Социальная ответственность бизнеса
Социальная ответственность бизнеса
10 Содержание Введение 1. Определение социальной ответственности бизнеса 2. Какова роль государства в процессе становления бизнеса на путь социальной ответственности Заключение Источники Введение Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) -- политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой. Советская общественная система развалилась, а новое государство до сих пор не создало. В результате сегодня мы наблюдаем картину: государство находится в поисках того, на чьи плечи можно переложить хотя бы часть этих обязанностей. В свою очередь, наиболее активная часть нашего общества - предпринимательство - решило не ждать милостей, в данном случае от государства и приступило к поискам собственных методов решения социальных проблем.[1] Нужно привлекать бизнес, развивать его, чтобы бизнесмены вкладывали деньги в различные проекты, чтобы люди могли получать достойные пенсии и иметь достойные зарплаты, а не жить на подачки. Нельзя навязывать бизнес- сообществу социальную ответственность. Власть своим примером, прозрачностью своих действий должна убедить бизнесменов в том, что необходимо вкладывать деньги в социальные проекты. Но это не значит, что к тому бизнесу, который не захочет заниматься благотворительностью, будут применены какие-либо санкции. А тот бизнес, который будет социально ответственным, кто будет участвовать в благотворительности, тот будет иметь особое к себе отношение со стороны государства. Иметь позитивное отношение такие представители бизнеса будут не со стороны власти, а со стороны общества. Во властных структурах готовится национальный доклад, в котором должна быть прописана идеология социальной ответственности и нормы российского корпоративного управления. Это необходимо сделать, поскольку авторитет российского бизнеса очень сильно упал в последнее время. А ведь без союза власти и бизнеса трудно добиться серьезных экономических успехов. Крупнейшие российские представители бизнеса обращались к Президенту России Владимиру Путину для того, чтобы выстроить систему взаимоотношений власти и бизнеса. По словам представителей бизнеса, они готовы искать новые пути взаимодействия с властью и главным козырем в этом как раз и может проявиться социально ответственный бизнес. Главное на сегодня, чтобы была разработана его идеология.[2] 1. Определение социальной ответственности бизнеса Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин "социальная ответственность бизнеса" каждому по-своему. Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д. Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса -- это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют. Данное определение социальной ответственности бизнеса скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность бизнеса -- это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения. Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер: 1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности -- предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата). 2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью».[4] 3. Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность. К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести: 1. Безопасность труда 2. Стабильность заработной платы 3. Поддержание социально значимой заработной платы 4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников 5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации 6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести: 1. Спонсорство и корпоративная благотворительность 2. Содействие охране окружающей среды 3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью 4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях 5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров) Типы социальных программ: · собственные программы компаний; · программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления; · программы партнерства с некоммерческими организациями; · программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями; · программы информационного сотрудничества со СМИ. Мотивы социальной ответственности бизнеса: 1. Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке. 2. Рост производительности труда в компании.[4] 3. Улучшение имиджа компании, рост репутации. 4. Реклама товара или услуги. 5. Освещение деятельности компании в СМИ. 6. Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе. 7. Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний. 8. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом. 9. Налоговые льготы. Инструменты реализации социальных программ: 1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь 2. Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы 3. Корпоративное спонсорство 4. Корпоративный фонд 5. Денежные гранты 6. Социальные инвестиции 7. Социальный маркетинг[4] 2. Какова роль государства в процессе становления бизнеса на путь социальной ответственности Мероприятия по решению социальных проблем способны консолидировать усилия самых различных сил - как политической, так и экономической направленности. В данной работе объективно заинтересованы и предприниматели, поскольку улучшение условий жизни способствует решению целого ряда экономических задач - например, расширению внутреннего рынка, повышению платежеспособного спроса, росту квалификации кадров и качества труда. То есть бизнес в этом вопросе - естественный партнер и помощник государства. [3] Под социальной ответственностью бизнеса во всем мире понимаются как программы, предназначенные для сотрудников частных компаний, так и мероприятия по защите окружающей среды, поддержке социально незащищенных категорий населения, сохранению и развитию жилищно-коммунального хозяйства и памятников культуры, спонсорская помощь образовательным и спортивным организациям, различные благотворительные акции и т.д. Но если все же отойти от общемирового понимания "соцответственности", то соцответственность по-русски - это реагирование на государственные социальные вызовы. Социальная ответственность бизнеса не может быть равнозначной и единой для бизнеса крупного, среднего и малого. В малом бизнесе социальная миссия заложена изначально, оно по определению самое массовое. Это главный резерв и источник создания рабочих мест, реальный инструмент удовлетворения потребительских и социальных запросов населения. А значит, действенный механизм борьбы с бедностью и насыщения рабочими местами рынка труда. В нашей сегодняшней ситуации весьма интересна роль государства, которое повсеместно вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов. "Социальные" инициативы компаний наше общество воспринимает в лучшем случае как нечто должное. А в худшем - местные власти к этому бизнес просто принуждают, причем, зачастую, не выбирая средств. Сегодня особенно актуален тезис о том, что неэффективная система социальной ответственности бизнеса может обернуться глобальной неконкурентоспособностью всей российской экономики. Малое предпринимательство нуждается не в понуканиях на пожертвования, а в стимулах со стороны государства на развитие. [1] Совершенно очевидно, что сегодня особенно важно заключение своеобразного соглашения между Чиновником и Предпринимателем. От Чиновника требуется только не мешать развитию народной инициативе, инициативе человека, идущего в бизнес. Однако только совместные усилия власти и предприниматель могут привести к решению наиболее острых социальных проблем, стоящих сегодня перед нашим обществом. В этом процессе в равной степени должны быть задействованы и заинтересованы и государство, и бизнес. И лишь в этом случае социальная ответственность перестанет быть элементом политической риторики. Нам необходимы практические действия, а не разговоры. [1] Социальная ответственность, понимаемая как участие бизнеса в гармоничном развитии общества, на сегодняшний день является определяющей в оценке деятельности менеджеров и работодателей. Многие предприятия разрабатывают и реализуют собственные социальные программы, поддерживают проекты, инициированные общественно-политическими структурами, оказывают благотворительную помощь учреждениям образования, здравоохранения, культуры, общественным организациям.[3] Заключение В целом патриотически настроенное предпринимательское сообщество России понимает, что бизнес не заканчивается с получением прибыли. Есть куда более важная функция - это его ответственность за состояние дел в обществе в результате успешности или не успешности того или иного вида предпринимательства. Именно от того, насколько эффективен бизнес, от того каков его вклад в экономику, зависит количество бедных и число богатых в стране. Будет сфера приложения потенциала для 30 миллионов находящихся за чертой бедности в нашей стране - будет реализация социальной ответственности малого предпринимательства. Борьба с бедностью и создание новых рабочих мест в стране - это ли не долг обществу?! То же касается и долга представителей крупных форм бизнеса перед малым предпринимательством. Идеология "каждый сам по себе" в цивилизованном, а значит, по умолчанию - социально ответственном, обществе неприменима. Во всяком случае, сегодня это одна из главных целей.[1] Источники 1. Борисов Сергей, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Опубликовано 17 июня 2010 г.http://www.vipopros.ru 2. Шаронов Андрей, заместитель министра Минэкономразвития и торговли РФ. Опубликовано 17 июня 2010 г.http://www.vipopros.ru 3. Виноградов Николай, губернатор Владимирской области. Опубликовано 17 июня 2010 г.http://www.vipopros.ru 4. http://www.socreklama.ru
|