также продукции на основе микроэлектроники; активно стимулировать обучение технических специалистов в лучших научно-исследовательских центрах и институтах мира, гарантируя и обеспечивая при этом условия для применения полученных знаний на родине. Это непростая и крайне дорогостоящая задача. Но без развития собственных разработок и внедрения современных зарубежных знаний в данной области наша страна так и будет покупать устаревшие решения и уже тогда точно не будет на одном уровне с развитыми странами. ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы (подпрограмма «Развитие электронной компонентной базы» на 2007-2011 годы). Основной целью программы провозглашено обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Финансирование программы (с подпрограммой) составляет более 99 млрд. руб. Это одна из немногих программ, которая финансируется из бюджетных и внебюджетных источников примерно в равных пропорциях. На НИОКР предполагается затратить около 36 млрд. руб. (36% бюджета программы), на капитальные вложения - более 13 млрд. руб. (почти 14% бюджета программы). Выполнение данной программы позволит: - создать промышленно-технологическую базу для производства нового поколения конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня в области важнейших технических систем (авиационной и морской техники, машиностроительного и энергетического оборудования, информационно-управляющих систем), электронной компонентной базы, специальных материалов и другой высокотехнологичной продукции, что в целом обеспечит технологические аспекты безопасности страны и развитие ее экономики; - сформировать технологические предпосылки для повышения темпов экономического роста за счет увеличения в структуре экономики доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости; - обеспечить сохранение и создание новых рабочих мест в организациях высокотехнологичных отраслей промышленности; - сократить общее технологическое отставание России от передовых стран с сохранением и развитием приоритетного положения отечественных разработок по ряду важных технологических направлений; - расширить возможности для равноправного международного сотрудничества в сфере высоких технологий; - создать эффективные средства защиты населения от опасных быстрораспространяющихся инфекций и биотерроризма, а также сформировать технологические основы развития и совершенствования систем защиты предприятий, населения и территорий России от поражения токсическими веществами в результате возможных террористических актов, техногенных и природных аварий и катастроф. ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы. Основной целью программы является создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии. Финансирование программы за счет федерального бюджета предусмотрено в размере 27.7 млрд. руб., средств из внебюджетных источников -- 2.8 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет). Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год. При реализации мероприятий программы уже в ближайшие годы планируется: - создать новое поколение наноматериалов и нанотехнологий для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства; - увеличить долю продукции, произведенной с помощью созданной в рамках Программы инфраструктуры наноиндустрии, до 75% общего объема продукции наноиндустрии, произведенной в Российской Федерации; - обеспечить мировой уровень исследований и разработок, оснащенности научно-исследовательским, метрологическим и технологическим оборудованием организаций, работающих в сфере наноиндустрии, при этом организации -- участники программы должны получать до 80 патентов (в том числе международных) в год; - добиться развития и реализации российского потенциала наноиндустрии и активного участия Российской Федерации в международной научно-технической кооперации; - организовать систему учета информации о результатах научных исследований и технологических разработок в сфере наноиндустрии, полученных организациями различных организационно-правовых форм, обеспечить доступ к этой информации; - совершенствовать методическую базу научно-технической и инновационной деятельности в сфере наноиндустрии; - обеспечить развитие уникальных научных установок, сети центров коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием; - создать и расширить инновационную инфраструктуру, совершенствовать механизмы взаимодействия научных организаций и вузов с промышленными предприятиями в целях продвижения новых нанотехнологий и наноматериалов в производство; - сохранить и развивать кадровый потенциал, в ТОМ числе создать условия для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере наноиндустрии, возвращения в Российскую Федерацию ведущих российских ученых и специалистов в сфере наноиндустрии, работающих за рубежом, и их трудоустройства. При этом доля научных сотрудников, имеющих не менее трех лет опыта проведения исследований, разработки технологий с использованием научного оборудования мирового уровня, в общем числе научных сотрудников