БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в контексте регионального развития

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в контексте регионального развития

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в контексте регионального развития

Введение

В работе приведены научные основы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на основе разработки новой для отечественной науки и практики социально-интеграционной парадигмы с учетом принципиально новых социально ориентированных эффективных подходов и внесения системных изменений в реформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

На современном этапе социально-экономического развития проявился опасный разрыв между двумя взаимосвязанными сторонами общественно-хозяйственной жизни: интеграционным развитием системы объективных социально-экономических отношений и дифференциацией научного отражения отдельных аспектов этой системы. Подтверждением такого вывода служат и полученные нами результаты исследования сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

С одной стороны, указанная сфера тяготеет к интеграционному взаимодействию с другими сферами современной социально-экономической системы, вне которой немыслимо ее преобразование. С другой стороны, ее научное отражение представлено слабо связанной совокупностью представлений и понятий. Термин "жилищно-коммунальное хозяйство", сформировавшийся в условиях административной системы, превратился в неустойчивый конгломерат разрозненных понятий, а новый концепт, касающийся сферы жилищно-коммунальных услуг как органичного элемента современной социальной экономики, еще следует создать. Отражение проблемы реформирования и развития ЖКХ в научных категориях целесообразно рассматривать на основе отношения метода исследования к его предмету - отношениям, механизмам управления, стратегиям реформирования и т. д. Достижение цели этого исследования предполагает акцент на практической стороне парадигмы. Квалифицируем действующую парадигму реформирования и развития ЖКХ, опираясь на полученные ранее результаты анализа разнообразных процессов.

Определяя основные финансово-инвестиционные ресурсы реформирования и развития ЖКХ, необходимо рассмотреть стратегию его преобразования как стратегию инерционной локализации и выделить следующие инструменты, используемые для ее реализации.

1. Выход государства из инвестиционного процесса в сфере социальной экономики, наметившийся еще в начале 90-х годов XX в. и осуществлявшийся в течение полутора десятилетия.

2. Переложение финансово-инвестиционного бремени реформирования на плечи частных потребителей жилищно-коммунальных услуг.

3. Акцент на государственных программах реформирования и развития ЖКХ.

4. Асимметричное финансово-инвестиционное участие в реформировании ЖКХ местных сообществ, владеющих огромной инфраструктурой и концентрирующих в своем пространстве большинство сервисных организаций, однако не имеющих в собственном распоряжении адекватных ресурсов.

5. Сегментирование рынка жилищно-коммунальных услуг на основе выделения в нем базового (обязательного) и дополнительного сегментов с формированием разных ветвей государственной политики. Была установлена институциональная принадлежность ЖКХ Украины к типу институциональной Х-матрицы.

Обобщение результатов анализа ресурсов, стратегии, инструментов, институциональных параметров прогресса реформирования и развития ЖКХ позволит квалифицировать действующую парадигму как последовательную либерализацию и выход государства из социальной экономики, в частности из сферы ЖКХ, а также как приватизацию, перешедшую из плоскости отношений собственности на факторы и результаты производства в плоскость отношений жизнеобеспечения и превращающую разные социальные аспекты человеческой жизни в частное дело самого человека.

При этом не следует переоценивать то наследие, которое оставила в этой сфере административная система хозяйствования. Действующий в ней в течение нескольких десятилетий механизм вертикального отраслевого управления при монополии государства на жилищный фонд разрушил систему сервиса в жизнеобеспечении человека, которая была распределена на обособленные элементы по отраслевому принципу. В результате его функционирования ЖКХ превратилось в обслуживающую инфраструктуру без сервиса.

Подходы к реформированию и развитию социальной сферы должны вытекать из природы и потребностей воспроизводства функционирующего здесь капитала. Процесс реформирования и развития ЖКХ требует изменения действующей парадигмы, поскольку она обусловливает ряд негативных последствий: формирование существенных разрывов в процессе воспроизводства социализированного капитала; создание "институционных ловушек", в которых безрезультатно утрачиваются ресурсы реформирования; несогласованность интересов основных субъектов этой сферы.

