Трудовая деятельность, сфера занятости и рынок труда
Трудовая деятельность, сфера занятости и рынок труда
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СФЕРА ЗАНЯТОСТИ И РЫНОК ТРУДА 1. Что такое труд, каковы его основные особенности? В экономической социологии исходным пунктом категориального анализа выступает сам труд как процесс, совершающийся во взаимодействии людей друг с другом и с природой, в котором человек между собой и природой помещает специфический предмет -- орудие труда. Социологическое исследование труда как специфического процесса человеческой деятельности включает в себя выяснение его основных особенностей. Первой из них является всеобщность труда. Она предопределяется тем, что труд лежит в основе всех других общественных явлений и процессов, представляет собой несущую социальную субстанцию, помимо и вне которой общество не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться. Вторая особенность заключается в том, что труд представляет собой основную форму жизнедеятельности человека и общества, исходное условие его существования, определяющее способ отношения человека к миру (к природе и обществу) и к другому человеку. Его важнейшая социоантропологическая функция выражается в том, что он исторически обусловил и способствовал выделению общества из природы, а человека -- из животного мира. 2. В чем состоит двойственный характер труда? Экономико-социологическое исследование трудовой деятельности приводит к установлению двойственного характера труда. С одной стороны, труд выступает как обмен веществ между природой и человеком. Основное предназначение этой стороны труда - воспроизводство человека как живого существа, которое, желая удовлетворить потребности в пище, одежде, жилище и т.п., использует средства труда и путем их воздействия на природу добывает себе хлеб, другие предметы питания, обретает одежду, жилище и т.п. Эта сторона трудовой деятельности называется простым процессом труда. Однако в процессе трудовой деятельности люди вступают друг с другом, а также с общественными условиями их существования -- обычаями, традициями, государством и т.п. -- в многогранные, подчас очень сложные отношения. Эта сторона выступает как общественная определенность труда, детерминированная разделением труда в обществе и формами собственности, господствующими в нем, т.е. зависит от типа общества -- рабовладельческого, феодального, индустриального и т.п. 3. Какова структура труда? Труд как сложный социальный процесс обладает определенной структурой. Ее основные компоненты таковы: 1. Предметы труда -- это вещество природы, на которое человек воздействует при помощи средств труда. Например, земля есть предмет труда, а плуг или трактор, используемые в сельском хозяйстве, -- это средства труда. Предметы труда подразделяются на: а) сырье (необработайное вещество, например, каменный уголь); б) полуфабрикат (частично обработанный материал); в) естественные (находимые человеком в самой природе, например, нефть); г) искусственные (не имеющиеся в природе, но изготавливаемые человеком, например, химические волокна). 2. Средства труда - вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда, чтобы получить в процессе трудовой деятельности нужный ему продукт. Сюда входят: а) орудия труда (машины, станки, инструменты и т.п.); б) всеобщие материальные условия труда (здания, сооружения, автомобили, железные дороги, средства связи и т.п.). 3. Продукт труда -- это получившее окончательную обработку вещество природы, превращенное трудовой деятельностью в законченную вещь, будь то стул, стол, костюм, машина и т.п. 4. Что представляют собой содержание и характер труда? Существенное значение в социологии придается содержанию труда, которое представляет собой совокупность определенных трудовых функций, обусловленных предметом и средствами труда, технологией производства, его организацией и мастерством работников. Содержание труда воплощает в себе функции в трудовом процессе -- исполнительские, управленческие, наблюдения, наладки оборудования, регистрации, контроля и т.д. Оно отражает особенности соединения работника со средствами производства, определяемые уровнем развития производительных сил, главным звеном которых является человек, совершающий трудовую деятельность, и взаимоотношения людей в трудовой деятельности. Характер труда обусловливается целями общественного производства, господствующими в обществе отношениями собственности, свойственной ему социально-экономической системой. В условиях рабовладельческой и феодальной социально-экономических систем труд носит принудительный характер, причем господствующим здесь является внеэкономическое принуждение. В условиях индустриального общества капиталистического типа труд приобретает юридически свободный характер, однако элементы принуждения здесь сохраняются, приобретая силу экономического давления на работника. Дело в том, что работник, лишенный собственности на средства производства, оказывается вынужденным продавать свою рабочую силу на рынке труда, чтобы посредством участия в трудовой деятельности обеспечить себя и свою семью необходимыми средствами существования. Таким образом, принуждение к труду сохраняется и в этом обществе, но оно приобретает иной, а именно -- экономический характер, обеспечивающий экономически стимулируемый, но юридически добровольный приток носителей и продавцов рабочей силы на рынок труда. 5. Каковы основные функции труда? Важное значение в социологии имеет выяснение функций, выполняемых человеком в процессе труда, и функций самого труда как специфически человеческой деятельности. Основные функции труда таковы: а) создавать условия и средства жизни человека; б) развивать человека как социальное существо, как личность; в) приносить удовлетворение человеческой потребности в деятельности; г) приносить удовлетворение (неудовлетворение) общением в процессе труда с другими людьми. 