|
Рыночное ценообразование: сущность, преимущества, недостатки
Рыночное ценообразование: сущность, преимущества, недостатки
30 Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики Курсовая работа по экономике на тему: «Рыночное ценообразование: сущность, преимущества, недостатки» Выполнил студент 1-го курса: спец.080801 гр. МФ ЭФ2-06-01 ДО Князев В.В. Проверила: Скляднева С.А. Можайск, 2007. СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ 3 Глава i. Основные понятия цены и ценообразования 5 1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике 5 1.2. Принципы и подходы ценообразования 6 1.2.1. Научная обоснованность цен 6 1.2.2. Принцип целевой направленности цен 6 1.2.3. Принцип непрерывности процесса ценообразования 6 1.2.4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен 6 1.3. Влияние государства на процесс ценообразования 7 Глава ii. Ценообразование: рыночное и плановое. Сущность, различия 10 2.1. Сущность рыночного ценообразования 10 2.2. Основные аспекты планового ценообразования 16 2.3. Основные отличия рыночного и планового ценообразования 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26Приложение 1 29Приложение 2 30ВВЕДЕНИЕЯ не считаю, что доходы от перехода на рыночное ценообразование с нашими ближайшими соседями могут нанести какой-то ущерб нашей политике на постсоветском пространстве. Более того, уверен, что как раз наоборот, это поможет решать наши внешнеполитические задачи и цели.В.В. ПутинАктуальность темы. Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.Объект исследования. Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование. В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение. Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги. Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций, поэтому всё что связано с ценообразованием является Цель моей работы исследовать сущность рыночного ценообразования, а так же выявить основные преимущества и недостатки рыночного и планового ценообразования. Глава I. основные понятия цены и ценообразования 1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике. Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цена - монетарное выражение ценности. Но, как пишет Голубков Е.П., цена не всегда выражается в денежной форме. Бартер, например, представляет собой очень древнюю форму натурального обмена, которая в России, вследствие ограниченности оборотных средств у предприятий, используется чрезвычайно широко. Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей. Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование. 1.2. Принципы и подходы ценообразования. 1.2.1. Научная обоснованность цен - необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов. Научной обоснованности устанавливаемых цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен. Необходимо обоснование и анализ различия цен, устанавливаемых предприятием, и ценами на конкурирующую продукцию с точки зрения приобретения потребителем дополнительных услуг и выгод в виде сервисного обслуживания, новизны и качества продукции, гарантий на эту продукцию, предоставляемых предприятием - производителем (Приказ Минэкономики РФ от 01.10.97 № 118,п.9). 1.2.2. Принцип целевой направленности цен - предприятие должно определить, какие конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию.
1.2.3. Принцип непрерывности процесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень действующий на рынке цен. 1.2.4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение. За нарушение, установленных государством принципов ценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции. С точки зрения целей деятельности можно выделить следующие подходы к ценообразованию: · максимизация прибыли в долгосрочном плане; · максимизация прибыли в краткосрочном плане: · увеличение показателя рыночной доли; · сохранение статуса ценового лидера в отрасли; · препятствие появлению новых конкурентов; · сохранение лояльности со стороны торговых посредников; · улучшение имиджа организации; · улучшение продаж «слабых» продуктов; · предотвращение «ценовых войн». 1.3. Влияние государства на процесс ценообразования Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование: - Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен; · использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги - это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю - в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Обычно регулированию с помощью прейскурантов цены предприятий монополистов: электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги, транспорт. Цены на данную продукцию вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации всей экономической ситуации и определяет степень стабильности цен во всех других сферах. Самым трудным здесь является определение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены - к дефициту. · фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решить вопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятие занимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынке составляет от 35% до 65%; · замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде. - Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий. - Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов: · запрет на демпинг - запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснить конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, такой запрет широко применяется в практике международной торговли с целью предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства; · запрет на недобросовестную ценовую рекламу - подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару; · запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле. · запрет на горизонтальное фиксирование цен - запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. Подобное ограничение особенно актуально в условии олигополистического рынка. Однако его легко игнорировать, например, если предприятие - олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены на конечную продукцию. Согласно Приказу Минэкономики РФ (по разработке ценовой политики предприятия) от 01.10.97 № 118 (п.8), при определении цены продукции, выпускаемой предприятием, следует учитывать следующие факторы: · уровень потребительского спроса на эту продукцию; · эластичность спроса, сложившегося на рынке этой продукции; · возможность реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; · меры государственного регулирования ценообразования (например, на продукцию предприятий - монополистов); · уровень цен на аналогичную продукцию предприятий - конкурентов. ГЛАВА 2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ: РЫНОЧНОЕ И ПЛАНОВОЕ. СУЩНОСТЬ, РАЗЛИЧИЯ. 2.1. Сущность рыночного ценообразования. Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения. Рыночное ценообразование представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, с другой - способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени. Суть уже упоминавшегося затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара. Процесс ценообразования складывается из ряда последовательных этапов: 1. Выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цены. 2. Постановка целей ценообразования. 3. Выбор метода ценообразования. 4. Формирование ценовой стратегии предприятия. 5. Разработка тактики ценообразования. 6. Установление первоначальной цены на товар. 7. Рыночная корректировка цены. 8. Страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий. в мировой практике существуют два основных подхода ценообразования затратный и ценностный: Затратный подход - ценообразование принимающее в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров; Ценностный подход - установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счет достижения выгодного для нее соотношения "ценность/затраты" Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании; от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему с помощью применения различных методов ценообразования. Затратный подход не обеспечивает полного решения проблемы ценообразования, так как по сути дела заменяет задачу определения цены товара задачей определения цен факторов, затраченных на производство и продажу товара. Этим облегчается решение исходной задачи, так как цены факторов установить проще, чем цену товара, к тому же при определении цен факторов вновь можно применить тот же затратный подход, чем создается цепной способ образования цены товара. В целом в экономике большая часть затрат (производственных издержек) приходится на труд, поэтому основной составляющей цены любого продукта будут выступать издержки, связанные с оплатой труда, затрачиваемого на производство как товара, так и материалов, из которых он производится. Средние издержки на труд в расчете на единицу продукции представляют собой число рабочих часов A, необходимых для производства единицы продукции, умноженное на почасовую заработную плату W, то есть AW. Иначе говоря, при рассмотрении издержек на оплату труда всегда рассматривается два фактора - производительность труда A и заработная плата W. При изменении во времени уровня затрат, обусловленном, во-первых, совершенствованием технологий, ведущим к снижению издержек, и, во-вторых, инфляцией издержек, приводящей к их росту, существенное влияние на величину издержек оказывает фактор времени. Динамику издержек, связанных не только с производством, но и с последующим использованием товара, приходится принимать во внимание при рассмотрении и использовании затратного механизма ценообразования применительно к длительно существующим товарам, так называемым активам. В этом случае оперируют такой категорией, как современная стоимость, представляющей собой сумму, которую необходимо было бы вложить, затратить сегодня, чтобы получить указанную выплату к определенному моменту в будущем. Соответственно формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет следующий вид: P=AC+R где AC - средние издержки производства и обращения единицы товара; R - прибыль, получаемая производителями (продавцами) за счет производства и продажи единицы товара. Предприятия и предприниматели, производящие и реализующие товары, в своей системе бухгалтерского учета и в отчетах о результатах деятельности призваны фиксировать основные элементы издержек. Чаще всего выделяются составляющие, соответствующие затратам на разные факторы производства. При назначении государственных цен на товары и