Таким образом, черты существующей парадигмы превращения сферы ЖКХ как составной части социальной экономики современной Украины свидетельствуют о принципиальной ее неэффективности. Процесс реформирования и развития ЖКХ требует изменения действующей и обоснования новой парадигмы, адекватной как природе социальной экономики, так и императивам этапа постиндустриального развития 2. Характерно, что в выступлениях современных украинских политиков все чаще отмечается необходимость существенного корректирования программы государственной социальной политики, ориентации развития социально-экономической системы на инновации, инвестиции, инфраструктуру и институты.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что обоснование качественно новой парадигмы реформирования и развития ЖКХ исходит из определения реальных потребностей воспроизводства функционирующего социализированного капитала и господствующих тенденций эволюционного процесса в этой сфере.

Учет указанных предпосылок, а также обобщение результатов анализа процесса развития жилищно-коммунального хозяйства дают возможность определить новую парадигму реформирования ЖКХ как социально-интеграционную. С одной стороны, она призвана обеспечить условия расширенного воспроизводства функционирующего в этой сфере и сконцентрированного в ее инфраструктуре социализированного капитала, а с другой - преодолеть последствия дезинтеграции и отбрасывания сферы ЖКХ на периферию социально-экономической системы Украины. Услуги жизнеобеспечения, удовлетворяющие экзистенциальные потребности людей, не могут быть позиционированы на периферии эволюционного процесса.

Можно назвать следующие детерминанты социально-интеграционной парадигмы реформирования и развития ЖКХ.

1. Инновационный тип воспроизводства социализированного капитала сферы ЖКХ, обеспечивающий решение следующих стратегических задач:

- сохранения системного качества социализированного капитала ЖКХ, многие элементы которого в результате затяжного кризиса фактически выпали из системной связи и превратились в автономные, физически изношенные и морально устаревшие элементы инфраструктуры, не имеющие механизмов воспроизводства;

- модернизации элементов объектной структуры, субъектных форм и институциональных параметров воспроизводства этого капитала. На первое место здесь выходят адекватные институциональные параметры воспроизводства, поскольку масштабность капиталовложений, особенности формирования и распределения прибыли в инфраструктурном секторе сферы ЖКХ фактически закрывают этот сектор для обычных частных инвестиций, оставляя возможности инвестирования для узкого круга субъектов: государства, местных общественных структур и коммерческих организаций, включенных в специальные инвестиционные программы развития сферы ЖКХ;

- интенсификации развития социализированного капитала на основе регулярного обновления применяемых технологий, квалификации персонала, а также привлечения человеческого капитала. Эта задача предполагает, что практически вся прибыль, сформированная в инфраструктурном секторе сферы ЖКХ, будет направлена на интенсивное развитие элементной базы данного сектора. При этом приоритетное значение приобретает привлечение человеческого капитала в технологически отсталую сферу жилищно-коммунального хозяйства, утратившую свой креативный потенциал. Современное социально-экономическое положение Украины таково, что без поддержки государства коренные преобразования, связанные с ориентацией на постиндустриальное развитие, невозможны. Государство могло бы способствовать этому развитию, поскольку наука и образование, информация и высокие технологии требуют больших и долгосрочных, следовательно - рискованных, инвестиций. Патерналистского отношения к себе ожидают также социальные институты, обеспечивающие их формирование.

2. Интеграция элементов инфраструктуры, основных и вспомогательных организаций, отдельных секторов рынка жилищно-коммунальных услуг в целостную подсистему социально-экономической системы Украины, имеющую необходимый потенциал саморазвития. Эта детерминанта новой парадигмы реформирования и развития ЖКХ предполагает решение следующих стратегических задач:

- внутренней интеграции разрозненных в настоящее время структурных элементов ЖКХ в целостную социально-экономическую систему жизнеобеспечения, то есть приоритетное развитие связей существующих инфраструктурных и сервисных функциональных организаций с вновь созданными маркетинговыми, финансово-инвестиционными, консалтинговыми и другими организациями;

- внешней интеграции системы жизнеобеспечения в национальную социально-экономическую систему Украины путем разработки и реализации программ модернизации ЖКХ с участием высокотехнологичных отраслей промышленности, научной и образовательной сфер. Внешняя интеграция ориентирована на получение синергетического эффекта от интеграционного взаимодействия между разными составляющими социально-экономической системы Украины, а также на преодоление периферийного позиционирования жилищно-коммунального хозяйства в этой системе.

