БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Современное социально-экономическое положение Украины

Современное социально-экономическое положение Украины

Тема реферата:

"Современное социально-экономическое положение Украины"

Содержание

Введение

Современное социально-экономическое положение Украины

Выводы

Использованные источники

Введение

Современное социально-экономическое положение Украины характеризуется убыточностью стратегически важных предприятий, существенной структурной деформацией отечественного производства, усилением сырьевой направленности экспорта с незначительной долей добавленной стоимости, большой зависимостью экономики от внешних источников энергоносителей, существенным уменьшением национального богатства с одновременным ускорением увеличения долговой зависимости государства, усилением дифференциации социально-экономического развития регионов. В стране отмечаются критически низкая рождаемость и чрезмерно высокая смертность, повышение демографической нагрузки на население трудоспособного возраста, низкие материальный уровень и качество жизни граждан, рост бедности, значительное распространение практики противоправной деятельности субъектов хозяйствования, связанное с крайне высоким уровнем коррупции и злоупотреблений субъектов, наделенных властными полномочиями при выполнении ими государственных функций. Останавливается работа когда-то передовых мощных предприятий, приходят в упадок целые отрасли, практически разрушена социальная сфера, с карты Украины исчезли уже сотни сел и поселков, гибнут родословные корни Украины - село и крестьянство. Государство в лице центральных органов власти оказалось не способным эффективно выполнять свои конституционные функции, что приводит к нарастанию апатии, деструктивным настроениям и социальной напряженности в обществе.

Современное социально-экономическое положение Украины

Большую обеспокоенность ученых вызывает современный мировой финансовый кризис, беспрецедентный по масштабам и глубине. По мнению специалистов, он продемонстрировал кризис идеологии "рыночного фундаментализма" и либеральной идеи саморегулирования рынка, вызвал необходимость коренного переосмысления механизмов и моделей государственного воздействия на экономические и социальные процессы. Наиболее ощутимыми проявлениями финансового кризиса в Украине уже стали: "паралич" платежно-расчетной системы и кризис банковской ликвидности, уменьшение доходов бюджета и валютных поступлений при значительном накоплении внешней и внутренней задолженности, ускоренный спад производства, объемов ВВП и инвестиций, сокращение импорта и экспорта, существенное снижение реальных доходов и уровня жизни населения. По объемам производства ВВП за неполный год кризиса Украина опустилась на уровень 2002-2003 гг., а темп снижения этого обобщающего показателя экономического состояния страны в текущем году является беспрецедентным в новейшей истории Украины. На фоне такого резкого спада экономической активности поступления в бюджет обеспечиваются в значительной мере узаконением повышенных ставок косвенных налогов и сборов и за счет критического накопления государственного долга. Привычным явлением стал неконтролируемый и безосновательный рост цен на энергоносители, потребительские товары и услуги, в то время как государство практически игнорирует выполнение властных полномочий в сфере регулирования цен и антимонопольной политики.

Многие специалисты убеждены, что даже в этой сложной ситуации Украина имеет потенциальные возможности преодолеть кризисные явления, выйти на новый уровень развития. Новая экономика - это не только надлежащим образом урегулированные и прогнозируемые рыночные отношения, а переплетение рынка, государственного регулирования и социальной стабильности. В настоящее время каждая развитая страна стремится построить новое информационное общество, способное обеспечивать и использовать высокотехнологичные инновационные достижения. Именно инновации сегодня являются средством построения высокоразвитого конкурентоспособного постиндустриального государства, которым должна стать Украина.

Однако, хотя в Украине на законодательном уровне провозглашен курс на инвестиционно-инновационное развитие, принято около 15 законов и несколько десятков концептуальных подзаконных актов по вопросам развития образования, научных исследований, финансово-организационной поддержки инноваций, а также распоряжением Кабинета Министров Украины от 17 июня 2009 г. № 680 одобрена Концепция развития национальной инновационной системы, фактическое состояние дел в этой сфере остается неудовлетворительным. В общем объеме реализованной промышленной продукции только 5,9% имеют признаки инновационной, удельный вес промышленных предприятий, внедрявших инновации, уменьшился с 14,8% в 2000 г. до 10,8% в 2008 г., доля выполненных научных и научно-технических работ ВВП снизилась в 2008 г. до самого низкого уровня за все годы независимости Украины и составила только 0,9%. Для сравнения: аналогичный показатель в развитых странах мира равняется не менее чем 2-3%, причем доля государства в соответствующих расходах достигает в среднем 35-40%.

