БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Возникновение и предмет экономической теории

Возникновение и предмет экономической теории

96

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
  • ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

возникновение развития экономических знаний

История экономики начинается с появления товара и рыночных отношений, с выделения групп людей занимающих разное положение в процессе производства и обмена, в частности, с появлением людей, которые сами уже не занимаются материальным производством, с появлением экономических отношений. История цивилизации начинается с рождения письменности и письменных документов, тогда как первобытное общество мы изучаем лишь по археологическим и этнографическим материалам. В первобытное время экономический механизм человечества только начинал складываться. Человек только учился трудиться, совершенствуя свои примитивные орудия, овладевая первичными трудовыми навыками и проходя через первые этапы разделения труда.

Первый период существования человека, палеолит (древне-каменный век), был самым длительным. Он продолжался с700-600 по 40-е тысячелетие до н.э., т.е. в 14-15 раз дольше, чем все остальное время жизни человеческого общества. В борьбе за существование человек научился добывать огонь, что и явилось главным его достижением за тот период. В остальном прогресса почти не было: примитивнейшие каменные орудия типа рубила или скребла изготовлялись путем отколов или отщепов на протяжение всего палеолита. Строить жилища люди еще не научились, преимущественно используя для жилья пещеры.

Лишь к концу палеолита были заложены основы человеческого общества: происходил переход от первобытного стада (а стадо - это еще не общество) к матриархальной общине и на этой основе возникло первое разделение труда. Средства существования люди добывали охотой и собирательством. Но охотой теперь занимались не все, а только мужчины, тогда как женщины собирали плоды, коренья, улиток, насекомых и червяков, а люди пожилые готовили орудия, обрабатывали шкуры. Это было «семейное» разделение труда, хоть семьи пока еще не было.

Почему сначала возник матриархальный род - большая семья, во главе которой стояла женщина? Во-первых, потому, что еще не сложился обычай существования обязательных семейных пар, и система родства прослеживалась лишь по материнской линии. Во-вторых, собирательство обеспечивало более надежную основу питания. Добыть мамонта удавалось нечасто, это было праздником, а женщины всегда могли насобирать что-нибудь съестное.

Два других периода - мезолит и неолит (среднекаменный и новокаменный века) - вместе охватывают «всего» 36 тысячелетий, с 40-го по 4-е тысячелетие до н. э., но за это время человечество прошло значительно более длинный путь. Основным материалом для орудий по-прежнему служил камень, но теперь эти орудия стали значительно разнообразнее. Массивные рубила дополнялись мелкими микролитами, которые можно было комбинировать с деревом, например, при изготовлении стрел. Был изобретен лук, который позволял охотиться на птиц и мелких быстрых животных, что сделало охоту более надежным источником существования. Люди научились шлифовать и сверлить камень, и в их обиходе появились каменные топоры, песты, ступки, зернотерки. Новым материалом для обработки теперь стала глина. Люди научились готовить глиняную посуду, строить глинобитные жилища.

«Пещерный» период уходил в прошлое. По берегам рек возникли поселки из глиняных и деревянных жилищ. Это были поселки родовых общин. Родовой строй получил теперь, дальнейшее развитие: матриархальный род сменился патриархальным, а группа общин, объединенных родственными связями, стала составлять племя. Чем была вызвана победа патриархальных отношений? Уже появление лука и стрел сделало охоту более стабильным способом добывания пищи, но особо важную роль в совершенствовании общественных отношений сыграла «неолитическая революция»- рождение земледелия и скотоводства. Эти новые занятия были делом мужчин.

До «неолитической революции» человек в определенном смысле еще не выделился из животного мира: как и животные, он пользовался имевшейся в природе растительной пищей или, подобно хищникам, убивал и ел других животных. Производства как такового не было, поэтому говорить о труде, о производительности труда до «неолитической революции» можно лишь условно. Революция заключалась именно в том, что с появлением земледелия и скотоводства человечество перешло от добывающего к производящему хозяйству. И это стало решающей предпосылкой перехода к цивилизации.

Поэтому следующий период, бронзовый век, который начался в 4 тысячелетии до н. э. и продолжался всего 2-3 тысячелетия, мы не можем полностью отнести к первобытному времени. Это период рождения государства, классов, цивилизации.

Само по себе использование меди и бронзы не внесло существенных изменений в способы добывания пищи и средств существования. Из этих мягких и дорогих металлов почти не изготовлялись орудия труда. Бронзовых мотыг не было. Медными и бронзовыми были оружие и украшения. Медь было сложно добыть, и она слишком высоко ценилась, чтобы использовать ее для обиходных вещей.

