БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Становление государственного социализма в СССР

Становление государственного социализма в СССР

Становление государственного социализма в СССР.

Содержание

1. Экономика России в период «Военного коммунизма».

2. Экономика России в период «НЭПа». Свертывание «НЭПа» и формирование комадно-административной экономики.

Экономические процессы, проходившие в стране, имеют свою внутреннюю логику. Можно выделить несколько этапов хозяй-ственного развития: октябрь 1917 -- лето 1918 г. («красногвардей-ская атака на капитал»), лето 1918 -- 1920 гг. (политика «военного коммунизма»), 1921 -- середина 1920-х гг. (новая экономическая политика), середина 1920-х -- конец 1930-х гг. (оформление ' командно-административной системы).

1. Экономика России в период «красногвардейской атаки на капитал»

25 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из ради-кальных партий России -- РСДРП(б). Основные положения эко-номической стратегии большевиков были разработаны В.И. Ле-ниным весной -- летом 1917г.

В основе программы лежали теоретические положения о мо-дели социализма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Новое общество должно было иметь бестоварный (безденежный) механизм. Но на первой стадии строительства нового общества предполагалось функционирование товарно-денежных отноше-ний. Для понимания дальнейших событий следует иметь в виду, что длительность переходного периода не определялась да и не могла быть определена. Конкретные исторические условия 1917--1918 гг. в сочетании с революционным нетерпением масс рабочих и не-приятием буржуазией новой власти «подстегнули» вызревание идей о возможности немедленного осуществления коммунисти-ческих принципов, создали иллюзию завершения перехода к со-циализму и коммунизму. И для того чтобы преодолеть тяжелей- ший кризис и одновременно использовать капитал в интересах трудящихся, предлагалась централизация хозяйственной жизни и всеобъемлющий характер государственного аппарата на основе вовлечения в управление всех граждан.

Материальной базой этих процессов призвана была стать на-ционализация банков и синдикатов, которая, по замыслу больше-виков, не должна была разрушать капиталистические хозяйст-венные связи, а наоборот, объединить их в общенациональном масштабе, стать формой функционирования капитала в период перехода к социализму и привести общество к самоуправлению.

В сфере аграрных отношений большевики придерживались идеи о немедленной конфискации помещичьих земель и их национа-лизации. Но в предреволюционные месяцы они откорректировали свою аграрную программу за счет «заимствований» у социалистов-революционеров (эсеров) и поддержали уравнительность земле-пользования крестьян.

Таковы были основные программные установки. Но посколь-ку правительство большевиков унаследовало экономические и политические проблемы, связанные с кризисом военного времени, постольку и вынуждено было проводить политику, в значитель-ной степени противоречащую своим заявлениям.

Экономическую политику октября 1917 - лета 1918 г. В.И. Ле-нин определил как «красногвардейскую атаку на капитал». Основ-ными методами ее стали принуждение и насилие.

В число основных мероприятий данного периода входили: организация рабочего контроля, национализация банков, прове-дение в жизнь «Декрета о земле», национализация промышлен-ности и организация государственной системы управления, вве-дение монополии внешней торговли.

Национализации банков, как и национализации промышлен-ных предприятий, предшествовало установление рабочего контроля.

Органы рабочего контроля возникли еще во время Февральской революции в форме фабрично-заводских комитетов. Новое руко-водство страны рассматривало их как один из переходных шагов к социализму, видело в практическом контроле и учете не только контроль и учет результатов производства, но и форму организа-ции, налаживания производства трудящимися, поскольку перед всенародным контролем ставилась задача «правильно распреде-лить труд».

Рабочий контроль предполагалось осуществлять в течение про-должительного периода. 14 (27) ноября 1917г. принимается «По-ложение о рабочем контроле». Его выборные органы намечалось создавать на всех предприятиях, где использовался наемный труд, -в промышленности, на транспорте, в банках, торговле, сельском хозяйстве. Контролю подлежали производство, снабжение сырь-ем, продажа и хранение товаров, финансовые операции. Устанав-ливалась судебная ответственность владельцев предприятий за невыполнение распоряжений рабочих-контролеров. В ноябре-декабре 1917 г. рабочий контроль был установлен на большинстве крупных и средних предприятий в главнейших промышленных центрах. Он считался школой прдготовки кадров советского хо-зяйственного аппарата и важным средством налаживания государ-ственного учета ресурсов и потребностей. Одновременно рабочий контроль в значительной степени ускорил проведение национализации и изменил ее направленность.

Государственный банк был занят Красной гвардией в первый же день Октябрьской революции. Овладение Государственным банком создало более благоприятные условия для проведения ра-бочего контроля за финансами предприятий.

