БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Управление персоналом предприятия

Управление персоналом предприятия

6

1 Теоретические основы управления персоналом предприятия

1.1 Сущность, цели и принципы управления персоналом

Внутренняя среда предприятия любой формы собственности и любого правового статуса представляет собой взаимоувязанную совокупность двух основных элементов: субъекта и объекта управления, взаимосвязь представлена на рисунке 11.

Субъект

Управляющее

Объект

управления

воздействие

управления

обратная связь

Рисунок 1- Внутренняя среда предприятия

Представления о содержании управленческой деятельности и методах ее реализации неоднократно претерпевали существенные изменения и эволюционировали вслед за развитием общественных отношений, со-вершенствованием технологий производства, появлением новых видов связи и обработки информации. Взгляды на управление принципиально отличались в различных социально-политических системах, в которых они разрабатывались и создавались. Современная управленческая прак-тика рассматривает в качестве основных три взаимосвязанные состав-ляющие: задачи, человека и управленческую деятельность.

Задачи определяют цели, достижение которых с максимальным ис-пользованием ресурсов и максимизацией прибыли служит критерием ус-пеха предприятия.

______________

1См.: Федосеев В. Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации: Учебное пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2004. (Серия «Магистр делового администрирования»), с. 24.

Человек -- это основа корпоративной культуры. Для успеха органи-зации необходимо уделять максимальное внимание персоналу, как дви-жущей силе всех позитивных перемен.

Управленческая деятельность представляет собой «менеджмент для всех» и должна осуществляться на трех уровнях: высшее руководство, среднее руководство («команда») и нижнее звено («сотрудники»); взаи-моотношения (психологические

отношения, коммуникации, ценности, мотив) должны быть первоочередными по

сравнению с производствен-ными проблемами (техника, технологии, производство). Все работники организации являются членами одной социальной команды. Команда в целом и каждый отдельный сотрудник, входящий в команду, способст-вуют как успеху, так и неудачам организации. Обучение сотрудников яв-ляется неотъемлемой частью процесса роста организации, ключом к ее развитию и совершенствованию.

Человек в общественном производстве рассматривается как:

- ресурс производственной системы (трудовой, людской) -- важный элемент процесса производства и управления;

- главный субъект управления -- личность с индивидуальными по-требностями, мотивами, ценностями, отношениями.

При большой склонности к индивидуализму человек стремится к объ-единению, к работе в группе, полагая, что с группой считаются, что она способна что-либо изменить. В зависимости от особенностей деловой культуры группа может либо служить средством коллективной защиты, либо являться сплоченной командой. Коллектив -- это соци-альная группа, объединяющая людей, работающих на одном предприятии, занятых решением конкретных задач, и основанная на общ-ности целей, принципах сотрудничества, сочетания индивидуальных и групповых интересов.

Термин «персонал» объединяет составные час-ти трудового коллектива предприятия, т.е. всех работников, выполняю-щих производственные или управленческие операции и занятых перера-боткой предметов труда с использованием средств труда.

Управление персоналом -- это специфическая функция управленче-ской деятельности, главным объектом которой является человек в составе определенной социальной группы. Без персонала нет предприятия, персонал в современных условиях -- это основа основ достижения рыночного успеха.

Современная концепция управления персоналом основана как на принципах и методах административного управления, так и на теории человеческих отношений, принципах мотива-ции и всестороннего развития личности. Управление персоналом является стратегической функцией и предполагает: разработку кадровой страте-гии, подбор персонала исходя из философии предприятия, поощрение коллективных усилий, направленных на развитие предприятия, сти-мулирование с учетом качества индивидуальной деятельности, ми-нимизацию трудовых споров и создание положительного социально-психологического климата на рабочих местах.

Система работы с персоналом представляет собой совокупность принципов и методов управления кадрами и состоит из пяти взаимосвя-занных элементов:

- кадровой политики,

- подбора персонала,

- оценки персонала,

- расстановки кадров,

- обучения персонала.

Кадровая политика определяет генеральную линию и принципиаль-ные установки в стратегии работы с персоналом. Подбор персонала пре-следует цели заполнения вакантных рабочих мест и формирования резерва кадров. Оценка персонала производится для определения соот-ветствия кандидата на вакантную должность или сотрудника по зани-маемой должности. Расстановка кадров должна обеспечивать постоян-ное движение кадров исходя из индивидуального потенциала сотрудников, планируемой служебной карьеры, целей и задач организа-ции. Обучение персонала позволяет обеспечить соответствие уровня профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления.

Среди тех, кто закладывал фундамент науки управления и занимался разработкой теоретических основ управления персоналом, выделяются имена Анри

Файоля, Гарринктона Эмерсона, Фредерика Уинслоу Тейлора, Генри Форда2.

Основоположники считались с квалификацией и заинтересованностью работников, с условиями труда и удовлетворенностью людей выполняемой ими работой.

