Современное социально-экономическое положение Украины
Современное социально-экономическое положение Украины
Тема реферата: "Современное социально-экономическое положение Украины" Содержание Введение Современное социально-экономическое положение Украины Выводы Использованные источники Введение Современное социально-экономическое положение Украины характеризуется убыточностью стратегически важных предприятий, существенной структурной деформацией отечественного производства, усилением сырьевой направленности экспорта с незначительной долей добавленной стоимости, большой зависимостью экономики от внешних источников энергоносителей, существенным уменьшением национального богатства с одновременным ускорением увеличения долговой зависимости государства, усилением дифференциации социально-экономического развития регионов. В стране отмечаются критически низкая рождаемость и чрезмерно высокая смертность, повышение демографической нагрузки на население трудоспособного возраста, низкие материальный уровень и качество жизни граждан, рост бедности, значительное распространение практики противоправной деятельности субъектов хозяйствования, связанное с крайне высоким уровнем коррупции и злоупотреблений субъектов, наделенных властными полномочиями при выполнении ими государственных функций. Останавливается работа когда-то передовых мощных предприятий, приходят в упадок целые отрасли, практически разрушена социальная сфера, с карты Украины исчезли уже сотни сел и поселков, гибнут родословные корни Украины - село и крестьянство. Государство в лице центральных органов власти оказалось не способным эффективно выполнять свои конституционные функции, что приводит к нарастанию апатии, деструктивным настроениям и социальной напряженности в обществе. Современное социально-экономическое положение Украины Большую обеспокоенность ученых вызывает современный мировой финансовый кризис, беспрецедентный по масштабам и глубине. По мнению специалистов, он продемонстрировал кризис идеологии "рыночного фундаментализма" и либеральной идеи саморегулирования рынка, вызвал необходимость коренного переосмысления механизмов и моделей государственного воздействия на экономические и социальные процессы. Наиболее ощутимыми проявлениями финансового кризиса в Украине уже стали: "паралич" платежно-расчетной системы и кризис банковской ликвидности, уменьшение доходов бюджета и валютных поступлений при значительном накоплении внешней и внутренней задолженности, ускоренный спад производства, объемов ВВП и инвестиций, сокращение импорта и экспорта, существенное снижение реальных доходов и уровня жизни населения. По объемам производства ВВП за неполный год кризиса Украина опустилась на уровень 2002-2003 гг., а темп снижения этого обобщающего показателя экономического состояния страны в текущем году является беспрецедентным в новейшей истории Украины. На фоне такого резкого спада экономической активности поступления в бюджет обеспечиваются в значительной мере узаконением повышенных ставок косвенных налогов и сборов и за счет критического накопления государственного долга. Привычным явлением стал неконтролируемый и безосновательный рост цен на энергоносители, потребительские товары и услуги, в то время как государство практически игнорирует выполнение властных полномочий в сфере регулирования цен и антимонопольной политики. Многие специалисты убеждены, что даже в этой сложной ситуации Украина имеет потенциальные возможности преодолеть кризисные явления, выйти на новый уровень развития. Новая экономика - это не только надлежащим образом урегулированные и прогнозируемые рыночные отношения, а переплетение рынка, государственного регулирования и социальной стабильности. В настоящее время каждая развитая страна стремится построить новое информационное общество, способное обеспечивать и использовать высокотехнологичные инновационные достижения. Именно инновации сегодня являются средством построения высокоразвитого конкурентоспособного постиндустриального государства, которым должна стать Украина. Однако, хотя в Украине на законодательном уровне провозглашен курс на инвестиционно-инновационное развитие, принято около 15 законов и несколько десятков концептуальных подзаконных актов по вопросам развития образования, научных исследований, финансово-организационной поддержки инноваций, а также распоряжением Кабинета Министров Украины от 17 июня 2009 г. № 680 одобрена Концепция развития национальной инновационной системы, фактическое состояние дел в этой сфере остается неудовлетворительным. В общем объеме реализованной промышленной продукции только 5,9% имеют признаки инновационной, удельный вес промышленных предприятий, внедрявших инновации, уменьшился с 14,8% в 2000 г. до 10,8% в 2008 г., доля выполненных