Более сложным делом было овладение частными банками. 27 декабря 1917 г. вышел декрет ВЦИК о национализации бан-ков, однако фактическая ликвидация частных банков и слияние их с Государственным банком продолжались до 1920 г. Проведе-ние рабочего контроля по всей стране встретило естественное со-противление банкиров. Частные банки отказывались выдавать деньги с текущих счетов предприятиям, где был введен рабочий контроль, не выполняли соглашений с Государственным банком, запутывали счета, подавали заведомо ложные сведения о состоя-нии дел, финансировали контрреволюционные заговоры. Эти дей-ствия были определены новой властью как саботаж со стороны владельцев частных банков, что значительно ускорило их нацио-нализацию (конфискацию).

Большевики сознавали необходимость постепенного проведе-ния национализации промышленности. Поэтому в первые месяцы после Октябрьской революции в распоряжение Советской власти переходили отдельные предприятия, имевшие большое значение для государства, а также предприятия, владельцы которых не под-чинялись решениям государственных органов. Прежде всего были национализированы крупные заводы военного назначения, например Обуховский, Балтийский. Однако уже в это время по иници-ативе рабочих объявлялись национализированными предприятия местного значения. Примером является Ликинская мануфактура (около Орехово-Зуева) -- первое частное предприятие, перешед-шее в руки государства.

Постепенно идея национализации сводится на практике к кон-фискации. С начала 1918г. национализация промышленности на местах стала принимать характер массового и стихийно нарастав-шего конфискационного движения. Зачастую обобществлялись предприятия, к управлению которыми рабочие фактически не были готовы, а также маломощные предприятия, которые становились обузой для государства; расширялась практика неза-конной конфискации по решению фабзавкомов с последующим утверждением государственными органами. Все это отрицатель-но сказывалось на работе промышленности, поскольку наруша-лись хозяйственные связи, затруднялось налаживание контроля и управления в масштабе страны и усугублялся кризис.

Нарастание этой неконтролируемой волны вынудило Совет народных комиссаров (СНК) пойти на централизацию «хозяй-ственной жизни в общенациональном масштабе» с целью сохране-ния разрушавшихся экономических связей. Это наложило отпе-чаток на характер национализации второго этапа (весна--лето 1918). В ведение государства переходили уже целые отрасли про-изводства. В начале мая была национализирована сахарная про-мышленность, в июне -- нефтяная, завершалась национализация металлургической и машиностроительной промышленности. В условиях Гражданской войны в январе 1919 г. началась нацио-нализация всех промышленных предприятий.

Преобразования в сфере аграрных отношений осуществлялись на основе «Декрета о земле». В нем провозглашалась отмена част-ной собственности на землю (ст. 1), передача помещичьих име-ний, «равно как всех земель удельных, монастырских, церковных, со всем живым и мертвым инвентарем», в распоряжение волост-ных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских де-путатов с признанием равноправия всех форм землепользования (подворной, хуторской, общинной, артельной) и правом раздела конфискованной земли по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами (ст. 7,8).

Таким образом, и в аграрной политике большевики отошли от стратегии немедленного «введения» социализма в сторону мер, на-

правленных на спасение страны от «грозящей катастрофы». На-правленность и степень радикальности этих мер в значительной степени усиливались политическими устремлениями части пра-вящей партии (сторонники Н.И. Бухарина и Л.Д. Троцкого) к ско-рейшему разрушению основы эксплуатации -- товарно-денежных отношений. «Сверхреволюционность» проявлялась и в деревне: при действиях продотрядов (их формирование началось в мае 1918г. после утверждения декрета «О предоставлении Народно-му комиссариату продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими») и комбедов (созданы на основании декре-та от 11 июня 1918 г.), в незаконных поборах с крестьянства, ка-рательных отрядах, децимациях (расстрелах каждого десятого) в случаях невыполнения заданий по продразверстке. Это приводи-ло к дискредитации Советской власти и нарастанию угрозы граж-данской войны.

Национализация и раздел земли проводились на основе закона о социализации земли, принятого 27 января 1918 г. В нем опре-делялся порядок раздела и надела. В 1917--1919 гг. раздел был про-изведен в 22 губерниях. И хотя вновь получили землю около 3 млн крестьян, раздел вызвал рост социальных противоречий в деревне -- летом 1918 г. было подавлено 108 мятежей.