организаций национальной нанотехнологической сети составит не менее 70%. [2] 1.5 Перспективы развития экономического роста в стране Сегодня главная задача нашей страны состоит в том, чтобы сделать экономический рост устойчивым, перейти к новой модели развития, обеспечить высокие темпы повышения производительности труда и конкурентоспособности российских отраслей и компаний. Перспективу долгосрочного и успешного развития технологически сложных отраслей обеспечит, конечно, не модернизация конструктивно устаревших моделей, а разработка и запуск конкурентоспособных, востребованных на мировом рынке изделий - станков и моторов, самолетов и автомобилей, турбин и реакторов. Пока даже модернизированные модели, которые выпускает наша промышленность, ориентированы на сбыт, на маргинальных рынках. Но устойчивый спрос и деньги находятся не там, а на глобальных рынках. Сохранение существующего положения -- это даже не концепция догоняющего развития, а закрепление нарастающего отставания. Высокий внутренний инвестиционный и потребительский спрос обеспечивают стабилизацию темпов роста экономики до конца года и позволяют достичь в 2007 году рост ВВП в 6,5% и сохранить высокие темпы роста в 2008 году. Важнейшей задачей остается создание условий для устойчивого развития обрабатывающих, прежде всего машиностроительных производств. Факторы, на которых во многом базировался подъем 2004-2006 годов, будут ослабевать. Во-первых, это касается как ухудшения конъюнктуры мировых рынков энергоресурсов, так и снижения возможностей наращивания энергосырьевого экспорта. Во-вторых, усилится действие ограничений - со стороны производственной инфраструктуры и со стороны предложения трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров. В этих условиях поддержание высоких темпов экономического роста требует перехода к инновационному характеру развития экономики, обеспечения интенсивного развития человеческого капитала, наращивания внешнеэкономической активности российских предприятий. Первое. Развитие человеческого капитала, создание эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры. Необходимо обеспечить реализацию национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, преодоления бедности и значительным повышением благосостояния широких слоев населения, эффективной демографической политики, направленной на увеличение рождаемости, снижение младенческой смертности и смертности от неестественных причин, поддержку материнства и детства, формирование здорового образа жизни, укрепление социального института семьи. Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса, которая будет обеспечена через увеличение объемов и повышение эффективности бюджетных инвестиций. Второе. Улучшение инвестиционного климата, обеспечение конкуренции и создание четко работающих рыночных институтов. Это требует обеспечения надежной защиты прав собственности, совершенствования системы корпоративного законодательства, совершенствования деятельности судебной системы в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, повышения эффективности деятельности системы государственного управления в рамках проводимой административной реформы. Будут реализованы необходимые шаги по совершенствованию законодательства в сфере землепользования и рынка недвижимости в части регулирования порядка предоставления земельных участков под строительство, переоформления права постоянного пользования земельными участками юридическими лицами, резервирования и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Третье. Диверсификация экономики - повышение конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, развитие высокотехнологичных отраслей «экономики знаний». Будет продолжена целенаправленная работа по снижению реальной налоговой нагрузки на предприятия несырьевого сектора экономики. Четвертое. Развитие инфраструктурных отраслей экономики - транспорта и электроэнергетики, в том числе с помощью масштабных проектов Инвестиционного фонда. Необходимо стимулировать расширение масштабов частного финансирования инфраструктурных проектов за счет развития механизмов частного государственного партнерства и совершенствования политики тарифного регулирования. Пятое. Повышение эффективности государственных институтов и развитие институтов гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая развитие механизмов управления, ориентированного на результат, последовательное проведение административной реформы, развитие механизмов общественной экспертизы и общественного контроля. Шестое. Развитие механизмов частного государственного партнерства, направленных на содействие частным инвестициям. Для этого необходимо укрепление государственных институтов развития, которые позволят обеспечить концентрацию государственных и частных ресурсов на приоритетных направлениях экономического роста, станут основным инструментом частного государственного партнерства. Седьмое. Требуется обеспечить формирование новых региональных центров экономического развития на Дальнем Востоке и на Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов. Необходимо активное проведение кластерной политики, обеспечивающей стимулирование развития конкурентоспособных комплексов взаимосвязанных производств в регионах. Для того чтобы противостоять конкуренции на внешних и все более открытом внутреннем рынках, российской промышленности необходимо наращивать стратегические инвестиции, осваивать прорывные направления, усиливать свой исследовательский потенциал. Одновременно правительство страны должно создавать и постоянно совершенствовать систему стимулов, подталкивающих бизнес к новой стратегии роста. Это позволит принципиально заинтересовать предпринимателей в реализации средне- и долгосрочных стратегий, повышения эффективности и конкурентоспособности. 