научных и научно-технических работ ВВП снизилась в 2008 г. до самого низкого уровня за все годы независимости Украины и составила только 0,9%. Для сравнения: аналогичный показатель в развитых странах мира равняется не менее чем 2-3%, причем доля государства в соответствующих расходах достигает в среднем 35-40%. Низкая эффективность государственной инновационной политики объясняется несовершенством и фрагментарностью существующего законодательства, неудовлетворительным выполнением принятых соответствующих законов. Формирование инновационной инфраструктуры происходит медленно, бессистемно, без надлежащего обоснования; при этом отсутствуют четкие разграничения задач и полномочий в сфере реализации инновационной политики между центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Не получает надлежащей государственной поддержки деятельность изобретателей, рационализаторов, ученых, которые имеют завершенные научно-технические разработки, не создаются центры трансферов технологий. На низком уровне реализуются образовательный и научный потенциалы, прежде всего высших учебных заведений, в сфере информационно-коммуникационных высоких технологий, а также информационные ресурсы системы научно-технической и экономической информации, в частности базы данных по вопросам технологий, научно-технических достижений. Вопреки законодательству по мораторию на приватизацию научно-исследовательских и отраслевых научных институтов, объемы противоправного отчуждения имущества в этой сфере постоянно растут. Научные учреждения теряют собственные помещения, разрушаются научные школы, уничтожается оборудование и интеллектуальная собственность, процветает рейдерство. Многие ученые и специалисты вынуждены уезжать за пределы Украины в поисках работы. Инновационная система государства - это новое измерение экономических и социальных отношений, базирующееся на приоритетном развитии знаний и технологий их использования. Это переход к новому стандарту общественных ценностей, когда знания действительно становятся материальной основой существования человека, а технологии их применения создают качественно новые критерии благосостояния общества. По мнению ученых, создание такой системы - вызов времени и прерогатива государства, проявление политической воли ее руководства и основа экономической политики, консолидированных действий всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. В докладах и выступлениях ученых подчеркивается, что гармоничное развитие Украины как суверенного государства, которое продвигается к построению гражданского общества и конкурентоспособной экономики на основе демократических ценностей, невозможно без эффективного и стабильного развития каждого ее региона. Сегодня, к сожалению, местная власть - как представительская, так и исполнительная - имеет для этого весьма ограниченные возможности, в особенности финансовые. Чрезмерная централизация распределения ресурсов страны, жесткое налоговое давление, "ручное", часто непрофессиональное управление экономикой сверху, направленное не на стратегическую перспективу, а на латание перманентных дыр, тормозят инициативу местной власти. Существенное отрицательное влияние на экономику регионов, как и на уровне центральных органов государственной власти, имеет повсеместное распространение коррупции. К коррупционным действиям все чаще оказываются причастны органы не только местной власти, но и правоохранные и судебные, которые по своему статусу обязаны искоренять это социальное зло. В далеко не правовом поле, часто с использованием силы судебного решения, ведется борьба за земельные участки, недвижимость, право собственности на имущество. В последнее время значительное распространение получило рейдерство, осуществляемое по типовым схемам, построенным на недостатках действующего законодательства, опасность которого до сих пор адекватно не воспринимается соответствующими государственными органами, в том числе причастными к регистрации имущественных и неимущественных прав и осуществлению надзора за соблюдением законности. Большое внимание уделяется предложениям по сглаживанию дифференциации в уровнях развития отдельных регионов. Диспропорции в социально-экономическом и культурном развитии, сложившиеся в процессе централизованного, прежде всего отраслевого, управления экономикой, требуют безотлагательных существенных изменений в региональной политике. Наличие таких диспропорций усложняет проведение единой государственной политики социально-экономических преобразований, увеличивает угрозу возникновения кризисных явлений на уровне регионов, что будет непосредственно причинять вред правам и интересам граждан. Отсутствие взвешенной государственной региональной политики уже привело к значительному ослаблению, часто даже к фактическому