БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Рынок электроэнергии

Рынок электроэнергии

РЕФЕРАТ

РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

ВВЕДЕНИЕ

1. СПЕЦИФИКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ КАК ТОВАРА

2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

2.1 Основные этапы развития рынка электроэнергии

2.2 Недостатки и достоинства регулирования

2.3 Основные формы государственного управления электроэнергетикой

2.4 Формы конкуренции и структура отрасли

2.5 Основные проблемы перехода к конкуренции

3. КОНКУРЕНТНЫЕ ОПТОВЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

3.1 Структура дерегулированного рынка электроэнергии

3.2 Рынок электроэнергии: форвардный, «за день вперед» и «реального времени»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование электроэнергетики в России привело к образованию такого специфического товара как электроэнергия. Электроэнергия не обладает таким основным свойством присущим остальным товарам, как накопление и возможность удовлетворения растущего спроса запасами. Все это привело к образованию определенного рынка электроэнергии, учитывающего особенности электроэнергии как товара.

Разделение рынка на оптовый и розничный привело к необходимости создания конкурентной среды между производителями на оптовом рынке. В процессе реформирования электроэнергетики рынок постепенно проходит этапы перехода от регулируемого к дерегулируемому, основанному на естественной конкуренции между производителями электроэнергии. Возникают различные виды взаимоотношений между производителями и оптовыми потребителями электроэнергии, что на данном этапе развития привело к образованию:

рынка «за день вперед»,

рынка «реального времени».

Постепенно рынок электроэнергии будет усложняться и пополняться новыми инструментами рыночной экономики такими как форвардный рынок и рынок фьючерсных контрактов на электроэнергию.

1. СПЕЦИФИКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ КАК ТОВАРА

Наиболее важными особенностями экономики энергосистем, вызванными спецификой электроэнергии как товара и которые необходимо учитывать при организации рынка электроэнергии, является следующее:

1) производство, доставка (передача и распределение) и потребление электроэнергии в силу ее физической природы происходят практически одно-временно и ее невозможно складировать (накапливать) в значи-тельных объемах. Другими словами, произведенная продукция не может накап-ливаться на складах производителя, потребителя или в пути, а практически мгновенно доставляется до потребителя и потребляется им;

2) электроэнергия является в высшей степени стандартизированным про-дуктом, поставляемым множеством производителей в «общий котел» (т.е. в общие электрические сети) и мгновенно потребляемым оттуда же множеством потребителей. Поэтому с физической точки зрения невозможно определить, кто произвел электроэнергию, потребляемую тем или иным потребителем -- можно лишь контролировать объемы поставки в общую сеть от каждого производите-ля и объемы потребления из нее каждым потребителем;

3) электроэнергия, получаемая потребителем из энергосистемы, является товаром первой необходимости, только в редких случаях имеющим другие то-вары-заменители (например, переход на электроснабжение от автономной ди-зельной электростанции, перевод электроотопления на газовое отопление и не-которые другие случаи). По этой причине потребители обычно крайне чувстви-тельны к перерывам в электроснабжении, а энергосистема должна обладать не-обходимым запасом надежности.

Попутно отметим, что возможные принудительные отключения части потребителей в условиях дефицита электроэнергии или аварии, ведут к сниже-нию потребления, но не спроса. Иными словами, спрос на рынке электроэнер-гии не всегда равен потреблению;

4) производители выра-батывают и поставляют в общую сеть электрическую мощность точно в соот-ветствии со своими обязательствами (или заданием диспетчера), а все потреби-тели суммарно потребляют электрическую мощность точно в соответствии со своими обязательствами (или прогнозом диспет-чера). Но на практике в силу самого разного рода обстоятельств, как произво-дители, так и потребители допускают отклонения от своих обязательств.

Это влечет за собой дисбаланс между поставкой и потреблением. На любом другом рынке кратковременный дисбаланс между производст-вом и потреблением товара не приводит к потере устойчивости рынка, он легко ликвидируется за счет складского запаса или товаров-заменителей.

Специфика электроэнергии как товара приводит к развитию рынка электроэнергии отличного от обычных товарных рынков.

2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

2.1 Основные этапы развития рынка электроэнергии

Электроэнергетика возникла в 80-х годах XIX века, когда были построе-ны первые небольшие электростанции на постоянном токе низкого напряжения для электроснабжения отдельных потребителей. Ввиду очевидных достоинств применения электроэнергии для освещения помещений и улиц, а также постоянно расширяющихся областей ее применения (электротранспорт, отопление, связь и т.д.) этот период ознаменовался быстрым ростом числа не-больших изолированно работающих электростанций с собственными электри-ческими сетями, проложенными к их потребителям. Таким образом, электро-энергетические компании изначально были вертикально - интегрированными структурами, осуществляющими производство, передачу и поставку электро-энергии.

Высокие удельные потери электроэнергии при ее передаче на низком на-пряжении ограничивали дальность передачи электроэнергии несколькими ки-лометрами, что обусловило в этот период строительство электростанций пре-имущественно в крупных городах с их компактно расположенными потребите-лями и жесткую конкуренцию между производителями за потребителей. Распо-ложенные по соседству потребители могли получать электроэнергию от разных электростанций, принадлежащих разным производителям, и улицы многих городов оказывались опутанными проводами воздушных линий электропередачи (кабели для подземной прокладки сетей стали применяться позднее).