Низкая эффективность государственной инновационной политики объясняется несовершенством и фрагментарностью существующего законодательства, неудовлетворительным выполнением принятых соответствующих законов. Формирование инновационной инфраструктуры происходит медленно, бессистемно, без надлежащего обоснования; при этом отсутствуют четкие разграничения задач и полномочий в сфере реализации инновационной политики между центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Не получает надлежащей государственной поддержки деятельность изобретателей, рационализаторов, ученых, которые имеют завершенные научно-технические разработки, не создаются центры трансферов технологий. На низком уровне реализуются образовательный и научный потенциалы, прежде всего высших учебных заведений, в сфере информационно-коммуникационных высоких технологий, а также информационные ресурсы системы научно-технической и экономической информации, в частности базы данных по вопросам технологий, научно-технических достижений. Вопреки законодательству по мораторию на приватизацию научно-исследовательских и отраслевых научных институтов, объемы противоправного отчуждения имущества в этой сфере постоянно растут. Научные учреждения теряют собственные помещения, разрушаются научные школы, уничтожается оборудование и интеллектуальная собственность, процветает рейдерство. Многие ученые и специалисты вынуждены уезжать за пределы Украины в поисках работы.

Инновационная система государства - это новое измерение экономических и социальных отношений, базирующееся на приоритетном развитии знаний и технологий их использования. Это переход к новому стандарту общественных ценностей, когда знания действительно становятся материальной основой существования человека, а технологии их применения создают качественно новые критерии благосостояния общества. По мнению ученых, создание такой системы - вызов времени и прерогатива государства, проявление политической воли ее руководства и основа экономической политики, консолидированных действий всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В докладах и выступлениях ученых подчеркивается, что гармоничное развитие Украины как суверенного государства, которое продвигается к построению гражданского общества и конкурентоспособной экономики на основе демократических ценностей, невозможно без эффективного и стабильного развития каждого ее региона. Сегодня, к сожалению, местная власть - как представительская, так и исполнительная - имеет для этого весьма ограниченные возможности, в особенности финансовые. Чрезмерная централизация распределения ресурсов страны, жесткое налоговое давление, "ручное", часто непрофессиональное управление экономикой сверху, направленное не на стратегическую перспективу, а на латание перманентных дыр, тормозят инициативу местной власти. Существенное отрицательное влияние на экономику регионов, как и на уровне центральных органов государственной власти, имеет повсеместное распространение коррупции. К коррупционным действиям все чаще оказываются причастны органы не только местной власти, но и правоохранные и судебные, которые по своему статусу обязаны искоренять это социальное зло. В далеко не правовом поле, часто с использованием силы судебного решения, ведется борьба за земельные участки, недвижимость, право собственности на имущество. В последнее время значительное распространение получило рейдерство, осуществляемое по типовым схемам, построенным на недостатках действующего законодательства, опасность которого до сих пор адекватно не воспринимается соответствующими государственными органами, в том числе причастными к регистрации имущественных и неимущественных прав и осуществлению надзора за соблюдением законности.

Большое внимание уделяется предложениям по сглаживанию дифференциации в уровнях развития отдельных регионов. Диспропорции в социально-экономическом и культурном развитии, сложившиеся в процессе централизованного, прежде всего отраслевого, управления экономикой, требуют безотлагательных существенных изменений в региональной политике. Наличие таких диспропорций усложняет проведение единой государственной политики социально-экономических преобразований, увеличивает угрозу возникновения кризисных явлений на уровне регионов, что будет непосредственно причинять вред правам и интересам граждан. Отсутствие взвешенной государственной региональной политики уже привело к значительному ослаблению, часто даже к фактическому прекращению межрегиональных экономических связей и нарушению эффективного взаимодействия по вертикали "центр - регионы". Поэтому первостепенной задачей государства должен стать поиск рационального баланса между объемом делегированных властных полномочий на уровне регионов и теми публичными полномочиями и функциями, которые будут осуществляться исключительно центральными органами власти.