В 90-х годах в теории управления предприятиями происходит изменение общей

парадигмы управления. Персонал начинает рассмат-риваться как основной ресурс

предприятия, в первую оче-редь определяющий успех деятельности. Одновременно

усиливается внимание к стратегическим вопросам управления дея-тельностью предприятий.

На смену теории, рассматривающей персонал как издержки, ко-торые надо сокращать, появилась теория управления человечески-ми ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет со-бой один из ресурсов, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства.

Появление новых источников энергии и материалов с заранее за-данными свойствами, оснащение предприятий сложнейшей техни-кой, развитие электронной автоматизации, формирование невидан-ных прежде информационных ресурсов и систем -- таковы главные факторы, изменившие положение и роль работника в обществен-ном производстве. Он, как никогда ранее, выступает действительно решающей производительной силой, активным преобразователем экономических отношений.

Человеческий фактор определяет научно-технический и социаль-ный прогресс. Простая и емкая формула «производительность -- от человека» точно выражает главное условие эффективной работы пре-успевающих предприятий. Так, в США ставятся в пример те фирмы, которые известны не только экономической стабильностью, но и чет-кой ориентацией на людей, их запросы и интересы. В Японии

в ра-боте с персоналом приоритет отдается трудолюбию сотрудников и удовлетворению их разносторонних потребностей, интересам дела и выбору сложных производственно-технических задач.

По степени участия в процессе производства в трудовом коллективе можно выде-лить две основные части: рабочие и служащие, представлено на рисунке 2.

__________________

2См.: Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство:- М.: Республика, 1992. с. 51

Рисунок 2-Состав персонала организации

Рабочие, или производственный персонал, заняты в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Эта часть пер-сонала предприятия обеспечивает производство продукции, ее хранение, транспортировку, сбыт и сервисное обслуживание. Среди рабочих выде-ляют основной (занятый в профильных подразделениях предприятия) и вспомогательный (занятый в обслуживающих подразделениях) персонал. Результат труда производственного персонала имеет вещественную форму в виде продукции, услуг, денежных средств и т.п.

Служащие, или управленческий персонал, заняты в процессе управле-ния предприятия с преобладающей долей умственного труда. Предме-том труда служащих является, как правило, информация, а средствами труда -- технические средства обработки информации. Основными ре-зультатами их трудовой деятельности являются выработка управленче-ских решений, их реализация и контроль исполнения. Управленческий персонал разделяют на две основные труппы: руководители и специали-сты.

Руководители, в отличие от специалистов, имеют юридическое право принятия решений и властные полномочия по отношению к подчинен-ным. В зависимости от масштаба управления различают линейных руко-водителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управ-ления, и функциональных руководителей, обеспечивающих реализацию отдельных функций управления.

Специалистов, в зависимости от результатов их труда, разделяют на:

- функциональных (референты, экономисты, бухгалтеры, финанси-сты, маркетологи и т.п.), результатом деятельности которых являет-ся управленческая информация;

- инженеров (инженеры-конструкторы, технологи, проектировщики и т.д.), результатом труда которых является конструкторско-технологическая и проектная информация по направлениям дея-тельности предприятия;

- технических (операторы, стенографисты, курьеры, кладовщики и пр.), выполняющих вспомогательные функции в управленческом процессе.

Управление персоналом, как правило, основывается на некотором (необязательно декларируемом) представлении о мес-те человека в организации. По мнению Л.И.Евенко3, в теории и практике управления «человеческой стороной» организации можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов (или парадигм) управления -- экономическо-го, органического и гуманистического.

Экономический подход. Начало концепции использования тру-довых ресурсов было заложено экономическим подходом к управ-лению. В рамках данного подхода ведущее место занимает техни-ческая (в общем случае инструментальная, т.е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготов-ка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядо-ченность отношений

______________

3См.: Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - 6-е изд., доп. - М.: Норма, 2006.: ил.,с. 44.

между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности, организация -- это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизировано, эффективно, надежно и предсказуемо.

Среди основных принципов концепции «использования тру-довых ресурсов»

можно выделить следующие:

обеспечение единства руководства: подчиненные получают приказы только от одного начальника;

соблюдение строгой управленческой вертикали: цепь управ-ления от начальника к подчиненному идет сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и при-нятия решения;

фиксирование необходимого и достаточного объема конт-роля: число людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации;

соблюдение четкого разделения штабной и линейной струк-тур предприятия: штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни при каких обстоятельствах не может осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители;

достижение баланса между властью и ответственностью бессмысленно делать кого-либо ответственным за какую-либо работу, если ему не даны соответствующие полномочия;

обеспечение дисциплины: подчинение, исполнительность энергия и проявление внешних знаков уважения должны осуще-ствляться в соответствии с принятыми правилами и обычаями;

достижение подчинения индивидуальных интересов обще-му делу с помощью твердости, личного примера, честных согла-шений и постоянного контроля;

обеспечение равенства на каждом уровне предприятия, ос-нованного на доброжелательности и справедливости, чтобы вдох-новить персонал к эффективному исполнению своих обязаннос-тей; заслуженное вознаграждение, повышающее моральное со-стояние, но не ведущее к переоплате или перемотивированию.