Следующий этап развития электроэнергетики пришелся на конец XIX -начало XX века, когда были изобретены и начали применяться трехфазные электрические машины (генераторы и двигатели) и трансформаторы. Это по-зволило строить электростанции в местах расположения первичных источников энергии (гидроэнергия рек, уголь), выдавать с них электроэнергию на повы-шенном напряжении, передавать ее на большие расстояния до местонахожде-ния потребителей и трансформировать ее в низкое напряжение, требующееся для электроустановок потребителей. Это также позволило обеспечивать элек-троэнергией малые города и сельские населенные пункты и положило начало созданию энергосистем.

Одновременно шел процесс объединения и слияния небольших незави-симых компаний, вызванный снижением прибыли из-за жесткой конкуренции, возможностью снижения издержек за счет отказа от прокладки параллельных линий электропередачи, присущим электроэнергетике положительным эффек-том масштаба и усиливающейся критикой со стороны городских властей и об-щественности из-за неопрятного вида улиц, опутанных многочисленными про-водами.

В целях упорядочения деятельности электроснабжающих компаний город-ские власти стали практиковать предоставление отдельным компаниям привиле-гии (концессии) обеспечивать электроэнергией те или иные районы города или отдельные участки электрохозяйства города (электротранспорт, электроосвеще-ние и т.д.)- Однако сроки действия концессии часто были непродолжительными, что не устраивало ни энергоснабжающие компании, ни их инвесторов.

Указанные выше обстоятельства послужили причиной того, что вначале в США в 1907 году, а затем и в других странах, начали приниматься законода-тельные акты, устанавливающие, что электроснабжение отдельных населенных пунктов и регионов является естественной монополией, подлежащей государ-ственному (общественному) регулированию. Целью регулирования было уста-новление специально созданными комиссиями тарифов на услуги компаний -монополистов, рассчитанных на основе их издержек плюс разумная прибыль.

Такой подход устраивал энергетические компании, поскольку позволял им сократить издержки, связанные с конкуренцией, устранить риск непродле-ния концессии и, следовательно, привлекать инвестиции на более выгодных ус-ловиях. Устраивал он и потребителей, поскольку отсутствие конкуренции сни-жало общественные издержки за счет прекращения строительства дублирую-щих элементов энергосистем, а государственное регулирование не позволяло монополистам получать чрезмерно высокую прибыль.

Дальнейшее развитие электроэнергетики во всех странах вплоть до по-следней трети XX века преимущественно происходило в условиях низкой ин-фляции и ознаменовалось следующими процессами:

продолжалось дальнейшее слияние и укрепление отдельных независи-мых компаний, что позволяло за счет положительного эффекта масштаба сокра-щать издержки, а за счет концентрации денежных средств и привлечения инве-сторов, проявлявших в этот период большой интерес к быстро развивающейся отрасли, совершенствовать технологию производства, передачи и распределения электроэнергии. Это давало возможность строить новые все более мощные электростанции и линии электропередачи все более высокого напряжения;

увеличение единичной мощности генерирующих установок и повыше-ние напряжения линий электропередачи позволили постоянно снижать удель-ные издержки на производство и передачу электроэнергии за счет повышения эффективности электростанций и снижения потерь при передаче.

По этой причине цены (тарифы) на электроэнергию оставались стабиль-ными, а относительно цен на большинство других потребительских товаров даже снижались. Это создало условия для обеспечения электроэнергией все большего круга потребителей и расширения сфер ее промышленного и бытово-го применения;

* в западных странах, особенно в США, электроэнергетика в начале это-го периода сформировалась в виде двух основных видов вертикально-интегрированных структур - муниципальных компаний и компаний, принадлежащих инвесторам.

Первые из них были регулируемыми естественными монополиями, обес-печивавшими электроэнергией тот или иной населенный пункт, вторые прода-вали вырабатываемую ими электроэнергию, как правило, близлежащим муни-ципальным компаниям и также регулировались государством. Межрегиональ-ные электрические связи в большинстве стран были развиты слабо.

В странах социалистического лагеря, и, в первую очередь, в СССР элек-троэнергетика развивалась в сторону все большей интеграции - от отдельных региональных энергосистем к объединенным энергосистемам нескольких ре-гионов и единой энергосистеме страны.

Важным следствием процесса интеграции в этих странах стало создание развитых межсистемных электрических сетей, позволяющих передавать боль-шие потоки электроэнергии между энергосистемами и регионами.

В западных странах с начала 70-х и вплоть до 90-х годов прошлого века, характеризовавшихся высокими темпами инфляции, имели место следующие процессы:

* происходил постоянный и существенный рост постоянных и переменных издержек энергетических компаний, стремившихся возместить все свои издержки через тарифы. Это, естественно, вело к росту цен на электроэнергию и вызывало недовольство потребителей, многие из которых причину роста цен усматривали в неэффективности регулирования.