Все эти мероприятия отразились и на объемах заготовок. От-ветной реакцией государства стало принятие ряда мер военного характера: установлена государственная монополия на хлеб; продовольственные органы наделялись чрезвычайными полномо-чиями по закупке хлеба; создавались продотряды, задачей кото-рых было изъятие излишков хлеба по твердым ценам. Заметим, что весной 1918 г. деньги уже мало что значили и хлеб фактически изымался бесплатно, в лучшем случае путем обмена на промыш-ленные товары. Да и товаров становилось все меньше, так как к осени 1918 г. промышленность была почти парализована.

Натурализация хозяйства, свертывание товарно-денежных от-ношений, необходимость централизованного распределения продуктов создавали видимость завершения переходного периода. Следствием этого, а также теоретической основой для последу-ющих экономических мероприятий стали положения лидеров пра-вящей партии о необходимости и возможности, опираясь на энтузиазм масс, указания из центра и усилия пролетарского госу-дарства, организовать общегосударственное производство и рас-

293 пределение. Это накладывало отпечаток на функциональную ори-ентацию органов управления хозяйством.

В целом к началу Гражданской войны система госу-дарственного управления народным хозяйством выглядела следу-ющим образом. ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности аппарата. Общее руководство осуществлял Совет народных комиссаров (Совнарком), решавший наиболее важные во-просы. Отдельными сторонами народно-хозяйственной жизни ру-ководили народные комиссариаты. Их местными органами явля-лись соответствующие отделы исполкомов Советов. Высший со-вет народного хозяйства (ВСНХ), созданный в 1917 г. как общехозяйственный центр, в конкретных исторических условиях «красногвардейской атаки на капитал» трансформировался в центр управления промышленностью. При этом доминировал отрас-левой подход к управлению.

С началом Гражданской войны летом 1918 г. и иностранной интервенции страна была объявлена единым военным лагерем и устанавливался военный режим, целью которого было сосре-доточение в руках государства всех имевшихся ресурсов и спасе-ние остатков хозяйственных связей.

Эта политика, получившая позднее название политика «воен-ного коммунизма», приобрела завершенные очертания к весне 1919 г. и представляла собой проведение трех основных групп ме-роприятий:

* для решения продовольственной проблемы было организова-но централизованное снабжение населения. Торговля заменя-лась принудительным государственно-организованным распределением. В январе 1919г. была введена продовольствен-ная разверстка: свободная торговля хлебом объявлялась госу-дарственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб (а позднее и другие продукты и товары массового спроса) рас-пределялся в централизованном порядке по классовой норме; национализировались и лишались хозяйственной самостоятель-ности все промышленные предприятия (оформилась так назы-ваемая система главкизма);

* вводилась всеобщая трудовая повинность. Всех уклонявшихся от нее предлагалось обвинять в дезертирстве, создавать из них штрафные рабочие команды или даже заключать в концентра-ционные лагеря.

В сложившейся обстановке ускорился процесс вызревания идеи о немедленном построении бестоварного социализма путем замены торговли планомерным, организованным в общегосударствен-ном масштабе распределением продуктов. Поэтому в конце 1920 -начале 1921 г. целенаправленно проводились «военно-коммунис-тические» мероприятия. На их реализацию были направлены дек-реты Совнаркома «О бесплатном отпуске населению продоволь-ственных продуктов» (4 декабря 1920), «О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления» (17 декабря), «Об отмене платы за всякого рода топливо» (23 декабря). Уже предла-гались проекты отмены денег: вместо них С. Струмилин и Е. Варга предлагали использование учетных трудовых или энергетических единиц -- «тредов» и «энедов». Однако кризисное состояние эко-номики свидетельствовало о неэффективности применяемых мер. В 1920 г. по сравнению с 1917 г. добыча угля снизилась в три раза, выплавка стали -- в 16 раз, производство хлопчатобумажных тка-ней -- в 12 раз. Рабочие Москвы, занятые самым тяжелым физи-ческим трудом, получали в день 225 г хлеба, 7 г мяса или рыбы, 10 г сахару.

Резко усиливалась централизация управления. Предприятия лишались самостоятельности в целях выявления и максимально-го использования наличных ресурсов. Верховным органом стал с 30 ноября 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны, который был призван установить твердый режим во всех отраслях народ-ного хозяйства и теснейшую координацию работы ведомств.

Высшим органом управления промышленностью оставался ВСНХ, структура которого приобрела ярко выраженный военный характер. Центральный аппарат ВСНХ состоял из общих (функ-циональных) и производственных отделов (металла, горный, тек-стильный и пр.). Производственные отделы решали общие во-просы распределения сырья, ведали учетом и распределением готовой продукции, финансированием отдельных отраслей. В ве-дении производственных отделов ВСНХ находилось по несколько родственных отраслей промышленности.

