БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Состав и структура цены. Система цен. Признаки классификации цен. Виды цен.

Состав и структура цены. Система цен. Признаки классификации цен. Виды цен.

Содержание

1. Состав и структура цены. Система цен

2. Признаки классификации цен. Виды цен

1. Состав и структура цены. Система цен

Цена на любой товар состоит из определенных элементов, перечень которых меняется в зависимости от вида цены. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях или процентах, представляет собой структуру цены (рис. 1).

В соответствии с рис. 1 каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.

Определение структуры цены позволяет понять, как она может изменяться, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль, налоги.

Например, при наличии нескольких торговых (оптовых) посредников в структуре цены появится соответствующее количество однотипных элементов:

· покупная цена оптового посредника;

· продажная цена оптового посредника.

В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки возрастет, а структура цены усложнится. На основе информации о структуре цены можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цен, издержек, об увеличении прибыли, т. е. разрабатывать стратегию и тактику ценообразования на предприятии. Если максимальную долю в структуре цены занимает себестоимость выпуска продукции, т. е. денежные издержки, понесенные предприятием на изготовление и реализацию продукции, то подобную ситуацию можно воспринимать как сигнал к снижению конкурентоспособности, поскольку предприятие не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции. Большая доля прибыли, налогов и низкая доля себестоимости свидетельствуют о том, что предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать фактор снижения цен более свободно. Доля себестоимости в составе цены нуждается в дополнительном тщательном анализе. Это связано с тем, что все издержки производства продукции и оказания услуг делятся:

· на условно-переменные, доля которых в составе себестоимости

может быть разной;

· условно-постоянные.

Если предприятие намечает снизить долю издержек в цене продукции, то оно должно провести дополнительный анализ в этой области.

Действующие в экономике цены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии (рис. 2).

СИСТЕМА ЦЕН

Рис. 2. Система цен

Система цен состоит из ряда блоков, которые в свою очередь делятся на подблоки (рис. 3). Характеристика основных блоков системы цен будет рассмотрена в следующих вопросах.

2. Признаки классификации цен. Виды цен

В ценообразовании обычно выделяют следующие признаки цены:

· принадлежность к типу рынка или каналу реализации;

· степень вмешательства государства в ценообразование;

· объект сделки купли-продажи;

· происхождение товара или услуги, вид деятельности по их созданию;

· характер торговля;

· экономическое пространство.

Первый признак цены ~ принадлежность к типу рынка или каналу реализации. Этот признак обозначает устойчивые связи между одним или несколькими типами субъектов торговой деятельности с теми или иными субъектами спроса, т. е. между продавцом и покупателем.

Данный тип устойчивой связи сочетается с дополнительными признаками:

· характером торговли;

· объектом торговли;

· степенью вмешательства государства и т. д.

Главное в процессе образования обособленных рынков и каналов реализации - взаимосвязь между хозяйствующими субъектами: кто и кому продает товары на данном рынке. Например, оптовый рынок - это торговые операции между предпринимателями. Товар продается здесь для профессионального использования, т. е. для производственных нужд или для дальнейшего продвижения товара к потребителю.

Степень вмешательства государства в ценообразование подразумевает, что цены и тарифы на услуги могут быть:

· фиксированными;

· регулируемыми;

· свободными.

Монопольно устанавливаемые цены торговой фирмой, предприятием относятся к свободным.

По объекту сделки выделяются цены:

· на товары;

· услуги.

Виды цен на товары производственно-технического назначения:

· на сырье;

* на металл и металлоизделия;

* на топливо;

* на строительные материалы и т. д.

Цены на потребительские товары включают цены:

· на товары:

· продовольственные (без алкогольных напитков);

· непродовольственные;

· на алкогольные напитки.

Такая классификация цен на товары принята сегодня в системе статистики России.

По признаку назначения объекта сделки купли-продажи услуг различают цены (тарифы) на услуги:

* производственные;

* потребительские.

Производственные рыночные услуги (грузовой транспорт, водоснабжение, ремонтные работы, информационно-вычислительное обслуживание и т. п.) используются предприятиями и организациями нефинансового сектора экономики, т. е. производственными предприятиями (реальным сектором экономики) и коммерческими организациями сферы услуг. Отсюда следует, что цены (тарифы) на производственные рыночные услуги оказывают влияние на себестоимость товаров и услуг, создаваемых предприятиями и организациями нефинансового сектора.

