Уровень жизни и основные социально-экономические категории
Уровень жизни и основные социально-экономические категории
42 Содержание Введение Глава 1 Уровень жизни населения. Основные показатели социального развития 1.1 Понятие и сущность уровня жизни, его составляющие 1.2 Показатели уровня жизниГлава 2 Уровень жизни и основные социально-экономические категории 2.1 Уровень жизни и бедность 2.2 Уровень жизни и благосостояние 2.3 Уровень и качество жизни Глава 3 Основные направления повышение уровня жизни населения Республики Беларусь 3.1 Роль государства в повышении уровня жизни 3.2 Факторы роста уровня жизни населения Заключение Введение На современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения. Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего, уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь. Уровень жизни многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы: · политические факторы; · экономические факторы; · социальные факторы; · научно-технический прогресс, · экологические факторы и др. Именно более подробному рассмотрению этих факторов и будет посвящена курсовая работа, целью которой является изучение показателей уровня жизни; факторов, определяющих динамику уровня жизни населения; анализ степени их влияния и роли в повышении уровня жизни. Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебников, учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщенной, и поэтому очень актуальной. Глава 1 Уровень жизни населения. Основные показатели социального развития 1.1 Понятие и сущность уровня жизни, его составляющие Прежде чем приступить к анализу и оценке уровня жизни населения Республики Беларусь, следует ответить на вопрос, что же понимается под уровнем жизни населения, каково содержание или какие компоненты включаются в это понятие, какими показателями можно измерить уровень жизни населения и т.д. Понятие "уровень жизни населения" применяется во всём мире. В мировой практике впервые этот термин был предложен в 1954 году Комитетом экспертов ООН, и под уровнем жизни населения рекомендовалось понимать фактические условия жизни населения, сгруппированные в 12 компонентов. Наряду с материальными и культурными условиями жизни в состав уровня жизни включались здоровье, занятость, условия труда, фонд накопления, человеческие свободы[19]. Структура понятия "уровень жизни" отражена на схеме 1.1. Схема 1.1. - Структура понятия уровня жизни населения Благосостояние населения, т. е. уровень обеспеченности потребностей человека (семьи) материальными и нематериальными (в т. ч. духовными) благами - как абсолютный, так и относительный, в сравнении с стандартами и нормами, принятыми в данном обществе (социальной группе) Накопление человеческого капитала, характеризующее состояние здоровья населения, его образовательный, профессиональный и культурный уровни с экономической точки зрения, т. е. с позиции способностей населения к воспроизводству общественного капитала (включая воспроизводство самого работника как экономического субъекта). Уровень человеческого развития, характеризующий возможности реализации человека как личности и как члена данного общества [20]. Уровень жизни - степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Его определяют и как совокупность условий жизнедеятельности людей (труда, быта, досуга). Основными уровнями жизни населения являются: благосостояние, нормальный уровень, беднота, нищета, которые отражены на схеме 1.2. Схема 1.2 - Уровни жизни населения В широком смысле уровень жизни включает уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности и т.п. В узком смысле уровень жизни понимают как объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг [7]. Формально уровень жизни определяется достаточно просто. С одной стороны, есть потребности человека и общества, а с другой - конкретные возможности для их удовлетворения. Степень удовлетворения потребностей и определяет уровень жизни[5]. Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей. Уровень потребления -- это особенность потребления, которая зависит от количества потребителей. Обычно различают три уровня потребления: · индивидуальный, на котором осуществляется потребление каждого отдельного человека; · коллективный, на котором происходит потребление коллективов людей; · общественный, связанный с потребительскими интересами всех людей страны (государства). Это охрана порядка, безопасность, оборона, управление, образование, наука, внешние связи. В них нуждается каждый из нас, но никто в отдельности их удовлетворить не может. Уровень жизни выше, чем выше потребности. Речь идет главным образом о физических, духовных и социальных потребностях. Физические потребности связаны с поддержанием физической жизни человека. Они подразделяются на материальные (потребности в пище, одежде, жилье) и нематериальные (потребности в двигательной активности, сне и т.д.). Духовные потребности - это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации в различных видах творческой деятельности, в эстетическом восприятии, в пользовании культурными ценностями. Социальные потребности возникают в связи с функционированием человека в обществе. Это потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав. Факторами, обусловливающими количественные и качественные характеристики уровня жизни, являются состояние производительных сил, характер производственных отношений природно-климатичеекие условия, географическое положение государства и другие особенности окружающей среды. Уровень жизни можно рассматривать не только при анализе благосостояния отдельных групп населения, но и на национальном уровне. Это позволяет сравнивать уровни жизни населения в различных странах [6]. В категории "уровень жизни населения" можно выделить следующие составляющие: · натурально-вещественное содержание (классификация потребляемых благ на материальные и духовные); · отражение достигнутого уровня обеспеченности и потребления благ и услуг; · характеристика уровня удовлетворения потребностей людей в этих благах и услугах. Структура основных составляющих уровня жизни позволяет отождествлять его с уровнем благосостояния. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домашнем хозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определённому уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека) [19]. Таким образом, уровень жизни определяется степенью обеспечения населения материальными, социальными и духовными благами, необходимыми для жизни. 1.2 Показатели уровня жизни Сказанное выше подводит к мысли о том, что при анализе уровня жизни нам придется оперировать не одним, а многими показателями. Основные показатели отражены в таблице 1.1. Таблица 1.1 - Основные показатели уровня жизни населения |
Основные компоненты уровня жизни | Показатели | | 1. Условия жизни человека | Потребление. Обеспечение жильем. Заболевания | | 2. Условия труда | Охрана труда. Травматизм и профессиональные заболевания. Санитарно-гигиенические условия | | 3. Условия развития человека | Права человека. Уровень доходов и структура расходов. Развитие социальной сферы. Отдых. Рождаемость и т. д. | | 4. Экологическая безопасность | Состояние окружающей среды. Расходы на экологию | | |
