Взаимодействие российских организаций в вопросах поддержки малого предпринимательства с зарубежными партнерами (фондами), Специфика жизненного цикла малого предприятия
Взаимодействие российских организаций в вопросах поддержки малого предпринимательства с зарубежными партнерами (фондами), Специфика жизненного цикла малого предприятия
Содержание 1. Взаимодействие российских организаций в вопросах поддержки малого предпринимательства с зарубежными партнерами (фондами) 2. Специфика жизненного цикла малого предприятия 3. Недобросовестная конкуренция: формы и методы
1. Взаимодействие российских организаций в вопросах поддержки малого предпринимательства с зарубежными партнерами (фондами)
Важным направлением совместной деятельности общественных объединений, а также ТПП РФ, является их сотрудничество с международными и зарубежными национальными организациями, осуществляющими поддержку и способствующими развитию МСП. Международные и зарубежные национальные организации, ориентированные на изучение, развитие и поддержку МСП, накопили огромный опыт взаимодействия государственных, частных и общественных структур, что позволило в ряде стран реализовать комплексные программы социально-экономического развития с привлечением такого мощного и эффективного средства, как малый бизнес. Техническая помощь по поддержке МП, предоставляемая нашей стране международными организациями и национальными объединениями, поступает по нескольким каналам и в том числе от следующих организаций: · Комиссии ЕС, на основе программы TACIS; · Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР); · Международного банка реконструкции и развития (МБРР); · Фонда "Евразия", США · Международной организации труда (МОТ); · Центра международного частного предпринимательства (CIPE); · Международной финансовой корпорации (МФК); · Агентства международного развития США; · Британского фонда Ноу-хау; · Общества К.Дуйсберга (ФРГ); · Мастера Европейского дома" (ФРГ). Помимо того, в РФ техническую помощь МП оказывают различные фонды, ассоциации, объединения Германии, США, Канады, Швейцарии, Швеции и других стран. Программы содействия МП, подготавливаемые организациями и странами, отличаются по объемам помощи, приоритетам, видам, региональной и отраслевой направленности. Несмотря на многочисленные источники технической помощи, средства и ресурсы, предоставляемые в рамках такой помощи, поступают в РФ через государственные структуры и используются на различные дорогостоящие научные исследования, конференции, семинары с приглашением высокооплачиваемых консультантов, содержание аппарата структур по оказанию техпомощи и так далее, то есть на косвенную поддержку МП; и лишь незначительная доля этих ресурсов непосредственно доходит до предпринимателей в форме субсидий, гарантий, дополнительных инвестиций, содействия подготовке кадров на основе бизнес-инкубаторов, консалтинговых услуг и т.п. Объединениям предпринимателей и ТПП РФ необходимо добиваться, чтобы потоки финансовой помощи МП из зарубежных источников проходили не только по государственным каналам, но и через общественные объединения предпринимателей. Именно этот путь позволит наиболее рационально распределять получаемые средства по их целевому назначению. Использование таких средств в производственной сфере может способствовать расширению производственно-технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным производством, реализации возможностей МП при реструктуризации, перепрофилировании и банкротстве крупных предприятий. Основными направлениями содействия в этих случаях могут являться: · участие малых предприятий как непосредственно в основном производстве, в том числе в производстве и поставке продукции для государственных федеральных нужд, так и использование возможностей малых предприятий в непрофильных производствах или по обеспечению функционирования объектов социально-бытового обслуживания; · создание благоприятных условий предоставления малым предприятиям производственных площадей и имущества, высвобождаемых в ходе реструктуризации или перепрофилирования крупных предприятий; · создание малых предприятий в процессе проведения реструктуризации крупных предприятий; s развитие франчайзинга и лизинга. Для укрепления позиций малого предпринимательства серьезное внимание следует уделить формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы на региональном и муниципальном уровнях, для чего возможно применение модельных правовых актов в субъектах Российской Федерации, а также государствах СНГ. В финансово-кредитной сфере необходимо оказать поддержку созданию и развитию сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов (включая развитие лизинга, микрокредитования, венчурных технологий и др.), совершенствование их взаимодействия с коммерческими банками путем паритетного кредитования инвестиционных блоков региональных программ. Финансовая стратегия использования иностранной технической помощи должна предусматривать проектное финансирование, гарантийно-залоговое обеспечение перспективных проектов малого бизнеса, создание условий для самоорганизации кредитных союзов малых предприятий, обществ взаимного кредитования и других форм целевой аккумуляции свободных средств малых предприятий, а также привлечение временно свободных средств населения для поддержки малого бизнеса через механизм облигационных займов и иные формы мобилизации кредитных ресурсов. Для повышения