|
Политические права российских граждан - (реферат)
Политические права российских граждан - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
ПЛАН РЕФЕРАТА 1. Правовой статус личности в Конституции РФ 1993г. 2. Политические права в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина. 3. Система политических прав и свобод. 4. Политические конституционные права и свободы человека и гражданина : а) право на участие в управлении делами государства; право на референдум ; б) право на доступ к государственной службе; в) право на объединение; г) свобода манифестаций; д) свобода слова ипечати; е) право на петиции. 5. Значение политических прав и свобод для человека. 6. Конституционный статус личности в России в настоя щее время. Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина , отраженных в нормах всех отраслей действующего права . Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы . Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом : ” Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рож дения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), за щищаемые государством , составляющие ядро правового
статуса личнотсти . ” [1См. : Е. И. Козлова О. Е. Кутафин Конституционное право России. Юристъ, Москва, 1995, с. 196. ]
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отри цание или умаление других общепризнаных прав и свобод че ловека и гражданина . Об этом говорится в ст. 55 ч. 2 Кон ституции Р. Ф. Глава 2 Конституции Р. Ф. , посвященная правам и свободам человека и гражданина , включает 48 статей (с 17 по 64). Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила М. П. Карева , приняв за основу важнейшие
сферы деятельности человека . [2 Советское государственное право . Москва, 1948 . с. 147-148. ] Ее классификация включала следующие составляющие : а) социально-экономические пра
ва ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы. В дальнейшем государственно-правовая наука , используя классификационные основы , предложенные М. П. Каревой , выработала систему сновных прав и свобод , куда вошли : 1)социально-экономические права и свободы граждан ; 2) политические права и свободы граждан ; 3) личные права и свободы граждан. Наиболее подробно данная проблема исследуется Л. Д. Воеводиным . Автор удачно совместил наименование элементов системы конституцищнных прав и обязаннос тей с основанием приведенной классификации. Ученый выделил следующие группы основных прав , свобод и обязан ностей : 1) права и обязанности граждан в сфере социально-эконо мической и культурной жизни ; 2) права и обязанности граждан в сфере государственной и общественно-политической жизни ; 3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной
свободы . [3Воеводин Л. Д. О формах констит. закрепления свободы личности/Сов. гос-во и право, 1982, N. 4, с. 210-258 . ]
Однако систему основных прав и свобод характери зует не только их группировка , но и те приоритеты , ко торых придерживается Конституция в их последователь ном расположении . Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую идеологию, которой придер живается государство в трактовке сущности концепции правового статуса личности . В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей Дек ларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и граж данина, принятой Верховным Советом Российской Федера ции 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года . В отличие от основных личных прав , которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства . Это различие отражает Конституция, адресуя личные права “каждому”, политические - “гражданам” . В соответствии с Конституцией гражданин Рос сийской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего , касается политических прав и свобод . Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомо чия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; пра во на референдум; право петиций . Вторая группа субъективных прав и свобод, входя щих в систему политических, состоит из правомочий , представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие ин дивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний . Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции . Оно адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо народ не “участвует ” в управлении , а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Консти туции Российской Федерации). Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления . Право на референдум включает в себя не только пра во на участие во всенародном (местном) голосовании , но и право требовать выставления любого вопроса на голосо вание, а также право требовать, чтобы результаты обще народного (местного) обсуждения по этому вопросу учи тывались при принятии окончательного решения по дан ному вопросу(если решение принимается не путем рефе рендума). Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или не набрал необходимого количест ва голосов для его постановки на референдум, а у индивида или группы индивидов возникло желание не просто выра зить свое мнение по определенному вопросу, имеющему об щественное значение, но и воздействовать на деятельность государственных органов по поводу данного явления об щественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом петиций, известным законодательству еще с конца 17 века . Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в осуществлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ). Это право является новой для российской Конституции нормой . Право на равный доступ к государственной служ бе означает равенство исходных возможностей и отсут ствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не следует толковать это право буквально. Во всем мире су ществует система конкурсов, тестирования, собеседований. Так , утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года Положение о федеральной государственной службе предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения , либо в порядке конкурса(пункт 22) , а также регулярные аттестации государственных служащих(пункт 30). Участие граждан России в отправ лении правосудия долгое время имело форму выборов на родных судей и народных заседателей либо участия в рабо те суда в качестве судей и народных заседателей. В нас тоящее время в России осуществляется поэтапное введе ние института присяжных заседателей, назначаемых пу тем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (“виновен - невиновен”) как основы приговора суда. Важным правом , имеющим тесное отношение к учас тию граждан в управлении делами государства , является закрепляемое за каждым право на объединение , включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, никто не может быть принужден к вступлению в какое либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конститу ции РФ). Это право дает гражданам возможность использо вать в указанных целях различные формы совместной ор ганизованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Право на объединение имеют как российские граж дане, так и иностранцы и лица без гражданства (см. часть третью статьи 62), исключением являются политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют только граждане России. Право на объединение не является абсолютным пра вом и может подвергаться определенным ограничениям. Ограничения на пользование правом на объединение уста навливаются Конституцией и федеральными законами. На пример, на основании статьи 56 Конституции РФ отдель ные ограничения права на обьединения могут устанавлива ться в условиях чрезвычайного положения. Одной из политических свобод, входящих в правовой статус советского гражданина, является конституцион ная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демон страций. Что понимается под этими терминами ... Еще в начале века известный английский ученый А. В. Дайси писал, что, ” право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на индивидуальную свободу личности и инди
