БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Сдерживание монополистической конкуренции: антитрестовская политика

Сдерживание монополистической конкуренции: антитрестовская политика

3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ПРИДНЕПРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

ИНТСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Факультет переподготовки

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

КОНТРОЛЬНАЯ РОБОТА

по дисциплине: «Микроэкономика»

Вариант №16

Група: 2-ОА-П-07

Выполнила: Семашкевич Е.А.

Зачетная книжка №3101

Проверила: ст.преп.Чекалова Н.Э.

__________________ ________________

Дата сдачи работы подпись студента

___________________ _______________

Дата проверки работы подпись преподавателя

Днепропетровск

2008

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра экономических дисциплин

Задание

На выполнение контрольной работы по дисциплине

микроэкономика

(вариант №16)

студента группы 2-ОА-П-07 Семашкевич Е.А.

Задание к теоретической части: сдерживание монополистической власти: антитрестовская политика

Условие расчетной части: задание №16

Старший преподаватель Чекалова Н.Э.

Содержание

  • Введение 4
  • Раздел I. Теоретическая часть. Антимонопольное законодательство 5
    • 1.1 Антимонопольное законодательство в Украине 5
    • 1.2 Антимонопольное законодательство в зарубежных странах (США) 9
    • 1.2.1 Антитрестовский закон Шермана 10
    • 1.2.2 Закон Клейтона 10
    • 1.2.3 Закон Робинсона-Пэтмэна 11
  • Раздел 2. Расчетная часть 13
  • ВЫВОДЫ 15
  • Список использованной литературы 16
Введение

Микроэкономика как раздел экономической науки охватывает широкий спектр вопросов и проблем взаимодействия отдельных, хозяйствующих субъектов, а также изучает их поведение на различных рынках. Микроэкономика рассматривает вопросы оптимизации объемов производства и его издержек, потребления ресурсов и их распределения, ценообразования, доходности и др. Также в курс микроэкономики входит изучение рынка и рыночных структур.

Актуальность антимонопольного законодательства на сегодняшний день является бесспорной, поскольку о его нарушении часто ведутся дела, некоторые из которых приобретают особый размах. Деятельность органов, призванных смотреть за соблюдением антимонопольного законодательства показывает, что данные нарушения причиняют вред обществу в больших размерах.

Необходимость постоянного усовершенствования данного законодательства объясняется тем, что фирмы-нарушители постоянно находят пути того, как осуществить свои антиконкурентные действия.

Целью данной работы является исследование существующего антимонопольного законодательства в Украине и в иностранных государствах, путей сдерживания монополистической власти.

Предметом данного исследования является антимонопольное законодательство Украины и антитрестовские законы за рубежом.

Объектом исследования являются монополии как один из типов рыночной структуры.

Раздел I. Теоретическая часть. Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в широком и узком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

1.1 Антимонопольное законодательство в Украине

В настоящее время антимонопольные законы действуют почти во всех развитых странах. В Украине основным антимонопольным законом является Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" от 18 февраля 1992г. №2132-XII. Статья первая этого закона гласит:

"…Монопольным признается положение субъекта хозяйствования, часть которого на рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины может признаваться монопольным положение субъекта хозяйствования, часть которого на рынке определенного товара менее 35%; монопольная цена - цена, которая устанавливается субъектом хозяйствования, занимающего монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции или нарушению прав потребителя…" [1]

В соответствии с законодательством Украины само по себе владение субъектом хозяйствования монопольное положение не является противоправным. Таким считается лишь злоупотребление доминирующим положением на рынке. Согласно статье 4 Закона Украины "Про ограничение монополизма…" злоупотреблениями монопольным положением считаются:

- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных соглашений, не являющихся предметом договора, в том числе и навязывание товара, не нужного контрагенту;

- ограничение или прекращение производства, а также изъятие из оборота товаров, которые привели или могут привести к созданию или поддержке дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников поставки или сбыта, которые привели или могут привести к созданию или поддержке дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- другие действия, которые привели или могут привести к созданию преград доступа на рынок других субъектов хозяйствования;

- установление дискриминационных цен на свои товары, которые ограничивают права отдельных потребителей;

- установление монопольно низких цен на свои товары, которое привело или может привести к ограничению конкуренции;

- установление монопольно высоких цен на свои товары, которое привело или может привести к нарушению прав потребителей. [1]

Государственной контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией.