Это будут показатели, отражающие уровень располагаемого дохода, продолжительность жизни и уровень заболеваний (включая профессиональные), а также уровень потребления, обеспеченности населения жильем и т. д. Приведенные выше показатели в своей подавляющей массе воспринимаются как частные показатели уровня жизни. В качестве интегрального показателя, отражающего состояние социальной сферы и общих условий жизни населения страны, используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный ООН (1990 г.). Данный показатель рассчитывается с учетом взаимодействия трех параметров - средней ожидаемой продолжительности здоровой жизни, базового показателя образованности населения и реального ВВП на душу населения. ИРЧП позволяет дать сравнительную характеристику уровня жизни в различных странах. Подготовку ежегодных национальных отчетов о человеческом развитии в Беларуси с 1995 года поддерживает ПРООН. В рамках нормативного экономического анализа выделяются: · показатели реального уровня жизни, т. е. отражающие реальное положение; · научно-обоснованные показатели уровня жизни, которые выполняют роль нормативных показателей. Значение имеет не только сравнение реальных показателей с научно-обоснованными нормативами, но и с аналогичными показателями соседних стран, а также передовых стран мира (региона). Следует отметить, что система показателей уровня жизни всегда имеет страноведческую специфику. Например, в высокоразвитых странах мира среди важнейших параметров уровня жизни на первом месте оказываются показатели дохода, безработицы, а также объемы социальных трансфертов. Для стран переходного периода особую актуальность имеют показатели душевого потребления продовольствия, что отражает существующую проблему выживания и преодоления нищеты значительной части населения, а также безработицы и инфляции [5]. Потребительская корзина -- расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг. Так, в США потребительская корзина включает свыше 250 различных наименований товаров и услуг. В странах с переходной экономикой эти показатели ниже. В России подсчитывается стоимость набора из 19 основных продуктов питания исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста. При расчете потребительской корзины рекомендуют брать рациональный уровень потребления (наиболее благоприятный для человека), минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) и физиологический минимум потребления (уровень физического существования). Потребительская корзина используется для расчета минимального потребительского бюджета исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Она служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления. Потребительский бюджет семьи - семейный бюджет, таблица доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год. Потребительский бюджет бывает: фактический; нормативный (рациональный); минимальный. Прожиточный минимум - стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. Некоторые экономисты рассматривают этот показатель как наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности трудящегося и членов его семьи, восстановления затраченной рабочей силы и продолжения человеческого рода. Прожиточный минимум выступает в качестве размера денежного дохода, обеспечивающего при данном уровне цен удовлетворение основных физических, духовных и социальных потребностей человека, принятых обществом как минимально допустимые. Он включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи. Прожиточный минимум определяется в расчете на «среднестатистического» жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей и с учетом реальных возможностей экономики. Прожиточный минимум используется в качестве базы для обоснования минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата представляет собой минимально допустимый уровень выплат работнику за его труд. Минимальная заработная плата - это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты. Динамика роста минимальной заработной платы за 2000-2009 гг. представлена на рисунке 1.3. Рисунок 1.3. Рост минимальной заработной платы в Республике Беларусь, тыс. руб. В странах СНГ в декабре 2008 г. размер минимальной заработной платы в долларовом эквиваленте составлял: в Беларуси - 97 долл., Азербайджане - 91, Армении - 82, Казахстане - 100, Молдове - 39, России - 83, Украине - 90 долл. [2]. Частными показателями уровня жизни также являются: уровень и динамика заработной платы и трудовых доходов; динамика доходов от различных финансовых активов, включая дивиденды, проценты по вкладам и т.д.; уровень налогов; индекс розничных цен на потребительские товары и услуги; индекс стоимости жизни (бюджетный индекс); удельный вес фонда потребления в национальном доходе; уровень, динамика и структура потребительских расходов населения; уровень занятости; продолжительность рабочей недели; доля механизированного и автоматизированного труда в общих трудовых затратах; расходы государства на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование. Система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей: 1. рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения; 2. санитарно-гигиенические условия жизни; 3. потребление продовольственных товаров; 4. жилищные условия; 5. образование и культура; 6. условия труда и занятость; 7. доходы и расходы населения; 8. стоимость жизни и потребительские цены; 9. транспортные средства; 10. организация отдыха; 11. социальное обеспечение; 12. свобода человека. На протяжении 1995 - 2008 гг. наблюдается положительная динамика основных социально-экономических показателей уровня жизни, таких как денежные доходы на душу населения, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника и др. Главная составляющая доходов населения - заработная плата, в 2008 году в общем объеме доходов населения она составила 56,1 %. Что касается, показателей образования населения, то можно сказать, что в 2008/09 учебном году произошло уменьшение учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, а следовательно и количество учащихся в них. Чего нельзя сказать про учреждения, которые обеспечивают получение среднего специального и высшего образования, хотя по сравнению с 1995/06 учебным годом в 2008/09 уменьшилось количество высших учебных заведений, но количество студентов возросло более чем в 2 раза. Это свидетельствует о том, что население нашей страны все более стремиться получить высшее образование. Система показателей уровня жизни имеет свои специфические особенности в различных странах мира. Например, в стабильных экономических системах особое значение придается показателям доходов, уровню и динамике заработной платы, социальных трансфертов, уровню и динамике безработицы. В трансформационных экономиках, напротив, весьма существенное значение имеют показатели