БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Структурная политика Казахстана

Структурная политика Казахстана

Структурная политика Казахстана. Алматы 2008.

Экономический рост - это главная составляющая устойчивого развития страны и реализация соответствующей эффективной национальной стратегии позволит решать вопросы обеспечения экономической безопасности и независимости страны.

Становление реального экономического суверенитета, преодоление кризисной ситуации и вывод казахстанской экономики на траекторию устойчивого экономического роста непосредственно связаны с выработкой экономического курса, наиболее полно реализующего потенциальные возможности страны. Эффективное использование имеющегося научно-технического и производственно-ресурсного потенциалов, высокого общеобразовательного уровня населения может облегчить Казахстану процесс вхождения в общемировое хозяйство и позволит вписаться в новую волну научно-технической революции для создания эффективной национальной экономики.

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА представляет собой систему мер государственного регулирования с целью создания условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройки структуры народного хозяйства с целью защиты и поощрения отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или служащих национальным интересам.

В большинстве стран важнейшей целью структурной политики является развитие экспортных отраслей экономики и повышение национальной конкурентоспособности.

Основными формами осуществления структурных преобразований являются налоговая политика, в частности налоговые льготы новым и другим приоритетным отраслям, прямое финансирование некоторых новейших отраслей, в том числе их развитие в рамках государственного сектора, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и выделение на их основе перспективных направлений развития производства для поддержки государства.

Ее конечная цель - обеспечить благосостояние членов общества, развитие и эффективное использование человеческого капитала.

Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:

Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.

Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики “переходного типа” (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего, на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Основными факторами, сдерживающими развитие потенциально конкурентоспособных предприятий являются:

низкий уровень управления на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и слабым развитием консалтинговых услуг и системы подготовки менеджеров;

низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему, определяемый не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием Казахстана в деятельности международных экономических организаций, неразвитостью инфраструктуры содействия экспорту;

недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций и т.п.;

недостаточная гибкость рынка труда, связанная с барьерами на пути межрегиональной миграции рабочей силы и недостатками системы профессионального образования и переквалификации.

В этих условиях первоочередными задачами структурной политики становятся:

повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;

стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;

снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;

прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики;

стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;

сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;

повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям; обеспечения контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций;

реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в Казахстане, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.

В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:

конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;

минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;

открытость экономики;

либерализация экономической деятельности на микроуровне.

Структурная политика должна быть направлена на опережающее развитие тех отраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке, на обеспечение внешних условий для реализации конкурентных преимуществ через экспорт товаров, услуг и капиталов, обеспечивая при этом одновременно защиту тех секторов экономики, которые имеют стратегически важное значение, и привлечение необходимых для экономического развития страны иностранных товаров, услуг и капиталов.

Для реализации поставленных целей необходимо решать следующие задачи: создать условия для диверсификации экспорта и импорта; осуществлять поиск альтернативных транспортных путей по экспорту нефти для сокращения расходов на транспортировку, расширение географии рынков сбыта зерна и металлов; осуществить разумный уровень защиты и поддержки отечественных товаропроизводителей путем эффективного применения защитных, развивать взаимовыгодные торгово - экономические отношения с другими странами;

В области торговой политики действия Правительства Республики Казахстан должны быть направлены на: проведение тарифной политики, направленной на диверсификацию экономики и расширение основ Общего таможенного тарифа государств - членов ЕЭС, совершенствование тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли; реализацию долгосрочных программ экономического сотрудничества; формирование режима свободной торговли в рамках СНГ; дальнейшее развитие интеграционных процессов в рамках подготовки к вступлению Республики Казахстан во Всемирную Торговую Организацию.

Регулирование деятельности субъектов естественной монополии направлено на повышение их инвестиционной привлекательности, стимулирование снижения производственных затрат, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий на долгосрочной основе.

Основной целью государства в сфере рынка ценных бумаг является развитие его в качестве эффективного механизма перераспределения свободных финансовых ресурсов в экономике. Фондовый рынок должен стать для хозяйствующих субъектов полноценной альтернативной системой банковского кредитования и привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Приоритетными направлениями развития казахстанского рынка ценных бумаг являются: расширение возможностей инвестирования на казахстанском рынке ценных бумаг; повышение уровня инвестиционной привлекательности акций казахстанских эмитентов и негосударственных облигаций; создание механизмов привлечения сбережений населения в реальную экономику через коллективные формы инвестирования; повышение уровня уровня экономической грамотности населения в вопросах инвестирования в ценные бумаги; развитие двухуровневой системы регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; совершенствование институциональной и технической инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Политика Правительства в области инвестиций направлена на: выравнивание условий при инвестировании для иностранных и отечественных инвесторов; укрепление имиджа Казахстана на внешних рынках капиталов; рациональное и эффективное использование государственных инвестиций; увеличение притока частных инвестиций.

В области предпринимательства создаются условия для его динамичного и качественного развития, особенно в производственной и научно-технической сферах. Для реализации указанной цели решаются следующие задачи: обеспечение занятости населения; усиление роли общественных объединений в вопросах поддержки и защиты предпринимательства; приоритетное развитие производственного сектора малого предпринимательства; совершенствование и развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства.

Поддерживается предпринимательство путем создания бизнес - инкубаторов, предоставление финансовой поддержки для предпринимательства.

Республика Казахстан одной из первых стран СНГ стала разрабатывать долгосрочные программные документы социально-экономического развития.

К примеру, постановлением Правительства Республики Казахстан от З июня 2005 года утвержден Среднесрочный план социально - экономического развития Республики Казахстан на 2006 - 2008 годы, в котором:

Стратегическая задача по удвоению ВВП к 2010 году по сравнению с 2000 годом будет выполняться с опережением почти на два года, и экономическое удвоение Казахстана будет достигнуто в 2008 году.

Казахстан должен войти в число эффективно развивающихся стран мира, создавая высокие стандарты жизни для своих граждан.

Необходимо достичь к 2010 году ВВП на душу населения более 5800 долларов США, а к 2015 году - порядка 9000 долларов США.

Также была принята Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, которая определяет видение принципов, цели, задач и основных механизмов достижения устойчивости во всех сферах жизнедеятельности страны. Для этого необходимо, чтобы экономические, экологические, социальные и политические факторы развития были интегрированы и рассматривались как единый процесс, направленный на повышение качества жизни населения Казахстана.

Наряду с системой долгосрочных, пятилетних и годовых индикативных планов, начата работа по разработке Генеральной Схемы развития и размещения производительных сил на период до 2015 года, основная цель которой состоит в сближении уровня и качества жизни казахстанского народа современным стандартам качества жизни среднеразвитых стран мира. Достижение этой цели предполагает поддержание высоких и стабильных темпов роста в течение длительного времени, создание уже в ближайшее время условий для вывода казахстанской экономики на траекторию устойчивого развития.

Список использованной литературы:

1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан.

2. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2008 год».

3. Ходов Л. Государственное регулирование национальной экономики».Учебник, 2005.

3. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / под ред. Т.Г.Морозова. - М., 2001. - 255с.

5. www. minplan.kz

6. www.minfin.kz





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011