|
Ряды распределения и аналитические группировки
Ряды распределения и аналитические группировки
10 Задача 2. Постройте ряд распределения студентов по успеваемости: 2, 3, 3, 4, 2, 5, 5, 3, 3, 4, 5, 4, 5, 5, 5, 4, 3, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 4, 5, 5, 4, 4, 4. Подсчитайте локальные и накопительные частоты. Постройте полигон и кумуляту распределения. Определите моду, медиану, среднюю, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Решение: Ряд распределения - это ряд чисел, в котором значение изучаемого признака (варианты), расположены в определенном порядке: либо в порядке возрастания, либо убывания. Наряду с вариантами ряд распределения включает и частоты - величины, показывающие сколько раз каждая варианта встречается в данной совокупности. Сумма частот равна объему совокупности. Таким образом, ряд распределения состоит из вариант (х) и частот (f) В зависимости от прерывности или непрерывности варьирующего признака ряды распределения удобно представлять в виде двух разновидностей: дискретного и вариационного (интервального). Дискретный ряд представляет собой ряд прерывных чисел. Например, распределение студентов по успеваемости (табл. 1). При непрерывной вариации распределение признака называется интервальным. Частоты относятся ко всему интервалу. В зависимости от вида ряда распределения по-разному можно изобразить их графически. Если ряд дискретный - строится полигон распределения. Величина признака откладывается на оси абсцисс, частоты - на оси ординат. Вершины ординат соединяются прямыми линиями. Гистограмма распределения отличается от полигона тем, что на оси абсцисс берутся не точки, а отрезки, изображающие интервал, т.е. гистограмма, строится на |
Оценка (балл) | Число студентов (частоты) | Накопленные | | 2 | 2 | 2 | | 3 | 8 | 10 | | 4 | 12 | 22 | | 5 | 8 | 30 | | Итого | 30 | | | |
В основе вариационного (интервального) ряда. По накопленным частотам строится кумулятивная кривая (кумулята). Для определения средней арифметической надо сложить все варианты и полученную сумму разделить на число единиц, входящих в совокупность (объем совокупности). Средняя арифметическая бывает простая и взвешенная. Простая средняя используется тогда, когда каждая варианта встречается лишь один раз (1). Если каждая варианта встречается несколько раз, то следует подсчитать частоты и умножить (взвесить) каждую варианту на соответствующую частоту (2). Простая средняя арифметическая х = (1) Средняя арифметическая взвешенная х = (2) Средний процент влажности найдём по формуле средней арифметической взвешенной: == При расчете средней арифметической для интервального ряда нужно сначала определить середины интервалов как полусуммы значений верхней и нижней границ интервала. При наличии интервалов, где <хоткрыты» верхняя или нижняя граница, величину интервала определяют по последующему или предыдущему интервалу. Для характеристики рядов распределения кроме средней степенной применяются структурные средние: мода и медиана. Мода - варианта, которая наиболее часто встречается в данной совокупности, т.