На рисунке 1 показаны императивы и детерминанты действующей и социально-интеграционной парадигмы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства. Основные принципы реформирования и развития ЖКХ имеют двойственную природу: с одной стороны, они конкретизируют и раскрывают творческий потенциал этого процесса; с другой - являются окормами развития классических принципов теории трансформации социально-экономических отношений, учитывающих специфику функционального содержания, способы взаимодействия субъектов и институциональную среду сферы ЖКХ как подсистемы социально-экономической системы Украины. Творческий потенциал реформирования и развития ЖКХ заключается, как было указано, в получении синергетического эффекта от интеграционного взаимодействия элементов этой сферы с другими составляющими социально-экономической системы Украины, а также в обеспечении нормальных условий для расширенного воспроизводства и модернизации функционирующего в инфраструктуре данной сферы социализированного капитала.

Рис. 1. Изменение императивов парадигм реформирования ЖКХ

Принципы трансформации социально-экономических отношений следующие:

- воспроизводство системного качества социально-экономических отношений в процессе их трансформации - одна форма системной организации переходит в другую, не оставляя после трансформационного преобразования так называемого "выжженного поля";

- формирование адекватных центров регулирования и управления трансформационными процессами - каждый такой центр не только несет на себе бремя трансформации, но и имеет достаточный потенциал регулирования;

- функциональная организация и структуризация вновь созданных отношений- функционально лишние отношения, не находящие места в существующей организационной структуре, обречены на исчезновение;

- приоритетное институциональное обеспечение трансформации социально-экономических отношений - попытка либеральной трансформации социально-экономической системы Украины в 90-е годы XX в. продемонстрировала высокую общественную цену преобразований, осуществляемых без подготовленного институционального обеспечения в расчете на заимствование "готовых" чужих институтов, не адаптированных к реформируемой социально-экономической системе;

- выделение "ядра" трансформационного процесса, инициирующего импульсы преобразований во всех других зонах системы социально-экономических отношений;

- защищенность результатов трансформационных процессов от наиболее масштабных рисков и угроз;

- динамичное согласование интересов основных субъектов трансформационного процесса;

- доминирование финансово-инвестиционной сферы над другими сферами социально-экономических отношений.

Исходя из социально-интеграционной парадигмы, а также конкретизируя приведенные принципы трансформации социально-экономических отношений, можно сформулировать основные принципы корректирования курса реформирования ЖКХ.

1. Опора на собственную институциональную среду социальной экономики, поскольку импорт и попытка насильственного внедрения заимствованных институтов в ходе либеральных рыночных преобразований продемонстрировали принципиальную невозможность опоры трансформационного процесса на институты, которые, во-первых, не согласуются друг с другом, а во-вторых, подвергаются в процессе преобразований разрушительной деформации. При этом несоответствующая трансплантация заимствованных институтов надолго дестабилизирует собственную институциональную структуру, что обусловливает утрату взаимодействующими в ее составе элементами потенциала упорядочения и стабилизации отношений в пределах реформируемой социально-экономической системы.

Отметим, что речь идет о специфических институтах социальной экономики, которые в большей степени отягощены генетической связью с прежними историческими формами коллективного взаимодействия, взаимовыручки и солидарной ответственности за результаты совместных действий. Мы уже указывали на принадлежность отечественной социальной экономики к институциональной Х-матрице. В пределах этой матрицы становятся иллюзорными стремления некоторых реформаторов исходить из одних лишь частных интересов, относиться к человеку как к носителю рабочей силы, которую нужно лишь привлечь к реформаторскому процессу. Оценивая подобные иллюзорные стремления, следует согласиться с позицией К. Поланьи: «Используя человеческую рабочую силу, система, между прочим, будет использовать некоторое физическое, психологическое и моральное целое, именуемое "человек"» 3.