прекращению межрегиональных экономических связей и нарушению эффективного взаимодействия по вертикали "центр - регионы". Поэтому первостепенной задачей государства должен стать поиск рационального баланса между объемом делегированных властных полномочий на уровне регионов и теми публичными полномочиями и функциями, которые будут осуществляться исключительно центральными органами власти. По мнению ведущих ученых, главной целью государственной региональной политики в современных условиях должно быть содействие пропорциональному социально-экономическому развитию Украины и ее регионов, которое обеспечивало бы максимальную реализацию их экономического потенциала для улучшения условий хозяйствования и повышения уровня жизни населения до показателей наиболее развитых регионов, соблюдение гарантированных государством социальных стандартов для граждан независимо от места их проживания. Понятно, что для решения этих проблем и обеспечения устойчивого развития экономики страна нуждается в значительных по объемам прямых инвестициях, в частности иностранных, в виде современного оборудования, наукоемких технологий, а также прав интеллектуальной собственности. Доля иностранных инвестиций в экономику Украины в 2008 г. составляла в общей сумме инвестиций лишь 2,7%, что совершенно недостаточно. Неравномерность развития регионов и их экономического потенциала углубляется и соответствующей структурой иностранного инвестирования, при которой, например, в экономику Киева поступило 32% объема прямых иностранных инвестиций в Украину за 2008 г., а остальная их часть приходится на все другие регионы страны, где значительно преобладает Днепропетровская область, причем доля многих регионов по этому показателю не превышает 1 %. Эксперты ООН отнесли Украину к 20 наиболее привлекательным для прямых инвестиций странам. Но для их привлечения необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, постоянно заботиться о формировании и поддержке положительного делового и политического имиджа страны. Для иностранного инвестора привлекательны выгодное географическое положение Украины, разнообразные природные ресурсы, плодородные земли, квалифицированные кадры и высокий научно-технический потенциал. Но наряду с этими преимуществами имеются и недостатки, снижающие заинтересованность инвесторов: нестабильность, а кое-где явно лоббистский характер законодательства, отсутствие прозрачной, простой и стабильной налоговой системы, низкий уровень жизни населения, бюрократические препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности и отведении земельных участков для строительства, продолжительный глубокий политический кризис и непредсказуемость государственной политики, произвол и коррупция в деятельности, прежде всего, правоохранительных и судебных органов, а также органов, выдающих лицензии и другие государственные документы разрешительного характера, повсеместное и практически ненаказуемое рейдерство. Особенно подчеркивают зарубежные эксперты высокий уровень коррупции, угрожающей безопасности государства, которая приводит к нарушению принципов демократии и верховенства права. На основе обобщения итогов обсуждения проблем становления в Украине конкурентоспособной региональной экономики путем ускоренного перехода к инновационной модели развития, устранения недостатков в налоговом законодательстве, создания положительного имиджа Украины во внешнем мире для привлечения инвестиций можно предложить следующие рекомендации. Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, местным органам власти и органам местного самоуправления: 1. С целью обеспечения стабильного, управляемого и предсказуемого развития экономики Украины и ее регионов, прежде всего, необходимо кардинально изменить роль государства в системе рыночных отношений на началах новейших моделей конъюнктурного регулирования экономики и экономического роста с активным влиянием на оживление инвестиционной деятельности, формирование инновационных форм конкурентоспособного хозяйствования. Незамедлительно перейти к государственному стратегическому планированию (прогнозированию) развития страны на основе общегосударственной Программы стратегического социально-экономического развития Украины и ее регионов на долгосрочный период (15-25 лет), которая должна быть принята Верховной Радой Украины в соответствии с ее конституционными полномочиями. В основу такой Программы необходимо положить новейшую идеологию экономики знаний и инновационного делового мышления, что обеспечит мощный потенциал реальных трансформаций всех сфер общественной жизни страны и ее регионов, сориентированных на преодоление кризисных явлений и динамичный рост экономики в условиях объективных процессов интеграции хозяйственной системы страны в мировое экономическое пространство и ожидаемое значительное усиление конкурентоспособной борьбы на международных рынках в связи с последующим циклом стабилизации и роста экономической конъюнктуры в глобальном измерении. Эта Программа должна стать методологической базой для разработки среднесрочных пятилетних планов-прогнозов социально-экономического развития Украины, отдельных ее регионов, целевых государственных отраслевых и региональных программ. В свою очередь на основе таких пятилетних прогнозов социально-экономического развития Украины должен формироваться ежегодный бюджет страны и регионов. 