Органический подход. В рамках органической парадигмы последо-вательно сложились концепция «управления персоналом» и концепция «управления человеческими ресурсами». Именно органический подход обозна-чил новую перспективу управления персоналом, выведя данный тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты. Кадровая функция из регистрационно-контрольной постепенно стала развивающей и рас-пространилась на поиск и подбор работников, планирование карь-еры значимых для организации фигур, оценку работников управ-ленческого аппарата, повышение их квалификации.

Акцентирование внимания на человеческом ресурсе способ-ствовало рождению нового представления о предприятии. Оно стало восприниматься как живая система, существующая в окру-жающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две аналогии, способствовавшие развитию нового взгляда на органи-зационную реальность. Первая, исходившая из отождествления предприятия с человеческой личностью, ввела в научный оборот такие ключевые понятия, как «цели», «потребности», «мотивы», а также «рождение», «взросление», «старение» и «смерть» или «возрождение» предприятия. Вторая, приняв в качестве образца для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга (предприятие как мозг, перерабатывающий информацию), позволила взглянуть на предприятие как на со-брание частей, соединенных линиями управления, коммуника-ции и контроля.

Развивающаяся в последнее время гуманистическая парадигма исходит из концепции «управления человеком» и из представления о предприятии как культурном феномене. При этом культура рассматривается сквозь призму со-ответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах соци-альных общностей. Например, в Японии предприятие рассматривается не как рабочее место, объединяю-щее отдельных работников, а как коллектив. Для такого предприятия характерны дух сотрудничества, взаимозависимость; пожиз-ненный найм превращает предприятие в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными устанавливаются патерналистские отношения.

Управление персоналом стало перерастать в стратегическую функ-цию менеджмента предприятия, сохранив, однако, классические инстру-менты работы с кадрами: количественное и качественное планирование персонала; привлечение рабочей силы; повышение квалификации; кад-ровый контроль и т.д. Это определяет две основные цели управления персоналом:

- решение задач, формируемых под влиянием окружающей внешней
среды (рынка труда, требований охраны окружающей среды, вы-полнения обязательств перед государственными и местными орга-нами власти, профсоюзами и т.п.);

- решение внутренних организационных задач (вовлечение сотрудников в управление, решение социальных проблем, совершенствование стиля руководства, повышение уровня профессиональных знаний и навыков сотрудников и т.д.).

При усилении роли функции управления персоналом менеджмент предприятия ориентируется на решение следующих перспективных задач:

- сравнение существующих и перспективных требований к вакантным
должностям и кадровому составу;

- количественное и качественное планирование штатных должностей;

- организация профессионального кадрового маркетинга;

- введение в специальность и адаптация сотрудников;

- повышение квалификации;

- структурирование и планирование расходов на персонал;

- управление структурой материального вознаграждения и морально-го поощрения;

- определение уровней руководства;

- регулярного сбора и обработки информации о текущей деятельно-сти и реализации стратегии предприятия.

Кадровое планирование является составной частью стратегического управления предприятия, помогает определить стратегию, цели и задачи кадровой политики и способствует их достижению через систему соот-ветствующих мероприятий. Цели кадрового планирования представлены на рисунке 3

Рисунок 3- Цели кадрового планирования

При планировании набора сотрудников требуемых профессий и ква-лификаций анализируются состояние рынка труда и тенденции его изме-нения в рассматриваемый период. Большое внимание в кадровом плани-ровании уделяется подготовке мероприятий по адаптации работников к складывающейся экономической ситуации и изменяющимся условиям труда. Кадровое планирование создает условия и предпосылки для профессионального и должностного продвижения сотрудников на основе определения перспективного пути перемещения кадров. Обязательным условием кадрового планирования является оценка затрат на формиро-вание и поддержание штатов. Система использования штатов должна обеспечивать наибольшую отдачу на каждом рабочем месте, что дости-гается лишь в том случае, когда индивидуальные способности и склон-ности сотрудников полностью совпадают с предъявляемыми к ним требованиями. Этому способствует целенаправленное обучение и повышение квалификации.

Кадровое планирование осуществляет отдел кадров предприятия по информации, поступающей от структурных подразделений.

Необходимый количественный объем рабочей силы определяется ис-ходя из поставленных предпринимательских целей и штатной структуры

предприятия, что показано на рисунке 4.

6

Рисунок 4- Планирование кадрового спроса

Профессиональный отбор и прием на работу являются необходимыми составляющими управления персоналом. Прием на работу предусматри-вает ряд действий, предпринимаемых предприятием для привлечения кандидатов на вакантные рабочие места. При отборе и найме сотрудни-ков основной задачей является комплектование штатов претендентами, деловые, морально-психологические и иные качества которых могли бы способствовать достижению целей предприятия.