услуги, исходя из затратного подхода, приведенная выше формула цены несколько трансформируется и предстает в виде: P=AC+RH где H - надбавка к цене или скидка с цены, исчисленной по затратному способу. Надбавки к ценам представляют собой чаще всего акцизный сбор или другие виды налогов, например налог с оборота, налог с продаж, включаемые в цену. А скидки с цены - это государственные дотации, позволяющие продавать товар по цене ниже цены производства. При назначении цены государственными органами совокупные издержки, то есть себестоимость единицы товара, исчисляют в масштабе не одного предприятия, а целой отрасли или всего хозяйства страны, то есть это средние издержки на производство и обращение единицы товара по обширной группе предприятий, производящих и реализующих данный товар. Величина прибыли устанавливается на нормативной основе при относительно умеренной норме прибыли, на уровне примерно 20-30%. Надбавки к цене или скидки с цены зависят от вида товаров и услуг. Особую важность приобретают установление различного рода скидок к цене в целях привлечения дополнительных потребителей. По отношению к предприятию существует целый ряд факторов, которые значительно влияют на процесс ценообразования, формируя определенные границы, в пределах которых может действовать предприятие. Прежде всего, они влияют на степень свободы действия предприятия в области ценообразования на свою продукцию. Факторы внешней среды, влияющие на процесс ценообразования Покупатели существенно влияют на деятельность предприятий в области ценообразования. Для того чтобы правильно реагировать и учитывать их поведение, предприятию необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях их поведения на рынке. Рыночная среда является очень сложным и многогранным понятием. Она формируется под влиянием большого количества факторов экономического, политического и культурного порядка. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Товародвижение - это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю. Известно, что существует три основных вида каналов товародвижения: · прямые - товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников; · косвенные - товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников; · смешанные - объединяют особенности первых двух видов каналов. 2.2 Основные аспекты планового ценообразования. Политика и практика ценообразования коренным образом меняются с переходом к социализму. В переходный период от капитализма к социализму пролетарское государство овладевает механизмом ценообразования и активно использует его в качестве инструмента ограничения и вытеснения буржуазии, преобразования мелкотоварного уклада, развития и укрепления социалистического хозяйства, повышения уровня жизни трудящихся масс. В. И. Ленин рассматривал деятельность Советского государства в области ценообразования, как важную составную часть борьбы за социализм: «Только тогда, когда Комиссариат продовольствия, вместе с Комиссариатом земледелия, национализировал все товары, установил цены, -- только тогда мы вплотную подходим к социализму». В переходный период сформировались основы советской политики цен, были определены принципы планового ценообразования, впервые созданы органы пролетарского государства по регулированию цен (Комитет цен ВСНХ начал функционировать в конце 1918). Плановое ценообразование -- один из инструментов экономического управления в руках социалистического государства. Опираясь на общественную собственность на средства производства и планомерное развитие хозяйства, сознательно используя систему экономических законов (в т. ч. и закон стоимости), оно определяет развитие основных ценообразующих факторов, устанавливает цены на важнейшие виды товаров и услуг, планирует изменения уровней, соотношений, структуры цен. В условиях социализма плановое ценообразование охватывает: установление цен (подготовка проектов прейскурантов и цен на новую продукцию, их рассмотрение и утверждение); планирование и прогнозирование цен; координацию (согласование) устанавливаемых различными органами (например, республиканскими или местными) цен на одинаковые товары и услуги; контроль за обоснованностью установления и правильностью применения утвержденных цен (за соблюдением государственной дисциплины в области цен). Плановая цена, как специфическая категория госпредприятий характеризуется следующими особенностями. 1. Плановая цена выражает собой социалистические производственные отношения. Цена при социализме используется в качестве инструмента планового управления производством, поскольку пропорциональная связь между различными отраслями производства устанавливается на основе учета движения факторов производства в денежной форме. Связь между государством и трудящимися осуществляется через торговлю и сферу услуг. 2. Плановая цена определяется не только до реализации товаров. но и до начала производства. Плановое регулирование уровня цен осуществляется на основе учета действительного состояния производства, а также посредством воздействия общества на формирование соответствующих условий для функционирования производства, распределения, обмена и реализации продукции. 3. Плановая цена служит интересам развития хозрасчетной самостоятельности предприятий, так как через цену происходит возмещение материальных затрат и получение чистого дохода, созданного трудовыми коллективами. Основные принципы планового ценообразования при социализме. 1. Приближение цен к общественно необходимым затратам труда, своевременное отражение в системе цен изменений их уровней и пропорций. Плановые цены стабильны и не подвержены конъюнктурным колебаниям. В то же время они периодически пересматриваются, что позволяет отражать существенные, устойчивые изменения в условиях производства и реализации продукции. |