2. Исходя из того, что основным признаком конкурентоспособности страны является ее способность генерировать и быстро овладевать научными, технологическими, промышленными, организационными инновациями, приобретают актуальность разработка и реализация Доктрины экономики знаний, направленной на построение национальной инновационной системы. При построении такой системы должны максимально учитываться существующие и пока еще не утраченные Украиной гуманитарные, геополитические, экономические, научно-технические преимущества - выгодное географическое положение, высококвалифицированные кадры, высокий уровень научно-технического потенциала и др. Для этого необходимо: - в соответствии с Концепцией развития национальной инновационной системы безотлагательно разработать и утвердить в установленном порядке долгосрочную Стратегическую программу инновационного развития страны на ближайшее десятилетие и следующие 25 лет; - разработать и принять специальные законы Украины о венчурной деятельности в инновационной сфере, государственной поддержке развития высоких технологий, о кластерной модели экономического развития, иннополисах, инновационной инфраструктуре. Завершить создание законодательной базы в сфере экономики знаний принятием Инновационного кодекса Украины; - для улучшения организации инновационной деятельности при Кабинете Министров Украины и областных государственных администрациях создать экономические советы из высококвалифицированных специалистов и научных работников. Ввести в состав государственного и местных бюджетов "Бюджет инновационного развития", за счет которого предусмотреть расходы для отдельных бюджетных программ, в частности, на финансирование государственного заказа на инновационную продукцию, финансовую поддержку инфраструктуры инновационной деятельности и т. д. Источниками формирования "Бюджета инновационного развития" должны стать также средства, полученные от приватизации государственного имущества, поступления налога на недвижимость, часть прибыли государственных и коммунальных предприятий, не внедряющих инновации, и др.; - создать Государственный венчурный банк с отделениями в областях, что будет стимулировать кредитно-финансовую деятельность в инновационной сфере. Содействовать организации частных инновационных банков и венчурных компаний, ввести государственные гарантии и механизмы стимулирования привлечения сбережений граждан в долгосрочные инвестиции; - ускорить реформирование налоговой системы, создать такую систему налогообложения, которая бы стимулировала развитие экономики знаний. В частности, следует предусмотреть снижение налога на прибыль в той части, которая направляется на инновации, установить налоговые каникулы (льготы) для компаний, внедряющих технические инновации, а также налоговые льготы для новых компаний и малых предприятий, работающих в высокотехнологичном секторе потребительского рынка; - в экономической политике государства предусмотреть существенное расширение рынка "длинных денег", доступных отечественным производителям, рост капиталов государственных банков. С этой целью усовершенствовать механизм рефинансирования банков, кредитующих высокотехнологичные секторы экономики, ввести предоставление гарантий государства под кредиты на развитие нанотехнологий и приоритетных отраслей, разработать инструментарии для недопущения чрезмерного вывоза капитала за границу; - создать интегрированную многоуровневую государственную систему информационно-консультативной поддержки инновационной деятельности на всех этапах внедрения новаций (идея - исследование - разработка - внедрение). В общегосударственную информационную сеть (банк данных) инноваций должны вноситься сведения об участниках инновационной деятельности и объектах инновационной инфраструктуры, направлениях новых фундаментальных и прикладных разработок и возможностях их внедрения в производство; - активизировать процесс интеграции вузовской науки с исследовательским сектором академической и отраслевой науки путем создания исследовательско-образовательных комплексов (центров) инновационной направленности по примеру ведущих европейских и мировых университетов. Для надлежащей реализации