Роль кадрового планирования возрастает в связи с развитием научно-

технического прогресса, что обусловлено удлинением сроков подго-товки специалистов, повышением доли квалифицированных работников и т. д. Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы:

- Сколько работников, какой профессии, специальности, квалифика-ции, где и когда необходимы (планирование потребности в кадрах)?

- Каким образом можно привлечь необходимый персонал и сокра-тить излишний, учитывая социальные аспекты (планирование привлечения или сокращения персонала)?

- Каким образом можно использовать работников в соответствии с их способностями (планирование использования кадров)?

- Каким образом можно систематически и целенаправленно содей-ствовать развитию кадров для выполнения квалифицированных видов работ (планирование развития кадров)?

- Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприя-тия (планирование фонда оплаты труда)?

Следует рассматривать как внутренний рынок труда (коллектив действующего предприятия), так и внешний по отношению к пред-приятию.

Прежде чем подобрать кандидата на вакантную должность, необхо-димо детально и точно представить его модель, то есть составить профессиограмму -- перечень требований, предъявляемых к кандидату данной профессии, специальности и должности. Для составления профессиограммы используют методы профессиографии -- технологии изучения требований профессии к личностным качествам и психофизиологиче-ским характеристикам, социально-психологическим показателям, при-родным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональ-ным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека.

До начала мероприятий по поиску необходимо четко представлять, кто именно нужен предприятию в дан-ный момент времени. На современном предприятии следует соблюдать правило постоянного поиска персонала, даже при отсутствии вакантных мест. На преуспевающем предприятии не людей подбирают под ключевые должности, а должности создают для перспективных специалистов.

Внутренним источником набора является внутриорганизационное должностное продвижение сотрудников. Продвижение по службе своих сотрудников обходится дешевле, повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат внутри предприятия и укрепляет предан-ность ему. Согласно мотивационной теории ожиданий, если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эф-фективности работы, то они будут заинтересованы в более производи-тельном труде. Недостатком подбора кадров исключительно за счет внутренних резервов предприятия является аспект «профессионального устаревания» кадров из-за отсутствия притока рабочей силы со свежими взглядами.

Расстановка персонала позволяет проводить эффективное замещение рабочих мест исходя из результатов комплексной оценки, плановой слу-жебной карьеры, условий и оплаты труда персонала. Она представляет собой один из важнейших этапов кадровой работы и решает три взаимо-связанные задачи: планирование служебной карьеры, определение усло-вий и оплаты труда сотрудников и обеспечение движения кадров в сис-теме управления. При реализации такого подхода вакантные рабочие места предприятия заполняются с учетом индивидуальных пожеланий сотрудников и их планируемой карьеры.

Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную сме-ну стадий развития работника в рамках одного предприятия. Она может быть реализована по трем основным направлениям.

Вертикальное -- по-следовательное продвижение вверх по служебной лестнице. Каждую ступень сотрудник занимает некоторое время, достаточное для освоения новой должности и проявления своих индивидуальных качеств. Подъем на новую ступень требует повышения квалификации. Верхней ступеньки служебной лестницы сотрудник достигает тогда, когда накоплен боль-шой опыт и приобретены профессиональные знания и умения, высокая квалификация, существенно расширился кругозор. После занятия верх-ней ступени возможен резкий обрыв карьеры -- трамплин, (например, в связи с уходом на пенсию) или планомерный спуск по служебной лест-нице -- лестница.

Горизонтальное -- сопровождается или перемещением в другую функциональную область деятельности, или выполнением определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закреп-ления в организационной структуре (роль руководителя временной целевой программы, должность главного инженера проекта и т.п.). К гори-зонтальной служебной карьере можно отнести расширение задач или их усложнение на занимаемой ступени служебной карьеры с адекватным изменением вознаграждения.

Центростремительное направление в служебной карьере поднимает-ся как движение к ядру руководства предприятием без формального из-менения в должности (приглашение сотрудника на ранее недоступные ему совещания, встречи как формального, так и неформального характе-ра, получение доступа к неформальным источникам информации, от-дельные важные поручения руководства и т.п.).

Для более эффективной расстановки кадров применяют штатное расписание.

Штатное расписание -- основной документ предприятия, в котором отражается ее структура, штатный состав и штатная численность в соответствии с уставом (положением). Оно содержит перечень структурных подразделений, должно-стей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Этот документ дает руководству право на укомплектование предприятия и его структур-ных подразделений ра-ботниками соответству-ющих профессий и спе-циальностей.

Практика подбора и расстановки кадров, стимулирование их труда, а также служебно-профессиональное продвижение, повышение квалифи-кации должны строиться на объективной, научно обоснованной деловой оценке сотрудников. Под деловой оценкой понимают процедуру, прово-димую с целью выявления степени соответствия определенным требованиям личностных качеств сотрудника, количественных и качественных результатов его деятельности. Задача деловой оценки сотрудника состо-ит в выявлении: его трудового потенциала, степени его использования, соответствия сотрудника занимаемой должности, его готовности занять другую конкретную должность.