Оперативное руководство предприятиями было сосредоточено в основном в так называемых главных комитетах -- главках или центрах, подчинявшихся ВСНХ (Главнефть, Главсоль, Центро-медь и др.). До конца 1918 г. было создано 42 главка. Между глав-ком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звено - трест, управлявший несколькими предприятиями. При местных Советах сохранялись совнархозы. В их ведении находилось сравни-тельно небольшое количество мелких предприятий, не подчинявшихся непосредственно ВСНХ. Такая система централизованно-го управления получила название главкизм.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, правящая партия в это время начала определять перспективы развития страны, что нашло выражение в плане ГОЭЛРО (декабрь 1920) -- первом пер-спективном народно-хозяйственном плане/План предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, топлив-но-энергетической базы, химии и железнодорожного строитель-ства -- отраслей, призванных обеспечить технический прогресс всей экономики. В течение десяти лет предполагалось почти удвоить промышленное производство при увеличении числен-ности рабочих всего на 17%. Намечалось строительство 30 круп-ных электростанций. Но речь шла не просто об электрификации народного хозяйства, а о том, чтобы на этой основе перевести экономику на интенсивный путь развития. Главным было обес-печение быстрого роста производительности труда при наимень-ших затратах материальных и трудовых ресурсов страны.

2. Новая экономическая политика

С окончанием Гражданской войны на первый план вышла за-дача восстановления народного хозяйства с помощью новой эко-номической политики. Политика «военного коммунизма» не в со-стоянии была решить основную хозяйственную задачу -- вывести страну из разрухи и тем более не могла быть использована для решения новой стратегической задачи -- построения «материаль-ного фундамента социализма». Стало очевидным также, что «ком-мунизм» как идеальная модель и его реальное воплощение -- раз-ные вещи. Поэтому возникла необходимость изменения полити-ки государственного хозяйствования.

Военизированная система управления (главкизм), милитари-зация труда, бюрократизация аппарата, недовольство продразвер-сткой вызвали внутриполитический кризис. Он проявился в вос-станиях 1920--1921 гг., вспыхнувших на Дону, Кубани, Украине, в Поволжье и Сибири, Тамбовской губернии, а также в Крон-штадте (март 1921) и забастовках на предприятиях Петрограда, Москвы, Иваново-Вознесенска и Тулы.

В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) было принято решение об отмене продразверстки и введении фиксированного продналога. Он определялся в виде процентного или долевого отчисления продук-тов с учетом числа едоков, наличия скота и объема полученного урожая. Размер налога устанавливался до сева и носил строго диф-ференцированный характер: для малоимущих крестьян он зани-жался, а в особых случаях отменялся вообще. Одновременно пред-полагалось, что излишки продукции будут реализовываться в рам-ках прямого обмена на промышленные товары. Однако обмен практически сразу перерос в торговлю, что вызвало необходимость признания товарно-денежных отношений и торговли как формы их реализации.

Система продналога обеспечивала возможность накопления излишков сельскохозяйственной продукции и сырья у крестьян-ства, что создавало стимул (спрос) для промышленного про-изводства. Поскольку государственная промышленность не мог-ла обеспечить достаточного товарного фонда, а государственных средств не хватало на восстановление, следующим необходимым шагом стала децентрализация промышленности на основе трес-тирования с переводом предприятий на хозяйственный (коммер-ческий) расчет. Объединялись в тресты предприятия, имевшие государственное значение и не требовавшие значительных капи-тальных вложений. Остальные подлежали консервации либо сда-вались в аренду частным лицам или в концессию иностранцам. Позднее возникла новая форма организации производства -- син-дикаты, выполнявшие функции торгово-распределительного ап-парата трестов по реализации продукции и снабжению предпри-ятий сырьем. Постепенно синдикаты из торговых трансформиро-вались в регулирующие, а отчасти и управленческие организации.

Возрождение товарно-денежных отношений привело к необ-ходимости восстановления денежной системы. В 1922--1924 гг. была проведена денежная реформа -- поэтапно вводилась твердая конвертируемая денежная единица (червонец). Одновременно была проведена налоговая реформа и возрождена кредитно-банков-ская система.

Составной частью реформ стали коренные изменения в тру-довых отношениях. Отменялась трудовая повинность, предприя-тия обеспечивались рабочей силой путем найма через биржи тру-да, отменялся уравнительный принцип оплаты; натуральная оплата заменялась денежной, вводилась сдельная оплата труда (1922). Однако у этого процесса была обратная сторона -- безрабо-тица. Но новая система организации труда способствовала повы-шению его производительности.