К этому же периоду относится усиление критики энергетических компа-ний и государственных органов: за строительство атомных станций - из-за их высокой стоимости и проблем безопасности, гидроэлектростанций - из-за зато-пления больших массивов плодородной земли и проблем судоходства и круп-ных угольных электростанций - из-за загрязнения окружающей среды. По мне-нию критиков, принятие соответствующего законодательства и переход на ры-ночные отношения способны были ослабить эти негативные явления;

* потребление электроэнергии перестало расти прежними темпами и практически стабилизировалось из-за перехода на новые энергосберегающие технологии, в то время как из-за привлекательности отрасли для инвесторов повсеместно имелся неоправданный избыток генерирующих мощностей, опла-чиваемых в итоге потребителями;

* в ряде стран имели место крупные системные аварии и в целях повы-шения надежности работы отдельных энергосистем повсеместно стали стро-иться межсистемные линии электропередачи, что сделало возможным торговлю электроэнергией между энергосистемами.

Все эти процессы и соображения, а также замедление роста положитель-ного эффекта масштаба в отрасли и, в первую очередь, в генерации, поставили в повестку дня вопрос об отказе от монополии и переходе к дерегулированию и конкуренции в тех сферах деятельности, где это было целесообразно сделать. Таковыми в электроэнергетике являются производство электроэнергии и ее по-ставка, в то время как передача и распределение, по очевидным причинам, в любом случае являются естественными монополиями.

Дополнительным обстоятельством, позволившим либерализовать отношения на рынке электроэнергии, стал достигнутый к этому времени качествен-но новый уровень информационных технологий и средств измерения и связи, необходимый для передачи и обработки увеличенного объема информации, вы-зываемого усложнением отношений участников рынка,

В связи со сказанным выше, в начале 90-х годов прошлого столетия в ря-де стран (Великобритания, отдельные штаты США, страны Скандинавии и не-которые другие) были проведены реформирование и реструктуризация элек-троэнергетики, предусматривающих дерегулирование отрасли и переход к кон-куренции.

Дополнительным импульсом к дерегулированию электроэнергетики в странах Евросоюза стали директива Европарламента, принятая в 1998 году и направленная на создание единого, как и в отношении других товаров, рынка электроэнергии и проведенная в ряде стран (Великобритания, Чили) приватиза-ция основных объектов электроэнергетики.

В итоге, в настоящее время уже несколько десятков стран перешли или переходят к дерегулированию и конкуренции на рынке электроэнергии. Начал-ся этот процесс и в республиках бывшего СССР.

2.2 Недостатки и достоинства регулирования

Регулирование является альтернативой конкурентному ценообразованию и, в идеале, на регулируемом рынке цены должны быть равны предельным издержкам производителей в долговременном периоде и производители должны иметь стимулы для снижения своих издержек. Однако ни один из методов ценообразования, разработанных и опробо-ванных на практике за многолетнюю историю регулирования рынков, не позво-ляет одновременно достичь обеих вышеуказанных целей. Объясняется это пре-жде всего тем, что установление цен (тарифов) регулятором является бюрокра-тическим и трудоемким процессом, требующим получения и анализа большого объема объективной информации о рынке и издержках производителей, в связи с чем пересмотр цен (тарифов) не может происходить часто.

Поэтому регуляторы вынуждены устанавливать цены (тарифы) неизменными на какой-либо достаточно длительный период времени. При этом, если цены (тарифы) установлены на основе издержек производителя, обычно исто-рических, то с той или иной степенью точности производитель компенсирует все свои издержки долговременного периода, включая доход на инвестирован-ный капитал и прибыль. Но при этом стимулы минимизировать свои издержки, например, за счет совершенствования технологии, у производителя отсутству-ют, так как в следующем периоде это неизбежно приведет к снижению цены (тарифа) на его продукцию. Минимизация издержек не принесет ему ожидае-мой прибыли (как это было бы на конкурентном рынке), а только удешевит его продукцию для потребителей. Следовательно, производитель не заинтересован в инновациях, и отрасль будет развиваться не так динамично, как она могла бы.

В этом смысле более приемлемым является установление цен (тарифов) в виде ценового потолка, обычно на основе какой-либо формулы, учитывающей инфляцию и научно-технические прогнозы. В этом случае у производителя по-является стимул минимизировать свои издержки, так как в течение периода действия тарифа вся экономия от снижения издержек будет принадлежать ему. Но для того, чтобы производитель успел воспользоваться плодами своих инно-ваций, срок действия должен быть достаточно длительным - 5 лет и более. Другим условием ценообразования на основе ценового потолка ^является уста-новление цены (тарифа) на таком уровне, чтобы добросовестный и инициатив-ный производитель не обанкротился.

Однако точно прогнозировать на много лет вперед развитие процессов, влияющих на издержки производителей, дело очень трудное и потому цены (тарифы) при этом подходе часто оказываются завышенными и не отражающи-ми предельные издержки.

Таким образом, ни один из основных подходов регуляторов к ценообра-зованию не может сравниться по своей эффективности с ценообразованием на конкурентном рынке. В то же время, у регулируемого рынка электроэнергии в виде вертикально - интегрированной монополии есть и ряд преимуществ перед конкурентным рынком.

