Виды макроэкономических показателей. Функции фискальной политики государства
Виды макроэкономических показателей. Функции фискальной политики государства
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» Экономический факультет Кафедра «Экономическая теория» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по экономической теории Студентки заочной формы обучения Осиповой Татьяны Владимировны Содержание Введение 1. Виды макроэкономических показателей и методы их расчета 2. «Твердый» и «гибкий» курс макроэкономической политики 3. Объясните, верно, или нет утверждение: «В результате реализации фискальной политики государственные расходы снижаются» 4. Инфляция, вызванная избыточным спросом, развивается вследствие 3. Государственные расходы при реализации фискальной политики 4. Тест 5. Задача Заключение Список используемой литературы Введение Современная экономическая наука - одно из величайших интеллектуальных достижений человечества. Только благодаря экономической науке люди проникли в тайны устройства общественного производства и сумели создать механизм его оптимального регулирования. Безграмотное обращение с экономикой ввергает общество в социальную катастрофу, экономические корни имеют и все наши социальные и политические проблемы. Поэтому нам ничто не поможет, пока мы не создадим современную экономику. Экономическая теория представляет собой всю совокупность знаний об общественном производстве и использует инструментарий всего современного научного познания. Практически нет такой сферы общественной жизни, которая бы находилась вне внимания экономической теории. Целью данной работы является: - рассмотрение макроэкономических показателей и методов их расчета; - характеристика «твердого» и «гибкого» курса макроэкономической политики; - анализ фискальной политики, определяющей изменения государственных расходов; Для приобретения практических навыков была решена задача на нахождение трансакционного спроса на деньги и тест. 1. Виды макроэкономических показателей и методы их расчета Основные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов. Система национальных счетов представляет собой зеркало экономики страны. Государство, рассмотрев СНС, может увидеть уровень жизни и благосостояния людей. Если сравнить содержание СНС разных стран, то можно увидеть различия в развитии экономик этих стран. В систему национальных счетов входят следующие показатели: 1. ВНП - валовой национальный продукт; 2. ВВП - валовой внутренний продукт; 3. НД - национальный доход; 4. ЛД - личный доход; 5. ЧНП - чистый национальный продукт. Валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП) определяются как совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (а также за квартал и месяц). Оба показателя измеряют всю произведенную в данном периоде продукцию, независимо от того, продана она или нет. Рассчитываются они как в текущих (действующих), так и в постоянных ценах - ценах какого-либо года, называемого базовым. Разница между ВНП и ВВП состоит в том, что ВВП рассчитывается по так называемому территориальному признаку, т. е. представляет собой совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных предприятиями, расположенными на территории данной страны, независимо от их национальной принадлежности. ВНП - это совокупная стоимость товаров и услуг, произведенных предприятиями данной национальной принадлежности, независимо от того, находятся ли они в своей стране или за рубежом. Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев. Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВВП добавляют разность между доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом, и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране. В большинстве стран эта разница очень мала и не превышает 1 %. Но в некоторых из них, как, например, в Швейцарии, Люксембурге, странах Персидского залива, разница между ВНП и ВВП достигает более 10 %. Главное требование при расчете показателей ВНП и ВВП состоит в том, чтобы все товары и услуги, произведенные за год, учитывались только один раз. Известно, что некоторые продукты участвуют в производстве неоднократно в различном качестве. Например, из железной руды производится чугун, из чугуна сталь, из стали - прокат, а из проката уже конечная продукция в виде тех или иных изделий, не идущих в дальнейшую переработку. Стоимость всех промежуточных продуктов в виде руды, чугуна, стали и проката должна быть в этом случае учтена только один раз. Достигается выполнение этого требования методом включения в расчет только добавленной стоимости, т. е. стоимости, добавляемой к стоимости используемых материальных ресурсов на каждой промежуточной стадии обработки. Добавленная стоимость (ДС) - это стоимость, включающая в себя заработную плату, амортизацию и прибыль данного предприятия. Стоимость потребленных сырья и материалов, приобретенных у поставщиков, в добавленную стоимость не включается. Иначе говоря, ДС - это валовая продукция предприятия (или рыночная цена выпущенной продукции) за минусом текущих материальных издержек, кроме амортизации, поскольку основные фонды предприятия принимают участие в создании новой стоимости производимой продукции. Суммарная добавленная стоимость всех предприятий и организаций страны в итоге создает ВНП, а предприятий и организаций, действующих на территории данной страны - ВВП. Для большинства стран мира показатели ВВП и ВНП различаются незначительно и зачастую считаются взаимозаменяемыми. Чаще всего используют два метода расчета ВНП: Метод расчета по расходам. ВНП определяется как сумма благ и услуг в распоряжении общества в определенный период времени. Величина ВНП - это денежная оценка конечных продуктов и услуг, произведенных за год. Иными словами необходимо суммировать все расходы на приобретение (потребление) конечного продукта. В показатель ВНП входят: 1.