|
Спрос и предложение
Спрос и предложение
Спрос и предложение1. Спрос - желание и возможность потребителя приобрести определенное количество товара по определенной цене в определенный период времени.2. Предложение - готовность производства продать определенное количество товара по определенной цене в определенное время.3. Закон спроса - экономический закон наличия обратной зависимости между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. Причина обратной зависимости состоит в том, что по мере потребления каждой последующей дополнительной единицы товара или услуги ее дополнительная полезность для потребителя будет снижаться.4. Закон предложения - экономический закон наличия прямой зависимости между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода.5. Рыночное равновесие - состояние рынка при равенстве спроса и предложения. Рыночное равновесие: - устанавливается в результате взаимодействия решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже; и - выражается в равновесной цене продукта и в его количестве, реально продаваемом на рынке. Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложение в процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса.Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. При равновесной цене: - цена, при которой спрос и предложение равны; - цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг; - цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению. На графике спроса и предложения равновесная цена определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения.6. Избыток - превышение предложения над спросом.7. Дефицит - превышение спроса над предложением. Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены. Обычно дефицит свидетельствует о низком предложении, вызванном низкой ценой.8. Себестоимость продукции - совокупность прямых издержек, связанных с производством изделия; все виды затрат, понесенных при производстве и реализации определенного вида продукции.Себестоимость включает в себя: - затраты на материалы; - прямые затраты на рабочую силу; - переменные издержки: материальные затраты, амортизация основных средств, заработная плата основного и вспомогательного персонала, накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией.Различают производственную и полную себестоимости.Факторы спроса- Вкусы потребителей;- Количество потребителей;- Денежные доходы потребителей (нормальное качество, низкое качество);- Цены на взаимозаменяемые товары (взаимозаменяемые, взаимодополняемые);- Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходовИзменение одного или нескольких факторов ведет к изменению кривой. И она сдвигается вправо, если спрос увеличивается, и сдвигается вниз, если спрос падает. - «Изменение величины спроса» - речь идет о передвижении от одной точки к другой на кривую спроса. - «изменение спроса» - речь идет о смещении кривой, т.е. об изменении объема спроса в одну или другую сторону. Фактор предложения- цена на ресурсы- технология производства- налоги и дотации- цены на другие товары- количество производителей на рынкеСнижение предложения вызовет смещение кривой предложения вверх, а увеличение предложения вызовет смещение кривой вниз.«величина предложения» - количество данного товара (услуги), которое продавец предлагает к продаже при определенной цене.«предложение» - все количество товара (и его стоимость), находящееся на рынке или которое желают реализовать производители при данном уровне цены.Эластичность спроса1. Эластичность - степень изменения зависимой переменной в ответ на изменение другой, независимой переменной.2. Эластичность спроса по цене - процент изменения спроса на данный товар при изменении цены на 1%.Коэффициент эластичности спроса по цене.эластичность спроса по доходам.3. На товар с неэластичным спросом имеет смысл повышать цену, т.к. доход повышается тоже. 4. - товары первой необходимости;- трудно найти заменители;- товары с относительно не высокой стоимостью- безвыходные ситуации.5. Эластичность спроса по доходу - степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в размере доходов потребителей. Эластичность спроса по доходу измеряется отношением процентного изменения спроса на продукт к процентному отношению дохода и отражает влияние изменений в доходах на расходы потребителей.6.Законы Энгеля - эмпирические закономерности изменения структуры расходов домохозяйств в зависимости от возрастания размера полученного ими дохода.По мере роста дохода общее потребление будет возрастать, но в разных пропорциях.По мере роста дохода, расходы на продукты питания будут расти с одновременным переходом от некачественного питания к качественному.В общем объеме расходов доля продуктов питания будет сокращаться при росте расходов на недвижимость, отдых, путешествия, сбережения.По мере роста дохода каждое домохозяйство будет тратить на потребление меньшие суммы и больше будет сберегать.Законы Энгеля послужили основой для построения модели Д.М.Кейнса "доходы-расходы".7.Перекрестная эластичность спроса - форма эластичность спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой (сходный по своим потребительским качествам) товар.Положительное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимозаменяемыми.Отрицательное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимодополняющими.8.Эластичность предложения - степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.9.Неэластичный спрос - спрос, при котором: - либо процентное сокращение в цене вызывает такое процентное увеличение в количестве спрашиваемого товара, что общий доход, получаемый всеми продавцами на рынке сокращается; - либо процентное увеличение в цене вызывает такое сокращение в количестве спрашиваемого товара, что общий доход продавцов возрастает.
|
|