Особо следует выделить тарифы на электроэнергию, тепло и газ. Дело в том, что эти блага -- не просто услуги, а товары плюс услуги по их доставке. Целесообразно не включать эти три вида материальных благ ни в товары, ни в услуги, а показывать их в классификации для анализа цен самостоятельно. При этом необходимо так построить классификатор, чтобы тарифы на производственное потребление электроэнергии, теплоэнергии и газа не агрегировались с тарифами на их потребительское использование, поскольку тарифы для коммерческих пользователей и потребителей-субъектов личного потребления государство устанавливает на различных уровнях.

Потребительские рыночные услуги имеют своим назначением личное потребление (индивидуальное или коллективное), их стоимость исчезает в момент потребления. Цены на потребительские услуги оказывают влияние на уровень жизни и на воспроизводство рабочей силы, т. к. влияют на здоровье, образование, профессиональную подготовку.

Перечень потребительских услуг включает услуги:

· бытовые;

· жилищно-коммунальные;

· учреждений:

· культуры;

· туризма;

· здравоохранения;

· образования и т. д.

Услуги торговли не имеют тарифов, т. к. их стоимость включается в стоимость продаваемых товаров. Важные признаки цены - происхождение товара или услуга, вид деятельности по их созданию.

По отраслевому признаку выделяются цены:

ь на промышленные товары;

· продукцию:

ь сельского хозяйства;

ь строительства;

ь услуги:

ь транспорта и связи;

ь бытовые и коммунальные и т. д.

Именно этот принцип классификации цен был положен в основу построения прейскурантов цен при централизованном ценообразовании. Этот признак следует использовать в классификации цен как дополнительный, а не как основной.

Признак "характер торговли" формулируется следующим образом: продается ли товар партиями -- оптом или в розницу -- поштучно, в развес, мелкими упаковками.

Существование оптово-розничной торговли не отменяет различия между оптовой и розничной ценами: цена на единицу товара в оптовой торговле всегда ниже, чем при отпуске его в розницу.

Услуги по своей природе не могут реализовываться партиями, их реализация предполагает адресность, единичность каждого пользователя услугой. Значит, данный признак присущ только ценам на товары.

Избирательный признак цены состоит в том, что цены могут рассматриваться либо как цены реализации (продаж), либо как цены приобретений.

Цены продаж группируются по субъектам токовой деятельности:

ь производственным предприятиям;

ь торгующим организациям;

ь организациям сферы услуг.

Цены приобретения группируются по покупателям-субъектам спроса: предъявителям текущего производственного и инвестиционного спроса, субъектам потребительского спроса.

К субъектам потребительского спроса относятся домашние хозяйства (население), государственные учреждения (школы, больницы и т. п.), НКО (некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства на общественных началах или за плату, возмещающую расходы, но не приносящую прибыль).

Признак "экономическое пространство" состоит в том, что одни цены формируются на внутреннем рынке, другие -- во внешней торговле. Внутренние и внешнеторговые цены покупок и продаж одних и тех же товаров, как правило, находятся на разных уровнях. Цены экспорта и импорта формирует мировой рынок. Номенклатура товаров экспорта и импорта различна.

Россия вывозит, главным образом:

ь углеводороды (нефть и газ);

ь иное минеральное сырье;

ь лесоматериалы;

ь металлы.

Объектами ввоза, как правило, являются:

ь автомобили;

ь промышленное оборудование;

ь продовольственные товары;

ь Продукция химической промышленности.

Отечественные и импортные товары конкурируют на внутреннем рынке.

Цены экспорта оказывают влияние на всю экономику страны и на общий уровень внутренних цен, а также являются существенным фактором изменения курса национальной валюты.

Признак структуры цены состоит в том, что цены включают издержки доставки:

ь до пункта отправления по железной дороге или другим видам транспорта (цена франко-станция отправления);

ь станции назначения (цена франко-станция назначения).

Этот признак цены особенно важен во внешней торговле, т. к. влияет на цены экспорта и на цены импортных товаров во внутренней торговле.

Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как изменения обнаруживаются в уровнях других цен.

Изменения уровня одной цены имеют отклик в уровнях других цен по следующим причинам:

ь существует единый процесс формирования затрат на производство;

ь все субъекты рынка взаимосвязаны между собой;

ь имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного

хозяйственного механизма.

В зависимости от того, какой из вышеперечисленных признаков взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы:

ь по характеру обслуживаемого оборота;

ь по способам:

* установления;

* фиксации;

* получения информации об уровне цены;

ь в зависимости:

* от степени государственного воздействия, регулирования;

* степени конкуренции;

* вида рынка;

* с учетом факторов времени;

* внутрифирменные;

ь по условиям поставки и продажи;

* мировые (обслуживающие внешнеторговый оборот);

* используемые в учете и статистике.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011