БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии региона

Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии региона

CАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

И ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

Выпускная квалификационная работа

на тему: Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии территории

Выполнил ___________

Студент группы _______________

Руководитель:

Звание, должность ______________

ФИО (полностью)_______________

Работа защищена

с оценкой __________

«_____» ________ 2010

Санкт-Петербург

2010

Список сокращений

РХ - республика Хакасия

МО - муниципальные образования

Оглавление

список сокращений

Введение

Глава I. Основы формирования бюджета в разрезе местного самоуправления

1. Понятие и структура бюджета муниципальных образований

2. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

Глава II. Анализ социально-экономического развития Республики Хакасия

1. Республика Хакасия: историческая справка и административно-территориальное устройство

2. Социально-экономическое развитие местного самоуправления республики Хакасия

2.1 Экономическая основа местного самоуправления

2.2 Муниципальная собственность и муниципальный бюджет

2.3 Бюджетный процесс в муниципальных образованиях

3. Анализ доходной части бюджета муниципального образования Республики Хакасия за период 2007-2009гг

4. Анализ расходной части бюджета муниципального образования Республики Хакасия за период 2007-2009гг.

5. Выводы по результатам анализа социально-экономического развития Республики Хакасия

Глава III. Предложения по совершенствованию социально-экономических отношений местного самоуправления Республики Хакасия

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Современное развитие России, несмотря на негативное воздействие мирового финансово-экономического кризиса, проявляется в переходе от стратегии адаптации и выживания к стратегиям устойчивого роста, в рамках которого происходит селекция инструментов реформирования местного самоуправления. Современный этап экономического развития России характеризуется усиливающейся тенденцией регионализации и переносом на местный уровень центра тяжести практического решения проблем реформирования социальной сферы. От того, насколько успешно будет проходить процесс реформирования и развития российских регионов, во многом предопределят возможности развития страны в целом.

Возрастающая роль местного самоуправления выявила несостоятельность унифицированного подхода, ориентированного преимущественно на руководство социально-экономическими процессами из федерального центра. Экономические основания современного управления развитием муниципальных образований в концептуальном их понимании состоят в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на деятельность субъектов хозяйствования, расположенных в их границах, в целях формирования социально-экономических основ функционирования.

Вышесказанное в пользу актуальности проблематики, обусловившей избрание темы дипломной работы, подтверждает её значимость и стратегическую направленность.

Предметом исследования в данной дипломной работе являются общественные отношения, связанные с определением социально-экономических основ местного самоуправления.

Объект исследования - местный бюджет республики Хакасия и его роль в социально-экономическом развитии региона.

Цель данной дипломной работы состоит в рассмотрении экономических основ местного самоуправления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основы местного самоуправления в разрезе экономики: понятие экономической основы самоуправления; структуру бюджетов муниципальных образований; выравнивание уровня бюджетной обеспеченности;

- проанализировать социально-экономические основы самоуправления РХ, рассмотрев такие параметры, как: административно-территориальное устройство; социально-экономическое развитие местного самоуправления; бюджетный процесс в МО;

- проанализировать доходную и расходную части бюджета МО Республики Хакасия за период 2007-2009гг.

В заключении работы представлены предложения по совершенствованию социально-экономических отношений местного самоуправления республики Хакасия.

При проведении данного анализа были использованы следующие приемы и методы: горизонтальный и вертикальный анализ; анализ коэффициентов (относительных показателей); сравнительный анализ.

Практическая значимость работы заключается в анализе динамики, состояния и эффективности управления бюджетом местного самоуправления республики Хакасия, рассмотрении роли бюджета в развитии региона, с целью совершенствования социально-экономических отношений местного самоуправления республики Хакасия.

При проведении данного прикладного исследования появилась возможность дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию социально-экономических отношений самоуправления республики Хакасия.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, таких, как Автономов А.С., Баранчиков В.А., Бондарь Н.С., Цицин П.Г., а также законодательные, статистические и информационные материалы официальных источников.

Глава I. Основы формирования бюджета в разрезе местного самоуправления

1. Понятие и структура бюджета муниципального образования

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. С разделением муниципальных образований на поселения, муниципальные районы и городские округа бюджетная система РФ становится четырехуровневой. При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в его состав, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно. Основные требования к финансовым ресурсам местного самоуправления сформулированы в Европейской хартии местного самоуправления Европейская хартия о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. следующим образом Европейская хартия о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. N 36. Ст. 4466. :

- достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям; свобода распоряжения этими средствами при осуществлении собственных функций;

- поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;

- защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;

- предоставление субсидий не должно идти в ущерб свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции.