К ним, прежде всего, следует отнести:

* возможность легко решать такие задачи государственной политики, как
субсидирование менее развитых территорий и отраслей экономики, сниженные тарифы для малообеспеченных слоев населения и использование нетрадицион-ных и возобновляемых источников энергии (в принципе, решение этих задач возможно и на либерализованных рынках, но при этом возникают значитель-ные трудности);

возможность присутствия на рынке крупных и очень крупных относи-тельно пиковой нагрузки энергосистемы производителей, что на конкурентном рынке неприемлемо из-за их рыночной власти,

полное использование положительного эффекта масштаба производства;

возможность привлечения более дешевых кредитов и инвестиций, т.к. риски для инвесторов на монопольном рынке меньше, чем на конкурентном;

наилучшие возможности для оптимизации режимов электростанций и, соответственно, переменных издержек производства,

* "более высокая надежность энергосистемы из-за централизации вопро-сов оперативного управления, эксплуатации и развития.

Необходимо также отметить, что преимущества конкурентного ценообра-зования полностью могут проявиться только на рынках совершенной или абсо-лютной конкуренции, тогда как на практике большинство рынков, в том числе и рынки электроэнергии, таковыми не являются. Имеющийся на сегодня опыт либерализации рынков электроэнергии в разных странах также неоднозначен - есть успешные примеры, но есть и откровенно неудачные.

Поэтому из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

либерализация может быть эффективна на тех рынках электроэнергии, на которых обеспечен достаточный уровень конкуренции, т.е. имеется много средних и мелких относительно нагрузки энергосистемы производителей и от-сутствуют крупные производители, обладающие рыночной властью;

до перехода к конкуренции необходимо провести тщательный анализ предпосылок и последствий перехода к конкуренции;

2.3 Основные формы государственного управления электроэнергетикой

В зависимости от типа экономики страны (плановая или рыночная), вида собственности (государственная или частная) и степени дерегулирования рынка (монополия или конкуренция) применяются разные формы государственного управления отраслью.

При этом можно выделить три основные формы государственного управ-ления отраслью:

прямое государственное управление отраслью.

При этой форме управ-ления государство владеет и через свои органы (например, министерство) на-прямую управляет и отраслью и входящими в нее предприятиями. Объем про-изводства и поставок, ценовая и инвестиционная политика, финансовые показа-тели, направления использования прибыли - практически все важные для пред-приятий отрасли решения принимаются государством. Инвестиции осуществ-ляются, как правило, централизованно за счет государственных ассигнований. Но поскольку для государства эффективность именно этой отрасли не обязательно является главным приоритетом, то принимаемые решения не всегда от-вечают ее интересам. Такая форма управления отраслью имела место в СССР, а также продолжает иметь место в некоторых странах (например, в Китае);

государственное управление отраслью через государственную корпорацию.

При этой форме управления государство владеет отраслью, но управля-ет ею не напрямую, а через создаваемую им государственную корпорацию (компанию). Главное отличие этой формы управления от предыдущей заключа-ется в том, что корпорация, несмотря на то, что в целом и общем выполняет во-лю государства и должна действовать в его интересах, имеет определенную са-мостоятельность в принятии решений, направленных на повышение эффектив-ности и получение прибыли. Цены, как правило, устанавливаются государст-венным регулирующим органом;

государственное регулирование и надзор за функционированием от-расли.

Эта форма управления применяется, если все предприятия отрасли или их часть находятся в частной собственности. При этой форме управления пред-приятия отрасли максимально самостоятельны в принятии решений, а государ-ство осуществляет управление отраслью через такие рычаги, как лицензирова-ние, регулирование деятельности монополистов, надзор за безопасностью и т.д. Именно эта форма государственного управления является основной на либера-лизованных рынках электроэнергии.

Государственное регулирование и надзор за электроэнергетикой обычно заключается в:

лицензировании;

государственном регулировании цен (тарифов);

государственном надзоре за надежностью и безопасностью производ-ства, передачи, распределения и потребления электроэнергии;

* установлении общеобязательных правил, связанных с производством,
передачей, распределением и потреблением электрической и тепловой энергии,
а также надежностью и безопасностью строительства электроэнергетических
установок и их эксплуатации.

Структура государственного управления электроэнергетикой в разных странах отличается большим разнообразием входящих в нее органов управле-ния. Однако в случае дерегулирования, ввиду важных экономических и соци-альных последствий реформ в электроэнергетике, необходимым представляется иметь в их составе независимый орган, ответственный за проведение реформ и нормальное функционирование рынка.

Неслучайно в большинстве стран, осуществивших дерегулирование элек-троэнергетики, было признано необходимым руководство реформами и надзор за функционированием рынка поручить независимым агентствам (FERC в США, OFGEM - в Англии и Уэльсе, Национальная энергетическая админист-рация - в Швеции и Чили и т.д.). Сфера деятельности этих агентств и их функ-ции в разных странах определены по-разному, но их объединяет то, что они не-зависимы настолько, насколько может быть независимым орган государствен-ного управления.

Независимость создает условия для принятия агентствами решений, на-правленных, прежде всего, на повышение эффективности и развитие рынка, ис-ходя не из интересов отдельных участников или их групп, а из интересов от-расли и экономики в целом.

2.4 Формы конкуренции и структура отрасли

Любая энергосистема, независимо от того, работает она в условиях моно-польного или либерализованного рынка, имеет технологическую структуру, показанную на рис.1.