По мнению ведущих ученых, главной целью государственной региональной политики в современных условиях должно быть содействие пропорциональному социально-экономическому развитию Украины и ее регионов, которое обеспечивало бы максимальную реализацию их экономического потенциала для улучшения условий хозяйствования и повышения уровня жизни населения до показателей наиболее развитых регионов, соблюдение гарантированных государством социальных стандартов для граждан независимо от места их проживания.

Понятно, что для решения этих проблем и обеспечения устойчивого развития экономики страна нуждается в значительных по объемам прямых инвестициях, в частности иностранных, в виде современного оборудования, наукоемких технологий, а также прав интеллектуальной собственности. Доля иностранных инвестиций в экономику Украины в 2008 г. составляла в общей сумме инвестиций лишь 2,7%, что совершенно недостаточно. Неравномерность развития регионов и их экономического потенциала углубляется и соответствующей структурой иностранного инвестирования, при которой, например, в экономику Киева поступило 32% объема прямых иностранных инвестиций в Украину за 2008 г., а остальная их часть приходится на все другие регионы страны, где значительно преобладает Днепропетровская область, причем доля многих регионов по этому показателю не превышает 1 %. Эксперты ООН отнесли Украину к 20 наиболее привлекательным для прямых инвестиций странам. Но для их привлечения необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, постоянно заботиться о формировании и поддержке положительного делового и политического имиджа страны.

Для иностранного инвестора привлекательны выгодное географическое положение Украины, разнообразные природные ресурсы, плодородные земли, квалифицированные кадры и высокий научно-технический потенциал. Но наряду с этими преимуществами имеются и недостатки, снижающие заинтересованность инвесторов: нестабильность, а кое-где явно лоббистский характер законодательства, отсутствие прозрачной, простой и стабильной налоговой системы, низкий уровень жизни населения, бюрократические препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности и отведении земельных участков для строительства, продолжительный глубокий политический кризис и непредсказуемость государственной политики, произвол и коррупция в деятельности, прежде всего, правоохранительных и судебных органов, а также органов, выдающих лицензии и другие государственные документы разрешительного характера, повсеместное и практически ненаказуемое рейдерство. Особенно подчеркивают зарубежные эксперты высокий уровень коррупции, угрожающей безопасности государства, которая приводит к нарушению принципов демократии и верховенства права.

На основе обобщения итогов обсуждения проблем становления в Украине конкурентоспособной региональной экономики путем ускоренного перехода к инновационной модели развития, устранения недостатков в налоговом законодательстве, создания положительного имиджа Украины во внешнем мире для привлечения инвестиций можно предложить следующие рекомендации.

Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, местным органам власти и органам местного самоуправления:

1. С целью обеспечения стабильного, управляемого и предсказуемого развития экономики Украины и ее регионов, прежде всего, необходимо кардинально изменить роль государства в системе рыночных отношений на началах новейших моделей конъюнктурного регулирования экономики и экономического роста с активным влиянием на оживление инвестиционной деятельности, формирование инновационных форм конкурентоспособного хозяйствования. Незамедлительно перейти к государственному стратегическому планированию (прогнозированию) развития страны на основе общегосударственной Программы стратегического социально-экономического развития Украины и ее регионов на долгосрочный период (15-25 лет), которая должна быть принята Верховной Радой Украины в соответствии с ее конституционными полномочиями.