эффективности кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса из зарубежных источников необходимо содействовать осуществлению ряда мер, причем наиболее важной из них является консолидация финансовых и инвестиционных ресурсов, предназначенных для поддержки и развития предпринимательства во всех сферах экономики. Усилия федеральных и региональных фондов поддержки должны быть сосредоточены на залогово-гарантийном обеспечении перспективных проектов малого бизнеса. Большое значение имеет создание непосредственно в регионах механизма направления кредитных ресурсов на поддержку малого предпринимательства, что должно быть предусмотрено в региональных программах. В рамках Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и региональных фондов следует создать надежную систему гарантий для малых предприятий при получении ими кредитов в коммерческих банках, а также при возврате лизинговых платежей. При этом целесообразно на срок до двух лет предоставлять инвестиционные кредиты в виде отсрочки налоговых платежей для предприятий, осуществляющих реконструкцию или приобретающих новую технику. Необходимо обеспечить стабильные источники финансирования мер государственной поддержки малого предпринимательства, например, в размере не менее 0,5% доходной части федерального бюджета. Эти средства можно было бы на паритетных началах с зарубежными источниками использовать на реализацию совместных программ. В целях стимулирования инвестиционной активности малых предприятий необходимо осваивать финансовые механизмы гарантирования инвестиционных вложений на основе взаимодействия с зарубежными и отечественными коммерческими банками, создания системы межрегиональных опорных лизинговых центров и специализированных региональных лизинговых компаний. Важным условием эффективного использования иностранной технической помощи является концентрация ресурсов на формировании в малом предпринимательстве современного высокотехнологического товаропроизводящего и инновационного секторов, что позволит способствовать росту инвестиционной активности малых предприятий в сфере производства, переориентации малых предприятий из сферы торговли в производственный сектор, в жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе в сельской местности. Формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет зарубежных источников должно быть направлено на создание региональных центров поддержки предпринимательства и дальнейшее развитие сети бизнесцентров, инновационных центров, консультационных агентств, учебно-деловых центров и т.п. Важно также совершенствование системы статистического наблюдения и отчетности, мониторинг малого предпринимательства, формирование региональных и межрегиональных унифицированных баз данных для малых предприятий, а также электронного информационного взаимодействия между органами исполнительной власти и объектами инфраструктуры поддержки МП всех уровней. В области содействия подготовке кадров для малого предпринимательства в регионах наиболее важным делом является создание и реализация новых учебных программ, отвечающих современным требованиям и технологиям. Особое внимание целесообразно уделить переподготовке кадров в связи с переходом на международные стандарты бухучета, внедрению проектного инвестиционного финансирования, освоению технологии финансового лизинга и т.п., а также сертификации учебных центров. Важное значение имеет обучение молодежи, демобилизованных офицеров армии и женщин основам ведения бизнеса. Для защиты малого бизнеса от криминального воздействия ТПП РФ полагает целесообразным оказать поддержку в деле разработки специальных программ, направленных на создание системы региональных центров правовой защиты малых предприятий, в том числе ведущих анонимные консультации с целью нахождения решений по криминальным ситуациям. С целью повышения конкурентоспособности МП ТПП РФ и российскими предприятиями могут быть осуществлены различные мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции и предлагаемых услуг, что позволит расширить присутствие этих предприятий на мировом рынке. Одним из путей повышения конкурентоспособности для российских предприятий является принятие таких международных стандартов, как ISO 9000. Разработанный в 1987 г. Международной организацией по стандартизации (International Standardization Organisation - ISO), ISO 9000 представляет собой базисную программу обеспечения качества, состоящую из наборов стандартов, направленных на выполнение этой цели. Потребители, приобретающие отмеченную стандартом ISO 9000 продукцию, могут быть уверенными, что рекламируемые поставщиком спецификации будут соблюдены. Предприятиям, ставящим целью внедриться на европейский рынок, необходимо соблюдать международные стандарты ISO 9000 и другие технические стандарты, разработанные в частности Европейским комитетом по стандартизации электротехнической продукции (European Committee for Electrotechnical Standardization - CENLEC) и Европейским институтом стандартов в области телекоммуникаций (European Telecommunications Standards Institute - ESTI). При этом надо иметь в виду, что законы Европейского Сообщества возлагают на производителя ответственность за ущерб, убыток или травму, полученные в результате дефекта продукции. ТПП РФ в качестве одной из своих задач видит создание системы, обеспечивающей внедрение в России международных стандартов на продукцию и услуги малого бизнеса.