Рис.1. Технологическая структура энергосистемы и границы оптового и розничного рынков

На рис.1. также показаны технологические границы оптового и роз-ничного рынков электроэнергии, которые соответствуют следующему их по-ниманию:

на оптовом рынке крупные электростанции и импортеры продают электроэнергию оптовым покупателям - энергоснабжающим организациям (розничным поставщикам) и крупным конечным потребителям, а поставка им электроэнергии осуществляется преимущественно по электрическим сетям вы-сокого напряжения (передающим сетям);

на розничном рынке энергоснабжающие организации и региональные электростанции продают электроэнергию розничным покупателям (средним и мелким конечным потребителям), а поставка им электроэнергии осуществляет-ся по сетям среднего и низкого напряжения (распределительным сетям).

Переход от монопольного рынка, когда одна вертикально - интегрирован-ная компания (ВИК) монопольно осуществляет производство, передачу, распре-деление и поставку электроэнергии, к конкурентному рынку, может быть осуще-ствлен различными путями и в различных вариантах. При этом напомним, что конкуренцию на рынке электроэнергии можно организовать в сферах производ-ства и поставки электроэнергии, а сферы ее передачи и распределения в любом случае должны оставаться монопольными и регулироваться государством.

Кроме того, переход к конкуренции возможно осуществить поэтапно -вначале на оптовом рынке, а затем и на розничном.

С учетом сказанного, конкуренция на рынке электроэнергии в пределах электрических сетей какой-либо ВИК может быть организована в следующих основных формах, приведенных в порядке возрастания уровня конкуренции:

конкуренция между независимыми производителями электроэнергии (НПЭ) за право ее продажи существующей монопольной вертикально интегрированной компании (ВИК);

конкуренция между НПЭ (или любыми третьими лицами) и ВИК за право поставки электроэнергии энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям. НПЭ (любые третьи лица) имеют свободный (или открытый) дос-туп к передающим сетям ВИК;

3)все электростанции ВИК становятся независимыми производителями электроэнергии и конкурируют с другими НПЭ за право продажи электроэнер-гии единому покупателю - специальному закупочному агентству (СЗА). Доступ к передающим сетям свободный.

конкурентный оптовый рынок;

конкурентные оптовый и розничный рынки.

В случаях 1) и 2) реструктуризация отрасли не требуется - она продолжа-ет оставаться вертикально - интегрированной. В случае 3) необходима реструк-туризация отрасли путем вывода производителей электроэнергии из состава ВИК. Во всех этих трех случаях рынок работает в условиях неполной (или ог-раниченной) конкуренции.

В двух остальных случаях, предусматривающих полную конкуренцию, необходима полная реструктуризация отрасли путем дезинтеграции монополи-ста на отдельные компании по производству, передаче и распределению элек-троэнергии.

В связи со сказанным, в электроэнергетике возможны 4 основные модели структуризации отрасли:

* Модель 1 - отрасль представляет собой вертикально - интегрирован-ную структуру (ВИК), которая, при необходимости, закупает электроэнер-гию у НПЭ или (и) конкурирует с ними за право поставки электроэнергии.

Разновидностью этой модели является такая структура отрасли, при кото-рой одна компания монопольно осуществляет производство электроэнергии и ее передачу по высоковольтным электрическим сетям, а другие компании, ко-торым принадлежат сети среднего и низкого напряжения, монопольно постав-ляют ее всем потребителям на обслуживаемой ими территории. При этом эти распределительные компании могут покупать электроэнергию только у единст-венной компании по производству и передаче электроэнергии.

* Модель 2 - все электростанции отрасли являются независимыми про-изводителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии единому покупателю - специальному закупочному агентству. Единый покупатель является монополистом по покупке и поставке электро-энергии всем потребителям.

* Модель 3 - все электростанции отрасли являются независимыми про-изводителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии оптовым покупателям - энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям.

Энергоснабжающие компании являются монополистами по поставке электроэнергии «своим» розничным потребителям - у последних нет права вы-бора другого поставщика.

Эта модель предполагает свободный доступ к передающим сетям, конку-ренцию на оптовом рынке и отсутствие ее на розничном рынке.

* Модель 4 - все электростанции отрасли являются независимыми про-изводителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии любым покупателям как на оптовом рынке, так и на розничном рынках. Другими словами, всем потребителям предоставляется свобода выбора своих поставщиков и наоборот.

Эта модель предполагает свободный доступ как к передающим, так и к распределительным сетям и конкуренцию на оптовом и розничном уровнях.

2.5 Основные проблемы перехода к конкуренции

При переходе от регулирования к конкуренции возникает ряд проблем, рассмотренных ниже.

Во-первых, в вертикально-интегрированной энергосистеме, монопольно осуществляющей производство, передачу, распределение и поставку электро-энергии, режимы нагрузок электростанций в объеме, необходимом для удовле-творения спроса, рассчитываются и задаются централизованной диспетчерской службой с учетом допустимой пропускной способности линий электропередач и обеспечения необходимых резервов мощности. Такой централизованный подход позволяет относительно просто обеспечивать требуемые устойчивость энергосистемы и качество электроэнергии, а также оптимизировать режимы электростанций путем, например, наивыгоднейшего распределения нагрузки.

Дерегулирование рынка электроэнергии предполагает, что режимы по-ставки и потребления определяются рынком, а не диспетчером, и что любой поставщик должен иметь свободный и недискриминационный доступ к пере-дающим сетям. При этом, очевидно, могут возникать ситуации, когда исполне-ние этих режимов поставки и потребления привело бы к перегрузке отдельных линий электропередачи и, соответственно, к снижению надежности и качества электроснабжения и/или даже к потере устойчивости энергосистемы.