6. Какие функции выполняет человек в процессе труда? 1. Человек в процессе труда достигает его основную цель -- создание определенного продукта труда, а это в современном сложно дифференцированном и интегрированном производстве предполагает распределение трудовых функций между станочниками, наладчиками, инженерами, менеджерами и т.п. 2. В процессе труда человек осуществляет простое обслуживание производственной деятельности - передвижение, транспортировку, перемещение средств, предметов и продуктов труда, вспомогательные работы (уборку помещений, например). 3. В процессе труда осуществляется и сложное обслуживание производственной деятельности -- ремонтные работы, наладка машин и механизмов и др. 4. Важной функцией является непосредственная организация трудовой деятельности на рабочих местах, которую осуществляет мастер цеха, начальник смены, руководитель лаборатории и т.д. 5. Существенное значение имеет управление трудовой деятельностью, которое осуществляют специалисты экономической, юридической службы предприятия, отделов снабжения, маркетинга и др. 6. Важную роль выполняет разработка научных основ трудовой деятельности, которой профессионально занимаются специалисты в области эргономики, физиологии, психологии, социологии труда, менеджмента и т.п. 7. Важнейшей функцией, выполняемой в процессе трудовой деятельности, является организация труда в системе производства. Она включает в себя: разделение труда (его специализацию), кооперацию труда (обеспечение функциональной взаимосвязи работников), распределение работ и осуществление контроля над ними, приведение в действие экономических рычагов, юридических норм и социальных санкций, обеспечивающих высокое качество и производительность труда, рационализацию системы и структуры управления трудовыми процессами, улучшение условий труда, проектирование и внедрение новых методов и приемов труда, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, служебные перемещения в зависимости от компетентности работников, эффективности и качества их труда. 7. Что такое трудовая деятельность, от чего она зависит? Какой бы аспект труда мы ни анализировали, основным его фактором и движущей силой всегда была и остается трудовая деятельность человека, являющегося субъектом трудового процесса. Трудовая деятельность представляет собой относительно жестко фиксированный в социальном пространстве и времени целесообразный ряд операций и функций, осуществляемый людьми в целях создания материальных и духовных благ, служащих средствами жизнеобеспечения индивида, социальной группы и общества в целом. Трудовая деятельность зависит от: 1) личностных качеств субъекта труда (его ценностных ориентации, психологического типа личности, профессионально-квалификационного уровня, социально-демографических характеристик -- пола, возраста, семейного положения и т.п.); 2) материально-технических условий труда (техническая оснащенность, энерговооруженность, технологическая структура и т.п.); 3) совокупности трудовых операций, определяемых целью и содержанием трудового процесса; 4) способа организационно-технологической и социально-экономической связи субъекта труда со средствами труда и условиями их функционирования; 5) особенностей непосредственной социальной среды; 6) мотивации и стимулирования труда; 7) организации труда; 8) отношения личности и общества к труду. 8. Какое содержание имеют понятия «единичный работник», «частичный работник», «совокупный работник»? Каковы бы ни были содержание, характер или условия трудовой деятельности, важнейшую роль в ее осуществлении выполняет человек-работник. В качестве участника трудовой деятельности человек прошел три основные стадии развития -- единичного, частичного и совокупного работника. В качестве единичного работника он выступает, когда единолично производит готовый продукт, например, в условиях домашнего хозяйства (на приусадебном участке, в садоводческом товариществе и др.) Специфика частичного работника заключается в том, что он сконцентрирован на выполнении одной операции, обусловленной сложившимся разделением труда. Каждый из Вас не раз видел, как строятся современные многоэтажные дома: каменщики выполняют кирпичную кладку, крановщик подает на нужный этаж панельные плиты, электрики протягивают электропроводку, сантехники устанавливают санитарно-техническое оборудование и т.п. Однако чаще всего современному производству требуется работник, обладающий широкой образовательной и профессиональной подготовкой. Кроме того, в современных высокотехнологизированных производственных процессах требуется объединение усилий множества работников, обладающих различными профессиями, умениями и навыками. На пересечении этих требований возникло специфическое понятие -- совокупный работник. Совокупный работник -- это комбинация работников разного уровня образования и разных профессий, которые непосредственно или опосредованно участвуют в производстве благ и услуг, используемых для удовлетворения потребностей членов общества. В состав совокупного работника включаются рабочие и служащие, инженеры и менеджеры, работники науки, сферы услуг, управления и т.п. В экономической социологии при рассмотрении поведения, социальных ожиданий, ориентации, потребностей и интересов участников трудовой деятельности чаше всего имеется в виду совокупный работник. 