|
Регулирование бюджета
Регулирование бюджета
13 СОДЕРЖАНИЕ 1. Экономическое содержание и функции бюджета государства 2. Аналитическая часть. Вариант 6 3. Практическая часть. Вариант 2 Список используемой литературы Приложения 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику через огосударствление, когда государство регулирует рыночные отношения путем участия в процессе производства, и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма. Если прямое воздействие на экономику реализуется путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве одного из ее субъектов, то косвенное регулирование означает, что государство помогает рыночной экономике решать макроэкономические проблемы, осторожно и опосредованно влияя на рыночный механизм. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты. Основу финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней. Государственный бюджет - это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов - с другой. Роспись государственных доходов и расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном порядке. Смысловым содержанием бюджета являются налоги и займы. Именно они определяют состояние бюджета, от них зависит объем доходов государства, концентрируемый в бюджете. Налоги и займы, в свою очередь, предопределены законами воспроизводства, т.е. размеры налоговых поступлений и займов зависят от качественных и количественных параметров совокупного дохода общества. Бюджет - это во многом искусство, искусство вести учет финансового хозяйства и контролировать рациональность расходования государственных ресурсов. Без доходных источников нет бюджета, тогда как потребности в самих этих источниках существуют всегда. Данные потребности удовлетворяются через налоги, а при их недостаточности - через займы. Поэтому государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. Таким образом, все экономические проблемы в бюджете предопределены проблемами доходных источников, т.е. состоянием налоговых и кредитных отношений, которые зависят от производства и обмена и имеют объективную экономическую природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессы бюджета связаны с кризисом производства и обращения, во-вторых, важнейшим вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений как единого системного комплекса. В государственном бюджете органически увязаны все основные финансовые операции доходов и расходов. Внешне самостоятельные, в бюджете они получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике. С чего начинается формирование бюджета - с доходов или расходов? Классик политической экономии английский экономист А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства» (1776) указывал, что формирование бюджета должно начинаться с определения расходов государства. К таковым он относил расходы на оборону, расходы на отправление правосудия и расходы на общественные работы и общественные учреждения. Последние предполагали содействие торговле общества, расходы на учреждения для образования юношества и расходы на учреждения для образования людей всех возрастов. К расходам государства А. Смит относил также и затраты на поддержание достоинств государя, размеры которых колеблются в зависимости от периодов развития и форм управления (двор короля обходится дороже, чем резиденция бургомистра). Государственные расходы, по мнению А. Смита, имеют две особенности. Во-первых, допустимы только те расходы государства, которые отвечают интересам общества. Это делает государство «дешевым», экономически необременительным для населения. Во-вторых, как театр начинается с вешалки, так и государственный бюджет - с расходов. Для формирования бюджета государство должно сначала определить требуемые расходы и только потом, какими доходами оно может их покрыть. Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают доходы, налицо бюджетный дефицит. Доходная часть государственного бюджета образуется в основном за счет налогов и займов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по государственному долгу. Исторически структура государственных расходов определялась потребностями в конкретных условиях. Так, Первая и Вторая мировые войны вызвали увеличение военных расходов. В дальнейшем на рост государственных расходов оказывали большое влияние экономические и социальные факторы. В развитых странах они являлись главной причиной роста государственных расходов. В настоящее время доля государственных расходов в ВНП в США составляет 36%, Японии - 33, Германии - 46, Англии - 43, Франции и Италии - 50, Канаде - 44, Швеции - 60%. Структура государственных расходов развитых стран в современных условиях изменилась в пользу социальных программ. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28%, социальные - 47,3, хозяйственные - 6,7, выплаты процентов по государственному долгу - 13,7%. В других странах смешанной экономики социальная сфера поглощает свыше 50% бюджетных расходов. Что касается расходов на финансирование хозяйства, то в развитых странах имеются существенные различия, связанные с масштабом государственного сектора. Например, в европейских странах, где удельный вес государственного сектора до недавнего времени был велик, большая часть государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных предприятий, а прямые государственные капиталовложения составляли 10-20% всех инвестиций. Приватизация национализированных предприятий сократила государственные вложения в хозяйство, особенно за счет уменьшения субсидий частному сектору. Бюджетная система выполняет три функции: 1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет, например, в США 6-7% доходов государственного бюджета); 2) функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики; 3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода. Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования. Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств). Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки: а) ограничивала размах экономических операций, время их проведения (крупномасштабные и долговременные операции); б) снижала эффективность экономических операций, так как налоговые льготы предприятиям зачастую уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями; в) снижала и без того малую эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической обстановки; г) сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а уменьшение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики. Кейнсианский рецепт использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами, помимо финансовых, функции по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону дела. Причем последней отдается предпочтение. Главное - сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита. И хотя дефицит бюджета рассматривается как негативное явление, но не настолько, чтобы проводить финансовое оздоровление экономики в ущерб экономическому, особенно в фазах кризиса и депрессии. Согласно концепции «функциональных финансов» решить проблему дефицита бюджета в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике государства. Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения» (80-90-е годы) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах. Бюджетная классификация -- это обязательная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам. Бюджетная классификация используется при планировании и исполнении бюджетов, ведении учета и составлении отчетности. На основе бюджетной классификации обеспечивается: единообразие составления проектов бюджетов всех уровней, сопоставимость показателей, учет и контроль за поступлением доходов и расходованием средств согласно утвержденным показателям (бюджетным назначениям). Для обработки данных бюджетной классификации средствами вычислительной техники установлена система кодирования показателей. Главным группировочным признаком доходов являются источники формирования каждого из них, а у расходов - направления финансов на выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом: - Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. - Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства. - Доходы бюджета представляют собой финансовые каналы аккумуляции в бюджетной системе страны значительной части денежных поступлений, выражающих экономические отношения между государством (органами власти), с одной стороны, и юридическими лицами и гражданами, с другой. - Экономическое содержание доходов бюджета определяется объектами денежных отношений, являющихся источниками формирования доходной базы бюджетной системы: валовой внутренний продукт, части которого в форме прибыли и заработной платы выступают источником безвозмездного формирования (посредством налогового механизма) бюджетных доходов; национальное богатство, часть которого служит источником безвозмездного формирования бюджетных доходов посредством механизмов приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, реализации золотовалютных резервов; временно свободные денежные средства предприятий, и сбережения