В связи с этим возникают следующие вопросы, связанные с реализацией права участников на свободный и недискриминационный доступ к передающим сетям, с одной стороны, и с недопущением перегрузки линий электропередач, с другой-, а именно:

* необходимость адаптации существующего порядка планирования и контроля поставок электроэнергии к рыночным условиям. Для этого требуется организовать своевременный сбор информации о планируемых участниками рынка поставках электроэнергии и проверка возможности этих поставок с точ-ки зрения допустимой пропускной способности электрических сетей и сбалан-сированности режимов поставки/потребления в целом по энергосистеме.

Возможные по условиям пропускной способности и сбалансированности планируемые поставки участников рынка должны быть включены в суточный график почасового производства, передачи и потребления электроэнергии уча-стниками рынка (далее - суточный график). Суточный график направляется участникам рынка для исполнения и используется для контроля соблюдения предусмотренных в нем режимов;

* разработка рыночных методов управления возможными перегрузками в электрических сетях. В случае необходимости ограничения каких-либо по-ставок по соображениям возможной перегрузки отдельных линий электропере-дачи их пропускная способность должна быть распределена на справедливой основе между заинтересованными участниками рынка. Наиболее эффективно это можно сделать, создав в том или ином виде рынок прав на пропускную спо-собность линий электропередачи, подверженных перегрузкам.

Во-вторых, в условиях вертикально-интегрированной отрасли поддержа-ние (регулирование) баланса активной мощности осуществляется за счет соот-ветствующего регулирования мощности входящих в состав компании электро-станций и ввода, при необходимости, оперативных резервов мощности.

В условиях либерализованного рынка, когда электростанции, как прави-ло, юридически и хозяйственно самостоятельны, участие производителей в та-ком регулировании, сопряженном с изменением выработки электроэнергии, возможно только при их финансовой заинтересованности в этом. Другими сло-вами, должен быть организован специальный рынок, на котором производители могли бы предлагать Системному оператору свои резервы мощности для цен-трализованного их использования в целях регулирования баланса активной мощности в энергосистеме.

С другой стороны, в целях уменьшения величин возможных дисбалансов и объема необходимых оперативных резервов мощности должны быть созданы стимулы для соблюдения участниками рынка предусмотренных суточным гра-фиком режимов. Для этого должны быть организованы централизованное вы-явление и коммерческое урегулирование дисбалансов на принципах, содержа-щих необходимые экономические стимулы. Но поскольку спрос и предложение на электроэнергию и, соответственно, ее рыночная цена могут меняться от часа к часу, то для выявления и урегулирования дисбалансов требуется почасовой учет объемов.

В связи с вышесказанным возникает необходимость в балансирующем механизме, состоящем из регулирующего рынка и системы выявления и урегу-лирования почасовых дисбалансов, основанные на рыночных подходах;

В-третьих, электроэнергия, поставляемая и потребляемая участниками рынка, является обезличенной и ее невозможно идентифицировать. В связи с этим возникает вопрос организации централизованной системы учета и взаи-морасчетов за электроэнергию.

В-четвертых, такие необходимые для устойчивого функционирования энергосистемы услуги, как регулирование частоты и напряжения и резервиро-вание мощности электростанций, могут предоставляться только отдельными участниками рынка. Эти вспомогательные услуги отдельных участников рынка должны централизованно закупаться для оказания всем участникам рынка сис-темных услуг по обеспечению устойчивости энергосистемы. Поэтому возника-ет вопрос организации рынков вспомогательных и системных услуг±

В-пятых, необходимо организовать обеспечение участников рынка свое-временной и объективной рыночной информацией, необходимой им для приня-тия адекватных и своевременных решений.

В-шестых, при любом из рассмотренных выше вариантов перехода к кон-куренции на оптовом рынке электроэнергии появляются независимые участни-ки рынка, и возникает необходимость установления правил, определяющих их права и обязанности. Прежде всего, такие правила нужны в связи с такими особенностями рынка электроэнергии, как:

необходимость предоставления участникам рынка равного и недискриминационного доступа к электрическим сетям для передачи проданной и\или купленной ими электроэнергии;

неизбежность отклонения фактических режимов поставки и потребления электроэнергии от их контрактных величин, в связи с чем необходимы ме-ры по поддержанию баланса в энергосистеме, а также выявлению и урегулиро-ванию дисбалансов.

Другими словами, для того, чтобы осуществлять торговлю на либерали-зованном рынке электроэнергии, нужно установить ряд правил, которые, в свою очередь, можно разбить на правила доступа на рынок и правила поведе-ния на рынке.

Правила доступа на рынок определяют условия получения права рабо-тать на этом рынке. К ним, прежде всего, относятся такие условия, как:

* лицензирование тех или иных видов деятельности;

условия физического подключения к электрическим сетям;

условия оплаты услуг энергопередающих организаций по передаче электроэнергии.

Правила поведения на рынке регулируют повседневную деятельность участников рынка, которая имеет два аспекта - техническую (операционную) и торговую. В связи с чем эти правила должны состоять из двух частей:

операционных правил (например, Сетевого Кодекса),

правил торговли, включая вопросы регулирования отношений, как между участниками рынка, так и между ними и органом (органами) управления рынком.