Одним из звеньев муниципальных финансов являются средства хозяйственных обществ. К ним относятся:

-
финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;

- финансовые ресурсы немуниципальных предприятий и других хозяйственных обществ, используемые ими для финансирования строительства и содержания социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов на территории муниципального образования.

Многие предприятия для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения, объекты для отдыха. Нередко в общем объеме муниципальных финансов средства предприятий, направляемые на социальное развитие, занимают значительный удельный вес.

Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения. Важнейшей из них является гарантия их финансовой самостоятельности, включая собственные источники доходов, самостоятельное формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.

Самостоятельность формирования местных бюджетов означает, что рассмотрение проекта бюджета, его утверждение, контроль исполнения и утверждение отчета о его исполнении осуществляет представительный орган муниципального образования. К ведению исполнительных органов относятся составление проекта соответствующего бюджета, его исполнение и распоряжение его средствами.

К полномочиям контрольного органа муниципального образования относится контроль использования выделенных бюджетных ассигнований. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается наличием у муниципальных образований собственных источников доходов и их правом определять направления расходования средств.

В соответствии с законодательством в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения
, осуществления органами самоуправления отдельных федеральных полномочий и полномочий субъектов РФ.

При недостатке собственных финансовых средств муниципальные образования вправе привлекать заемные средства. От имени местного сообщества они имеют право прибегать к заимствованиям только тогда, когда иное финансирование расходов недоступно или экономически нецелесообразно.

Заемные финансовые ресурсы могут привлекаться путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования и кредитов в порядке, установленном представительным органом.

Право осуществления заимствований от имени муниципального образования и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит главе муниципального образования, если уставом не предусмотрено иное.

Доходы и расходы местных бюджетов формируются по статьям единой бюджетной классификации, установленной Федеральным законом «О бюджетной классификации в РФ» с использованием единой методологии и нормативной базы. Федеральный закон от 15 августа 1996г. «О бюджетной классификации Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. №34. Ст. 4030.

Законодательство разделяет доходы местных бюджетов на собственные и полученные в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий.

Однако следует отметить, что, несмотря на декларированную российским законодательством бюджетную самостоятельность органов местного самоуправления, уровень их собственных доходов очень низок. В результате органы местного самоуправления большинства муниципальных образований не в состоянии обеспечить жизнедеятельность населения, прогнозировать и планировать социально-экономическое развитие территорий.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления в формах, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

В муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта РФ.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на выполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а в случаях, установленных названными законами, - еще и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

Расходы местных бюджетов делятся на текущие и капитальные. К первым относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также прочие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Расходная часть местных бюджетов включает:

- расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектов РФ;

- расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

- расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;

- ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска;

- иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

В расходной части муниципального бюджета предусматривается создание резервных фондов. Их средства расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в текущем финансовом году. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления.

В местных бюджетах в качестве составной части могут быть предусмотрены сметы расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

Доходы и расходы местных бюджетов должны быть сбалансированы, однако большинство муниципальных образований вынуждено принимать бюджеты с дефицитом. Бюджетный кодекс РФ устанавливает пределы возможного дефицита местного бюджета при его утверждении. При этом должны быть указаны источники покрытия дефицита.

Под доходами местных бюджетов понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов местного самоуправления.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

-
средства самообложения граждан;

- доходы от местных налогов и сборов;

- доходы от региональных налогов и сборов;

- доходы от федеральных налогов и сборов;

-
безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, другие безвозмездные перечисления;

-
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

-
часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

-
штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

-
добровольные пожертвования;

-
иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов РФ. Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в порядке наделения. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Под средствами самообложения граждан средствами понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования указанных разовых платежей решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов. Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах. НК РФ в число местных налогов и сборов включает земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Доходы местных бюджетов от федеральных, региональных налогов и сборов. В местные бюджеты зачисляется часть доходов федеральных, региональных бюджетов по законодательно установленным налоговым ставкам или нормативам отчислений. Ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы как стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения.

В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от федеральных, региональных налогов, сборов, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов.

2
. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

В
ыравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта РФ регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений.

Региональный фонд финансовой поддержки поселений образуется, дотации из него предоставляются в целях выравнивания бюджетной обеспеченности исходя из численности жителей поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Размеры дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений определяются в расчете на одного жителя городского, сельского поселения. Дотации могут быть полностью/частично заменены нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленными для бюджетов поселений.