2. Специфика жизненного цикла малого предприятия
Развитие стадий жизненного цикла Исследования показывают, что в своем развитии организации проходят четыре основные стадии. Эти стадии, а также проблемы, связанные с переходом с одной стадии на другую. Рост -- дело непростое. Всякий раз, когда организация переходит на очередную стадию жизненного цикла, она оказывается в новой ситуации и должна играть по новым правилам, как в своей собственной деятельности, так и во внешних контактах. У современных компаний, использующих новые технологии, жизненные циклы укоротились. Чтобы сохранить свою конкурентоспособность организации должны проходить их быстрее и успешнее. Стадия предпринимательства. При рождении организации акцент ставится на создании продукта и выживании на рынке. Основатели компаний -- предприниматели по своей природе и посвящают всю свою энергию производству и сбыту. На этой стадии организация неформальна и небюрократична. Рабочий день длится долго. Контроль осуществляется самими собственниками компании. Рост организации определяется предлагаемым ею новым продуктом или услугой. Проблема: потребность в руководстве. Когда организация начинает расти, увеличение численности сотрудников начинает вызывать проблемы. Собственники компании -- творческие люди, ориентированные на суть ее работы, -- сталкиваются с проблемами управления. Они должны решить, чему они будут уделять всю свою энергию: производству и сбыту продукта или разработке новых товаров или услуг. Стадия коллективизма. После того как управленческий кризис будет разрешен и руководство организацией наладится, она начинает вырабатывать четкие цели и определять направление своей деятельности. Подразделения выстраиваются в соответствии с властной иерархией, спецификой деятельности и начинающимся разделением труда. На стадии коллективизма сотрудники идентифицируют себя с миссией организации и стараются добиться ее успеха. Работники воспринимают себя членами коллектива, коммуникация и контроль по большей части являются неформальными, хотя уже начинают появляться отдельные формализованные системы. Проблема: потребность в делегировании полномочий. Если новый менеджмент оказывается успешным, рядовые сотрудники постепенно начинают ощущать, что их деятельность ограничивается "сверху". Низовые руководители начинают испытывать потребность в самостоятельных действиях в своих функциональных областях и стремятся к большей свободе. Когда топ-менеджеры, успешно и умело руководящие, не желают спускать ответственность "вниз", возникает кризис автономии. Топ-менеджеры хотят быть уверенными, что все части организации работают, координировано и согласованно. Перед организацией встает задача найти механизмы контроля и координации работы подразделений без прямого надзора "сверху". Стадия формализации. На стадии формализации появляются и начинают действовать правила, процедуры и системы контроля. Коммуникации становятся более редкими и формальными. В штате могут появиться инженеры, специалисты по работе с персоналом и другие специалисты. Высшее руководство начинают занимать такие проблемы, как стратегия и планирование, а контроль за операциями фирмы передается на средний уровень управления. Для улучшения координации деятельности могут быть созданы продуктные группы или другие децентрализованные единицы. Возможны системы прогрессивного премирования по результатам прибыли фирмы, гарантирующие работу менеджеров в направлении, выгодном для организации в целом. Если механизмы связи между руководящими исполнительским звеньями оказываются