душевого потребления продовольственных товаров или обеспеченности семей товарами длительного пользования, их анализ помогает измерять глубину существующих проблемного важно для выработки социальной политики [7]. Глава 2 Уровень жизни и основные социально-экономические категории 2.1 Уровень жизни и бедность Бедность - состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае. В мировой практике нации считаются бедными, если тратят на питание около половины своего бюджета. В нынешней экономической ситуации среднестатистическая российская семья 80 % своих доходов тратит на питание и неотложные повседневные нужды. Бедность обнаруживается как неспособность семьи при помощи текущих доходов удовлетворить основные потребности в пище, одежде и жилье. Как социально-экономическое явление бедность формируется вследствие объективно существующего неравенства в доступе к материальным и нематериальным благам. Это означает, что, во-первых, бедность будет существовать всегда, меняются только формы ее проявления; во-вторых, она относительна во времени и в пространстве. Следовательно, каждая страна в конкретный исторический период использует свое понимание бедности. Другими словами бедность - это постоянно существующее социо-культурное явление, имеющее различные формы проявления в рамках конкретных исторических и географических границ. Следует отметить, что в рамках одной страны для различных социальных программ часто используются разные линии бедности (чаще всего это означает, что для оценки уровня минимальной заработной платы и оценки степени нуждаемости для целей адресной социальной помощи используются разные линии бедности). Исторически, переход от приоритета абсолютной концепции к относительной, произошел тогда, когда возникли сложности с исчислением минимальной потребительской корзины из-за роста жизненных стандартов и расширения перечня благ и услуг, доступных для бедных. Переход к относительной черте бедности, которая на практике, как правило, устанавливалась на уровне 40-60% от медианного дохода, означал ориентацию на более высокий стандарт бедности, гарантирующий не только физиологическое выживание, но и учитывающего факт исключенности из социо-культурных стандартов и норм общественной жизни (доступ к образованию, информации, общению). Это обстоятельство очень важно учитывать в странах, образовавшихся на постсоветском пространстве, поскольку все они столкнулись с беспрецедентным снижением уровня жизни, поэтому ориентация на относительные стандарты бедности, без их увязки с абсолютной бедностью, может опустить линию бедности ниже уровня физиологического выживания [9]. В документах ООН используется понятие человеческой бедности - отсутствие возможностей и выбора для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей, например таких, как прожить долгую, здоровую и созидательную жизнь, быть грамотным, нормально питаться, наслаждаться качеством жизни, свободой и уважением окружающих. При определении уровня человеческой бедности показателями служат доля детей до 5 лет с пониженной массой тела; уровень неграмотности населения и др. [5]. Состояние бедности касается как всей страны, так и отдельных социальных групп, домашних хозяйств и т. д. При оценке ситуации на уровне всей страны используется показатель ВВП на душу населения, объем среднедушевых расходов на потребление в день и др. Экономисты предлагают существующие методы определения бедных в стране сгруппировать следующим образом: · нормативный (абсолютный) - по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора; · относительный - доход составляет определенный процент от среднего дохода по стране; · статистический, когда в качестве бедных рассматриваются 10-15 % первых в общем ряду распределения населения по размерам получаемых душевых доходов; · стратификационный, когда к бедным относятся люди, имеющие низкую эластичность функции занятости и организационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы и т.д.); самооценка - отнесение, к разряду бедных исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента. По заключению ООН страна относится к проблемной, если ВВП на душу населения составляет менее 1200 долларов в год. Если личные расходы на потребление меньше 2 долларов в день - это признак бедной, менее 1 доллара в день - нищей страны. На текущий момент треть населения планеты стабильно имеет расходы менее 2 долларов в день. При определении удельного веса «бедного населения» используются следующие расчеты: 1) по норме потребления, когда внимание концентрируется на степени достижения физиологического минимума существования (пороговое значение бедности). Все те слои общества, которые по уровню потребления находятся ниже черты физиологического прожиточного минимума, объявляются состоящими в бедности. Их денежные ресурсы ниже стоимостной оценки потребностей, которые должны быть удовлетворены. Превышение отметки в 10% считается недопустимым для любой цивилизованной страны; 2) по относительному доходу, когда определяется пороговое значение располагаемого личного дохода в процентах от среднего уровня по стране (относительная концепция бедности). Все слои общества, доход которых ниже порогового значения, автоматически относятся к беднякам. Понятно, что в данном случае на показатель бедности непосредственно влияет выбор шкалы эквивалентности; 3) статистический прием, когда сравнивается уровень потребления, например, 10% «богатого» и 10% «бедного» населения, а затем с учетом принятого критерия соотношения данных уровней делается вывод о наличии благополучной или неблагополучной социальной ситуации; 4) стратификационный прием, когда к бедным априори относят те слои населения, для которых характерна низкая эластичность функции занятости и слабые организационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы и т. д.); 5) субъективная концепция бедности исходит из того, что люди, участвующие в социологическом опросе, сами в состоянии квалифицированно определить, относятся они к бедным или нет. Данная концепция бедности была предложена учеными Лейденского университета (Нидерланды). Размер дохода, который еще позволяет «сводить концы с концами», определяется на основе оценок обследуемых домашних хозяйств. При обследовании домашних хозяйств определяется коэффициент глубины бедности, который выражает среднее отклонение доходов от величины прожиточного минимума. Коэффициент остроты бедности отражает средневзвешенное отклонение доходов обследуемых домашних хозяйств от величины прожиточного минимума. Выделяют абсолютную и относительную черту бедности. Абсолютная черта бедности - минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище. Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности. Бедность характеризуется следующими показателями: · число бедных; · коэффициент глубины бедности; · коэффициент остроты бедности. Число бедных колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Оно изменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране. Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума, Коэффициент остроты бедности - средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума. Существует еще несколько подходов к оценке бедности: 1. определяются потребности, необходимые для сохранения жизни; 2. учитываются не только физические, но и социально-культурные потребности; 3. определяется минимум физических и общественных потребностей; 4. используются опросы населения. К бедным, или малообеспеченным, относят те группы населения, доходы которых по не зависящим от них причинам ниже установленных в обществе границ прожиточного минимума. По мировым стандартам доля населения, находящегося на уровне прожиточного минимума, не должна превышать 10 %. Черта бедности - минимальный уровень жизни, но которому устанавливается граница бедности. Население, не располагающее таким минимумом, относится к бедным слоям. В международной практике наибольшее распространение получило установление черты бедности в процентах от среднего уровня доходов населения. В некоторых странах «порог бедности» составляет 40-60 % от уровня среднего дохода взрослого человека. Бедность прямо связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. Она не поддается точному определению (так же, как счастье и благополучие). Проблема измерения бедности основана, в конечном счете, на том круге потребностей, удовлетворение которых признается общественно необходимым. Однако бедность неравномерна среди различных групп населения. Она различна между городским и сельским населением, в различных территориальных и природно-климатических регионах, между различными этническими группами населения. То, что считается бедностью в одной стране, расценивается благополучием в другой стране [5]. При анализе бедности в Беларуси основным официальным индикатором масштабов распространения малообеспеченности является доля домашних хозяйств (населения), уровень среднедушевых располагаемых ресурсов которых ниже прожиточного минимума (черты бедности). На основе динамики этих показателей делаются выводы о характере изменений в уровне жизни населения. Данный подход к определению бедности разработан на основе Закона Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», принятого в январе 1992 г. В соответствии с ним были сформированы минимальные потребительские корзины для различных социально-демографических групп населения, поскольку потребности каждой из них значительно дифференцируются в зависимости от пола, возраста, характера занятий, социального и семейного положения. В январе 1999 г. был принят Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», который устанавливает качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и отнесения граждан к категории бедных (малоимущих). Если раньше черта бедности составляла 60 % от величины минимального потребительского бюджета, то по новой методике она стала подвижной относительно величины минимального потребительского бюджета и колеблется в интервале 65-68 % [9]. Можно заметить, что основной подход к определению уровня бедности связан в конечном счете с определением того объема потребностей, удовлетворение которых признается общественно необходимым. Число бедных непосредственно зависит от того, где будет проведена «черта бедности». 2.2 Уровень жизни и благосостояние Эти категории неразрывно связаны. Некоторые экономисты ставят знак равенства между ними. Другие, хотя и считают их близкими понятиями, указывают на то, что благосостояние в большей мере связано с качественной характеристикой. Во все времена вопрос благосостояния людей стоял в центре проблем любой экономической системы. Однако понятие общественного благосостояния стало предметом экономической теории начиная с А. Смита. Он связывал благосостояние с обеспечением справедливости в распределении доходов. После А. Смита и практически до XX в. благосостояние рассматривалось как сумма поддающихся измерению полезности или благ для всех членов общества. Оптимальным считалось такое распределение ресурсов, которое давало большее в итоге арифметическое значение. Значительный вклад в теорию общественного благосостояния внес итальянский экономист В. Парето. Он считал уровень благосостояния оптимальным, если было невозможно улучшить чье-либо благосостояние в процессе производства товаров и услуг, их распределения и обмена без нанесения ущерба благосостоянию какого-либо другого индивидуума. Своим оптимумом Парето поставил жесткие границы определению благосостояния: нельзя считать нормальным явлением в обществе положение, когда один обогащается при обнищании других. Уровень общественного благосостояния представляет собой степень обеспеченности людей материальными благами, услугами и соответствующими условиями жизни, необходимыми для их комфортного и безопасного существования. Огромное значение для общественного благосостояния имеют все показатели, определяющие уровень жизни. Особо следует выделить объемы производства валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), исчисляемые на душу населения. По стандартам ООН водоразделом между развитыми и развивающимися странами является производство ВВП на душу населения в объеме 5 тыс. дол. Интересным показателем общественного благосостояния можно считать соотношение между производством материальных благ и сферой услуг. Чем выше доля сферы услуг в общем объеме ВВП, тем выше общественное благосостояние. Для определения уровня благосостояния населения существует ряд конкретных показателей. Это потребление основных продуктов надушу населения, структура потребления, минимальный уровень потребления, качество жизни и т.д. Государство обеспечивает определенный уровень благосостояния населения. Это находит свое отражение в увеличении доходов малоимущих слоев населения, создании системы обучения и переквалификации безработных. Государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения [7]. Вместе с тем в начале 2009 г. в Беларуси в отличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходов населения, хотя их рост временно замедлился. В январе 2009 г. в республике номинальная заработная плата работников увеличилась по сравнению с январем 2008 г. на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению с декабрем она уменьшилась на 8%. Реальная начисленная заработная плата в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. возросла на 5,5% [2]. Зарубежный опыт государственного вмешательства в определении благосостояния населения показывает, что, во-первых, закономерно встает вопрос о пределах участия государства в решении социальных проблем. Во-вторых, размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом. В-третьих, социальная политика должна быть эффективной, нельзя допускать инфляционного обеспечения социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции. В развитых странах сложились два направления социального обеспечения: · государственное; · частное; Первое осуществляется государством в виде поддержки минимального уровня помощи, обеспечения ее доступности. Второе осуществляется бизнесом [7]. Ключевым фактором, обуславливающим благосостояние среднего класса и функционирование всей системы социальных гарантий, является наличие массового социального слоя (иностранные рабочие и др.), заполняющего низкостатусные рабочие места и выпадающего из поля социальных и экономических гарантий (исключая благотворительность и отдельные социальные программы). Включение таких социальных групп в общее поле гарантий предполагает устранение низкостатусных рабочих мест, что требует крупномасштабных экономических затрат и сопряжено с понижением благосостояния средних слоев населения. Поэтому наличие низкостатусных социальных групп, лишенных общих гарантий потребления, является необходимым условием существования среднего класса и модели “общества массового потребления” [20]. 