По нашему мнению, социальная экономика Украины опирается на следующие базовые институты:

- "коммунальность" отношений, несущей конструкцией которой является масштабная, созданная общим трудом многих поколений людей социально-экономическая инфраструктура, объединяющая всю страну;

- повышенная ответственность государства перед всеми другими субъектами социально-экономической системы за формирование и развитие социально-экономической инфраструктуры, гарантирование безопасного функционирования и развития социальной экономики в целом;

- социализация значительной части капитала, функционирующего в инфраструктурном и некоторых других секторах социальной экономики.

Обобщая приведенные положения, можно сформулировать однозначный вывод о том, что реформа ЖКХ должна осуществляться, опираясь на укоренившиеся в ходе исторического развития страны институты.

2. Формирование общественного согласия реформационного процесса на основе стратегического сочетания интересов его субъектов. Этот принцип много раз подтвержден практикой реформирования разных сфер социальной экономики, в том числе и отрицательным опытом.

Дж. Бьюкенен характеризует общественное согласие как важнейший фактор трансформационного процесса, в котором принимают участие как социально-экономические, так и социально-политические субъекты: "Проблемы максимизации собственного богатства нельзя механически переносить из сферы экономики в политическую сферу, поскольку для последней этот стимул не характерен"4. У правила "невидимой руки" А. Смита нет политического аналога.

Общественный трансформационный процесс является сложной системой обмена между индивидами, в которой они коллективно стремятся к достижению своих частных целей, поскольку не могут реализовать их путем рыночного обмена. Но если на рынке люди обменивают один товар на другой, то в политике они соглашаются платить налоги в обмен на общие блага: безопасность, правосудие, уборку городских улиц и т. д.

В основе общественного согласия при проведении реформационных преобразований жилищно-коммунального хозяйства лежит стратегическое сочетание интересов, которое означает, что субъекты реформирования нашли компромисс не между краткосрочными целями своей частной деятельности, а между перспективными целями преобразования этой сферы и комплексом стратегий и инструментов, привлекаемых к данному преобразованию. В таком случае они готовы оплатить неизбежные расходы на реформирование и согласны с предложенным способом распределения этих расходов.

К сожалению, ни одна из задекларированных властью реформ в социальной экономике не начиналась с публичного обсуждения простой и понятной всем заинтересованным лицам совокупности вопросов, поставленных инициаторами преобразований, а именно:

- соотношения между ресурсами и конечными результатами обсуждаемого реформирования (с учетом фактора времени и его влияния на оценку ресурсов и результатов);

- стоимости расходов на реформирование и способа их отнесения на доходы субъектов этого процесса - государственной и региональной власти, местных сообществ, потребителей соответствующих социальных благ, сторонних инвесторов и др.;

- конкретного социально-экономического эффекта, на который может рассчитывать каждый субъект реформирования.

Если инициаторы реформ заботятся о достижении собственного согласия по проблеме реформирования и развития ЖКХ, то они реализуют следующий алгоритм его формирования (см. рис. 2).

Рис. 2. Алгоритм формирования общественного согласия по проблеме реформирования и развития ЖКХ Следовательно, критериями эффективности преобразования общественного согласия являются:

- для социальной ветви систем - общественное согласие по вопросам соотношения ресурсов и результатов реформирования; оценки расходов реформирования, установления способов отнесения этих расходов на доходы участников процесса; оценки социально-экономического эффекта, на достижение которого может рассчитывать каждый из субъектов реформирования;

- для экономической ветви системы - инвестиционная привлекательность проекта, в основе которой лежит рыночная оценка имеющихся элементов функционирующего капитала, ресурсов и инфраструктуры, а также оценка рисков инвестирования; рациональное распределение ресурсов, результатов и ответственности за реформирование между государственным, региональным и местным уровнями организации системы Украины.

