БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Труд как основа развития общества

Труд как основа развития общества

Содержание

Введение

1. Политика государства в области труда

2. Труд как основа развития общества

Заключение

Список литературы

Введение

В современных экономических условиях изучение проблем экономики труда основано на фундаментально новых концептуальных представлениях о функционировании и эффективности труда, формировании и регулировании трудового потенциала, а также на анализе реальных экономических и социальных процессов, происходящих в сфере труда в условиях развития рыночных отношений в российской экономике.

Принципы рыночной экономики активно проявляются в процессе привлечения и использования рабочей силы, внедряются в системы социально-трудовых отношений, организации и оплаты труда, формирования и использования доходов работников, повышения уровня и качества жизни населения.

Экономика и социология труда помогают разобраться в весьма сложных вопросах, например, как следует организовывать труд в обществе и на конкретном предприятии (в организации), чтобы предприниматель получил наибольший эффект (прибыль)? Или как управлять трудовыми ресурсами, чтобы повысить эффективность использования трудового потенциала в обществе?

Знания в области труда имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они необходимы в подготовке специалистов высшей квалификации в области управления, менеджмента, научных и практических работников, адаптированных к рынку труда вне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности.

Цель контрольной работы - рассмотреть политику государства в области труда и изучить роль труда в развитии общества.

1. Политика государства в области труда

Без труда невозможно себе представить человечества. Для того например, чтобы земля произвела жатву, руда превратилась в железо, железо в орудие или машину, а машина приготовила ткань - необходим труд. Если представить себе, хотя на время, что деятельность труда прекратилась на всей земле, то какое следствие имело бы бездействие? Ничтожество человечества. Поэтому, если жизнь есть удел человека, то труд составляет его право в отношении к другим и обязанность относительно самого себя.

Из этой истины вытекает непосредственно следующее заключение: если труд составляет для человека и право и обязанность, то он должен быть свободен, так как свобода и право суть понятия однородные, тожественные.

Свобода труда, по своему существу, есть право социальное, потому что труд, имея место в свободном обществе, влечет за собою для каждого из членов этого общества целый ряд взаимных прав и обязанностей, проистекающих из отношений к труду. Эти права и обязанности имеют характер социальный, т.е. человек за исполнение их отвечает не только перед своею совестью и Богом, но и перед другими людьми.

Государство есть власть, имеющая целью водворение господства правды в обществе, власть обеспечивающая каждому спокойное пользование его правами и принуждающая, каждого к исполнению своих обязанностей в отношении его сограждан. Поэтому, если труд служит для человека обильным источником прав и обязанностей в отношении других людей, то, очевидно, государство имеет право вмешательства, во-первых, чтобы дать санкцию этим правам и обязанностям и во-вторых, чтобы сделать их действительными, осуществимыми.

В принципе никто не оспаривает этого права государства. Но существует сильное разногласие относительно пространства этого права, тех границ, в которые должна быть заключена деятельность государства, чтобы свобода труда не была нарушена. Важностью этого вопроса оправдывается оживленность полемики, потому что ошибки двух противоположных сторон одинаково ведут к гибельным последствиям. Предоставить государству широкое право вмешательства, - значило бы отнять у труда его живительную силу, которая заключается в свободе труда. Если же дозволить нарушение законов справедливости в организации труда, ограничить право вмешательства государства преувеличенным уважением к свободе, допустить чтобы граждане были тревожимы в пользовании правом труда, - значит отрицать, в некотором смысле, право человека на существование.

Таким образом, обязанности государства прямо вытекают из цели его учреждения. С этой точки зрения свободу следует признавать высшим принципом, потому что каждый гражданин свободен развивать себя или не развивать, упражнять ту или другую способность, направлять свою деятельность в ту сторону, куда ему заблагорассудится. Государство не может приневоливать человека к достижению цели его назначения, по, напротив того, должно помогать ему всем, в чем будет ему для этого представляться надобность. Поэтому назначение государства состоит лишь в устранении препятствий, которые человек может встретить при развитии своих сил физических и духовных, и именно тех препятствий, которые он не в состоянии устранить собственными силами.

Эти препятствия принадлежат к двум различным категориям.