населения, привлекаемые государством на возмездной основе и в кредитной форме (посредством продажи на финансовом рынке облигаций, других ценных бумаг, получения кредита, под залог государственного пакета акций крупных предприятий для пополнения бюджетных доходов), иностранный финансовый капитал, привлекаемый государством на возмездной основе в кредитной форме (посредством получения займов от отдельных государств, либо международных финансово-кредитных учреждений для пополнения бюджетных доходов). - Экономическая сущность бюджетных расходов по их общественному назначению отражает состав выполняемых государством функций. В зависимости от роли в процессе общественного воспроизводства бюджетные расходы подразделяются на текущие (связаны с обеспечением функционирования) и капитальные (финансовые вложения в основной капитал и прирост материальных оборотных средств). 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ВАРИАНТ 6. |
Статьи расходов бюджета | 2000 г. | 2001 г. | | | млрд. руб. | уд. вес, % | млрд. руб. | уд. вес, % | темп прироста | | | | в расходах | в ВВП | | в расходах | в ВВП | номинал. | реальн. | | Государственное управление | 34 | | | 47 | | | | | | Судебная власть | 8 | | | 11 | | | | | | Международная деятельность | 32 | | | 37 | | | | | | Расходы бюджета | 1992 | 100 | | 1672 | 100 | | | | | ВВП | 4000 | * | 100 | 5350 | * | 100 | | | | Инфляция, % | 18 | * | * | 12 | * | * | * | * | | |
|
Статьи расходов бюджета | 2002 г. | | | млрд. руб. | уд. вес, % | темп прироста | | | | в расходах | в ВВП | номинал. | реальн. | | Государственное управление | 52 | | | | | | Судебная власть | 18 | | | | | | Международная деятельность | 39 | | | | | | Расходы бюджета | 2112 | 100 | | | | | ВВП | 7750 | * | 100 | | | | Инфляция, % | 12 | * | * | * | * | | |
|
Статьи расходов бюджета | 2003 г. | | | млрд. руб. | уд. вес, % | темп прироста | | | | в расходах | в ВВП | номинал. | реальн. | | Государственное управление | 67 | | | | | | Судебная власть | 22 | | | | | | Международная деятельность | 42 | | | | | | Расходы бюджета | 2722 | 100 | | | | | ВВП | 10950 | * | 100 | | | | Инфляция, % | 11 | * | * | * | * | | |
1. По данным таблицы 1 рассчитать показатели: - структуру расходов бюджета; - удельный вес каждого из направлений расходов и общих расходов относительно ВВП; - номинальные темпы прироста расходов бюджета и ВВП; По результатам расчетов заполнить таблицу 1. 2. Провести сравнительный анализ рассчитанных показателей и их динамики за 2000-2003 гг., оценить изменение расходов бюджета относительно ВВП. 3. Сформулировать выводы об уровне развития национальной хозяйственной системы, изменениях государственного финансирования указанных направлений и о перспективах бюджетного финансирования. При любой оценке обосновать свою позицию. Решение: 1. Рассчитаем структуру расходов бюджета, данные занесем в табл. 1. Таблица 1. Структура расходов бюджета 2000 - 2003 гг. |
Статьи расходов бюджета | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | | | млрд. руб. | уд. вес в расходах | млрд. руб. | уд. вес в расходах | млрд. руб. | уд. вес в расходах | млрд. руб. | уд. вес в расходах | | Государственное управление | 34 | 1,7 | 47 | 2,81 | 52 | 2,46 | 67 | 2,46 | | Судебная власть | 8 | 0,4 | 11 | 0,65 | 18 | 0,85 | 22 | 0,8 | | Международная деятельность | 32 | 1,6 | 37 | 2,21 | 39 | 1,84 | 42 | 1,54 | | Расходы бюджета | 1992 | 100 | 1672 | 100 | 2112 | 100 | 2722 | 100 | | ВВП | 4000 | * | 5350 | * | 7750 | * | 10950 | * | | Инфляция, % | 18 | * | 12 | * | 12 | * | 11 | * | | |
Для более наглядного представления об изменении структуры расходов, на основании расчетных данных таблицы 1, построим диаграмму: - как видно из расчетов, все показатели (в количественном выражении) выросли, вместе с тем наблюдается и абсолютный прирост расходов бюджета в общей сумме расходов по сравнению с 2000 г.: удельный вес расходов на государственное управление вырос с 1,7 до 2,46 пунктов; расходы на судебную власть - с 0,4 до 0,8 %, расходы на международную деятельность незначительно уменьшились - с 1,6 до 1,54%. - если проанализировать динамику изменения удельных долей расходов бюджета по годам, то стоит отметить резкий рост всех исследуемых видов расходов в 2001 г., а затем их последующее снижение. 2. Рассчитаем удельный вес каждого направления расходов и общих расходов относительно ВВП, данные занесем в табл. 2. Таблица 2. Структура расходов бюджета в ВВП за 2000 - 2003 гг. |