В совокупности, правила доступа на рынок и правила поведения опреде-ляют форму (модель) организации торговли электроэнергией.

3.КОНКУРЕНТНЫЕ ОПТОВЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

3.1 Структура дерегулированного рынка электроэнергии

При вертикально-интегрированной структуре отрасли одна компания мо-нопольно осуществляет производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, обеспечивает надежность энергосистемы, управление пере-грузками, а также необходимое качество электроэнергии. Но, несмотря на раз-нообразный характер деятельности ВИК, конечным продуктом ее деятельности, подлежащим продаже, является только электроэнергия, доставленная потреби-телю, а все другие продукты ее деятельности потребляются внутри компании.

При переходе к дерегулированному рынку, предусматривающему конку-ренцию в сферах производства и поставки электроэнергии, возникает новая картина. Дезинтеграция прежде единой компании означает появление доста-точно большого числа независимых рыночных игроков, торгующих электро-энергией на оптовом и розничном рынках, а также означает необходимость ор-ганизации ряда субрынков и решения проблем перехода от монопольного рын-ка к конкурентному.

Из анализа этих проблем вытекает, что на конкурентном рынке электро-энергии предметом купли-продажи являются:

электроэнергия;

права на передачу электроэнергии по ЛЭП (или маршрутам передачи), подверженным перегрузкам;

централизованные услуги Системного оператора всем участникам рын-ка по балансированию энергосистемы и обеспечению безопасности и надежно-сти ее функционирования (системные услуги);

услуги отдельных участников рынка Системному оператору, необхо-димых ему для выполнения своих функций (вспомогательные услуги);

* информационные и другие услуги.

Рынок собственно электроэнергии состоит из двух уровней -- оптового рынка и розничного рынков. Наиболее важным из них является оптовый рынок, т.к. на нем в основном формируется конкурентная цена на электроэнергию, и только на нем централизованно осуществляются балансирование энергосисте-мы, управление перегрузками и оказание системных и вспомогательных услуг.

Оптовый рынок является более сложным и с точки зрения его организа-ции, т.к. возможные методы и формы оптовой торговли электроэнергией и управления рынком являются более разнообразными, что, в свою очередь, пре-допределяет и более сложную его структуру.

Таким образом, переход от монополии к конкурентному рынку электро-энергии означает более сложную структуру рынка и более сложные отношения между его участниками. Такой переход требует организации вместо единого монопольного рынка целого ряда новых рынков по торговле электроэнергией, а также новых подходов в вопросах взаиморасчетов, тарифов на передачу, управ-ления перегрузками, балансирования энергосистемы и обеспечения качества электроэнергии и надежности энергосистемы.

3.2 Рынок электроэнергии: форвардный, «за день вперед» и «реального

времени»

Форвардный рынок. Как и на других товарных рынках, электроэнергия может поставляться на основании предварительно (за год, месяц и т.д. вперед) заключенных сделок. Такие сделки, как известно, называются форвардными сделками, а соответствующий рынок (субрынок) - форвардным рынком.

Форвардный рынок электроэнергии функционирует на основе двусторон-них контрактов, свободно заключаемых продавцами и покупателями электро-энергии. Купля-продажа электроэнергии на этом рынке может осуществляться путем заключения:

прямых двусторонних контрактов между производителем и потребите-лем;

контрактов с дилерами (перепродавцами электроэнергии);

* сделок на электроэнергетической бирже, торгующей форвардами. Форвардные контракты на рынке электроэнергии, по сути, являются финансовыми сделками, т.к. в первую очередь направлены на страхование сторон от неблагоприятного изменения конъюнктуры и цен в будущем (в период по-ставки). Окончательные обязательства по физической поставке и потреблению электроэнергии возникнут только после включения предусмотренных этими контрактами поставок в суточный график с учетом возможных ограничений на передачу электроэнергии. Следовательно, торговля форвардами не требует ка-кой-либо координации, а форвардный рынок - управления им и, соответствен-но, специальных мер по его организации (за исключением организации в от-дельных случаях централизованно управляемых рынков по продаже прав на пе-редачу по сетям, испытывающим регулярные перегрузки).

Однако в отношении рынка «за день вперед» и рынка реального времени дело обстоит иначе, и торговля на них требует специальных мер по ее органи-зации.

Рынок «за день вперед». На традиционных товарных рынках торговцы самостоятельно определяют, когда и сколько товара будет поставлено. Постав-ка товара может осуществляться различными видами транспорта и обычно за-нимает достаточно продолжительный период времени. На случай временной перегрузки транспортных коммуникаций производители и потребители могут складировать товар, а в случае постоянной перегрузки этих коммуникаций во-прос решается заблаговременным повышением цен на перевозку. Поэтому по-ставки на обычных товарных рынках не требуют централизованного планиро-вания и координации.

В этом отношении ситуация на рынке электроэнергии выглядит по-другому из-за двух важных обстоятельств - мгновенности процесса произ-водства, передачи и потребления электроэнергии (невозможности ее складиро-вать) и отсутствия товаров заменителей и невозможности контролировать и (или) ограничивать фактические объемы потребления каждого отдельно взято-го потребителя в соответствии с его контрактными обязательствами- В то же время перегрузка электрических сетей (даже кратковременная) недопустима по соображениям перегрева элементов сети и устойчивости энергосистемы.