В аграрной политике также произошли изменения. Натураль-ный налог был заменен денежным, разрешены наем батраков и аренда земли. В восстановлении хозяйства важнейшую роль сыг-рали кооперативные организации, которые обеспечивали до 96% потребностей промышленности в сырье.

Основные мероприятия новой экономической политики:

* построение отношений между городом и деревней на эконо-мической основе;

* развитие промышленности на новых организационных прин-ципах и на базе электрификации;

* кооперирование населения;

* внедрение хозрасчетных отношений, допуск частного капита-ла в экономику;

*налаживание государственного регулирования, планирования и управления экономикой;

*повышение образовательного и культурного уровней населения позволили к 1925 г. достичь основных довоенных показателей экономического развития.

Успешное восстановление народного хозяйства в значительной степени было обусловлено объединением 30 декабря 1922 г. само-стоятельных Советских республик -- РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в единое государство -- Союз Советских Социалистических республик.

3. Свертывание нэпа и формирование, командной экономики

Год 1925-й стал переломным в экономической истории нашей страны. Это прежде всего связано с решением о необходимости ин-дустриализации, основная задача которой состояла в превращении страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производя-щую их. В качестве основных источников индустриализации дол-жны были стать доходы от национализации промышленности, транспорта, торговли; налоговая система; внутренние займы; до-ходы от экспорта сельскохозяйственной продукции; внутрипромышленное перераспределение средств в пользу отраслей, про-изводящих средства производства (группа А) посредством вводи-мого налога с оборота. Среди источников обращает на себя внимание так называемая перекачка, под которой подразумевался неэквивалентный обмен между городом и деревней. Все эти меры значительно усложняли поддержание сбалансированности экономических интересов товаропроизводителей, создавали угрозу нарушения баланса хозяйственной рыночной системы и назрева-ния кризисных явлений и повышали вероятность попыток реше-ния экономических проблем политическими (внеэкономически-ми) методами.

В это время происходил пересмотр взглядов на само существо нэпа. Ленинская трактовка нэпа как способа строительства соци-ализма уступала установке на то, что нэп -- временное отступление к капитализму.

На первом этапе индустриализации (1926--1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы -- добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот пери-од были введены в эксплуатацию Штеровская в Донбассе и Земо-Авчальская в Закавказье, Волховская электростанции; начато стро-ительство Брянской, Челябинской, Иваново-Вознесенской элек-тростанций. Началась прокладка новой железной дороги -Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество отдавалось окраинным районам страны.

Развертывание индустриализации сопровождалось свертыванием рыночных принципов, наступлением на частный капитал, а также усилением административных тенденций в управлении.

В 1926 г. обнаружилась нехватка металла, а затем и других ма-териалов и сырья. Одновременно начал назревать товарный голод на потребительском рынке.

Для регулирования снабжения был создан Комитет государ-ственных заказов -- одно из первых звеньев будущей администра-тивной системы.

Среди причин такого положения можно выделить следующие: * «перекачка» привела к тому, что крестьян не могли удовлет-ворить государственные заготовительные цены, и они предпо-читали продавать продукцию частным заготовителям или вы-жидать более выгодной конъюнктуры. Следствием этого стал срыв хлебозаготовок и невыполнение экспортных обязательств; недостаток доходов от экспорта вынудил сократить планы про-мышленного производства и капитального строительства; .* привлечение на строительство большого числа рабочих (преимущественно из деревни) увеличило платежеспособный спрос, не покрываемый товарной массой; кроме того, в 1927 г. было проведено снижение цен на 10%; параллельно возросла номинальная заработная плата рабочих;

* с 1926 г. начала проводиться активная политика вытеснения частного капитала: повышены тарифы на перевозки частных грузов; прекращено государственное кредитование частных предприятий; началась ликвидация обществ взаимного креди-та; кроме промыслового и прогрессивного подоходного нало-гов был введен (1927) налог на сверхприбыль; запрещалась сда-ча в аренду отдельным лицам госпредприятий и прерывались заключенные договоры; сокращалось число иностранных кон-цессий.

Это привело к быстрому сокращению частного сектора, преж-де всего в торговле, а поддержать нормальный товарооборот го-сударственная торговля не могла из-за неразвитости своей сети. То же самое следует сказать и о государственных заготовительных органах.