В основу такой Программы необходимо положить новейшую идеологию экономики знаний и инновационного делового мышления, что обеспечит мощный потенциал реальных трансформаций всех сфер общественной жизни страны и ее регионов, сориентированных на преодоление кризисных явлений и динамичный рост экономики в условиях объективных процессов интеграции хозяйственной системы страны в мировое экономическое пространство и ожидаемое значительное усиление конкурентоспособной борьбы на международных рынках в связи с последующим циклом стабилизации и роста экономической конъюнктуры в глобальном измерении. Эта Программа должна стать методологической базой для разработки среднесрочных пятилетних планов-прогнозов социально-экономического развития Украины, отдельных ее регионов, целевых государственных отраслевых и региональных программ. В свою очередь на основе таких пятилетних прогнозов социально-экономического развития Украины должен формироваться ежегодный бюджет страны и регионов.

2. Исходя из того, что основным признаком конкурентоспособности страны является ее способность генерировать и быстро овладевать научными, технологическими, промышленными, организационными инновациями, приобретают актуальность разработка и реализация Доктрины экономики знаний, направленной на построение национальной инновационной системы. При построении такой системы должны максимально учитываться существующие и пока еще не утраченные Украиной гуманитарные, геополитические, экономические, научно-технические преимущества - выгодное географическое положение, высококвалифицированные кадры, высокий уровень научно-технического потенциала и др. Для этого необходимо:

- в соответствии с Концепцией развития национальной инновационной системы безотлагательно разработать и утвердить в установленном порядке долгосрочную Стратегическую программу инновационного развития страны на ближайшее десятилетие и следующие 25 лет;

- разработать и принять специальные законы Украины о венчурной деятельности в инновационной сфере, государственной поддержке развития высоких технологий, о кластерной модели экономического развития, иннополисах, инновационной инфраструктуре. Завершить создание законодательной базы в сфере экономики знаний принятием Инновационного кодекса Украины;

- для улучшения организации инновационной деятельности при Кабинете Министров Украины и областных государственных администрациях создать экономические советы из высококвалифицированных специалистов и научных работников. Ввести в состав государственного и местных бюджетов "Бюджет инновационного развития", за счет которого предусмотреть расходы для отдельных бюджетных программ, в частности, на финансирование государственного заказа на инновационную продукцию, финансовую поддержку инфраструктуры инновационной деятельности и т. д. Источниками формирования "Бюджета инновационного развития" должны стать также средства, полученные от приватизации государственного имущества, поступления налога на недвижимость, часть прибыли государственных и коммунальных предприятий, не внедряющих инновации, и др.;

- создать Государственный венчурный банк с отделениями в областях, что будет стимулировать кредитно-финансовую деятельность в инновационной сфере. Содействовать организации частных инновационных банков и венчурных компаний, ввести государственные гарантии и механизмы стимулирования привлечения сбережений граждан в долгосрочные инвестиции;

- ускорить реформирование налоговой системы, создать такую систему налогообложения, которая бы стимулировала развитие экономики знаний. В частности, следует предусмотреть снижение налога на прибыль в той части, которая направляется на инновации, установить налоговые каникулы (льготы) для компаний, внедряющих технические инновации, а также налоговые льготы для новых компаний и малых предприятий, работающих в высокотехнологичном секторе потребительского рынка;

- в экономической политике государства предусмотреть существенное расширение рынка "длинных денег", доступных отечественным производителям, рост капиталов государственных банков. С этой целью усовершенствовать механизм рефинансирования банков, кредитующих высокотехнологичные секторы экономики, ввести предоставление гарантий государства под кредиты на развитие нанотехнологий и приоритетных отраслей, разработать инструментарии для недопущения чрезмерного вывоза капитала за границу;

- создать интегрированную многоуровневую государственную систему информационно-консультативной поддержки инновационной деятельности на всех этапах внедрения новаций (идея - исследование - разработка - внедрение). В общегосударственную информационную сеть (банк данных) инноваций должны вноситься сведения об участниках инновационной деятельности и объектах инновационной инфраструктуры, направлениях новых фундаментальных и прикладных разработок и возможностях их внедрения в производство;

- активизировать процесс интеграции вузовской науки с исследовательским сектором академической и отраслевой науки путем создания исследовательско-образовательных комплексов (центров) инновационной направленности по примеру ведущих европейских и мировых университетов.