Использование персонала представляет собой комплекс меропри-ятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффектив-ной реализации творческого и физического трудового потенциала ра-ботников.

Использование персонала должно отвечать целям предприятия, не ущемлять интересы личности и обеспечивать строгое соблюде-те законодательства о труде в процессе этой работы.

Система использования персонала на предприятии должна быть та-кой, чтобы работники могли давать наибольшую отдачу на своем ра-бочем месте.

Основные принципы рационального использования персонала требуют:

-обеспечения рациональной занятости работников;

-обеспечения стабильной и равномерной загрузки работников в течение рабочего периода (дня, недели, месяца, года);

-обеспечения соответствия трудового потенциала работника, его квалификации, психофизиологических данных требованиям рабо-чих мест, производства в целом;

-периодического перехода работника с одного рабочего места на другое (в течение недели, месяца и т.д.), обеспечивающего разнооб-разие выполняемых работ и возможность гибкого маневрирования в процессе производства;

-обеспечения максимальной возможности выполнения на рабо-чем месте разнообразных операций, осуществление которых вклю-чало бы в работу различные группы мышц и обеспечивало чередова-ние нагрузок на различные части тела и органы чувств человека.

В соответствии с перечисленными принципами рациональное ис-пользованием персонала отражено на рисунке 54.

Одной из важнейших составляющих использования персонала является его обучение. В практике сложились две формы обучения персонала на предприятии: на

рабочем месте и вне его. Обучение на рабочем месте - более дешевое и оперативное, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с до-полнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы.

______________

4См.: Кибанова А. Я. Управление персоналом организации: Учебник - М.: Инфра - М, 1997, с. 12

6

Рисунок 5 - Направления рационального использования персонала

Предприятие в процессе работы с персоналом сталкивается с определенными проблемами, такими как текучесть кадров, неравномерность их загрузки, моральное и физическое устаревание персонала, и, как следствие, необходимость в сокращении.

Если на предприятии большая текучесть кадров, то появляются до-полнительные расходы, связанные с поисками новой рабочей силы, ее инструктажем и освоением работ. При высокой текучести кадров растут размер оплаты сверхурочных работ, брак и простои, повыша-ется уровень заболеваемости, производственного травматизма, на-ступает ранняя инвалидность. Все это ведет к увеличению расходов на персонал, к росту себестоимости продукции и снижению ее кон-курентоспособности.

Если предприятие попадает в ситуацию кризиса, то одним из способов повышения его сопротивляемости, улучшения в буду-щем финансового положения может стать частичное сокращение персонала, увольнение неэффективных работников. Однако при использовании традиционных форм сокращения (увольнения по прошествии установленного законом срока) возникает множе-ство негативных последствий, которые часто сводят к минимуму возможный выигрыш.

Таким образом, сокращать надо, но использовать традиционные способы воздействия на персонал (административные, экономические и другие силовые) неэффек-тивно.

Решить проблему можно, используя недирективные (нежест-кие) формы сокращения. Они связаны с доведением до индиви-дуального сознания каждого сотрудника необходимости изме-нить свое поведение, место в структуре, задуматься о необходи-мости оставаться именно на этом предприятии. Основной инстру-мент недирективного сокращения -- эмоционально-ценностные мотивы при формировании решения об увольнении, и, в конеч-ном итоге, принятие каждым решения или преодоление нега-тивного отношения к решению руководства о возможностях ухо-да с предприятия. Именно недирективные методы позволяют получить экономический и психологический эффект от сокра-щения персонала.

Возрастающая сложность произ-водственной деятельности приводит к «моральному износу» и «устаре-ванию» рабочей силы. Под «устареванием» в этом случае понимают ис-пользование работником теорий, понятий и методов, которые являются менее эффективными, чем принятые в настоящее время. При «профес-сиональном устаревании» знания работника в широкой профессиональ-ной сфере деятельности отстают от совокупности знаний, существующих в этой области. «Устаревание по должности» свидетельствует о несоответствии уровня технических знаний, которыми обладает специалист, занимающий определенную должность, и объема этих знаний, требуе-мых по должности. «Устаревшие» специалисты и менеджеры принима-ют, как правило, неэффективные решения, что влечет за собой снижение конкурентоспособности и, в конечном счете, приводит к серьезным по-терям предприятия.