В декабре 1927 г. партийное руководство вышло с программой дальнейшего социалистического строительства: «перереконструи-рование» нэпа, развертывание кооперирования по произ-водственному принципу и коллективизации, расширение плано-вых начал в экономике, активное наступление на капиталисти-ческие элементы города и деревни. И хотя первоначально руководство страны пыталось ограничить перекачку средств из сферы крестьянского хозяйства, тем не менее хлебозаготовитель-ный кризис 1927/28 хозяйственного года привел к применению чрезвычайных мер, использованию административного и судеб-ного нажима на зажиточных крестьян для обеспечения города хле-бом, включая конфискацию хлебных излишков. А в 1928 г. И.В. Сталин выступил с теорией «дани», т.е. добавочного налога на крестьянство, сверхналога для поддержания высоких темпов индустриализации. Таким образом, экстраординарные меры пе-реросли в новую политическую линию и получили практическое воплощение, став основой раскручивания «машины чрезвы-чайщины».

Переход в 1929 г. на карточную систему снабжения нанес по-следний удар по частной торговле.

В 1930 г. было ликвидировано большинство концессий, упразд-нены товарные биржи и ярмарки. Прекращалась деятельность частных и смешанных акционерных обществ, обществ взаимного кредита и т.д. К осени 1931 г. ликвидировалась и частная промыш-ленность,

Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необхо-димость перехода от годового планирования в форме контроль-ных цифр к перспективному планированию. Разработка первого пятилетнего плана велась начиная с 1925 г., а в мае 1929 г. он был утвержден.

Первый пятилетний план охватывал 1928--1932 гг. Целевой установкой плана была необходимость «стремиться к достижению наиболее благоприятного сочетания следующих элементов: рас-ширенного потребления рабочих и крестьянских масс; расши-ренного воспроизводства (накопления) в государственной инду-стрии на основе расширенного воспроизводства в народном хо-зяйстве вообще; более быстрого, чем в капиталистических странах, темпа народно-хозяйственного развития и непременного система-тического повышения удельного веса социалистического хозяйст-венного сектора, что является решающим и главным моментом во всей хозяйственной политике пролетариата». Было подготовлено два варианта плана: отправной и оптимальный. Утвержден был оптимальный вариант, а отправной стали именовать минималь-ным, оппортунистическим.

Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой промышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытес-нение и ликвидацию капиталистических классов и создание эко-номической базы для построения социалистического общества.

В течение последующих лет ряд показателей изменялся в сто-рону увеличения, что сделало план практически невыполнимым, несмотря на высокие темпы развития производства. Тем не ме-нее в январе 1933 г. было объявлено, что пятилетний план выпол-нен досрочно.

Одновременно приобрела определенность новая система управ-ления, получившая впоследствии название «командно-админист-ративной». В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ве-давший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие систе-мы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938-1939 гг. К марту 1939 г. их насчитывалось уже 34. Были восстановлены коллегии наркоматов. Резко возрастала численность чиновников. Например, за первую пятилетку аппа-рат вырос как минимум в 16 раз.

Необходимость привлечения огромных средств для индустри-альных новостроек вынуждала, как указывалось выше, осуще-ствлять их «перекачку» из сельскохозяйственного сектора. В усло-виях решительного сокращения частного сектора в промышлен-ности и торговле крестьянство все более проигрывало от неэквивалентного обмена. Это привело к сокращению посевов и сокрытию товарного хлеба. С темпами индустриализации, таким образом, оказались неразрывно связаны и темпы кол-лективизации, поскольку в тот момент только коллективное (кон-тролируемое и управляемое государством) хозяйство могло дать увеличение сырьевых и финансовых поступлений.

Коллективизация началась в 1928 г. В качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей -- постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (элект-рификации). Но не устанавливачись сроки, формы и способы коо-перирования. В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами, снижения удель-ного веса частного сектора при возможном его абсолютном росте.

Однако при практическом осуществлении этих решений было допущено отступление от программных установок, нарушены ос- , новные принципы кооперации: добровольность, постепенность, материальная заинтересованность. Форсированная коллективизация привела не только к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, но и к человеческим жертвам, достигавшим 10 млн че-ловек. В результате в годы первых пятилеток существовала карточ-ная система снабжения населения (до 1936). Тем не менее коллек-тивизация создавала социальную базу для модернизации аграрно-го сектора, позволяла повысить производительность труда, высвободить трудовые ресурсы для других сфер экономики.

Следует отметить, что первая пятилетка отличалась очень вы-сокими темпами прироста промышленной продукции, которые, хотя и были ниже плановых, значительно превосходили темпы прироста продукции в других странах.

Программа по общему объему промышленного производства была выполнена на 93--97%, по тяжелой промышленности -- на 108%. Однако показатели по важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении оказались ниже плановых.