Для надлежащей реализации указанных предложений по формированию государственной политики в сфере инноваций необходимо создать и обеспечить функционирование:

- патентных подразделений на государственных предприятиях;

- подразделений по вопросам трансфера технологий, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности в центральных органах исполнительной власти;

- сети региональных инновационных структур - инновационных центров, бизнес-инкубаторов, научных парков на базе ведущих высших учебных заведений, технополисов, центров трансфера технологий и др.;

- объектов инфраструктуры кадрового обеспечения осуществления инновационной политики путем разработки и внедрения в учебных процессах профильных вузов и институтов (центров) повышения квалификации пилотной бизнес-образовательной программы в сфере инновационной деятельности, специализированных курсов и семинаров повышения квалификации и т. д.

3. Главное условие реализации программы инновационного развития страны и ее регионов - инвестиционное обеспечение. Для достижения инвестиционной привлекательности экономики регионов и Украины в целом необходимо:

- разработать и осуществить комплекс мер по кардинальному улучшению инвестиционного климата как в стране в целом, так и в каждом регионе, всесторонне стимулировать инновационные вложения средств отечественных предприятий в приоритетные проекты, сдерживая "бегство" капитала за рубеж. Главным стимулом в этом направлении должно стать поэтапное освобождение от налогообложения на прибыль расходов предприятий на инвестиции в основные фонды;

- стабилизировать политическую ситуацию в стране, снизить уровень коррупции, решительно прекратить рейдерские захваты предприятий, либерализировать условия осуществления предпринимательства, способствовать развитию фондового рынка, упорядочить и максимально упростить правила и инструкции по лицензированию, разрешительному режиму, налогообложению и репатриации прибыли и т. д.;

- в инвестиционной политике государства и при совершенствовании законодательства предусмотреть правовые и другие гарантии для инвесторов, в том числе иностранных, по надлежащей защите вложенных ими средств и прав на объекты инвестирования, гарантирование беспрепятственного использования доходов от инвестиций и стабильной, предсказуемой правовой среды;

- предоставить правовую защиту таким финансовым операциям, как кредитование инноваций и страхование коммерческих рисков, пересмотреть налоговую систему в части предоставления налоговых и других фискальных льгот субъектам хозяйствования, которые будут создаваться и действовать в приоритетных, особенно наукоемких, отраслях экономики на начальных этапах их деятельности;

- увеличить объемы государственного заказа на производство космической, авиационной техники и судоходных средств, а также на строительство дорог, транспортных развязок, стадионов, гостиниц, кемпингов, объектов туристической инфраструктуры и т. д.;

- разработать программу освоения или расширения производства в Украине на уровне мировых образцов компьютерной и высокотехнологичной бытовой техники, которая сегодня, в основном, импортируется;

- предусмотреть в планах-прогнозах социально-экономического развития страны и регионов меры по созданию объектов региональной инфраструктуры, подготовке целевых инвестиционных проектов для решения неотложных проблем регионального развития с целью привлечения инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности регионов, улучшения условий внедрения передовых инновационных технологий;

- в каждом регионе разработать программу оперативной реструктуризации убыточных предприятий (их в стране свыше 40%) со специальным участием государства и бизнеса, а также модернизации неконкурентоспособных производств;

- разработать комплекс мер по восстановлению экономической базы малых городов и поселков, внедрению механизма поддержки развития депрессивных территорий; предусмотреть 50-процентную налоговую льготу для инвесторов, осуществляющих инвестиции в объекты на таких территориях (по перечню, утвержденному Верховной Радой Украины);

- на государственном и региональном уровнях формировать и систематически обнародовать в средствах массовой информации и сети Интернет информацию о приоритетных для инвестирования объектах и о потребностях в инвестиционных ресурсах, определить перечень государственных предприятий-банкротов для бесплатной передачи их частным лицам при условии осуществления последними инвестиций для оздоровления этих предприятий;

- возобновить широкую пропаганду в средствах массовой информации, на радио и телевидении лучших методов хозяйствования, обмен передовым опытом управления и ведения бизнеса, особенно малого и среднего.