| 1950 | 1955 | 1960 | 1965 | 1970 | 1975 | | Индекс оптовых цен промышленности | | | | | | | | В целом по промышленности | 170 | 128 | 129 | 127 | 136 | 132 | | по отраслям тяжёлой промышленности | 140 | 107 | 106 | 101 | 116 | 108 | | по отраслям лёгкой и пищевой промышленности | 210 | 156 | 159 | 160 | 159 | 163 | | Индекс государственных розничных цен | | | | | | | | Все товары | 186 | 138 | 139 | 140 | 139 | 139 | | продовольственные товары | 203 | 141 | 147 | 152 | 152 | 154 | | непродовольственные товары | 165 | 134 | 130 | 126 | 124 | 122 | | |
Динамика оптовых и государственных розничных цен в СССР (1940 = 100) 2. Активное использование цен для стимулирования научно-технического прогресса и повышения качества продукции на основе дифференциации цен. В ценообразовании на новую технику соблюдается принцип её относительного удешевления: при установлении оптовых цен на новые изделия, особенно на машины и оборудование, предусматривается снижение их уровня на единицу полезного эффекта. 3. Стимулирование с помощью цен эффективного использования производственных ресурсов: повышения производительности труда и экономии трудовых ресурсов; снижения материалоёмкости продукции и повышения фондоотдачи; рационализации природопользования, комплексной переработки природного сырья и уменьшения ущерба, наносимого окружающей среде. В ценах всё более полно отражаются общественно необходимые затраты по выявлению, воспроизводству и охране природных ресурсов. 4. Применение механизма ценообразования для решения социально-экономических задач -- преодоления существенных различий между городом и деревней, неуклонного роста реальных доходов населения, улучшения условий труда и быта. Этот принцип осуществляется на основе создания с помощью закупочных цен и цен на средства производства, реализуемые колхозам и совхозам, экономических условий для превращения с.-х. труда в разновидность труда индустриального и сближения уровней доходов в городе и на селе; обеспечения стабильности уровня государственных розничных цен на основные товары и снижения цен на отдельные товары по мере создания для этого необходимых условий; установления льготных цен на товары и услуги особой социальной важности; учёта социального фактора в ценообразовании на новую технику. 5. Содействие укреплению хозяйственного расчёта во всех звеньях народного хозяйства, усиление экономической заинтересованности предприятий и объединений в повышении эффективности производства, снижении себестоимости, соблюдении режима экономии; выравнивание хозрасчётных условий предприятий и объединений, находящихся в неодинаковых объективных условиях, с помощью расчётных цен, фиксированных (рентных) платежей и т. п. В процессе планового ценообразования реализуются присущие социализму закономерности формирования и движения цен. Уровень оптовых цен определяется исходя из средней по стране себестоимости, выражающей общественно нормальные издержки производства, и нормативной прибыли. При установлении конкретных цен учитывается соотношение потребительских свойств (качества, эффективности потребления) однородных и взаимозаменяемых товаров. В ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления и услуги большую роль играет социальный фактор, вследствие чего цены во многих случаях существенно отклоняются вверх или вниз от стоимости. На динамику цен влияет ряд факторов: рост производительности труда; ускорение научно-технического прогресса; улучшение качества продукции; изменение естественных условий производства; увеличение затрат на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды; неуклонный рост денежных доходов населения; сдвиги в размещении производства; количество бумажных денег в обращении; внешнеэкономические факторы и т. п. Под воздействием совокупности этих факторов динамика цен отличается от динамики стоимости. Уровень государственных розничных и оптовых цен в СССР характеризуется относительной стабильностью, закупочные цены неоднократно повышались (в 50--60-е гг.), с тем чтобы обеспечить условия для развития и технической реконструкции сельскохозяйственного производства и повышения оплаты труда колхозников и работников совхозов. Осуществляются меры по улучшению организации и совершенствованию методов планового ценообразования в 1970 в СССР создана единая союзно-республиканская система государственных органов ценообразования, включающая: Государственный комитет цен Совета Министров СССР; государственные комитеты цен Советов Министров союзных республик; отделы цен Советов Министров АССР, областных, краевых исполкомов; образованы подразделения по ценам в союзных и республиканских министерствах и ведомствах, в ряде