Первая пятилетка явилась временем коренной ломки структу-ры промышленного производства: удельный вес тяжелой промыш-ленности в валовой продукции всей промышленности поднялся до 53,4% против 39,5% в 1928 г. Продукция машиностроения и метал-лообработки возросла в четыре раза. Изменились и пропорции меж-ду основными отраслями народного хозяйства. Удельный вес про-мышленной продукции в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства поднялся с 51,5% в 1928 г. до 70,7% в 1932 г. Было построено 1500 заводов и фабрик, среди них крупнейшие -- Сталинградский тракторный завод, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Уралмаш. Появились новые отрасли: производство пластмасс (г. Владимир) и искусственного каучука (г. Ярославль). Были созданы новые очаги промышленности на вос-токе страны (Казахстан, Сибирь, Средняя Азия).

В системе управления народным хозяйством происходило окон-чательное оформление командно-административной системы. Это выразилось в переходе к исключительно отраслевому принципу управления. Расширялась регламентация хозяйственной жизни, администрированием охватывалась вся социально-экономическая структура общества.

Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. В январе 1930 г. была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказа-ния услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредото-чивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленным трестами, в которые они входи-ли. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Од-нако практическое осуществление указанных мероприятий при-вело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться «под план», что подрывало основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал по установленной цене все счета постав-щиков независимо от качества и ассортимента продукции, а так-же возмещал все расходы, понесенные поставщиками.

Не стимулировала развитие инициативы предприятий и нало-говая реформа, хотя вместо множественности налогов и налого-вых изъятий в бюджет устанавливались налог с оборота и отчис-ления от прибыли.

Второй пятилетний план развития народного хозяйства был рассчи-тан на 1933--1937 гг. В качестве основной политической задачи пяти-

rtnrt летки выдвигались окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деление об-щества на классы и эксплуатацию человека человеком.

Материальной основой решения этих задач должно было явить-ся завершение технической реконструкции народного хозяйства: необходимо было создать новейшую техническую базу для всех отраслей народного хозяйства, освоить новую технику и новые производства. Основное внимание уделялось машиностроению и созданию мощной энергетической базы. Руководство страны в это время приходит к осознанию необходимости приближения пла-новых заданий к реальным возможностям экономики. Поэтому план по среднегодовому приросту промышленной продукции опеделялся в размере 16,5% (по оптимальному варианту первого пятилетнего плана -- свыше 20%).

В сельском хозяйстве главным становилось завершение кол-лективизации и организационно-хозяйственное укрепление кол-хозов. Предполагалось увеличить производство сельскохозяй-ственной продукции в два раза.

Ставилась также задача повысить уровень потребления в 2--3 раза на базе значительного роста доходов и снижения розничных цен на 35%.

Исходя из перечисленных задач объем капитальных затрат по всему народному хозяйству определялся в 133,4 млрд руб. вместо 64,6 млрд руб. в первую пятилетку. Около половины всех капиталь-ных затрат, направленных на новое строительство в тяжелой про-мышленности, предусматривалось вложить в восточные районы. Это ставило новые, более сложные задачи перед транспортом, отставание в развитии которого обнаружилось в годы первой пятилетки. Грузо-оборот транспорта должен был быть увеличен в два раза.

В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались:

*развитие социалистического соревнования, прежде всего ста-. хановского движения;

*рост производительности труда (на 63% за пятилетку);

*обеспеченность квалифицированными кадрами (намечалось под-готовить 5 млн работников массовых профессий, 850 тыс. спе-циалистов средней и 340 тыс. специалистов высшей квали-фикации).

Основные задачи второй пятилетки (в отличие от первой) были выполнены. Было построено и введено в эксплуатацию 4500 новых промышленных предприятий, достигнуто увеличение валовой про-дукции промышленности в два раза, продукции сельского хозяйства в 1,5 раза. Среднегодовой темп прироста промышленной про-дукции превысил плановое задание и составил 17,1%. Активно про-водилась техническая реконструкция хозяйства. В 1937 г. более 80% всей промышленной продукции было получено с новых и полнос-тью реконструированных предприятий. Значительное превышение плановых заданий по увеличению производительности труда в раз-личных отраслях дало возможность снизить себестоимость на 10,3% (в первой пятилетке отмечался рост себестоимости на 2,3%).

Произошел рост доходов граждан: они повысились вдвое за счет увеличения заработной платы, отмены карточной системы, сни-жения цен на товары массового потребления.

В результате выполнения второй пятилетки СССР в 1936 г. вышел на первое место в Европе и второе в мире по объему про-мышленной продукции, хотя по душевому производству все еще значительно отставал от развитых стран. Важнейшим итогом двух пятилеток считалось приобретение технико-экономической неза-висимости Советского Союза, который стал производить практи-чески все виды промышленного оборудования.