Во-первых, иногда может случиться, что другие люди препятствуют человеку пользоваться правом развития способностей своей двойственной природы. Очевидно, в этом случае, государство может и должно вмешаться для того, чтобы заставить одних членов общества уважать права других и руководствоваться в своих взаимных отношениях требованиями справедливости. Для выполнения этой задачи, государство должно определить права и обязанности граждан, совокупность коих составляет их юридическую личность; оно должно формулировать правила справедливости в человеческих отношениях, словом то, что римские юристы называли: "jus dicere". Но, коль скоро правила справедливости формулированы, взаимные права и обязанности определены, - государство должно позаботится об их охранении. Для этой цели оно учреждает целый класс лиц, коим поручается восстановлять, а иногда и наказывать за правонарушения, одним словом, охранять правила справедливости.

Во вторых ущерб, могущий произойти от нарушения права, может быть иногда так ничтожен, что государство как будто уполномочивает себя им не заниматься. Как математика, так и социальные науки имеют свои бесконечно малые величины; да и кроме того гораздо чаще встречаются действия неблаговидные, бесчестные, чем несправедливые. Если бы государство было обязано рассматривать все подобные действия, отступающие хотя на одну йоту от и до и справедливости, то его деятельность выступила бы за пределы. Жертвы, которые его вмешательство возложило бы на общество и опасности, могущие представиться от того индивидуальной свободе, были бы непропорциональны с вредом, часто ничтожным, который следует вознаградить.

Если эти препятствия столь сильны, что человек, предоставленный своим собственным силам, не в состоянии их преодолеть, а между тем условия его развития требуют устранения этих препятствий, то государство имеет право вмешательства для достижения этого результата. Государство в этом случае приходит на помощь частному лицу, с целью доставить ему возможность исполнить свое назначение. Эту вторую обязанность государства обыкновенно называют администрацией.

Экономические преобразования в России, связанные с переходом к рыночной экономике, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, регулируемых трудовым законодательством.

Разработка стратегии развития трудового законодательства - это определение принципиальных подходов к решению ключевых проблем реформы трудовых отношений и трудового законодательства. Степень их обобщения и конкретизации проявляется по-разному на социальном, политическом и правовом уровнях.

На социальном уровне стратегическое значение имеют принципиальные положения, выражающие общую заинтересованность различных социальных групп в трудовом законодательстве и его дальнейшем развитии.

На политическом уровне к таким проблемам могут быть отнесены: политическая оценка причин реформы трудового законодательства, исторического наследия в трудовых отношениях и их современного состояния; определение целей, задач и приоритетов реформы трудовых отношений, содержания будущего трудового законодательства и механизма его исполнения; использование иностранных правовых систем, международного опыта и модельных правовых актов; определение степени радикализма в реформе трудового законодательства; создание механизма разработки и введения нового трудового законодательства, способного обеспечить социальное согласие в обществе.

Трудовое законодательство призвано содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики, созданию условий для широкомасштабного и устойчивого развития.

При этом следует учитывать, что для усиления связи между социальным прогрессом и экономическим ростом особое значение и смысл имеют гарантии соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда. Эти гарантии позволяют работникам свободно и на равных условиях требовать своей справедливой доли в богатстве, созданном их трудом, а также дают им возможность полностью реализовать свой человеческий потенциал.

Главные направления вмешательства государства в трудовые отношения должны заключаться, во-первых, в установлении обязательных стандартов, во-вторых, в контроле и надзоре за соблюдением законодательства, в-третьих, в регламентации норм, механизмов и процедур, которым стороны трудовых отношений и их представители обязаны следовать, если не договорятся об ином.

К исключительной компетенции государства должны быть отнесены вопросы, касающиеся принципов регулирования трудовых отношений; основных прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений; основных гарантий и норм по условиям труда; ответственности за нарушение трудового законодательства; прав профсоюзов в сфере трудовых отношений, и другие.

2. Труд как основа развития общества

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

· Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

· Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

· Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т.д.

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Трудовой процесс и связанные с этим социально экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

Заключение

Завершая работу можно прийти к выводу, что труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Список литературы

1. Дворецкая Г.В., Махварылов В.П. Экономика труда. - К., Виша школа, 2001.

2. Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989.

3. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. - М., Наука, 1987.

4. Остапенко Ю.М. Экономика труда. - М.: ИНФРА-М, 2007.

5. Рофе А. И. Экономика и социология труда. - М., Мик, 2005.

6. Щербина В.В. Социология труда. - М.: Издательство Московского университета, 1993.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011