БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Стратегия развития Казахстана

Стратегия развития Казахстана

Проблемы диверсификации структуры

В настоящее время развитие Казахстана происходит по классическому экономическому сценарию, так как сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых.

Имея значительные доходы от сырьевых секторов экономики, государство и частный сектор не имеют стимулов к развитию новых отраслей экономики. В то же время страны с незначительными или скудными ресурсами, находясь на грани выживания, постоянно предпринимают попытки развития новых секторов экономики. Однако в долгосрочной перспективе запасы сырья исчерпываются, что порождает значительные проблемы в плане устойчивого развития после полной отработки месторождений полезных ископаемых.

В современной экономике Казахстана существуют следующие проблемы:

сырьевая направленность экономики;

слабая интеграция в мировую экономику;

слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны;

низкая производительность обрабатывающей промышленности;

незначительный потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика);

неразвитость производственной и социальной инфраструктуры;

нарастающий износ основных фондов в отраслях экономики, не входящих в нефтегазовый и горно-металлургический комплексы;

общая техническая и технологическая устарелость предприятий;

отсутствие эффективной связи науки с производством;

низкие расходы на НИОКР;

слабая адаптированность отечественной науки к условиям рыночной экономики, отсутствие действенных механизмов доведения научно-технологической продукции до уровня товара и, как следствие, низкий в целом уровень инновационных предложений;

отсутствие современной системы подготовки и переподготовки специалистов и рабочих кадров;

отсутствие стимулов для отечественных финансовых институтов к инвестициям в обрабатывающие секторы экономики;

Задачи стратегии

Обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;

повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;

диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;

переход к мировым стандартам качества;

развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы развитие участников финансового рынка В 2004 году планируется создание самостоятельного единого регулирующего органа по надзору финансового рынка, который будет осуществлять оперативный контроль за всеми финансовыми институтами и комплексную защиту прав и интересов инвесторов.

Необходимость создания Казахстанский инвестиционный фонд обусловлена неразвитостью фондового рынка, низкой капитализацией отечественных компаний, а также отсутствием на отечественном рынке адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность. Создание КИФ станет сигналом для финансового сектора о необходимости перехода к качественно новому уровню функционирования. Партнерство КИФ с банками и другими финансовыми институтами станет активным толчком для развития новых производств и фондового рынка.

Основной задачей Банка Развития Казахстана будет финансовая поддержка инициатив частного сектора и государства (в части инфраструктурных проектов) путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных, а также путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами.

Принцип децентрализации Государство не будет сосредоточивать финансовые и информационные ресурсы только в одном институте развития. Это даст возможность:

избежать потенциальных системных ошибок при принятии решений;

заложить основы для конкуренции и, как следствие, более открытой политики при оказании поддержки;

осуществлять более углубленный анализ инициатив частного сектора. Например, если перспективный проект не найдет поддержки в одном из институтов развития, то остается шанс получить ее в другом.

Принцип специализации означает специализацию институтов развития на определенных операциях и видах деятельности. Например, Банк Развития Казахстана специализируется на финансировании проектов посредством банковского кредитования; Принцип специализации не означает, что институты развития занимаются только операциями и видами деятельности в рамках специализации. Они могут осуществлять и другие операции (виды деятельности), которые не являются для них основными.

Принцип конкуренции означает осуществление деятельности институтов развития на конкурентной основе. Такая необходимость связана с тем, что большинство институтов призваны имитировать рыночные институты, которые на данном этапе развития отсутствуют. Принцип конкуренции даст возможность оценивать результаты деятельности того или иного института.

Принцип транспарентности означает создание прозрачной системы корпоративного управления государственных институтов развития, обеспечивающей подотчетность и ответственность менеджеров, надлежащий контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов. Государством должна быть обеспечена защита от какого-либо давления на деятельность институтов развития в целях надлежащей реализации поставленных перед ними задач. Для соблюдения этого принципа будет активно использоваться институт независимых директоров, а также другие современные инструменты корпоративного управления.