е. варианта с наибольшей частотой. Мо=4 Медиана - варианта, находящаяся в середине ряда распределения. Мода для дискретного ряда определяется просто и соответствует варианте с наибольшей частотой. Медиану для дискретного определяют по накопленным частотам делением объема совокупности пополам: по таблице 1 - 30:2=15. Это соответствует медиане, равной 4. Размах вариации - разность между наибольшей и наименьшей вариантой: R==5-2=3 Среднее квадратическое отклонение - показатель вариации, измеряющий величину, на которую все варианты в среднем отклоняются от средней арифметической. Квадрат среднего квадратического отклонения называется дисперсией, или средним квадратом отклонений. Найдем дисперсию: 2== ==0,885 - среднее квадратическое отклонение. Наряду с абсолютным показателем колеблемости признака - средним квадратическим отклонением - широко применяется и относительный показатель - коэффициент вариации, который показывает меру колеблемости признака относительно его среднего значения и измеряется в процентах. V= Задача 12. Используя данные задачи 2, проверьте при уровне значимости 0,05 гипотезу о нормальном законе распределения студентов по успеваемости. Решение: Применяем критерий согласия - Пирсона. Каждому ряду распределения достаточно большой совокупности объективно свойственна определенная закономерность. Моделирование кривой распределения позволяет в компактной форме дать характеристику закономерности распределения, используя ее в планировании и прогнозировании. Одним из наиболее распространенных законов распределения, применяемых в качестве стандарта, с которым сравнивают другие распределения и которое имеет важное значение для решения задач выборочного наблюдения является нормальное распределение. для того чтобы установить, верно, ли предположение о том, что эмпирическое распределение подчиняется закону нормального распределения, необходимо сравнить его с теоретическим распределением. Важно определить, являются ли различия между ними результатом действия случайных причин или обусловлены неправильно подобранной функцией. Критерий X-Пирсона: Значение Х 2факрi, рассчитывается по изложенной выше формуле, для которой предварительно определяются теоретические частоты. Нормированное отклонение определяется по формуле:
Таблица - Эмпирическое и теоретическое распределение студентов по успеваемости |
Оценка балл | Число студентов | t | F(t) | fm | | | 2 | 2 | 2,1 | 0,0880 | 3 | 0,3 | | 3 | 8 | 0,98 | 0,2017 | 7 | 0,14 | | 4 | 12 | 0,15 | 0,3212 | 11 | 0,09 | | 5 | 8 | 1,28 | 0,2617 | 9 | 0,11 | | Итого | 30 | х | Х | 30 | 0,64 | | |
Х 2 табл 8,95 при уровне значимости 0,05 и числе степеней свободы число интервалов - 1. Так как Х 2 факт < Х 2 табл критического (допустимого) значения, то эмпирическое распределение соответствует нормальному. Задача 27. На основании данных таблицы б (с 1 по 26 предприятие) о выпуске продукции и размере прибыли постройте аналитическую группировку, а также исследуйте наличие и характер взаимосвязи между ними. Рассчитайте коэффициент корреляции, детерминации. Сделайте выводы. Таблица 6- Исходные данные деятельности предприятий, млн. руб. |
№ предприятия | - Выпуск продукции, | Среднегодовая стоимость ОПФ, | Численность работающих, чел. | Потери рабочего времени, тыс. чел. дн. | Прибыль. | | 1 | 65,0 | 54,6 | 340 | 66,0 | 15,7 | | 2 | 78,0 | 73,6 | 700 | 44,0 | 18,0 | | 3 | 41,0 | 42,0 | 100 | 91,0 | 12,1 | | 4 | 54,0 | 46,0 | 280 | 78,0 | 13,8 | | 5 | 66,0 | 62,0 | 410 | 57,4 | 15,5 | | 6 | 80,0 | 68,4 | 650 | 42,0 | 17.9 | | 7 | 45,0 | 36,0 | 170 | 100,0 | 12,8 | | 8 | 57,0 | 49,6 | 260 | 79,8 | 14,2 | | 9 | 67,0 | 62,4 | 380 | 57,0 | 15,9 | | 10 | 81,0 | 71,2 | 680 | 38,0 | 17,6 | | 11 | 92,0 | 78,8 | 800 | 23,1 | 18,2 | | 12 | 48,0 | 51,0 | 210 | 112,0 | 13,0 | | 13 | 59,0 | 60,8 | 230 | 72,0 | 16,5 | | 14 | 680 | 69,0 | 400 | 55,7 | 16,2 | | 15 | 83,0 | 70,4 | 710 | 36,0 | 16,7 | | 16 | 