Во второй пятилетке была завершена коллективизация сель-ского хозяйства: в колхозах было объединено 93% всех крестьян-ских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей. Вместе с тем формы и методы проведения коллекти-визации отразились на результатах сельскохозяйственного произ-водства. Так, посевные площади под зерновыми культурами за период с 1932 по 1937 г. возросли лишь на 4,8%, произошло со-кращение площадей под техническими и кормовыми культурами; хотя по сравнению с первой пятилеткой поголовье скота увели-чилось, продукция животноводства составляла 90% уровня 1913г.

Наращивание темпов сельскохозяйственного производства про-исходило во многом за счет повышения интенсивности труда. Так, если в 1925 г. в индивидуальном крестьянском хозяйстве на од-ного трудоспособного приходилось 92 человеко дня работы в год, то в колхозах на одного трудоспособного в 1937 г. -- 185 человеко дней. Разумеется, анализируя результаты развития сельского хо-зяйства, нельзя не учитывать и факторы, способствовавшие повы-шению производительности труда, и прежде всего -- функциони-рование машинно-тракторных станций, количество которых в 1937 г. достигло 5518. Они обслуживали 91,5% колхозов, являясь основой последующей индустриализации сельского хозяйства.

Коллективизация существенно отразилась на материальном положении крестьянства. Это выразилось прежде всего в снижении душевого потребления сельским населением продуктов пита-ния. Так, потребление на душу населения хлеба и хлебопродуктов в год составляло в 1928 г. -- 250,4 кг, в 1932 г. -- 214,6 кг; картофе-ля -- соответственно 141,1 и 125,0 кг; мяса -- 24,8 и 11,2 кг; масла -- 1,5 и 0,7 кг. Во второй пятилетке положение стабилизировалось: в 1937 г. потребление хлеба и хлебопродуктов составило 249,1 кг, картофеля -- 97,1 кг, мяса -- 15,8 кг. Однако следует признать, что это произошло в решающей степени за счет личного хозяйства кол-хозников, которым с 1933 г. начали продавать скот на откорм. По-этому в 1936 г. валовая продукция животноводства, произведен-ная в подсобных хозяйствах, по сравнению с предыдущим годом возросла почти в два раза, или на 744 тыс. т, в то время как в кол-хозах -- на 60%, или на 193,9 тыс. т. Весьма показателен факт неуклонного роста государственных заготовок в виде обязатель-ных поставок, натуроплаты за работу МТС, государственных за-купок. Темпы роста заготовок постоянно превышали темпы рос-та валовой продукции. Более того, например, если среднегодовой сбор зерновых в 1933--1937 гг. (72,9 млн т) уменьшился по срав-нению с первой пятилеткой (73,6 млн т), то государственные за-готовки и закупки зерновых (в среднем за год) выросли в 1,5 раза.

Третья пятилетка должна была стать важным этапом в решении провозглашенной основной экономической задачи -- догнать и перегнать главные капиталистические страны по произ-водству продукции на душу населения. Выполнение намеченной программы предполагало поддержание высоких темпов развития всех отраслей советской экономики. Вместе с тем необходимо было учитывать резкое изменение международной обстановки, нарастание военной угрозы. Исходя из этого пятилетний план на 1938--1942 гг. предусматривал более высокие темпы динамики машиностроения, химической промышленности, энергетики, ме-таллургии.

В целях повышения обороноспособности новое строительство намечалось вести преимущественно в восточных районах страны в виде предприятий-дублеров.

В целом выполнение заданий пятилетки проходило успешно. К середине 1941 г. промышленность довела выпуск продукции до 86% плана, грузооборот железных дорог составил 90%, товаро-оборот достиг 92%. Но нельзя не учитывать, что развитие эконо-мики проходило в условиях усиления административного нажима на производителей. Полностью оформившись, система охватила своей деятельностью все стороны жизни общества и одновременно становилась тормозом развития экономики. Вторая половина 1930-х гг. отмечена заметным нарастанием проблем в хозяйствен-ной жизни. В феврале 1941 г. была предпринята попытка опреде-лить методы их преодоления. Вновь намечалось повсеместное вне-дрение хозрасчетных отношений и ряд других мер, но начать их реализацию не удалось.

Литература

1. Неровня Т.Н. История экономики в вопросах и ответах: Учеб. пособие Ростов н/ Д.: 1999.

2. История экономики и экономических учений. Учеб. пособие. Ростов н/ Д.: 2000.

3. Куликов А.Л. История экономики в вопросах и ответах: Учеб. пособие М.: ТК Велби, 2005.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011