2.3 Уровень и качество жизни Качество жизни - совокупность характеристик, отражающих материальное, физическое, социальное и культурное благополучие населения. Объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные. Субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности различными сферами жизни) и аффектные (эмоциональные) [4]. Понятно, что при оценке качества жизни нет возможности использовать некий универсальный показатель. Ведь речь идет о субъективной оценке условий существования и развития человека. На первом месте при оценке качества жизни - уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, состояние здоровья нации и продолжительность жизни в стране. Поэтому следует установить степень достижения прогрессивных норм потребление, учитывать условия окружающей среды, гарантии безопасности жизни граждан и их личной свободы, а также и уровень социальной защищенности, наличие свободного времени и рациональность его использования [5]. Качество жизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний. Этот показатель включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие. По мнению других экономистов, качество жизни включает в себя уровень потребления материальных благ и услуг, удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, безопасность граждан, свободу личности. Некоторые экономисты в понятие «качество жизни» включают и такие показатели: · условия труда и его безопасность; · состояние среды обитания или экологическая безопасность; · наличие и возможность рационального использования свободного времени; · культурный уровень населения; · состояние и уровень физической культуры. Под качеством жизни также понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье); безопасность; доступность медицинской помощи; возможности для получения образования и развития способностей; состояние природной среды; социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения. Оценки и уровня, и качества жизни изменяются во времени и в пространстве. Уровень, который считался 30-40 лет назад высоким, в настоящее время может быть отнесен к «черте бедности», а уровень, который считается для одних стран высоким, для других окажется низким. Разные люди воспринимают одни и те же условия существования по-разному. Для большинства европейских и американских рабочих жизнь владельца супермаркета, обладающего состоянием в несколько миллионов долларов, кажется пределом мечтаний. Однако для православных или буддийских монахов жизнь этого человека представляется крайне неблагополучной. Причины этих различий, в конечном счете, определяются различным пониманием смысла и целей жизни. Все большая часть жителей развитых стран осознает негативные тенденции развития экономики и соответственно меняет жизненные ориентиры. Растет понимание того, что качество жизни не может определяться количеством потребленных благ. Основное внимание будет уделяться характеристикам здравоохранения, образования, безопасности, социальных отношений и природной среды [7]. Говоря о сущности качества жизни как социально-экономической категории, следует заметить некоторые особенности. Во-первых, качество жизни широкое, многоаспектное, многогранное понятие, более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество. Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей интересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны, и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: 1) степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов; 2) удовлетворенность качеством жизни самих людей. В-третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включая в себя их в качественном аспекте. С введением понятия «качества жизни» в зарубежной и отечественной литературе появилось множество методик и рекомендаций по определению его критериев и показателей. Под критерием вообще понимается признак, на основе которого производится оценка чего-либо, основа сопоставления и выделения групп явлений или отдельных их свойств. Разработка системы и структуры показателей качества жизни населения является одним из важнейших направлений в исследованиях качества жизни населения. В научной литературе существует большое многообразие подходов к определению показателей и структур перечней показателей от обобщенных, охватывающих лишь самые существенные стороны жизни человека, до многоуровневых детальных систем, включающих подробнейшие перечисления различных факторов и компонентов. Для оценки качества жизни используют разные подходы. В национальной и региональной статистике для оценки качества жизни населения в стране, субъектах РБ и в муниципальных образованиях используются социально-экономические индикаторы уровня жизни населения. Основными из них являются: среднедушевые денежные доходы в месяц; реальные располагаемые денежные доходы в месяц; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике; средний размер назначенных месячных пенсий; величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц; численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в т.ч. в процентах от общей численности населения; среднедушевые денежные доходы; коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов). Немаловажное значение имеет и тот факт, что используемые социально-экономические индикаторы уровня жизни населения не сведены в единый интегральный показатель, который позволял бы устанавливать однообразную оценку качества жизни населения в разных регионах. Во многом это связано с отсутствием расчета валового внутреннего продукта в субъектах Республики Беларуси и его заменой на региональный валовой продукт. Тем не менее, подход к оценке качества жизни населения по социально-экономическим индикаторам уровня жизни, как отмечают исследователи И.В. Сычев, Е.