Антимонопольный комитет Украины образуется Верховным Советом Украины. В своей деятельности Антимонопольный комитет Украины подчинен и подотчетен Верховному Совету Украины.

В целях предотвращения монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления осуществляют предварительные действия по государственному контролю за реорганизацией (слиянием и присоединением) предприятий, созданием ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, превращения органов управления в указанные объединения, а также за созданием, реорганизацией т ликвидацией хозяйственных обществ.

Предприниматель может приобретать контрольный пакет акций акционерного общества, занимающего монопольное положение на рынке, при условии уведомления в месячный срок Антимонопольного комитета Украины. Такие же правила применяются и а тех случаях, если предприниматель доли (паи) в другом хозяйственном обществе, которое занимает монопольное положение.

В случаях, если предприниматели злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления выдают распоряжение о принудительном разделе монопольных образований. Принудительный раздел не применяется в случаях:

- невозможности организационного или территориального отделения предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- наличия тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц (если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия составляет менее 30%).

Штрафы на предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом за:

- уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение распоряжений Антимонопольного комитета Украины о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, восстановлении начального состояния или изменении соглашений, противоречащих настоящему Закону;

- непредставление, несвоевременное представление информации монопольному комитету Украины и его территориальным монополия управлениям или представления заведомо недостоверных данных.

Прибыль, незаконно полученная субъектами предпринимательской деятельности в результате нарушения данного Закона, взыскивается судом или арбитражным судом в государственной бюджет.

Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.

Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.[7]

Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) ограничение использования монопольной власти.

По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное законодательство Украины отвечает мировым стандартам.[4] Однако создавалось оно, к сожалению, не в рамках реализации единой программы социально-экономических преобразований. Не видя ориентиров, украинское правительство, как показала жизнь, уже изначально избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные результаты.

1.2 Антимонопольное законодательство в зарубежных странах (США)

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики. Разработка и принятие антимонопольного законодательства -- одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики.

Исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке.

1.2.1 Антитрестовский закон Шермана

Первый антитрестовский статус был принят в США 2 июля 1890г. под названием "Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий" и известен как закон Шермана. Этот закон запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т.п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона "недобросовестные приемы" устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана - нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер. [2]

1.2.2 Закон Клейтона

В 1914г. закон Шермана был существенно расширен и дополнен - конгресс принял ещё два закона, призванных дополнить собой антитрестовский закон Шермана: это были антитрестовский закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии - и с тех пор уже как закон Шермана-Клейтона он существует без существенных поправок. В законе даётся определение недобросовестных методов конкуренции, подлежащих запрету, включая запрет на монополистические объединения, предусматриваются уголовно-правовые санкции против виновных лиц, определяется верховный орган, которому поручается следить за применением и исполнением антитрестовского законодательства.

Антитрестовский закон Клейтона яснее определял, что именно является незаконным ограничением торговли. Закон запрещал ценовую дискриминацию, дававшую одним покупателям преимущества над другими, а также заключение договоров, согласно которым производители продавали продукцию только тем дилерам, которые обязывались не продавать продукцию конкурентов; также запрещались некоторые типы слияний и другие действия, способные уменьшить конкуренцию. Закон о Федеральной торговой комиссии предусматривал создание государственной комиссии, призванной предотвращать нечестную деловую практику и борьбу с конкуренцией. [2]

1.2.3 Закон Робинсона-Пэтмэна

В 1936г. в закон Клейтона были внесены поправки в связи с принятием закона Робинсона-Пэтмэна. Этот закон расширил рамки запрещаемой ценовой дискриминации, включив в неё не только попытку устранения конкурентов, но и также нанесение им какого-либо ущерба.

В современных условиях обычно при судебной интерпретации закона в вопросах, касающихся размеров рынка и власти над ним, исходят из того, что любое ограничение является нарушением, особенно, если при этом имелось намерение достичь монопольного положения на рынке. “Правило мотивировки” при этом не применяется в случаях явного стремления ограничения ценовой конкуренции.