Замещение рынка

Этот подход связан с попытками правительства полностью вытеснить рынок. Чтобы придать импульс промышленному росту, государства поддаются соблазну подменить рыночные оценки информацией и оценками, генерируемыми в государственном секторе. Эти усилия редко приносят плоды.

Создание Инновационного фонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных и рыночных механизмов внедрения инноваций, присущую всем странам постсоветского пространства.

Данная проблема лежит в двух плоскостях. Во-первых, это необходимость внедрения уже разработанных инноваций. Во-вторых, это финансирование прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ для разработки новых инноваций.

Для решения данной проблемы основные усилия Инновационного фонда должны быть направлены на стимулирование и развитие венчурного финансирования в Казахстане со стороны частного сектора и создание инновационной инфраструктуры.

Фискальная политика

Процесс ускоренного развития экономики сопряжен с созданием стимулирующих условий для функционирования предприятий и организаций. В определенной степени это связано с совершенствованием налогового режима.

Переход от политики выживания к стратегии устойчиво высоких темпов экономического развития требует совершенствования механизмов регулирования процесса перераспределения получаемого дохода между государством, населением и предприятиями. Актуальность решения этой проблемы состоит в том, что основу экономического роста составляют отрасли, занятые добычей и первичной переработкой сырья. Продукция этих отраслей занимает более 70% объема промышленного производства и экспорта страны.

Защита конкуренции и тарифная политика

Создание условий для эффективной конкуренции, поддержка и защита добросовестной конкуренции должны способствовать реализации основных целей индустриальной и инновационной политики государства - диверсификации экономики и модернизации промышленности.

Основой формирования конкурентной среды на товарных рынках являются разумная инвестиционная политика, а также биржевая торговля. Государственная политика в области конкуренции направлена на решение проблем недопущения недобросовестной конкуренции, чрезмерной концентрации и роста ограничительной практики.

Методы тарифного регулирования должны обеспечить создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу естественной монополии и достижения опережающих темпов роста данного сектора экономики, основанного на модернизации производства.

Поэтому для обеспечения устойчивого развития индустрии, функционирования субъектов естественных монополий, улучшения качества оказываемых ими услуг, снижения себестоимости и стабильности уровня тарифов на услуги необходимо дальнейшее совершенствование тарифной политики

(ЦДС) позволит создавать многоотраслевые предприятия, работающие на конечный продукт, который отвечает всем параметрам конкурентоспособной продукции.

В современной мировой практике разработан и широко применяется метод анализа и выработки стратегии развития, основанный на рассмотрении отраслей экономики как ЦДС.

Суть этого метода заключается в том, что каждую отрасль можно рассматривать как цепь производств, которые последовательно добавляют стоимость конечного продукта.

Главной задачей торговой политики Правительства определяется создание единого экономического пространства в евразийском регионе с ближайшими партнерами по СНГ. При этом ориентиром будет превращение страны в региональный высокотехнологичный, экспортно-импортный, инвестиционный, финансовый и торговый центр.

Научно-техническая и инновационная политика

В общей системе экономических отношений инновационной деятельности отводится ключевая роль, так как ее конечными результатами - повышением эффективности производства, ростом производительности труда и капитала, объемом высокотехнологичной продукции - определяется экономическая мощь страны.

В целях кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями предстоит разработать механизм передачи функций субъектов естественных монополий по оказанию услуг, не относящихся к их основной деятельности, в конкурентную среду субъектов малого бизнеса. Кроме того, необходимо создать условия для развития инновационных и наукоемких производств в малом бизнесе, в том числе за счет приобретения оборудования и технологий по лизингу и широкого распространения франчайзинговых отношений.

Монетарная политика

Целями монетарной политики станут обеспечение низкого уровня инфляции, поддерживающего высокие темпы экономического роста, благоприятных конкурентных условий отечественным товаропроизводителям и устойчивости платежного баланса страны, создание условий для дальнейшего роста кредитования банками реального сектора экономики путем стимулирования снижения банковских процентных ставок.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011