А. Федоров, А В. Лунев позволяют не только количественно определять этот уровень, но и производить сравнительную оценку динамики поведения установленных показателей. Проведя исследования проблем качества жизни населения региона, можно заметить, что для анализа и измерения качества жизни населения региона и принятия управленческих решений необходима научно обоснованная методика, в расчетах которой целесообразно использовать не только частные или обобщающие показатели качества жизни, но и, прежде всего, интегральный показатель достижения стратегических национальных и региональных целей управления обществом. Она должна предусматривать постоянный мониторинг совокупности локальных показателей, предназначенных для построения интегрального показателя. Предложена методика комплексной оценки качества жизни населения региона, предусматривающая вычисление интегрального показателя через совокупность четырех групп показателей (финансово-экономических, медико-экологических, материального благосостояния и духовного благосостояния), позволяющая оценивать социально-экономическое развитие региона во времени и в сравнении с другими регионами. Методика базируется на методах экономического анализа, экспертных оценках, бальном методе и теории классификации. Принципиальные положения оценки качества жизни населения заключаются в следующем: 1. Оценка осуществляется с помощью определенного перечня экономических, социальных и организационных показателей, отбираемых методами экспертных оценок и корреляционного анализа; 2. Вводится экономическое стимулирование достижения более высокого качества уровня жизни населения с наименьшими затратами ресурсов. Оно реализуется путем введения математических функций стимулирования, отражающих закономерности экономической и социальной жизни региона; 3. Выбирается базисная система, в качестве которой обычно выбирается социальная система-лидер, базисный период или базисные значения показателей, отобранные экспертами и принятые за эталон; 4. Соизмерение различных экономических и социальных показателей с учетом их важности осуществляется в комплексном показателе качества жизни с помощью весовых коэффициентов, определенных аналитическим методом или методом экспертных оценок; 5. Интегральный показатель качества жизни рассчитывается в виде суммы баллов с приведением к процентной шкале измерения (100 баллам). Этим обеспечивается сопоставимость качества жизни населения по сравнению с базисным или по периодам времени. Комплексный показатель рассчитывается путем суммирования частных показателей качества жизни. Частные показатели определяются по результатам выполнения экономических и социальных показателей путем умножения процентов их выполнения на весовые коэффициенты. Интегральный индекс качества жизни характеризует статическое состояние общества в определенный период времени и отражает динамику развития между двумя измерениями. Показатель качества жизни может быть отражен в градациях «улучшение», «стабильность», или «ухудшение». Если > 100 баллов, то проводимые социально-экономические преобразования в регионе позитивно влияют на качество жизни, если = 100 баллам, то качество жизни практически не изменяется, а если < 100 баллов, то в регионе усиливаются негативные процессы, которые сказываются на качестве жизни населения региона. Географическим факультетом МГУ разработан индекс качества жизни, который предназначен для интегральной оценки приоритетных компонентов качества жизни и мониторинга ситуации. Формула расчета индекса качества жизни (Iк) где: A - индекс отношения среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму; B - индекс доли населения с доходами выше прожиточного минимума; С - индекс уровня занятости населения; D - индекс ожидаемой продолжительность жизни; Е - индекс младенческой смертности; [3]. Таким образом, качество жизни всегда воспринимается с учетом исторических, национальных и религиозных традиций. При характеристике качества жизни, как совокупности условий, вполне допустима компенсация одного параметра жизни другим. Глава 3 Основные направления повышение уровня жизни населения Республики Беларусь 3.1 Роль государства в повышении уровня жизни Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. В 2008 году среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь увеличилась на 26,2% при прогнозе 18,8% и составила 886 тыс. руб., в том числе в декабре она достигла 1 млн. руб. Реальная заработная плата выросла на 9,9% (прогноз - 8,5%). Лидерами по размеру заработной платы по-прежнему являются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самыми низкими заработки остаются в сельском хозяйстве, сферах социального обеспечении и образования. Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников. На 1 января 2009 года размер минимальной заработной платы составил 229 700 руб. Бюджет прожиточного минимума на 1 февраля 2009 года - 234 370 руб. Предметом особой заботы государства является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения. С 1 февраля 2009 г. в связи с изменением бюджета прожиточного минимума произведены перерасчеты минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных пенсий. Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки. В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели; принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании». Реализация Закона о профессиональных пенсиях, вступившего в силу с начала 2009 года, обеспечит снижение затратности общей пенсионной системы за счет введения дополнительных страховых взносов от работодателей, чьи предприятия имеют рабочие места с вредными и опасными условиями труда. Дифференциация размеров этих выплат будет стимулировать нанимателей улучшать условия труда. В Беларуси обеспечивается своевременность выплаты населению заработной платы и пенсий. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, на начало декабря 2008 г. задолженность по выплате заработной платы в России составила 4 млрд. руб., в Украине - более 1 млрд. грн. По Беларуси задолженности не зафиксировано. В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми: пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет, предоставление льготных жилищных кредитов и материальной помощи в погашении кредитов на строительство жилья и др. С 1 февраля 2009 г. вырос среднемесячный размер государственного пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, и составил 188 тыс. руб. Размер пособия на детей старше 3-х лет повышен до 70 тыс. руб. В течение 2008 года дважды пересматривались размеры стипендий учащейся молодежи. В настоящее время в зависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов ВУЗов варьируется от 98 до 156 тыс. руб.; учащихся ССУЗов и учреждений профтехобразования - от 82 до 131 тыс. руб. Размер социальной стипендии студентов ВУЗов составляет 77 тыс. руб., учащихся ССУЗов и учреждений профтехобразования - 63 тыс. руб. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления малообеспеченным и нуждающимся гражданам государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей города и 15% - для жителей села. Финансовые потрясения последнего года заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда. В начале 2009 года в Беларуси в отличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходов населения, хотя их рост временно замедлился. В январе 2009 г. в республике номинальная заработная плата работников увеличилась по сравнению с январем 2008 г. на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению с декабрем она уменьшилась на 8%. Реальная начисленная заработная плата в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. возросла на 5,5%. В январе 2009 г. по республике средняя заработная плата на промышленных предприятиях составила 1 млн. 40 тыс. руб., в строительных организациях 1 млн. 161 тыс. руб., на предприятиях транспорта - 1 млн. 49 тыс. руб., в организациях сельского хозяйства - 583 тыс. руб., торговли и общественного питания - 816 тыс. руб. В учреждениях здравоохранения она была 701 тыс. руб., в том числе врачей - 1 млн. 203 тыс. руб., среднего медицинского персонала - 680 тыс. руб., младшего медицинского персонала - 425 тыс. руб. В учреждениях образования зарплата составила 638 тыс. руб., в том числе педагогических работников - 707 тыс. руб., учителей - 753 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава - 1 млн. 351 тыс. руб. [12]. В поле зрения государства постоянно находятся вопросы укрепления материально-технической базы школ, больниц, детских садов и других учреждений социально-культурного назначения. В центре внимания депутатского корпуса - решение социально-бытовых проблем населения, прежде всего самых уязвимых категорий - ветеранов, инвалидов, многодетных семей. Парламентарии оказывают содействие в создании системы адресной помощи, обеспечении медикаментами, организации оздоровления и санаторно-курортного лечения школьников, пенсионеров, участников Великой Отечественной войны, осуществляют контроль за своевременным вводом строящихся социально значимых объектов. Народные избранники активно пропагандируют здоровый образ жизни, массовое физкультурное движение и спорт. Забота о достойном уровне жизни граждан осуществляется не только посредством принятия законов. Одним из важных направлений деятельности парламентариев является работа с гражданами. Она носит многоплановый характер и занимает около трети рабочего времени депутатского корпуса. При этом Правительством осуществляется комплекс мер, направленных на либерализацию условий хозяйственной деятельности, предоставление предприятиям широких полномочий в управлении производством, в области оплаты труда, недопущение необоснованного роста цен в торговле, проводится ежемесячный мониторинг уровня зарплаты работников всех сфер экономики [16]. 3.2 Факторы роста уровня жизни населения Одним из важных направлений, которое способствует росту уровня жизни является преодоление бедности. Проблемы преодоления бедности. По оценке ряда исследователей, в решении проблемы бедности существует ряд сложностей. 1. Всегда сложно определить критерий бедности, так как ее границы достаточно подвижны и условны. К тому же существующие методики расчета бедности не всегда учитывают реальное положение. Например, часто бедность по доходам дополняется сохранением высокого имущественного статуса (приусадебный участок, излишки жилплощади, автотранспорт и т. д.). Такое имущество вполне может служить источником для получения дополнительных (скрытых) доходов. 2. Уровень бедности непосредственно зависит от таких обстоятельств, как динамика инфляции и ВВП, уровень безработицы и состояние государственного бюджета, изменение обменного курса. Это означает, что одна из причин бедности населения кроется в непродуманной экономической политике. 3. Между уровнем личных доходов и жизненным циклом индивидуума существует прямая зависимость. Поэтому есть смысл определять уровень жизни не только текущими доходами, но и массой доходов, получаемых индивидуумом во всем жизненном цикле (т.е. учитывать ранее сделанные сбережения, накопление средств для получения пенсии по старости, возможность получения кредита для обучения и т. д.). 4. Выявление самой бедности еще не означает ее автоматическое преодоление, так как финансовые возможности общества всегда ограничены. Это обязывает прибегать к оказанию адресной помощи нуждающимся семьям. В свою очередь это предполагает использование процедуры специальной проверки реального состояния доходов и имущества бедных семей. Однако сбор и систематизация дополнительной информации, раскрывающей реальное положение дел, сами по себе являются дорогостоящим мероприятием. 5. В категорию бедных, особенно в переходный период, часто попадают и те члены общества, которые официально имеют рабочее место. Такая ситуация требует реформирования национальной системы регулирования оплаты труда, и наемных отношений, установления тарифной ставки первого разряда не ниже уровня МТБ. 6. Поддержка социально ущемленных слоев населения должна сочетаться с укреплением мотивации к труду [5]. В предшествующие годы заложена основа для обеспечения достойного уровня жизни людей, который будет поддерживаться и в нынешних условиях. Ежегодный рост реальных денежных доходов населения составлял 104-110% в 2002-2004 гг. и 113-118% - в 2005-2007 гг. В 2008 году реальные денежные доходы населения выросли на 12,7%, в том числе реальная заработная плата - на 9,9%. Не утрачивает своей приоритетности семейная политика. Как сказано в Послании Президента республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь, «только крепкая семья составляет основу сильного государства», поэтому данное направление государственной политики будет усиливаться, несмотря на экономические трудности [18]. С мая 2009 г. в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума на 3,9% возросли размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей [17]. "В достаточно удачном 2008 году в промышленности соотношение заработной платы к минимальному потребительскому бюджету составляло, 350-360%. К сожалению, сегодня мы наблюдаем постепенный спад этого соотношения - эта цифра уже ниже 300%. Это говорит о том, что у нас резко снижается уровень жизни людей." [21]. Задача государства - не предоставлять подачки в виде льгот, а создавать условия для того, чтобы гражданин имел возможность обеспечить себе достойный уровень жизни, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Человеку нужно предоставить работу, нормальную зарплату, пенсию, стипендию. А государственная поддержка должна оказываться малообеспеченным, социально незащищенным людям, которые не в состоянии позаботиться о себе сами. Он подчеркнул, что «льгота - это не прибавка к зарплате, пенсии, стипендии, а поддержка - индивидуальная и адресная». К примеру, распределением адресной помощи среди учащихся должны заниматься вузы. «Никто лучше вузов не разберется, кому из студентов нужно оказать конкретную поддержку. Поэтому эти суммы лучше направлять в учебные заведения под определенные условия, а там разберутся конкретно по каждому», - пояснил Президент. Аналогичный механизм необходим и в отношении других категорий граждан. «Ни один председатель райисполкома не отдаст деньги тому, кто в них не нуждается, если мы четко пропишем механизм оказания адресной помощи», - уверен Глава государства. Александр Лукашенко напомнил, что в Беларуси сохранена стабильная система социального обеспечения. «Мы не пошли на повышение планки пенсионного возраста - а ведь это роскошь даже для очень богатых государств», - подчеркнул он. Президент также напомнил, что государством в значительной степени компенсируются затраты граждан на жилищно-коммунальные услуги [21]. Рост уровня жизни населения должен иметь место как на мировом так и на местном уровне. Ученые Академии наук составили рейтинг белорусских городов, в которых, по мнению белорусов, лучше всего живется. В рейтинг вошли 112 городов и 22 городских поселка, которые являются районными центрами. Составители выбрали семь критериев, которые они посчитали наиболее важными для оценки уровня жизни, и, основываясь на официальной статистике, сделали несколько неожиданных открытий. Вот какие критерии ученые посчитали наиболее важными при оценке городов: 1. Темп роста населения с 1989 по 2006 год. 2. Миграционный прирост за 2005 - 2006 гг. к населению. 