Статьи расходов бюджета | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | | | млрд. руб. | уд. вес в ВВП | млрд. руб. | уд. вес в ВВП | млрд. руб. | уд. вес в ВВП | млрд. руб. | уд. вес в ВВП | | Государственное управление | 34 | 0,85 | 47 | 0,87 | 52 | 0,67 | 67 | 0,61 | | Судебная власть | 8 | 0,2 | 11 | 0,2 | 18 | 0,23 | 22 | 0,2 | | Международная деятельность | 32 | 0,8 | 37 | 0,69 | 39 | 0,5 | 42 | 0,38 | | Расходы бюджета | 1992 | 49,8 | 1672 | 31,25 | 2112 | 27,25 | 2722 | 24,85 | | ВВП | 4000 | 100 | 5350 | 100 | 7750 | 100 | 10950 | 100 | | Инфляция, % | 18 | * | 12 | * | 12 | * | 11 | * | | |
Для более наглядного представления об изменении структуры расходов, на основании расчетных данных таблицы 2, построим диаграмму: - как видно из расчетов, все анализируемые расходы бюджета, невзирая на их количественное увеличение, имеют тенденцию к снижению в общем объеме ВВП, только удельный вес расходов на судебную власть статичен. - удельный вес общих расходов бюджета в ВВП достаточно резко уменьшается, доля общих расходов с 2000 г. к 2003 г. уменьшилась в 2 раза - с 49,8% до 24,85%. - несомненно, тенденция к снижению расходов бюджета (особенно расходов на содержание государственного аппарата) с одновременным увеличением расходов на социальные нужды, инвестирование и т.д., заслуживает самых положительных оценок. 3. Рассчитаем номинальные и реальные темпы прироста расходов бюджета и ВВП. Номинальные - в текущих ценах каждого года, данные представим в табл. 3. Реальные - скорректированные с учетом уровня цен (инфляции), т.е. данные каждого года разделим на соответствующий индекс цен (табл. 4). Темп прироста рассчитаем как разницу между соответствующим темпом роста и 100%, а темп роста рассчитаем по формуле Тр=(yi/yi-1)*100%; - при расчете данных для 2002 и 2003 гг. уровень инфляции будет считаться как сумма предыдущих уровней к уровню цен 2000 г. Таблица 3. Номинальные темпы прироста в 2000 - 2003 гг. |
Статьи расходов бюджета | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | | | млрд. руб. | млрд. руб. | номин. Т.Пр. | млрд. руб. | номин. Т.Пр. | млрд. руб. | номин. Т.Пр. | | Государственное управление | 34 | 47 | +38% | 52 | +10% | 67 | +28% | | Судебная власть | 8 | 11 | +37% | 18 | +63% | 22 | +22% | | Международная деятельность | 32 | 37 | +15% | 39 | +5% | 42 | +7% | | Расходы бюджета | 1992 | 1672 | -17% | 2112 | +26% | 2722 | +28% | | ВВП | 4000 | 5350 | +33% | 7750 | +44% | 10950 | 41% | | Инфляция, % | 18 | 12 | * | 12 | * | 11 | * | | |
Таблица 4. Реальные темпы прироста в 2000 - 2003 гг. |
Статьи расходов бюджета | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | | | млрд. руб. | млрд. руб. | номин. Т.Пр. | млрд. руб. | номин. Т.Пр. | млрд. руб. | номин. Т.Пр. | | Государственное управление | 34 | 41,96 | +23,41% | 41,93 | -0,08% | 49,62 | +18,34% | | Судебная власть | 8 | 9,82 | +22,75% | 14,51 | +47,75% | 16,29 | +12,26% | | Международная деятельность | 32 | 33,03 | +3,21% | 31,45 | -4,79% | 31,11 | -1,09% | | Расходы бюджета | 1992 | 1492,85 | -25,06% | 1703,22 | +14,09% | 2016,29 | +18,38% | | ВВП | 4000 | 4776,78 | +19,41% | 6250 | +30,84% | 8111,11 | +29,77% | | Инфляция, % | 18 | 12 | * | 12 | * | 11 | * | | |
- Полученные данные представим в виде диаграммы: - данные в сопоставимых ценах показывают, что в среднем темп прироста ВВП составляет 26,67% за год ((19,41+30,84+29,77)/3), т.е. в 2004 г. можно ожидать, что ВВП составит 13870,36 млрд. руб.; - данные в сопоставимых ценах показывают, что в среднем темп прироста расходов бюджета составляет 19,17% за год ((25,06+14,09+18,38)/3), т.е. в 2004 г. можно ожидать, что расходы бюджета составят 3243,8 млрд. руб.; - общие расходы бюджета сохранят тенденцию к уменьшению своего удельного веса в общем объеме ВВП; - также наблюдается тенденция к уменьшению и стабилизации уровня инфляции, что говорит о повышении эффективности бюджетной политики государства; - больший темп прироста ВВП с одновременным замедлением прироста расходов говорит о повышении благосостояния, стабилизации политической и экономической ситуации в стране и повышении уровня развития национальной хозяйственной системы. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бюджетная система России: Учебник для вузов \ Под. ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-540с. 2. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система Росссии: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.-248с. 3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Норма, . 2005. с. 672: ил.-(Классический университетский учебник).
|
|