неудачными, новая система координации и контроля начинает препятствовать росту организации. Проблема: необходимость расширения бюрократии. На этой стадии организационного развития чрезмерный рост систем и программ может начать мешать работе менеджеров среднего звена. Организация при этом бюрократизируется. Менеджеры среднего уровня могут быть недовольны непрошенными вторжениями чиновников в их деятельность. Инновации могут ограничиваться. Организация оказывается слишком большой и сложной, чтобы ею можно было управлять посредством формальных программ. Стадия совершенствования. Кризис бюрократизации помогает по-новому понять сотрудничество и командную работу. Во всех структурах организации менеджеры развивают пути решения проблем и совместной деятельности. Бюрократия может быть ограничена. Потребность в дополнительном формальном контроле сокращается, поскольку усиливается социальный контроль и самодисциплина. Менеджеры учатся работать в условиях бюрократии, не прибегая к ней. Формальные процедуры могут быть упрощены и переданы командам менеджеров и рабочим группам. В целях сотрудничества команды часто формируются из специалистов разного профиля или представителей разных подразделений. Организация также может разделиться на множество подразделений, что позволяет сохранять философию малой компании. Проблема: потребность в обновлении. Достигнув стадии зрелости, организация может пережить временный упадок. Потребность в обновлении может возникать каждые 10--20 лет. Компания перестает соответствовать требованиям окружающей среды или, возможно, становится сверхмедлительной или чрезмерно бюрократизированной. В этот период ей следует повысить гибкость и осуществить инновации. В это время часто меняются топ-менеджеры. Характеристики организации на протяжении жизненного цикла По мере прохождения четырех стадий жизненного цикла у организации меняется ее структура, система контроля, инновации и цели. Предпринимательство. Первоначально организация мала, в ней отсутствует бюрократия и все держится на одном человеке. Структура и контроль определяются топ-менеджером. Энергия организации направлена на выживание и производство единственного товара или услуги. Коллективизм. Это молодость организации. Она быстро растет, и сотрудники испытывают воодушевление и приверженность миссии организации. Структура по-прежнему в основном остается неформальной, хотя появляются некоторые процедуры. Основная цель -- по-прежнему рост. Формализация. На этом этапе организация достигает "среднего возраста". Появляются признаки бюрократии. В организации возникают административные группы поддержки, процедуры формализуются, устанавливаются четкая иерархия и разделение труда. Инновации теперь могут осуществляться специально созданным отделом НИОКР. Основными целями становятся внутренняя стабильность и расширение рынка. Высшее руководство вынуждено делегировать полномочия, но возникают и формальные системы контроля. Совершенствование. Зрелая организация становится большой и бюрократизированной, с экстенсивными системами контроля, правилами и процедурами. Для предотвращения дальнейшей бюрократизации менеджеры организации пытаются развивать командную ориентацию в рамках бюрократии. Топ-менеджеры стараются сохранить целостность организации. Приобретают значение статус и репутация организации. Инновации становятся задачей подразделения исследований. Менеджеры могут наступать на бюрократию или пытаться ее модернизировать Стадии жизненного цикла Стадии жизненного цикла организации можно представить более детально (таблица 1.).