3. Адекватность между ресурсами и инструментами реформирования. Этот принцип означает, что природа, масштабы и структура ресурсов реформирования и развития ЖКХ четко корреспондируют с соответствующими параметрами применяемых для реформирования инструментов.

Если частные ресурсы реформирования и развития ЖКХ распределены в обществе крайне неравномерно, а кризисное состояние сферы в значительной степени обусловлено недостаточным (дефицитным) инвестированием ее функционирования и развития прежним собственником ее активов, то попытка модернизировать инфраструктуру, технологии и человеческий фактор ЖКХ путем неоднократного повышения тарифов и фактического роста инвестиционной задолженности потребителям услуг жизнеобеспечения приведет лишь к возникновению неадекватности между ресурсами и инструментами реформирования, а также к увеличению инвестиционного барьера.

Соответственно, возврат сфере ЖКХ с целью модернизации ее инфраструктуры накопленной в течение десятилетий инвестиционной задолженности предполагает широкое привлечение элементов капитала и средств государственного бюджета (в рамках существующей бюджетной системы это может быть лишь государственный уровень), а также средств целевых внебюджетных фондов, находящихся под контролем государства. Однако существенным препятствием на этом пути выступает неразвитость системы внебюджетных целевых фондов. Расширение финансовых возможностей государства привело к образованию масштабного резервного фонда, причем правительство больше заботилось о сохранении его средств, чем об их эффективном использовании в разных инвестиционных процессах.

Такой сложный, длительный и затратный процесс, как реформирование и развитие ЖКХ, требует создания и институционализации специального внебюджетного фонда реформирования национальной системы услуг жизнеобеспечения. Если проблемы и потребности данного процесса сконцентрированы на уровне регионов и местных сообществ, то именно туда должны быть переданы инструменты формирования бюджетных, внебюджетных и частных финансово-инвестиционных ресурсов, достаточных для покрытия указанных потребностей.

4. Реинтеграция искусственно отчужденных друг от друга элементов единой системы ЖКХ. Это означает необходимость решения в процессе реформирования совокупности интеграционных задач:

а) воспроизводства на рыночной основе того системного качества, которого требуют процессы воспроизводства социализированного и частного капитала, функционирующего в сфере ЖКХ. Инфраструктура, технологии и человеческий фактор этой сферы длительное время ощущают дефицит инвестиций и воспроизводятся в суженном масштабе, а также утрачивают необходимые связи между собой. Происходит естественная дезинтеграция элементов, принимающих участие в хозяйственном процессе ЖКХ, а вместе с ней и утрата качественной определенности как частного, так и социализированного капитала - их элементы не возмещаются по стоимости, не обновляются, не дают нормальной прибыли. Образно говоря, капитал сферы ЖКХ "теряет свое лицо" и становится маргинальным;

б) обеспечения эффективного рыночного взаимодействия между сервисными организациями и потребителями жилищно-коммунальных услуг через маркетинговые, финансово-инвестиционные, управленческие, консультационные и функциональные организации. Отсутствие указанных посредников не позволяет сервисным предприятиям обеспечивать эффективное рыночное предложение, а потребителям - аналогичный рыночный спрос и осуществлять полноценный потребительский выбор;

в) интеграции элементов инфраструктуры в хозяйственный процесс сферы ЖКХ. Начатое реформирование этой сферы оставило ее инфраструктуру фактически бесхозной. Формально она находится на балансе местной власти, однако реально ее воспроизводственный процесс не контролируется и не инвестируется практически в течение полутора десятилетий. И такая ситуация имеет место не только в сфере ЖКХ.

5. Расширенное воспроизводство социализированного капитала ЖКХ на основе новых, высоких, технологий. Реформирование нельзя сводить к простому восстановлению разрушенного в ходе многолетних экспериментов жилищно-коммунального хозяйства, которым оно было в индустриальную эпоху. Современная Украина требует качественно новой технологической базы воспроизводства социализированного капитала этой сферы.