Но когда человечество овладело основами металлургии, лишь один шаг оставался до появления железных орудий, «железной революции». До этой революции производительность труда оставалась настолько низкой, что человек не мог производить прибавочного продукта: всю добываемую пищу, он сам же и потреблял. Конечно, не каждый человек в отдельности, а род, родовая община. Излишков не оставалось. При этом условии не могло быть классов и эксплуатации: нельзя эксплуатировать человека, который съедает все, что производит. С появлением железных орудий производительность труда увеличилась, теперь человек мог производить больше пищи, чем потреблял, т. е. появился прибавочный продукт. Например, когда каменную мотыгу сменил железный плуг, земледелец мог обрабатывать и засеять больше земли и получить больше зерна.

За счет этого прибавочного продукта теперь могли существовать люди, которые сами пищи не добывали. Их руки и головы были освобождены для других занятий: они могли изготовлять ремесленные изделия, заниматься наукой, искусством. С появлением этого нового слоя людей прогресс человечества резко ускорился. Однако для того, чтобы эта новая группа людей могла существовать, необходимо было отобрать прибавочный продукт у тех, кто его производил. А это было возможно лишь при разделении общества на классы и рождении государства.

Нельзя понять экономику нашего времени не зная, как она сложилась, не зная ее истории. Экономика - это процесс, развитие, а современное ее состояние - лишь момент в этом процессе. Каждое экономическое явление наших дней имеет исторические корни: оно возникло в связи с определенными экономическими условиями в прошлом и сохраняет их отпечатки. Программирование развития экономики без понимания исторического процесса ведет к тому, что результат человеческих усилий оказывается не таким, каким ожидается.

Древние говорили: «история - учительница жизни». А история экономики - не только основа истории человечества, но и важнейшая часть его экономических теорий, в состав которой включаются политическая экономика как совокупность наиболее устоявшихся экономических доктрин и история развития экономической мысли (история экономических учений). Не случайно К. Маркс (Дж. Гелбрейт - один из известнейших экономистов нашего века - отмечает, «что любой экономист в той или иной степени - марксист»!), избрав для «Капитала» логический метод исследования в качестве основного, неизбежно возвращается к методу историческому как в познании процесса экономики, так и анализе ее теорий.

Предмет изучения экономической теории

В процессе решения экономических задач между экономическими субъектами складываются определенные отношения по поводу производства, обмена и потребления производимых благ и услуг. Эта совокупность экономических связей и отношений в их взаимозависимости и взаимообусловленности является предметом изучения экономической теории.

В процессе своего развития экономическая теория акцентировала внимание на различных аспектах функционирования экономической системы. Первоначально это были проблемы сущности отдельных экономических явлений и законов их развития, затем акценты изучения переместились на отношения, складывающиеся в национальной экономике между отдельными социальными группами и классами. На современном этапе под экономической теорией чаще всего понимают науку, изучающую принципы выбора путей использования ограниченных ресурсов в условиях рыночного хозяйства, основанного на разных формах собственности.

Составляющими современной экономической теории являются: теория оптимального функционирования национальной экономики и ее элементов; теория экономической эффективности, включая рационалистические теории потребления, производства, распределения и обмена. Она является наукой, изучающей эволюцию системы рационального хозяйствования, источники и факторы роста национального богатства и благосостояния отдельных групп общества.

Основным методом исследования в экономической теории является метод познания сложных систем - диалектика. Чтобы изучить предмет, необходимо разложить его на составные части и исследовать каждую. Изучение каждой части единого целого называется анализом. Соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое в соответствии с тем значением и положением, которые они имеют в данной структуре, называется синтезом. Анализ и синтез как части диалектического метода базируются на использовании научных абстракций.

Метод научных абстракций позволяет изучить и исследовать в процессе анализа часть предмета, не принимая во внимание другие его составляющие. В процессе синтеза научные абстракции позволяют выделить все существенное, прочное, устойчивое и обойти единичное, случайное, несущественное. В результате анализа и синтеза в исследуемом экономическом явлении с использованием метода научных абстракций выделяются наиболее существенные и характерные особенности предмета, его количественные и качественные специфические параметры.

В ХХ в. Методы диалектики познания сложных систем дополнились математическими методами. На смену старым понятиям, прожившим свою научную жизнь, и описанию последовательности экономических процессов, соединяющихся явлениями глобального порядка, пришли экономические категории, отражающие взаимосвязи и соотношения в системах управления, построенных на основе большого числа переменных. Таким образом, экономическая теория перешла от сбора фактов к экономико-математическому анализу. В нем устойчивое место заняло предварительное осмысление экономических явлений и механизмов при помощи ряда взаимосвязанных абстрактных величин, которое получило название моделирование.