видуальную свободу слова” [4 Дайси А. В. Основы государственного права Англии. - М. ,1907. ,с. 308. ] . Свобода манифестаций как важный элемент правово
го статуса гражданина представляет собой взаимосвязан ное с другими правами, свободами и обязанностями граж дан субьективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласова ния и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных воп росов повседневной жизни. (Ю. А. Дмитриев) Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстри рует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к обьективно-реалис тическому. Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конститу ция РСФСР 1978г. в первоначальной радакции не устанавли вали каких-либо ограничений на способы реализации назван ной свободы. При формальном закреплении политических прав граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение традиции, винов ного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестрой ки" манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер, исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов и облас тей поспешили принять временные правила организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демон страций, пытаясь восполнить образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили разрешитель ный порядок реализации этой субьективной свободы, воз никло противоречие между нормой Конституции и поло жениями указанных актов. 25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О поряд ке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования ". В нем установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декла рации прав и свобод человека и гражданина , принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан собираться сво бодно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не допускалось использование его для насильственного изменения конституционного строя, разжигания рассовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Этот Указ определил, что до принятия соответ ствующего российского закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в части, не про тиворечащей указанной Декларации. Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламенти рует проведение следующих видов публичных мероприятий: собрания - совместного присутствия граждан в зара нее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов; митинга - формы организованного выражения общес твенного мнения, массовой поддержки резолюций, требова ний и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ; демонстрации - формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни ; шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршру ту ; пикетирования - формы публичного выражения кол лективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, тран спорантов и иных средств наглядной агитации. В основе механизма правового регулирования любой конституционной политической свободы граждан должна лежать норма Конституции. Что касается свободы слова и печати, то к сожалению, она регулируется действующей Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в ста тье 29 получили закрепление права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и убеждений и право искать, получать и свободно распрост ронять информацию. Часть пятая статьи 29 гарантирует запрет цензу ры. Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации". Вместе с тем в Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Собственно свобода печати Конституцией не урегу лирована. Можно, конечно, обосновать отсутствие упомина ния о свободе печати тем обстоятельством, что она яв ляется частным проявлением свободы выражения своих мнений. Но этот аргумент не соответствует междуна родно-правовым обязательствам России. Международный пакт о гражданских и политических правах в числе спосо бов выражения мнения указывает использование печати
как самостоятельное правомочие граждан. [5 Права человека. Сборник международных документов. М. ,1986. с. 56. ] Рассмотрим право на петиции. Это право на участие
также не лучшим образом урегулировано действующим за конодательством . Достаточно отметить, что Консти туция РФ даже не употребляет термин "петиции", заме няя его громоздким определением "личные и коллективные обращения в государственные органы и к должностным ли цам"(ст. 33). Что же касается текущего законодатель ства, то здесь до сих пор действует архаичный акт - Указ Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4мар та 1980г. "О порядке рассмотрения предложений, заявле
ний, жалоб граждан ". [6 Ведомости Верховного Совета СССР, 1980. номер11, ст. 192. ] При этом, кроме месячного срока для рассмотрения обращений и установления запрета на
рассмотрение аналогичных писем и направление жалоб лицу, на которое жалуется заявитель, иных принципиаль ных положений он не содержит. Стоит отметить, что в России действует доста точно демократичный Закон "Об обжаловании в суд дейст
вий и решений, нарушающих права и свободы граждан". [7Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, номер19, ст. 685. ]
Однако им регулируется только судебный порядок рассмо трения петиций, и проблема остается не решенной. Таким образом, политические права и свободы граж дан можно рассматривать в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возмож ностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как активно воздействовать на организацию и деятель ность государства и его органов, иных субьектов полити ческой системы, то есть политическую область обществе нных отношений, так и участвовать в социальной жизни общества. Конституционный статус личности в России - одно из важнейших достижений на пути преобразования общес тва. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма , строит правовое государство. Многое сделано в сфере политичес ких прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, дея тельности общественных организаций. Однако в целом кон ституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод челове ка, несомненно, отражает переходный характер современ ного этапа развития российского общества. Но "списывать" слабости и недостатки только на это было бы неверно . Свою негативную роль играют другие факторы: все еще не преодоленное неуважение к правам и свободам человека, от сутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страда ющего от декларативности, а также от слабости соот ветствующих государственных структур. Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа действий в облас ти прав человека. Это скоординированный план государс твенных усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России. Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прог рессивных сил российского общества. Необходим строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ю. А. Дмитриев А. А. Златопольский "Гражданин и власть" , Москва, 1994 , стр. 19-42. 2. Конституция Российской Федерации. Коммента рий. Москва, "Юридич. литература", 1994.
3. Ю. А. Дмитриев "Свобода манифестаций в СССР" Москва , Независимое издат. "Манускрипт", 1991,
стр. 24-41. 4. Е. И. Козлова О. Е. Кутафин "Конституционное право России", Москва, "Юристъ", 1995, стр. 203-214.
|
|