объединений и крупных предприятий. Улучшено законодательство по ценам, более четко регламентированы права и обязанности различных органов по установлению и применению цен, расширена нормативная и методическая база ценообразования. Развивается научная база ценообразования, в 1967 создан специализированный научно-исследовательский институт по ценообразованию (НИИ цен), исследованиями по ценам занимаются более 200 общеэкономических и отраслевых НИИ и вузов страны (1976). Их деятельность в этой области координируется Межведомственным научным советом по проблемам ценообразования (образован в 1972) Государственного комитета цен и АН СССР. В практике расчёта прейскурантов и обоснования цен на новые виды продукции всё более широко применяются нормативно-параметрические методы ценообразования, обеспечивающие построение цен на базе нормативов затрат и рентабельности и с учётом соотношений потребительских свойств изделий. Создаётся автоматизированная система обработки информации по ценам (АСОИ цен) с использованием экономико-математических моделей, современной вычислительной техники и системного анализа для повышения эффективности управления в стране, планирования и прогнозирования цен, расчёта прейскурантов, координации, контроля и анализа цен, обеспечения ценовой информацией всех звеньев народного хозяйства. 2.3 Основные отличия рыночного и планового ценообразования В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативой сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение. Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги. Ценообразование -- это та сфера, о которой менеджеры предприятий говорят редко с большим удовольствием и которая является самой трудной для них. На основе опроса управленцев (при выборке 57 из США и 129 из Европы) ценообразование по пятибалльной шкале было оценено в 4,3 балла. Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление ”правил игры” их и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно вли-яющих на финансовое положение предприятия. Это объясняет-ся тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммер-ческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром приня-тия хозяйственных решений. Цена влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы влияют на цену. Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары их ассортимент. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем, как товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей. При установлении цены определяющими факторами выступают: · себестоимость товара; · удовлетворяющие фирмы размеры прибыли; · цены конкурентов и цены заменителей, аналогов данного товара; · состояние платежеспособного спроса; · требования органов управления и других общественных институтов; · уникальность определенных качеств продукта. Учет влияния всех факторов в комплексе позволит пред-приятиям выработать гибкую и эффективную политику цено-образования. Установление цены на товар - это процесс, состоящий из шести этапов. 1. Предприниматель тщательно определяет цель или цели своего маркетинга, такие, как обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рын-ка или качества товара. 2. Предприниматель выводит для себя кривую спроса, которая говорит о вероятных количествах товара, которые удастся продать на рынке в течение конкретного отрезка времени по ценам разного уровня. Чем неэластичнее спрос, тем выше может быть цена, назначаемая предпринимателем. 3. Предприятие рассчитывает, как меняется сумма ее издержек при различных уровнях производства. 4. Предприниматель изучает цены конкурентов для использования их в качестве основы при ценовом позиционировании собственного товара. 5. Предприниматель выбирает для своей фирмы один из следующих методов ценообразования: · «средние издержки + прибыль»; · анализ безубыточности и обес-печение целевой прибыли; · установление цены на основе ощущаемой ценности товара; · установление цены на основе уровня текущих цен; · установление цены на основе закрытых торгов и т.д. 6. Предприниматель устанав-ливает окончательную цену на товар с учетом ее наиболее полного психологического восприятия и с обязательной проверкой, что цена эта соответствует установкам практикуемой фирмой политики цен и будет благоприятно воспринята дистрибьюторами и дилерами, собственным торговым персоналом фирмы, конкурентами, постав-щиками и государственными органами. Работая в условиях рынка, нельзя забывать о том, что цены и ценовая политика для предприятия -- главный элемент мар-кетинга. Именно поэтому разработке ценовой политики должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руково-дства фирмы, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно сказывается на динамике продаж и рентабельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. А.Алклычев Политика цен и воздействие на экономические процессы// Экономист. 1998 -№5-С.31-392. Васильева Н.Э., Козлова Л.И. «Формирование цены в рыночных условиях».- Москва, 1995. АО «Бизнес -Школа «Интел-Синтез». Стр.64.3. А. Глухов Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения//Маркетинг.-1999.- №2.-С.56-63.4. Грузинов В.Б., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие.-2-е изд. Доп.-М.: Финансы и статистика, 2001.