Сконструированный образ, описанный по определенным правилам и на определенном языке, называется экономической моделью. Она отражает конкретные, специфические стороны и свойства экономической системы, взаимодействие, противостояние, взаимодополнение и нейтральность ее составных частей.

Развитие национальной экономики осуществляется в условиях ограниченности ресурсов, в соответствии с этим задачей экономической теории является поиск путей их максимально эффективного использования, т. е. проблема оптимизации.

Проблема оптимизации стоит перед отдельными экономическими субъектами и перед национальной экономикой в целом. Два уровня поисков решения этой проблемы сформировали микроэкономику и макроэкономику в качестве составных частей экономической теории. Микроэкономика изучает рациональное поведение отдельного экономического субъекта как элемента экономической системы в условиях рыночного хозяйства, а макроэкономика - экономическую систему в целом. Последняя занимается вопросами оптимизации национальной экономики.

Осуществляя процесс исследования, анализа и обобщения развития экономических отношений, процессов и механизмов, экономическая теория использует экономические категории.

Экономическая категория - это логическое понятие, отражающее в абстрактном виде наиболее существенные стороны экономических явлений, процессов, механизмов. Абстракции, отражающие реальность, имеют свой жизненный цикл. Они могут уходить из научного обращения, могут возвращаться в зависимости от того, насколько они актуальны, т.е. насколько интенсивно протекают процессы реальной действительности, которые они отражают.

Поскольку экономические явления, процессы и механизмы взаимосвязаны в пространстве и во времени, то и категории, их отражающие, также взаимосвязаны, что проявляется как взаимодействие, противостояние, взаимодополнение и нейтральность.

Традиционно различают связи двух видов: случайную связью не имеющую регулярного характера, и устойчивую связь, носящую регулярный характер и обеспечивающую жизнедеятельность сопряженных объектов. Экономическая теория изучает устойчивые, сущностные, повторяющиеся связи, поскольку именно их должен принимать во внимание экономический субъект в своей деятельности. Это - экономические законы. Они объективны, но реализуются через деятельность экономического субъекта.

Усложнение экономической жизни и переплетение хозяйственных связей, увеличение воздействующих факторов приводят к тому, что традиционные экономические законы модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как тенденции данного периода или конкретной исторической эпохи.

Поскольку экономические явления, процессы и механизмы в абсолютном большинстве поддаются наблюдению, роль экономической теории заключается в том, чтобы внести определенный порядок в процесс наблюдения за экономическими явлениями, очистить их от влияния внешних факторов.

Это позволит установить оптимальные условия действия экономических механизмов, а также выделить и учесть возможные расхождения между реальными и оптимальными условиями их протекания. Полученные результаты учитываются экономической теорией при построении экономических моделей, создании экономической доктрины и разработке экономической политики.

Содержание категории "экономическая доктрина" выходит за рамки чисто экономической категории и наглядно показывает, насколько социальные и психологические параметры развития нации взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Экономическая доктрина всегда отражает определенные социальные предпочтения своих сторонников, опираясь на которые предлагает конкретные рекомендации. В основе экономической доктрины лежит доверие к конкретной системе ценностей с отражением приоритетов каждой составляющей. Как только это доверие утрачивается большей частью нации, наступает кризис доверия к тем экономическим механизмам и процессам, которые не принесли социального компромисса, социального удовлетворения, но спровоцировали обострение противоречий неконфликтную ситуацию, наносящие ущерб какой-либо социальной группе.

В результате оформляется негативная оценка со стороны конкретных социальных групп и слоев определенной экономической доктрины, что ставит перед экономистами задачу поиска такого социально приемлемого варианта, который разрешит назревшие противоречия и обеспечит социальный компромисс наряду с экономическим прогрессом.

Экономическая доктрина является основой экономической политики. Экономическая политика - это система мероприятий, которую государство предлагает к исполнению экономическим субъектам в рамках реализации определенной экономической доктрины для достижения конкретной социально-экономической цели. Если система государственных мероприятий конкретизируется установлением количественных показателей, приоритетов и сроков, она становится экономической программой.

Экономическая теория дает рекомендации по выбору направлений экономической политики государства при составлении экономических программ, методологически обеспечивает прогнозы реализации альтернативных программ с учетом изучения прошлого опыта.

Список источников информации

1. Экономическая теория . Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. - 448 с.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики: учебник для вузов. - М.: 3-е дополненное издание. Академический Проект, 2001. - 528 с





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011