4. С целью ускорения инновационного развития страны и регионов, повышения конкурентоспособности и достижения регионами самодостаточности предлагается:

- разработать в каждой области, районе, городе программу ускорения развития малого и среднего бизнеса как стратегического направления развития территорий и страны в целом. Главной задачей таких программ должно быть обеспечение стабильных условий для дальнейшего функционирования малых и средних предприятий, возрождения малых городов и поселков, привлечения широких слоев населения к предпринимательской деятельности, увеличения количества новых рабочих мест. Для ускорения развития малого бизнеса необходимо усилить финансовую поддержку этого важного сектора региональной экономики, внедрить более эффективные системы финансирования, кредитования и страхования и на этой основе обеспечить увеличение поступлений средств в местные бюджеты, что положительно повлияет на динамику экономического и социального развития регионов;

- ускорить упорядочение и совершенствование законодательной и нормативной базы, регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства. Повысить мотивацию для местных органов власти по созданию благоприятного климата для малого предпринимательства путем увеличения доли налоговых поступлений, остающихся в местных бюджетах;

- обеспечить качественное обновление трудовых, в частности интеллектуальных, ресурсов, разработать и внедрить систему организационно-образовательных мероприятий, направленных на повышение специального уровня, знаний и навыков участников предпринимательской деятельности, а также на возобновление работы профессионально-технических заведений на современной базе, распространение среди населения правовых и экономических знаний;

- ускорить разработку Национальной программы кластеризации экономики страны на период до 2025 г., предусмотреть в ней решение наиболее существенных вопросов формирования инновационных производственных сетевых структур, в частности, меры по:

анализу конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями региона, и на этой основе выявлению "точек роста" экономики на долгосрочную перспективу, которые стали бы основой для развития кластеров;

социальной экспертизе результатов кластеризации по итогам мониторинга процессов формирования и деятельности кластеров;

созданию информационно-аналитической системы обслуживания участников кластерных объединений, мониторинга процесса их развития и распространения положительного опыта;

разработке критериев и показателей экономической и социальной эффективности деятельности украинских кластерных объединений в государственной статистической отчетности;

содействию формированию в каждом регионе мегакластеров, которые бы обеспечивали устойчивое развитие региональной инновационной деловой инфраструктуры;

созданию условий для формирования и развития межрегиональных инновационных, а также трансграничных кластеров в рамках еврорегионов, в которых принимает участие Украина;

развитию межрегионального и международного сотрудничества кластеров и мегакластеров Украины с кластерными объединениями стран ЕС, ОЧЭС, СНГ;

введению в высших учебных заведениях программ подготовки и переподготовки специалистов в области создания и функционирования инновационных сетевых структур (кластеров);

стимулированию создания мощных и конкурентоспособных финансово-промышленных корпораций - национальных экономических лидеров: горизонтально и вертикально интегрированных холдинговых компаний, способных выполнять функцию локомотивов экономического развития страны, а также организации и совершенствования деятельности институций, предоставляющих финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные, юридические образовательные услуги в обеспечении инновационной деятельности;

расширению интеграционных процессов путем трансграничного сотрудничества с целью повышения конкурентоспособности регионов, обеспечения их устойчивого развития на современной технологической основе и высокого уровня производительности труда, а также занятости населения.

5. Для решения региональных проблем в значительной мере способствовать проведению нового этапа административных реформ, связанного с делегированием властных и управленческих функций центральных органов власти на региональный уровень, и всестороннему развитию местного самоуправления. При этом в регионе должны быть законодательно разграничены полномочия и ответственность между отдельными органами власти.

Выводы

Надеемся, что отраженное коллективное мнение ученых-экономистов и практиков будет учтено центральными и местными органами исполнительной власти и представительскими органами в практической работе и законотворческой деятельности.

Использованные источники

1. "Экономика Украины" №3, 2010 , с. 42-48

2. Хомяков В.І. , Бакум І.В. Економіка сучасної України. Навчальний посібник - К., Кондор, 2010 - 428с.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011