Итак, как повысить эффективность использования «человеческого фак-тора» в современных условиях? Прежде всего, необходимо создать воз-можности для профессионального роста каждого работника, обеспе-чения его уверенности в будущем, для формирования хороших взаимоотношений и настроя в трудовых коллективах. Здесь социоло-ги предлагают5:

а) разрабатывать и осуществлять программы профес-сионального продвижения для различных категорий персонала;

б) создавать резерв на выдвижение по службе;

в) ограничивать при-ем со стороны на престижные должности;

г) формировать в трудовых коллективах благоприятную морально-психологическую обстановку, предусматривающую ломку крутых иерархических лестниц, уважи-тельное отношение вышестоящих по должности к остальным работа-ющим. Важное значение здесь имеет стимулирование персонала - необходимое условие бесперебойной и эффективной работы предприятия.

Управление персоналом осуществляется с помощью различных методов, которые рассматриваются далее.

1.2 Методы управления персоналом

Методы управления -- это способы осуществления управленче-ских воздействий на персонал для достижения целей управления предприятием. Различают: экономические, административно-правовые и социально- психологические методы управления, которые отличаются способами и

результативностью воздействия на персонал.

Экономические методы управления являются способами воздейст-вия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают

возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать». Эффективность экономических методов управления определяется: формой

собственности и ведения хозяйственной деятель-ности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой

_______________

5См.: Управление персоналом организации: Учебное пособие Федосеев В. Н.,

Капустин С.Н. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. (Серия «Магистр делового администрирования»), с. 56.

кредитования и т.п. Наиболее распро-страненными формами прямого экономического воздействия на персо-нал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облига-ций) организации.

Хозяйственный расчет является методом, стимулирующим персонал в целом на: соизмерение затрат на производство продукции с результа-тами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полное воз-мещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда. Основными инструментами хозяйст-венного расчета являются: самостоятельность подразделения, самооку-паемость, самофинансирование, экономические нормативы, фонды эко-номического стимулирования (оплаты труда).

Материальное стимулирование осуществляется путем установления уровня материального вознаграждения (заработная плата, премии), ком-пенсаций и льгот. В рыночных отношениях заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, работодателей и государства в целом. Нахождение взаимовыгодного ме-ханизма реализации и соблюдения интересов этого трехстороннего парт-нерства является одним из главных условий развития производства и со-ставляет функцию управления трудом и заработной платой. Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимо-сти предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизвод-ство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи. Заработная плата является важнейшей со-ставляющей стоимости продукции, которую мы используем в

формуле6.

C= (М+А+З+О+Н)+П,

где С -- стоимость продукции;

М-- стоимость материалов и сырья;

А -- амортизационные отчисления;

3 -- основная и дополнительная заработная плата;

О -- обязательные отчисления от заработной платы;

Н-- накладные расходы;

П-- прибыль.

______________

6См.: Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Учебн. пособие для студ. сред. проф.

учебн. заведений. - М.: мастерство, 2002, с. 45.

Структура оплаты труда позволяет определить, какие составляющие входят в оплату труда работника, в каких статьях себестоимости и при-были они отражаются, каков удельный вес конкретного элемента в об-щей величине, заработной платы. Оплата труда изображена на рисунке 6.

В условиях современной экономики дополнительным источником материального стимулирования работников становятся ценные бумаги, которые выступают как один из экономических методов управления персоналом. Ценные бумаги являются главным инструментом фондового рынка, неде-нежным эквивалентом права на собственность, реализация которого осуществляется путем предъявления их к оплате или продаже. Акция -- ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в устав-ной капитал предприятия и дающая право на получение части прибыли в форме дивидендов. Дивиденды определяют долю прибыли на акции, ко-торая может быть выплачена их

держателю исходя из результатов дея-тельности предприятия за год. Они выполняют

следующие функции:

- закрепляют право собственности и участия в прибылях;

- являются формой дополнительной оплаты труда;

- ставят держателя акций в зависимость от результатов труда.

Нормирование труда - вид деятельности по управлению производством, задачей которого является установление необходимых затрат и результатов труда, необходимых соотношений между численностью работников различных групп и

6

Рисунок 6 - Структура оплаты туда работников

количеством оборудования, а также правил, регулирующих трудовую деятельность.

Нормы должны соответствовать наиболее эффективным для условий данного участка вариантам технологического процесса, организации труда, производства и управления.

Большинство задач, связанных с проектированием органи-зации труда и его нормированием, решается исходя из инфор-мации, получаемой в результате исследований трудовых про-цессов.

Они проводятся для определения структуры операций и за-трат рабочего времени, рационализации приемов и методов тру-да, выявления причин невыполнения норм, нерациональных затрат рабочего времени, получения данных о факторах, влия-ющих на время выполнения элементов операции, разработки нормативных материалов, оценки качества норм и нормативов, а также для решения ряда других задач.

При организации труда наибольшее значение имеют две за-дачи, связанные с исследованием трудовых процессов. Первая состоит в определении фактических затрат времени на выполнение элементов операций (трудовых движений, действий, при-емов и т. д.); вторая -- в установлении структуры затрат времени на протяжении рабочей смены или ее части.