1.6 Результаты инновационной политики Для того чтобы наиболее наглядно охарактеризовать процессы разработки и координации инновационной политики, ее мониторинга и оценки с целью корректировки и повышения эффективности реализуемых мероприятий, приведем результаты сравнительного анализа реальной отечественной практики управления в этой сфере и идеальных «образцов», основанных на обобщении опыта наиболее успешных стран мира (табл. 2). Приведенные в таблице результаты экспертной оценки показывают, что по каждому признаку, характеризующему процесс разработки и реализации инновационной политики, в России имеются большие резервы для совершенствования. Наиболее «проблемной» областью являются культура, навыки проведения оценок, их прозрачность и доступность. Эксперты ставят этой характеристике инновационной политики неудовлетворительные оценки. По другим направлениям ситуация заметно оптимистичнее. Баллы, которые выбирают российские эксперты, в целом соответствуют среднеевропейскому уровню: специалисты большинства европейских стран оценивают многие направления национальной инновационной политики именно на этом уровне -- т.е. на «троечку», что отражает сложность и относительную новизну инновационной политики как инструмента государственного регулирования, проблемы ее реализации и коррекции по результатам оценки. [5] Важным компонентом осуществляемой инновационной политики и ее инструментов является сопоставление с лучшими зарубежными образцами (бенчмаркинг). Этот компонент инновационной политики был активно использован Кореей, Ирландией, Китаем, Сингапуром и другими новыми индустриальными странами. Изучение и адаптация иностранного опыта в России в целом активно расширяются. Однако до сих пор они не стали стандартной процедурой, интегрированной в процесс принятия решений соответствующих министерств и ведомств. Приведенная в табл. 3 оценка направлений, возможностей, подходов к использованию зарубежного опыта показывает, что большая часть каналов получения знаний из «глобальной копилки инновационного опыта» российским правительством освоена (в среднем на уровне «удовлетворительно»). Для повышения эффективности инновационной политики важно, чтобы изучение и адаптация лучшей зарубежной практики проходили не эпизодически, а на постоянной основе. Необходимо также более широко привлекать ведущих зарубежных экспертов, поддерживать программы стажировки российских специалистов, корректировать политику в соответствии с результатами международного бенчмаркинга. [12] Сравнение перечней видов регулирования и реальных мер отечественной инновационной политики (табл. 4) создает впечатление, что их используемый набор является полным и всеобъемлющим. Структурно он покрывает все направления выработанных мировой практикой рекомендаций в этой области. Однако более тщательный анализ содержания каждой из предложенных или реализуемых мер показывает, что большинство из них включает слишком большой компонент государственной поддержки в форме субсидий или государственного заказа. В последние годы в России уделяется большое внимание разработке новых форм и методов государственного регулирования, включая финансирование науки и инноваций через венчуры, систему государственных корпораций и др. По всем этим направлениям, безусловно, наблюдается пусть небольшой, но прогресс. Однако сохраняется целый ряд существенных проблем инновационного развития, которые пока не входят (или почти не входят) в зону государственного внимания и регулирования. К ним относятся: - сокращение административных, налоговых и транзакционных издержек для инновационно-активных предприятий; - увеличение разнообразия, качества и доступности специальных услуг с целью увеличения эффективности инновационной деятельности; - софинансирование сертификации инновационной продукции и процесса перехода на международные стандарты качества; - содействие в подготовке квалифицированных кадров; - гарантии того, что в будущем наличие квалифицированной силы в регионе/отрасли/стране будет соответствовать потребностям инновационных предприятий; - повышение уровня профессиональных навыков для инновационных производств и содействие распространению новых технологий. [7] Заключение Преодолена наметившаяся тенденция замедления темпов роста промышленного производства. С