9. Что такое сфера занятости? В процессе трудовой деятельности взаимопересекаются, а нередко и вступают в конфликт друг с другом две различные стратегии поведения. С одной стороны действуют во имя достижения своих интересов работодатели: предприниматели и менеджеры, а с другой -- наемные работники. Сферой пересечения этих стратегий поведения и интересов является сфера занятости. Она представляет собой обширную область трудовой деятельности, в которой взаимодействуют предприниматели (организаторы производства) и наемные работники, осуществляющие деятельность, ориентированную на удовлетворение личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход. 10. Каковы основные элементы системы занятости? Отношения занятости связаны с совокупностью условий, при которых осуществляется создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам и отраслям производства. Эти условия включают в себя: 1) создание рабочих мест; 2) поиск работы потенциальными работниками и рабочей силы предпринимателями; 3) создание определенного порядка найма и высвобождения работников; 4) условия и содержание труда; 5) установление уровня и форм оплаты труда; 6) обучение кадров работников как на рабочих местах, так и в специально созданных для этого организациях (училищах, курсах и т.п.); 7) информация о наличии вакантных рабочих мест и требования к их замещению; 8) горизонтальная профессиональная мобильность (перемещение работников из одних фирм и отраслей производства в другие без изменения социального статуса; 9) вертикальная профессиональная мобильность (социальное передвижение по ступеням профессионально-квалификационной лестницы). Совокупность названных элементов системы занятости изображена на схеме 9.1. 11. Какие категории населения охватывает рынок труда? Сфера оплачиваемой трудовой деятельности функционирует как рынок труда. Рынок труда охватывает собой всех работников всех сфер производственной и непроизводственной деятельности, а также лиц, стремящихся занять рабочие места в рамках определенной территории, отрасли, группы профессий или конкретного предприятия (фирмы). Однако в сфере занятости могут заниматься хозяйственной и иной деятельностью лица, не относящиеся к рынку труда. К их числу относятся: 1) занятые в домашнем хозяйстве; 2) занятые благотворительной деятельностью без оплаты труда; 3) занятые в специфических государственных структурах и организациях (солдаты срочной службы, заключенные); 4) учащиеся средних учебных заведений и студенты вузов. Оставим тех граждан, которые находятся за пределами рынка труда, и обратимся к тем, кто оказался или стремится оказаться на этом весьма подвижном, непостоянном и привередливом рынке. Далеко не каждый человек является владельцем средств производства -- производственных механизмов, машин, оборудования и т.п., но каждый владеет своим трудовым потенциалом, иначе говоря, своим трудом и поэтому может выставить его на продажу на рынке труда. 12. Каковы характерные особенности современного рынка труда? Характерные особенности современного рынка труда можно свести к следующему: 1. Вследствие свободного перелива рабочей силы из одной сферы трудовой деятельности в другую не существует единого рынка труда. 2. В силу различных уровней образовательной и квалификационно-профессиональной подготовки работников, существенных различий в условиях, содержании и престиже трудовой деятельности на разных рабочих местах и в разных отраслях производства или непроизводственной сферы не существует единой оплаты труда. 3. Трудовая мотивация и выбор рабочего места определяется не только материальным вознаграждением, но также условиями и содержанием труда, престижем той или иной профессии или должности. 4. Положение и возможности потенциального работника на рынке труда в существенной степени обусловлены такими демографическими его характеристиками, как пол, возраст, семейное положение. 5. В значительной мере возможности включиться в желаемые сектора рынка труда определяются территориально-поселенческой структурой: жители крупных городов имеют более широкий спектр вариантов трудоустройства, чем жители малых городов и сельских населенных пунктов. 6. Существенное и возрастающее значение в определении выбора рабочего места и спектра возможностей на рынке труда имеет уровень образования индивида. 7. Направленность и интенсивность предложений труда в решающей степени зависят от динамики спроса на те или иные виды трудовых услуг. 13. Какова система факторов, определяющих включенность работников в рынок труда? Система факторов, определяющих в своей совокупности направленность и содержание включенности работников в рынок труда, изображена на схеме 9.2. 14. Какие типы занятости существуют в современном обществе? Совокупное влияние спроса на труд, существующих в обществе профессионально-квалификационных различий между работниками, разнообразия предпочтений и вариантов в предложениях трудовых услуг, наличие социально-демографических (тендерных, возрастных) дискриминаций в трудовых отношениях, приводит к тому, что в обществе складывается несколько типов занятости: 1) полностью занятые имеют постоянную работу и заняты трудом полный рабочий день и полную неделю; 2) частично занятые - имеют работу, но заняты неполное рабочее время; хотели бы быть полностью занятыми; 3) безработные не имеют работы, но ищут ее, готовы приступить к работе, как только ее найдут; 4) полубезработные -- не имеют работы, в данный момент ее не ищут или не готовы пока начать работу по разным обстоятельствам; 5) ни занятые, ни безработные -- работы не имеют, ее не ищут и не хотят заниматься трудовой деятельностью [7; 208]. Литература 1. Бабосов Е.М. Социология труда// Е.М. Бабосов. Прикладная социология. Мн., 2001. Гл.4. 2. Бабосов Е.М. Труд и рынок труда // Неман. 1997. №7. 3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. 4. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. 5. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. (Первоначальный вариант «Капитала») // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 2 6. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. 7. Радаев В.А. Человек в сфере занятости // В.А. Радаев. Экономическая социология. Курс лекций. М., 2000. Гл. VI. 8. Социология труда / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М., 1993.
|