-208с. 5. А.З. Ефименко Цены и ценовая политика.// Экономика строительства.- 2000.-№1.-С.54-61. 6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. идоп.- М.: Изд-во “БУ”, 1999.-356с.7. Желтякова И.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. Краткий курс / Учебное пособие.-Спб. Издательство “Питер”,1999.-112с.8. Зайцев Н.А. Экономика промышленного предприятия: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996.-284с.9. Кабанков В.И. Цена и качество продукции.- М.: “Сов. Россия, 1977.-240с.10. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие.-М.: ИД ФБК-Пресс, 2001.-496с.11. Керимов В.Э., Комарова Н.Н., Елифанов А.А.”Директ-костинг” и ценовая политика// Аудит и финансовый анализ.-2001.-С.87-91.12. Князевская Н.В., Князевский В.С. Принятие рискованных решений в экономике и бизнесе. - М.:”Контур”,1998.-160с.13. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-М.: Финансы и статистика, 1996.-432с.14. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М.: “Бизнес-книга”, “ИМА-Кросс. Плюс”, ноябрь 1995.-702с.15. Краткий курс практического менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. д-ра экон. наук Э.Н.Кузьбожев: Курск. гуманит.- техн. Ин-т. Курск. 2001.-244с.16. Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом.- 2002.- №4.- С. 32-50.17. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учеб.пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина.-М.: Юнати-Дана, 2001.-471с.18. Общая теория статистика. Методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник /Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина.- 5-е изд., доп. И пераб.- М.: Финансы и статистика, 1999.- 440с.19. Плановое ценообразование: Учеб. для спец. “ Планирование народного хозяйства”/ С.И.Лушин, М.В. Кокорев, В.В.Наумов и др.; Под ред. С.И. Лушина.-М.: Высш. шк., 1986.-279.20. Н. Порошина Новые аспекты ценообразования// Маркетинг.-1999.-№6.- С.50-54.21. Предпринимательство: Учебник для вузов /Под. ред. проф. В.Я.Горфинкеля, В.А. Швондара.-М.: ЮНИТИ,2000.-475 с.22. Савицкая Р.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд.-Минск : ИП “Экоперспектива”,1999.-498с.23. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие.- М.: Финансы и статистика, 1997.-304с.24. В.Солнцев. Государственное регулирование цен и контроль за их применением// Экономист.1996 -№9-С.32-37.25. Справочник по ценообразованию/Сост.: А.М. Матлин, А.Н. Рудин, В.И. Торбин; под ред. Н.Т. Глушкова.- М.: Экономика, 1985.- 400с.26. Тафимцева В.Н. Маржинальный доход как инструмент оценки финансовых результатов// Финансовый менеджмент.- 2001.- №3.- С.15-30.27. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов.-М.: Издательство “Зерцало”, 1998.-272с.28. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика.-М.:ассоциация авторов и издателей “Тандем”.Изд-во ЭКМОС, 1998 г. 244 с.29. Финансовый менеджмент30. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб пособие.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика,1999.-528 с.:с ил.31. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова.- М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999.-304с.32. Цены и ценообразование в рыночной экономике. Ч.2. Цены и рыночная конъюнктура. Кн.1; Учебник/ Под ред. В.Е. Есипова СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1994.-140с.33. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предпиятия (методическое пособие). -М.: ИНФРА-М,1995.-224 с.34. Шевченко Н.С., Черных А.Ю., Тиньков С.А., Кузьбожев Э.Н. Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами: Учебно-методическое пособие/ Под ред. д-ра эконом. наук проф. Э.Н.Кузьбожева; Курск гос. техн.ун-т. Курск, 2000.-154с.35. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.- М.: Инфра-М., 2000.-208с.36. Шуляк П.Н.Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд.-М.: Издат. дом “Дашков и К”, 1999.-152сЭкономика предприятия: Учебник/ Под ред. А.Е. Карлика, М.А. Шухгалтер.-М.: Инфра-М, 2001.-432сПРИЛОЖЕНИЕ 1Динамика цен на основные виды товаров за 2005-2006гг (%)|
Плодоовощные | 18,8% - (2005г)49,8% - (2006г) (подъём) | | Мясо (птица) | 0,4%18,9% (подъём) | | Мясо (остальное) | 10,3%12,3% (подъём) | | Рыба и морепродукты | 2,1%10,7% (подъём) | | Колбасные изделия | 5,6%6,0% (подъём) | | Молоко | 1,8%2,7% (подъём) | | Масло-сливочное | -0,9%2,4% (подъём) | | Макаронные изделия | 10,6%1,7% (спад) | | Хлебобулочные изделия | 13,6%1,6% (спад) | | Мука пшеничная | 19,8%-4,7% (спад) | | Крупа и бобовые | 7,2%-1,6% (спад) | | Яйца | -11,2%-25,2% (спад) | | | ПРИЛОЖЕНИЕ 2Цены в разных городах РФ на основные товары и услуги (на 04.07.2006г)|
Наименование товара | Казань | Н-Новгород | Самара | Уфа | Киров | | Колбаса полукопчёная | 141,79 | 167,68 | 158,21 | 121,00 | 182,12 | | Масло слив. | 78,73 | 103,18 | 107,81 | 79,35 | 85,64 | | Сметана | 45,25 | 63,06 | 45,11 | 56,53 | 47,64 | | Яйца (10шт.) | 17,72 | 21,09 | 26,87 | 17,72 | 21,32 | | Хлеб | 14,09 | 15,42 | 16,02 | 15,35 | 16,81 | | Картофель | 10,65 | 13,17 | 21,65 | 8,93 | 9,38 | | Горячее водоснабжение | 46,72 | 118,55 | 138,37 | 44,50 | 79,31 | | Проезд в автобусе | 14,00 | 13,00 | 14,00 | 13,00 | 13,00 | | Электроэнергия | 103,76 | 88,27 | 95,76 | 80,99 | 109,54 | | |
|
|