Распределение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений, утверждаются законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год.

В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями субъекта РФ по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений предоставляются из бюджета муниципального района за счет субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта РФ, и (или) путем установления представительным органом муниципального района для поселений, входящих в состав данного муниципального района, дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

Районные фонды финансовой поддержки поселений образуются, дотации из них предоставляются также исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Дотации из районных фондов финансовой поддержки поселений распределяются между поселениями, которые входят в состав соответствующего муниципального района и уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений, определенный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам поселений. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.

В случае, если уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения до выравнивания уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раза превышал средний уровень по данному субъекту Федерации, законом субъекта об его бюджете на очередной год предусмотрены:

- перечисление субвенций из бюджета данного поселения в региональный фонд финансовой поддержки поселений;

- при невыполнении муниципальным образованием требований указанного закона о перечислении субвенций централизация части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижение для данного поселения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов до уровня, обеспечивающего поступление средств в региональный фонд финансовой поддержки поселений в размере указанных субвенций.

Размер субвенции для отдельного поселения не может превышать 50% разницы между общими доходами бюджета поселения, учтенными при расчете уровня бюджетной обеспеченности поселения в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту Федерации уровнем бюджетной обеспеченности поселений.

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) образуются, и дотации из них предоставляются в целях выравнивания исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), финансовых возможностей органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Дотации из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) распределяются исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов, а также исходя из численности жителей муниципальных районов (городских округов).

Дотации из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) распределяются между муниципальными районами (городскими округами) субъекта РФ, в которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности бюджета муниципального района (бюджета городского округа) не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), определенный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов). Распределение дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) утверждается законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год.
Дотации могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в бюджеты муниципальных районов.

Распределение дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в бюджеты муниципальных районов (городских округов) утверждаются законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год.

В случае, если уровень бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) до выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раза превышал средний уровень по данному субъекту РФ, законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год могут быть предусмотрены:

- перечисление субвенций из бюджета данного муниципального района (городского округа) в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

- при невыполнении муниципальным образованием требований указанного закона о перечислении субвенций централизация части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижение для данного муниципального района (городского округа) нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов до уровня, обеспечивающего поступление средств в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в размере указанных субвенций.

Размер субвенции для отдельного муниципального района (городского округа) не может превышать 50% разницы между общими доходами бюджета муниципального района (городского округа), учтенными при расчете уровня бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту РФ уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

В целях предоставления местным бюджетам субсидий (субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов) для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта РФ может быть образован фонд муниципального развития. Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, осуществляется в порядке, установленном законами субъектов РФ в соответствии с требованиями БК РФ.

В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта РФ может быть образован фонд софинансирования расходов.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, законами субъекта РФ, бюджетам муниципальных образований может быть предоставлена иная финансовая помощь из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в фонд муниципального развития и фонд софинансирования социальных расходов могут зачисляться субсидии из федерального бюджета.

Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о бюджете субъекта на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта РФ регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет:

-
субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами;

- иных доходов бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий, переданных им законами субъектов РФ.

Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им государственные полномочия, пропорционально численности населения или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг, и утверждаются законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Субвенции, предоставляемые из федерального фонда компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, распределяются между всеми субъектами Федерации пропорционально численности населения или потребителей соответствующих бюджетных услуг субъекта РФ с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг, и утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год по каждому субъекту РФ и виду субвенции.

Муниципальные заимствования. Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов, иных нормативных правовых актов органов власти.

Исполнение местного бюджета, его кассовое обслуживание производится в соответствии с БК РФ. Территориальные органы исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому мун
иципальном образованию и предоставляют информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в порядке, установленном Правительством РФ.

Резюмируя содержание вышеприведенных определений бюджетного процесса, следует заключить, что его внутренняя структура определяется с учетом наличия различных комбинаций участников бюджетного процесса.

Бюджет - центральное звено финансово-кредитной системы, охватывающее более половины валового внутреннего продукта. Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования. Один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения региона.

Анализ определений бюджетного процесса позволяет сформировать ряд общих моментов. Во-первых, это относится к констатации факта, что бюджетный процесс, как совокупность экономических отношений и процедур полностью регламентируется нормами права. Не допускается саморегуляция бюджетного процесса, использование других норм институционального поведения, а также заключения индивидуальных соглашений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Во-вторых, в определениях бюджетного процесса указывается одинаковый перечень его стадий: составление, рассмотрение бюджетов, их утверждение, исполнение. Такая структура бюджетного процесса позволяет говорить о его воспроизводственной замкнутости и непрерывности. Подобно циклу воспроизводства, состоящего из производства, распределения, обмена и потребления бюджетный процесс также должен обладать всеми признаками целостности и пропорциональности.