52,0 | 50,0 | 340 | 85,2 | 14,6 | | 17 | 62,0 | 55,0 | 290 | 72,8 | 14,8 | | 18 | 69,0 | 58,4 | 520 | 54,6 | 16,1 | | 19 | 850 | 83,2 | 720 | 37,0 | 16,7 | | 20 | 70,0 | 75,2 | 420 | 56,4 | 15,8 | | 21 | 71,0 | 67,2 | 420 | 56,0 | 16,4 | | 22 | 64,0 | 64,2 | 400 | 70,4 | 15,0 | | 23 | 72,0 | 65,0 | 430 | 53,6 | 16,5 | | 24 | 88,0 | 76,2 | 790 | 34,9 | 18,5 | | 25 | 73,0 | 68,0 | 560 | 55,4 | 16,4 | | 26 | 740 | 65,6 | 550 | 52,0 | 16,0 | | 27 28 | 96,0 | 87,2 | 810 | 20,4 | 19,1 | | 75,0 | 71,8 | 570 | 53,1 | 16,3 | | 29 | 101,0 | 96,0 | 820 | 12,0 | 19,6 | | 30 | 76,0 | 69,2 | 600 | 46,0 | 17,2 | | |
Решение: Результаты группировки сведем в групповую таблицу, которая имеет вид: Таблица 4 - Пример групповой таблицы |
Группы предприятий по… (факторный признак ВП) | Число предприятий В группе | Факторный признак (ОПФ) | Результативный признак (Прибыль) | | всего | в среднем на 1 пред - приятие | всего | в среднем на 1 пред - приятие | всего | в среднем на 1 пред - приятие | | 41-58 58-75 75-92 | 6 13 7 | 274,6 827,4 521,8 | 45,77 63,65 74,5 | 80,5 206,8 123,6 | 13,4 15,9 17,66 | | Итого в среднем | 26 | 1623,8 | 62,45 | 410,9 | 15,8 | | |
Найдем коэффициент детерминации и корреляции по формулам: -эмпирический коэффициент детерминации Найдем коэффициент корреляции рангов Спирмена по формуле
Полученное значение коэффициента спирмена свидетельствует об очень тесной связи между стоимостью основных производственных фондов и прибылью. Задача 40 Известны темпы прироста выпуска продукции предприятия в 1999-2005 гг., процент по отношению к предыдущему году: Таблица 12 - Темпы прироста выпуска продукции предприятия |
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | | 2 | 1 | -3 | -5 | 2 | 4 | 5 | | |
Определите: 1) базисные темпы роста (1998 г. - 100%) выпуска продукции предприятия; 2) среднегодовой темп роста и прироста. Решение: |
Год | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | | Темп прироста | 2 | 1 | -3 | -5 | 2 | 4 | 5 | | Темп роста | 102 | 101 | 97 | 95 | 102 | 104 | 105 | | |
Расчет будем производить по формулам: Задача 46. Имеются данные о продаже картофеля на рынках города в мае месяце: Таблица 17-Продажа картофеля на рынках города |
№ рынка | Средняя цена, руб. | Продано, тыс. кг. | | 1 | 8,0 | 70 | | 2 | 7,8 | 25 | | З | 8,2 | 30 | | |
Определите среднюю цену реализации картофеля по 3 рынкам города, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации цены. Сделать выводы. Решение: = 2== ==0,13 - среднее квадратическое отклонение. V= Задача 60 Имеются следующие данные о продаже товаров: Таблица 30 - данные о продаже товаров |
Товары | Базисный период | Отчетный период | | цена за единицу, руб. | количество, тыс, руб. | цена за единицу, руб. | количество, тыс, руб. | | А | 30 | 10 | 40 | 9 | | Б | 8 | 20 | 12 | 30 | | В | 12 | 5 | 20 | 6 | | |
Определите: 1) общие индексы цен. физического объема, товарооборота; 2) абсолютное изменение товарооборота и влияние на него отдельных факторов. Решение: Будем использовать следующие формулы: Абсолютный и относительный прирост стоимости реализованной продукции в текущем году по сравнению с базисным: Изменение общей стоимости за счет отдельных факторов: 1) За счет изменения количества(q) В индексной системе: В абсолютном выражении 2) за счет изменения цен на продукцию(p) В индексной системе: В абсолютном выражении: Общее абсолютное изменение результативного показателя составит алгебраическую сумму абсолютных изменений за счет отдельных факторов:
|
|