Потребительские расходы населения (С); 2.Валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig); 3.Государственные закупки товаров и услуг (G); 4.Чистый экспорт (Xn), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны. Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют ВНП и показывают рыночную стоимость годового производства. ВНП = С + Ig + G + Xn Метод расчета по доходам. ВНП, с другой стороны, составляет сумму доходов отдельных лиц и предприятий (заработная плата, процент, прибыль и рента) и определяется в общем как сумма вознаграждений владельцев факторов производства. В этот показатель также включены косвенные налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности. ВНП может также определяться как сумма доходов отраслей народного хозяйства. Теоретически результаты вычислений в обоих случаях должны совпадать, поскольку расходы одного участника экономических отношений всегда являются доходами для другого. Чистый национальный продукт (ЧНП) рассчитывается вычитанием из ВНП амортизационных отчислений. Содержанием этого показателя является объем потребляемого продукта без сокращения материальной базы будущего производства. Амортизационный фонд является своеобразным неприкосновенным запасом в народном хозяйстве, финансовой гарантией продолжения процесса воспроизводства. Кроме амортизационного фонда весь остальной ВНП можно потреблять без риска спада производства. Эта часть совокупного продукта и представляет собой чистый национальный продукт, т. е. доходы собственников факторов производства: капитала, земли, рабочей силы и предпринимательских способностей. Национальный доход (НД) исчисляется как ЧНП, исключая косвенные налоги, выплачиваемые предпринимателями. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. С точки зрения собственников ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. Предприятия рассматривают национальный доход как показатель, отражающий уровень цен на факторы производства или ресурсы. Личный доход (ЛД) представляет собой полученный доход, в отличие от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует отметить, что часть заработанного дохода - взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий и их перераспределение - не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, которые не являются результатом хозяйственной деятельности работника, по сути, представляют часть их дохода. Таким образом, личный доход как фактически полученный доход, можно вычислить путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, не распределенных прибылей и добавления суммы всех трансфертных платежей. Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества. Его величина может быть получена путем вычитания индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) из личного дохода. 2. Охарактеризуйте «твердый» и «гибкий» курс макроэкономической политики Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика -- это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Цели фискальной политики: Сглаживание колебаний экономического цикла; Стабилизация темпов экономического роста; Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции. Современная фискальная политика включает в себя прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются: - затраты на расширенное воспроизводство; - непроизводительные расходы государства; - развитие инфраструктуры, научных исследований; - проведение структурной политики; - содержание военно-промышленного комплекса и т.п. С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов экономическая наука различает два типа фискальной политики государства: - дискреционную; - недискреционную. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Выделяют два вида дискреционной политики: - стимулирующую; - рестриктивную. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета. Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики, полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства. Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики. Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени. Отмеченные запаздывания, временные лаги между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать. Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью, так называемых встроенных стабилизаторов. Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента. Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов. Рис 1. Встроенные стабилизаторы, где: G -- государственные расходы; Т-- налоговые поступления; ЧНП - чистый национальный продукт. На графике размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста валового национального продукта. Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема. В этот период налоговые поступления превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек -- профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики. График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, то есть падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера (рис. 2). Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой или равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству. Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50--70%. Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти. Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии. Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести: - наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику; - административные задержки; - пристрастие к стимулирующим мерам. Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем. Монетарная (денежно-кредитная) политика - представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Цели монетарной политики: 1. регулирование темпов экономического роста; 2. смягчение циклических колебаний на рынках товаров, капитала и рабочей силы; 3. сдерживание инфляции; 4. достижение сбалансированности платежного баланса. Типы денежно-кредитной политики: Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время: во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. С денежно-кредитной политикой все обстоит иначе. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении. 3. Объясните, верно, или нет утверждение: «В результате реализации фискальной политики государственные расходы снижаются» Это утверждение не совсем верно, так как дискреционная фискальная политика имеет два вида: стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) и сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция). Стимулирующая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Целью сдерживающей бюджетно-налоговой политики является ограничение циклического подъема экономики и предполагается снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. 4. Инфляция, вызванная избыточным спросом, развивается вследствие а) Сдвига кривой совокупного спроса влево; б) Сдвига кривой совокупного спроса вправо; ¦ в) Сдвига кривой совокупного предложения влево; г) Сдвига кривой совокупного предложения вправо. Инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100% загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В такой ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут отреагировать на увеличившийся спрос ростом предложения товаров. Иными словами, избыток в обращении платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров и это выражается в росте общего уровня цен. 5. Задача Трансакционный спрос на деньги, М1 D составляет 400 млрд. долларов. Заполните таблицу. |
Ставка процента, r | Объём спроса на деньги (млрд. долл.) со стороны активов, М2D | Общий, МD | | 14 | 30 | 434,2 | | 13 | 50 | 456,5 | | 12 | 70 | 478,4 | | 11 | 90 | 499,9 | | 10 | 110 | 521 | | 9 | 130 | 541,7 | | 8 | 150 | 562 | | |
Трансакционный спрос на деньги (М1D) не зависит от уровня процента (r), поэтому линия трансакционного спроса вертикальна. Спекулятивный спрос, наоборот, деньги (М2D) зависит от высоты процентной ставки, причем зависимость эта обратная: чем выше процент, тем выгоднее держать свои деньги в виде облигаций, то есть тем меньше предпочтение ликвидности. Общий спрос на деньги (МD) - линия МD, полученная сложением по горизонтали линий М1D и М2D, называется кривой предпочтения ликвидности. МD = М1D + М2D * (1+r/100) Рис. 3. Модель денежного рынка: а - трансакционный спрос на деньги; б - спекулятивный спрос на деньги; в - общий спрос на деньги (кривая предпочтения ликвидности). Заключение В заключение проделанной работы необходимо отметить, что цель, определенная в начале исследования достигнута. Подведем итоги: макроэкономическая теория - это особая трактовка экономики страны, в рамках которой, она представляет как один огромный рынок (макрорынок), на котором взаимодействуют «макропроизводитель» («совокупный производитель», объединяющий всех единичных производителей). И один «макропотребитель» («совокупный потребитель», объединяющий всех единичных потребителей). Экономическая теория оперирует агрегированными экономическими величинами, устанавливая степень корреляции между ними; для перехода на макроэкономический уровень анализа, обычно используется термин «совокупный». Макроэкономический анализ оперирует особым понятийным аппаратом и особыми (агрегированными) показателями (валовой национальный продукт, национальный доход, и т. д.), пытаясь установить зависимость между ними. Правильное построение экономических рычагов управления государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства. Список используемой литературы 1.Долан Э., Кэмпбелл К., Кэмпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно кредитная политика. - М., - Л., 1991. - 287 с. 2.Курс экономической теории. Учебное пособие под редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - Изд. «АСА», 1995. - 624 с. 3. Макроэкономика // Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М., 1997. 4. Общая экономическая теория (политэкономия) // Учебник под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995. 5.Современная экономика. Лекционный курс: Многоуровневое учебное пособие. -Ростов н/Д: изд -во «Феникс», 2003. - 416 с. 6.Экономика: Учебник./Под ред. д-ра экон. наук проф.А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - 896 с. 7.Экономическая теория. /Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. - Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004. - 637 с.
|