3. Среднемесячная зарплата. 4. Доля занятых на малых предприятиях от общего количества занятых (по мнению авторов, этот показатель отражает прогрессивность местных властей, понимание ими важности развития малого бизнеса). 5. Доля экономически активного населения ко всему населению. 6. Сумма экологических платежей за вредные выбросы (этот показатель позволяет судить об экологической ситуации в городе). 7. Транспортная доступность (расстояние до административных, образовательных, культурных центров, ближайших учебных заведений). Первое место занял город, расположенный недалеко от Минска - Заславль. Столица нашей Родины на 2-ом месте. Слуцк можно назвать транспортным центром. От него до крупных городов всего на 20 километров больше, чем от Минска. Самый высокий прирост населения за последние 17 лет в городе Ивацевичи. Хорошая демографическая ситуация и в Белозерске, Жабинке, Столине, Березе. Хорошая зарплата в Минске, Фаниполе, Жлобине, Новолукомле, Новополоцке, Речице [15]. А вот как выглядит ситуация на мировой арене: В рейтинге, составленном по заказу ПРООН, Беларусь заняла 67 место в мире по уровню жизни. При составлении рейтинга учитывались такие факторы, как продолжительность жизни, уровень образования и величина ВВП на душу населения. Беларусь, как и большинство стран СНГ, попала в группу стран со средним уровнем развития Россия в рейтинге ПРООН заняла 65 место, Украина - 77 место, Казахстан - 79-е, Армения - 80-е, Грузия - 97-е. В группе 63 стран с высоким уровнем развития расположились прибалтийские страны: ВВП на душу населения в Эстонии составляет 14,5 тыс. долларов в год (40-е место), Литве - 13,7 тыс. долларов (41- е место) и Латвии - 11,6 тыс. долларов (45-е место). Несколько лет подряд титул лучшей страны мира по уровню жизни удерживает Норвегия. Средняя продолжительность жизни в этой скандинавской стране составляет 79,6 лет, все взрослое население имеет среднее или высшее образование, ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности, составляет 38,4 тыс. долларов в год на каждого норвежца. Второе и третье место с минимальным отрывом от лидера заняли Исландия и Австралия. Средняя продолжительность жизни островитян - 80 лет, а такой важный показатель, как ВВП на душу населения, составляет 33 тыс. долларов в год на каждого жителя Исландии и 30 тыс. долларов на каждого австралийца. В десятку лучших стран также попали Ирландия, Швеция, Канада, Япония, США, Швейцария и Нидерланды. В группу стран с низким уровнем жизни эксперты поместили 29 африканских стран и один остров - Гаити. Странами непригодным для проживания, согласно рейтингу, являются африканские страны Нигерия, Сьерра-Леоне и Мали [1]. Росту уровня жизни также должна способствовать Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ). Приоритетным направлением деятельности профсоюзов на предстоящие четыре года должны стать защита конституционного права граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, обеспечение достойного вознаграждения за труд в соответствии с его производительностью и качеством; выработка и осуществление мер поддержки социально слабо защищенных категорий населения. ФПБ, отраслевые и региональные структуры профсоюзов, профсоюзные комитеты и организации свою практическую деятельность должны сосредоточить на: - разработке и проведении политики продуктивной занятости, обеспечивающей рост реальных доходов населения, сокращение масштабов бедности, достижение уровня и качества жизни в Беларуси, достаточного для расширенного воспроизводства рабочей силы; - обеспечении роста производительности труда, качества выпускаемых товаров, работ, услуг до уровня конкурентоспособности на мировом рынке, и на этой основе - роста реальной заработной платы; - адекватном увеличении доли заработной платы в составе валового внутреннего продукта, добавленной стоимости предприятий и совокупных доходов населения; - оптимизации структуры заработной платы с целью увеличения ее тарифной составляющей; - поэтапном, экономически обоснованном приближении размеров минимальной заработной платы, тарифной ставки первого разряда работников бюджетной сферы к величине бюджета прожиточного минимума, его индексации с учетом динамики роста потребительских цен; - тесной увязке размера средней зарплаты в бюджетном секторе с оплатой труда в промышленности; - снижении обязательных платежей налогового характера на фонд оплаты труда предприятий и организаций и ставок подоходного налога граждан [13]. Также для роста уровня жизни населения нашей республики разработана программа демографической безопасности, которой предусмотрено стабилизация демографической ситуации и формирование предпосылок демографического роста в Республике Беларусь, реализация целостной системы мер социально-экономического, правового, организационного характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми реализация комплекса мер по улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка; снижение смертности населения от всех причин на 8 процентов в год; оптимизация внутренних и внешних миграционных потоков [8]. Таким образом, для содействия роста уровня жизни населения Республики Беларусь необходимо разрабатывать комплекс мер по преодолении бедности, повышении благосостояния, в области формирования доходов населения, социальной защиты, в области здравоохранения и других сферах жизни. Заключение Из проведенных исследований можно сделать вывод о том, что уровень жизни - это степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Уровень жизни населения - важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства. Его повышение является основной целью общественного развития социального государства. Поэтому каждое государство заинтересовано в повышении уровня жизни населения. Так в Республике Беларусь для повышения уровня жизни предпринимаются следующие меры: повышение минимальной заработной платы, уровня прожиточного минимума, производится защита социально уязвимых категорий населения, совершенствование пенсионной системы, ее финансовое укрепление, своевременность выплаты населению заработной платы и пенсий, поддержка многодетных семей, материальная поддержка учащейся молодежи.
|