Таблица 1 - Стадии развития организации |
Стадии, Факторы | Рожде-ние | Детство | Отро-чество | Зрелость | Расцвет сил | Поздняя зрелость | Старе-ние | Обнов-ление | | Первич-ные цели | Выжи-вание | Кратко-срочная прибыль | Уско-ренный рост | Система-тический рост | Сбаланси-рованный рост | Уникаль-ность, образ | Обслу-живание | Обнов-ление | | Тип ли-дера | Нова-тор | Оппорту-нист | Кон-суль-тант | Участник | Корпора-тивный деятель | Государст-венный дея-тель | Адми-нистра-тор | Реорга-низатор | | Органи-зацион-ный ха-рактер | Борьба | Достиже-ние | Изме-нение | Расшире-ние, ди-версифи-кация | Системная ориента-ция | Зрелость, само-удовлетворенность | Ориен-тация на сложившиеся структуры | Ориентация на перемены | | Органи-зацион-ный об-раз | В цен-тре внима-ния ор-ганиза-ция | Местный | Секци-онный | Нацио-нальный | Многона-циональ-ный | Между-народ-ный | Самодо-вольный | Само-критич-ный | | Концен-трация энергии | На но-вом | На конку-ренции | На за-воева-ниях | На коорди-нации | На инте-грации, управле-нии | На при-способ-лении | На про-долже-нии су-щество-вания | На об-новлении, разви-тии | | Цен-тральная проблема | Выход на ры-нок | Существо-вание | Удер-жание доли рынка | Многосто-ронний рост | Централи-зация и автоном-ность | Равно-весие интере-сов | Ста-биль-ность | Омоло-жение | | Тип пла-нирова-ния | С пред-виде-нием | Текущий | Плани-рование продаж, бюд-жета | Планирова-ние заказов, специали-зации | Сложный, комплекс-ный | Соци-ально-полити-ческий | Экстра-поля-ция | Созида-тельный | | Метод управле-ния | Едино-личный | Управле-ние, осу-ществляе-мое малой группой едино-мыш-ленников | Делеги-рова-ние полно-мо-чий | Децентрали-зован-ный | Централизо-ванный | Коллеги-альный | Осно-ванный на тра-дициях | Состяза-тельный, поощ-ряющий | | Органи-заци-онная модель | Мак-си-миза-ция при-были | Оптими-зация прибыли | Плано-вая при-быль | Хорошее положе-ние | Соци-альная ответствен-ность | Социальный институт | Бюрокра-тия | Подража-ние Фе-никсу | | |
Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий - в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями -- здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой. Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживаются планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль. Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода -- экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой. Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала -- более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности. Полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то, что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием общественного мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством. Старение. Этот этап никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно сознавало необходимость обновления. Конкуренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям -- все это, вместе взятое, создает условия для "закупорки артерий". Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание. Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития. Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. На стадии создания организации руководитель должен: - тщательно изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках; - собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурсами и стратегией компании; - взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала компании и внесения соответствующих коррективов в ее стратегию; - принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников; - рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов. На стадии роста организации на первый план в деятельности руководителя выступают: - решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников; - обеспечение баланса между текущей и инновационной перспективной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поиском новых сфер приложения капитала; - оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении компанией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий и т. п. На стадии зрелости руководитель организации должен: - систематически и в первоочередном порядке следить за поведением конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в перспективные планы организации; - проанализировать необходимость и возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической и конструкторской подготовки производства; - совместно с потребителями определять производственную и научно-техническую политику организации; - создать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы целевых команд, использования матричных структур и т. п. На стадии упадка организации происходит определенная централизация управления компанией и в этих условиях руководитель: - рассматривает возможности экономии всех видов ресурсов и сосредоточения деятельности компании на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки; - изучает возможности слияния с другими компаниями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях; - приступает к осуществлению изменений в организации и методах управления предприятием, в установлении связей с новыми рынками и поставщиками. 