указанных предложений по формированию государственной политики в сфере инноваций необходимо создать и обеспечить функционирование: - патентных подразделений на государственных предприятиях; - подразделений по вопросам трансфера технологий, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности в центральных органах исполнительной власти; - сети региональных инновационных структур - инновационных центров, бизнес-инкубаторов, научных парков на базе ведущих высших учебных заведений, технополисов, центров трансфера технологий и др.; - объектов инфраструктуры кадрового обеспечения осуществления инновационной политики путем разработки и внедрения в учебных процессах профильных вузов и институтов (центров) повышения квалификации пилотной бизнес-образовательной программы в сфере инновационной деятельности, специализированных курсов и семинаров повышения квалификации и т. д. 3. Главное условие реализации программы инновационного развития страны и ее регионов - инвестиционное обеспечение. Для достижения инвестиционной привлекательности экономики регионов и Украины в целом необходимо: - разработать и осуществить комплекс мер по кардинальному улучшению инвестиционного климата как в стране в целом, так и в каждом регионе, всесторонне стимулировать инновационные вложения средств отечественных предприятий в приоритетные проекты, сдерживая "бегство" капитала за рубеж. Главным стимулом в этом направлении должно стать поэтапное освобождение от налогообложения на прибыль расходов предприятий на инвестиции в основные фонды; - стабилизировать политическую ситуацию в стране, снизить уровень коррупции, решительно прекратить рейдерские захваты предприятий, либерализировать условия осуществления предпринимательства, способствовать развитию фондового рынка, упорядочить и максимально упростить правила и инструкции по лицензированию, разрешительному режиму, налогообложению и репатриации прибыли и т. д.; - в инвестиционной политике государства и при совершенствовании законодательства предусмотреть правовые и другие гарантии для инвесторов, в том числе иностранных, по надлежащей защите вложенных ими средств и прав на объекты инвестирования, гарантирование беспрепятственного использования доходов от инвестиций и стабильной, предсказуемой правовой среды; - предоставить правовую защиту таким финансовым операциям, как кредитование инноваций и страхование коммерческих рисков, пересмотреть налоговую систему в части предоставления налоговых и других фискальных льгот субъектам хозяйствования, которые будут создаваться и действовать в приоритетных, особенно наукоемких, отраслях экономики на начальных этапах их деятельности; - увеличить объемы государственного заказа на производство космической, авиационной техники и судоходных средств, а также на строительство дорог, транспортных развязок, стадионов, гостиниц, кемпингов, объектов туристической инфраструктуры и т. д.; - разработать программу освоения или расширения производства в Украине на уровне мировых образцов компьютерной и высокотехнологичной бытовой техники, которая сегодня, в основном, импортируется; - предусмотреть в планах-прогнозах социально-экономического развития страны и регионов меры по созданию объектов региональной инфраструктуры, подготовке целевых инвестиционных проектов для решения неотложных проблем регионального развития с целью привлечения инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности регионов, улучшения условий внедрения передовых инновационных технологий; - в каждом регионе разработать программу оперативной реструктуризации убыточных предприятий (их в стране свыше 40%) со специальным участием государства и бизнеса, а также модернизации неконкурентоспособных производств; - разработать комплекс мер по восстановлению экономической базы малых городов и поселков, внедрению механизма поддержки развития депрессивных территорий; предусмотреть 50-процентную налоговую льготу для инвесторов, осуществляющих инвестиции в объекты на таких территориях (по перечню, утвержденному Верховной Радой Украины); - на государственном и региональном уровнях формировать и систематически обнародовать в средствах массовой информации и сети Интернет информацию о приоритетных для инвестирования объектах и о потребностях в инвестиционных ресурсах, определить перечень государственных предприятий-банкротов для бесплатной передачи их частным лицам при условии осуществления последними инвестиций для оздоровления этих предприятий; - возобновить широкую пропаганду в средствах массовой информации, на радио и телевидении лучших методов хозяйствования, обмен передовым опытом управления и ведения бизнеса, особенно малого и среднего. 