На основе приведенных теоретических исследований, проанализируем финансово-экономические отношения на примере местного самоуправления республики Хакасия.

Глава II. Социально-экономические аспекты местного самоуправления республики Хакасия

1. Республика Хакасия: историческая справка и административно-территориальное устройство

Республика Хакасия расположена в центральности части Азиатского континента, в Алтае-Саянском регионе, где река Енисей вырывается на просторы Хакасско-Минусинской котловины. На сравнительно небольшой территории - 61,9 тыс. кв.м. сосредоточены уникальные природные ландшафты: от полупустынь до высокогорья альпийских лугов и тундр. Хакасия едва не единственный регион в Сибири, где ландшафты сформированы археологическими памятниками. Если степные пейзажи дополнены могильными курганами и менгирами (одиноко стоящими каменными стелами), то многие горные вершины и скальные хребты хранят на себе следы многовековой деятельности человека.

Хакасия является частью Саяно-Алтайского нагорья. Как предполагают ученые, предки человека поселились на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины свыше 300 тысяч лет назад. Древнейшая история этого края уникальна и самобытна. Хакасия известна во всем мире своими древними историко-археологическими памятникам. Особое место в историко-культурном фонде республики занимают курганы. На сегодня учтено более 30 тысяч курганов, что составляет 30 % всех видимых памятников археологии. Археологи не случайно называют ее «археологической Меккой».

Во всех районах Хакасии есть скалы с петроглифами. Традиция общения человека с камнем сформировалась еще в эпоху палеолита и продолжилась практически до наших дней. Сведения о деятельности человека, его представления о мире дошли до нас через рисунки на камнях. Наскальное искусство посвящено изображениям духов, предков, культовых животных, обрядов, магических символов и предметов. Петроглифы составляют сокровищницу культурного наследия Хакасии.

В течение тысячелетий на территории современной Хакасии сталкивались многочисленные культуры угро-финских, иранских, древне-тюркских народов. Определенное влияние на развитие южносибирских народов оказывали и древнекитайские государства: в старинных китайских хрониках мы находим упоминания о северных соседях, называемых китайцами «Хягасы». Взаимоотношения этих народов являлись непростыми: были и бесчисленные военные столкновения, борьба за выживание, и периоды относительного затишья, когда шли оживленный торговый и культурный обмены. С древнейших времен Хакасия имела караванные пути с Монголией, Китаем, Тибетом и Индией. В эпоху Кыргызского каганата существовала ветвь Великого шелкового пути, которая соединяла Хакасию с Тувой. Этот путь упоминался еще в древнетюркских рунических памятниках VII - VIII вв.

Письменность в бассейне верхнего течения Енисея (включая Хакасию) существовала, по предположениям профессора Л.Р. Кызласова, вплоть до монгольского завоевания, т.е. до самого ХIII века, а по последним исследованиям и до более позднего периода ХVII- ХVIII вв.

С ХIII века народы Саяно-Алтая, в т.ч. енисейские киргизы стали испытывать все более усиливающееся давление со стороны южных соседей монголов. В результате длительных кровопролитных боев, которые продолжались несколько десятилетий, монгольские войска вторглись на территорию Кыргызского (Хакасского) государства и в 1293г. оно пало. Монгольский период в истории Хакасии характеризуется громадными людскими потерями, упадком культуры, феодальной раздробленностью. После разрушения Хакасского государства разрозненные феодальные княжества на территории Хакасии так и не смогли создать прочный единый союз в силу внешних и внутренних причин. Стабильность пришла к началу ХVII в., когда сформировались четыре феодальных улуса (княжества): Алтысарский, Алтырский, Езерский и Тубинский. Правили улусами князья из господствующего рода кыргыз.

Процесс вхождения Хакасии в состав России был длительным. В марте 1707 года царь Петр 1 подписал Указ о сооружении острога в Хакасии, который был построен за пятнадцать дней, с 4 по 18 августа 1707 года. Этот год и является годом вхождения Хакасии в состав России. Для окончательного закрепления Хакасии в составе России на ее южной границе в 1718 году построили еще один острог - Саянский.