3. Недобросовестная конкуренция: формы и методы Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" в редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 164-ФЗ). В Российской Федерации концепция законодательства о конкуренции была реализована через разработку специального закона, в который наряду с большим по объему собственно антимонопольным законодательством были включены отдельные нормы, направленные на регулирование недобросовестной конкуренции. Первоначально Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не содержал определения понятия "недобросовестная конкуренция". В ст. 10 этого закона был установлен общий запрет на недобросовестную конкуренцию и приводился примерный перечень форм недобросовестной конкуренции. Позднее, 25 мая 1995 г. в закон были внесены изменения и дополнения, в том числе было введено определение понятия "недобросовестная конкуренция" (ст. 4). В настоящее время в новом Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее -- Закон о защите конкуренции) инкорпорированы нормы двух законов: Закона РСФСР от 22.03.1991 года № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федерального закона от 23.06.1999 № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Закон о защите конкуренции устанавливает организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предусматривает обновление правового инструментария, а также унификацию правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках. Понятие недобросовестной конкуренции Понятие недобросовестной конкуренции подверглось в Законе о защите конкуренции некоторой редакционной правке, которая не коснулась его базового содержания. В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются "любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации". Таким образом, недобросовестная конкуренция -- это всегда действия. Бездействие даже при наличии всех прочих признаков не может рассматриваться как недобросовестная конкуренция в отличие, например, от монополистической деятельности. Монополистической деятельностью в определенных случаях может признаваться и бездействие. Другим обязательным условием является осуществление субъектами правоотношения предпринимательской деятельности на одном товарном (финансовом) рынке. То есть хозяйствующий субъект, в отношении которого совершаются недобросовестные действия, и хозяйствующий субъект, который совершает такие действия, должны находиться в конкурентных отношениях. И, основным квалифицирующим признаком недобросовестной конкуренции является противоречие действий хозяйствующего субъекта законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Используемые здесь морально-этические, в основе своей философские категории -- добропорядочность, разумность и справедливость -- оставляют широкий простор для толкования. Кроме того, определением недобросовестной конкуренции предусматривается, что для признания этих действий в качестве правонарушения необходимо учитывать причинение убытков конкуренту либо нанесение вреда его деловой репутации. При этом убытки или вред деловой репутации не обязательно должны быть реальными, достаточно лишь такой потенциальной возможности. В части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции содержится общий запрет недобросовестной конкуренции, а также приводится перечень разнородных действий, сгруппированных в 5 дифференцированных составов, которые принято называть формами недобросовестной конкуренции. Эти действия подлежат запрету независимо от того, отвечают они условиям, установленным в понятии недобросовестной конкуренции, или нет. Вернее, в данном случае не требуется соотносить действия, квалифицируемые как недобросовестная конкуренция в силу статьи 14 Закона о защите конкуренции, с понятием "недобросовестная конкуренция", закрепленным в ст. 4 этого закона. Предусмотренные ст. 14 закона составы правонарушений относятся к прямым нормам, которые применяются непосредственно. В часть 2 ст. 14 Закона о защите конкуренции включены положения, в соответствии с которыми не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Они не содержат примерного состава действий, которые можно было бы квалифицировать в качестве недобросовестной конкуренции. По своей правовой конструкции эти положения близки к нормам ст. 10 ГК РФ, в силу которой не допускается злоупотреблением правом, а также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции. Несмотря на то, что понятие недобросовестной конкуренции по смыслу антимонопольного законодательства не покрывается понятием "ограничение конкуренции", действия хозяйствующих субъектов, нарушающих требования части 2 ст. 14 Закона о защите конкуренции, следует рассматривать как злоупотребление правом в иных формах. Часть 3 ст. 14 Закона о защите конкуренции предусматривает для заинтересованного лица (то есть лица, чьи права нарушены актом недобросовестной конкуренции) возможность направления решения антимонопольного органа о нарушении положений части 2 настоящей статьи в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак в Роспатент для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку. Распространение ложных, неточных или искаженных сведений К первому виду недобросовестной конкуренции Закон о защите конкуренции относит "распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации" (п. 1 части 1 ст. 14). Отметим, что по Закону о защите конкуренции распространение не только ложных, но также неточных или искаженных сведений включено в состав этого правонарушения, что имеет существенное значение для правоприменительной практики, так как "недобросовестные" конкуренты со временем стараются по понятным причинам избегать прямых выпадов, предпочитая действовать завуалированными средствами. При этом дискредитация имеет своей целью привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения недостоверной информации о конкуренте, его товарах и услугах. Несмотря на то, что дискредитация непосредственно направлена против конкретного субъекта либо группы лиц, такие действия могут иметь негативные последствия не только для них: если информация о каком-либо производителе или его товарах окажется лживой, то и потребитель, введенный ею в заблуждение, может понести убытки. Не исключены ситуации, когда субъект распространяет не соответствующие действительности сведения о себе самом и не имеет при этом цели дискредитировать конкурента. С этим подходом следует согласиться, так как в рассматриваемой форме недобросовестной конкуренции квалифицирующими признаками являются: * распространение дефектной информации; * ее способность причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации конкурента. Следовательно, распространение ложных, неточных или искаженных сведений о собственном бизнесе или своих товарах (услугах), если такая информация способна причинить убытки конкуренту, может образовать акт недобросовестной конкуренции именно данного вида. Введение в заблуждение Следующей формой недобросовестной конкуренции является "введение в заблуждение в отношении характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителя" (п. 2 части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции). Введение в заблуждение так же, как и дискредитация конкурента, имеет своей целью привлечение внимания к своим товарам путем распространения недостоверной информации. Однако, в отличие от случаев дискредитации конкурента, здесь речь идет не о выпадах против конкурента, а о недобросовестных заявлениях в отношении собственной продукции. Это одна из наиболее распространенных форм недобросовестной конкуренции. Понятие "введение в заблуждение" не ограничивается заведомо обманными заявлениями. Ввести в заблуждение могут и соответствующие действительности утверждения, если они по тем или иным причинам способны создать ложные представления о товаре. Причем здесь не имеют значение умысел и намерение причинить вред. Некорректное сравнение "Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами" (п. 3 части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции) -- это самостоятельная форма недобросовестной конкуренции. Первоначально в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ст. 10) этот состав содержал существенную оговорку. Указанные действия не допускались в процессе рекламной деятельности хозяйствующего субъекта. Поскольку отношения, связанные с рекламой, регулируются теперь специальным законом, слова: "в процессе рекламной деятельности" из Закона о защите конкуренции исключены. Эта форма недобросовестной конкуренции может проявляться как отдельный (самостоятельный) прием, так и в составе действий, направленных на дискредитацию конкурента либо на введение в заблуждение. В мировой практике наблюдается различное отношение к вопросу допустимости использования сравнений (а по сути -- критики) в конкурентной борьбе. Одни полагают, что критика в отношении конкурента, если она правдива и опирается на факты, полезна для конкуренции. Другие - принципиально отвергают право на критику конкурентов. Французская судебная практика основывается на втором подходе. Наше законодательство о недобросовестной конкуренции, как следует из смысла рассматриваемой нормы, не препятствует правдивой критике конкурентов. Однако относиться к такой критике надо с подозрением, принимая во внимание очевидную заинтересованность конкурентов. Незаконное использование интеллектуальной собственности В качестве недобросовестной конкуренции не допускается "продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг" (п. 4 части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции). Эта форма недобросовестной конкуренции связана с действиями хозяйствующего субъекта, способными вызвать смешение в отношении конкурента, его товаров или деятельности. Такое смешение может возникнуть в результате нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Согласно части 1 ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: * произведения науки, литературы и искусства; * программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); * базы данных; * исполнения; * фонограммы; * сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); * изобретения; * полезные модели; * промышленные образцы; * селекционные достижения; * топологии интегральных микросхем; * секреты производства (ноу-хау); * фирменные наименования; * товарные знаки и знаки обслуживания; * наименования мест происхождения товаров; * коммерческие обозначения. Вопрос о целесообразности применения законодательства о защите против недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности является дискуссионным. Проблема здесь заключается в том, что защита исключительных прав осуществляется через суд способами, предусмотренными ГК РФ. В частности, путем предъявления требования: * о признании права; * о пресечении действий нарушителя; * о возмещении убытков; * об изъятии контрафактного товара и т. д. Какой смысл вмешивать в эти отношения антимонопольный орган, а также дублировать или даже