В связи с этим возникает необходимость предварительного централизо-ванного планирования и координации поставок электроэнергии с учетом до-пустимой пропускной способности линий электропередачи и критериев устой-чивости энергосистемы.

Такое планирование и координация поставок электроэнергии централизо-ванно осуществляются Системным оператором путем составления в день, предшествующий операционным суткам, суточного графика производства, пе-редачи и потребления электроэнергии на данном рынке.

При отсутствии ограничений на передачу по электрическим сетям любые поставки могут быть включены в суточный график в полном объеме. Однако практически в любой энергосистеме имеются те или иные ЛЭП (маршруты, участки электрических сетей), имеющие в тот или иной период времени недос-таточную пропускную способность для передачи всех необходимых для потре-бителей объемов электроэнергии. График поставок электроэнергии должен быть составлен таким образом, чтобы не допустить перегрузку электрических сетей ни в одной из ЛЭП. При необходимости, пропускная способность этих ЛЭП должна быть справедливо и на недискриминационной основе распределе-на между участниками рынка, желающими поставлять по ним электроэнергию.

Для составления суточного графика следующего операционного дня должны быть известны:

объемы потребления (спрос) по энергосистеме в целом и по ее отдель-ным узлам;

производители, чьи поставки обеспечат на конкурентной основе и без
перегрузки сетей покрытие спроса по энергосистеме в целом и по каждому ее
узлу.

Последним периодом времени, когда Системный оператор должен окон-чательно определиться с суточным графиком, является день, предшествующий операционному дню, точнее - часть этого дня, предшествующая составлению суточного графика.

Поэтому в день, предшествующий операционным суткам, в той или иной форме возникает рынок «за день вперед», который позволяет на конкурентной основе окончательно определить производителей и объемы поставок электро-энергии, включаемых в суточный график. Иногда в этих же целях создается и внутридневной рынок, на котором отбор поставщиков осуществляется в тече-ние операционных суток и заканчивается за час (иногда - за несколько часов) до начала поставки - так называемый рынок «за час вперед». Оба этих рынка представляют собой рынки краткосрочных контрактов.

Почасовые объемы поставки электроэнергии в общую сеть и потребления из нее, уточненные по результатам рынка «за день вперед», включаются в су-точный график энергосистемы, и после корректировки по результатам рынка «за час вперед» становятся окончательными обязательствами участников рынка.

Рынок «реального времени». При исполнении суточного графика про-изводители и потребители электроэнергии могут допускать отклонения от их контрактных обязательств (дисбалансы).

При этом одни участники рынка потребляют электроэнергию сверх кон-трактных объемов, другие - ниже контрактных объемов, но, в общем случае, допускаемые ими дисбалансы разного знака не уравновешивают друг друга. И если общий дисбаланс в энергосистеме достигает заметных величин, то это приводит к недопустимому отклонению частоты переменного тока. В целях поддержания частоты Системный оператор, в зависимости от знака результирующего дисбаланса в энергосистеме, централизованно регули-рует поставку электроэнергии и/или ее потребление. На дерегулированном рынке электроэнергии такое регулирование является услугой, оказываемой Системному оператору участниками рынка, а издержки регулирования должны, естественно, возмещаться теми участниками рынка, по чьей вине эти издержки возникли. Поэтому неконтрактные объемы электроэнергии (дисбалансы) под-лежат централизованному выявлению и финансовому урегулированию.

Из этого следует, что в режиме реального времени, несмотря на отсутст-вие предварительных индивидуальных контрактов между участниками рынка о купле-продаже дисбалансов, фактически имеет место торговля ими. В связи с этим на дерегулированном рынке электроэнергии, наряду с рынками долго-срочных и краткосрочных контрактов, существует и рынок реального времени.

Поскольку контрактные обязательства участников рынка по поставке и потреблению электроэнергии в суточном графике указываются на почасовой (в некоторых странах -- на получасовой) основе, то в течение каждого часа (полу-часа) имеет место свой рынок реального времени.

Таким образом, с точки зрения временной последовательности торговли, оптовый рынок электроэнергии, в общем случае, состоит из следующих рынков (субрынков):

форвардного рынка,

рынка «за день вперед»,

рынка «реального времени».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для полноценного развития рыночной экономики в России возникла необходимость реформирования электроэнергетики, что привело к образованию рынка электроэнергии. По своей структуре этот рынок во многом схож с остальными рынками товаров, но присущие специфические особенности электроэнергии, как товара, такие как невозможность накопления и длительного хранения больших объемов электроэнергии, а так же то, что вся произведенная на оптовом рынке электроэнергия должна быть в это же время потреблена, привело к образованию сложных взаимоотношений между производителями и оптовыми потребителями электрической энергии. Рынок электроэнергии сложен по своей структуре и включает в себя не только производителей и покупателей, но и сложную инфраструктуру позволяющую учесть все особенности электроэнергии как товара и позволить рынку нормально функционировать. Все это позволяет выделить его как отдельный вид рынка.

На данный момент рынок электроэнергии не закончил своего развития. По сравнению с западным или американским, Российскому рынку электроэнергии еще предстоит длительное развитие и реформирование для обретения всех инструментов рыночной экономики.

Список использованной литературы.

Тукенов А. А. «Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции»

Журнал «Энергорынок» №№ 9,10,11,12 2005 г.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011