Территория Хакасии интересовала царскую власть, прежде всего своими богатствами. Еще при Петре I Д.Г.Мессершмидт сделал первые описания природы Хакасии и ее полезных ископаемых. Это способствовало развитию здесь промышленности. Важное место в развитии хозяйства Хакасско-Минусинского края играла золотодобыча, где с 30 годов ХIХ века в Сибири началась «золотая лихорадка». К 1860 году на территории Минусинского и Ачинского округов работало 127 приисков.

За два столетия со времени вхождения Хакасии в состав России, территория была заселена и освоена русским населением. В 1822 г. на территории Хакасско-Минусинского края насчитывалось 90 русских поселений. ХХ век был переломным в истории Хакасии. Советская власть изменила структуру народного ее хозяйства. Из аграрной, преимущественно скотоводческой, она превратилась в индустриальный регион. Были построены крупные предприятия: Саянский алюминиевый завод, «Абаканвагонмаш», Сорский молибденовый комбинат, Абаканский и Тейский железные рудники и многие другие. Энергетическим сердцем Хакасии стала СШ ГЭС.

Национально-государственное строительство хакасского народа в советский период можно условно разделить на четыре этапа. Первый из них охватывает 1917-1923 годы. Он характеризуется советизацией хакасского улуса, приобщением хакасов к социалистическому строительству в рамках Минусинского и Ачинского уездов. Этот этап консолидации Хакасии в особую административную единицу. Объединением хакасской народности в уезд, а затем и в округ начинается второй этап (1924-1930) годы. В рамках административных образований хакасский народ проходит школу государственного управления и развития политической активности трудящихся масс. С предоставлением (20 октября 1930 года) хакасскому народу государственности в форме автономной области начинается третий этап, когда автономным областям предоставлялись некоторые права и самостоятельность в решении вопросов, связанных с национальными особенностями и бытом народностей, образовавших их, и определением конкретных форм осуществления общегосударственных задач. С преобразованием в июле 1991 года Хакасской автономной области в составе Красноярского края в Республику Хакасия начинается четвертый этап национально-государственного строительства. В мае 1995 года была принята Конституция РХ.

Административно-территориальное устройство Республики Хакасия установлено Законом Республики Хакасия от 5 мая 2004 года № 20 «Об административно-территориальном устройстве РХ (с последующими изменениями). Согласно данному закону территория Республики Хакасия является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации. Правовую основу административно-территориального устройства РХ составляют Конституция РФ, федеральные законы, Конституция РХ, Закон РХ от 5 мая 2004 г. № 20 «Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия» (с последующими изменениями) настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия.

В состав республики входят несколько городов (характеристика их представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1). Современные формы хозяйствования в республике представлены ПРИЛОЖЕНИЕМ 2.

В Республике Хакасия по состоянию на 01 января 2010г. 100 муниципальных образований. Среди них: городские округа - 5; муниципальные районы - 8; поселения - 87, из них сельские поселения - 82, городские поселения - 5.

Столицей Республики Хакасия является город Абакан. Город расположен при впадении в Енисей реки Абакан. Основан в 1675 г. (Абаканский острог), с 1780-х гг. - с. Усть-Абаканское, с 1925 г. - посёлок Хакасск, с 1931 г. - город Абакан.

Изменение административно-территориального устройства Республики Хакасия производится в соответствии с Конституцией РХ, Законом РХ от 5 мая 2004 г. № 20 «Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия» и отражается в описании границ.

В 2004 году приняты законы Республики Хакасия об утверждении границ городских округов и муниципальных районов и наделении их соответствующим статуcом.

Административно-территориальное устройство Республики Хакасия основывается на следующих принципах:

- самостоятельного, в пределах собственного ведения, определения административно-территориального устройства и порядка его изменения;

- соответствия исторически сложившейся системе расселения жителей в Республике Хакасия и устойчивым тенденциям ее развития;

- создания экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления;

- содействия рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;

- обеспечения здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;

- обязательности учета мнения населения в решении вопросов административно-территориального устройства.

Постановлением Правительства РХ от 27 мая 2009г. № 203 «О перечне населенных пунктов в границах Республики Хакасия» (с последующими изменениями) утвержден перечень населенных пунктов Республики Хакасия.

Сегодня республика - один из динамично-развивающихся регионов Российской Федерации. Хакасия относится к субъектам РФ, располагающим значительным экономическим, ресурсным и инвестиционным потенциалом. В настоящее время в Республике Хакасия прослеживается позитивная тенденция к созданию благоприятных условий для активной реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов и развития мощностей по производству конкурентоспособной продукции. Это подтверждается не только данными статистики о росте валового регионального продукта, промышленного производства и инвестиций в Республике Хакасия. Национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА» зафиксировало, что в настоящее время Хакасия по инвестиционному риску занимает 24-е место в РФ. Республика имеет достаточно высокий экономический уровень составляющих инвестиционного риска - 33 ранг. Природно-ресурсный потенциал - 27 ранг.