дополнять меры правовой защиты, предусмотренные ГК РФ, санкциями антимонопольного законодательства? В настоящее время возможная коллизия в какой-то степени разрешена законодателем. Так, в силу части 7 ст. 1252 ГК РФ в случаях, когда нарушение исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством. Таким образом, в случае недобросовестной конкуренции потерпевшая сторона вправе выбирать способы правовой защиты, включая и обращение в антимонопольный орган. Незаконное использование информации Последней формой недобросовестной конкуренции, поименованной в части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции, является "незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну" (п. 5 части 1 ст. 14). Данная норма направлена в основном на недопущение недобросовестной конкуренции, связанной с так называемым "промышленным шпионажем". Однако недобросовестной конкуренцией будут считаться использование и распространение также служебной и иной охраняемой законом тайны, так как и в этих случаях возможно приобретение информации, имеющей ценность в конкурентной борьбе. Применение защиты против действий, предусмотренных этим составом правонарушения, тесно связано с правовым регулированием информации. Специальными законами, а также иными нормативными правовыми актами устанавливаются различные правовые режимы для соответствующих видов информации. Само определение информации содержится в Федеральном законе от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (п. 1 ст. 2). Понятие коммерческой тайны закреплено в Федеральном законе от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (п. 1 ст. 3). В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных правовых актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне. Следует назвать Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (с изм. на 23.09.2005 г.). Согласно п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного этим Указом, служебной тайной являются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами. В законодательстве содержание коммерческой тайны определяется достаточно широко. Это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)). При этом тип информации, которую можно рассматривать в качестве коммерческой тайны, зависит от конкретных обстоятельств. Например, по мнению авторов международного исследования ВОИС "Защита против недобросовестной конкуренции", коммерческая тайна включает в себя методы продажи, методы дистрибьюции, формы контрактов, бизнес-планы, детали соглашений по ценам, сведения о потребителях, рекламную стратегию и списки поставщиков или клиентов. Другие формы недобросовестной конкуренции Предусмотренные частью 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции формы недобросовестной конкуренции не исчерпывают всех возможных проявлений этого особого вида конкуренции. В частности, ответом на изменившиеся условия рынка стало включение в ст. 14 Закона о защите конкуренции положений, закрепивших в законе правовую конструкцию новой формы недобросовестной конкуренции. Речь идет о части 2 ст. 14, в силу которой не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации. Кроме того, с 01.01.2008 вступила в силу норма ГК РФ, согласно которой предоставление правовой охраны товарному знаку может быть признано недействительным, если связанные с государственной регистрацией товарного знака действия правообладателя признаны в установленном порядке недобросовестной конкуренцией (п. 6 части 2 ст. 1512 ГК РФ). Применение части 2 ст. 14 Закона о защите конкуренции выявило широкий спектр действий, имеющих своей целью получить необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности в результате злоупотребления правом на приобретение и использование товарных знаков. Эти действия могут быть направлены как на дискредитацию и введение в заблуждение, так и на смешение с конкурентом. При этом следует обратить внимание на то, что категория "недобросовестная конкуренция" не сводится вообще ко всем нарушениям правил конкуренции. Это обособленная правовая категория, наделенная своим строго определенным содержанием. Список литературы 1. Смирнов С.А., - М.: ТОО "КОНТУР", 2004 - 155 стр. 2. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 367с. 3. Дафт Р., Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации", М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 736 с. 4. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 288 с. 5. Мильнер Б.З. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 629с. 6. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003. - 439 с. Практические задания Задача №1 Определить потребность во внешнем финансировании фирмы на планируемый год: Руководство фирмы заложило на планируемый период 5% - рентабельность продаж и 40% - норму распределения чистой прибыли на дивиденды. Фактическая выручка за последний год составила 20 млн. руб., или темп прироста выручки закладывается 20% или 0,2. Расчеты сделать для ситуации полной загрузки производственных мощностей в отчетном периоде. Расчеты показали, что для обеспечения нового объема продаж основные активы фирмы должны возрасти до 7,0 млн. руб. 1) Определим величину выплаты дивидендов на планируемый год 24х0,4= 9,6 млн. руб. 2) определим величину предусматриваемого внутреннего финансирования 24 - 9,6 = 14,4 млн. руб. 3) Определим величину внешнего финансирования 7 - 14,4 = -7,4
|