4. С целью ускорения инновационного развития страны и регионов, повышения конкурентоспособности и достижения регионами самодостаточности предлагается: - разработать в каждой области, районе, городе программу ускорения развития малого и среднего бизнеса как стратегического направления развития территорий и страны в целом. Главной задачей таких программ должно быть обеспечение стабильных условий для дальнейшего функционирования малых и средних предприятий, возрождения малых городов и поселков, привлечения широких слоев населения к предпринимательской деятельности, увеличения количества новых рабочих мест. Для ускорения развития малого бизнеса необходимо усилить финансовую поддержку этого важного сектора региональной экономики, внедрить более эффективные системы финансирования, кредитования и страхования и на этой основе обеспечить увеличение поступлений средств в местные бюджеты, что положительно повлияет на динамику экономического и социального развития регионов; - ускорить упорядочение и совершенствование законодательной и нормативной базы, регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства. Повысить мотивацию для местных органов власти по созданию благоприятного климата для малого предпринимательства путем увеличения доли налоговых поступлений, остающихся в местных бюджетах; - обеспечить качественное обновление трудовых, в частности интеллектуальных, ресурсов, разработать и внедрить систему организационно-образовательных мероприятий, направленных на повышение специального уровня, знаний и навыков участников предпринимательской деятельности, а также на возобновление работы профессионально-технических заведений на современной базе, распространение среди населения правовых и экономических знаний; - ускорить разработку Национальной программы кластеризации экономики страны на период до 2025 г., предусмотреть в ней решение наиболее существенных вопросов формирования инновационных производственных сетевых структур, в частности, меры по: анализу конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями региона, и на этой основе выявлению "точек роста" экономики на долгосрочную перспективу, которые стали бы основой для развития кластеров; социальной экспертизе результатов кластеризации по итогам мониторинга процессов формирования и деятельности кластеров; созданию информационно-аналитической системы обслуживания участников кластерных объединений, мониторинга процесса их развития и распространения положительного опыта; разработке критериев и показателей экономической и социальной эффективности деятельности украинских кластерных объединений в государственной статистической отчетности; содействию формированию в каждом регионе мегакластеров, которые бы обеспечивали устойчивое развитие региональной инновационной деловой инфраструктуры; созданию условий для формирования и развития межрегиональных инновационных, а также трансграничных кластеров в рамках еврорегионов, в которых принимает участие Украина; развитию межрегионального и международного сотрудничества кластеров и мегакластеров Украины с кластерными объединениями стран ЕС, ОЧЭС, СНГ; введению в высших учебных заведениях программ подготовки и переподготовки специалистов в области создания и функционирования инновационных сетевых структур (кластеров); стимулированию создания мощных и конкурентоспособных финансово-промышленных корпораций - национальных экономических лидеров: горизонтально и вертикально интегрированных холдинговых компаний, способных выполнять функцию локомотивов экономического развития страны, а также организации и совершенствования деятельности институций, предоставляющих финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные, юридические образовательные услуги в обеспечении инновационной деятельности; расширению интеграционных процессов путем трансграничного сотрудничества с целью повышения конкурентоспособности регионов, обеспечения их устойчивого развития на современной технологической основе и высокого уровня производительности труда, а также занятости населения. 5. Для решения региональных проблем в значительной мере способствовать проведению нового этапа административных реформ, связанного с делегированием властных и управленческих функций центральных органов власти на региональный уровень, и всестороннему развитию местного самоуправления. При этом в регионе должны быть законодательно разграничены полномочия и ответственность между отдельными органами власти. Выводы Надеемся, что отраженное коллективное мнение ученых-экономистов и практиков будет учтено центральными и местными органами исполнительной власти и представительскими органами в практической работе и законотворческой деятельности. Использованные источники 1. "Экономика Украины" №3, 2010 , с. 42-48 2. Хомяков В.І. , Бакум І.В. Економіка сучасної України. Навчальний посібник - К., Кондор, 2010 - 428с.
|