Создание такой базы выдвигает главную проблему реформирования и развития сферы ЖКХ. Переход экономики Украины в фазу постиндустриального развития путем разрушения сформированного индустриального комплекса невозможен, поскольку в результате такого разрушения будет получена не постиндустриальная, а архаическая экономическая система.

Ключ к решению указанной проблемы лежит в сфере формирования государственно-частных партнерств (ГЧП), владеющих потенциалом интеграции частного капитала вокруг мощных и привлекательных в конкурентном и финансово-инвестиционном отношениях государственных корпоративных структур.

ГЧП позволяют решить несколько взаимосвязанных задач:

- распределить во времени погашение инвестиционной задолженности государства перед ЖКХ и другими сферами социальной экономики;

- снять инвестиционный барьер для участия средств частных лиц в модернизации и реформировании социальной экономики;

- сформировать режим согласования интересов участников инвестиционного процесса;

- обеспечить социальную ответственность государства за ранее принадлежавшие ему элементы инфраструктуры социальной экономики.

6. Преодоление асимметрии между экономической и социальной эффективностью сферы ЖКХ. Неправомерна односторонняя оценка эффективности любой сферы социальной экономики при абстрагировании от социального или экономического эффекта, который в ней обеспечивается. Указанные формы эффекта объединены между собой, поэтому их разграничение довольно условно: формами экономического эффекта в сфере ЖКХ являются полученный доход, снижение трансформационных и трансакционных расходов, проведенная модернизация инфраструктуры и технологий, увеличенная отдача инвестиций и др.; формами социального эффекта в этой сфере выступают прирост оплаты труда, повышение качества услуг жизнеобеспечения, а также квалификации имеющейся рабочей силы, развитие элементов человеческого капитала и т. д.

Если игнорирование экономического эффекта было характерно для ЖКХ советского периода, то игнорирование социального эффекта (другая крайность) -для этапа либеральных рыночных преобразований. Отрицательные последствия этих крайностей хорошо известны. Это асимметрия, то есть существенное и устойчивое несоответствие между получением экономического и социального эффектов, что, как известно, приводит к функциональным и структурным нарушениям в хозяйственном процессе. Специфика социальной экономики заключается в том, что в ней такие нарушения как бы приумножаются на основе эффекта "отрицательной синергии", когда комбинирование и сочетание социальных и экономических дисфункций со структурной дезорганизацией приводят к быстрому увеличению убытков субъектов социальной экономики.

Рис 3. Принципы корректировки основ реформирования и развития ЖКХ

Трансформационное влияние вновь сформированного сегмента на традиционный сегмент рынка ЖКХ. Этот принцип указывает на главное направление преобразования сферы ЖКХ - накопление в ней элементов нового качества, способных осуществлять трансформационное воздействие на прежние структурные элементы. Взаимодействие старых и новых элементов при этом происходит на основе хорошо известного типа отношений: базис - надстройка. Благодаря способности финансовой надстройки аккумулировать и направлять на нужные для нее цели масштабные инвестиционные потоки внутри индустриального базиса стал интенсивно развиваться сектор высоких технологий, а производство вещных продуктов стало последовательно вытесняться созданием услуг. Схематически принципы корректировки курса реформирования и развития ЖКХ изображены на рисунке 3.

Аналогичные преобразования во взаимодействии "старого" базиса и "новой" надстройки назревают и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Огромное по масштабам, физически изношенное и морально устаревшее "наследие" советского периода в ЖКХ может быть преобразовано не путем разрушения имеющегося базиса, а через трансформационное воздействие на него рынков новых услуг, элементов инфраструктуры и функционирующего капитала нового качества.

Таким образом, научная ценность обоснованной социально-интеграционной парадигмы заключается в том, что она может быть положена в основу необходимой корректировки процесса реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства современной Украины, а также использована с целью обновления государственной социально-экономической политики.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011