Определение длительности выполнения элементов операций необходимо для разработки нормативов времени, выбора наи-более рациональных методов труда, установления составляю-щих норм времени, анализа качества норм и нормативов. Дан-ные о структуре затрат рабочего времени используются при раз-работке нормативов времени обслуживания рабочего места и подготовительно-заключительного времени, оценке эффектив-ности использования рабочего времени, анализе существующей организации труда и производства.

Методы исследования трудовых процессов могут классифи-цироваться по ряду признаков: цели исследования, количеству наблюдаемых объектов, способу проведения наблюдения, фор-ме фиксации его данных и т. д.

В соответствии с целью исследования выделяют следующие методы: хронометраж, фотография рабочего времени, фотохро-нометраж.

Хронометраж служит для анализа приемов труда и опреде-ления длительности повторяющихся элементов операций.

Фотография рабочего времени (ФРВ) применяется для уста-новления структуры его затрат на протяжении рабочей смены или ее части. Термин «фотография» достаточно точно отражает сущность этого метода. Если при хронометраже объектом изуче-ния, как правило, являются элементы оперативного времени на конкретный вид продукции, то при ФРВ фиксируются затра-ты времени на все виды работ и перерывов, которые наблюда-лись в течение определенного отрезка времени. При этом эле-менты оперативного времени выделяются, укрупнено (до при-емов или комплексов приемов). Структура затрат времени при ФРВ может устанавливаться по различным классификационным схемам.

Фотохронометраж применяется для одновременного опре-деления структуры затрат времени и длительности отдельных элементов производственной операции.

По количеству наблюдаемых объектов различают индивиду-альные, групповые, маршрутные наблюдения. Индивидуальным является наблюдение за одним объектом (рабочим, станком); групповым -- за несколькими объектами. Разновидностями группового наблюдения являются бригадное (за рабочими бри-гады) и многостаночное (за рабочими и станками на многоста-ночном рабочем месте). Маршрутным является наблюдение за объектом, который перемещается по определенному маршруту, или за несколькими объектами, если они расположены сравни-тельно далеко друг от друга и наблюдатель должен перемещать-ся между ними по соответствующему маршруту.

В зависимости от задач исследования и особенностей трудо-вых процессов существуют различные методы проведения хро-нометража, фотографии рабочего времени, фотохронометража. Хронометраж может быть непрерывным (по текущему време-ни), выборочным и цикловым. При проведении хронометражных наблюдений по текущему времени все элементы работы иссле-дуются в порядке их выполнения. Выборочный хронометраж применяется для изучения отдельных элементов операций неза-висимо от их последовательности. В тех случаях, когда трудно с достаточной точностью измерить затраты времени на отдельные элементы операции, имеющие небольшую продолжительность (3--5 с), применяется цикловой хронометраж. Он заключается в том, что последовательные приемы объединяются в группы с разным составом изучаемых элементов. На основании замеров длительности выполнения групп элементов определяется длительность каждого входящего в них элемента операции.

Фотографии рабочего времени различаются по двум основ-ным признакам: наблюдаемым объектам и способам проведе-ния и обработки наблюдений. По первому признаку выделяют фотографии использования времени работников (индивидуальная, групповая, самофото-графия), оборудования, а также фотографию производственно-го процесса. При индивидуальной фотографии наблюдатель изу-чает, как используется время одним рабочим в течение рабочей смены или другого периода времени. Групповая фотография про-водится в тех случаях, когда работа выполняется несколькими рабочими, в частности при бригадной организации труда. Од-ной из важных задач этого вида ФРВ является изучение правиль-ности существующего разделения и кооперации труда в бригаде. Основной целью проведения самофотографиии является при-влечение рабочих и служащих к активному участию в выявле-нии и устранении потерь рабочего времени. Самофотография проводится самими работниками, которые фиксируют величи-ну потерь рабочего времени и причины их возникновения.

Фотография времени использования оборудования представ-ляет собой наблюдение за элементами его работы и перерывами в ней. Она проводится для определения эффективности исполь-зования оборудования и затрат времени на его обслуживание рабочими различных групп.

При фотографии производственного процесса одновремен-но проводится изучение затрат рабочего времени исполните-лей, времени использования оборудования и режимов его работы. Этот вид фотографии иногда называется двусторонним на-блюдением.

Различают два метода проведения ФРВ: непосредственных замеров времени и моментных наблюдений. В первом случае непосредственно регистрируется продолжительность наблюдае-мых элементов затрат времени; во втором -- фиксируются со-стояния рабочих мест, а структура затрат времени устанавлива-ется по количеству моментов, когда отмечались соответствую-щие состояния.

В зависимости от целей анализа трудового процесса ис-пользуются различные технические средства: секундомеры, хро-носкопы, кинокамеры, телекамеры и др.

Все методы исследования затрат рабочего времени включают следующие основные этапы: подготовка к наблюдению, его проведение, обработка данных, анализ результатов и подготов-ка предложений по совершенствованию организации труда. Со-держание работ по каждому из этих этапов зависит от метода исследования затрат рабочего времени.