Следует учитывать историческое время принятия этого закона. Человечество находилось на пороге Второй мировой войны и требовались усилия по концентрации экономики, произошли важные изменения в роли государства во время “Нового курса” - ответа Франклина Д. Рузвельта на Великую депрессию. В этот период 30-х годов США пережили тяжелейший экономический кризис и самую массовую безработицу за всю историю страны. Многие американцы решили, что необузданный капитализм потерпел поражение. Они возлагали надежды на государство, которое должно было уменьшить тяготы и разрушительную конкуренцию. Рузвельт и Конгресс приняли множество новых законов, дававших государству право вмешиваться в экономику. Помимо прочего, эти законы регулировали продажу акций, признавали право рабочих создавать профсоюзы, устанавливали правила в области заработной платы и продолжительности работы, обеспечивали выплату пособий по безработице и пенсий по старости, предусматривали дотации для фермерских хозяйств, страхование банковских вкладов и так далее.[8]

В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уиллера-Ли (1938г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера-Кефаувера (1950г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Совершенствование антитрестовского законодательства продолжалось и позднее. Например, в первой половине 80-х годов американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 - высококонцентрированным. Введение подобных нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образованию конгломератов.

Раздел 2. Расчетная часть

Задание 16.

На рис. 2.1 изображены четыре кривые безразличия потребителя, который покупает товары Х и У, а также базовая (UV) и новая (UW) бюджетные линии. Точки “а” и “b” - это две точки потребительского равновесия при денежном доходе, который равняется 20 дол. Определите, являются ли приведенные утверждения верными (В) или неверными (Н):

3

а) Бюджетная линия имеет наклон - 2 .

б) Потребитель сначала максимизирует общую полезность в точке а, так как любая другая комбинация товаров X и Y не увеличит общей полезности.

в) Цена товара Х сначала составляла 2 дол.

г) Цена товара Y сначала составляла 4 дол.

д) Потребитель может передвинуться на более высокую кривую безразличия, так как его реальный доход возрастает, когда бюджетная линия сдвигается с положения UV и новая UW.

е) Увеличение денежного дохода позволят ему передвинуться на новую бюджетную линию UW.

ж) Приведенные кривые безразличия показывают, что чем больше товара Х будет иметь потребитель, тем меньше товара Y он отдаст за дополнительную единицу товара Х.

з) Кривая безразличия І1 имеет наклон - ? в точке b.

и) В точке а mua/pa > mub/pb.

к) При бюджетном ограничении UW цена товара Х составит 2 дол.

л) В точке а mub = 2mua.

м) В точке b mua = 2mub.

н) Наклон бюджетной линии UV показывает начальную предельную норму замещения товаров Х и Y.

о) В точке b цена товара Х равняется 8 дол.

п) В точке а цена товара Y равняется 8 дол.

р) Эффект замещения объясняет, почему потребитель передвинулся с точки а в точку b.

с) Перемещение бюджетной линии из положения UV в положение UW объясняется снижением цены товара Х.

ВЫВОДЫ

В разделе 1 данной контрольной работы было рассмотрено антимонопольное законодательство Украины и антитрестовские законы США. Антимонопольное законодательство и антимонопольную политику Украины можно охарактеризовать как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической -- она все больше становится политической и общественной. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало все отрицательные последствия монополии как таковой. В некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства, в том числе и в Украине.

В расчетной части на основании задания был изучен мир потребительских предпочтений, на основе расположения кривых безразличия и бюджетных линий.

Список использованной литературы

1.
Закон України "Про обмеження монополізму та недопущення недобросовісної конкуренції у підприємницькій діяльності" от 18.02.1992р. №2132-XII.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма, 2005.

3. Тигова Т.Н. Микроэкономика: Краткий курс лекций. - 3-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2003.

4. Седов В.В. Экономическая теория: в 3ч. Ч.2. Микроэкономика: Учеб. пособие/Челяб.гос.ун-т. - Челябинск, 2002.

5. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

6. Семенова Л.Н. Антимонопольное и конкурентное право. Курс лекций. - К.:УФИМБ, 1999.

7. Економічна теорія: Політекономія: Підручник/За ред. В.Д.Базілевича. - 6-те вид., перероб. і доп. - К.: Знання-Прес, 2007.

8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело ЛТД., 1993.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011