точки зрения благоприятных условий доступа российских товаров на внешние рынки по-прежнему актуальной остается проблема признания безусловного рыночного статуса российской экономики такими торговыми партнерами, как Аргентина, Мексика и Австралия. К положительным событиям в этой сфере следует отнести юридическое закрепление факта признания Республикой Перу рыночного статуса российской экономики (19.02.2007). Заметно вырос товарооборот России со странами Ближнего и Среднего Востока и Африки. Крупнейшим торговым партнером России в регионе остается Турция. Российские компании добились успехов в расширении своего присутствия в странах региона, освоении новых рынков. Торгово-экономические отношения России со странами дальнего зарубежья и ближнего зарубежья заметно активизировались и отмечены рядом важных событий. Подписан целый ряд межправительственных документов. Договоренности, достигнутые в ходе визитов, значительно расширили масштабы и перспективы двустороннего сотрудничества России с указанными странами. Потенциал экономического роста во многом определяется качеством и развитостью рыночных институтов, а также возможностью повышения данного качества. Стимулирование предпринимательской активности к эффективному инвестированию является ключевым условием нормального функционирования экономики. При этом эффективная система корпоративного законодательства рассматривается как одно из ключевых условий повышения конкурентоспособности российских предприятий, обеспечения защиты прав собственности и контрактных прав и повышения инвестиционной привлекательности российских компаний. Ключевые (позитивные и негативные) тенденции в процессе формирования и реализации государственной инновационной политики России. К позитивным сдвигам, относится следующее: - инновационная политика стала приоритетной для растущего числа правительственных ведомств; - все элементы инновационной системы постепенно интегрируются в единую стратегию развития; - предпринимаются попытки добиться более рационального сочетания прямой бюджетной поддержки со стимулирующими мерами; - расширяется использование среднесрочных статистических показателей и индикаторов при разработке целей и задач инновационной политики; - повышается приоритетность комплексного прогнозирования как инструмента определения перспективных задач, тенденций и мер инновационной политики. К недостаткам процесса формирования политики следует отнести: - большое число направлений и приоритетных задач инновационной политики, которые не сопровождаются конкретными мерами (особенно при разработке отраслевых стратегий); слабую проработку отдельных мероприятий; - небольшой удельный вес таких мер общего характера, как налоговое регулирование, конкурентная и антимонопольная политика; - инновационная политика пока не имеет системного характера, она не объединяет мероприятия в области науки и технологий, образования, промышленности, а также региональные инициативы; - инновационная политика зачастую базируется на большом числе концептуальных документов, подготовленных практически одновременно и нередко дублирующих друг друга, что свидетельствует о низком качественном уровне их разработки; - использование результатов мониторинга, анализа и оценки отдельных мероприятий политики для коррекции стратегии и тактики инновационного развития страны выполняется эпизодически, бессистемно и должно быть поставлено на принципиально новый уровень. В качестве утешающего завершения можно с уверенностью сказать, что основное достижение отечественной экономики в период 2005-2007 это - высокие темпы экономического роста. Список использованных источников 1. www.budgetrf.ru/Publications/ 2. www.perspektivy.info/rus 3. www.ress.ru/rubrikator/ 4. www.gov.ru 5. www.STRF.ru 6. www.kodeks.ru/noframe 7. www.allbest.ru 8. Широв А.А. «Изменения структуры импорта в условиях развивающейся экономики»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.macroforecast.ru/doc/shirov_2005.doc 9. Росстат, расчеты РЭО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2008/MERT_NEW200807301758/MERT_NEW200807301758_000.htm 10. Минфин РФ, расчеты РЭО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2008/MERT_NEW200807301758/MERT_NEW200807301758_000.htm 11. Подведение итогов, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2008/MERT_NEW200807301758/MERT_NEW200807301758_000.htm 12. Министерство экономического развития и торговли РФ. [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: (http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2008/MERT_NEW20080209906/MERT_NEW20080209906_p_013.htm) 13. Инерционные параметры бюджетных расходов. [Электронный ресурс]: Журнал «Мировая энергетика».- Режим доступа: http://www.worldenergy.ru/index.php?id=20_39_2002 14. Инновационный консалтинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inno-expert.ru/consulting/innovation/?ref=262 15. Доклад о ходе реализации федеральных целевых программ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://faip.vpk.ru/npd/doklad2005.htm
|