Подготовка к хронометражу обычно включает выбор объек-тов наблюдения, расчленение операции на элементы, установ-ление фиксажных точек, определение числа наблюдений, за-полнение документации.

Хронометраж может проводиться для выявления причин невыполнения норм отдельными рабочими, что позволяет оп-ределить причины, мешающие выполнению обоснованных норм, и выявить ошибочные нормы.

Определив объект наблюдения, составляют подробное опи-сание операции, которое вносят в специальный документ -- хронокарту.

При подготовке к хронометражу исследуемую операцию раз-деляют на элементы: комплексы приемов, приемы, действия, движения. Степень деления операции зависит в основном от типа производства. Наибольшая детализация элементов трудового про-цесса осуществляется при массовом выпуске продукции.

После разделения операции на элементы устанавливают их границы, определяемые по фиксажным точкам. Фиксажные точ-ки -- это резко выраженные моменты начала и окончания элементов операций. При выборочном хрономет-раже для каждого элемента операции устанавливают начальную и конечную фиксажные точки. Если хронометраж проводится по текущему времени, то для первого элемента операции уста-навливаются начальная и конечная фиксажные точки. Для ос-тальных элементов определяются только конечные фиксажные точки, они же будут начальными для следующих элементов.

Последний этап хронометража -- анализ результатов, кото-рый включает выявление лишних движений и действий, оценку возможности их совмещения и уменьшения длительности. По результатам анализа окончательно устанавливается необходимое время на выполнение операции.

Административно-правовые методы являются способами осущест-вления управленческих воздействий на персонал, основанными на власт-ных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Различают пять основных способов административно-правового воздействия: организационное и распорядительное воздейст-вие, дисциплинарная ответственность и взыскания, материальная от-ветственность и взыскания, административная ответственность и взыскания.

Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: устав организации, организационная струк-тура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации. Практическая реализация организационного воздействия во многом оп-ределяется уровнем деловой культуры предприятия, желанием сотрудни-ков работать по правилам, предписанным администрацией.

Распорядительное воздействие направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних административных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий относят: приказы, распоряжения, указа-ния, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия и обязывает подчиненных точно исполнять принятые реше-ния в установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соот-ветствующие санкции со стороны руководства. Приказы издаются от имени руководителя предприятия.

Распоряжение в отличие от приказа не охватывает все функции орга-низации, обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжения издаются обычно от имени заместителей руководителя предприятия по направле-ниям.

Указания и инструкции являются локальным видом распорядительно-го воздействия, ставят целью оперативное регулирование управленче-ским процессом и направлены на ограниченное число сотрудников. Инструктаж и координация работ рассматриваются как методы руково-дства, основанные на научении подчиненных правилам выполнения тру-довых операций.

Для оптимизации труда рабочих эффективно применяется материальная и дисциплинарная ответственность.

Дисциплина -- это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, оп-ределенными в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором и ло-кальными нормативными актами организации. Работодатель обязан соз-давать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Трудовой распорядок предприятия определяется правилами внут-реннего трудового распорядка.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следую-щие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по со-ответствующим основаниям.

Материальная ответственность стороны трудового договора насту-пает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в резуль-тате ее виновного противоправного поведения, действия или бездейст-вия, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами.

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возместить причиненный ущерб в полном объеме и возникает в следующих случаях:

- когда на работника законодательно возложена материальная ответ-ственность в полном объеме за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального
письменного договора или полученных по разовому документу;

- умышленного причинения ущерба;

- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

- причинения ущерба в результате административного проступка, ес-ли ущерб установлен соответствующим государственным органом;

- разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях предусмотренных федеральными законами;

- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обя-занностей.

Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений, регулируемых Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Перечень административных правонарушений со сто-роны физических и юридических лиц установлен данным кодексом. Ад-министративной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонаруше-ний в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Руководители и другие работники предприятий, совершившие административные правонарушения в связи с выпол-нением организационно-распорядительных и административно - хозяй-ственных функций, несут административную ответственность как должностные лица. Административное правонарушение признается со-вершенным умышленно, если лицо его совершившее, сознавало проти-воправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или соз-нательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Социально-психологические методы -- это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направ-ленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаи-модействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

Современная концепция управления выдвигает в качестве приорите-тов: сохранение, кооперацию, качество, партнерство, интеграцию. В цен-тре стратегической концепции управления персоналом находится чело-век как наивысшая ценность для организации. Такой сложный организм, каким является персонал современного предприятия, не может рассмат-риваться с позиций содержания только его формальной структуры и раз-ложения ее на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим статику персонала, превалирующее значение имеет пове-денческий подход, рассматривающий конкретную личность, систему от-ношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду и достижению поставленных целей. Объединяя свои усилия, каждый сотрудник до-полняет друг друга и влияет тем самым на поведение предприятия в целом с целью повышения его эффективности.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011