Сегодня Правительством РХ разработаны четыре приоритетных направления социально-экономического развития: обеспечение высоких темпов экономического роста, содействие развитию «человеческого капитала» и снижение бедности, обеспечение населения доступным жильем, развитие жилищно-коммунального хозяйства.

2. Социально-экономическое развитие местного самоуправления республики Хакасия

2.1 Экономическая основа местного самоуправления

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Республике Хакасия продолжается последовательная работа по развитию местного самоуправления. В 2004 году приняты законы, утверждающие границы и определяющие статус муниципальных образований (далее - МО). С 1 января 2006 г. по 31 декабря 2009 г. в республике действовало 101 муниципальное образование. В 2009 г. произошло упразднение муниципального образования Большеонский сельсовет, а данная территория была выделена в межселенную территорию муниципального образования Таштыпский район. Данные изменения закреплены Законом Республики Хакасия от 19.10.2009 №98-ЗРХ «Об упразднении муниципального образования Большеонский сельсовет и о внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об утверждении границ муниципальных образований Таштыпского района и наделении их соответственно статусом муниципального района, сельского поселения» и вступили в силу с 1 января 2010 г. В одном муниципальном образовании республики - г. Сорске - имеется анклавная территория. Поселок Улень, находящийся на территории г. Сорска, входит в состав муниципального образования Туимский сельсовет Ширинского района.

Таким образом, в настоящее время в Республике Хакасия образовано 100 муниципальных образований, из них 5 городских округов, 8 муниципальных районов, 5 городских и 82 сельских поселения.

В целях обеспечения устойчивого экономического и социального развития территории, установления границ незастроенных земельных участков, рационального землепользования на основе комплексного функционального зонирования территории разрабатывается схема территориального планирования Республики Хакасия до 2025 года. Основаниями для разработки схемы являются Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, Закон Республики Хакасия от 24.12.2007 № 96-ЗРХ «О составе, порядке подготовки проекта схемы территориального планирования Республики Хакасия и порядке внесения в нее изменений».

Самой существенной проблемой территориальной организации местного самоуправления является отсутствие необходимых финансовых средств для разработки генеральных планов муниципальных образований.

В целом, экономическую основу самоуправления республики Хакасия составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В широком смысле такую основу составляет местная экономика республики в целом, включая деятельность хозяйствующих субъектов, не находящихся в муниципальной собственности. Местное самоуправление опирается также на экономическую поддержку российского государства.

2.2 Муниципальная собственность и муниципальный бюджет

Муниципальная собственность республики представляет собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью. Решение о порядке формирования муниципальной собственности принимается на федеральном уровне, а передачу этой собственности осуществляют Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Муниципальная собственность - одно из обязательных условий существования местного самоуправления, но ее отсутствие не является основанием для упразднения муниципального образования. Муниципальное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. Н.А. Игнатюка, А.А. Замотаева, А.В. Павлушкина. - М., 2005. - С. 85.

Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов. Содержание права муниципальной собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом.

На отношения муниципальной собственности республики Хакасия распространяются общие правила гражданского законодательства. Так, п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственности определяет муниципальные образования, а значит - местные сообщества жителей, чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования. Местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником.

Органы местного самоуправления определены как публичные собственники, т.е. как органы, которые не только осуществляют полномочия от имени первичного собственника, но и формулируют его интересы, отождествляют свое волевое усмотрение с усмотрением населения.

Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления исходя из заданной нормативной программы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.

Упорядочивая на территории своих муниципальных образований деятельность хозяйствующих и иных субъектов независимо от форм их собственности, органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъекта РФ. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

В собственности муниципальных образований республики находится имущество, предназначенное, во-первых, для решения вопросов местного значения; во-вторых, для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; в-третьих, для обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений. Порядок и сроки отчуждения имущества устанавливаются федеральным законом. Так, Постановлением Правительства РХ от 13 июля 2004 года «О порядке принятия в государственную собственность РХ объектов муниципальной собственности и в соответствии со статьей 6 Закона Республики Хакасия от 25.06.1998 N 34 «Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия» (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия принято Положение о порядке принятия в государственную собственность Республики Хакасия объектов муниципальной собственности. В Положении озвучены следующие этапы принятия:





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011